Что является придомовой территорией многоквартирного дома

Основные требования к придомовой территории

Что является придомовой территорией многоквартирного дома

Что является придомовой территорией многоквартирного дома

Проживая в многоквартирном доме, нам очень важно, чтобы двор был чистым, зеленым, в нем было приятно гулять и проводить время.

Согласно действующему законодательству придомовая территория является собственностью жильцов. Жилищный кодекс обязывает каждого владельца содержать эту территорию в надлежащем состоянии.

Это означает, что жильцы имеют полное право распоряжаться, фактически, собственной территорией с выгодой для себя. Так, товарищество собственников жилья вполне может сдавать часть земли в аренду, а прибыль использовать для обустройства и развития мест общего пользования. Именно жильцы могут решать – займет ли свободное пространство дополнительная детская площадка, или, например, гостевая стоянка автотранспорта.

Для управления придомовой территорией жильцы дома заключают договор с управляющей компанией или создают товарищество собственников жилья.

Однако, существуют определенные правила, придерживаться которых обязаны любые организации, которые распоряжаются землёй, примыкающей к дому.

В любом дворе должно быть предусмотрено четкое функциональное зонирование придомовой территории с размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.

При озеленении двора тоже необходимо соблюдать определенные правила. Например, расстояние от стен жилых домов до оси стволов деревьев с кроной диаметром до 5 м должно составлять не менее 5 м. Для деревьев большего размера расстояние должно быть более 5 м, для кустарников — 1,5 м. Высота кустарников не должна превышать нижнего края оконного проема помещений первого этажа. Это обеспечивает достаточную инсоляцию квартиры и сохранение целостности фундамента и отмостков жилого дома.

Если же деревья растут ближе 5 м от стены Вашего дома, или кустарники перекрывают оконный проем, это повод обратиться в письменном виде в управляющую компанию Вашего дома, которая, в свою очередь обращается в департамент природопользования и охраны окружающей среды для получения порубочного билета и проведения необходимых работ на придомовой территории.

Допускается наличие во дворе гостевых парковок (бесплатная стоянка автотранспортных средств жильцов дома и их гостей). Однако производить мойку автомашин, слив топлива и масел, регулировать звуковые сигналы, тормоза и двигатели на территории жилых домов, устраивать парковку на газонах и тротуарах запрещается.

Также нельзя допускать, чтобы Ваш двор использовался для транзитного движения транспорта.

Многие жильцы думают, что эту проблему решить невозможно. Но это не так. Достаточно провести собрание жильцов, где будет принято решение, установить шлагбаум или столбики, препятствующие въезд на тротуары, а также получить разрешение администрации (управы района) и согласовать со службой государственного пожарного надзора, ОГИБДД и коммунальной службой установку технических средств, контролирующих проезд транспорта во двор.

Часто перед подъездами домов или на пешеходных дорожках отсутствует или частично нарушено твердое покрытие (асфальт, тротуарная плитка или другое), в связи с чем отсутствует возможность свободного стока талых, ливневых вод и образуются лужи.

Следить за состоянием твердого покрытия двора тоже входит в обязанности управляющих компаний.

Уборка территории должна проводиться ежедневно, включая (в теплое время года) — полив территории. Уборка и выкашивание газонов, прочистка ливневой канализации должны проводиться по мере необходимости или согласно договору. В зимнее время, помимо ежедневной очистки территории от снега, должны проводиться антигололедные мероприятия (удаление, посыпание песком, антигололедными реагентами и другое).

Территория дворов жилых зданий должна быть достаточно освещена в вечернее время суток, над подъездом должны быть установлены светильники.

При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения, поэтому контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно, независимо от их наполнения.

Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при «несменяемой» системе не реже одного раза в 10 дней, при «сменяемой» — после опорожнения), деревянные сборники — дезинфицировать (после каждого опорожнения).

Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления в бункере-накопителе, но не реже одного раза в неделю.

Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

На территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок (за исключением гостевых парковок).

В случае недобросовестного выполнения своих обязанностей управляющей компанией, жильцы вправе обратиться в суд и добиться либо снижения оплаты, либо выполнения всего перечня работ с надлежащим качеством. Кроме того, жильцы могут подать жалобу в органы Роспотребнадзора, Государственную жилищную инспекцию, либо в любой другой орган исполнительной власти по принадлежности.

Споры о праве на придомовую территорию

Новый всплеск интереса к вопросу о правах жильцов многоквартирных домов (далее – МКД) на придомовую территорию вызвало апелляционное определение Московского городского суда от 14 июля 2020 г. по делу № 33-24329/2020. Жители района «Останкино» г. Москвы обратились с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы и Казенному предприятию г. Москвы «Управление гражданского строительства» о частичном оспаривании договора безвозмездного пользования земельным участком площадью 8600 кв. м., предоставленным для строительства гимназии (снос и новое строительство) в рамках программы реновации.

Суд первой инстанции отказал гражданам в удовлетворении иска по той причине, что земельный участок под домом не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и находится в собственности города. Следовательно, он не относится к общему имуществу МКД, поэтому его жильцы лишены возможности владеть и пользоваться участком.

С этими выводами не согласился Мосгорсуд, указав, что Департамент городского имущества г. Москвы как представитель органа государственной власти по распоряжению имуществом столицы не вправе распоряжаться землей, предоставленной под строительство и эксплуатацию МКД, в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под указанным многоквартирным домом. В свою очередь, истцы как собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, – т.е. в тех границах, в которых придомовая территория была ранее в установленном законом порядке определена до ее образования в результате межевания.

Отсутствие кадастрового учета земельных участков под МКД – частое явление, встречающееся повсеместно. Это обусловлено тем, что массовое жилищное строительство проводилось еще в советские годы, а системы кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимое имущество были введены только к концу 90-х гг. ХХ в. Таким образом, в сведениях ЕГРН в настоящее время содержится информация лишь о тех земельных участках, которые были образованы после создания указанной системы.

Новых домов эта проблема практически не касается, так как после вступления в силу Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.) 1 дом нельзя ввести в эксплуатацию, если участок под ним не сформирован (не поставлен на государственный кадастровый учет) 2 .

Отметим, что выводы Мосгорсуда не являются принципиально новыми, а лишь повторяют изложенную в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 (ред. от 23 июня 2015 г.) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» позицию, следование которой, кстати, является для нижестоящих судов обязательным. Решения с аналогичной правовой позицией принимались и ранее. 3

Особенно часто споры о правомерности установления границ земельных участков, образующих придомовую территорию, а также о праве распоряжения ими публично-правовыми образованиями (городом федерального значения, муниципалитетом) возникают в случае проведения строительства по программе «Реновация» в Москве.

Такие споры можно разделить на четыре большие категории:

  • о праве распоряжаться придомовой территорией МКД;
  • об отказе публично-правового образования (города федерального значения, муниципального образования, в чью компетенцию входит соответствующий вопрос) обеспечить формирование земельного участка, на котором расположен МКД;
  • об отказе публично-правового образования выполнить работы, необходимые для формирования участка;
  • о границах участков, предназначенных для размещения МКД.

Для ответа на вопрос о том, как избежать указанных проблем, следует сначала определиться, о каком участке и какой придомовой территории идет речь.

Что понимается под земельным участком жилого дома и придомовой территорией

Это земельный участок, на котором расположен МКД с элементами озеленения и благоустройства, а также размещены иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Границы и размер (площадь) участка, на котором расположен дом, определяются органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, а также требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Отметим, что в случае формирования земельного участка под МКД вероятно определение его границ в соответствии с фактически сложившимся землепользованием. Об этом ранее высказалась Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в Кассационном определении от 27 мая 2020 г. № 89-КАД20-1-К7. При этом важное значение имеет срок фактического землепользования территорией, на которой расположен МКД 4 .

Читайте также  Параметры теплоносителя системы отопления многоквартирного дома

В соответствии с судебной практикой образуемый под домом земельный участок должен включать: объекты благоустройства дворовой территории, газгольдер, хозяйственную площадку для сушки белья, почтовые ящики, детскую и спортивную площадки, озеленение 5 .

Для обоснования границ формируемого участка жильцы МКД могут опираться на Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденные Приказом Минстроя России от 7 марта 2019 г. № 153/пр, а также Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденные Приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 г. № 59. Согласно судебной практике кондоминиум является гарантией прав собственников на приобретение земельного участка, занятого домом.

Если границы участка под МКД не сформированы…

Основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 мая 2010 г. № 12-П (далее – Постановление КС № 12-П) указал, что для обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах в ЖК РФ закреплено общее правило о принадлежности участка собственникам помещений в расположенном на нем доме (ч. 1 и 2 ст. 36 Кодекса). При этом во Вводном законе определены специальные порядок и условия перехода такого участка в общую долевую собственность собственников помещений в МКД, который на нем расположен.

В соответствии с указанным порядком переход земельного участка в общую долевую собственность связан с завершением процесса его формирования и проведения государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов госорганов или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности, как и госрегистрации права общей долевой собственности на участок в ЕГРН не требуется.

Если участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, земля под МКД является собственностью соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в доме вправе владеть и пользоваться данным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества. При определении пределов правомочий собственников помещений в МКД по владению и пользованию указанным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

Таким образом, если участок под жилым домом не поставлен на кадастровый учет, это не лишает собственников помещений в нем права использовать придомовую территорию, в том числе под установку ограждений и шлагбаумов (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г. по делу № 33 11827/2016).

С момента формирования участка и его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).

Согласно ст. 305 ГК РФ в указанных случаях собственники помещений как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав владения и (или) пользования данным участком, в том числе от его собственника. Они вправе также оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен жилой дом, разработке документации по планировке территории (ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ), а также предшествующие распоряжению участком действия – в частности, решения о предоставлении участка для строительства, о проведении торгов по продаже участка или права на заключение договора его аренды и т.д.

Если в результате таких действий госоргана у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации МКД, собственники помещений в доме могут обратиться в суд с иском об оспаривании соответствующего права третьих лиц или об установлении границ участка.

Формирование участка под МКД

Позиция, изложенная в Постановлении КС № 12-П, состоит в том, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, в общую долевую собственность собственников помещений необходимо и достаточно формирования данного участка органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, а также постановки участка на кадастровый учет — при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении участка, ни госрегистрации права общей долевой собственности на него в ЕГРН не требуется.

Согласно подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного МКД (Письмо Росреестра от 11 апреля 2018 г. № 14-03826-ГЕ/18 «О возможности образования земельного участка» вместе с Письмом Минэкономразвития России от 6 марта 2018 г. № Д23и-1133).

В иных случаях образование участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения участка (участков) на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания.

При этом границы участков под МКД должны учитывать земли общего пользования и не должны их пересекать. Исходя из п. 12 ст. 85 ЗК РФ территориями общего пользования являются участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В противном случае такой проект межевания может быть оспорен (см., например, Кассационное определение ВС от 22 мая 2019 г. № 67-КА19-1).

Следует также обратить особое внимание на необходимость соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, направленных на формирование участка под МКД. Кроме того, должны быть проведены полное обследование, а также объективная и всесторонняя оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и допустимости планировочной обособленности выделяемых участков, а проект межевания территории, в соответствии с которым образуется участок, должен пройти публичные слушания (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 6 августа 2019 г. № 5-КГ19-140).

Вместе с тем обращение любого собственника помещений в МКД в госорганы с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом, должно рассматриваться как основание для формирования участка и его кадастрового учета, что не отменяет необходимости формирования и кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление КС № 12-П).

Поскольку формирование участков, на которых расположены МКД, относится к области публичных правоотношений, госорганы, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования участка имеются все предусмотренные законом основания (апелляционное определение Мосгорсуда от 28 мая 2019 г. по делу № 33а-2886; кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 февраля 2020 г. № 88а-1594/2020).

Указанные действия (бездействие) госоргана могут быть оспорены собственниками помещений. Конкретная процедура оспаривания будет зависеть от способа управления МКД (ТСЖ, управляющая компания и др.).

1 Статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон).

2 Часть 6 ст. 16 Вводного закона.

3 Апелляционное определение Московского областного суда от 6 апреля 2015 г. по делу № 33-7685/2015, 33-7992/2015; Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

4 Определение ВАС РФ от 1 октября 2012 г. № ВАС-12039/12 по делу № А66-10449/2010.

5 Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

Оформление земли в собственность

У нас квартира в двухквартирном доме. Соседи в 2005 году без межевания присоединили свою половину земельного участка к дому, а в 2013 продали квартиру вместе с землей. Есть кадастровый номер. Теперь мы продаем квартиру, но нашу половину земли оформить не можем, так как дом признан многоквартирным. Как оформить собственность на землю?

Поскольку дом признан многоквартирным (МКД), то собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен МКД, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», далее – Закон о введении в действие Жилищного кодекса РФ).

Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом автора вопроса, образован до введения в действие Жилищного кодекса РФ (до 1 марта 2005 г.) и в отношении этого участка проведен государственный кадастровый учет, то он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД.

Читайте также  Где посмотреть кадастровую стоимость дома

В случае если земельный участок, на котором расположен МКД, не образован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, любой собственник помещения в МКД вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 2 и 3 ст. 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ).

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен МКД, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Доли всех собственников квартир признаются пропорциональными площади принадлежащих помещений, т.е. чем больше размер квартиры, тем больше и размер доли в праве на общее имущество в виде земельного участка.

Образование земельного участка, на котором расположен МКД, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые должны совершить необходимые действия, в том числе утвердить проект межевания территории, подготовить межевой план земельного участка и обратиться в Росреестр с заявлением о постановке данного земельного участка на государственный кадастровый учет.

С 30 апреля 2021 г. с заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа (ч. 4 ст. 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ).

Если у вас отсутствует утвержденный проект межевания территории, который необходим для определения границ образуемого участка под МКД, то образование земельного участка возможно в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Поэтому отсутствие проекта межевания территории, а также нехватка средств в местном бюджете не может являться основанием для отказа органов местного самоуправления в формировании земельного участка под МКД. Данная позиция также подтверждена и судебной практикой.

Согласно ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в МКД одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома.

Следует учитывать, что государственная регистрация права долевой собственности на общее имущество МКД, в том числе на земельный участок под ним, регистрируется без указания имен собственников помещений в МКД и размеров принадлежащих им долей в праве долевой собственности.

Таким образом, после того, как будет образован земельный участок под многоквартирным домом и придомовой территорией рядом с ним, автор вопроса будет продавать квартиру с пропорциональной ей долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в доме (в том числе соразмерной долей на земельный участок, расположенный под МКД, и придомовой территорией рядом).

Энциклопедия решений. Содержание придомовой территории многоквартирного дома

Содержание придомовой территории многоквартирного дома

Жилищным кодексом РФ придомовая территория отнесена к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме (далее — дом). Соответственно, на придомовую территорию устанавливается режим общей долевой собственности собственников помещений в доме (ст. 36 ЖК РФ).

Придомовую территорию следует рассматривать как территорию, прилегающую к жилым зданиям и находящуюся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченную по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями (см. апелляционное определение СК по административным делам Самарского областного суда от 16.09.2016 по делу N 33а-11524/2016, письмо Роспотребнадзора от 07.12.2011).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, пп. «е», «ж» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее — Правила N 491) на придомовой территории размещаются элементы озеленения и благоустройства дома, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки. Указанные объекты размещаются в границах земельного участка, на котором расположен дом.

Использование придомовой территории и элементов благоустройства является правом всех собственников (ст.ст. 36, 44 ЖК РФ). Принятие решений о пределах использования, в том числе введение ограничений пользования придомовой территорией, относится к компетенции общего собрания собственников (п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Если кто-либо из собственников не участвовал в общем собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы, он вправе в течение шести месяцев обжаловать это решение в судебном порядке. При этом срок для обжалования начинает исчисляться со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).

Несение бремени расходов по содержанию придомовой территории возложено на собственников в виде платы за содержание общего имущества (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ). При этом доля обязательных расходов собственника на содержание придомовой территории определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество в доме (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ). Эта доля пропорциональна размеру общей площади принадлежащего собственнику помещения (ч. 1 ст. 37 ЖК РФ).

Жилищное законодательство не ставит обязанность собственника по оплате расходов на содержание придомовой территории в зависимость от факта формирования земельного участка под домом и регистрации права на него (см. постановление ФАС Поволжского округа от 27.06.2013 N Ф06-4363/13, определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 18.02.2015 по делу N 33-1276/2015). Как разъяснено в п. 67 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22, если земельный участок под многоквартирным домом не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, собственники вправе владеть и пользоваться земельным участком под этим домом в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

В соответствии с п. 11 Правил N 491, п.п. 24, 25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, содержание придомовой территории в зависимости от природно-климатических условий расположения дома включает в себя:

1) уборку и санитарно-гигиеническую очистку, в том числе:

а) работы, выполняемые на придомовой территории в холодный период года:

— очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см;

— сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;

— очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);

— очистка придомовой территории от наледи и льда;

— очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка;

— уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд;

б) работы, выполняемые на придомовой территории в теплый период года:

— подметание и уборка;

— очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов;

— уборка и выкашивание газонов;

— прочистка ливневой канализации;

— уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка;

2) содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок;

3) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома объектами, расположенными на придомовой территории;

4) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого дома объектов, расположенных на придомовой территории.

Порядок уборки придомовой территории предусмотрен также п. 3.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.

Требования по содержанию придомовых территорий устанавливаются правилами благоустройства территорий, утверждаемых органами местного самоуправления муниципальных образований (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В качестве примера можно привести Правила благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденные решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61, п.п. 93-100.1 которых установлен порядок содержания придомовых территорий.

Содержание придомовой территории осуществляется управляющей организацией в соответствии с договором управления домом. Управляющая организация отвечает перед собственниками за нарушение своих обязательств по надлежащему содержанию придомовой территории в соответствии с законодательством РФ и договором (п. 42 Правил N 491, см. также решение ВС РФ от 06.12.2011 N ГКПИ11-1629, постановление Тринадцатого ААС от 30.11.2016 N 13АП-26561/16).

УО и благоустройство дворовой территории

Минстрой РФ продолжает работать над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ». На сайте ведомства, в разделе «Документы», можно найти интересную инфографику, в которой представлены принципы благоустройства дворовых территорий.

Читайте также  Как оформить квартиру в собственность по дарственной

Предлагаем отвлечься от обсуждения постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 и обратиться к вечному – содержанию общего имущества в МКД.

Земельный участок в составе общего имущества

Дворовая территория – источник вечных споров между собственниками помещений и управляющими организациями. Земельный участок входит в состав ОИ в МКД, если сформирован под МКД и поставлен на кадастровый учёт.

Чаще всего придомовая территория находится в собственности жильцов МКД. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, придомовая территория входит в состав общего имущества в МКД, поэтому собственники помещений МКД должны оплачивать её содержание и благоустройство.

Управляющие же организации за эти деньги содержат придомовую территорию в надлежащем порядке.

Земельный участок под МКД – придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства, которая относится к объектам общего имущества в МКД (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Это общедолевая собственность, поэтому не может стать чьим-то частным владением.

Границы и размер придомовой территории определяются исходя из требований земельного и градостроительного законодательства (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Согласно п. 4 ст. 37 ЖК РФ, их могут изменить только собственники на ОСС, приняв решение о проведении реконструкции.

Кто отвечает за благоустройство придомовой территории

В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФуправляющая организация по договору управления обязуется:

  • выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД,
  • создавать благоприятные и безопасные условия для проживания граждан,
  • предоставлять КУ потребителям в МКД,
  • производить работы и оказывать услуги по содержанию и ремонту ОИ в МКД.

Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества, утверждённых ПП РФ N 491, управляющая организация в том числе:

  • убирает и проводит санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, земельного участка, который входит в состав ОИ,
  • собирает и вывозит ТКО и ТБО,
  • ухаживает за элементами озеленения и благоустройства, объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД.

Но это всё не относится к земельным участкам, не входящим в состав общего имущества в МКД. Перечисленные действия в таком случае осуществляют собственники земельных участков.

Благоустройство дворовой территории

Предлагаем изучить, какие принципы благоустройства дворовой территории выделяет Минстрой РФ. Прежде всего ведомство отмечает, что все дворы России объединяет ряд проблем:

  • нет чётких границ между общегородской территорией и двором,
  • не хватает парковочных мест,
  • не настроено освещение,
  • не развита инфраструктура для разных групп пользователей,
  • не предусмотрены площадки для выгула домашних животных,
  • климатический дискомфорт.

Выделяют шесть типов дворов: с исторической, низкоэтажной, среднеэтажной, среднеэтажной микрорайонной, высокоэтажной микрорайонной и современной высокоэтажной застройкой.

Если вы озабочены благоустройством дворовой территории, то Минстрой РФ рекомендует начать с разграничения частного и общественного пространства двора. Это необходимо для обеспечения комфорта и безопасности различных групп населения.

Для этого необходимо обозначить вход во двор: поставить элементы навигации, фонари. Сформировать периметр двора, причём не обязательно с помощью забора, лучше всего – насадить зелёное ограждение. После – организовать основные и второстепенные проезды, обустроить входы в подъезды: построить пандусы, велопарковки и т.д.

Следующий шаг для формирования комфортной дворовой территории – обустройство парковок. Минстрой РФ рекомендует организовать плоскостную парковку для жильцов дома и линейные – для гостей. Количество парковочных мест рекомендуется обсуждать вместе с собственниками. Обязательно необходимо предусмотреть парковочные места для инвалидов.

Для улучшения освещения дворов нужно установить дополнительные фонари:

  • у входа в дом (5–7 метров),
  • на детских и спортивных площадках (7–9 метров),
  • у проездов (7 метров).

Первая группа пользователей, о которой стоит проявить заботу – дети. Для их разностороннего развития необходимо организовать детские площадки, которые отвечали бы потребностям разных возрастных групп: 0–3 года, 3–7 лет, 7–12 и 12–15 лет.

На детских площадках должны быть установлены:

  • урны,
  • информационный стенд,
  • живая изгородь,
  • мягкие покрытия,
  • места для сидения,
  • навес,
  • настольные игры,
  • тематические игровые комплексы,
  • элементы для активных игр и т.д.

Площадки для взрослых должны быть ориентированы как на занятия спортом, так и на спокойный отдых – включать места для уличных тренажёров, настольного тенниса, настольных игр.

Обустройство площадок для выгула домашних животных должно повысить санитарное состояние территории и безопасность для жильцов. Такие площадки могут быть неогороженными и огороженными.

На неогороженной площадке необходимо установить информационный стенд, урны, места для сидения и мягкое покрытие. На огороженных – дополнительно поставить калитку.

Экологизация городского пространства

Ещё одна важная и нужная вещь – озеленение территории. Это прямая обязанность управляющих организаций, если, конечно, земельный участок входит в состав общего имущества в МКД.

Новые деревья и кустарники должны повысить уровень климатического контроля и защитить от:

  • шума и ветра,
  • солнца,
  • выхлопных газов.

Разумеется, перечисленное выше не означает, что вся ответственность ложится на плечи управляющих организаций. Над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ» работает коллектив из муниципальных властей, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и ЖК и жильцов.

Пространство двора ограничено, поэтому не стоит пытаться вместить в него всё. В каждом случае это индивидуальный проект и решения. Важно, что такие решения принимаются совместно с жителями домов.

Порядок разработки проекта благоустройства дворовой территории таков:

  • вначале определяется тип двора,
  • проводится зонирование площадки,
  • вместе с жителями обсуждается концепция благоустройства,
  • совместно разрабатывается и утверждается проект,
  • проект реализуется также совместными силами.

Как добиться благоустройства придомовой территории?

Вопрос благоустройства придомовой является одним из самых актуальных для жителей, поэтому в нашем материале мы постараемся рассказать, что это такое и как ее добиться.

Что такое благоустройство придомовой территории?

Благоустройство придомовой территории включает в себя большое количество разных работ, в том числе озеленение, установку детских площадок, мероприятия по ландшафтному дизайну, освещение, а также в целом работы по поддержанию территории в чистом и ухоженном виде.

До ввода дома в эксплуатацию создание комфортной среды вокруг дома является задачей застройщика. Но после того, как дом построен, дальнейшее развитие придомовой территории становится ответственностью местных властей и собственников.

Как правило, владельцы помещений перепоручают эту деятельность управляющим компаниям и ТСЖ, которые занимаются благоустройством за счет коммунальных платежей. Но зачастую этих средств оказывается достаточно только для проведения мелких работ, например, окрашивания лавочек или поручней. В подобной ситуации благоустройство финансируется по остаточному принципу.

Что входит в благоустройство придомовой территории?

Элементы благоустройства могут быть разными, исчерпывающего списка нет. Главная цель – сделать территорию чистой, опрятной и современной. Среди основных элементов благоустройства:

Освещение;

Обустройство детских площадок;

Элементы озеленения;

Парковка;

Установка контейнеров для мусора;

Другие виды работ.

Какие программы благоустройства придомовой территории существуют?

В большинстве случаев вопрос благоустройства придомовой территории находится в компетенции местных органов власти. В каждом субъекте есть свои программы по развитию городской среды.

Например, в Москве действует проект «Активный гражданин», с помощью которого каждый житель столицы может принять участие в создании проекта благоустройства. Аналогичный проект реализуется в Республике Саха (Якутия), а также в Республике Татарстан.

Кроме того, на федеральном уровне до 2021 году осуществлялась программа «Формирование комфортной городской среды». В рамках данной программы выделялось финансирование субъектам на цели благоустройства. Некоторые программы субъектов до сих пор реализуются за счет этой программы.

Какие дома включаются в программу благоустройства?

Вопрос решается индивидуально в каждом субъекте. Будет ли включен конкретный дом в программу благоустройства на следующий год зависит от года постройки, внешнего вида, аварийности и других факторов. Так, обычно не включают в программу дома, которые:

Признаны аварийными и подлежат сносу;

Рядом планируется замена инженерных коммуникаций;

Рядом находится новостройка;

Работы, которые запланировали жители, уже были реализованы в рамках бюджетных средств.

Как включить дом в местную программу и инициировать благоустройство?

Включить дом в программу может сама администрация города. Также заявку на включение дома в программу может подать любой житель, для этого нужно сделать следующее:

Шаг 1. Проверить на сайте администрации, включен ли дом в программу. Если да, то можно выяснить сроки реализации.

Шаг 2. Если дом не включен в программу, тогда любой житель дома может подать заявку на включение. Для этого нужно собрать инициативную группу и подписи соседей, что они согласны на благоустройство придомовой территории. Именно жители решают, как именно будет осуществляться благоустройство. Они рисуют план и определяют перечень желаемых работ.

Шаг 3. Организовать общее собрание собственников и провести голосование. Две трети жителей должны изъявить согласие. По итогу собрания формируется перечень документов, а именно:

заявление о включении в программу;

Шаг 4. Подать заявку в местную администрацию и ждать решения о включении дома в план благоустройства на следующий год. Списки включенных объектов можно найти на сайте администрации.

Шаг 5. Благоустройство будет произведено в соответствии с подготовленным дизайн-проектом.

Мария Кравченко/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с покупкой, продажей и оформлением недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Мария Кравченко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AFINA-VOLGA.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: