Как расслужебить служебную квартиру

Перевод служебного помещения из собственности военного ведомства в муниципальную - процесс весьма длительный и тернистый. В большинстве случаев такие ситуации удаётся разрешить только через суд

Как расслужебить служебную квартиру

Как расслужебить квартиру военнослужащему

Многим военнослужащим, прожившим ни один год в служебной квартире, становится непросто с ней распрощаться, поскольку они привыкают к району, планировке, соседям, инфраструктуре и к другим немаловажным моментам. Вплоть до того, что иной жилплощади не имеется. В таком случае они решают оставить жилье за собой после окончания военной службы, переведя его сначала в муниципальную собственность, а потом оформив на себя. Чтобы разобраться в ситуации необходимо рассмотреть, можно ли расслужебить ведомственную квартиру и что для этого необходимо?

Понятие служебной жилплощади

Что мы подразумеваем под словосочетанием «расслужебить квартиру»? Начнём с того, что Федеральный закон «О статусе военнослужащих», а также Жилищный кодекс РФ не дают определения понятию «служебное жилое помещение».

В статье 93 ЖК РФ есть только информация о назначении жилого помещения. Где сказано, что такие помещения предназначены для проживания лиц в связи с особенностями их трудовых отношений с органом государственной власти определённого уровня в связи с тем, что эти лица проходят службу в соответствии с их назначением на государственную должность.

Следовательно, служебным жильём будет считаться создание государством соответствующих условий для проживания военнослужащих на время прохождения ими военной службы. Давайте же разберёмся, как расслужебить и приватизировать квартиру?

Приватизация служебной жилплощади

В соответствии с положениями статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» военнослужащий, проживающий в государственном или муниципальном помещении по договору о социальном найме помещения при согласии всех членов семьи, достигших четырнадцатилетнего возраста, имеет право приобрести такое жилье в собственность, законно расслужебив квартиру.

Поскольку военные (включая уволенных и членов их семей) имеют право на безвозмездное оформление в собственность занимаемых ими жилых помещений, за исключением служебных помещений и квартир закрытых военных городков, они могут расслужебить квартиру МО.

Как же военнослужащему расслужебить служебную квартиру? Для этого он должен поменять статус жилища и оформить его передачу в муниципальную собственность. Вследствие этого, место проживания гражданина, проходящего военную службу, утратит статус служебного, благодаря чему может быть передано лицам по договору социального найма.

В целом, такая процедура, как бесплатная приватизация жилья военнослужащими, занимает немало времени.

Куда обращаться с заявлением?

Для того чтобы служебное жильё, выделяемое военным при прохождении военной службы, можно было приватизировать, необходимо обратиться к собственнику с заявлением о его переведении из специализированного, ведомственного помещения в муниципальное, то есть документально оформить статус занимаемой жилплощади.

В данном случае собственником будет являться Министерство обороны в лице командира войсковой части, к которому необходимо будет обратиться с рапортом. Формы этого рапорта не существует, но для его удовлетворения необходимо в нем чётко указать свои требования, подкрепив это ссылками на законодательство и приложив необходимые документы.

В случае отказа – потребуется обращение в суд с обжалованием такого решения. Важно в этом случае не пропустить установленный законом трёхмесячный срок.

Решив вопрос, как ведомственное помещение перевести в муниципальное, и завершив данный процесс, военнослужащий заключает договор о социальном найме с муниципалитетом, после чего можно будет приватизировать квартиру.

Важные нюансы

Собираясь реализовать своё право на жилплощадь путём приватизации служебного помещения, каждый военнослужащий должен помнить некоторые важные нюансы:

  • квартира, подлежащая приватизации должна соответствовать требованиям и нормам, предъявляемым жилищным законодательством и иными актами по жилью, предоставляемому военнослужащему в собственность;
  • приватизируемая жилплощадь не должна находиться на территории закрытого военного городка;
  • военный, желающий снять ограничения с ведомственной квартиры, должен быть в соответствии с законодательством РФ признан нуждающимся в улучшении жилищных условий;
  • военнослужащий должен иметь законное право на приобретение жилища в собственность (например, продолжительность службы – 20 лет, увольнение по ОШМ, состоянию здоровья при стаже в 10 лет и т.п.).

В чем сложность процедуры?

Лицо, пользующееся служебным жилым помещением из специализированного жилищного фонда, должно помнить некоторые свои обязанности:

  1. Использовать его по назначению;
  2. Бережно к нему относиться;
  3. Своевременно платить причитающиеся платежи;
  4. Проводить за собственный счёт текущий ремонт;
  5. Не получив специальных на то разрешений, не осуществлять перепланировки.
  6. Возмещать все причинённые убытки и т.д.

Сложность перевода служебного помещения в муниципальный жилищный фонд состоит в том, что такой порядок не нашёл законодательного отражения в Российском правовом пространстве. Проще говоря, нормативно-правового акта, регулирующего данный вопрос, нет.

Практика же показывает, что военнослужащие должны подавать заявление в администрацию предприятия, т.е. командованию воинской части (или иной военной организации), и только получив согласие командования, осуществляется такой перевод жилья.

Вместе с этим, на положительный исход в разрешении данного вопроса сложно рассчитывать, изучив содержание Постановления Конституционного суда РФ № 13-П от 24.10.2000 года.

Там говорится о том, что поскольку отсутствует законодательно определённые критерии запрета на расслужебливание жилья, правоприменители на местах не редко злоупотребляют полномочиями и лишают прав граждан на жилье.

Таким образом, видно, что служебное жилье военных, ранее находящееся в государственной собственности и закреплённое за государственным предприятием или учреждением на праве оперативного управления или хозяйственного ведения и переданные в будущем в собственность муниципалитетов – может быть законно оформлено этими военнослужащими в собственность в порядке приватизации.

Как расслужебить квартиру, если нет договора соцнайма?

– Как расслужебить квартиру, если нет договора соцнайма?

Отвечает генеральный директор «Юридического бюро № 1» Юлия Комбарова:

Согласно пункту 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизировать служебную жилплощадь нельзя. Проживание на такой жилплощади по закону является временным. Сотрудник и члены его семьи проживают в служебной квартире на всем протяжении действия трудовых отношений на основании договора найма. Можно приватизировать служебное помещение, если оно передано на баланс городских администраций. После передачи такие помещения утрачивают статус служебных и предоставляются гражданам на основе договоров социального найма. Приватизация их возможна без всяких условий, поскольку они становятся муниципальными.

Если помещение находится на балансе организации, то его приватизация зависит исключительно от доброй воли руководителей данной организации. Иногда жилье может быть передано после долгих лет работы на предприятии либо предприятие само заинтересовано снять низколиквидное жилье со своего баланса.

Процедура приватизации служебного жилья несколько длительнее, чем обычного, муниципального, но не особенно сложная. В случае отказа предприятия добровольно передать служебную жилплощадь, можно подать иск в суд. Однако нужно помнить, что выиграть подобное дело без каких-либо зацепок практически невозможно. Необходимо, чтобы юристы сделали аудит правоустанавливающих и других документов, так как предприятие может оформить их некорректно. При судебном разбирательстве существенную роль могут сыграть незначительные мелочи. Например, может оказаться, что жилплощадь не числится служебной в государственном реестре.

Отвечает руководитель отдела правового сопровождения «НДВ – супермаркет недвижимости» Ксения Буслаева:

Для того чтобы корректно ответить на этот вопрос, необходимо знать, к какому жилищному фонду относится недвижимость. Жилые квартиры, находящиеся в хозяйственном ведении организаций, не подлежат отчуждению, как и помещения специализированного жилищного фонда, в данном случае служебные. Под «расслужебить» традиционно понимается процесс приватизации наемного жилья для служебных нужд. Такое возможно только для муниципальных квартир, предоставленных работникам организаций на основании договора социального найма. Если договора соцнайма нет, значит, служебная квартира находится в собственности работодателя – государственной или коммерческой организации.

С государственными предприятиями (например, ГУП) все ясно: квартиры приватизировать невозможно. А вот коммерческая структура может распоряжаться своим имуществом по решению акционеров. Но продажа за символическую цену или дарение фактически невозможны, так как ДКП c занижением стоимости относительно кадастровой будет расцениваться как попытка ухода от налогообложения. Поэтому ООО и другие частные предприятия служебную квартиру работнику могут только продать.

Отвечает руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург», генеральный директор ГК «Недвижимость в Петербурге» Николай Лавров:

Если дом находится на балансе какого-либо ведомства, а не города, то оформить квартиру в свою собственность не получится, даже если Вы это заслужили. Та же ситуация с общежитиями. Чтобы приватизировать квартиру, необходим договор социального найма. Он должен быть заключен. Договор социального найма может быть заключен только в доме, который является городским, а не заводским. Чтобы получить право на договор социального найма на служебную площадь, должны быть выполнены все требования по контракту с работодателем, который предусматривает передачу служебной площади в социальный наем сотрудникам (или это должно быть прописано в законах, регулирующих деятельность этого ведомства).

Если Вы соответствуете требованиям, описанным выше, но вам не дают заключить договор соцнайма, то обращайтесь в суд. Возможно, этот вопрос можно решить там. Есть прецеденты, когда люди добивались перевода дома на баланс города и получали право приватизации.

Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:

Если по ведомственному договору Вы владеете имуществом более 10 лет, то имеете право его приватизировать. Но стоит отметить, что многие работодатели, предоставляющие такие квартиры, давно разорены, и их фонды бездействуют. Следовательно, если у Вас нет договора социального найма, а имущество не было передано на баланс города, придется обращаться в суд с заявлением о признании права собственности.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!

Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.

Как расслужебить служебную квартиру?

У меня вопрос как расслужебить квартиру. Мой отец, ныне военный пенсионер, в конце 80-х получил двухкомнатную квартиру на себя, маму, меня и сестру. Отслужив на севере более 20 лет, уехал на малую родину к своим родителям с моей мамой и сестрой, я осталась в этой квартире с двумя своими несовершеннолетними детьми. Можем ли мы (отец или я) приватизировать данное жилье, с чего начать? И как расслужебить жилье? Квартира имеет статус служебного жилья.

Читайте также  Трещина в стене кирпичного дома что делать

Вопрос об отнесении помещения к специализированному
(общежите) разъяснен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N
14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении
Жилищного кодекса Российской Федерации» :

опрос о том, является ли конкретное жилое помещение
специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного
поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в
силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства,
действовавшего на момент предоставления данного жилого помещении

В то же время необходимо иметь в виду, что по действующему
до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое
помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся
установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР), а основанием для вселения
в общежитие — ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по
установленной форме (статья 109 ЖК РСФСР);

То есть, если Ваше жилое помещение приобрело статус
общежития и Вы были вселены в него на основании ордера до 2005 г., то К Ваши правоотношениям могут применяться нормы ЖК РСФСР .

Служебные жилые помещения относятся к специализированному
жилищному фонду, поэтому в ст. 4 Закона о приватизации установлено ограничение
на приватизацию данных жилых помещений на общих основаниях.

Ограничение
приватизации служебных жилых помещений существовало во всех редакциях Закона о
приватизации жилья. Согласно ст.4 данного закона не подлежат приватизации жилые
помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых
военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного
фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и
находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений
социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные
ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве
хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан
жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации
служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда
стационарных учреждений социальной защиты населения.

Конституция
Российской Федерации в п. «к» ч.1 ст. 72 установила, что жилищное
законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации. Поэтому приватизация служебных помещений
является возможной, а основания и условия приватизации данных помещений могут
быть предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации.

Многие органы
государственной власти субъектов Российской Федерации склонны разрешать
приватизацию служебных жилых помещений, но при выполнении некоторых условий ( при условии, что договор найма на служебное жилое помещение действовал
не менее 10 лет на момент подачи заявления на приватизацию нанимателем или
членами его семьи, если
лица проработали на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им
служебное жилое помещение, не менее 10 лет, или проживали на данной жилой
площади не менее 10 лет.)По данной проблеме Верховный суд РФ придерживается следующей
правовой позиции: «Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений,
которые находились в государственной собственности и были закреплены за
государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения
или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает
изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную
собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним
применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных
по договорам социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные
жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь
положениями ст. 2 Закона о приватизации жилья. Таким образом, служебные жилые
помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены
за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в
муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность
в порядке приватизации».

Указанная
позиция Верховного суда РФ имеет правовые основания. В случае передачи
служебных жилых помещений, принадлежащих государственным организациям и
учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления,
муниципалитетам утрачиваются правоотношения по договору найма служебного жилого
помещения вследствие прекращения трудовых отношений, прохождения службы либо
нахождения на выборной должности. Проживание граждан в данных жилых помещениях
имеет бессрочный характер, следовательно, к ним должны применяться положения
жилищного законодательства о договоре социального найма, а значит указанное
жильё подлежит приватизации на общих основания, установленных Законом о
приватизации жилья.

То есть, если Ваше жилое помещение утратило статус служебного ( или оф. не имело), то Вы вправе приватизировать его на общих основаниях.

Таким образом, сейчас Вам следует получить выписку со сведениями о собственнике жилья и его статусе и исходя из полученной информации действовать в том или ином направлении.

Смогу проконсультировать по перспективам решения вопроса в Чате.

Что нужно учитывать в деле о выселении из служебного жилья

Частым случаем выселения из служебной квартиры, предоставленной администрацией муниципального образования, является прекращение трудового договора или контракта, на основании которых предоставлялось жилье. Иск о выселении становится неприятным сюрпризом, в частности, для ушедших в отставку сотрудников полиции и членов их семей, которые вдруг узнают, что из муниципальной служебной квартиры их хотят выселить без предоставления другого жилья.

В соответствии с п. 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. № 897 (в ред. от 1 октября 2004 г. с изменениями от 16 марта 2013 г., далее – Типовое положение), сотрудник, прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилья со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма. Кроме того, в п. 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в п. 27, не могут быть выселены в том числе сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

Нередко органы МВД на местах, желая облегчить себе жизнь, просят администрацию муниципального образования предоставить жилье их сотруднику. В связи с этим важно отметить, что на квартиру, предоставленную горадминистрацией, нормы Типового положения не распространяются.

К примеру, два оперуполномоченных, всю жизнь прослуживших в одном отделе, получили служебные квартиры. Первый – от МВД, второй – от муниципалитета города, где располагается ОВД. В итоге первый, прослужив 10 лет, сохранит за собой служебную квартиру, а второй после выхода на пенсию должен вернуть квартиру администрации города и выселиться «в никуда».

Понимая, что доводы о честной многолетней службе и отсутствии у семьи выселяемого другого жилья суд не примет во внимание, мы, адвокаты, вынуждены искать пороки в механизме предоставления служебной квартиры администрацией города. Расскажу об одном из них, выявленном в ходе изучения материалов дела, на основании чего было установлено, что квартира не являлась служебной.

Судебные прецеденты по таким делам редки, но в литературе описаны. В некоторых случаях квартиры служебного найма суды признают квартирами социального найма (см., например, решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 28 августа 2014 г.; определение Приморского краевого суда от 19 января 2012 г. по делу № 33-143).

Памятуя о том, что лучшая защита – это нападение, защищая права получивших иск о выселении из служебной квартиры доверителей – капитана полиции В. и членов его семьи, а также майора полиции К. и членов его семьи, я обратилась в суд со встречным исковым заявлением к горадминистрации о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, а также об обязании ответчика заключить с каждым из указанных лиц договор социального найма.

Отмечу, что нередко администрации муниципальных образований, упрощая себе жизнь, не регистрируют в регистрирующих органах принадлежащие им жилые помещения как квартиры служебного найма. В результате получается, что на квартиру имеется полный пакет документов – и решение администрации о наделении квартиры статусом «служебная», и доказательства предоставления семье квартиры именно как служебной. Не хватает «мелочи» – квартира как служебная госрегистрацию не прошла. А это означает, что она таковой не была (часто предполагается, что никто и никогда не потребует в рамках гражданского дела о выселении регистрационные документы на квартиру; в итоге людей продолжают выселять).

Итак, на момент предоставления спорных квартир на условиях типового договора найма служебного жилого помещения у них в силу отсутствия соответствующей госрегистрации не появился статус служебного жилья. При таких обстоятельствах распоряжение главы муниципального образования о включении квартиры в специализированный жилищный фонд с отнесением ее к служебным жилым помещениям и предоставление как служебной были незаконными, договор найма служебного жилого помещения был заключен необоснованно, без соблюдения требований законодательства. Предоставление жилого помещения могло осуществляться администрацией только с целью улучшения жилищных условий доверителя – т.е. по договору социального найма. Следовательно, с момента заключения с моими доверителями типового договора найма служебного жилого помещения они фактически пользовались квартирами на условиях социального найма.

Хотя в материалы дела горадминистрацией были представлены доказательства, отвечающие требованиям ст. 60 ГПК РФ (о наличии статуса служебного жилого помещения), спорное жилье, на мой взгляд, не могло использоваться по договору найма специализированного жилья.

Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что ЕГРП состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества, а каждый раздел, в свою очередь, содержит описание объекта, записи о праве собственности и иных вещных правах на него, а также имя (наименование) правообладателя, записи об ограничениях (обременениях) этих прав и наличии сделок с этим объектом.

Читайте также  Можно ли отсудить дарственную на дом

В связи с тем, что Приказ Минэкономразвития России от 22 марта 2013 г. № 147 «Об утверждении форм документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не содержит указаний о наличии в выписке из ЕГРП сведений о статусе жилья, при рассмотрении гражданского дела целесообразно, на мой взгляд, направлять в соответствующее Управление Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии судебный запрос о том, имеет ли квартира статус служебного жилого помещения.

Единственным доказательством существования зарегистрированного права является госрегистрация (ч. 5 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», далее – Закон о госрегистрации недвижимости). Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений (далее – Правила). Согласно п. 14 Правил «Орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения».

Таким образом, именно орган управления муниципальным жилищным фондом вправе направить соответствующее заявление в регистрирующей орган в течение трех рабочих дней с даты принятия решения об отнесении жилья к определенному виду специализированного жилищного фонда. В соответствии с п. 15 Правил использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после его отнесения к определенному виду помещений специализированного жилищного фонда. Без госрегистрации жилья как служебного администрация муниципального образования не вправе использовать его в качестве такового. Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду только на основании постановления администрации района без регистрации в регистрирующем органе является нарушением требований ЖК РФ и Правил.

С учетом того, что спорные квартиры не были зарегистрированы в органе госрегистрации прав на недвижимость как служебные жилые помещения, статус входящих в специализированный жилищный фонд они в установленном порядке не приобрели.

Напомню, что согласно ч. 2 ст. 19 Закона о госрегистрации недвижимости, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа госвласти или местного самоуправления либо сделки с ним, в том числе совершенной на основании названного акта, указанный орган в срок не позднее 5 рабочих дней с даты принятия акта (или совершения сделки) обязан направить в регистрирующий орган заявление и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном ст. 18 Закона. Регистрации также подлежат возникающие, в том числе на основании договора либо акта госоргана, ограничения прав и обременения недвижимого имущества – в частности, сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (ст. 7 Закона о госрегистрации недвижимости).

Как указывалось в решении Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 28 августа 2014 г., «учитывая, что жилое помещение в виде указанной спорной квартиры не было передано в оперативное управление УВД, в связи с чем не составляло его служебный жилищный фонд, предоставление истцу администрацией спорного жилого помещения не соответствовало условиям предоставления служебного жилья».

Оценив установленные обстоятельства и представленные по делу доказательства, констатировав нарушение определенного Правилами порядка отнесения помещения к специализированному жилищному фонду, суд в описываемом случае пришел к выводу, что предоставление жилого помещения истцу могло осуществляться администрацией только с целью улучшения его жилищных условий – т.е. по договору социального найма.

Доводы представителя ответчика о том, что обеспечение жилыми помещениями лиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, является обязанностью территориального органа исполнительной власти – УМВД, суд признал несостоятельными, поскольку из смысла жилищного законодательства следует, что указанные лица должны быть обеспечены жильем по месту службы.

Таким образом, в жилищном законодательстве существует серьезный пробел. Чтобы его восполнить и уравнять правовое положение сотрудников полиции, получивших квартиры из ведомственного жилого фонда (фонда МВД) и от горадминистрации по просьбе МВД, следует, на мой взгляд, внести в законодательство уточнения, разъясняющие, что из служебных жилых помещений, предоставленных сотрудникам полиции по просьбе МВД горадминистрацией, лица с выслугой 10 и более лет не подлежат выселению. Кроме того, считаю необходимым последовательно формировать судебную практику по спорам, связанным с отсутствием госрегистрации служебной квартиры именно как таковой с применением по этому основанию негативных для горадминистрации последствий в виде признания помещения переданным по договору социального найма.

Как «расслужебить» квартиру

Наниматели служебного жилья, желающие его приватизировать, часто обращаются к нам с просьбой помочь «расслужебить» квартиру.
Конечно, такого понятия законодательство не содержит.
Обычно под этим термином понимается возможность заключить вместо договора служебного найма договор социального найма, что дает гражданам приватизировать квартиру, бывшую ранее служебной.
Как можно это сделать?
Самое простое- это получить согласие собственника служебного жилья на его приватизацию.
Но это процесс непредсказуемый, поэтому согласия можно дожидаться дол тех пор, пока и сам срок приватизации, установленный законом, не закончится.
Второй способ (действующий в Москве) подходит для тех, кто проработал в организации, предоставившей жилье, более 10 лет.
При наличии соответствующих условий (обеспеченность нанимателя служебного жилья и членов его семьи жильем менее чем по 18 кв. м. общей площади на человека), необходимо написать заявление о расторжении договора служебного найма и заключении договора социального найма на это же жилое помещение.
То же правило действует, если граждане проработали менее 10 лет, но имеется одно из следующих условий:
1) увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, в связи с выходом его на пенсию по старости;
2) получения работником, которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, инвалидности I и II групп, которая наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя или профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей;
3) смерти работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебного жилого помещения;
4) увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия) в связи с ликвидацией этого органа государственной власти или организации (предприятия) либо по сокращению численности или штата работников.
Наконец, иногда служебное жилье передается (в связи с реорганизацией структуры, ликвидацией организации и т. д.) в ведение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилищные права граждан при этом сохраняются, что предусмотрено ст. 18 закона о приватизации.
Служебное жилье превращается в социальное.
Однако процесс такой передачи может занять месяцы и годы, а приватизировать надо сейчас.
В таком случае придется обращаться в суд.
Ниже мы приводим пример такого искового заявления:

В…..суд (адрес)
Истец: ФИО, адрес
Ответчик: наименование организации, адрес

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании права собственности на жилое помещение
Истице на основании договора социального найма жилого помещения № 581022433 от 23.08.2007 года была предоставлена квартира, расположенная по адресу: _.
Истица обратилась в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с заявлением и необходимым пакетом документов, с целью оформления указанной квартиры в собственность в порядке приватизации. 12.03.2008 г. из ДЖП и ЖФ г. Москвы пришел ответ о том, что на указанную квартиру, не завершен сбор необходимых документов в силу большого объема, в силу чего не зарегистрировано право собственности города Москвы, следовательно и право собственности истицы зарегистрировано быть не может. 21.03.2008 г. из УДЖП и ЖФ г. Москвы ЮВАО пришел ответ о том, что в связи с тем, что указанная квартира не внесена в городской Реестр собственности г. Москвы оформить договор передачи в собственности в порядке приватизации и зарегистрировать его в УФРС г. Москвы не представляется возможным.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности. Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане РФ занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
Исходя из положений указанного закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, гарантирует создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В настоящее время имеется Распоряжение Префекта СЗАО № 2295 рп от 03.08.2007 г. о передаче жилого помещения по адресу: , в муниципальную собственность.
Согласно выписке из указанного положения у истицы возникло право на заключение договора социального найма, что и было сделано.
Также факт того, что указанная квартира в настоящее время проходит процедуру оформления в собственность г. Москвы подтверждается письмами из ДЖП и ЖФ и УДЖП и ЖФ ЮВАО г. Москвы.
Исходя из всего вышесказанного, следует вывод о том, что если имеются документы подтверждающие передачу жилого помещения в муниципальную собственность, но по каким-либо причинам оно не передано, само по себе является препятствием в осуществлении истицей своего права на приобретение в собственность принадлежащего ей по договору социального найма жилого помещения.
Иное нарушило бы положения ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
В соответствии со ст. 8 указанного закона, в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Также согласно ст. 17 и 28 ФЗ » О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в законную силу решением суда.
Следовательно, если указанная квартира, предоставленная по договору социального найма, фактически не передана в муниципальную собственность, то право собственности на нее может быть признано за истицей в судебном порядке и должно быть зарегистрировано ФРС г. Москвы на основании судебного решения.
На основании всего вышеперечисленного, в соответствии со ст. ст. 36, 131, 132 ГПК РФ,
прошу суд:
Признать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: _.
Приложение:
1.Выписка из Распоряжения № 2295 рп от 03.08.2007 г.;
2.Договор социального найма жилого помещения
3.Копия экспликации;
4.Копия поэтажного плана;
5.Копия справки из паспортного стола;
6.Копия выписки из домовой книги.
7.Квитанция об уплате госпошлины
Дата, подпись

Читайте также  Нужно ли узаконивать пристройку к частному дому

Приватизация служебного жилья (расслужебливание)

Очевидно, что начиная с 2017 года выделяемых из бюджета денежных средств для строительства жилья Минобороны России стало не хватать, а в 2018 и вовсе деньги на эти цели не выделяются. Руководством Департамента был запущен «пилотный» проект и было принято гениальное решение «добывать» квартиры путем выселения граждан не имеющих отношения к военному ведомству, бывших военнослужащих утративших статус «нуждающихся», а также бывших членов их семьей с детьми.

Ежедневно стали подаваться в районные, городские суды иски (не менее 10 в день) о прекращении права пользования служебным жильем. На сегодняшний день Департаментом и 1-м отделом наиболее активно подаются иски о выселении из служебных квартир, по адресу: Московская обл., пос. Марфино, ул. Санаторная, а также из квартир в пос. Софрино-1. Поэтому таким актуальным стал вопрос, можно ли расслужебить (приватизировать) служебную квартиру военнослужащему или бывшим членам его семьи? Есть ли шансы на то, чтобы сохранить занимаемую служебную жилплощадь, более того – получить ее в собственность?

В разделе о выселении из служебного жилья мы рассказывали, какие необходимо принимать меры и как действовать гражданам при получении «писем счастья» об освобождении квартиры. Свой алгоритм действий предусматривает и приватизация служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Расслужебливание квартиры (приватизация) – судебная практика

Все чаще суды при обращении граждан с исками о приватизации жилья стали принимать отказные решения, поскольку Верховный суд РФ своим определением № 18 КГ-14/173 от 25.01.2015 по гр. делу Малахова В.С. всё разъяснил указав, что приватизация служебного жилья, даже в случае нарушения порядка отнесения квартиры к служебному фонду, не допускается (ст.4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российский Федерации»).

Однако наша положительная судебная практика доказывает обратное, — у граждан обратившихся к нам с указанными выше требованиями, определенно есть шанс.

Пример. В январе 2018 года к нам обратился клиент, проживающий в военном городке «Софрино-1», который обнаружил в своем почтовом ящике уведомление ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России с требованием о выселении. Мы не стали дожидаться подачи иска и сразу подали в суд свой иск о признании права собственности на служебку.

В процессе суда судья всем своим видом давала понять, что намерена в иске отказать. Однако мы не только разыскали, но и истребовали из Администрации г. Пушкина решение Пушкинского горсовета народных депутатов МО, согласно которому, данную квартиру исключили из числа служебных еще в далеком 1990 году. Суд вынес решение об удовлетворении иска. Наш клиент получил право собственности на «служебную» квартиру в судебном порядке!
Аналогичное дело рассматривалось и в Мытищинском городском суде Московской области. Решением указанного суда служебная квартира, расположенная в пос. Марфино, в связи с нарушением порядка включения в число служебной жилплощади, была в судебном порядке приватизирована.

Приватизация служебной квартиры военнослужащим – законодательство

Указанные выше примеры – одни из немногих в нашей судебной практике, когда обратившиеся к нам клиенты не только не «оказались на улице», но и получили занимаемое жилье в собственность. Компетенция и опыт адвоката в этом случае – важнейший критерий достижения успеха. К сожалению, собственными силами, без должного опыта и понимания специфики законодательства в этой области справиться невозможно.

Приватизация служебного жилого помещения сложна и специфична. Особенность ее в том, что нормативного акта, который бы урегулировал ее аспекты, не существует. В настоящее время более 15 нормативных актов предусматривают предоставление в пользование квартир спецфонда. Для граждан, проходящих военную службу по контракту, «своим» отраслевым законодательным актом является ФЗ «О статусе военнослужащих», в котором отмечено, что служебное жилье предоставляется военнослужащим и членам их семей только на период прохождения военной службы по контракту, после окончания военной службы военнослужащий обязан эту квартиру освободить (ст.ст.103,104 ЖК РФ).

Служебный жилой фонд

Таковым считается жилой фонд, предназначенный для проживания граждан, связанных трудовыми отношениями с организацией, государственной структурой. Распоряжается им собственник – в нашем случае Министерство обороны РФ, предоставляя квартиры в пользование временно, на период прохождения военной службы.

Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизацию «служебок» не допускает (ч.1ст.4 Закона). При этом, недвижимость принадлежит управляющему органу на праве собственности. А раз так, то собственник, на основании Гражданского Кодекса РФ, может распоряжаться принадлежащим ему имуществом по собственному усмотрению, в том числе отчуждать его. Такое правомочие признано за организациями, учреждениями, имеющими собственный жилой фонд в «оперативном управлении». Распоряжение им обеспечивает соблюдение интересов предприятия, организации, ведомства.

Расслужебить квартиру в Москве – нюансы

В Москве действует постановление Правительства №1056 от 1993 года, которым закреплена возможность расслужебить служебное жилье гражданами, отработавшими на предприятии, владеющим спецжильем, более десяти лет.

Похожие требования закрепляет и ФЗ «О статусе военнослужащих», где отмечается, что получение жилья в собственность возможно, если:

  • 20 лет — общая продолжительность срока военной службы по контракту;
  • 10 лет и более – срок службы по контракту, при увольнении: по достижению предельного возраста прибывания на военной службе, состоянию здоровья, по оргштатным мероприятиям.

При этом существует парадокс отраслевого законодательства, в котором нигде не сказано, что при увольнении военнослужащий получает в собственность именно ту квартиру, в которой проживал до этого. Кроме того, другой закон, непосредственно регулирующий сферу приватизации в РФ, отмечает, что в собственность гражданам не передается жилье, отнесенное к:

  • общежитиям;
  • военным городкам;
  • служебному жилищному фонду;
  • аварийному фонду.

Очевидно, что возможно расслужебить квартиру через суд. Закон позволяет сделать это, если она не относится к жилому фонду военного городка или переведена из разряда служебки в муниципальную собственность, которую гражданин может получить на основании договора социального найма. Складывается и практика, согласно которой, жилищный орган может заключить договор социального найма на служебное жилье. Но это право собственника, а не обязанность.

Какие документы нужны, чтобы расслужебить комнату, квартиру

В теории можно отталкиваться от того, что перевод жилья из служебного осуществляется по решению собственника – Министерства обороны. Военнослужащий вправе обратиться с заявлением к собственнику, в котором обосновать просьбу о таком переводе занимаемой жилплощади. Установленной формы такого заявления не существует, кроме того, нет и установленной процедуры действий в случае отказа. Но на сегодняшний день на служебное жилье Минобороны России стало заключать с военнослужащими договоры социального найма, и это факт.

Поэтому базовыми аспектами вопроса, как расслужебить жилье, являются следующие:

  • Невозможно приватизировать служебное жилье против решения собственника. Действующим законодательством распоряжение таким фондом, включая отчуждение, передано в компетенцию Минобороны России.
  • Можно приватизировать квартиру, не являющуюся служебкой. Важно четко понимать ее правовой статус: кто собственник, кем предоставлялась (какой ордер) и в чьем ведении она находится.
  • Стать владельцем квартиры удается только по решению суда (редко по решению собственника).
  • Действующая судебная практика показывает, что суды изначально настроены на отказ в иске о признании права собственности в порядке приватизации. Поэтому важно привлечь к делу компетентного адвоката знающего и разбирающегося в этих вопросах.

Обратитесь к нам, чтобы получить понятную, конкретную консультацию о порядке действий. Консультация по телефону +7 (925) 772-49-22 и электронной почте бесплатна! Мы успешно отстаиваем интересы военнослужащих, членов их семей в судах, помогая получить жилье в собственность, предоставляем положительную судебную практику. Воспользуйтесь услугами компетентного адвоката, чтобы не лишиться квартиры. И, важно, не сидите «сложа руки», когда получили уведомление о выселении!

При возникновении вопросов позвоните нам по тел. 8 (925) 772-49-22, 8 (968) 663-91-63 и получите бесплатную консультацию. В разделе Заказать услугу можете задать нам письменный вопрос, или заказать бесплатный обратный звонок. Мы сразу вам перезвоним. Вы можете рассчитывать на компетентную консультацию опытного военного адвоката, которая всегда является конкретной и понятной для наших клиентов. С перечнем оказываемых нами юридических услуг, Вы можете ознакомиться в разделе «Услуги».

Мария Кравченко/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с покупкой, продажей и оформлением недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Мария Кравченко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AFINA-VOLGA.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: