Как узаконить сарай во дворе многоквартирного дома
Сарай на придомовой территории: общедолевая или личная собственность
Во дворах некоторых многоквартирных домов до сих пор стоят сараи и хозяйственные постройки, которыми пользуются жители. При этом не всегда статус таких объектов определён: часто никаких документов на них нет. Узнайте, могут ли собственники помещений в МКД оформить личное право на сараи на придомовой территории, которыми пользуются много лет, и почему для УО важно найти их владельцев.
Сарай во дворе МКД отвечает признакам самовольной постройки и не принадлежит тому, кто им пользуется
В суд обратился собственник квартиры в одном из многоквартирных домов в Татарстане. Жильё перешло ему от родителей, которые проживали в доме с 1952 года. С этого же срока семья пользовалась сараем, который был построен на придомовой территории. Все соседи знали об этом. Истец попросил суд обязать муниципалитет признать за ним право собственности на сарай.
Суд первой инстанции указал, что в соответствии со ст. 222 ГК РФ спорный сарай является самовольной постройкой: возведён на земельном участке, не предоставленном истцу в пользование в установленном порядке. Лицо, которое без разрешения возвело постройку, не приобретает на неё право собственности.
По данным ЕГРН, семье истца земля под строительство сарая не выделялась, и право собственности на эту постройку никем не зарегистрировано. Сарай фактически имеет признаки самовольной постройки, которая неправомерно занимает муниципальный земельный участок.
Собственник указал, что сарай был передан в собственность его родителям вместе с квартирой в многоквартирном жилом. Но суд с этим не согласился, поскольку нигде не нашлось документов, которые бы это подтвердили. Суд первой инстанции отклонил иск.
Если сараем пользуются несколько собственником, то он отвечает признакам общедомового имущества
Владелец квартиры подал апелляционную жалобу: семья пользуется сараем больше 60 лет. Все вспомогательные строения МКД остались в пользовании собственников квартир. Согласно заключению строительно-технической экспертизы, которую истец предоставил суду, сарай пригоден для дальнейшей эксплуатации.
Но суд апелляционной инстанции согласился с доводами первой инстанции: сарай отвечает признакам самовольной постройки. При этом судья дополнительно указал, что спорная постройка не является капитальным строением. Поэтому регистрация права собственности на неё в установленном законом порядке невозможна.
Как указал судья, сарай находится на придомовой территории, отвечает признакам общего имущества, поэтому принадлежит всем собственникам помещений МКД на праве общей долевой собственности. Нельзя передать сарай в личную собственность истца. При этом никто из жителей МКД не оспаривает его право пользоваться сараем и дальше.
Житель дома подал кассационную жалобу, но и здесь суд не согласился с его правом собственности на сарай.
Сарай может быть передан в собственность одному лицу на основании приобретательной давности
Спор переместился в Верховный суд РФ, который с нижестоящими судами не согласился, по двум причинам:
- Согласно ч. 1 ст. 234 ГК РФ, лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее им как своим в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество. Это приобретательная давность. Такое право возникает с момента государственной регистрации недвижимого имущества.
- Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в постоянном или бессрочном пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка. Происходит это при соблюдении всех следующих условий:
- тот, кто построил спорный объект, имеет в отношении земельного участка права, допускающие строительство;
- на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
- сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.
ВС РФ указал, что действующее гражданское законодательство предусматривает различные правила, позволяющие признать право собственности на то или иное недвижимое имущество либо как на самовольную постройку, либо в порядке приобретательной давности. В рамках данного дела суды должны были установить, является ли спорный сарай недвижимым имуществом.
Суд апелляционной инстанции не был вправе отказать истцу на основании, что сарай не отвечает признакам объекта капитального строительства, поскольку этот термин является специальным понятием градостроительного законодательства. Он не может подменять собой категорию «объект недвижимого имущества».
При этом суды не приняли во внимание заключение строительно-технического эксперта, проводившего обследование сарая-погреба. Такой документ предоставил истец, но правовой оценки при рассмотрении спора итоги экспертизы не получили.
Также ВС РФ отметил, что для отнесения сарая к общему имуществу многоквартирного дома суды должны были исследовать вопрос, отвечает ли постройка критерию функционального предназначения имущества для обслуживания более одного жилого помещения (ст. 36 ЖК РФ). При этом нельзя признать сарай одновременно самовольной постройкой и частью общедомового имущества: эти выводы носят взаимоисключающий характер.
Верховный суд России направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Следить за его движением можно на сайте Верховного суда Татарстана.
На заметку
Управляющие организации и ТСЖ, обслуживая общедомовое имущества, должны принять во внимание данное дело: во дворах многих старых многоквартирных домов сохранились хозяйственные постройки, которыми пользуются жители. Собственникам и управляющим домами нужно вместе определиться со статусом таких построек:
- Если они входят в состав общего имущества, то это необходимо оформить на ОСС и внести изменения в данные ЕГРН. Также необходимо включить плату за содержание таких построек в размер платы за жилое помещение.
- Если постройки никак не оформлены, стоят на муниципальной земле, то жители, которые ими пользуются, могут обратиться в суд с иском. Оформить такие объекты в собственность можно на нескольких основаниях: легализация самовольной постройки или же приобретение права на неё по приобретательной давности.
УО, управляя домом с такими объектами во дворе, должны удостовериться, что ими кто-то пользуется. Случается, что лица, которым сарай передавался, давно уже не живут в доме, и постройка заброшена. Тогда при пожаре или её обрушения суд может решить, что сарай отвечает признакам общедомового имущества, а управляющая организация ненадлежащим образом содержала его или вообще за ним не следила.
Росреестра от 11.03.2020 N 14-01967-ГЕ/20 (вместе с Минэкономразвития России от 30.01.2020 N Д23и-2702 О рассмотрении обращения)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
от 11 марта 2020 г. N 14-01967-ГЕ/20
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копию письма Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 30.01.2020 N Д23и-2702 по вопросу учетно-регистрационных действий в отношении хозяйственных построек и объектов вспомогательного использования, расположенных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также на расположенных в границах населенного пункта земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 января 2020 г. N Д23и-2702
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев в пределах своей компетенции обращение относительно государственного кадастрового учета хозяйственных построек и объектов вспомогательного использования, расположенных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также на расположенных в границах населенного пункта земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 819 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», пункту 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, в связи с чем определение критериев отнесения объектов капитального строительства к объектам вспомогательного использования относится к компетенции Минстроя России. В этой связи за разъяснениями относительно определения критериев отнесения объектов капитального строительства к объектам вспомогательного использования целесообразно обращаться в Минстрой России.
Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) также установлено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, размещение тех или иных объектов недвижимости, определение их статуса в качестве основных или вспомогательных осуществляется исходя из правового режима земельного участка, требований градостроительных регламентов, иных норм и требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Также необходимо учитывать, что пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено понятие «хозяйственные постройки» — сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.
Таким образом, указанные в обращении объекты (кроме гаражей) законодательством отнесены к хозяйственным постройкам.
Пунктами 1, 1.1 и 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества, а также строительства на земельном участке объектов индивидуального жилищного строительства, строений и сооружений вспомогательного использования.
Следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности осуществляются исключительно в отношении недвижимого имущества. В этой связи описываемые в Вашем обращении объекты должны отвечать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к недвижимому имуществу.
В соответствии с частью 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 — 10 указанной статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Форма декларации об объекте недвижимости, а также требования к подготовке декларации об объекте недвижимости и состав содержащихся в ней сведений утверждены приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Также следует отметить, что Закон N 218-ФЗ для целей постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на них не предусматривает классификацию объектов недвижимости на основные и предназначенные для обслуживания основного объекта недвижимости (вспомогательные), а также не предусматривает внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений (отметки) о принадлежности вспомогательной вещи главной вещи.
Также следует учитывать, что в соответствии с пунктом 9 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в ЕГРН в качестве дополнительных вносятся сведения о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом), если объектом недвижимости является здание.
Принимая во внимание изложенное, полагаем, что в отношении объекта вспомогательного использования — хозяйственной постройки, в том числе расположенной на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, указывается назначение «нежилое».
Таким образом, при подготовке технического плана в отношении хозяйственной постройки или объекта вспомогательного использования в графе 3 строки 8 раздела «Характеристики объекта недвижимости» технического плана указывается назначение здания — «нежилое», в строке 14 «Вид (виды) разрешенного использования объекта недвижимости» раздела «Характеристики объекта недвижимости» технического плана следует указывать слова «хозяйственная постройка» или «объект вспомогательного использования» и вид использования (например, «сарай» или «хозяйственный блок»). В разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана помимо указания на то, что соответствующий объект недвижимости является хозяйственной постройкой или объектом вспомогательного использования, полагаем необходимым отразить информацию о том, в отношении какого объекта такой объект выполняет или будет выполнять вспомогательную функцию и в чем именно данная функция заключается.
Можно ли оформить в собственность сарай или хозпостройку во дворе МКД
Довольно часто во дворах многоквартирных домов (МКД) можно встретить различные хозяйственные постройки (сараи, гаражи, голубятни и т. п.), которыми пользуются собственники одной из квартир дома. Поэтому возникает закономерный вопрос: а могут ли такие постройки быть оформлены в частную собственность?
- Кому принадлежит недвижимое имущество на придомовой территории МКД
- Проблемы оформление хозпостроек, находящихся на придомовой территории МКД
- 🤷 Отсутствие возможности подтверждения права собственности
- ⛑ Признание хозяйственного строения самостроем, не отвечающим требованиям безопасности
- 👥 Нарушение прав на пользование территорией других собственников в многоквартирного дома
- ⚖️ Можно ли оформить хозяйственную постройку в частную собственность: судебная практика
- Вопросы читателей
Кому принадлежит недвижимое имущество на придомовой территории МКД
Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к жилищному законодательству.
Так статья 36 Жилищного Кодекса (ЖК) прямо утверждает, что земельный участок, на котором расположен МКД со всеми расположенными на участке обслуживающими постройками, насаждениями и элементами благоустройства являются общей долевой собственностью всех владельцев помещений в многоквартирном доме (пункт 4 части 1 статьи 36 ЖК). О том же самом говорит и Постановление Правительства №491 от 13.08.2006 г. (подпункты «е» и «ж» пункта 2).
Исходя из прямого толкования этих норм получается, что на придомовой территории могут быть размещены зоны отдыха с озеленением, парковки для жильцов дома, детские и спортивные площадки, а также котельные, трансформаторные подстанции, контейнерные площадки для мусора, хозяйственная зона с сушками для белья и т.п.
Все эти объекты связаны с обслуживанием многоквартирного дома и принадлежат всем жителям. Земельный участок в этом случае используется по назначению.
Если же на этом участке расположены хозпостройки, которые фактически используются индивидуально отдельными гражданами, то они не обслуживают МКД. И земельный участок используется не по назначению.
Проблемы оформление хозпостроек, находящихся на придомовой территории МКД
Вообще можно выделить три типичные проблемы оформления построек в частную собственность на придомовой территории.
🤷 Отсутствие возможности подтверждения права собственности
Начать нужно с того, что большинство граждан не имеют никаких документов, подтверждающих, что возведенная когда-то постройка принадлежит именно им. Нет ни разрешения от городских властей, ни договоров аренды или каких-либо подобных документов. Причем это может относиться как к отдельным собственникам, так и к целым сообществам граждан.
Например, нередки ситуации, когда при постройке многоквартирного дома проектом было предусмотрено печное отопление. Для хранения дров и угля на придомовой территории были предусмотрены сараи для каждой квартиры. Однако с развитием инфраструктуры, когда дома перешли на централизованное (или газовое) отопление необходимость в этих сараях отпала.
В некоторых случаях эти хозпостройки впоследствии не были даже внесены в документацию на МКД. И у владельцев квартир отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие, что сараи находятся в их пользовании. А учитывая солидный возраст, эти сараи властям легче снести, чем оформлять.
Иногда сараи возводились еще в 70-ых годах без всякого разрешения. И граждане пользовались ими 30, 40 и даже 50 лет. И опять в этих случаях никаких подтверждающих документов на хозпостройки у них нет.
⛑ Признание хозяйственного строения самостроем, не отвечающим требованиям безопасности
Вторая причина, по которой сараи никогда не будут оформлены в собственность —несоответствие пожарным и иным нормам. Например, власти могут признать, что постройка может преграждать проезд или проход к дому, или не обеспечивать подъезд спецтехники — пожарных машин, карет скорой помощи т. д.
В этом случае такую хозпостройку никогда не разрешат оформить в частную собственность и заставят снести. И это понятно — власти будут действовать по принципу: «нет постройки — нет проблемы».
👥 Нарушение прав на пользование территорией других собственников в многоквартирного дома
Третья причина заключается в следующем: для того, чтобы оформить в частную собственность сарай, гараж или другую хозпостройку, расположенную на придомовой территории, необходимо, в-первую очередь, решить вопрос с землей, на которой находится данная постройка. А это является самой большой проблемой. Поскольку по закону эта земля не может быть выделена отдельно взятому гражданину без ущемления прав других собственников.
Точнее это возможно, если все собственники МКД на общем собрании дадут разрешение использовать этот участок земли под хозпостройку. Однако получить такое согласие практически нереально. А если отсутствует право на землю, то нельзя признать постройку самовольной, чтобы через суд получить право собственности на нее. Так как самовольная постройка по части 3 статьи 222 ГК может быть закреплена только за собственником земли, на которой постройка находится.
Вообще здесь важно понимать следующее: земельный участок под МКД должен быть сформирован и стоять на государственном кадастровом учете. Но зачастую участок не сформирован и не состоит на таком учёте. Поэтому определить границы участка невозможно.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК границы (и соответственного размер) придомовой территории МКД, определяются в соответствии с земельным и градостроительным законодательством. А потому все многоквартирные дома, построенные после вступления в силу Жилищного Кодекса, не могут быть приняты в эксплуатацию, если земельный участок не будет сформирован и поставлен на учет.
Если земельный участок сформирован до введения в действие Жилищного Кодекса, то он бесплатно переходит в общедолевую собственность всех жильцов-владельцев квартир в доме (часть 2 статьи 16 закона №189-ФЗ от 29.12.2004 г.) Если же участок не сформирован, то жильцы могут обратиться в соответствующие органы для оформления участка и постановки его на кадастровый учет (пункт 3 Постановления Конституционного суда от 28.05.2010 №12-П).
Верховный суд определял статус дворового сарая
В 2019 году Алексей Тимуров* подал иск о признании права собственности на хозпостройку по правилам о приобретательной давности. Мужчина пояснил, что в 2008 году родители подарили ему свою квартиру, которую оформили в собственность в 1994 году. Фактически же они жили там с 1952 года, говорил Тимуров. И все это время пользовались сараем во дворе дома, где находится квартира.
Суды решили, что сарай — общедомовой
Бавлинский городской суд Татарстана в иске отказал. У сарая есть признаки самовольной постройки, которая неправомерно занимает муниципальную землю, решил он. То есть истец владеет этим имуществом недобросовестно, а в таком случае правило о приобретательной давности не действует (дело №2-854/19). С этим согласился и Верховный суд Татарстана.
От себя апелляция добавила, что этот сарай — некапитальное строение. Значит, зарегистрировать право собственности на него невозможно. Да и вообще, эта хозпостройка относится к общедомовому имуществу — находится в общей долевой собственности тех, кому принадлежат помещения в многоквартирном доме, заключила вторая инстанция (дело № 33-4445/2020).
Такой подход устоял в Шестом кассационном суде общей юрисдикции, поэтому Тимуров пошел в Верховный суд России.
ВС призывает не путать Гражданский кодекс с Градостроительным
В ВС спор рассматривала коллегия под председательством Елены Гетман. Судьи напомнили, что Гражданский кодекс предусматривает разные правила для признания права собственности на недвижимость как на самовольную постройку и в порядке приобретательной давности. А значит, и предмет доказывания по двум этим искам разный.
В деле Тимурова прежде всего нужно было определиться, является ли сарай недвижимостью, подчеркнул ВС. Апелляция же сделала что-то странное. Установила, что сарай — некапитальная постройка и что на него нельзя зарегистрировать право собственности. А первая инстанция исходила из того, что эта хозпостройка — недвижимость. ВС призывает разграничивать термины «объект капитального строительства» и «недвижимое имущество». Первый из них — специальное понятие из градостроительного законодательства, а второй имеет «иную отраслевую принадлежность, объем и содержание».
Соответствие признакам объекта капитального строительства не означает, что объект является недвижимостью по смыслу ст. 130 Гражданского кодекса, напоминает Антон Новиков, советник Коллегии адвокатов Регионсервис Регионсервис Федеральный рейтинг. группа Уголовное право группа Экологическое право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) × . По ГК недвижимость — это объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, добавляет Ирина Орешкина, руководитель проектов Адвокатского бюро S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Управление частным капиталом группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения 18 место По выручке 25-27 место По количеству юристов 6 место По выручке на юриста (более 30 юристов) × . «Более четких критериев действующее законодательство не содержит», — подчеркивает она.
ВС: когда сарай на самом деле будет общим
Не согласился ВС и с квалификацией сарая как общего имущества многоквартирного дома.
Хозпостройка будет общедомовой, если она «функционально предназначена для обслуживания более одного жилого помещения», разъяснил Верховный суд.
В частности, имеет значение факт нахождения спорного сарая на участке, предназначенном для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома, следует из решения ВС. Более того, подчеркнул он, нельзя одновременно говорить, что сарай и самовольная постройка, и общедомовое имущество. Эти выводы исключают друг друга (дело №11-КГ21-1-К6). Обо всем этом апелляции придется подумать при повторном рассмотрении спора, которое назначено на 10 июня 2021 года (дело № 33-8023/2021).
* Имя и фамилия изменены редакцией.
Сарай во дворе многоквартирного дома
Я жилец многоквартирного дома. Во дворе, за каждой квартирой, закреплен сарай. Сосед, расширив свой сарай, построил гараж. Т.к. места мало, он поставил стену своего гаража на территорию около моего сарая. Тем самым сузив проход к моему сараю. Мне тоже нужен гараж, но мою территорию он забрал без разрешения. Как быть?
Как узаконить сарай во дворе многоквартирного дома? Ольга.
Как узаконить сарай (самострой) во дворе многоквартирного дома.
Как заставить снести мешающий полуразрушенный сарай во дворе многоквартирного дома.
Как приватизировать сарай, находящийся во дворе многоквартирного дома? Сараи были выделены для хранения дров, т.к. тогда в доме не было газа. Скоро намечается снос общежития в нашем дворе и развернется стройка. Я боюсь, что наши сараи снесут, не спрашивая нас, т.к. у нас нет никаких документов на них.
ВО ДВОРЕ многоквартирного дома находятся сараи предназначенные для хранения угля, Имелся такой сарай и у меня, Сосед продал свою квартиру и вместе с ней мой сарай, в которjм сейчас хранятся ненужные вещи, Подлежал ли сарай приватизации, вместе с квартирой и какие действия можно предпринять сейчас для недопущения захвата имущества?
Можно самовольно построить сарай во дворе многоквартирного дома? Если нет то что для этого нужно?
В 1997 году получил временное разрешение на установку металлического сарая во дворе многоквартирного дома. По факту установил металлический гараж. Могу ли я зарегистрировать гараж в собственность, или в крайнем случае металлический сарай.
У соседа как год уже стоит устаревший сарай, он оказывается убирать. Сарай находиться во дворе многоквартирного дома. Надоел этот странник, какие штрафы на него можно наложить.
Живу в четырехквартирном доме, во дворе сараи и гаражи. В одном из Гаражей сосед устроил автосервис, красит машины, делает кузовные работы, работает сварка. Правомерно ли устраивать автосервис во дворе многоквартирного дома?
Если соседи на общем собрании вынесут решение о сносе деревянных сараев находящихся во дворе нашего многоквартирного дома 1952 года постройки, законно ли оно будет? А имущество находящееся в сарае будет уничтожено. Что в этом случае нам можно предпринять? Сколько времени дается на то чтобы убрать свои вещи из сарая?
В 2002 г. построили беседку, гараж, сарай во дворе многоквартирного дома, на муниципальной земле. Администрация разрешила пользование этими объектами и заключила договор на аренду земли под этими строениями. Как признать право собственности на эти объекты?
Администрация Муниципального района разрешила гражданину обложить кирпичом сарай, расположенный во дворе многоквартирного дома. Через год этот гражданин продал этот сарай некой гражданке Н по договору купли продажи, составленному и удостоверенному нотариусом. Теперь гражданка Н продает этот сарай мне. Как оформить эту сделку? В дальнейшем я хочу провести электричество в этот сарай. Возможно ли это? И как мне закрепить юридически это имущество за собой, чтобы использовать сарай как гараж?
Как правильно написать заявление в администрацию города, чтобы жильцам многоквартирного дома дали в аренду землю под стоящими уже во дворе гаражами (соседи не против, дом небольшой, двор глухой, никому не мешаем.. раньше на этом месте стояли сараи, со временем их жильцы переоборудовали под гаражи) обратились в госимущество, сказали написать заявление, но как правильно написать и составить, не знаем.
Во дворе многоквартирного дома (1963 г. Экспо.) стояли хоз. постройки. Произошел пожар. Сооружения не оформлены у жильцов дома. Имеем ли мы право после пожара возвести заново сооружения (гаражи, сараи) ? Если Да, то что для этого нужно сделать? Спасибо.
Имеет ли право руководство поселка дать в аренду землю, под строительство гаража во дворе многоквартирного жилого дома без согласия жителей? Данный участок земли-общая собственность (было проведено межевание, кадастровые документы оформляются) На придомовой территории находятся сараи под дрова (дом 65 года), которые теперь используются для хоз. нужд. Вместо сарая один из жильцов хочет построить гараж, разрешение он получил у руководителя поселения до оформления кадастрового паспорта. Как можно оспорить это решение?
Купил сарай без документов, который находится в блоке сараев во дворе многоквартирного дома, сам живу в другом районе. На дверь повесили записку-собранием жильцов решено сделать ремонт сараев просим сдать деньги или освободить помещение. После ремонта можно оформить аренду или в собственность. Законно ли это, могут ли меня выгнать, и смогу ли я оформить сарай в собственность?
У меня есть сарай во дворе многоквартирного дома. Соседи в течение двух лет забрасывают сарай снегом. На мои переговоры не реагируют. В январе я написал заявление в полицию. Приложил фотографии. Пока никакой реакции со стороны соседей и полиции не вижу. Как правильно далее поступить в данной ситуации? Возможно ли развитие событий в суде или других структурах?
Во дворе многоквартирного дома у нас есть деревянные гараж и сарай. Построены еще в 80-е годы. Постройки самовольные, прав собственности ни на гараж с сараем, ни на землю под ними нет. Как узаконить постройки и землю под ними? Какие документы необходимы, куда обращаться?
Во дворе многоквартирного дома стоят полуразрушенные сараи. Каким образом можно заставить их снести Управляющую компанию, если дом был газифицирован, но две квартиры из 8 остались с чугунными котлами. Администрация района предложила собственникам помещений самим заняться ремонтом сараев, т.к. в калькуляцию стоимости содержания жилья не заложен ремонт сараев. Собственники не желают ремонтировать. По сараем бегают дети и есть угроза их обрушения. Сараи на 50% разрушены.
Если соседи на общем собрании вынесут решение о сносе деревянных сараев находящихся во дворе нашего многоквартирного дома 1952 года постройки, законно ли оно будет? А имущество находящееся в сарае будет уничтожено. Что в этом случае нам можно предпринять? Для более полного пояснения к вопросам звоните по тел.89607207112
Рядом с нашим домом (муниципальный одноэтажный деревянный аварийный без удобств) начата стройка многоквартирного 18 этажного дома. У нас хотят отобрать единственный въезд во двор, сносят сараи, мотивируя тем, что это уже не наша территория, что есть документ, подписанный мэром города.
ВОПРОС: сколько должно быть метров от жилого дома до территории застройки?
Во дворе многоквартирного дома стояли сараи самострои без документов на их месте построен гараж в 1994 году, мне пришла бумажка с администрации., (в соответствии с п.1,п.2 ст 222 ГК) подлежит сносу надо предоставить правоустанавливающие документы в администрацию до 01.08.2017. КАК Я ИМ МОГУ ИХ ПРЕДОСТАВИТЬ ЗА НЕДЕЛЮ!
Хотим возвести капитальный гараж во дворе многоквартирного дома из 4 квартир на месте старого сарая, документов на сарай нет, администрация дала консультацию что изначально нужно оформить земельный участок под строением, через аукцион, после сбора документов и оформления схемы участка последовал отказ из за того что образуемый земельный участок находится в границах уже существующего участка под МКД (согласно выписки из Росреестра границы данного участка не обозначены), если согласно письма администрации земельный участок входит в придомовой территорию нашего дома, как оформить пользование данным участком и разрешение на строительство, общим собранием собственников жилых помещений получится? Жильцы не против нашего строения, имеется уже фундамент.
Домовладение, история возникновения относится к 1948 г, 5 совладельцев, жилые помещения расположены по периметру, имеют общие стены, 1 общий подвал для хранения продуктов, 1 общий туалет во дворе, у каждого свой сарай, подведены газ, вода, электричество и все это распределено потребителям собственникам. Каждый собственник имеет свой выход внутрь во двор. Земельный участок, на котором находится домовладение, находится в муниципальной собственности. Можно ли и как перевести его в статус многоквартирного дома? Идея возникла в связи с желанием приватизации земельного участка, а для домовладения это куча проблем.
Во дворе многоквартирного (4-е квартиры) частного деревянного дома были сараи. Их снесли жители выше указанного дома и получили разрешение на строительство гаражей, капитальных. Но не все построили эти гаражи, а только два. Сейчас один из хозяев квартиры решил продать своё жильё и гараж в подарок. Я покупаю это жильё. А как на счёт гаража? Как я смогу оформить его в собственность?
ВОПРОС: сколько должно быть метров от жилого дома до территории застройки?
Рядом с нашим домом (муниципальный одноэтажный деревянный аварийный без удобств) начата стройка многоквартирного 18 этажного дома. У нас хотят отобрать единственный въезд во двор, сносят сараи, мотивируя тем, что это уже не наша территория, что есть документ, подписанный мэром города.
ВОПРОС: сколько должно быть метров от жилого дома до территории застройки?
Узаконить самострой в 2021 году
Зачастую граждане, владеющие земельными участками, считают, что раз надел находится в их собственности, значит на нем можно строить любую недвижимость. Однако это совсем не так. В данной статье мы подробно разберем вопрос к чему может привести такое суждение и как можно предотвратить его негативные последствия.
Итак, в вашей собственности находится земельный участок, на котором вы хотите построить, например, жилой дом. По закону, каждый гражданин должен перед началом строительства уведомить орган местного самоуправления о таковых намерениях, а по окончании, известить о завершении строительства все ту же администрацию, приложив технический план на возведенный объект. Вот этот момент нельзя пропустить. Построить недвижимость и поставить в известность государственные органы необходимо, чтобы постройку не признали самостроем.
Согласно ГК РФ ст. 222 самовольной постройкой будет считаться не только та недвижимость, которая построена при отсутствии разрешительной документации на строительство, но и постройка, возведённая с нарушением градостроительных и строительных норм. Если недвижимость признана самостроем, то ее не поставят на кадастровый учет и не зарегистрируют право собственности на нее.
Какие объекты считаются самостроем
Самовольной постройкой в 2021 году считают ту, которая:
- Построена на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке.
Земля должна находится в собственности или распоряжении лиц на основании иных правоустанавливающих документов (договор аренды, договор купли-продажи, договор бессрочного пользования, право пожизненного наследуемого владения). - Построена на земле, на которой запрещено строительство конкретного вида объекта, т.е. не позволяет вид разрешенного использования.
- Возведена без получения согласований и (или) разрешений на строительство от местных органов власти.
- Имеет нарушения градостроительных норм, правил при строительстве, пожарной безопасности и т.д.
Как оформить самострой
Если недвижимость имеет «статус» самострой и находится в собственности или принадлежит кому-то на праве собственности, то государство сначала даст время на устранение нарушений (к примеру, уменьшить площадь постройки). За установленный срок необходимо устранить нарушения, иначе уполномоченным органом будет выдано предписание о сносе.
Когда постройка не зарегистрирована, то оформить ее в соответствии с требованиями закона можно двумя основными способами — в административном или судебном порядке.
Первый способ – узаконить самострой в административном порядке
Процедура легализации через администрацию оформляется «задним числом».
- Для начала в администрацию следует подать уведомление о начале строительства с описанием параметров постройки (высота, этажность, площадь и т.д.).
- Если на уведомление не получено возражений, необходимо заключить с кадастровым инженером договор на выполнение технического плана.
- Далее в администрацию направляется формальное уведомление о завершении строительства вместе с техпланом.
При отсутствии нарушений местный орган власти отправит вам уведомление о соответствии построенного объекта градостроительным нормам и передаст документы в Росреестр. Но сразу следует сказать, что получить отказ от исполнительного органа можно на любом этапе из вышеперечисленных.
Данный способ подходит тем, кто построил недвижимость на землях ИЖС или ЛПХ. Для СНТ действует «дачная амнистия», которая дает возможность оформить жилой дом без уведомления о строительстве. Зарегистрировать свои права в упрощенном порядке можно до 1 марта 2021 года.
Второй способ — узаконить самовольную постройку через суд
Основанием для передачи дела в суд является отказ органов местного самоуправления в оформлении самовольной постройки.
В суде будет назначена обязательная судебная экспертиза, которая подтвердит капитальность здания, соответствие его требованиям ГОСТов и СНиПов и т.п. Но можно заказать самим независимую строительную экспертизу до подачи иска в суд, чтобы узнать заранее о наличии нарушений и исправить их. Иногда суду достаточно заключения досудебной экспертизы и потребности в судебной не будет.
Когда у вас на руках уже будет отказ от государственного органа, технический паспорт на объект капитального строительства (ОКС), выписка из ЕГРН на земельный участок, то дальше следует грамотно составить исковое заявлении, в котором вы должны учесть, что:
- земельный участок должен быть в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании;
- постройка должна соответствовать категории земли и виду разрешенного использования (ВРИ);
- подтверждения, что конкретная постройка не нарушает права третьих лиц (соседей) (соблюдены нормы отступа при строительстве и т.д.).
- следует указать причины обращения в суд, т.е. изложить причину самовольного строительства или основания отказа в разрешении на строительство.
Пусть оба способа являются не быстрыми, но, если вам важна постройка и в дальнейшем вы планируете совершать различные сделки с ней, то стоит запастись терпением. При наличии адекватно обоснованных причин, по которым был возведен самострой, суд обычно выносит решение в пользу истца.
Штрафы за самовольную постройку 2021
КоАП РФ установил денежные взыскания за строительство недвижимого имущества без разрешительной документации
- Для граждан от 2 000 до 5 000 рублей
- Для должностных лиц от 20 000 до 50 000 рублей
- Для юридических лиц от 500 000 до 1 000 000 рублей
При оформлении самостроя штрафных санкций не избежать, их в любом случае придется выплатить, но только последствия могут быть и более глобальными. Дальнейшее развитие событий —ликвидация недвижимости. Во избежание подобных последствий, а также в целях легитимного использования и эксплуатации объекта недвижимости, настоятельно рекомендуем озадачиться вопросом легализации самостроя.