Обустройство парковки во дворе дома
Можно ли организовать парковку для автомобилей во дворе жилого многоквартирного дома?
Дом – наша крепость. Место, где все должно быть благоустроено, безопасно и красиво. В наше время самой большой проблемой дворов жилых домов – беспорядочно оставленные машины. Из-за этого страдают пешеходы, дети, жильцы, другие участники движения и сами владельцы брошенных как попало авто. Как же сделать двор безопасным, чистым и красивым?
Что говорит закон
Итак, есть ли упоминание в законе об обустройстве парковки машин во дворе жилого многоквартирного дома? Сразу же в качестве решения данной проблемы возникает слово «Запретить». Но с точки зрения закона это сделать практически невозможно.
Запретив оставлять автовладельцам средства передвижения во дворах, придется предоставить им замену: платную или бесплатную парковку, место для гаража, стоянку и т.п. Заставить купить или построить человека гараж мы не можем, это противоречит законодательству (навязывание платных услуг). Таким образом, появляется необходимость в создании парковочных мест на территории двора.
Регулируют отношения в рамках организации парковки во дворе жилого дома следующие официальные документы:
- Федеральные законы:
- 06.10.2003 № 131-ФЗ;
- 08.11.2007 №257-ФЗ;
- 10.12.1995 №196-ФЗ.
- КоАП РФ (кодекс РФ об административных нарушениях);
- Правила дорожного движения РФ;
- СанПиН (правила и нормы).
Решать вопрос с организацией стоянок, паркингов и просто мест для расположения автомобилей могут заниматься органы местной власти и сами жильцы. Обращение к органам местного самоуправления повлечет за собой создание или изменение Правил благоустройства территории.
Как организовать парковку во дворе жилого дома
Не обязательно тревожить власть вопросами парковки. Жильцы многоквартирных домов могут своими силами решить эту проблему. Организовать стоянку и движение автомобилей во дворе можно несколькими способами.
Если жильцов беспокоит наличие посторонних автомобилей на территории двора, то решением этой проблемы станет создание ТСЖ. При помощи этого органа управления вы оформите придомовую территорию в собственность и на этой базе будете развивать идею паркинга. Тогда места парковки с легкостью закрепляются за каждым жителем, и посторонний водитель не сможет разместиться во дворе вашего дома.
Нередки случаи обустройства платной парковке во дворе домов. Как с этим бороться рассказывает следующее видео:
С чего начать
Начало строительства парковки в последние годы планируют чуть раньше, чем возведение самого многоквартирного дома. СанПиН регулируют дистанцию, на которой может расположиться парковка. Ее величина зависит от количества парковочных мест:
- Менее 11 автомобилей – минимум 10 м;
- От 11 до 50 автомобилей – минимум 15 м;
- От 51 до 100 автомобилей – минимум 25.
Если строятся ряды гаражей, то это расстояние разрешается снизить на 25% (минимум в 10 м сохраняется), если соблюдены условия:
- В гаражах нет окон;
- Въезд не направлен на жилые окна первых этажей.
Но это все решается на этапе строительства дома. По факту возникновения проблемы с паркингом в уже построенном и обжитом доме начинать следует с собрания собственников квартир. Там жильцы определят, нужно ли им ТСЖ, вступать в него, если оно существует, действительно ли необходима полноценная парковка.
Куда обратиться
В процессе подготовки и реализации плана постройки паркинга придется посетить:
- Кадастровую палату;
- Администрацию;
- Местный орган по земельным ресурсам и благоустройству;
- Органы пожарной безопасности;
- ГИБДД;
- Проектную организацию;
- Строительную организацию.
И теперь мы расскажем об особенностях процедуры оформления парковки во дворе жилого дома.
Об опыте жильцов в отношении организации парковки во дворе дома рассказывает следующий видеосюжет:
Процедура
- В первую очередь ставим придомовую собственность на кадастровый учет. Если дом построен давно, существует ТСЖ, то это будет не проблематично, достаточно посетить соответствующее заведение. Если ТСЖ только-только начало свою деятельность, либо его до сих пор нет, то придется сначала определить границы и управление собственностью, затем обращаться в кадастровую палату.
- Далее организуется голосование или опрос всех жильцов-собственников. Важно, чтобы все участники были осведомлены о планах на парковку, выразили свое мнение. В итоге все должны прийти к одному положительному решению, иначе несогласные или непредупрежденные жильцы могут подать в суд. Обязательный итог собрания – оформленный протокол общего собрания. Важно! Кворум при принятии решения должен превышать или быть равен 66,6%.
- Затем вступают в силу правила СанПиНа. Проверяем место вокруг дома на соответствие этим положениям. Отметим, что стоянка вместимостью более 100 единиц транспорта должна получить допуск у пожарных.
- С протоколом собрания направляемся в местный орган по землеустройству. Составленное там заявление для выдачи земельного участка рассмотрят в течение трех дней. На практике этот срок может растянуться из-за ошибок в протоколе и иных обстоятельств.
- Следующий этап – посещение ГИБДД. Он не строго обязателен, но наличие бумаги из гос. инспекции помогает при возникновении спорных ситуаций.
- После оформления и получения последних документов производят сбор средств. Затем обращаются в проектную компанию за оформлением макета будущего паркинга, и с ним идем в строительную компанию.
Почему стоит организовать парковку, а не ставить машину где попало? О жалобах жильцов дома на подобные действия в следующем видео:
Каковы права жильцов при организации парковки на придомовой территории многоквартирного дома — каковы правила стоянки машин?
Автовладельцев с каждым днем становится все больше, а вот количество парковочных мест, к сожалению, не увеличивается пропорциональному данному процессу.
Поэтому вопрос организации парковки автомобилей на придомовой территории многоквартирного дома актуален сегодня как никогда. Что включают в себя права жильцов и как решить проблему с несанкционированной стоянкой на территории дома – разберемся во всех нюансах.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !
Закон
Не существует отдельного положения о парковке на придомовой территории, регулирующего организацию стоянок на территории многоквартирных домов. Для того чтобы ознакомиться с нормами, имеющими отношение к данному вопросу, нужно обратиться к правовым декретам.
Жилищный Кодекс Российской Федерации. Данный нормативный акт имеет статус федерального закона и определяет следующие основы процесса организации придомовой парковки: во-первых, в ст. 16 закона определено, что земельный участок, на котором построен многоквартирный дом, является собственностью жильцов, и для этого не требуется издание дополнительных постановлений местных органов власти.
Следовательно, решение о том, как использовать территорию около дома могут принимать только собственники квартир, что также закреплено в ст. 44.
Статья 16. Виды жилых помещений
- К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
- Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
- Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
- Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Закон предусматривает, что для принятия решения об организации парковочной площадки необходимо 2/3 голосов жильцов, и принятое таким образом решение обязательно для исполнения всеми проживающими в доме.
Таким образом, необходимо организовать общее собрание жильцов, вынести данный вопрос на обсуждение и, если будет одобрено решение об организации парковочных мест на придомовой территории, собрать подписи 2/3 жильцов.
Положение Санитарно-эпидемиологической службы 2.2.1/2.1.1.1200-03. Данным положением предусмотрены критерии, которым должна соответствовать организовываемая парковка: максимальная вместимость открытой парковки на придомовой территории не должна быть больше 50 машино-мест.
Кроме того, расстояние от фасада дома до парковки не может быть меньше 10 м для парковок до 10 мест и 15 м для парковок до 50 мест. На практике зачастую не возникает проблем с соблюдением норм данного Положения.
Правила Дорожного Движения. Самое важное правило парковки на придомовой территории многоквартирного дома, которое нужно иметь в виду при организации парковочной площадки – это требование ПДД о том, что автомобиль не может совершать стоянку с работающим двигателем в дворовых территориях. Под стоянкой подразумевается более чем пятиминутная остановка машины, не связанная с посадкой (или высадкой) пассажиров. Штраф за подобное нарушение составляет 1500 тысячи рублей.
Права жильцов
Обобщая описанные выше требования нормативных актов, перечислим основные права и обязанности собственников квартир в отношении парковок:
- Вся территория вокруг дома – это собственность жильцов.
- Если 2/3 жильцов согласны на организацию стоянки, они имеют полное право обустраивать придомовую территорию в соответствии со своим видением стоянки.
Права жильцов должны подкрепляться двумя документами: а) протокол собрания собственников квартир с решением об организации парковки и необходимыми подписями; б) справка органов власти о размерах и составе придомовой территории.
Реализуя свои права, жильцы не должны забывать о санитарных нормах и правилах дорожного движения.
Чем отличается стоянка от парковки
Если говорить об особенностях законодательного определения понятий «стоянка на придомовой территории многоквартирного дома» и «парковка», то данные термины относятся к сфере действия разных правовых актов. В частности, стоянка – это место хранения автомобилей и обеспечения их сохранности (согласно Гражданскому Кодексу РФ).
С другой стороны, парковка – это термин ПДД, который обозначает место для временной остановки машины. В практическом смысле стоянка чаще всего обозначает огражденную территорию, предназначенную для длительного размещения транспортных средств за определенную плату на основе заключенного договора. При этом сотрудники стоянки несут ответственность за безопасность автомобиля.
Стихийная стоянка
Чем стоянка отличается от парковки на придомовой территории? Согласно описанным выше определениям и требованиям правовых актов, незаконной парковка может быть в двух случаях: если она нарушает санитарные нормы или противоречит правилам дорожного движения. Как показывает практика, действеннее всего в таких случаях обращаться с письменным заявлением в ГИБДД, чтобы оно выписало предписание. Можно также попытаться повлиять на нарушителей самостоятельно или с помощью управляющей компании.
Кроме того, все чаще во дворах можно наблюдать образование стихийной парковки на придомовой территории, незаконно «захвативших» парковочные места.
Если общее собрание жильцов не принимало решения об организации стоянки, и третьи лица установили шлагбаумы, веревки или прочие объекты, ограничивающие доступ собственников квартир к парковочным местам, самостоятельно избавляться от них не стоит: правомернее будет обратиться с заявлением в ГИБДД или прокуратуру.
Составление заявления о незаконной парковке
Оформление шапки обращения, содержащей информацию об органе ГИБДД, в который подается заявление, а также сведения о заявителе: Ф.И.О. и контактные данные. Шапка по правилам делового оборота располагается в правом верхнем углу листа.
Текст обращения должен подробно описывать ситуацию: где установлена незаконная стоянка, что она в себя включает (ограждения, блокирующие объекты и др.), гос. номера автомобилей, нарушающих закон. Стоит также упомянуть имена свидетелей, который могут подтвердить факт незаконной парковочной площадки.
Не забудьте указать, какие пункты законодательства нарушает стоянка (описано выше).
Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней, и чаще всего, за этот период нарушителям выносится предписание о необходимости ликвидации незаконной стоянки. Во избежание повторения подобных ситуаций, следует задуматься об организации парковочной собственными силами жильцов.
Как организовать парковку на придомовой территории
Заимев на руках протокол собрания жильцов, нужно обратиться с заявлением о выделении территории под будущую стоянку в местный Земельный комитет (название в разных городах может отличаться). В данном случае речь идет о том, что земельный участок не находится в общей собственности жильцов.
Если при введении дома в эксплуатацию участок уже был зарегистрирован на собственников квартир и поставлен на кадастровый учет, дополнительно обращаться в органы власти не нужно.
Заявление в Земельный комитет включает в себя стандартную информацию:
- наименование и адрес контролирующего органа, Ф.И.О. и контактные данные подающего заявление;
- в самом тексте заявления нужно описать просьбу о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и адрес объекта;
- к заявлению нужно приложить копию протокола собрания жильцов.
После получения письменного разрешения комитета, нужно обратиться в ГИБДД и департамент или иной орган, занимающийся вопросами архитектуры в вашем населенном пункте. Одобрение данных инстанций необязательно, однако практика показывает, что их наличие существенно облегчит разрешение возможных конфликтов в будущем.
В следствие необязательности данные заявление не имеют утвержденной формы, однако обязательная информация аналогична той, что была описана ранее (заявление в Земельный комитет).
Далее все зависит от того, насколько масштабна будет парковочная площадка. Изначально необходимо определиться с проектом будущей стоянки.
Данный процесс полностью зависит от того, какую сумму готовы заплатить жильцы за приобретение собственной парковки: можно ограничиться двумя шлагбаумами, но в то же время вы можете проложить собственное покрытие, установить охрану и т.д. – словом, закон жильцов в предпочтениях не ограничивает.
Справка: В теории организация стоянки не составляет труда, однако на практике этот процесс занимает достаточно длительное время. Без создания инициативной группы из числа жильцов здесь не обойтись, и лучше, если у членов данной группы будет достаточно много свободного времени.
В заключение можно сказать, что, несмотря на наличие значительной бумажной волокиты и «беготни» по разным инстанциям, конечный результат процесса – наличие собственной придомовой парковки – оправдывает все затраченные силы и средства.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
ВС РФ: жильцы многоквартирного дома не вправе использовать гостевую автостоянку во дворе дома для постоянной парковки своих автомобилей
gon4. / Depositphotos.com |
Гостевую стоянку во дворе МКД устроить можно, однако использовать ее иным образом, в том числе для постоянной парковки автомобилей жильцов, нельзя. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос – можно ли в принципе устраивать такую стоянку под окнами жилого дома (Определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 1 ноября 2018 г. № АПЛ18-470).
Дело в том, что санитарное законодательство это допускает. Согласно п. 2.3 и 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» гостевые автостоянки во дворах разрешаются, а вот любые иные, кроме гостевых, – нет.
Гражданин пытался оспорить эти положения СанПин, потому что:
- фактически на придомовых территориях организуются самые обычные автостоянки под видом «гостевых», и пользуясь таким «прикрытием», разумеется, никто не соблюдает предписанные санитарные разрывы от стоянок до фасадов дома, детских, спортивных и игровых площадок. А раз эти разрывы не соблюдены, то – логично – не соблюдены гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха и уровню шума в жилой зоне;
- а стало быть, наличие автостоянки во дворе дома – хотя бы и со статусом «гостевой» –нарушает права обитателей ближайших домов на благоприятную среду обитания (ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
- а также нарушает право на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);
- наконец, снижает антитеррористическую защищенность жилых МКД и граждан, проживающих в них, в связи с чем спорные положения СанПин вступают в противоречие с требованиями Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
ВС РФ, рассматривая дело в первой инстанции, административному истцу отказал (Решение ВС РФ от 6 августа 2018 г. № АКПИ18-522). В сжатых и кратких формулировках ВС РФ объяснил, что оспоренные положения СанПин не противоречат актам, имеющим более высокую юридическую силу, приняты Главным государственным санитарным врачом РФ в пределах своей компетенции, правила подготовки и госрегистрации спорного акта соблюдены. И не добавил ничего о том, как установить баланс между жаждой тишины и чистого воздуха, с одной стороны, и необходимостью парковать автомобили горожан, – с другой.
Такое решение административного истца не удовлетворило, и он подал апелляционную жалобу.
В этот раз тройка судей ВС РФ вновь отказала истцу, по тем же самым мотивам: гостевые автостоянки на придомовой территории МКД разрешены санитарным законодательством, и противоречия с иными федеральными актами тут нет.
Однако на этот раз был рассмотрен довод и о том, что фактически статус «гостевой» придается самой банальной «собственной» автостоянке, на которой из вечера в вечер паркуются жильцы дома.
Так вот, практика постоянной парковки автомобилей жильцов – прямо указал ВС РФ – сама по себе является нарушением положений Санитарных правил.
Таким образом, поборники идеи «двор без машин» получили замечательный козырь в свои руки: при наличии упорства и настырности, опираясь на правовую позицию ВС РФ, они могут доказать, что так называемая «гостевая» стоянка постоянно используется вовсе не гостями, а жителями самого дома. Этот факт, в свою очередь, является основанием для привлечения жильцов (и, возможно, УК МКД) к ответственности по ст. 6.3 или 6.4 КоАП. И хотя это грозит нарастанием социальной напряженности и риском локальных «парковочных» войн, тактика «очищения» дворов от машин способствует улучшению урбанистической политики в целом.
Законность гостевых парковок у МКД и их использования жителями дома
Парковка машин во дворе МКД остаётся предметом споров между автовладельцами и жителями дома, которых не устраивает размещение стоянки на придомовой территории. Рассказываем о новом определении ВС РФ по вопросу организации во дворе жилого дома гостевой стоянки и её использования для постоянной парковки транспорта.
Собственник посчитал гостевые парковки нарушением законодательства
Житель многоквартирного дома обратился в Верховный суд РФ, чтобы оспорить законность права собственников устраивать на придомовой территории гостевые автостоянки.
Гостевыми парковками считаются открытые площадки, предназначенные для автомобилей посетителей жилой застройки. Их обустройство допускаютп. п. 2.3, 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10:
- отводимый под строительство МКД земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории, в том числе с размещением гостевых стоянок автотранспорта;
- на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, а также автостоянки, кроме гостевых.
Не согласный с таким подходом к организации придомовой территории МКД, собственник попытался через суд признать эти пункты Санитарных правил и норм частично недействующими.
Истец заявил, что организованные во дворе гостевые автостоянки на самом деле используются жителями для постоянной парковки своих автомобилей. При этом парковки организуются без разрывов между парковочными местами и фасадом дома, детскими площадками. Отсутствие разрывов нарушает требования, предъявляемые к качеству воздуха и уровню шума в районе жилой застройки.
Организованная гостевая парковка во дворе, по словам истца, нарушает права граждан на благоприятные условия жизни и на защиту от негативного воздействия окружающей среды (ст. 8 № 52-ФЗ, п. 1 ст. 11 № 7-ФЗ). Оставленные в непосредственной близости от жилого дома автомобили также нарушают требования к антитеррористической безопасности жилфонда и граждан, изложенные в № 35-ФЗ.
Федеральное законодательство не запрещает организацию гостевых парковок
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции, уделила внимание отсутствию противоречий между оспариваемыми пунктами СанПин и требованиями актов, имеющих большую юридическую силу.
Суд установил, что СанПин 2.1.2.2645-10 разработан и утверждён согласно действующему законодательству, подписан Главным государственным санитарным врачом РФ в рамках его компетенций.
ВС РФ отметил, что в Федеральных законах № 52-ФЗ, № 7-ФЗ, № 35-ФЗ, на которые ссылается истец, нет запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории жилых зданий. Следовательно, оспариваемые пункты НПА не вступают с ними в противоречие.
Напротив, суд обратил внимание на то, что размещение стоянок автомобильного транспорта в жилых зонах допускается ч. 3 ст. 35 ГрК РФ и предусмотрено п. 5.1 Свода правил СП 42.13330.2016. При этом для гостевой автостоянки не устанавливаются разрывы от фасада дома или детских площадок (п. 11 примечаний к таблице 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
На этих основаниях суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении его иска, оставив без рассмотрения доводы об эксплуатации жителями многоквартирного дома гостевых стоянок в качестве постоянных.
Использование гостевых автостоянок для постоянного размещения машин незаконно
Собственник не согласился с таким выводом суда и подал жалобу в апелляционную коллегию ВС РФ. Он настаивал на том, что оспариваемые предписания СанПиН не обеспечивают соблюдения права на охрану жизни и здоровья человека, благоприятную среду обитания.
Также истец указал на то, что суд первой инстанции ошибочно сослался на ч. 3 ст. 35 ГрК РФ, в которой говорится о возможности размещения в жилых зонах стоянок автомобилей. Размещение таких стоянок допускается лишь за пределами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Апелляционная коллегия ВС РФ согласилась с решением первой инстанции: оспариваемые пункты СанПиН 2.1.2.2645-10 не противоречат федеральным законам РФ, поскольку в них нет запрета на организацию автостоянок на придомовой территории многоквартирного дома.
При втором рассмотрении дела ВС РФ дал оценку и доводу истца о том, что гостевые парковки по факту используются жителями многоквартирных домов как постоянные автостоянки для личного транспорта.
Суд отметил, что это является нарушением положений Санитарных правил, но не свидетельствует о незаконности оспариваемых пунктов СанПиН. Апелляционная коллегия ВС РФ также отказала истцу в удовлетворении иска.
УО и жители дома могут организовать автостоянку по решению общего собрания
Рассмотренное апелляционное определение Верховного суда РФ позволяет сделать несколько выводов, которые касаются не только собственников помещений в доме, но и управляющих организаций:
- На придомовой территории многоквартирного дома можно устраивать гостевые стоянки автотранспорта, то есть временные места для автомобилей посетителей жилфонда.
- Использование жителями дома гостевой парковки для стоянки автотранспорта незаконно и может повлечь привлечение собственников автомобилей и даже УО к административной ответственности по ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП РФ.
Для организации на придомовой территории постоянной парковки для автомобилей проживающих в доме граждан управляющая организация и жители дома должны провести общее собрание собственников, утвердить создание нового объекта и финансирование работ.
Проводить на придомовой территории какие-либо работы, в том числе по созданию автостоянки, можно лишь в том случае, если участок поставлен на кадастровый учёт и включён в общее имущество многоквартирного дома.
Размещение постоянной стоянки на придомовой территории должно быть согласовано с муниципалитетом и ГИБДД, отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по разрывам между парковкой и фасадом дома в соответствии с табл. 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Парковочные проблемы жильцов многоквартирных домов
Знание правил парковки и запретов поможет автовладельцам избежать штрафов и отстоять свое право на место во дворе для личного транспорта
Автовладельцы знают: неорганизованное размещение транспортных средств на придомовой территории нередко приводит к конфликтам между соседями. Давайте разберемся, как парковаться законно и о чем нужно помнить, чтобы клочок земли во дворе не стал причиной раздора.
Парковочные запреты в жилых зонах
- Остановка и стоянка транспортного средства во дворе с работающим двигателем запрещены (ч. 2 ст. 17 ПДД). За нарушение этого правила может быть наложен штраф в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ).
- За парковку машины на тротуаре предусмотрен штраф в размере 1 тыс. руб. (ч. 3 ст. 12.19 КоАП). Неправильно припаркованный автомобиль могут и эвакуировать. В таком случае помимо штрафа автовладельцу придется оплатить работу эвакуатора.
- За парковку на газонах в Кодексе об административных правонарушениях РФ штраф не предусмотрен, поэтому необходимо обратиться к региональному законодательству. К примеру, в Санкт-Петербурге за такое нарушение автомобилист заплатит от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
- За превышение уровня шума автовладелец может быть оштрафован на 500 руб. (ст. 8.23 КоАП РФ).
- Большегрузный автомобиль с массой более 3,5 т запрещено ставить в жилой зоне 1 .
- Стоянка коммерческого автотранспорта и обеспечение для него парковочных мест в кварталах многоквартирных домов запрещены 2 .
- Организация на общедомовой территории многоквартирного дома «автостояночного» бизнеса также запрещена 3 .
Как жильцам бороться с автонарушителями?
Чтобы привлечь к ответственности нарушителя, который игнорирует правила парковки и установленные запреты, рекомендуется:
- зафиксировать нарушение на фото или видео;
- сообщить о нем уполномоченным лицам органов госвласти: в Департамент государственного и жилищного надзора, в полицию – участковому или ГИБДД; по возможности следует представить доказательства.
Сообщить о правонарушении могут не только жильцы многоквартирного дома, но и сотрудники управляющей компании (ТСЖ).
Могут ли жильцы установить шлагбаум, чтобы ограничить въезд на придомовую территорию?
Да, могут. Но для этого необходимо получить одобрение на общем собрании собственников помещений (п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Для установки шлагбаума на придомовой территории должно быть получено не менее 2/3 голосов собственников.
Далее нужно провести кадастровый учет земли, если границы придомового участка не обозначены, поскольку распоряжаться им собственники могут исходя из его границ.
Каждый жилец должен получить возможность открывать шлагбаум, поскольку собственники имеют право на беспрепятственный доступ к своему жилищу и равные права на парковку личного автотранспорта во дворе дома.
Вместе с тем нужно иметь в виду, что самовольное устранение шлагбаума может повлечь гражданско-правовую или административную ответственность (ст. 19.1 КоАП РФ «Самоуправство»).
Как быть с захватом части придомовой территории для личной парковки?
Порой жильцы самовольно создают во дворе парковочные места для личного пользования. Для этого они устанавливают ограждения и барьеры с запирающими устройствами, которые мешают их соседям парковать свои автомобили.
Подобные действия влекут административную ответственность. На автовладельца могут наложить штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб., если кадастровая стоимость земельного участка не определена. Если же она установлена, то размер штрафа будет составлять от 1 до 1,5% от этой стоимости (ст. 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка»).
1 Пункт 17.2 Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения».
2 Пункт 4 Приказа Минтранса России от 17 мая 2018 г. № 199 «Об утверждении Требований к парковкам (парковочным местам) для обеспечения стоянки транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд), в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя».
3 Пункт 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Парковка на придомовых территориях — решение проблемы на муниципальном уровне
Парковка на придомовых территориях — решение проблемы на муниципальном уровне
Размещение и эксплуатация транспортных средств на прилегающей к дому территории и во дворах: есть ли решение на муниципальном уровне?
Стихийные парковки во дворах – бич нашего времени. Машины можно встретить везде: на тротуарах, клумбах и газонах, спортивных и детских площадках. Они не только ухудшают экологию, но и занимают места, предназначенные для отдыха, хозяйственных нужд жителей. Заставленные автомобилями дворы давно стали «головной болью» не только жителей, но и органов власти. Практика показывает, что частично эту проблему можно решить посредством совершенствования правил благоустройства территории, а также силами самих граждан.
Казалось бы, установить запрет на размещение автомобилей вне гаража или специально отведенных для парковки и стоянки транспортных средств мест, и проблема загромождения дворов транспортом решена. На самом деле все не так просто, данная норма в настоящее время весьма затруднительна для исполнения. По сути, она обязывает владельца автотранспортного средства ставить его гараж или на специально отведенные места для парковки. При этом законодательного определения понятия «парковка» действующим законодательством не установлено, нельзя также утверждать, что таким местом является платная стоянка. Владелец автомобиля может потребовать исполнения этой нормы, а именно места для установки гаража в шаговой доступности от своего дома или специально отведенного места для парковки. Обязывать же гражданина приобретать гараж или ставить автомобиль на платную стоянку – означает нарушить его право как потребителя и навязывать ему платные услуги, что недопустимо. Таким образом, данный вопрос действующим законодательством урегулирован только частично.
Вопросы правоотношений в сфере транспорта, в т. ч. размещения транспортных средств и эксплуатации на дворовых территориях, в настоящий момент регулируются:
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ);
Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ);
Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ);
Правилами дорожного движения Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее – Правила дорожного движения).
На стадии строительства многоквартирных домов должны быть соблюдены технические нормы и правила, касающиеся обустройства прилегающей к дому территории. Так, в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» расстояние от открытых автостоянок разной вместимости до фасадов жилых домов и торцов с окнами должно составлять:
до 10 машин – не менее 10 м;
11–50 машин – не менее 15 м;
51–100 машин – не менее 25 м.
Таким образом, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 четко обозначен разрыв от открытых сооружений и паркингов до фасадов жилых домов и торцов (как с окнами, так и без), и это расстояние должно составлять не менее 10 м.
Указанные расстояния допускается сокращать для гаражей на 25% этого расстояния при отсутствии в гаражах открывающихся окон, а также въездов, ориентированных в сторону жилых и общественных зданий (СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»).
К полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ относятся:
утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в т. ч. требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;
установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
Следовательно, на местном уровне вопросы размещения и эксплуатации транспортных средств на придомовой территории и во дворах могут быть урегулированы в объеме, не нашедшем регламентации на федеральном уровне, и при отсутствии противоречий в законодательстве посредством внесения изменений в принятые Правила благоустройства территории и совершенствования муниципального законодательства.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВИЛ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ: ОПЫТ ТЮМЕНИ
В марте 2014 г. в Правила благоустройства территории г. Тюмени, утв. решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 № 81 (далее – Правила), были внесены изменения в части урегулирования вопроса эксплуатации и содержания транспортных средств. Данная мера была продиктована необходимостью приведения муниципальных норм в соответствие с нормами федерального законодательства.
Поправки в Правила нацелены на исключение норм, связанных с остановкой, стоянкой и проездом транспортных средств, а также устанавливающих запрет на повреждение и загрязнение дорожных покрытий, поскольку данные требования урегулированы федеральным законодательством. Ряд норм, направленных на создание и сохранение благоприятных условий проживания населения города, уточняется в Правилах с целью сохранения объектов благоустройства на территории города.
В частности, в Правила внесены следующие изменения:
исключена ст. 7 «Транспорт», а также один пункт из ст. 5, где речь идет о хранении транспортных средств в непредусмотренных для этих целей местах, поскольку регламентация данных отношений лежит в сфере полномочий федерального законодателя;
изменены и конкретизированы некоторые положения ст. 13, касающиеся ограничений и запретов в отношении владельцев автотранспорта. В частности, запрещены размещение, мойка и заправка горючим транспортных средств на территории детских игровых, хозяйственных и спортивных площадок, в парках, скверах и на газонах, а также перевозка твердых сыпучих грузов в незакрытом виде и бетона в негерметичных и открытых емкостях.
Кроме того, Правила устанавливают понятия детских площадок и газонов, за стоянку на которых владельцы автотранспорта могут быть оштрафованы.
Изменения, внесенные в Правила, позволили улучшить экологическую ситуацию в городе и освободить дворовые территории от транспортных средств.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗМЕЩЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА ВО ДВОРАХ СОБСТВЕННИКАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Урегулировать вопросы размещения и эксплуатации транспортных средств на прилегающей к дому территории могут и сами жители. В соответствии с нормами действующего жилищного законодательства собственники жилых помещений в многоквартирном доме вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом, в т. ч. на общем собрании собственников принимать решение по вопросам стоянки и парковки транспортных средств на придомовой территории. Таким образом, действующее законодательство не запрещает собственникам жилых помещений в многоквартирном доме принять правила, наиболее удовлетворяющие их требования.
Реальную помощь в части размещения и эксплуатации транспортных средств на территории двора могут оказать ТОС и иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении. Согласно ст. 33 Федерального закона № 131-ФЗ граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, Федеральному закону № 131-ФЗ, законам субъектов РФ.
С 2007 г. в целях эффективного контроля и координации работ подрядных организаций и хозяйствующих субъектов в границах имущественных комплексов административных округов г. Тюмени введен институт квартальных. Квартальный имущественного комплекса – это должностное лицо, на которое возложены функции по организации работ по благоустройству и текущему содержанию конкретного имущественного комплекса. Квартальные ведут ежедневную работу по контролю за санитарным состоянием закрепленных за ними комплексов, выявлению брошенного автотранспорта, отслеживают состояние всех видов и форм внешнего благоустройства, освещения, содержание фасадов зданий, малых архитектурных форм, заборов, вазонов, урн, адресного хозяйства и др. По результатам проверок они составляют акты, к которым прилагаются фотоматериалы. В случае выявления нарушений составляются протоколы.
Квартальные имеют возможность контролировать размещение транспортных средств вне предусмотренных для этих целей местах, выносить по этим вопросам предписания, составлять протоколы. Так, в 2013 г. за размещение транспортного средства вне предусмотренных для этих целей мест ими было выписано 2218 протоколов, сумма наложенных штрафов составила 1 494 400, 00 руб.
Сами жители также должны сигнализировать о нарушениях по части оставленного в непредусмотренных местах транспорта, которые происходят на их территории. В этом отношении положителен опыт Тюмени по выявлению жителями, так называемых брошенных автомобилей.
Журнал «Практика муниципального управления», № 07, 2014
Автор: Н.В. Габрусь, юрист, эксперт журнала «Практика муниципального управления»