Организация парковки во дворе жилого дома

Как правильно собственникам жилья сделать парковку во дворе своего многоквартирного дома? Где и как получить разрешение на организацию парковки возле дома, необходимые документы и нормы

Организация парковки во дворе жилого дома

Как организовать парковку во дворе многоквартирного дома?

При строительстве большинства современных новостроек подрядчики заранее предусматривают места под автостоянку. Наземный и подземный паркинг позволяет жильцам не беспокоиться о том, куда поставить свою машину. Но как быть с организацией парковки во дворах домов, которые были построены десятки лет назад? С чего начать, какие документы подготовить и куда обратиться, читайте в нашей статье.

Требования к организации

Жители многоквартирного дома имеют право подать заявление на размещение автостоянки в своем дворе. Управляющая компания не имеет ничего против, однако не всегда может помочь с обустройством парковочных мест. Эта статья расходов не входит в перечень оказываемых ею услуг по ремонту и содержанию МКД (многоквартирного дома). Поэтому все затраты ложатся на собственников помещений.

Жильцы могут не только организовать парковку, но и купить на ней машиноместо. Для этого владельцу автомобиля необходимо получить согласие соседей и приватизировать участок, на котором будет располагаться индивидуальное парковочное место. После этого земля переходит в собственность жильца.

Решение о размещении автостоянки принимается совместно всеми жителями дома. Претендовать на получение парковочного места и участвовать в голосовании могут только собственники жилья. Люди, которые проживают в квартире на условиях аренды или социального найма, таких прав не имеют.

Чтобы узаконить парковочные места, автовладельцам нужно провести межевание придомовой территории и подготовить проект по размещению стоянки.

Основные правила организации парковки

Прежде всего необходимо соблюдать нормы пожарной безопасности. При планировании парковочной зоны учтите, что она не должна мешать передвижению пешеходов и проезду машин и спецтранспорта. Также нужно заранее позаботиться об удобных въездах и выездах, аварийных путях эвакуации, наличии ограждений из огнеупорных материалов и т. д.

Если парковка рассчитана на размещение более 100 машин, необходимо обеспечить дорожный проезд к транспортной развязке.

Автостоянка также должна соответствовать санитарным нормам. Например, нельзя ставить машины непосредственно под окнами жилого дома. Расстояние от стоянки до МКД определяется количеством парковочных мест:

  • для 10 машин — не менее 10 метров;
  • для 11-50 автомобилей — минимум 15 метров;
  • для 51-100 машин — 25 метров.

В жилой зоне запрещается организовывать стоянку с размещением более 500 автомобилей.

Длина одного парковочного места должна составлять 5 метров, а ширина — минимум 2,3 метра. При организации паркинга необходимо нанести специальную маркировку:

  • парковочную разметку;
  • осевые линии;
  • направляющие стрелки;
  • номера;
  • персональные элементы.

Если у автовладельцев есть финансовая возможность, можно установить дополнительное оборудование:

  • шлагбаумы;
  • камеры видеонаблюдения;
  • системы контроля въезда/выезда;
  • знак дорожного движения для обозначения парковки;
  • резиновые или металлические столбики;
  • специальные блокираторы.

По закону (СП 113.13330.2016) 10% от всех машиномест должны отводиться для людей с ограниченными возможностями. Такие парковочные места обозначаются специальной разметкой, а их ширина составляет не менее 3,5 метров. Более того, инвалиды имеют право не приватизировать участок и пользоваться парковкой вне зависимости от того, кому она принадлежит: это регулируется на законодательном уровне.

Важно! Нередки случаи самозахвата жильцами парковочных мест. Это грубое нарушение прав остальных собственников. Парковка — общедоступное место, и пользоваться им могут все жильцы. Исключение составляют приватизированные машиноместа.

Не допускается и обратный случай, когда собрание жильцов ограничивает доступ на стоянку определенным собственникам. Причиной таких действий может стать, например, наличие у жильцов нескольких машин. Однако это тоже незаконные действия. В обоих случаях можно написать заявление в милицию или администрацию района.

Согласование с жильцами

Важно знать, как получить разрешение на парковку возле дома. Вопрос об организации автостоянки и оформлении парковочных мест в частную собственность решается на общем собрании собственников МКД (статья 36 ЖК РФ). Для вынесения положительного решения необходимо собрать ⅔ голосов жильцов.

Важно! На собрании должны присутствовать не только собственники квартир, но и владельцы коммерческой недвижимости, которая располагается в многоквартирном доме и также находится в частной собственности. Это могут быть офисы, магазины, клиники, парикмахерские и пр.

Жители, которые не имеют личных автомобилей, часто голосуют против парковки. Они предлагают организовать вместо нее детскую площадку, посадить деревья и т.д. Чтобы убедить несогласных, расскажите подробно про организацию стоянки. Обратите внимание на то, что грамотно спроектированная парковка поможет разгрузить двор, а владельцы машин перестанут ставить их на тротуарах и под окнами.

При положительном решении жильцы выбирают представителя, который будет заниматься всем процессом. Также на собрании можно сразу обсудить вопросы о благоустройстве паркинга, регулярном обслуживании, найме обслуживающего персонала и возможной аренде машиномест.

После обсуждения всех вопросов необходимо составить протокол в произвольной форме с подписями жильцов, которые проголосовали за парковку. В документе должны быть отражены цели использования земельного участка и принятые на собрании решения.

Необходимые документы

Следующий шаг в том, как узаконить парковку во дворе многоквартирного дома, — обращение в администрацию города, ГИБДД и пожарную инспекцию. Для этого нужно собрать пакет документов:

  • проект автостоянки, который одобрили местные власти;
  • документы, которые подтверждают право собственности на жилье;
  • документы по кадастровому учету земельного участка придомовой территории;
  • разрешение органа местного самоуправления на приватизацию места для парковки.
  • документы, которые разрешают возведение строения (когда требуется узаконить территорию).

Внимание! В зависимости от населенного пункта список документов, необходимых для организации парковочных мест, может отличаться. В разных городах предъявляют свои требования к использованию придомовой территории, поэтому уточняйте их в местной администрации.

Куда обратиться

Перед сбором документации нужно выяснить, кому принадлежит земля, на которой планируется размещение автостоянки. Необходимо, чтобы участок стоял на кадастровом учете и относился к придомовой территории многоквартирного дома. Иначе действия будут выглядеть как самозахват территории.

Если жильцы по какой-то причине не имеют общих прав на участок, на котором построен их дом, сначала придется провести межевание и оформить право собственности на землю. После этого собственники жилья могут подать заявление на организацию парковки (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).

Важно! Придомовая территория оформляется в собственность только после того, как дом вводится в эксплуатацию.

Собранный пакет документов нужно отнести в службу Росреестра. Если никаких проблем не возникнет, собственникам выдадут разрешение на оформление автостоянки. Участок, на котором она расположена, вносится в единый реестр.

В некоторых случаях после одобрения Росреестра нужно обратиться в Роспотребнадзор и МЧС, чтобы они выдали положительное заключение на организацию парковочных мест. Необходимость обращений в эти организации можно узнать в совете депутатов или администрации муниципального образования.

Если жильцы хотят узаконить автостоянку на территории, которая расположена рядом с многоквартирным домом, им нужно подать в администрацию района следующий пакет документов:

  • заявление собственников с просьбой согласовать проект;
  • сам проект, который разработан в соответствии с требованиями жильцов многоквартирного дома;
  • решение собрания собственников помещений МКД;
  • справку из Росреестра о характеристиках придомовой территории.

Заявку на размещение автостоянки во дворе многоквартирного дома обязаны рассмотреть в течение 30 дней. Жильцы могут получить как положительный, так и отрицательный ответ. Во втором случае органы власти должны объяснить причины принятого решения.

Может быть несколько оснований для отказа:

  • наличие ошибочных сведений в проектной документации: нарушены правила беспрепятственного въезда на придомовую территорию, границы участка затрагивают территорию соседнего многоквартирного дома и т д.;
  • несоответствие проектной документации градостроительным нормам;
  • несоответствие целевого назначения проекта и придомовой территории: в этом случае нужен дополнительный проект по изменению вида использования участка.

Что делать в случае отказа?

Владельцы автомобилей имеют право размещать личный транспорт во дворах жилых домов. Однако необходимо соблюдать определенные правила, которые помогут избежать конфликтов и штрафов:

  • не парковаться ближе, чем на 10 м от жилого дома;
  • не ставить грузовой транспорт ближе, чем на 50 м от жилого дома (за исключением коммерческих транспортных средств);
  • не парковаться на спортивных и детских площадках, газонах, тротуарах и других местах, которые не предполагают стоянку;
  • не заезжать на бордюр.

Если же разрешение на размещение парковки получено, нужно заняться вопросами ее строительства. Проводят еще одно собрание жильцов для выбора подрядчика или доверяют решение представителю.

Проектная организация должна предоставить следующую информацию:

  • схему участка;
  • план движения машин;
  • тип дорожного покрытия;
  • схему дорожной разметки;
  • места въезда спецтранспорта.

Можно договориться с управляющей компанией о контроле за процессом с ее стороны. Как правило, в таком случае подрядчик выполняет работу в срок, и все стороны остаются довольны.

Чтобы организовать парковку во дворе многоквартирного дома, необходимо пройти несколько этапов от проведения собраний жильцов до подачи документации в местные органы власти. Чтобы получить положительный ответ, важно ответственно подойти к сбору справок и подать их единым пакетом. В сложных случаях можно нанять юриста, который поможет грамотно оформить заявление и сопроводит весь процесс.

Каковы права жильцов при организации парковки на придомовой территории многоквартирного дома — каковы правила стоянки машин?

Автовладельцев с каждым днем становится все больше, а вот количество парковочных мест, к сожалению, не увеличивается пропорциональному данному процессу.

Поэтому вопрос организации парковки автомобилей на придомовой территории многоквартирного дома актуален сегодня как никогда. Что включают в себя права жильцов и как решить проблему с несанкционированной стоянкой на территории дома – разберемся во всех нюансах.

Читайте также  Как разъехаться из муниципальной квартиры

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Закон

Не существует отдельного положения о парковке на придомовой территории, регулирующего организацию стоянок на территории многоквартирных домов. Для того чтобы ознакомиться с нормами, имеющими отношение к данному вопросу, нужно обратиться к правовым декретам.

Жилищный Кодекс Российской Федерации. Данный нормативный акт имеет статус федерального закона и определяет следующие основы процесса организации придомовой парковки: во-первых, в ст. 16 закона определено, что земельный участок, на котором построен многоквартирный дом, является собственностью жильцов, и для этого не требуется издание дополнительных постановлений местных органов власти.

Следовательно, решение о том, как использовать территорию около дома могут принимать только собственники квартир, что также закреплено в ст. 44.

Статья 16. Виды жилых помещений

  1. К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
  2. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
  3. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
  4. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Закон предусматривает, что для принятия решения об организации парковочной площадки необходимо 2/3 голосов жильцов, и принятое таким образом решение обязательно для исполнения всеми проживающими в доме.

Таким образом, необходимо организовать общее собрание жильцов, вынести данный вопрос на обсуждение и, если будет одобрено решение об организации парковочных мест на придомовой территории, собрать подписи 2/3 жильцов.

Положение Санитарно-эпидемиологической службы 2.2.1/2.1.1.1200-03. Данным положением предусмотрены критерии, которым должна соответствовать организовываемая парковка: максимальная вместимость открытой парковки на придомовой территории не должна быть больше 50 машино-мест.

Кроме того, расстояние от фасада дома до парковки не может быть меньше 10 м для парковок до 10 мест и 15 м для парковок до 50 мест. На практике зачастую не возникает проблем с соблюдением норм данного Положения.

Правила Дорожного Движения. Самое важное правило парковки на придомовой территории многоквартирного дома, которое нужно иметь в виду при организации парковочной площадки – это требование ПДД о том, что автомобиль не может совершать стоянку с работающим двигателем в дворовых территориях. Под стоянкой подразумевается более чем пятиминутная остановка машины, не связанная с посадкой (или высадкой) пассажиров. Штраф за подобное нарушение составляет 1500 тысячи рублей.

Права жильцов

Обобщая описанные выше требования нормативных актов, перечислим основные права и обязанности собственников квартир в отношении парковок:

  1. Вся территория вокруг дома – это собственность жильцов.
  2. Если 2/3 жильцов согласны на организацию стоянки, они имеют полное право обустраивать придомовую территорию в соответствии со своим видением стоянки.

Права жильцов должны подкрепляться двумя документами: а) протокол собрания собственников квартир с решением об организации парковки и необходимыми подписями; б) справка органов власти о размерах и составе придомовой территории.

Реализуя свои права, жильцы не должны забывать о санитарных нормах и правилах дорожного движения.

Чем отличается стоянка от парковки

Если говорить об особенностях законодательного определения понятий «стоянка на придомовой территории многоквартирного дома» и «парковка», то данные термины относятся к сфере действия разных правовых актов. В частности, стоянка – это место хранения автомобилей и обеспечения их сохранности (согласно Гражданскому Кодексу РФ).

С другой стороны, парковка – это термин ПДД, который обозначает место для временной остановки машины. В практическом смысле стоянка чаще всего обозначает огражденную территорию, предназначенную для длительного размещения транспортных средств за определенную плату на основе заключенного договора. При этом сотрудники стоянки несут ответственность за безопасность автомобиля.

Стихийная стоянка

Чем стоянка отличается от парковки на придомовой территории? Согласно описанным выше определениям и требованиям правовых актов, незаконной парковка может быть в двух случаях: если она нарушает санитарные нормы или противоречит правилам дорожного движения. Как показывает практика, действеннее всего в таких случаях обращаться с письменным заявлением в ГИБДД, чтобы оно выписало предписание. Можно также попытаться повлиять на нарушителей самостоятельно или с помощью управляющей компании.

Кроме того, все чаще во дворах можно наблюдать образование стихийной парковки на придомовой территории, незаконно «захвативших» парковочные места.

Если общее собрание жильцов не принимало решения об организации стоянки, и третьи лица установили шлагбаумы, веревки или прочие объекты, ограничивающие доступ собственников квартир к парковочным местам, самостоятельно избавляться от них не стоит: правомернее будет обратиться с заявлением в ГИБДД или прокуратуру.

Составление заявления о незаконной парковке

Оформление шапки обращения, содержащей информацию об органе ГИБДД, в который подается заявление, а также сведения о заявителе: Ф.И.О. и контактные данные. Шапка по правилам делового оборота располагается в правом верхнем углу листа.

Текст обращения должен подробно описывать ситуацию: где установлена незаконная стоянка, что она в себя включает (ограждения, блокирующие объекты и др.), гос. номера автомобилей, нарушающих закон. Стоит также упомянуть имена свидетелей, который могут подтвердить факт незаконной парковочной площадки.

Не забудьте указать, какие пункты законодательства нарушает стоянка (описано выше).

Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней, и чаще всего, за этот период нарушителям выносится предписание о необходимости ликвидации незаконной стоянки. Во избежание повторения подобных ситуаций, следует задуматься об организации парковочной собственными силами жильцов.

Как организовать парковку на придомовой территории

Заимев на руках протокол собрания жильцов, нужно обратиться с заявлением о выделении территории под будущую стоянку в местный Земельный комитет (название в разных городах может отличаться). В данном случае речь идет о том, что земельный участок не находится в общей собственности жильцов.

Если при введении дома в эксплуатацию участок уже был зарегистрирован на собственников квартир и поставлен на кадастровый учет, дополнительно обращаться в органы власти не нужно.

Заявление в Земельный комитет включает в себя стандартную информацию:

  • наименование и адрес контролирующего органа, Ф.И.О. и контактные данные подающего заявление;
  • в самом тексте заявления нужно описать просьбу о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и адрес объекта;
  • к заявлению нужно приложить копию протокола собрания жильцов.

После получения письменного разрешения комитета, нужно обратиться в ГИБДД и департамент или иной орган, занимающийся вопросами архитектуры в вашем населенном пункте. Одобрение данных инстанций необязательно, однако практика показывает, что их наличие существенно облегчит разрешение возможных конфликтов в будущем.

В следствие необязательности данные заявление не имеют утвержденной формы, однако обязательная информация аналогична той, что была описана ранее (заявление в Земельный комитет).

Далее все зависит от того, насколько масштабна будет парковочная площадка. Изначально необходимо определиться с проектом будущей стоянки.

Данный процесс полностью зависит от того, какую сумму готовы заплатить жильцы за приобретение собственной парковки: можно ограничиться двумя шлагбаумами, но в то же время вы можете проложить собственное покрытие, установить охрану и т.д. – словом, закон жильцов в предпочтениях не ограничивает.

Справка: В теории организация стоянки не составляет труда, однако на практике этот процесс занимает достаточно длительное время. Без создания инициативной группы из числа жильцов здесь не обойтись, и лучше, если у членов данной группы будет достаточно много свободного времени.

В заключение можно сказать, что, несмотря на наличие значительной бумажной волокиты и «беготни» по разным инстанциям, конечный результат процесса – наличие собственной придомовой парковки – оправдывает все затраченные силы и средства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Законность гостевых парковок у МКД и их использования жителями дома

Парковка машин во дворе МКД остаётся предметом споров между автовладельцами и жителями дома, которых не устраивает размещение стоянки на придомовой территории. Рассказываем о новом определении ВС РФ по вопросу организации во дворе жилого дома гостевой стоянки и её использования для постоянной парковки транспорта.

Собственник посчитал гостевые парковки нарушением законодательства

Житель многоквартирного дома обратился в Верховный суд РФ, чтобы оспорить законность права собственников устраивать на придомовой территории гостевые автостоянки.

Гостевыми парковками считаются открытые площадки, предназначенные для автомобилей посетителей жилой застройки. Их обустройство допускаютп. п. 2.3, 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10:

  • отводимый под строительство МКД земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории, в том числе с размещением гостевых стоянок автотранспорта;
  • на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, а также автостоянки, кроме гостевых.

Не согласный с таким подходом к организации придомовой территории МКД, собственник попытался через суд признать эти пункты Санитарных правил и норм частично недействующими.

Читайте также  Чем отличается завещание от дарственной на дом

Истец заявил, что организованные во дворе гостевые автостоянки на самом деле используются жителями для постоянной парковки своих автомобилей. При этом парковки организуются без разрывов между парковочными местами и фасадом дома, детскими площадками. Отсутствие разрывов нарушает требования, предъявляемые к качеству воздуха и уровню шума в районе жилой застройки.

Организованная гостевая парковка во дворе, по словам истца, нарушает права граждан на благоприятные условия жизни и на защиту от негативного воздействия окружающей среды (ст. 8 № 52-ФЗ, п. 1 ст. 11 № 7-ФЗ). Оставленные в непосредственной близости от жилого дома автомобили также нарушают требования к антитеррористической безопасности жилфонда и граждан, изложенные в № 35-ФЗ.

Федеральное законодательство не запрещает организацию гостевых парковок

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции, уделила внимание отсутствию противоречий между оспариваемыми пунктами СанПин и требованиями актов, имеющих большую юридическую силу.

Суд установил, что СанПин 2.1.2.2645-10 разработан и утверждён согласно действующему законодательству, подписан Главным государственным санитарным врачом РФ в рамках его компетенций.

ВС РФ отметил, что в Федеральных законах № 52-ФЗ, № 7-ФЗ, № 35-ФЗ, на которые ссылается истец, нет запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории жилых зданий. Следовательно, оспариваемые пункты НПА не вступают с ними в противоречие.

Напротив, суд обратил внимание на то, что размещение стоянок автомобильного транспорта в жилых зонах допускается ч. 3 ст. 35 ГрК РФ и предусмотрено п. 5.1 Свода правил СП 42.13330.2016. При этом для гостевой автостоянки не устанавливаются разрывы от фасада дома или детских площадок (п. 11 примечаний к таблице 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

На этих основаниях суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении его иска, оставив без рассмотрения доводы об эксплуатации жителями многоквартирного дома гостевых стоянок в качестве постоянных.

Использование гостевых автостоянок для постоянного размещения машин незаконно

Собственник не согласился с таким выводом суда и подал жалобу в апелляционную коллегию ВС РФ. Он настаивал на том, что оспариваемые предписания СанПиН не обеспечивают соблюдения права на охрану жизни и здоровья человека, благоприятную среду обитания.

Также истец указал на то, что суд первой инстанции ошибочно сослался на ч. 3 ст. 35 ГрК РФ, в которой говорится о возможности размещения в жилых зонах стоянок автомобилей. Размещение таких стоянок допускается лишь за пределами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Апелляционная коллегия ВС РФ согласилась с решением первой инстанции: оспариваемые пункты СанПиН 2.1.2.2645-10 не противоречат федеральным законам РФ, поскольку в них нет запрета на организацию автостоянок на придомовой территории многоквартирного дома.

При втором рассмотрении дела ВС РФ дал оценку и доводу истца о том, что гостевые парковки по факту используются жителями многоквартирных домов как постоянные автостоянки для личного транспорта.

Суд отметил, что это является нарушением положений Санитарных правил, но не свидетельствует о незаконности оспариваемых пунктов СанПиН. Апелляционная коллегия ВС РФ также отказала истцу в удовлетворении иска.

УО и жители дома могут организовать автостоянку по решению общего собрания

Рассмотренное апелляционное определение Верховного суда РФ позволяет сделать несколько выводов, которые касаются не только собственников помещений в доме, но и управляющих организаций:

  1. На придомовой территории многоквартирного дома можно устраивать гостевые стоянки автотранспорта, то есть временные места для автомобилей посетителей жилфонда.
  2. Использование жителями дома гостевой парковки для стоянки автотранспорта незаконно и может повлечь привлечение собственников автомобилей и даже УО к административной ответственности по ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП РФ.

Для организации на придомовой территории постоянной парковки для автомобилей проживающих в доме граждан управляющая организация и жители дома должны провести общее собрание собственников, утвердить создание нового объекта и финансирование работ.

Проводить на придомовой территории какие-либо работы, в том числе по созданию автостоянки, можно лишь в том случае, если участок поставлен на кадастровый учёт и включён в общее имущество многоквартирного дома.

Размещение постоянной стоянки на придомовой территории должно быть согласовано с муниципалитетом и ГИБДД, отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по разрывам между парковкой и фасадом дома в соответствии с табл. 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

ВС РФ: жильцы многоквартирного дома не вправе использовать гостевую автостоянку во дворе дома для постоянной парковки своих автомобилей

gon4. / Depositphotos.com

Гостевую стоянку во дворе МКД устроить можно, однако использовать ее иным образом, в том числе для постоянной парковки автомобилей жильцов, нельзя. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос – можно ли в принципе устраивать такую стоянку под окнами жилого дома (Определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 1 ноября 2018 г. № АПЛ18-470).

Дело в том, что санитарное законодательство это допускает. Согласно п. 2.3 и 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» гостевые автостоянки во дворах разрешаются, а вот любые иные, кроме гостевых, – нет.

Гражданин пытался оспорить эти положения СанПин, потому что:

  • фактически на придомовых территориях организуются самые обычные автостоянки под видом «гостевых», и пользуясь таким «прикрытием», разумеется, никто не соблюдает предписанные санитарные разрывы от стоянок до фасадов дома, детских, спортивных и игровых площадок. А раз эти разрывы не соблюдены, то – логично – не соблюдены гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха и уровню шума в жилой зоне;
  • а стало быть, наличие автостоянки во дворе дома – хотя бы и со статусом «гостевой» –нарушает права обитателей ближайших домов на благоприятную среду обитания (ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
  • а также нарушает право на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);
  • наконец, снижает антитеррористическую защищенность жилых МКД и граждан, проживающих в них, в связи с чем спорные положения СанПин вступают в противоречие с требованиями Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

ВС РФ, рассматривая дело в первой инстанции, административному истцу отказал (Решение ВС РФ от 6 августа 2018 г. № АКПИ18-522). В сжатых и кратких формулировках ВС РФ объяснил, что оспоренные положения СанПин не противоречат актам, имеющим более высокую юридическую силу, приняты Главным государственным санитарным врачом РФ в пределах своей компетенции, правила подготовки и госрегистрации спорного акта соблюдены. И не добавил ничего о том, как установить баланс между жаждой тишины и чистого воздуха, с одной стороны, и необходимостью парковать автомобили горожан, – с другой.

Такое решение административного истца не удовлетворило, и он подал апелляционную жалобу.

В этот раз тройка судей ВС РФ вновь отказала истцу, по тем же самым мотивам: гостевые автостоянки на придомовой территории МКД разрешены санитарным законодательством, и противоречия с иными федеральными актами тут нет.

Однако на этот раз был рассмотрен довод и о том, что фактически статус «гостевой» придается самой банальной «собственной» автостоянке, на которой из вечера в вечер паркуются жильцы дома.

Так вот, практика постоянной парковки автомобилей жильцов – прямо указал ВС РФ – сама по себе является нарушением положений Санитарных правил.

Таким образом, поборники идеи «двор без машин» получили замечательный козырь в свои руки: при наличии упорства и настырности, опираясь на правовую позицию ВС РФ, они могут доказать, что так называемая «гостевая» стоянка постоянно используется вовсе не гостями, а жителями самого дома. Этот факт, в свою очередь, является основанием для привлечения жильцов (и, возможно, УК МКД) к ответственности по ст. 6.3 или 6.4 КоАП. И хотя это грозит нарастанием социальной напряженности и риском локальных «парковочных» войн, тактика «очищения» дворов от машин способствует улучшению урбанистической политики в целом.

Можно ли организовать парковку для автомобилей во дворе жилого многоквартирного дома?

Дом – наша крепость. Место, где все должно быть благоустроено, безопасно и красиво. В наше время самой большой проблемой дворов жилых домов – беспорядочно оставленные машины. Из-за этого страдают пешеходы, дети, жильцы, другие участники движения и сами владельцы брошенных как попало авто. Как же сделать двор безопасным, чистым и красивым?

Что говорит закон

Итак, есть ли упоминание в законе об обустройстве парковки машин во дворе жилого многоквартирного дома? Сразу же в качестве решения данной проблемы возникает слово «Запретить». Но с точки зрения закона это сделать практически невозможно.

Запретив оставлять автовладельцам средства передвижения во дворах, придется предоставить им замену: платную или бесплатную парковку, место для гаража, стоянку и т.п. Заставить купить или построить человека гараж мы не можем, это противоречит законодательству (навязывание платных услуг). Таким образом, появляется необходимость в создании парковочных мест на территории двора.

Регулируют отношения в рамках организации парковки во дворе жилого дома следующие официальные документы:

  • Федеральные законы:
    • 06.10.2003 № 131-ФЗ;
    • 08.11.2007 №257-ФЗ;
    • 10.12.1995 №196-ФЗ.
  • КоАП РФ (кодекс РФ об административных нарушениях);
  • Правила дорожного движения РФ;
  • СанПиН (правила и нормы).
Читайте также  Как получить дом в деревне бесплатно

Решать вопрос с организацией стоянок, паркингов и просто мест для расположения автомобилей могут заниматься органы местной власти и сами жильцы. Обращение к органам местного самоуправления повлечет за собой создание или изменение Правил благоустройства территории.

Как организовать парковку во дворе жилого дома

Не обязательно тревожить власть вопросами парковки. Жильцы многоквартирных домов могут своими силами решить эту проблему. Организовать стоянку и движение автомобилей во дворе можно несколькими способами.

Если жильцов беспокоит наличие посторонних автомобилей на территории двора, то решением этой проблемы станет создание ТСЖ. При помощи этого органа управления вы оформите придомовую территорию в собственность и на этой базе будете развивать идею паркинга. Тогда места парковки с легкостью закрепляются за каждым жителем, и посторонний водитель не сможет разместиться во дворе вашего дома.

Нередки случаи обустройства платной парковке во дворе домов. Как с этим бороться рассказывает следующее видео:

С чего начать

Начало строительства парковки в последние годы планируют чуть раньше, чем возведение самого многоквартирного дома. СанПиН регулируют дистанцию, на которой может расположиться парковка. Ее величина зависит от количества парковочных мест:

  • Менее 11 автомобилей – минимум 10 м;
  • От 11 до 50 автомобилей – минимум 15 м;
  • От 51 до 100 автомобилей – минимум 25.

Если строятся ряды гаражей, то это расстояние разрешается снизить на 25% (минимум в 10 м сохраняется), если соблюдены условия:

  • В гаражах нет окон;
  • Въезд не направлен на жилые окна первых этажей.

Но это все решается на этапе строительства дома. По факту возникновения проблемы с паркингом в уже построенном и обжитом доме начинать следует с собрания собственников квартир. Там жильцы определят, нужно ли им ТСЖ, вступать в него, если оно существует, действительно ли необходима полноценная парковка.

Куда обратиться

В процессе подготовки и реализации плана постройки паркинга придется посетить:

  • Кадастровую палату;
  • Администрацию;
  • Местный орган по земельным ресурсам и благоустройству;
  • Органы пожарной безопасности;
  • ГИБДД;
  • Проектную организацию;
  • Строительную организацию.

И теперь мы расскажем об особенностях процедуры оформления парковки во дворе жилого дома.

Об опыте жильцов в отношении организации парковки во дворе дома рассказывает следующий видеосюжет:

Процедура

  1. В первую очередь ставим придомовую собственность на кадастровый учет. Если дом построен давно, существует ТСЖ, то это будет не проблематично, достаточно посетить соответствующее заведение. Если ТСЖ только-только начало свою деятельность, либо его до сих пор нет, то придется сначала определить границы и управление собственностью, затем обращаться в кадастровую палату.
  2. Далее организуется голосование или опрос всех жильцов-собственников. Важно, чтобы все участники были осведомлены о планах на парковку, выразили свое мнение. В итоге все должны прийти к одному положительному решению, иначе несогласные или непредупрежденные жильцы могут подать в суд. Обязательный итог собрания – оформленный протокол общего собрания. Важно! Кворум при принятии решения должен превышать или быть равен 66,6%.
  3. Затем вступают в силу правила СанПиНа. Проверяем место вокруг дома на соответствие этим положениям. Отметим, что стоянка вместимостью более 100 единиц транспорта должна получить допуск у пожарных.
  4. С протоколом собрания направляемся в местный орган по землеустройству. Составленное там заявление для выдачи земельного участка рассмотрят в течение трех дней. На практике этот срок может растянуться из-за ошибок в протоколе и иных обстоятельств.
  5. Следующий этап – посещение ГИБДД. Он не строго обязателен, но наличие бумаги из гос. инспекции помогает при возникновении спорных ситуаций.
  6. После оформления и получения последних документов производят сбор средств. Затем обращаются в проектную компанию за оформлением макета будущего паркинга, и с ним идем в строительную компанию.

Почему стоит организовать парковку, а не ставить машину где попало? О жалобах жильцов дома на подобные действия в следующем видео:

Парковка у дома: как правильно установить шлагбаум во дворе

Жильцы многоквартирных домов могут законно и бесплатно организовать в своем дворе наземную парковку — для этого достаточно установить шлагбаум. О том, как это сделать легально и даже получить субсидию от города, — в материале mos.ru.

Легальный шлагбаум: преимущества

Шлагбаум помогает организовать парковку прямо у дома. Ключевое отличие законной автостоянки от незаконной — бесплатный доступ для жильцов на ее территорию.

От автомобилистов требуется содержать парковку в надлежащем состоянии: не допускать захламлений, чистить от грязи и снега, предоставлять беспрепятственный проезд машинам скорой помощи, пожарной, снегоуборочной и другой специальной технике.

На законных парковках есть ровное покрытие, разметка и специальные машино-места для людей с ограниченными возможностями здоровья.

После установки шлагбаума жильцы близлежащего дома получают законные и доступные парковочные места, а заранее согласованный технический проект позволяет обеспечить оптимальное расположение шлагбаума.

Как законно установить шлагбаум

В Москве с 2013 года жители домов могут легально устанавливать шлагбаумы в своих дворах. Для этого необходимо совместно принять решение на общем собрании собственников. Если к двору, который планируется оградить, примыкает несколько домов, такие собрания нужно провести во всех.

Если участок, где нужно установить шлагбаум, принадлежит городу, проголосовать за должно большинство жильцов. Если же он находится в общедолевой собственности и включен в состав общего имущества, потребуется более двух третей от числа всех голосов. Можно сэкономить время — не проводить общие собрания очно, а просто проголосовать за или против онлайн в приложении «Электронный дом».

Следующий шаг — одобрение совета депутатов муниципального округа. Для этого нужно предоставить четыре документа:

— протокол общего собрания или распечатанные результаты онлайн-голосования;

— проект межевания территории, на которой расположен дом, либо письменное подтверждение его отсутствия;

— заявление о согласовании установки шлагбаума;

— проект размещения шлагбаума.

В Москве действует программа софинансирования установки шлагбаумов от Правительства Москвы. Уполномоченному, которого выберут жители, нужно обратиться в окружную дирекцию жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Ему понадобятся:

— заявление о получении субсидии;

— протокол общего собрания или результаты онлайн-голосования;

— согласование установки шлагбаума советом муниципальных депутатов;

— подписанный уполномоченным лицом проект договора о предоставлении субсидии в двух экземплярах;

— копия документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего проект договора.

В течение 10 рабочих дней уполномоченный получит подписанную копию договора, а на его расчетный счет перечислят субсидию. После этого можно устанавливать шлагбаум. Субсидия начисляется с условием, что ограждение появится в течение двух месяцев с момента получения денег на расчетный счет.

Нелегальный шлагбаум: последствия

В московских дворах еще можно встретить шлагбаумы, бетонные полусферы, столбики, цепочки и прочие ограничители, установленные с коммерческой целью, но без необходимых разрешений. Парковки не могут быть платными, если они находятся на территории общего пользования.

За ситуацией с незаконно установленными шлагбаумами следит Госинспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. В прошлом году ведомство получило 1353 жалобы на нелегальные ограждения. За самовольное ограничение доступа на территорию общего пользования нарушителей оштрафовали на 2,8 миллиона рублей.

После обращения жильцов на место выезжает инспектор. Если ограничители действительно установлены нелегально, он выписывает нарушителю административный штраф, а сами объекты демонтируют.

Стоит отметить, что только в 2020 году Госинспекция по недвижимости выявила в столице 120 несанкционированных парковок. После проверки почти половина из них оборудована под бесплатные автостоянки для жителей ближайших домов.

Обеспечить «Свободный доступ»

В июне прошлого года в нескольких районах СВАО в пилотном режиме запустили проект «Свободный доступ». Он помогает горожанам бороться с самозахватом территорий общего пользования. Благодаря проекту жители могут через социальные сети сообщить инспекторам Госинспекции по недвижимости о незаконных парковках и фактах самозахвата земель.

С момента запуска в округе почти по 60 процентам обращений были выявлены нарушения и оперативно устранены. А с марта 2021-го «Свободный доступ» работает во всех 146 районах Москвы.

В каждом районе, где уже действует проект, работает ответственный инспектор. Жители могут обратиться к нему напрямую, отправив обращение через социальную сеть «Инстаграм». В нем надо кратко описать проблему, указать адрес и приложить фото незаконного сооружения. По желанию можно сообщить свои фамилию, имя, отчество и номер телефона. В течение трех дней инспектор проверит законность установки.

Все аккаунты для обращений в «Инстаграме» можно найти на mos.ru на странице Госинспекции по недвижимости.

Чаще всего жителей интересует законность установки шлагбаумов и других ограждений для проезда во дворы, ограничения пешеходных проходов на территориях общего пользования, установки цепочек между машино-местами и столбиков для парковки, а также вопросы о платных стоянках.

Обратиться в Госинспекцию по недвижимости можно и традиционным способом — по телефону горячей линии: +7 (495) 539-37-00. Также жители могут сообщить о проблеме в управу района города Москвы.

Мария Кравченко/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с покупкой, продажей и оформлением недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Мария Кравченко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AFINA-VOLGA.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: