Озеленение придомовой территории многоквартирного дома нормы - AFINA-VOLGA.RU

Озеленение придомовой территории многоквартирного дома нормы

Основные требования к придомовой территории

Озеленение придомовой территории многоквартирного дома нормы

Озеленение придомовой территории многоквартирного дома нормы

Проживая в многоквартирном доме, нам очень важно, чтобы двор был чистым, зеленым, в нем было приятно гулять и проводить время.

Согласно действующему законодательству придомовая территория является собственностью жильцов. Жилищный кодекс обязывает каждого владельца содержать эту территорию в надлежащем состоянии.

Это означает, что жильцы имеют полное право распоряжаться, фактически, собственной территорией с выгодой для себя. Так, товарищество собственников жилья вполне может сдавать часть земли в аренду, а прибыль использовать для обустройства и развития мест общего пользования. Именно жильцы могут решать – займет ли свободное пространство дополнительная детская площадка, или, например, гостевая стоянка автотранспорта.

Для управления придомовой территорией жильцы дома заключают договор с управляющей компанией или создают товарищество собственников жилья.

Однако, существуют определенные правила, придерживаться которых обязаны любые организации, которые распоряжаются землёй, примыкающей к дому.

В любом дворе должно быть предусмотрено четкое функциональное зонирование придомовой территории с размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.

При озеленении двора тоже необходимо соблюдать определенные правила. Например, расстояние от стен жилых домов до оси стволов деревьев с кроной диаметром до 5 м должно составлять не менее 5 м. Для деревьев большего размера расстояние должно быть более 5 м, для кустарников — 1,5 м. Высота кустарников не должна превышать нижнего края оконного проема помещений первого этажа. Это обеспечивает достаточную инсоляцию квартиры и сохранение целостности фундамента и отмостков жилого дома.

Если же деревья растут ближе 5 м от стены Вашего дома, или кустарники перекрывают оконный проем, это повод обратиться в письменном виде в управляющую компанию Вашего дома, которая, в свою очередь обращается в департамент природопользования и охраны окружающей среды для получения порубочного билета и проведения необходимых работ на придомовой территории.

Допускается наличие во дворе гостевых парковок (бесплатная стоянка автотранспортных средств жильцов дома и их гостей). Однако производить мойку автомашин, слив топлива и масел, регулировать звуковые сигналы, тормоза и двигатели на территории жилых домов, устраивать парковку на газонах и тротуарах запрещается.

Также нельзя допускать, чтобы Ваш двор использовался для транзитного движения транспорта.

Многие жильцы думают, что эту проблему решить невозможно. Но это не так. Достаточно провести собрание жильцов, где будет принято решение, установить шлагбаум или столбики, препятствующие въезд на тротуары, а также получить разрешение администрации (управы района) и согласовать со службой государственного пожарного надзора, ОГИБДД и коммунальной службой установку технических средств, контролирующих проезд транспорта во двор.

Часто перед подъездами домов или на пешеходных дорожках отсутствует или частично нарушено твердое покрытие (асфальт, тротуарная плитка или другое), в связи с чем отсутствует возможность свободного стока талых, ливневых вод и образуются лужи.

Следить за состоянием твердого покрытия двора тоже входит в обязанности управляющих компаний.

Уборка территории должна проводиться ежедневно, включая (в теплое время года) — полив территории. Уборка и выкашивание газонов, прочистка ливневой канализации должны проводиться по мере необходимости или согласно договору. В зимнее время, помимо ежедневной очистки территории от снега, должны проводиться антигололедные мероприятия (удаление, посыпание песком, антигололедными реагентами и другое).

Территория дворов жилых зданий должна быть достаточно освещена в вечернее время суток, над подъездом должны быть установлены светильники.

При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения, поэтому контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно, независимо от их наполнения.

Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при «несменяемой» системе не реже одного раза в 10 дней, при «сменяемой» — после опорожнения), деревянные сборники — дезинфицировать (после каждого опорожнения).

Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления в бункере-накопителе, но не реже одного раза в неделю.

Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

На территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок (за исключением гостевых парковок).

В случае недобросовестного выполнения своих обязанностей управляющей компанией, жильцы вправе обратиться в суд и добиться либо снижения оплаты, либо выполнения всего перечня работ с надлежащим качеством. Кроме того, жильцы могут подать жалобу в органы Роспотребнадзора, Государственную жилищную инспекцию, либо в любой другой орган исполнительной власти по принадлежности.

УО и благоустройство дворовой территории

Минстрой РФ продолжает работать над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ». На сайте ведомства, в разделе «Документы», можно найти интересную инфографику, в которой представлены принципы благоустройства дворовых территорий.

Предлагаем отвлечься от обсуждения постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 и обратиться к вечному – содержанию общего имущества в МКД.

Земельный участок в составе общего имущества

Дворовая территория – источник вечных споров между собственниками помещений и управляющими организациями. Земельный участок входит в состав ОИ в МКД, если сформирован под МКД и поставлен на кадастровый учёт.

Чаще всего придомовая территория находится в собственности жильцов МКД. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, придомовая территория входит в состав общего имущества в МКД, поэтому собственники помещений МКД должны оплачивать её содержание и благоустройство.

Управляющие же организации за эти деньги содержат придомовую территорию в надлежащем порядке.

Земельный участок под МКД – придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства, которая относится к объектам общего имущества в МКД (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Это общедолевая собственность, поэтому не может стать чьим-то частным владением.

Границы и размер придомовой территории определяются исходя из требований земельного и градостроительного законодательства (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Согласно п. 4 ст. 37 ЖК РФ, их могут изменить только собственники на ОСС, приняв решение о проведении реконструкции.

Кто отвечает за благоустройство придомовой территории

В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФуправляющая организация по договору управления обязуется:

  • выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД,
  • создавать благоприятные и безопасные условия для проживания граждан,
  • предоставлять КУ потребителям в МКД,
  • производить работы и оказывать услуги по содержанию и ремонту ОИ в МКД.

Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества, утверждённых ПП РФ N 491, управляющая организация в том числе:

  • убирает и проводит санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, земельного участка, который входит в состав ОИ,
  • собирает и вывозит ТКО и ТБО,
  • ухаживает за элементами озеленения и благоустройства, объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД.

Но это всё не относится к земельным участкам, не входящим в состав общего имущества в МКД. Перечисленные действия в таком случае осуществляют собственники земельных участков.

Благоустройство дворовой территории

Предлагаем изучить, какие принципы благоустройства дворовой территории выделяет Минстрой РФ. Прежде всего ведомство отмечает, что все дворы России объединяет ряд проблем:

  • нет чётких границ между общегородской территорией и двором,
  • не хватает парковочных мест,
  • не настроено освещение,
  • не развита инфраструктура для разных групп пользователей,
  • не предусмотрены площадки для выгула домашних животных,
  • климатический дискомфорт.

Выделяют шесть типов дворов: с исторической, низкоэтажной, среднеэтажной, среднеэтажной микрорайонной, высокоэтажной микрорайонной и современной высокоэтажной застройкой.

Если вы озабочены благоустройством дворовой территории, то Минстрой РФ рекомендует начать с разграничения частного и общественного пространства двора. Это необходимо для обеспечения комфорта и безопасности различных групп населения.

Для этого необходимо обозначить вход во двор: поставить элементы навигации, фонари. Сформировать периметр двора, причём не обязательно с помощью забора, лучше всего – насадить зелёное ограждение. После – организовать основные и второстепенные проезды, обустроить входы в подъезды: построить пандусы, велопарковки и т.д.

Следующий шаг для формирования комфортной дворовой территории – обустройство парковок. Минстрой РФ рекомендует организовать плоскостную парковку для жильцов дома и линейные – для гостей. Количество парковочных мест рекомендуется обсуждать вместе с собственниками. Обязательно необходимо предусмотреть парковочные места для инвалидов.

Для улучшения освещения дворов нужно установить дополнительные фонари:

  • у входа в дом (5–7 метров),
  • на детских и спортивных площадках (7–9 метров),
  • у проездов (7 метров).

Первая группа пользователей, о которой стоит проявить заботу – дети. Для их разностороннего развития необходимо организовать детские площадки, которые отвечали бы потребностям разных возрастных групп: 0–3 года, 3–7 лет, 7–12 и 12–15 лет.

На детских площадках должны быть установлены:

  • урны,
  • информационный стенд,
  • живая изгородь,
  • мягкие покрытия,
  • места для сидения,
  • навес,
  • настольные игры,
  • тематические игровые комплексы,
  • элементы для активных игр и т.д.

Площадки для взрослых должны быть ориентированы как на занятия спортом, так и на спокойный отдых – включать места для уличных тренажёров, настольного тенниса, настольных игр.

Читайте также  Советы при покупке квартиры на вторичном рынке

Обустройство площадок для выгула домашних животных должно повысить санитарное состояние территории и безопасность для жильцов. Такие площадки могут быть неогороженными и огороженными.

На неогороженной площадке необходимо установить информационный стенд, урны, места для сидения и мягкое покрытие. На огороженных – дополнительно поставить калитку.

Экологизация городского пространства

Ещё одна важная и нужная вещь – озеленение территории. Это прямая обязанность управляющих организаций, если, конечно, земельный участок входит в состав общего имущества в МКД.

Новые деревья и кустарники должны повысить уровень климатического контроля и защитить от:

  • шума и ветра,
  • солнца,
  • выхлопных газов.

Разумеется, перечисленное выше не означает, что вся ответственность ложится на плечи управляющих организаций. Над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ» работает коллектив из муниципальных властей, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и ЖК и жильцов.

Пространство двора ограничено, поэтому не стоит пытаться вместить в него всё. В каждом случае это индивидуальный проект и решения. Важно, что такие решения принимаются совместно с жителями домов.

Порядок разработки проекта благоустройства дворовой территории таков:

  • вначале определяется тип двора,
  • проводится зонирование площадки,
  • вместе с жителями обсуждается концепция благоустройства,
  • совместно разрабатывается и утверждается проект,
  • проект реализуется также совместными силами.

Озеленение придомовой территории многоквартирного дома нормы

Дата введения 2017-06-17

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ — ФГБУ «ЦНИИП Минстроя» с участием ГУП НИиПИ Генплана г.Москвы; ГБС РАН; ЭФРГС Экогород; АНО Мосгорэкспертиза

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 82.13330.2011

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий свод правил составлен с целью повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выполнения требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», повышения уровня гармонизации нормативных требований с европейскими нормативными документами, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки. Учитывались также требования Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и сводов правил системы противопожарной защиты.

Работа по актуализации выполнена ФГБУ «ЦНИИП Минстроя»: руководитель темы — канд. архит. Е.П.Меньшикова.

Изменение N 1 к СП 82.13330.2016 разработано авторским коллективом: ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ» (исполнительный директор — А.Ю.Эглескалн); ООО «Институт общественных зданий» (руководитель темы — канд. архитектуры A.M.Гарнец, исполнители — канд. архитектуры Т.А.Исаева, инж. И.Р.Домрачева) при участии ФГБУ «ЦНИИП Минстроя» (канд. архитектуры Е.П.Меньшикова).

Изменение N 2 к СП 82.13330.2016 разработано авторским коллективом: АО «ЦНИИПромзданий» (канд. архитектуры Д.К.Лейкина, Ю.В.Моторина); ФГБУ ЦНИИП Минстроя России (канд. техн. наук В.А.Гутников), ГАУ «Институт Генплана Москвы» (канд. техн. наук Е.Н.Боровик, Е.В.Лебедева, д-р биол. наук А.А.Минин, канд. техн. наук Н.К.Кирюшина, канд. геол.-минерал. наук О.Ю.Кузнецова, М.И.Титова, Е.С.Радчикова, И.И.Рябикина) при участии: МГУ им.Ломоносова (д-р геогр. наук А.В.Кислов), НИУ МГСУ (канд. техн. наук И.В.Дуничкин).

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящий свод правил устанавливает основные требования к проектным решениям, параметрам и необходимым сочетаниям элементов благоустройства при их планировке в различных градостроительных условиях.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 17.5.3.06-85 Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ

ГОСТ 24835-81 Саженцы деревьев и кустарников. Технические условия

ГОСТ 24909-81 Саженцы деревьев декоративных лиственных пород. Технические условия

ГОСТ 25769-83 Саженцы деревьев хвойных пород для озеленения городов. Технические условия

ГОСТ 26213-91 Почвы. Методы определения органического вещества

ГОСТ 26869-86 Саженцы декоративных кустарников. Технические условия

ГОСТ 28055-89 Саженцы деревьев и кустарников. Садовые и архитектурные формы. Технические условия

ГОСТ 28329-89 Озеленение городов. Термины и определения

ГОСТ 31994-2013 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования

ГОСТ 32955-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Технические требования

ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования

ГОСТ Р 52024-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования

ГОСТ Р 52025-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей

ГОСТ Р 52169-2012 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52875-2018 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования

ГОСТ Р 55627-2013 Археологические изыскания в составе работ по реставрации, консервации, ремонту и приспособлению объектов культурного наследия

ГОСТ Р 55912-2013 Климатология строительная. Номенклатура показателей наружного воздуха

ГОСТ Р 55935-2013 Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия — произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства

СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения»

СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства» (с изменением N 1)

СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий» (с изменением N 1)

СП 53.13330.2011 «СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения»

СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

СП 101.13330.2012 «СНиП 2.06.07-87 Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения»

СП 104.13330.2016 «СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления»

СП 112.13330.2011 «СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений»

СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей»

СП 116.13330.2012 «СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения»

СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменениями N 1, N 2, N 3)

СП 131.13330.2012 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология» (с изменениями N 1, N 2)

СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с изменением N 1)

СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением N 1)

СП 276.1325800.2016 Здания и территории. Правила проектирования защиты от шума транспортных потоков

СП 323.1325800.2017 Территории селитебные. Правила проектирования наружного освещения

СП 332.1325800.2017 Спортивные сооружения. Правила проектирования

СП 381.1325800.2018 Сооружения подпорные. Правила проектирования

СП 396.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования

СП 403.1325800.2018 Территории производственного назначения. Правила проектирования благоустройства

СанПиН 2.1.5.980-00 Гигиенические требования к охране поверхностных вод

СанПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

Как добиться благоустройства придомовой территории?

Вопрос благоустройства придомовой является одним из самых актуальных для жителей, поэтому в нашем материале мы постараемся рассказать, что это такое и как ее добиться.

Что такое благоустройство придомовой территории?

Благоустройство придомовой территории включает в себя большое количество разных работ, в том числе озеленение, установку детских площадок, мероприятия по ландшафтному дизайну, освещение, а также в целом работы по поддержанию территории в чистом и ухоженном виде.

До ввода дома в эксплуатацию создание комфортной среды вокруг дома является задачей застройщика. Но после того, как дом построен, дальнейшее развитие придомовой территории становится ответственностью местных властей и собственников.

Как правило, владельцы помещений перепоручают эту деятельность управляющим компаниям и ТСЖ, которые занимаются благоустройством за счет коммунальных платежей. Но зачастую этих средств оказывается достаточно только для проведения мелких работ, например, окрашивания лавочек или поручней. В подобной ситуации благоустройство финансируется по остаточному принципу.

Читайте также  Что значит снять обременение с квартиры?

Что входит в благоустройство придомовой территории?

Элементы благоустройства могут быть разными, исчерпывающего списка нет. Главная цель – сделать территорию чистой, опрятной и современной. Среди основных элементов благоустройства:

Освещение;

Обустройство детских площадок;

Элементы озеленения;

Парковка;

Установка контейнеров для мусора;

Другие виды работ.

Какие программы благоустройства придомовой территории существуют?

В большинстве случаев вопрос благоустройства придомовой территории находится в компетенции местных органов власти. В каждом субъекте есть свои программы по развитию городской среды.

Например, в Москве действует проект «Активный гражданин», с помощью которого каждый житель столицы может принять участие в создании проекта благоустройства. Аналогичный проект реализуется в Республике Саха (Якутия), а также в Республике Татарстан.

Кроме того, на федеральном уровне до 2021 году осуществлялась программа «Формирование комфортной городской среды». В рамках данной программы выделялось финансирование субъектам на цели благоустройства. Некоторые программы субъектов до сих пор реализуются за счет этой программы.

Какие дома включаются в программу благоустройства?

Вопрос решается индивидуально в каждом субъекте. Будет ли включен конкретный дом в программу благоустройства на следующий год зависит от года постройки, внешнего вида, аварийности и других факторов. Так, обычно не включают в программу дома, которые:

Признаны аварийными и подлежат сносу;

Рядом планируется замена инженерных коммуникаций;

Рядом находится новостройка;

Работы, которые запланировали жители, уже были реализованы в рамках бюджетных средств.

Как включить дом в местную программу и инициировать благоустройство?

Включить дом в программу может сама администрация города. Также заявку на включение дома в программу может подать любой житель, для этого нужно сделать следующее:

Шаг 1. Проверить на сайте администрации, включен ли дом в программу. Если да, то можно выяснить сроки реализации.

Шаг 2. Если дом не включен в программу, тогда любой житель дома может подать заявку на включение. Для этого нужно собрать инициативную группу и подписи соседей, что они согласны на благоустройство придомовой территории. Именно жители решают, как именно будет осуществляться благоустройство. Они рисуют план и определяют перечень желаемых работ.

Шаг 3. Организовать общее собрание собственников и провести голосование. Две трети жителей должны изъявить согласие. По итогу собрания формируется перечень документов, а именно:

заявление о включении в программу;

Шаг 4. Подать заявку в местную администрацию и ждать решения о включении дома в план благоустройства на следующий год. Списки включенных объектов можно найти на сайте администрации.

Шаг 5. Благоустройство будет произведено в соответствии с подготовленным дизайн-проектом.

Заборы под снос

Верховный суд запретил проводить межевание без соседей

История, которая дошла до Верховного суда страны, типична. В жилом комплексе, состоящем из пяти корпусов, один решил обособиться. ТСЖ того корпуса оформило в свое пользование большой участок вокруг дома и перегородило свою как бы придомовую территорию. Железный занавес был установлен посреди общего двора, ведь изначально жилой комплекс строился как единый квартал. Теперь один из корпусов стал первым среди равных. Внутри — детские площадки, спортгородок, клумбы.

Жильцам же других домов, как говорится, ни пройти ни проехать.

«Собственники помещений корпусов 1, 3, 4, 5 фактически оказались лишены элементов благоустройства и озеленения придомовой территории, предназначенных для обслуживания и эксплуатации всех пяти корпусов жилого комплекса», говорится в материалах Верховного суда.

Забор ограничил жильцам остальных четырех корпусов многоквартирного дома проход через придомовую территорию жилого дома, а также въезд и выезд транспортных средств, в том числе специальной техники: «скорой помощи», пожарных и других.

Как такое получилось? Формально все было по закону: был разработан проект межевания территории, проведены публичные слушания, чиновники утвердили новые границы участков. А после того, как нужные печати были поставлены, в ноябре 2017 года во дворе появился забор.

Как нередко бывает, для жильцов остальных корпусов стало новостью, что, оказывается, были публичные слушания, якобы кто-то интересовался их мнением. Но как бы то ни было, пришлось судиться.

Нижестоящие инстанции поддержали чиновников и огороженный корпус. Мол, раз все формальности соблюдены, то забору быть. Но это лукавая логика, и закону она не соответствует. Верховный суд детально объяснил, в чем были неправы те, кто решил забрать себе часть общего двора.

«Судебная коллегия Верховного суда РФ отменила ранее вынесенные судебные акты и приняла новое решение, — рассказал «РГ» старший юрист адвокатского бюро Денис Глухов. — Судьи указали, что собственники помещений в многоквартирных домах становятся совладельцами земельного участка под ним с момента его формирования в кадастре. Нарушения же их прав, как собственников земельного участка, проектом межевания могут устраняться в порядке негаторного иска, требование о соблюдении срока исковой давности к которому не применяется».

По его словам, Судебная коллегия отметила, что нарушение проектом межевания нормативов определения площади участков, выделяемых под домом, не может быть признано законным. А тайные публичные слушания не могут служить прикрытием для неправомерного перераспределения земли.

«Из определения ВС стало понятным, что исключительно формальный подход судей нижестоящих инстанций к рассмотрению такого спора недостаточен: коллегия критически оценила формальное проведение публичных слушаний, указав на обязательность учета мнения населения, высказанного в ходе данной процедуры, так как иное противоречит ее существу», — говорит Денис Глухов.

В данном случае слушания проводились в режиме секретной операции, на них присутствовал только один жилец, и по стечению обстоятельств это был жилец того самого корпуса, который огораживал себя забором. Надо ли говорить, что жильцу все понравилось. Но было ли это мнением общественности?

Видимо, по причине своей природной скромности, организаторы слушаний не стали широко распространяться, что такое обсуждение проводится. Ни плакатов, ни объявлений, ничего не было. Просто тихо послушали сами себя и все.

При этом в суде ответчики привели дивный довод, мол, результаты слушаний все равно не могли повлиять на окончательное решение. Нижестоящие суды с этим согласились. Мол, чиновники вправе учесть имеющиеся замечания, однако данные замечания не являются обязательными к принятию. Но судьи, особенно нижестоящие, тоже люди, и они могут ошибаться.

«Между тем публичные слушания — это форма реализации прав населения, проживающего на соответствующей территории, на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления посредством публичного обсуждения общественно значимых вопросов, — отметил Верховный суд. — Целью публичных слушаний является выявление общественного мнения по вопросам, вынесенным на публичное слушание».

Конечная цель такого обсуждения, продолжает Судебная коллегия, выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

«Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания», — подчеркнул Верховный суд.

Иными словами, мнение людей надо услышать и учесть, а формальные публичные слушания в данном случае этого не позволили.

«Безусловно, для последующей практики определение крайне ценное, имеет подробную аргументацию для собственников жилых помещений, а также будет полезно городским административным структурам для принятия дальнейших распоряжений в вопросах городского землеустройства», — говорит Денис Глухов.

Владимир Груздев, председатель правления Ассоциации юристов России:

Хотя разъяснения даны по поводу конкретного дела, выраженные в документе правовые позиции Верховного суда России крайне важны. На них теперь должны ориентироваться нижестоящие судебные инстанции. Именно так и вырабатывается единая судебная практика: по схожим вопросам принимаются уже выработанные на примере других дел и ставшие стандартными решения.

Проекты застройки должны работать на благо: создавать комфортную среду, развивать инфраструктуру, не нарушая права граждан, живущих по соседству. Возникающие спорные вопросы должны решаться цивилизованным способом, создавая комфорт для новых проектов, нельзя разрушать уже сложившиеся условия других.

* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Федеральная программа: Благоустройство дворов 2020 (дворовых площадок). Вопросы и ответы

На благоустройство, развитие инфраструктуры придомовых территорий, общественных мест, предназначенных для отдыха в городах и поселках, обычно средства из местных бюджетов не выделяются или доходят по остаточному принципу. За состояние участков около многоквартирных в соответствии с законодательством отвечают сами жильцы. Собранные ими средства сначала идут на насущные потребности по ремонту и обновлению домов. Оставшихся небольших сумм может хватить только на покраску скамеек или иные мелкие работы.

Исходя из такого положения вещей, наблюдается ужасное состояние придомовых территорий и мест общественного отдыха в абсолютном большинстве населенных пунктов. Чтобы облегчить решение этой проблемы на местном уровне, в 2017 году создан и утвержден проект на федеральном уровне по формированию комфортной городской среды.

В чем заключается суть проекта благоустройства дворов?

Проект разрабатывался как составная часть государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Он утвержден Постановлением Кабинета Министров Российской Федерации от 30.12.2017 (№1710).

В приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, подписанном 18.03.2018г. за №162/пр, были утверждены методические рекомендации для местных органов управления. Цель – помощь в проведении мероприятий в соответствии с программой населенных пунктов страны.

Читайте также  Как выгнать жильцов из квартиры без договора

Каждый год обновляются показатели, связанные с реализацией программы. Амбициозным проектом в период 2019-го – 2024-го годов предусматривается проведение работ по благоустройству 31 тысячи территорий общественного назначения. Это должно повысить индекс качества городской среды на 30 процентов. Предполагается увеличение доли жильцов, участвующих в реализации проекта, до 30%.

На указанный период действия программных мероприятий планируется выделить федеральные бюджетные средства в объеме 269,3 млрд руб. Они будут увеличены благодаря добавлению сумм из консолидированных бюджетов РФ на 29,3 млрд руб.

Средства распределяются следующим образом: из федерального бюджета суммы перечисляются субъектам РФ. На местном уровне они дополняются запланированными отчислениями, принимается решение о финансирование определенных городов, районов. В проекте могут принимать участие населенные пункты с количеством населения более 1 тыс. человек.

Инициатива по ремонту, благоустройству, улучшению территорий около многоквартирных домов должна исходить от жильцов. Они на общем собрании решают, что именно необходимо обновить, отремонтировать, установить во дворе. Разрабатывают проект (готовят чертеж) будущей придомовой территории с нанесением всех объектов. Утверждают план мероприятий по благоустройству решением общего собрания и подают заявку в муниципальные органы.

Сроки подачи заявки – до сентября текущего года. При грамотном оформлении документов и аргументированном обосновании проведения запланированных мероприятий по благоустройству двор будет включен в программу финансирования на следующий год. То есть, если заявка подана до сентября 2019 г., то средства на ремонтно-строительные работы и благоустройство будут выделяться в 2020 г.

Правила по благоустройству территорий, участвующих в проектах

На основании положений приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства работы по благоустройству подразделяются на две группы:

  1. Минимальный вид работ оплачиваются из средств Федеральной программы. Государство финансирует ремонт дороги и проездов во дворах, установку мусорных контейнеров, урн, скамеек, монтаж современных систем освещения территории.
  2. На дополнительное благоустройство выделяются средства местного бюджета, а также перечисляются деньги, собранные гражданами, проживающими в данном дворе. К таким видам работ относят установку детской площадки, создание комфортного места отдыха для взрослых, выделение и ограждение участка для выгула домашних животных. В план дополнительных мероприятий жильцы могут включить оборудование парковочных мест или стоянки внутри двора, а также все мероприятия по озеленению участка (высадку деревьев и кустов, разбивку клумб с цветами).

В какой форме и объеме будут принимать участие граждане в реализации запланированных мероприятий определяется решением соответствующих органов местных администраций в каждом населенном пункте. Например, в г. Иркутск жильцы принимают активное участие в благоустройстве собственного двора во время субботников. Власти г. Самара приняли решение, что гражданам необходимо внести 1% от суммы средств, предусмотренных на дополнительные виды работ. Эта сумма может быть взята из средств, переведенных жильцами на счет управляющей компании.

То есть предусмотрено софинансирование реализации программы по благоустройству из трех источников: федеральный, муниципальный бюджет и средства граждан. На вопрос «законно ли с жильцов собирают средства на проведение благоустройства двора в соответствии с федеральной программой», стоит однозначно ответить, да, это законно. Только степень участия в совместном финансировании на дополнительные виды работ определяется на муниципальном уровне.

Какие дворы не принимаются к участию в программе?

Решение о включение двора в проект принимается на сметном уровне. В соответствие с условиями проекта установлен следующий перечень ограничений:

  • при наличии в непосредственной близости ко двору аварийных строений, которые подлежат сносу с данный период;
  • при проведении запланированного на данный год ремонта или замены инженерных коммуникаций, проходящих по территории двора;
  • если на прилегающих ко двору территориях возведены новостройки, в которых нее истек срок гарантии при введении в эксплуатацию;
  • в случае, когда те виды работ, которые запланировали провести жильцы, уже проводились за счет средств местного бюджета

Об этих ограничениях рекомендуется заранее навести справки в муниципалитете.

Права жильцов при приемке выполненных работ в соответствии с Программой

Как уже отмечалось выше, инициатива о включении двора в Проект «Формирование комфортной городской среды» исходит от жильцов данного дома. Порядок их действий следующий:

  1. Проверка на сайте городской администрации списков дворов, включенных в местный проект на текущий год.
  2. При отсутствии территории в списках необходимо объединиться с жильцами всех жилых зданий, которые расположены на совместной придомовой территории, в общем дворе.
  3. Выяснение вопроса, каковы условия по участию в проекте в конкретном населенном пункте.
  4. Определение перечня работ, относящихся к минимальным и дополнительным мероприятиям по благоустройству двора.
  5. Проведение общего собрания жильцов и голосования. Причем собрание должно быть проведено в очной форме, а голосование может происходить заочно. Инициативная группа посещает жильцов в квартирах и изучает их мнение. Обсуждаются и принимаются вопросы по подаче заявки на участие в программе, разработке проекта благоустройства, выборов инициативной группы и полномочного представителя от коллектива жильцов.
  6. Подача заявки (пакета документов) в администрацию населенного пункта.
  7. Контроль за соблюдением технологии ремонтных, ландшафтных, монтажных работ. Подписание акта приема выполненных работ.

Полномочный представитель от коллектива жильцов постоянно общается с прорабом, контролирует ход выполнения и объем запланированных работ. По их окончании создается комиссия для приема работы и оценки ее качества. В комиссию входят представители администрации населенного пункта и инициативной группы граждан, проживающих во дворе.

В случае, если какие-либо запланированные мероприятия не проведены или качество работ не устраивает жильцов, они имеют право не подписывать акт, не давать согласия на приемку работ. При несогласии с решением жильцов, граждане имеют право подать жалобу на подрядчика в городскую администрацию или в Министерство строительства РФ.

После окончания срока действия Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» дворы, в которых проведено благоустройство в соответствии с данной программой, будут передаваться на баланс жильцов.

Как написать заявление на благоустройство детской площадки

Для участия в Федеральном проекте подается заявка в муниципальные органы власти, заявление с определением очередности проведения работ по благоустройству придомовой территории. Заявка представляет собой пакет документов. Для комплектации пакета следует подготовить:

  • Протокол общего собрания жильцов с рассмотрением вопросов о включении двора в программу, согласованный перечень минимальных и дополнительных работ, источниках финансирования (или рабочего участия жильцов) в дополнительных мероприятиях;
  • Решение о создании инициативной группы жильцов и выборах полномочного представителя коллектива граждан, проживающих в данном дворе;
  • Фотографии существующих объектов инфраструктуры на придомовой территории (с целью подтверждения необходимости их ремонта, демонтажа, проведения работ по благоустройству);
  • Копия паспорта из кадастра на земельный участок дома (домов);
  • Копия технического паспорта дома (домов);
  • Справка управляющей организации с указанным сроком введения сооружения в эксплуатацию

Заявление на участие в программе подается от имени жильцов многоквартирного дома (домов), подписывается уполномоченным представителем, выбранным на общем собрании. В заявлении необходимо указать очередность выполнения мероприятий по благоустройству территории с просьбой рассмотреть данный перечень на заседании соответствующей комиссии администрации населенного пункта.

Благоустройство детских площадок: куда обращаться?

Благоустройство детской площадки в рамках проекта входит в перечень дополнительных работ. Средства на данный вид деятельности выделяются из муниципального бюджета. Степень участия жильцов определяется на местном уровне: внесение определенного процента из сметной стоимости проекта или посильный вклад в проведение работ путем участия в благоустройстве двора.

Если жители двора решали на общем собрании, что необходимо установить новую детскую площадку или реконструировать имеющуюся, то первым делом следует разработать дизайн-проект. Этот документ, выполненный на профессиональной основе, является обязательным дополнением к пакету документов для участия в программе.

Разработку дизайн-проекта рекомендуется поручить специализированной организации. Только в этом случае будут учтены все нормы законодательства, технические условия, что позволит заявке выиграть участие в проекте.

Компания «СКИФ ПРО» оказывает профессиональные услуги по разработке проектов благоустройства придомовой территории, в том числе с установкой детских площадок. Для клиентов компании создан сервис по разработке дизайн-проектов игровых и спортивных площадок для разных возрастных категорий детей.

Исходя из пожеланий заказчика, утвержденного перечня работ по благоустройству, на основе имеющейся сметы менеджеры компании предложат варианты обустройства детской площадки. Причем при помощи программы 3D моделирования можно «увидеть» будущую площадку еще на этапе разработки и корректировать варианты размещения оборудования. Визуализация проекта позволит заранее предусмотреть разнообразные функциональные зоны, их комплектацию оборудованием.

Компьютерная модель выполняется в объемном виде. Распечатанные изображения помогут рассмотреть площадку со всех ракурсов.

При разработке проекта выбираются:

  • Размеры площадки;
  • Возможное покрытие из песка, грунта, резинового материала, газона;
  • Места размещения игрового оборудования;
  • Расположение вспомогательных объектов (фонарей, скамеек, ограждения)

При грамотной профессиональной подготовке дизайн-проекта в соответствии со сметной стоимостью, своевременной подаче полного пакета документов (заявки) на участие двора в Федеральном проекте, жильцы дома смогут получить благоустроенную территорию для комфортного проведения досуга взрослых и детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: