Периодичность уборки придомовой территории многоквартирного дома

С 1 марта – новые СанПиН о санитарном содержании поселений и эксплуатации помещений.

Периодичность уборки придомовой территории многоквартирного дома

Ежедневное мытье полов на всех этажах и лестницах и другие новейшие сантребования к МКД

photoraidz / Depositphotos.com

С первого дня весны в РФ начнут действовать новые СанПиН о санитарном содержании поселений и эксплуатации помещений. В частности, ужесточена санитарная норма к частоте влажной уборки – с применением чистящих и моющих средств – в помещениях общего пользования МКД хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление этим домом: с 1 марта 2021 года такая уборка должна проводиться ежедневно (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3).

Напомним, что санитарных требований к частоте такой уборки ранее не было. Минимальный перечень работ и у слуг УК в МКД не требует какой-то специальной частоты уборки, как и Правила содержания общего имущества в МКД. Нет таких норм и в Правилах управления МКД, а п. 4.8.14 Правил и норм техэксплуатации жилфонда № 170 требует гораздо меньшего:

  • обметание окон, подоконников, отопительных приборов на лестничной клетке – не реже одного раза в пять дней;
  • обметание стены там же – не менее двух раз в месяц;
  • мытье лестничной клетки – не реже одного раза в месяц.

Чуть более строгие рекомендации представлены в МДК 2-04.2004 по содержанию и ремонту жилфонда (не обязательны к исполнению):

  • влажное подметание лестничных площадок и маршей нижних 2 этажей, а также мест перед загрузочными клапанами мусоропроводов – ежедневно;
  • влажное подметание лестничных площадок и маршей выше 2-го этажа – раз в неделю;
  • мытье лестничных площадок и маршей – раз в месяц.

Как правило, частоту уборки определяют и в договоре управления МКД, однако ежедневная мойка всего дома – это очень высокий стандарт содержания жилья, который, как правило, не выходит за пределы МКД бизнес- или премиум-класса.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

И поскольку в текущие тарифы на содержание жилья (для большинства МКД в РФ на сегодняшний момент) заложена совершенно иная норма «клининг»-труда, то в ближайшие месяцы можно ожидать волну ОСС по повышению тарифа на управление домом (а равно повышение «муниципальной» ставки для тех УК, которые работают по тарифам ОМСУ). При этом решение ОСС не может уменьшить частоту уборки – такое решение было бы ничтожно как противоречащее закону, следовательно, тариф на содержание жилья все-таки придется поднимать (кстати, в отличие от тарифов на коммунальные услуги, рост которых ограничен законом, тариф на содержание вправе расти быстро и бесконечно).

Какие еще «сюрпризы» управляющим компаниям, а также коммерсантам из МКД подкинули новые СанПиН? В частности:

  • земельный участок МКД – полив водой при температуре воздуха выше плюс 10°С, антигололедные мероприятия при температуре ниже 0°С;
  • влажная дезинфицирующая уборка мусороприемной камеры – не реже чем 1 раз в неделю, дезинфекция ствола мусоропровода – ежемесячно;
  • затопление, захламление, загрязнение подвалов и техподполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений – теперь еще и санитарное нарушение;
  • над, под и смежно с жилыми комнатами нельзя располагать огромное количество оборудования, как общедомового (например, щитки), так и частного (промышленное холодильное оборудование);
  • погрузка и разгрузка товаров для магазинов – встроенных, пристроенных либо встроено-пристроенных в МКД – возможна лишь с торцов, из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров и со стороны автомобильных дорог. Со стороны двора и входов в подъезды разгружать нельзя (то же самое требование продублировано в СП для магазинов);
  • УК (в качестве субъектов, осуществляющих водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, если применимо) должны осуществлять производственный контроль по программе контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами, установленными постановлением Правительства РФ от 6 января 2015 г. № 10;
  • после устранения аварий УК (как обеспечивающая эксплуатацию системы водоснабжения и обеспечивающая население питьевой и горячей водой, если применимо) должна промыть и продезинфицировать систему с обязательным лабораторным контролем качества и безопасности воды, причем промывка и дезинфекция сети считается законченной при соответствии качества воды сети гигиеническим нормативам;
  • температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы ГВС, по счастью, не изменилась, – не ниже плюс 60°С и не выше плюс 75°С;
  • мыть машины рядом с МКД, как и прежде, запрещено;
  • расстояния от МКД до мусорной площадки – не менее 20 м и не более 100 (правда, можно уменьшить расстояние до 7,5 м, но только на основании «результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санэпидтребованиям». Кратность обработки, вывоза, условия хранения ТКО на площадке, количество баков и т.п. регулируются отдельными требованиями. Мусор, оставшийся после погрузки ТКО в мусоровоз, убирает УК. Кстати, сам вывоз ТКО допустим исключительно в интервале с 7 утра до 23 вечера;
  • установлены требования к мусорным площадкам – независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) площадки для ТКО должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение. Наличие крыши над баками СанПиН не оговаривают. Площадки для крупногабаритных отходов, кроме того, должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра;
  • установлено, как УК должна собирать старые ртутные лампы.

Отметим, однако, что к юридической силе рассматриваемого СанПиН есть вопросы:

  • СанПиН обязательны к исполнению, оценка их соблюдения будет проводиться в рамках санэпиднадзора, стало быть, они содержат обязательные требования;
  • при этом согласно ч. 1 ст. 3 Закона об обязательных требованиях, положения НПА, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего акта.

Между тем срок в 90 дней не выдержан, следовательно, СанПиН введены в действие с нарушением требований Закона об обязательных требованиях, имеющих более высокую юридическую силу.

Таким образом, можно ожидать некоторой судебной активности, связанной с моментом вступления новых СанПиН в силу и его действия.

Содержание прилегающей территории многоквартирного дома

С приходом весны особенно остро встает вопрос о содержании прилегающей территории многоквартирного дома (далее — МКД).

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ, территория, прилегающая к МКД, является общим имуществом, принадлежащим на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491 прилегающая территория МКД составляет:

участок земли, на котором возведен объект недвижимости;

«зеленые» зоны и прочие элементы озеленения и благоустройства (газоны);

спортивные и детские площадки;

парковочные места и коллективные стоянки для автомобилей;

зоны сушки для белья;

подстанции и трансформаторные будки;

других объектов, необходимых для нормальной эксплуатации дома.

Все перечисленные объекты располагаются в пределах границ, указанных в кадастровом паспорте.

Обеспечение сохранности благоустроенной территории является беспрекословным правом и одновременно обязанностью жителей многоквартирного дома.

Обязанность по благоустройству придомовой территории собственники могут исполнять самостоятельно (посредством ТСЖ) или возложить на управляющую компанию (далее – УК).

Чаще всего такую обязанность собственники перекладывают на УК, включая данное условие в договор и внося регулярные платежи на содержание придомовой территории.

Однако не все УК добросовестно выполняют возложенную на них обязанность.

Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают:

подметание и уборка придомовой территории;

очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, и уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома;

уборка и выкашивание газонов;

прочистка ливневой канализации;

уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка.

Приведенный выше минимальный перечень работ может быть дополнен по взаимному согласию собственников и УК в зависимости от конструктивных особенностей придомовой территории.

Читайте также  Можно ли продать квартиру без согласия супруга

Так ГОСТ Р 56195-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза бытовых отходов. Общие требования» устанавливает обширный перечень работ, которые могут входить в услугу текущего содержания имущества МКД:

проведение осмотров имущества в соответствии с пунктом 10 ГОСТ Р 56194;

содержание (ремонт) покрытия тротуаров, дорог и дорожек, расположенных на придомовой территории;

содержание ограждений, въездов, стоянок и других строений, расположенных на придомовой территории;

обустройство мест (контейнерных площадок) для сбора и вывоза твердых и крупногабаритных бытовых отходов;

обустройство мест для складирования угля, дров (при наличии в многоквартирном доме печного отопления);

противопожарную безопасность придомовой территории и имущества расположенного на ней;

уборку придомовой территории;

работу дренажной системы придомовой территории по беспрепятственному отводу дождевой и талой воды;

установку урн для мусора у входов в подъезды и (или) около скамеек;

санитарно-гигиеническую уборку имущества;

безопасное движение пешеходов и транспорта;

беспрепятственный доступ к смотровым колодцам инженерных сетей, источникам пожарного водоснабжения (пожарным гидрантам, водоемам и т.д.), расположенным на обслуживаемой территории;

сохранность и надлежащий уход за существующими зелеными насаждениями;

нормативное или работоспособное техническое состояние объектов благоустройства, расположенных на придомовой территории;

устройство сборников для жидких бытовых отходов (в неканализованных зданиях);

выполнение работ, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду;

обустройство детских, игровых, спортивных и иных площадок.

Обязанность по облуживанию прилегающей территории должна проводиться УК систематически и в установленные сроки. Если Ваша УК не приступила к исполнению обратитесь к ней с письменным заявлением и потребуйте исполнения возложенных на нее по договору обязательств.

Нормы уборки придомовой территории в многоквартирном доме

Вторник, 20 Август 2019

Придомовым признается пространство, закрепленное за отдельным зданием (МКД) либо нескольким домами. Его границы устанавливаются на основании сведений кадастрового учета. Придомовая территория обслуживается совместно с многоквартирным домом, так как является его неотделимой частью.

Существует несколько государственных актов, регламентирующих условия эксплуатации и правила уборки придомового пространства:

· Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее — (Постановление Правительства РФ № 491);

· Жилищный Кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ);

· Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее — Постановление Госстроя РФ № 170);

· Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем РФ) (далее — МДК 2-04.2004).

Земля, располагающаяся вокруг МКД – это часть единого имущественного фонда, поэтому она принадлежит:

· участникам кондоминиума/ТСЖ (при наличии);

· управляющей организации (ЖКХ);

· всем гражданам, владеющим жильем в данном МКД.

Ни один из владельцев не может подарить, продать, сдать внаем свою долю придомовой земли, так как она относится к общедолевому имуществу (Постановление Правительства РФ № 491).

Границы, прилегающей к сооружению земли, определяются еще на первоначальных этапах строительства, поэтому площадь участка вокруг МКД для уборки, можно узнать:

· из кадастровой документации;

· из сведений Государственного Реестра.

Если жилое строение не прошло кадастровую регистрацию, то следует обратиться в местные муниципальные органы для установления размеров придомовой территории многоквартирного дома для уборки.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 491 в придомовое пространство входят следующие объекты:

  • элементы озеленения (клумбы, кустарники и другие насаждения);
  • различные предметы благоустройства (лавочки, беседки и пр.);
  • игровые/спортивные комплексы;
  • оборудование для сушки белья;
  • места/помещения для автомобилей;
  • площадки для выгула животных;
  • обслуживающие подстанции;
  • пожарные проезды;
  • тротуары, пешеходные дороги, аллеи;
  • уличное освещение и другие элементы;
  • площадки, предназначенные для мусоросборников.

Стандартный перечень работ по уборке дворовой территории МКД может быть дополнен необязательными услугами (только с одобрения владельцев жилья):

· озеленение/высадка новых кустарников и других насаждений;

· декорирование/улучшение ландшафтного дизайна;

· возведение архитектурных построек и пр.

Согласно действующим правовым нормам каждый владелец жилого помещения (потребитель) обязан нести часть расходов на содержание многоквартирного дома, включая уборку дворового участка (ст. 158 ЖК РФ). Тарифы за обслуживание/уборку прилегающей к МКД земли, рассчитываются с учетом общей жилой площади, занимаемой гражданином (собственником).

Если жильцов не устраивает качество предоставляемых услуг, то следует направить претензию (заявление) в обслуживающую организацию, которой необходимо будет улучшить качество оказываемых работ, либо понизить тарифы.

Жилищно-коммунальные объединения при оказании услуг по обслуживанию дворовой территории МКД, придерживаются установленных общих нормативов (МДК 2-04.2004). Перечень выполняемых ими работ может меняться с учетом текущего времени года (лето/зима/весна).

В летний период УК/ТСЖ обязаны соблюдать следующие правила уборки придомовой территории многоквартирного дома:

  • ежедневное подметание, полив (при температуре выше 30 °C) дворовой территории (тротуаров, дорожек, подъездных путей);
  • сбор различного мусора (пакетов, бутылок, окурков и пр.) с детских/спортивных и других площадок;
  • подстригание/полив клумб, кустарников, деревьев, газона;
  • завоз песка на игровые площадки для детей (песочницы);
  • покраску ограждающих конструкций, лавочек, качелей, турников и других сооружений;
  • побелку деревьев, бордюров (при необходимости);
  • регулярную чистку мусоросборников от отходов, а также подметание площадок под ними.

В зимнее время в обязанности управляющих организаций входит:

  • очищение дорожек, тротуаров, подъездных путей от наледи, снежного покрова (вручную или с применением спецтехники);
  • рыхление снега в местах высадки зеленых насаждений, а также на газонах;
  • посыпание тротуарных/пешеходных дорожек, входных объектов (площадок возле подъездов, включая лестницы) смесью речного песка и соли;
  • сбивание сосулек с крыш, наледи с водосточных труб и канализационных люков;
  • очистка урн/мусоросборников;
  • сбор мусора с развлекательных комплексов;
  • очищение входа в подвальное помещение от снега.

При сильных снегопадах очищение придомовой площади от снежного покрова проводится два раза в сутки.

Весной коммунальные службы, помимо основных работ, обязаны проводить:

  • очищение/промывку стоков и канав;
  • периодический сгон талых вод к колодцам/люкам;
  • общую очистку придомовой площади от грязи, мусора, оставшегося снега.

Кроме того, существуют общеустановленные правила, касающиеся уборочных операций, которые должны обеспечивать коммунальные службы:

  • обустройство мест, используемых уборочной спецтехникой (расширение границ, ремонт дорожного покрытия и пр.);
  • обеспечение свободного доступа к смотровым люкам, инженерным и водопроводным коммуникациям, теплосетям;
  • выделение участков для хранения/складирования инструментов, оборудования и других материалов, требуемых для обслуживания дворового участка;
  • обеспечение оптимальной ширины тротуаров и подъездных дорог;
  • установка ограждающих конструкций высотой не более 60 см.

Также действуют определенные ограничения, касающиеся благоустройства дворовой территории многоквартирного дома, согласно которым запрещено:

· увеличивать количество парковочных мест путем уменьшения участков озеленения;

· размещение мусоросборочных контейнеров на газонах, подъездных дорогах;

· установка торговых ларьков, павильонов, киосков.

Кто обязан выполнять уборку на придомовой площади?

· Обслуживание/уборку придомовой территории многоквартирного дома могут обеспечивать:

· управляющие организации, с которыми заключается соответствующее соглашение;

· специальные фирмы, привлеченные со стороны, которые работают на основании контракта, заключенного с собственниками (жильцами МКД) либо с ТСЖ.

Способ организации мероприятий по уходу за дворовым участком выбирается непосредственно жильцами МКД путем проведения общего собрания.

Исполнительная организация несет обязательства по обеспечению качества обслуживания, однако привлечь ее к ответственности за ненадлежащее их исполнение можно только на основании заключенного соглашения. Поэтому жильцы должны оформить соответствующий документ типовой формы, в котором будут указаны:

  • реквизиты заказчика и ЖКХ/ТСЖ (наименование/адрес);
  • предмет договора с перечислением всех видов уборочных/обслуживающих работ;
  • права, обязанности участников хозяйственно-правовой сделки;
  • ответственность сторон;
  • тарифы на уборку/способы оплаты;
  • основания для расторжения соглашения;
  • подпись/должность ответственных лиц.

Если земля, прилегающая к МКД, не зарегистрирована в качестве объекта общей долевой собственности, то ответственность за ее благоустройство и уборку несет местный муниципалитет. В новостройках придомовое пространство принадлежит компании-застройщику, однако жители могут приватизировать данную территорию. При этом ответственность за содержание/уборку дворовой площади ляжет на всех собственников приватизированного объекта.

Санитарная уборка и сбор мусора

В целях обеспечения необходимых санитарных условий на участке, располагаемом вокруг МКД, УК/ТСЖ должны:

  • устанавливать на отдельных, заасфальтированных/бетонированных площадках прочные мусоросборники объемом не менее 100 литров, которые должны быть окрашены стойким красителем;
  • ограждать площадки вокруг мусоросборников;
  • обеспечивать освещенность данного участка;
  • осуществлять ежедневный сбор мусора/отходов из всех мусорных контейнеров;
  • обеспечивать условия для подъезда/разворота спецтехники (мусороуборочных машин).
Читайте также  Регистрация дома на земельном участке СНТ

Согласно нормативным правилам уборки придомовой территории многоквартирного дома, основные уборочные мероприятия должны проводиться один раз в смену/в 24 часа. В зимний период во время сильных снегопадов операции по очищению свежевыпавших осадков могут осуществлять два раза в смену/в сутки. Посыпание дворовой территории песком/солью производится по необходимости либо раз в сутки. Тротуары в зависимости от класса могут убираться – 1 раз в 2 дня либо 1-2 раза в сутки.

Наблюдение за качеством выполняемых уборочных работ могут обеспечивать:

  • потребители (жильцы МКД);
  • органы местного самоуправления;
  • Государственная жилищная инспекция.

Если уборочные/обслуживающие работы выполняются недобросовестно, в недостаточном объеме либо вовсе отсутствуют, то жильцы вправе обратиться с жалобой:

· к руководству кондоминиума/ТСЖ;

· в Жилищную Инспекцию;

· в местную администрацию;

· в судебные инстанции;

· в Прокуратуру района.

Факты нарушения правил уборки придомовой территории следует зафиксировать в специальном акте, который должен содержать:

  • название документа;
  • суть претензии (подробное изложение всех видов невыполненных работ);
  • реквизиты/название управляющей фирмы;
  • ФИО/подпись лиц, предъявляющих претензию;
  • адрес МКД, номера квартир.

Также необходимо составить письменное заявление с требованием произвести перерасчет согласно невыполненным обязательствам.

Жильцы МКД вправе расторгнуть соглашение с виновной стороной и выбрать другое учреждение, которое будет обслуживать/убирать прилегающую к МКД площадь. При выборе следует обращать внимание на репутацию, надежность, опыт стороннего исполнителя.

Информация подготовлена специалистами отдела информирования и консультирования граждан с использованием открытых Интернет ресурсов

Периодичность уборки придомовой территории многоквартирного дома

Обязанность по уборке территории многоквартирного дома от снега в регламентировано несколькими нормативно-правовыми актами, основными из которых являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (Правила № 170), и Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (Минимальный перечень).

На основании Правил № 170 уборка дворов, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов должна производиться организациями, обслуживающими жилищный фонд.

В соответствии с Минимальным перечнем управляющие организации обязаны выполнять работы по очистке придомовой территории от наледи, льда и снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова). Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую зону, а во дворах – к местам складирования. Снег, собираемый во дворах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений.

Вместе с тем, нормативными актами предусмотрена только уборка придомовой территории от снега, вывоз снега с придомовой территории действующим законодательством не регламентирован. Данная услуга является дополнительной. Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании вправе принять решение о периодичности вывоза снега с придомовой территории и определить источник финансирования данного вида работ.

В случае некачественной уборки снега с придомовой территории управляющей организацией собственники помещений многоквартирного дома, в первую очередь, должны обратиться непосредственно в управляющую организацию.

Согласно Правилам изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений вправе обратиться с заявлением о снижении размера платы к ответственному лицу.

Факт выявления ненадлежащего качества оказания услуг и выполнения работ отражается в соответствующем акте нарушения качества, который является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено, которое в течение 2 рабочих дней с даты его получения обязано направить заявителю извещение о дате получения заявления, его регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.

При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы.

Кроме того, государственная жилищная инспекция Новосибирской области в пределах компетенции проводит проверки соблюдения юридическими лицами обязательных и лицензионных требований, в том числе требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, в случае невыполнения управляющей организацией обязанности по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, включая обязанность по уборке придомовой территории от снега, собственники помещений вправе обратиться с соответствующим заявлением в ГЖИ НСО.

Управляющие организации, осуществляющие управлением многоквартирными домами на основании лицензии, несут административную ответственность за нарушение лицензионных требований в соответствии с действующим законодательством.

Поскольку содержание общего имущества многоквартирного дома является одним из лицензионных требований, в случае выявления нарушений, связанных с ненадлежащим выполнением обязанности по уборке придомовой территории от снега, управляющие организации по результатам внеплановых проверок, проводимых инспекцией, могут быть привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере от 50 до 100 тысяч рублей для должностного лица или его дисквалификации на срок до 3 лет и штрафа на сумму от 250 до 300 тысяч рублей для юридического лица соответственно.

Для товариществ собственников жилья (ТСН, ЖСК, ЖК) КоАП РФ предусматривает административную ответственность по статье 7.22, в соответствии с которой штраф для должностных лиц может составить 4 ‑ 5 тысяч рублей, для юридического лица ‑ от 40 до 50 тысяч рублей.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Воронежской области

Прокурор разъясняет

  • 29 апреля 2016, 15:00

Поддержание придомовой территории в надлежащем состоянии является частью работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и включает в себя, в частности (ст. 39 Жилищного кодекса РФ; подп. «е», «ж» п. 2, подп. «г», «д», «ж», «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491; п. 24-26 Минимального перечня услуг и работ, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290):

— уборку земельного участка, входящего в состав общего имущества;

— сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов;

— содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

— текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации элементов благоустройства, расположенных на земельном участке.

Если придомовая территория содержится ненадлежащим образом, необходимо придерживаться следующего алгоритма.

1. Предъявить требование организации, отвечающей за поддержание порядка на придомовой территории. В зависимости от способа управления многоквартирным домом, выбранного собственниками помещений в этом доме, требование о поддержании порядка на придомовой территории может быть предъявлено управляющей компании организации, с которой собственники помещений заключили договор на выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 1 ч. 2, ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ), ТСЖ или ЖСК (п. 2 ч. 2, ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ); или управляющей организации (п. 3 ч. 2, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

2. Обратиться с жалобой в органы жилищного контроля и местного самоуправления.

Если после предъявления требований ответственным лицам недостатки, связанные с содержанием придомовой территории, устранены не были, необходимо обратиться в органы государственного и/или муниципального жилищного контроля – жилищные инспекции, администрации муниципальных образований, Департамент природных ресурсов, Роспотребнадзор (ч. 2, 2.1 ст. 20 ЖК РФ; п. 2 Административного регламента, утв. приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 №764).

Если по результатам проверки будут выявлены нарушения правил содержания придомовой территории, контролирующий орган выносит предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ; п. 70 Регламента).

Читайте также  Публичная кадастровая стоимость квартиры

Если решение, а также действия (бездействие) должностных лиц органов госжилнадзора при проведении проверок не устроили, их можно обжаловать их в административном и (или) судебном порядке (п. 17 Положения № 493).

Кроме того, можно обратиться в орган местного самоуправления с жалобой на управляющую организацию. Результатом обращения будет проведенная в пятидневный срок внеплановая проверка деятельности управляющей организации. Если выяснится, что управляющая организация не выполняет условий договора управления, орган местного самоуправления не позднее чем через 15 дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ).

3. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе потребовать произвести перерасчет внесенной платы за содержание общего имущества дома, если услуги по содержанию придомовой территории оказывались ненадлежащим образом или не оказывались вообще. Такое заявление направляется в письменной форме или делается устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации. Размер платы уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы (ч. 10 ст. 156 ЖК РФ; п. 7, 8, 10 Правил изменения размера платы, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

(Прокуратура Коминтерновского района г.Воронежа)

Периодичность уборки придомовой территории многоквартирного дома

Порядок проведения работ по содержанию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в зимний период года установлен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170).

Периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада (сдвижка и подметание снега) устанавливается в зависимости класса тротуаров, которые, в свою очередь, устанавливаются в зависимости от интенсивности пешеходного потока.

Разделом 3.6 Правил № 170 в части содержания придомовой территории в зимний период регламентируется объем работ по уборке снега, заключающийся в сдвижке и подметании снега с тротуаров и проездов с его последующим складированием в кучи и валы на газонах и на свободных территориях, при обеспечении сохранности зеленых насаждений. Накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах формироваться в валы.

Снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения. При возникновении скользкости должна производиться обработка дорожных покрытий противогололедными реагентами.

В части уборки снега с козырьков на балконах жилого дома разъясняем следующее.

Согласно п. 4.2.4.9 Правил № 170 не допускается самовольная установка козырьков, эркеров, балконов, лоджий и застройка межбалконного пространства.

Установка козырьков балконов признается самовольной в случае их отсутствия в проекте жилого дома.

В соответствии с действующим законодательством у управляющей организации отсутствует обязанность по уборке от снега самовольно установленных козырьков балконов и не относящихся к общему имуществу собственников помещений жилого дома. Данная обязанность, равно как и ответственность за ненадлежащее содержание козырька, возлагается на собственника (нанимателя) жилого помещения, установившего этот козырек.

В соответствии с п. 4.2.4.1 Правил № 170, работники организаций по обслуживанию жилищного фонда обязаны систематически проверять правильность использования балконов, эркеров и лоджий, не допускать размещения в них громоздких и тяжелых вещей, их захламления и загрязнения. Необходимо регулярно разъяснять нанимателям, арендаторам и собственникам жилых помещений и ответственным за коммунальную квартиру правила содержания балконов, эркеров и лоджий.

В части вывоза с придомовой территории снега, сформированного в валы и кучи в ходе уборки придомовой территории, крыши, внутридворового проезда, разъясняем следующее: п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, устанавливается, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.

Работы по вывозу складированного снега после уборки придомовой территории не регламентируются действующим законодательством (Правилами № 170) и относятся к дополнительному виду работ, которые могут быть выполнены управляющей организацией на основании решения общего собрания собственников жилого дома (ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации), в котором должен быть указан перечень дополнительных работ по обслуживанию общего имущества жилого дома, исполнитель данного вида работ и источник финансирования.

Ответственность за содержание придомовой территории в границах земельного участка, принадлежащего собственникам многоквартирных домов возложена на лиц, ответственных за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов.

В соответствии со своими полномочиями Департамент осуществляет полномочия исключительно по организации и контролю (надзору) за содержанием и ремонтом общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий, входящих в состав общего имущества.

С целью ознакомления с границами земельного участка, отнесенному к многоквартирному дому и включенному в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, граждане вправе обратиться в управляющую организацию для предоставления соответствующей информации, после чего направить требование об уборке либо в управляющую организацию, либо в орган местного самоуправления в случае необходимости уборки земель общего пользования.

При этом обращаем внимание граждан на то, что в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Установить факт нарушения прав, свобод или законных интересов собственников жилого дома возможно только в том случае, когда управляющая организация не исполняет свои обязанности надлежащим образом, в том числе не исполняет законные требования собственников жилого дома, изложенные управляющей организацией в письменном виде либо устно по телефонной связи с регистрацией в журнале заявок. В Вашем обращении отсутствуют какие-либо данные о направлении в управляющую организацию требований, в связи с чем установить факт в течение какого-либо отрезка времени не представляется возможным.

Направление жалоб в органы государственного надзора (муниципального контроля) на ненадлежащее содержание общего имущества жилого дома без предварительного уведомления (заявки) управляющей организации о необходимости выполнения какого-либо вида работ по содержанию общего имущества жилого дома может исключить состав административного правонарушения, так как невозможно установить факт бездействия управляющей организации и связанного с этим нарушения прав, свобод или законных интересов потребителей услуг.

Ответственность за содержание земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, а также земельных участков, расположенных на территории муниципальных образований, право государственной собственности на которые не разграничено (улицы и их дублеры, платные парковочные места в центре города, остановки общественного транспорта, проходы и проезды к общественным местам, объектам инфраструктуры, пешеходные дорожки в парках и скверах) возложена на органы местного самоуправления (Администрации муниципальных образований).Дополнительно обращаем внимание граждан на тот факт, что в случае направления обращений с жалобами на ненадлежащее проведение работ по уборке в государственные органы не в соответствии с их полномочиями, срок рассмотрения обращений увеличивается на период, необходимый на осуществление перенаправления обращений по компетенции, равно как и срок рассмотрения обращения начинает исчисляться заново с момента поступления обращения в государственный орган.

Мария Кравченко/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с покупкой, продажей и оформлением недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Мария Кравченко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AFINA-VOLGA.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: