Предоставление жилья при сносе дома собственникам

Снос частного дома или городской многоэтажки возможен по двум основаниям: его ветхость, использование земли под зданием для общественных нужд. В обеих ситуациях граждане вправе претендовать на новую квартиру.

Предоставление жилья при сносе дома собственникам

Порядок расселения и предоставления жилья жителям при сносе многоквартирного или частного дома в 2021 году

Жилой фонд страны постоянно обновляется, а потому снос частного дома или городской многоэтажки – не редкость. Порядок выселения из ветхого здания одинаков и для собственников квартир, и для граждан, получивших квадратные метры по договору социального найма. Порядок предоставления новой недвижимости, соответствующей современным стандартам качества и комфорта, прописывается на региональном и местном уровне.

  1. Основания для сноса жилого дома
  2. Порядок предоставления нового жилья взамен снесенного
  3. Денежное возмещение при демонтаже дома
  4. Что делать, если жилье не приватизировано?
  5. Бесплатная консультация юриста!

Основания для сноса жилого дома

Согласно положениям действующего законодательства, снести дом можно по двум причинам:

  1. Здание призвано аварийным, непригодным для проживания.
  2. Участок, где располагается городская многоэтажка, необходим для общественно значимых нужд, признаваемых федеральными или региональными властями.

Существуют следующие основания, по которым здание признают аварийным:

  • оно находится на территории, подверженной природным (например, ежесезонное подтопление) или техногенным катаклизмам;
  • здание полностью или частично разрушено из-за природного бедствия, находится в нем опасно для жизни квартировладельцев;
  • несущие конструкции, крыша или фундамент постройки пришли в негодность, начался процесс их разрушения;
  • дом располагается в зоне действия факторов, неблагоприятных для здоровья человека (постоянный шум, электромагнитное излучение и т.д.).

Закон гласит, что заключение о сносе ветхого жилья (или реновации) принимается экспертами по результатам осмотра здания. Инициировать процедуру могут сами квартировладельцы, написав в городскую администрацию жалобу на ухудшение условий проживания в здании.

Ни федеральные власти, ни муниципалитет не вправе снести здание без оснований. Действующий порядок предполагает, что должно быть заключение комиссии о ветхости постройки или проект по возведению на земельном участке общественно значимых объектов (трубопровод, трасса и т.д.). Не имеет значения, находятся ли жилплощадь в здании в собственности или социальном найме.

Ст. 32 ЖК РФ гласит, что власти, принявшие решение о сносе ветхого жилья, обязаны предоставить владельцам квартир денежную компенсацию или другую квартиру. О планируемом переселении их уведомляют заранее в письменном виде.

Порядок предоставления нового жилья взамен снесенного

Граждан, чей дом планируется снести, в первую очередь интересует вопрос, какую квартиру дадут при сносе дома, если квартира приватизирована. Главное опасение – получить жилье, которое по площади, расположению и другим характеристикам не ответствует утраченному.

Расселение проживающих производится в:

  • Квартиры, соответствующие по метражу тем, что принадлежали гражданам ранее. Если жилье находится в собственности человека, ему дадут аналогичный по площади вариант, если квартира не приватизирована – помещение из расчета 18 м кв. на каждого прописанного.
  • Жилье, расположенное в том же муниципальном образовании. Установившиеся правила и законы не обязывают властей рассматривать просьбы квартировладельцев, желающих переехать в другую местность.
  • Жилая площадь, полностью пригодная для комфортной жизни. Если дом сносят, гражданам положено жилье со всеми коммуникациями (водопровод, подведенное электричество, газ и т.д.).
  • Квартира, на 100% отвечающая требованиям действующих СанПинов.

Граждане, которые лишаются жилья при сносе, вправе претендовать на квартиру аналогичной площади, но нигде в законе не говорится, что в ней должно быть столько же комнат, сколько и в ставшем непригодным для жизни помещении. Это правило не касается тех, кому принадлежали комнаты в коммуналке: им обязаны выделить ровно столько же, сколькими они располагали в ветхом доме.

В ЖК РСФСР, который действовал до 2005 года, указывалось, что в случае переезда из ветхого дома гражданам должны выделять квартиры с учетом состава семьи. Было недопустимо, чтобы в одной комнате проживали разнополые люди старше 9-ти лет, не состоящие в законном браке. Принимались в расчет дополнительные обстоятельства: состояние здоровья жильцов и иные, заслуживающие внимания моменты.

В современном ЖК РФ все перечисленные положения отсутствуют, но это не запрещает органам региональной власти издать собственные законы, содержащие положения, защищающие интересы жильцов и нанимателей.

Денежное возмещение при демонтаже дома

В ст. 32 ЖК РФ указывается, что власти, принявшие решение о сносе дома, не вправе выселить людей «в никуда». Если гражданину принадлежит приватизированная квартира в доме под снос, ему не о чем волноваться: взамен утраченного жилья ему предоставят новое или выплатят денежную компенсацию.

Второй вариант кажется многим жильцам ветхих домов привлекательнее первого. Сумма денежного возмещения определяется добровольным соглашением сторон или в судебном порядке. В нее входит:

  • рыночная стоимость квартиры;
  • компенсация предполагаемых издержек граждан, связанных с переездом и приобретением новой жилплощади;
  • возмещение упущенной выгоды (если, например, квартира ранее сдавалась в наем).

На практике нередки случаи, когда сумма, исчисленная органами власти, оказывается меньше, чем средний ценник на рынке. Граждане оказываются в ситуации, когда они не могут приобрести на полученную компенсацию даже скромную «однушку». При таких обстоятельствах увеличить размер возмещения можно в судебном порядке.

Предоставление жилья при сносе дома собственникам

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 апреля 2020 г. № 15026-МЕ/06 О переселении граждан из аварийного жилищного фонда

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрены обращения государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 19.03.2020 N ОР-03/155 (вх. Минстроя России от 19.03.2020 № 25058/МС) и от 30.03.2020 N ОР-03/185 (вх. Минстроя России от 31.03.2020 N 29583/МС) по вопросам применения положений частей 8.1, 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда и сообщается следующее.

Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее -Федеральный закон N 473-ФЗ) внесены изменения в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в область жилищных отношений при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.

При этом в статье 32 ЖК РФ сохранена действовавшая до вступления в силу Федерального закона N 473-ФЗ гарантия прав собственников на получение возмещения за изымаемое жилое помещение (части 6, 7 статьи 32).

Исходя из части 8 статьи 32 ЖК РФ, предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение возможно исключительно при наличии волеизъявления сторон соглашения — собственника изымаемого жилого помещения и органа, осуществляющего изъятие. Таким образом, предоставление жилого помещения взамен изымаемого, является по сути заменой денежного возмещения натуральной формой с доплатой разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером возмещения той или иной стороной.

Частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями таких лиц (предоставление гражданам субсидий на приобретение жилых помещений, возмещение процентов по ипотеке, кредиту или займу) при условии, что на дату признания многоквартирных домов аварийными у правообладателей жилых помещений в таких домах отсутствуют иные пригодные для проживания жилые помещения (далее — меры поддержки).

Таким образом, установленное в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ условие, по мнению Минстроя России, не распространяется на реализацию прав собственника на предоставление жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ.

По вопросу установления различных требований к гражданам, которым могут быть установлены дополнительные меры поддержки, в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ и в пункте 3 части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Федеральный закон N 185-ФЗ, Фонд ЖКХ) следует учитывать, что ЖК РФ является актом более высокой юридической силы, чем Федеральный закон N 185-ФЗ. Следовательно, положения Федерального закона N 185-ФЗ подлежат применению в части, не противоречащей ЖК РФ.

Пункт 3 части 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ устанавливает направления расходования средств Фонда ЖКХ и поскольку упоминаемая в нем субсидия, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения о предоставлении граждан таких субсидий, будет являться дополнительной мерой поддержки граждан при переселении из аварийного жилищного фонда, на получателей субсидий будет распространяться условие, предусмотренное частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ. Более того, по мнению Минстроя России, субъект Российской Федерации, принимая решение об установлении дополнительных мер поддержки граждан при переселении из аварийного жилья, вправе устанавливать дополнительные условия, предъявляемые к гражданам-получателям субсидий, помимо установленных ЖК РФ и Федеральным законом N 185-ФЗ, таким образом конкретизируя категории получателей субсидий.

Статья 32 ЖК РФ была дополнена новой частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Данная норма вступила в силу 28.12.2019. Федеральный закон N 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28.12.2019, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ, с учетом положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

В Минстрой России поступают запросы регионов относительно определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение, приобретенное гражданами после признания многоквартирного дома аварийным, на основании договора дарения либо договора пожизненной ренты, договора пожизненного содержания с иждивением, то есть договора, в котором отчуждение имущества производится бесплатно.

Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Следовательно, по отношению к гражданам, которые не понесли расходы на приобретение жилого помещения, не может быть применено ограничение по определению размера возмещения за изымаемое жилое помещение, установленное частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

По мнению Минстроя России, в этих случаях размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного имущества, что следует из совокупного толкования норм ЖК РФ и Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон N 135-ФЗ). Согласно статье 7 Федерального закона N 135-ФЗ если в нормативном правовом акте отсутствует указание на вид стоимости, то исходя из норм указанной статьи используется рыночная стоимость.

Дополнительно сообщаем, что Минстроем России планируется осуществление мониторинга правоприменения различных дополнительных мер поддержки гражданам при переселении из аварийного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации.

По результатам анализа правоприменительной практики и с учетом степени востребованности гражданами дополнительных мер поддержки при переселении из аварийного жилья, Минстроем России при необходимости будут подготовлены соответствующие изменения в законодательство.

М.Б. Егоров

Обзор документа

Региональные власти вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жильем. Граждан, которые приобрели право собственности (кроме наследования) на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, имеют право на выплату возмещения за изымаемый объект. Минстрой разъяснил порядок применения данных норм.

Читайте также  Отличие аванса от задатка при покупке квартиры

В частности, указано, что граждане, которые приобрели квартиру в дар, по договору пожизненной ренты, пожизненного содержания с иждивением после признания дома аварийным, вправе при изъятии объекта претендовать на возмещение исходя из рыночной стоимости имущества.

Как дают квартиры собственникам при сносе дома и что они получают

Владельцы и наниматели квартир в аварийном доме должны принять меры для присвоения дому соответствующего статуса. Процедура зачастую занимает много времени и сил. Однако не все понимают, что они получают взамен помещения в аварийном доме. Рассмотрим, куда расселяют собственников и какую дадут квартиру при сносе дома.

Что получают собственники при расселении из аварийного жилья и на каких условиях?

С 2019 года изменен порядок обеспечения жильцов аварийных домов жилплощадью. Основные изменения перетерпели нормы обеспечения жильем собственников квартир.

Площадь квартиры должна была соответствовать площади его помещения в аварийном доме. За определенную плату предусматривалась возможность увеличения жилплощади.

Актуальным остается вопрос: какую площадь получает владелец жилья? Закон не предусматривает увеличение жилплощади, если количество жильцов не соответствует нормам. Собственник может получить дополнительные метры только за доплату.

В соответствии с новыми нормами, собственник имеет право на получение жилья в собственность следующим образом:

  • проводится оценка его квартиры в аварийном доме;
  • данная сумма отнимается от полной стоимости новой квартиры;
  • остаток владелец должен доплатить из собственных средств.

Если финансовые возможности владельца жилья не позволяют сделать доплату, то он получает аналогичную квартиру по договору социального найма. Собственником квартиры будет являться муниципалитет.

А гражданин получает право проживания в качестве нанимателя. Условия пользования квартирой остаются стандартными.

Порядок предоставления жилья, если дом признан аварийным

Гражданин имеет право на получение новой квартиры в случае признания многоквартирного дома аварийным в течение 1 года с момента присвоения статуса. На практике процесс расселения идет значительно медленнее.

Уточнить период расселение можно на сайте Реформа ЖКХ.

Гражданин получает на выбор несколько вариантов квартир, которые примерно соответствуют его потребностям. Право окончательного выбора остается за владельцем квартиры.

Обязательным условием является равноценность квартир. Поэтому новое помещение должно быть расположено в том же или похожем районе. Обязательно наличие инфраструктуры в зависимости от потребностей гражданина.

Пример. При расселении аварийного дома, семье Петровых было предложено жилье в другом районе. Вблизи от дома располагалась школа, спортивный зал, детский сад. Однако супруги были пенсионного возраста и их интересовало наличие поликлиники. Но данный объект в предложенном районе еще не был запущен. Петровы отказались от предложенного варианта, так как в старом доме больница располагалась в доступных пределах. Они посчитали обмен неравнозначным.

Муниципалитет должен предложить владельцу как минимум 3 варианта. Если жилье находится в долевом владении, то дать согласие на предложенный вариант должен каждый из собственников.

Предоставление нового жилья осуществляется на основании договора между владельцем квартир и муниципалитета. В случае, если лицо получает объект в собственность, то заключается контракт предоставления помещения.

С нанимателями оформляется договор социального найма. После чего граждане получают право на вселение.

Помещение обязательно должно соответствовать санитарным нормам. В случае выявления нарушений необходимо уведомить муниципалитет.

При отказе в устранении несоответствий, гражданин имеет паров обратиться в суд.

Важно! Расходы на переезд и оформление документов возлагаются на муниципалитет.

Предоставления жилья нанимателю

Лицам, проживающим в аварийном доме в муниципальном жилье, или собственнику квартиры, который не смог доплатить разницу в цене квартир, должны предоставить взамен право на вселение в новое жилье по договору соцнайма.

№ п/п Основные условия
1 Квартира должна располагаться в том же районе, что и дом в аварийном состоянии
2 При выделении квартиры в другом районе, необходимо получить согласие гражданина
3 Помещение должно быть полностью благоустроено
4 Площадь нового жилья должна соответствовать помещению в аварийном или превышать его
5 Если гражданин состоял на учете в качестве нуждающегося в большем жилье, то квартира может быть выдана с учетом потребности
6 Наниматель обязан оплачивать коммунальные услуги
7 Наниматель обязан ежемесячно вносить оплату за пользование жильем в размере 70% от средней арендной платы по району
8 Не может быть предоставлена комната в коммунальной квартире

Инвалиды, пенсионеры и многодетные семьи оплачивают только коммунальные услуги. Оплата за наем жилого помещения с них не взимается.

Договор социального найма заключается с согласия нанимателя. В случае отказа лица от переезда или от заключения контракта, муниципалитет вправе получить от гражданина письменный отказ и не выделять жилье.

Предоставление компенсации собственнику

Получить новое жилье может только собственник квартиры, который не имеет альтернативной жилплощади в собственности. Лица, которые владеют другими квартирами, могут только получить компенсацию.

Компенсация рассчитывается в соответствии с рыночной стоимости жилья, которым владел гражданин, в аварийном доме.

Важно! Наниматель не имеет права на компенсацию.

Если объект находился в долевой собственности, то средства перечисляются на счета владельцев в соответствии с их долями в праве собственности. Если одним из владельцев является несовершеннолетним, то компенсация также зачисляется на его личный счет.

Перечисление денежных средств возможно только в безналичном порядке.

Определение рыночной стоимости аварийной квартиры

Порядок расчета компенсации за изымаемое жилье устанавливается ст. 32 ЖК РФ. Закон включает в компенсацию следующие расходы:

  • затраты на переезд;
  • траты на наем квартиры, если новое жилье еще не получено, а старое уже подлежит сносу;
  • рыночная стоимость квартиры;
  • убытки, которые владелец несет в связи со сменой места проживания;
  • рыночная стоимость доли в общем имуществе многоквартирного дома.

Что делать в случае нарушения прав жильцов при выплате маленькой компенсации? Гражданин имеет паров оспорить размер возмещения в судебном порядке.

По решению собственника, возмещение может быть зачтено в счет в стоимости новой квартиры или выплачено на руки.

Переезд из ветхого жилья

Закон предусматривает процедуру переезда из аварийных домов. Сложнее обстоит ситуация с гражданами, которые желают съехать из ветхого жилья.

Понятие «ветхого» помещения в законе не предусмотрено. По общему правилу – это жилье, физический износ которого выше 60% — для деревянного и 70% — для кирпичного.

Однако проживание в такой квартире не влечет опасности для жизни жильцов. Вследствие чего, переезд из ветхой квартиры возможен либо собственными силами, либо временно (на период капитального ремонта).

Владелец ветхого помещения не имеет такого права выбора, как лицо, являющееся собственником аварийной квартиры. Поэтому к помещению не предъявляются особые требования.

Судебная практика

В 2019 году Верховный суд РФ определил, что при предоставлении жилья собственникам, районная администрация должна исходить из принципа равноценности.

Владелец квартиры имеет право на получение нового жилья, стоимость которого равняется выкупной цене аварийного жилья. Доплата возможна только с согласия собственника.

Выплата компенсации возможна только в том случае, если гражданин лично отказывается от внесения доплаты или получения равноценной квартиры.

Таким образом, Верховный суд РФ защитил права владельцев аварийного жилья. Гражданин имеет право на получения объекта в собственность. Хотя, если выкупная стоимость его квартиры не высока, это отразится на общей площади жилья.

Пример. Жильцы дома в Архангельской области обратились в администрацию района для признания объекта аварийным. Решение было вынесено, дом получил статус. Администрация определила выкупную цену в 50% от стоимости нового жилья и потребовала возместить разницу в цене. Районный суд и апелляционная инстанция подтвердили требования муниципалитета. Верховный суд признал решение незаконным и постановил предоставить жилье, исходя из выкупной цены.

Правительство уже не первый год пытается решить вопрос с аварийными домами. Граждане, проживающие в помещениях, которые поставлены на учет до 2017 года получат жилье по старым нормам. Но новые требования значительно изменяют правила выделения квартир. В случае возникновения сложностей при получении нового помещения необходимо обратиться к юристу. Специалист нашего сайта готов помочь вам круглосуточно в режиме онлайн. Опишите ситуацию дежурному юристу, и квалифицированный специалист свяжется с вами.

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Саха (Якутия)

Прокурор разъясняет

  • 31 декабря 2019, 18:19

Конституционное право граждан на жилище имеет ряд проявлений, одним из которых является гарантия защиты жилищных прав в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. При этом особенности механизма защиты прав граждан зависят от формы собственности жилого помещения, находящегося в аварийном доме.

В чем заключаются эти отличия? На что имеют право наниматели и собственники при сносе их жилья? Как складывается правоприменительная и судебная практика по таким вопросам?

Об этом мы поговорим с прокурором отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере прокуратуры РС(Я) Сергеем Веревкиным

Какие права есть у граждан — нанимателей муниципального жилья при сносе их дома?

Согласно ст. 86, ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ граждане, проживающие в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и являющиеся нанимателями находящегося в нем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, подлежат выселению с обязательным предоставлением другого, равнозначного по площади благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилого помещения по договору социального найма. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в границах населённого пункта, в котором расположено аварийное жилье, за исключением случаев выраженного письменно согласия гражданина на предоставление ему жилья в другой местности.

Чем отличается ветхое жилье от аварийного? И влияет ли эта разница на права граждан.

Действующее законодательство не содержит понятия «ветхое жилье». Однако из общего смысла термина следует, что это жилье, которое вследствие физического износа полностью или частично утратило свои эксплуатационные свойства. При этом аварийным жилье признается на основании решения государственного органа или органа местного самоуправления, поэтому сама по себе ветхость жилья не влияет на права граждан.

А какие вопросы чаще всего возникают при расселении муниципального жилья?

Наиболее часто возникающие в правоприменительной практике вопросы связаны с понятием равнозначностии благоустроенности нового жилого помещения, его удаленности от ранее занимаемого жилья.

Что означает равнозначность?

Критерием равнозначности предоставляемого жилого помещения, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, является его соответствие ранее занимаемому по площади. При этом, несмотря на фактическое ухудшение условий проживания, предоставление, например, вместо трехкомнатной квартиры хотя и равной по площади, но двухкомнатной или, скажем, вместо двух изолированных комнат двух смежных не является противоречащим закону (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.04.2017 № 81-КГ17-2, определение Верховного Суда РФ от 03.11. 2015 № 1-КГ15-10).

Не исключены случаи предоставления гражданам квартир большей площади по сравнению с ранее занимаемыми, что вынуждает нанимателей осуществлять бремя содержания жилых помещений в повышенном размере. Указанный вариант не противоречит правилу о предоставлении равнозначного жилья, поскольку не ухудшает положение гражданина (п. 59 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).

Следует понимать, что предоставление нового жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома является мерой компенсационного характера, в связи с чем, например, предоставление однокомнатной квартиры площадью 30 кв. м. взамен такой же, но находящейся в аварийном доме, семье из 4 и более человек является законным и обоснованным (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»). Вместе с тем, предоставление нового жилья в указанной ситуации не лишает права семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и впоследствии претендовать на получение квартиры с большей площадью.

Какое жилье признается благоустроенным?

Степень благоустроенности определяется органами местного самоуправления применительно к условиям каждого конкретного населенного пункта и не всегда означает обязательное наличие центрального отопления или системы водоотведения. Например, согласно постановлению Главы ГО «город Якутск» от 02.03.2009 № 14 жилое помещение должно быть обеспечено электроосвещением, хозяйственно-питьевым и горячим водоснабжением, водоотведением, отоплением, а в газифицированных домах также и газоснабжением.

А какие ограничения по удалённости предоставляемого жилья?

Судебной практикой разделяются понятия «населенный пункт» и «муниципальное образование». Так, под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село) (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014). Из вышеизложенного следует, что, например, гражданину, проживающему в с. Сегян-Кюель Кировского эвенского национального наслега Кобяйского района, в связи со сносом дома не может быть предоставлено жилье, находящееся в с. Батамай, входящего в состав указанного наслега, поскольку в таком случае ему было бы предоставлено жилое помещение за пределами населенного пункта. Вместе с тем, переселение граждан из одного района города в другой, пусть это и повлечет для них неудобства, не является противоречащим закону.

Так, Верховным судом РС (Я) указано, что положения ст. ст. 86-89 Жилищного кодекса РФ о предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением из аварийного дома, не содержат требований к инфраструктуре жилого района (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2017 года). Разрешая спор, суд апелляционной инстанции указал, что отказ ответчиков от переселения по мотиву отсутствия инфраструктуры и удаленности от школы не основан на законе, в связи с чем суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении заявленных Окружной администрацией г. Якутска исковых требований, выселив ответчиков из жилого помещения, признанного аварийным и подлежащего сносу, в другое жилое помещение.

Законна ли отсрочка предоставления другого жилья?

Вероятно, под отсрочкой Вы подразумеваете случаи, когда дом признан аварийным в текущем году, а его расселение производится спустя несколько лет. Если мы говорим о муниципальном жилье, то жилищное законодательство не предусматривает каких-либо сроков переселения граждан из аварийного дома в другой, поэтому в таких случаях следует руководствоваться общеправовым принципом о разумном сроке. Но в любом случае представляется неправомерным проживание граждан в аварийном жилье на протяжении нескольких лет при условии, что органом местного самоуправления не принимается никаких мер по восстановлению прав данных граждан на надлежащие условия проживания. При указанных обстоятельствах возможна успешная защита прав в судебном порядке. Вместе с тем, следует учитывать, что один лишь факт непригодности жилого помещения для проживания не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 2017 год).

Так, Нерюнгринский районный суд, отказывая в удовлетворении иска гр. К. о предоставлении ей другого жилья ввиду непригодности для проживания ныне занимаемого, исходил из того, что дом, в котором находится жилое помещение истца, хоть и признан аварийным и подлежащим сносу, физический износ составляет 82 %, однако он включен в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «Город Нерюнгри» PC (Я) на 2016-2022 годы», истец числится в списке граждан, подлежащих переселению в срок до 31.12.2019, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований во внеочередном порядке отсутствуют. С названной правовой позицией согласился и Верховный суд РС (Я).

Если же мы говорим о жилье, находящемся в собственности гражданина, то срок расселения аварийного дома устанавливается одновременно с его признанием аварийным. Данный срок законодательством также не определен. Вместе с тем, возложение на орган местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению других жилых помещений до наступления установленных сроков сноса и расселения жильцов допустимо, если занимаемое жилое помещение создает непосредственную угрозу для проживающих и грозит обвалом на момент рассмотрения дела (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2018 года).

Вправе ли орган местного самоуправления делегировать застройщику свою обязанность по расселению нанимателей жилого дома, подпадающего под застройку?

Статьями 46.1, 46.2 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена возможность заключения органами местного самоуправления договоров о развитии застроенной территории, согласно условиям которых застройщики обязуются уплатить возмещение за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома.

В каком порядке происходит переселение граждан из жилья, находящегося в их собственности?

Вопросы переселения граждан, проживающих в находящихся в их собственности жилых помещениях имеют определенную специфику.

Так, ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусматривает два способа обеспечения прав собственников жилых помещений, расположенных в аварийных домах: изъятие земельного участка вместе с находящимся на нем жилым помещением для государственных или муниципальных нужд с предоставлением либо денежного возмещения исходя из стоимости изъятого, либо другого, равноценного жилого помещения.

При этом процедура изъятия жилья вместе с земельным участком включает в себя несколько этапов (направление собственникам требований о сносе аварийного дома, принятие решения об изъятии, заключение с собственниками соглашений о таком изъятии).

Возможно ли признание аварийными частных домов?

Жилищный кодекс РФ и Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, предусматривают возможность признания аварийным только многоквартирного дома, вследствие чего частные дома не могут быть включены в региональную программу переселения из аварийного жилья. Вместе с тем, признание частного дома непригодным к проживанию влечет обязанность органа местного самоуправления обеспечить жилищных прав проживающих в нем граждан.

Какие проблемы наиболее часто возникают при восстановлении прав собственников аварийного жилья?

Наиболее часто в правоприменительной практике возникают вопросы, связанные с размером возмещения за изъятое жилье и обязанностью переселенных в новые жилые помещения граждан осуществить доплату за предоставление жилья большей площади, чем ранее занимаемые.

Крыша по выбору

Толкование норм закона высокой судебной инстанцией очень актуально, так как по статистике подобных исков немало по всей стране. Один из них — иск жительницы Якутска к городским чиновникам. В суде гражданка потребовала от местной администрации предоставить ей в собственность жилье взамен того, что идет под снос. Истица рассказала, что многоквартирный дом, в котором она живет, распоряжением администрации города признан аварийным и подлежащим сносу. Дом включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Но то жилье, что ей предложили, ее не устраивает. В ответ на иск в суде чиновники рассказали, что администрация просто приняла решение изъятия квартиры истицы, так как все сроки расселения прошли, а женщина не переезжает. Выход, на их взгляд, — выселить. Истица же была уверена, что ей должны выделить «равнозначное занимаемому благоустроенное жилое помещение».

Но городской суд Якутска принял решение не в пользу жительницы аварийного жилья и в иске отказал. Судебная коллегия Верховного суда республики поддержала коллег. Пришлось истице обращаться в Верховный суд РФ.

В Верховном суде РФ спор изучили и с доводами гражданки согласились, так как, по мнению высокой инстанции, в деле «имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений». Нарушения Верховный суд РФ нашел в решениях и городского суда, и в апелляции.

Вот что увидел в материалах дела Верховный суд. Наша героиня купила квартиру в доме в 2014 году. За несколько лет до этого здание было признано аварийным и попало в республиканскую программу переселения. Вместе с истицей в квартире была зарегистрирована ее дочь.

В документах суда есть распоряжение администрации города о выделении гражданке квартиры, куда она должна была переселиться. Это жилье давалось взамен «подлежащего изъятию для муниципальных нужд» квадратных метров в аварийном доме. Но истица не согласилась переселяться в предложенное жилье. И захотела другую квартиру, оговорив, что жилье хочет «без дополнительной платы». Городской суд, отказывая истице, исходил из того, что предоставление собственникам жилья взамен изымаемого «допускается только по соглашению с органом местного самоуправления». А такое соглашение «достигнуто не было», так как гражданка от предложенного помещения отказалась. Апелляция с формулировкой отказа согласилась. А вот Верховный суд РФ оказался не согласен.

Сначала Верховный суд РФ напомнил жилищные права собственника в доме, который признан аварийным. Об этих правах написано в статье 32 Жилищного кодекса. И там сказано следующее — в случае, когда собственник жилья в аварийном доме «не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором стоит аварийный дом, для муниципальных нужд и соответственно об изъятии каждой квартиры в доме».

Возмещение за аварийное жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником.

Верховный суд РФ процитировал еще раз статью 32 Жилищного кодекса, в которой сказано — принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилье. Это опять Жилищный кодекс, статья 32.

Если жилой дом, признанный аварийным, включен в региональную программу по переселению, то собственник жилья в таком доме по закону «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом, подчеркивает Верховный суд РФ, собственник имеет право выбора любого из этих способов обеспечения его жилищных прав.

Вывод из всего сказанного Верховным судом РФ такой — наша истица по своему выбору имеет право требовать либо выкупа своего помещения, либо предоставления ей другого жилья в собственность. Истица правильно известила администрацию города, что выбрала способ реализации своих жилищных прав, требуя предоставить другое жилье в собственность. От предложенного жилья гражданка отказалась. Но вот что важно: этот отказ не является отказом от выбранного гражданкой способа реализации жилищных прав «в виде предоставления другого жилья в собственность».

И вот что еще напомнил коллегам Верховный суд: вступил в законную силу отказ Якутского городского суда на иск администрации — принудительно переселить нашу героиню в то жилье, которое предложила администрация.

Вывод: по Закону «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» у местной администрации «имеется обязанность» предоставить истице в собственность другое равнозначное благоустроенное жилье. Но местные суды при вынесении решения об отказе гражданке в иске эти положения закона не применили, хотя они «подлежали применению».

И еще, в нарушение 196 статьи Гражданского кодекса якутские суды «ошибочно исследовали вопрос о наличии (отсутствии) оснований для внеочередного обеспечения истицы жильем по правилам 57-й статьи Жилищного кодекса, поскольку таких требований истица не заявляла».

НТВП «Кедр — Консультант»

Подписка на обзоры и консультационные материалы.

Услуги

Что может получить собственник комнаты в многоквартирном доме, если дом, в котором находится его комната, идет под снос?

Заявительница имеет в собственности комнату в многоквартирном доме, дом в настоящее время идет под снос.

Вопрос: Что может получить собственник комнаты в многоквартирном доме, если дом, в котором находится его комната, будет сносится?

Ответ юриста.

Права собственника жилого помещения в связи со сносом дома регламентируется статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 32 ЖК РФ собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной решения о его изъятии до достижения соглашения или принятии судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа, как установлено ч. 6 ст. 32 ЖК РФ, определяются соглашением с собственником жилого помещения. При этом ч. 7 данной статьи предусмотрено, что при определении выкупной цены жилого помещения в неё включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику в связи со сносом и переселением, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение.

По соглашению с собственником ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Таким образом, ст. 32 ЖК РФ установлено 2 способа компенсации собственнику за сносимое жилое помещение: выкуп помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд и предоставление собственнику по соглашению с ним другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

При этом право на выкуп жилого помещения собственник имеет по закону, тогда как предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого возможно только по соглашению сторон. Это означает, что о предоставлении другого жилья стороны могут лишь договариваться. Отселяющий орган не вправе принудительно, в том числе в судебном порядке, предоставить собственнику другое жилое помещение, точно так же и собственник изымаемого жилого помещения не вправе требовать предоставления ему другого жилья.

Законодателем включены в ст. 32 ЖК РФ также положения, регламентирующие порядок изъятия у собственников жилого помещения, находящегося в многоквартирном доме, в случае признания дома аварийным.

Так, согласно ч. 10 данной статьи признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд, и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1—3, 5—9 ст. 32 Кодекса.

В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее 6 месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если такое заявление в определенном законодательством РФ о градостроительной деятельности порядке собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с ч. 10 настоящей статьи (ч. 11 ст. 32 ЖК РФ).

Наконец, изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в ч. 11 настоящей статьи, согласно ч. 12 ст. 32 ЖК РФ допускается только с согласия собственника.

На практике собственникам изымаемых жилых помещений предоставляются другие жилые помещения, а не стоимость изъятого жилья. Причем вопросы предоставления этих других жилых помещений решаются по большей части в судебном порядке.

Если стоимость жилого помещения, передаваемого взамен изымаемого жилья, ниже цены освобождаемой собственности, то разница должна быть выплачена собственнику. Однако если стоимость предоставляемого жилого помещения будет выше выкупной цены изымаемого жилья, то обязать собственника уплатить разницу недопустимо.

Такое мнение базируется на разъяснениях, данных Президиумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 2 апреля 2003 г. № 48пвО2. Хотя эти разъяснения даны по поводу применения норм старого ЖК РСФСР, они остаются актуальными и сегодня, тем более что новое жилищное законодательство также не возлагает на собственника изымаемого жилого помещения обязанность уплатить разницу.

В указанном Постановлении Верховный Суд РФ отменил решения нижестоящих судов, которые посчитали, что гражданин должен выплатить разницу в стоимости жилых помещений, если предоставляемая квартира более ценна, поскольку такая обязанность, по мнению судов, вытекает из норм гражданского законодательства, регулирующих договор мены. При этом, по мнению судов, нужно учитывать норму п. 2 ст. 568 ГК РФ, устанавливающую, что в случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором. Однако эти выводы судов основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Возникшие правоотношения регулируются как нормами гражданского законодательства о порядке реализации и защиты права собственности на жилое помещение, так и специальными нормами жилищного законодательства, предусматривающими порядок предоставления жилых помещений гражданам, по тем или иным причинам лишившимся жилья. Следует также иметь в виду, что права собственников жилых помещений и членов их семей в связи с особой значимостью конституционного права граждан на жилище защищаются нормами не только гражданского, но и жилищного законодательства.

Поскольку при сносе дома нарушаются законные права собственников квартир и членов их семей, названные лица вправе требовать восстановления их прав в полном объеме путем предоставления равноценного жилья без установления каких-либо встречных обязательств перед органами и организациями, обязанными восстановить жилищные права этих граждан.

В случае сноса дома возникают не отношения по договору мены, основанные на свободе договора (ст. 421 ГК РФ), а отношения, основанные на обязанности органов и организаций, осуществляющих снос дома, предоставить собственникам сносимого жилья другое равноценное жилое помещение. При этом закон не устанавливает обязанность собственника квартир в сносимом доме компенсировать разницу в стоимости сдаваемого им и предоставляемого ему жилья.

Предоставление собственникам изымаемых жилых помещений другого жилья, а не выкупной стоимости изымаемого вызвано нежеланием не только органов, изымающих жилье, предоставлять возмещение именно таким способом, но и самих выселяемых, которые, учитывая особенности российского ценообразования на недвижимость и тот факт, что стоимость жилья рассчитывается исходя из квадратных метров, опасаются, что на полученные в качестве выкупа деньги они не смогут купить жилье, равноценное изъятому.

Согласно п. 7 ст. 32 ЖК РФ выкупная стоимость складывается из нескольких составляющих.

1. Рыночная стоимость изымаемого жилого помещения. Оценка этой стоимости осуществляется профессиональными оценщиками. По общему правилу, обязанность произвести оценку стоимости жилого помещения должна возлагаться на отселяющий орган. Если собственник не согласен с результатами оценки, он вправе произвести такую оценку самостоятельно и за свой счет. Споры о размере возмещения должны разрешаться в судебном порядке. Суд в таком случае в целях соблюдения законности и прав сторон в гражданском процессе обязан назначить судебную экспертизу оценки стоимости изымаемого жилого помещения. Если спор по стоимости жилого помещения, оцененной отселяющим органом в досудебном порядке, между сторонами отсутствует, суд должен принять эту оценку. Однако необходимо иметь в виду, что оценка должна быть проведена не более чем за 6 месяцев до обращения в суд (п. 20 Постановления Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 «Об утверждении стандартов оценки» (в ред. от 14 декабря 2006 г.).

2. Убытки, которые собственник несет в связи с изменением места проживания. В частности, в случае нахождения нового места жительства дальше, чем предыдущее, от места работы или учебы собственника для него возрастает стоимость проезда к месту работы или учебы.

3. Убытки, связанные с оплатой пользования иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилья. Например, собственник изымаемого жилого помещения вынужден будет снимать квартиру.

4. Убытки, связанные с переездом. Например, оплата транспортных услуг, услуг по погрузке и выгрузке вещей, приобретение мебели, взамен встроенной по индивидуальному проекту.

5. Расходы, которые несет собственник изымаемого жилого помещения в связи с поиском другого жилого помещения для проживания, в том числе для приобретения его в собственность. К этим расходам может быть отнесена оплата риелторских услуг, оплата за размещение в газетах объявлений и т.п.

6. Убытки, связанные с оформлением права собственности на другое жилое помещение. Например, суммы, необходимые для оплаты государственной регистрации такого договора купли-продажи жилого помещения.

7. Потери, которые несет собственник изымаемого жилого помещения вследствие досрочного прекращения своих обязательств перед третьими лицами. Например, собственник сдавал жилое помещение внаем и в силу договора обязался оплатить нанимателю расходы по переезду в случае досрочного прекращения договора.

8. Упущенная выгода. Под упущенной выгодой в гражданском праве понимаются неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (ст. 15 ГК РФ). Применительно к утрате жилого помещения под упущенной выгодой можно понимать суммы, которые собственник получил бы в виде платы в случае сдачи этого помещения внаем, если бы вследствие его изъятия договор найма не прекратился. Или, к примеру, стоимость непроизведенного капитального ремонта дома, так как в случае его произведения квартира стоила бы дороже.

Прозорова Ксения Петровна

Консультация была дана в ноябре 2015 г. в рамках конкурса «Юрист-Профессионал 2015»

Мария Кравченко/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с покупкой, продажей и оформлением недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Мария Кравченко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AFINA-VOLGA.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: