Границы балансовой принадлежности электрических сетей жилого дома
- COVID-19
- О нас
- Наша история
- Наши принципы
- Наша команда
- Наша судебная практика
- Наши клиенты
- Наши реквизиты
- Cотрудничество с нами
- Карьера
- Услуги
- Бизнесу
- Гражданам
- team One
- team Two +
- Sabmenu One
- Sabmenu Two
- Sabmenu Three +
- Sabmenu One
- Sabmenu Two
- Sabmenu Three
- Sabmenu Four
- Sabmenu Five
- Sabmenu Four
- Sabmenu Five
- Team Three
—>
- Статьи и публикации
- Написать нам
- Контакты
- Россия
- Москва
- Санкт-Петербург
- Казань
- Европа
- Париж
- Лондон
- Берлин
- Никосия
- Остальные
- Нью-Йорк
- Россия
споры в связи с разграничением балансовой принадлежности
- Главная
- /
- Статьи и публикации
- /
- Споры в связи с разграничением балансовой принадлежности
споры в связи с разграничением балансовой принадлежности
Большая группа ситуаций и вопросов, вызывающих сложности в практике их применения, связана с организацией учета электроэнергии. Мы поясним причины возникновения сложных ситуаций, споров по расчетам за поставленный ресурс, оплаты потерь в сетях, а также подходы к их разрешению.
В электроэнергетике основным документом, регулирующим порядок организации учета на розничных рынках в РФ, являются ОПФРР (Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N442). На оптовом рынке электроэнергии также действует система коммерческого учета (п.8 ст. 32 ФЗ «Об электроэнергетике»), но основана она совсем на иных принципах. Итак, согласно абзацу 1 пункта 144 ОПФРР приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка — потребителей, производителей, сетевых организаций, которые имеют между собой общую границу балансовой принадлежности. В случае невозможности установки прибора на границе – в месте, максимально приближенном к ней, но с соблюдением требований раздела X «Правила организации учета» ОПФРР. Понятно, что далеко не всегда установка приборов учета возможна на границе, причем в точке поставки энергии, и если прибор расположен в ином месте, то возникает проблема расчетов. Причины успешных либо ошибочных позиций относительно расчета и оплаты потерь две: первая — в понимании модели розничного рынка, вторая — в понятии «граница балансовой принадлежности».
Поставка электроэнергии осуществляется путем оказания услуги по передаче электроэнергии сетевой организацией от производителя (поставщика) до потребителя по своим сетям. Смысл модели в том, что поставщик должен получить плату за весь объем выработанной и отпущенной в сеть электроэнергии, а потребитель должен получить тот объем, который указан в договоре. В этом случае достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, который является одним из основных принципов ФЗ «Об электроэнергетике» (ст. 26). Тогда для поставки договорного объема электроэнергии потребителю сетевая организация обязана закупить у производителя (поставщика) объем энергии, увеличенный на величину потерь в своих сетях, – тем самым сетевая организация мотивируется к надлежащему содержанию сетевого хозяйства. Часть этих потерь, возникающих по объективным причинам, согласно нормативам, учитывается в тарифе (цене на услугу) сетевой организации, который установлен государственным регулятором, – и их потребитель оплачивает. Ключевые вопросы: порядок определения потерь в электрических сетях и их оплаты, определения лиц, обязанных оплачивать, — статьей 26 ФЗ «Об электроэнергетике» отнесены к полномочиям Правительства РФ, которое утвердило Правила недискриминационного доступа к электросетям от 27.12.2004 N861 (п.п.50-55). Как правило, до потребителя электроэнергия передается по нескольким смежным сетям. Согласно п.2 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике», п.8 Правил недискриминационного доступа №861, сетевая организация обязана осуществить передачу электроэнергии конечному потребителю до точки поставки как самостоятельно, так и через третьих лиц в силу публичности договора с ней. Лица, обязанные оплачивать потери в сетях, не учтенные в тарифе на электроэнергию, определены п. 4 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике», п.4 ОПФРР. К ним отнесены сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики. Этими лицами оплачивается электроэнергия, потерянная в сетях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.
Таким образом, ОПФРР лишь продублировали Правила недискриминационного доступа к сетям №861 — обязанность оплачивать фактические потери в сетях, возложена сетевую организацию, в объектах электросетевого хозяйства которой потери возникли (п.п. 4, 185, 186, 189, 190 ОПФРР). Существующие пробелы в нормативном регулировании восполнены судебной практикой – к настоящему времени она однозначно сложилась в поддержку модели розничных рынков: потребитель не обязан оплачивать потери, которые возникают в сети до точки поставки, — все фактические потери, включая хищения, отпуск в бесхозные сети, ложатся на сетевую организацию. Более того, высшими судебными инстанциями неоднократно указывалось, что для установления размера заявленных убытков в предмет доказывания входят следующие обстоятельства: определение количества электроэнергии, поступившей в сеть, и определение количества, вышедшего из сети в смежные сети и потребителям; затем необходимо определить разницу между двумя этими величинами, после чего следует рассчитать стоимость потерянной электроэнергии. Однако первоначально необходимо установить, где находятся границы сетей и принадлежность объектов электросетевого хозяйства в этих границах, через которые осуществляется переток электроэнергии.
Из изложенного становится понятно, что перенос приборов учета от границы балансовой принадлежности вовсе не является причиной спорной ситуации по корректировке расчетов за потребленный объем электроэнергии. Причиной является определение обязанной стороны по оплате потерь и их объема для необходимости сохранения баланса интересов сторон. Таким образом, требование ОПФРР по установке прибора учета на границе балансовой принадлежности обусловлено теоретической моделью баланса интересов субъектов розничных рынков, что позволяет сетевым организациям получать точные данные об объемах, отпущенных в сеть, и проводить проверки приборов учета без получения соответствующих допусков в помещение других владельцев. Однако практика такова: точные данные и доступ к объектам – далеко не главное и не всегда соответствуют коммерческим интересам сторон.
Возможность перенести учет с границы балансовой принадлежности в иные точки учета влечет ряд сложных инженерных и юридических задач. Для предотвращения проблемы или разрешения уже существующей, мы рекомендуем следующее.
Вернемся к абз. 1 п.144 ОПФРР (в прежней редакции ОПФРР — абз.2): если на границе балансовой принадлежности установить прибор учета технически невозможно, то его следует установить в ином месте. Анализ данного абзаца показывает, что возможностей установки прибора учета гораздо больше, чем кажется:
- на границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства субъектов розничного рынка;
- при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов — в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки
- по соглашению между субъектами розничного рынка — в границах объектов электроэнергетики одного из них.
В этих случаях объем электроэнергии подлежит корректировке на величину потерь электроэнергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки прибора учета.
Изначально граница балансовой принадлежности возникает в результате технологического присоединения к электрическим сетям путем исполнения договора техприсоединения в соответствии Правилами техприсоединения, утвержденных тем же Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861. К существенным условиям договора техприсоединения относится порядок разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Таким образом, несогласование условий о балансовой принадлежности влечет признание договора незаключенным с вытекающими последствиями. Разграничение может устанавливаться в местах фактического присоединения объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и потребителя, на границе земельного участка, в трансформаторной подстанции и т.д. При этом понятие «земельный участок», используемый в Правилах техприсоединения и договоре техприсоединения, вовсе не соответствует понятию «земельного участка» Градостроительного кодекса. Тогда важнейшим условием соблюдения собственных интересов является выбор места учета – безусловно, с инженерной проработкой вопроса. Судебная практика применения п. 144 ОПФРР неоднозначна, в частности необходимости соблюдения указанной п. 144 ОПФРР последовательности выбора вариантов места установки приборов учета. Однако, по нашему мнению, при отсутствии технической возможности установки на границе, соглашение о месте установки правомерно, даже если есть техническая возможность установить прибор учета ближе к границе, но на менее выгодных для потребителя условиях, например, большей стоимости проекта в части учета электроэнергии. Такая позиция соответствует модели рынка: важно определить разность между количеством энергии, поступившей на данный энергообъект, и отпущенной далее в сеть, т.е. существенным является исключительно требование полного учета электроэнергии. Частично такая позиция подтверждается и Разъяснением ФАС России от 06.05.2014 «По вопросу места установления прибора учета»: требования об установке приборов учета на границе участка заявителя вразрез с желанием заявителя установить прибор учета в пределах границ его земельного участка, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части навязывания невыгодных условий.
В п. 2 Правил недискриминационного доступа (№861) даны определения понятий границ балансовой принадлежности, акта разграничения балансовой принадлежности электросетей, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, точки поставки, точки присоединения к электрической сети и другие. Но, к сожалению, приведенные определения мало что разъясняют, однако именно акт разграничения служит доказательством места установки приборов учета, одним из доказательств факта перетока электроэнергии по данной сети и влечет обязанность оплаты потерь в ней.
Особенности коммерческого учета электроэнергии для застройщиков и управляющих компаний в сфере ЖКХ.
В общем порядке застройщик является заявителем по договору техприсоединения к сети сетевой организации, и соответственно, в пределах своего земельного участка, осуществляет мероприятия по техприсоединению – строительство линий от вводных распредустройств (ВРУ) многоквартирного дома (МКД) до границы. Согласно акту техприсоединения, на балансе застройщика находятся линии электропередач в границах его земельного участка. После продажи помещений МКД, управляющая организация при заключении договоров ресурсоснабжения (в т.ч. электроснабжения) обязана оплачивать потери энергии во внешней сети МКД до границы с сетевой организацией. В силу п.8 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, внешней границей сети энергоснабжения является стена МКД, чем ограничивается общее имущество дома, если иное не установлено законодательством РФ. Иным может являться решение общего собрания собственников помещений МКД, прямо проголосовавших за включение внешних сетей в состав общего имущества. Такое решение собственников будет соответствовать договору техприсоединения, однако собственники помещений, разумеется, такого решения не примут. Застройщиком в качестве доказательств отнесения внешней сети к МКД представляются техусловия на инженерные сети, акты приема-передачи исполнительной документации на внешнюю сеть и т.д. Результаты неоднозначны: как признание судом обязанности оплаты потерь на спорном участке на основании акта разграничения балансовой принадлежности, так и отказ суда признать принадлежность внешней сети управляющей организации и обязанности оплаты в ней потерь. Во избежание подобных сложностей, представляется, что согласование условия границ балансовой принадлежности, которое является одним из условий договора техприсоединения, лучше в порядке сопровождения заключения договора поручать специалистам еще стадии преддоговорной работы.
Разумеется, в столь кратком обзоре не затронуты многие вопросы, связанные с разграничением сетей, влиянием энергопринимающих устройств потребителей на потери в сетях, какие потери подлежат оплате и методологии их расчетов, — только детальный анализ спорных ситуаций, который способен осуществить юрист по спорам с МОЭСК (и иными организациями), может показать законность или незаконность предъявленных требований.
Границы эксплуатационной ответственности
Понимание границ ответственности между РСО, УК и собственниками жилых помещений в МКД важно для избежания спорных ситуаций. В судебной практике нередки случаи споров между РСО и УК, касающиеся эксплуатационной ответственности за определенные участки инженерных сетей, насчет которых не была достигнута договоренность.
В половине административных дел подобного рода суд встает на сторону РСО, в этом случае УК несет большие убытки. Чтобы этого избежать и быть застрахованным от нежелательных конфликтов нужно составлять акт разграничения ответственности.
Границы эксплуатационной ответственности
Не для всех КУ в законодательстве четко определены границы эксплуатационной ответственности и неразрывно связанной с ней балансовой принадлежности. Наиболее определенно эти понятия представлены в п.1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (Постановление Правительства РФ № 644).
Согласно этому документу границей балансовой принадлежности признается граница раздела собственности. Она в свою очередь определяет границу эксплуатационной ответственности, то есть указывает, кто будет нести бремя содержания объекта: управляющая организация, РСО или собственники. То же самое можно сказать и о других коммунальных ресурсах.
Граница эксплуатационной ответственности РСО, если мы говорим об электроснабжении, проходит до точки соединения общедомового прибора учета с электрической сетью, входящей в МКД. Ответственность УК — внутридомовая система электроснабжения и электрических устройств, отключающие устройства на квартиру. Ответственность жильцов — внутридомовые устройства и приборы после отключающих устройств в этажных щитах, счетчики в квартирах.
Ответственность по теплоснабжению распределяется следующим образом: РСО несет ответственность до точки соединения общедомового прибора учета с теплосетью, входящей в МКД. УК отвечает за стояки системы отопления, отключающие устройства на ответвлениях от стояков и за запорно-регулирующую арматуру на внутриквартирной разводке. Ответственность жильцов вновь начинается внутри их жилья, они отвечают за отопительные приборы и за ответвления от стояков системы отопления после запорно-регулирующей арматуры.
Ответственность РСО, если дело касается водоснабжения и водоотведения, длится до точки соединения общедомового прибора учета с водопроводной сетью, входящей в МКД. УК обязаны следить за состоянием стояков горячего и холодного водоснабжения, отключающими устройствами на ответвлениях от стояков и запорно-регулирующей арматурой на внутриквартирной разводке. Собственники помещений в МКД ответственны за ответвления от стояков системы горячего и холодного водоснабжения после запорно-регулирующей арматуры, за саму запорно-регулирующую арматуру и за сантехоборудование в квартирах.
В договоре ресурсоснабжения граница балансовой принадлежности отделяет инженерные сети, являющиеся общедомовым имуществом (ст.36 ЖК РФ), от остальных инженерных сетей. Поэтому напомним, что относится к общедомовому имуществу (Постановление Правительства РФ № 491, ст.36 ЖК РФ):
- помещения в МКД, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого/ нежилого помещения в доме;
- внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления и электроснабжения.
Границы эксплуатационно ответственности могут быть внешними и внутренними. В первом случае они разделяют сферы компетенции РСО и УК (внешняя граница стены МКД), во втором — УК и собственников (внутренняя граница стены МКД).
Внешние границы эксплуатационной ответственности
Если речь идет о внешней границе инженерных сетей, входящих в состав общего имущества МКД, то границей эксплуатационной ответственности между РСО и УК будет считаться внешняя граница стены дома, а при наличии общедомового прибора учета определенного коммунального ресурса — место соединения этого общедомового прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД.
Отдельно стоит сказать о внешней границе сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества МКД. В данном случае граница эксплуатационной ответственности между РСО и УК — место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
Нередко граница эксплуатационной ответственности проходит не по стене дома. Тогда в зону УК, управляющей МКД, попадает фрагмент инженерной сети, находящейся за пределами внешней стены, и, казалось бы, формально относящейся к зоне ответственности РСО. Ее содержание грозит большими убытками, поэтому нужно внимательно подходить к описанию границы эксплуатационной ответственности в акте разграничения ответственности.
Спорным можно считать случай, когда граница эксплуатационной ответственности проходит по внешней задвижке. Это происходит в том случае, если наружный участок инженерной сети входит в состав общедомового имущества. Тогда РСО осуществляет техническое обслуживание данной инженерной сети по тарифу, утвержденному собственниками помещений в МКД. Обязанность УК — предложить такой тариф собственникам. Ремонт, в том числе и аварийный, проводится за счет РСО.
А как быть с бесхозяйными инженерными сетями? То есть с такими сетями, которые не висят на балансе ни у УК, ни у РСО и не входят в состав общедомового имущества. Обычно такие сети передаются в муниципальную собственность. В свою очередь орган местного самоуправления в течение тридцати дней с момента выявления бесхозяйственной инженерной сети обязан определить РСО, инженерные сети которой связаны с бесхозной (п.6 ст.15 № 190-ФЗ).
Федеральная служба по тарифам должна будет включить расходы на содержание такой сети в тарифы РСО для дальнейшего регулирования. До тех пор, пока это не сделано, потери энергии на данном спорном участке сети, а также ремонтные работы осуществляются за счет УК пропорционально фактическому потреблению.
Внутренние эксплуатационные границы
Границей эксплуатационной ответственности между УК и собственниками, когда речь заходит о внутренней границе инженерных сетей, входящих в состав общего имущества МКД, являются:
- для отопления – вентиля на подводках трубопровода отопления к квартирному радиатору. Если таковые отсутствуют, то граница проходит по резьбовому соединению в радиаторной пробке.
- для холодного и горячего водоснабжения – вентиль на отводе трубопровода от стояка. Если его нет в наличии, граница — сварочный шов на отводе трубопровода от стояка.
- для водоотведения – раструб фасонного изделия (тройник, крестовина, отвод) на стояке трубопровода водоотведения.
- для электроснабжения – место присоединения отходящего провода квартирной электропроводки к пробке индивидуального прибора учета электроэнергии, автоматическому выключателю, УЗО.
Границей эксплуатационной ответственности между УК и собственниками (мы говорим о внутренней границе строительных конструкций, входящих в состав общего имущества многоквартирного жилого дома) является внутренняя поверхность стен квартиры, оконные заполнения и входная дверь в квартиру.
Ограждающие несущие сооружения, земельный участок (включая детские и игровые площадки, коллективные автостоянки), на котором находится дом, лестничные площадки, коридоры, крыши и чердаки, а также лифты находятся в зоне эксплуатационной ответственности УК.
Судебная практика
Возможно, главным аргументом в пользу того, что важно подробно обговаривать границы эксплуатационной ответственности в договоре ресурсоснабжения, послужат примеры из судебной практики.
Управляющая организация обратилась в суд с иском о признании условий договоров энергоснабжения недействительными и об обязании передать тепловые сети в зону ответственности РСО. Суд в удовлетворении исковых требований отказал, поскольку УК согласовала границы балансовой принадлежности, приняв спорный участок сетей на свое содержание (Постановление от 23 мая 2012 г. по делу N А63-9362/2011).
Суд может принять иное решение, если границы балансовой принадлежности в акте обозначены иначе, чем по внешней стене многоквартирного дома или в точке установки прибора учета. В этом случае акт разграничения балансовой принадлежности является недействительным (Определение ВАС РФ от 26.06.2012 N 6421/12 по делу N А14-11374/2010).
При заключении договора между сторонами возникли разногласия относительно границы эксплуатационной ответственности, так как отсутствовал акт разграничения ответственности, суд постановил определить границу эксплуатационной ответственности согласно Правилам содержания общедомового имущества (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.05.2015 N Ф10-1143/2015 по делу N А68-2267/2014).
А согласно Постановлению ФАС УО от 28.02.2011 № Ф09-443/11-С5 при схожей ситуации отсутствия заключенного между сторонами конфликта акта разграничения ответственности суд заключил, что граница эксплуатационной ответственности должна проходить по границе балансовой принадлежности, иными словами, по линии раздела инженерных сетей между владельцами.
Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!
Общие требования к местам установки приборов учета:
1. Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка:
— производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках,
имеющих общую границу балансовой принадлежности.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
(Основание п. 144 ПП РФ №442 от 04.05.2012).
2. Места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.
(Основание п. 147 ПП РФ №442 от 04.05.2012).
3. Приборы учета должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройствах (КРУ, КРУН), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.
Допускается крепление приборов учета на деревянных, пластмассовых или металлических щитках.
Высота от пола до коробки зажимов приборов учета должна быть в пределах 0,8-1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.
(Основание ПУЭ п.1.5.29).
4. Для безопасной установки и замены приборов учета в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения прибора учета установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к прибору учета. Трансформаторы тока, используемые для присоединения приборов учета на напряжении до 380 В, должны устанавливаться после коммутационных аппаратов по направлению потока мощности.
(Основание ПУЭ п.1.5.36).
5. Для безопасной замены прибора учета, непосредственно включаемого в сеть, перед каждым прибором учета должен предусматриваться коммутационный аппарат для снятия напряжения со всех фаз, присоединенных к нему.
Отключающие аппараты для снятия напряжения с расчетных приборов учета, расположенных в квартирах, должны размещаться за пределами квартиры
(Основание ПУЭ п.7.1.64).
6. После прибора учета, включенного непосредственно в сеть, должен быть установлен аппарат защиты. Если после прибора учета отходит несколько линий, снабженных аппаратами защиты, установка общего аппарата защиты не требуется.
(Основание ПУЭ п.7.1.65).
7. Рекомендуется оснащение жилых зданий системами дистанционного съема показаний приборов учета.
(Основание ПУЭ п.7.1.66).
8. Расчетные приборы учета в общественных зданиях, в которых размещено несколько потребителей электроэнергии, должны предусматриваться для каждого потребителя, обособленного в административно-хозяйственном отношении (ателье, магазины, мастерские, склады, жилищно-эксплуатационные конторы и т.п.). (Основание ПУЭ п.7.1.60).
9. В общественных зданиях расчетные приборы учета электроэнергии должны устанавливаться на ВРУ (ГРЩ) в точках балансового разграничения с энергоснабжающей организацией. При наличии встроенных или пристроенных трансформаторных подстанций, мощность которых полностью используется потребителями данного здания, расчетные приборы учета должны устанавливаться на выводах низшего напряжения силовых трансформаторов на совмещенных щитах низкого напряжения, являющихся одновременно ВРУ здания.
ВРУ и приборы учета разных абонентов, размещенных в одном здании, допускается устанавливать в одном общем помещении. По согласованию с энергоснабжающей организацией расчетные приборы учета могут устанавливаться у одного из потребителей, от ВРУ которого питаются прочие потребители, размещенные в данном здании. При этом на вводах питающих линий в помещениях этих прочих потребителей следует устанавливать контрольные приборы учета для расчета с основным абонентом.
(Основание ПУЭ п.7.1.61).
10. Расчетные приборы учета для общедомовой нагрузки жилых зданий (освещение лестничных клеток, контор домоуправлений, дворовое освещение и т.п.) рекомендуется устанавливать в шкафах ВРУ или на панелях ГРЩ.
(Основание ПУЭ п.7.1.62).
11. В жилых зданиях следует устанавливать один одно- или трехфазный расчетный прибор учета (при трехфазном вводе) на каждую квартиру
(Основание ПУЭ п.7.1.59).
12. Расчетные квартирные приборы учета рекомендуется размещать совместно с аппаратами защиты (автоматическими выключателями, предохранителями).
При установке квартирных щитков в прихожих квартир приборы учета, как правило, должны устанавливаться на этих щитках, допускается установка счетчиков на этажных щитках.
(Основание ПУЭ п.7.1.63).
Требования к местам установки приборов учёта производителей электрической энергии на розничном рынке:
1. Субъект розничных рынков, владеющий на праве собственности или на ином законном основании объектом по производству электрической энергии (мощности) и энергопринимающими устройствами, соединенными принадлежащими этому субъекту на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, по которым осуществляется передача всего или части объема электрической энергии, потребляемой указанными энергопринимающими устройствами такого субъекта, в целях участия на розничных рынках в отношениях по продаже электрической энергии (мощности), произведенной на принадлежащих ему объектах по производству электрической энергии (мощности), обязан обеспечить раздельный почасовой учет производства и собственного потребления электрической энергии в соответствии с требованиями настоящего документа.
(Основание п. 63 ПП РФ №442).
2. Приборы учета объемов производства электрической энергии производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках должны устанавливаться в местах присоединения объектов по производству электрической энергии (мощности) к энергопринимающим устройствам и (или) иным объектам электроэнергетики производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также на границе балансовой принадлежности производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке и смежных субъектов (потребителей, сетевых организаций).
Границы балансовой принадлежности электрических сетей жилого дома
асти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию присоединяемых объектов;
после осуществления сетевой организацией фактического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактического приема (подачи) напряжения и мощности подписать акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения либо представить мотивированный отказ от подписания в течение _______ рабочих дней со дня получения указанных актов от сетевой организации;
надлежащим образом исполнять указанные в разделе III настоящего договора обязательства по оплате расходов на технологическое присоединение;
уведомить сетевую организацию о направлении заявок в иные сетевые организации при технологическом присоединении энергопринимающих устройств, в отношении которых применяется категория надежности электроснабжения, предусматривающая использование 2 и более источников электроснабжения.
9. Заявитель вправе при невыполнении им технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения обратиться в сетевую организацию с просьбой о продлении срока действия технических условий.
III. Плата за технологическое присоединение и порядок расчетов
10. Размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с решением _________________________________________________________________
(наименование органа исполнительной власти в области
государственного регулирования тарифов)
от ____________ № ________ и составляет ___________ рублей _______ копеек, в том числе НДС _________ рублей _________ копеек.
11. Внесение платы за технологическое присоединение осуществляется заявителем в следующем порядке:
а) 10 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней со дня заключения настоящего договора;
б) 30 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 60 дней со дня заключения настоящего договора;
в) 20 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 180 дней со дня заключения настоящего договора;
г) 30 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней со дня подписания Сторонами акта о выполнении заявителем технических условий, акта об осмотре приборов учета и согласовании расчетной схемы учета электрической энергии (мощности), а также акта о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и акта о разграничении эксплуатационной ответственности Сторон;
д) 10 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней со дня фактического присоединения.
12. Датой исполнения обязательства заявителя по оплате расходов на технологическое присоединение считается дата внесения денежных средств в кассу или на расчетный счет сетевой организации.
IV. Разграничение балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности Сторон
13. Заявитель несет балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, сетевая организация — до границ участка заявителя4.
V. Условия изменения, расторжения договора и ответственность Сторон
14. Настоящий договор может быть изменен по письменному соглашению Сторон или в судебном порядке.
15. Договор может быть расторгнут по требованию одной из Сторон по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
16. Заявитель вправе при нарушении сетевой организацией указанных в настоящем договоре сроков технологического присоединения в одностороннем порядке расторгнуть договор.
17. В случае нарушения одной из Сторон сроков исполнения своих обязательств по настоящему договору такая Сторона в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки уплачивает другой Стороне неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения настоящего договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки.
18. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
19. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после подписания Сторонами настоящего договора и оказывающих непосредственное воздействие на выполнение Сторонами обязательств по настоящему договору.
VI. Порядок разрешения споров
20. Споры, которые могут возникнуть при исполнении, изменении, расторжении настоящего договора, Стороны разрешают в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VII. Заключительные положения
21. Настоящий договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра настоящего договора в сетевую организацию.
22. Настоящий договор составлен и подписан в двух экземплярах, по одному для каждой из Сторон.
Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности
Акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности – документ, который необходим для регулирования отношений между компанией–поставщиком различных ресурсов (электроэнергии, воды, газа, тепла и т.д.) и потребителем.
Цели и задачи акта
Основной целью данного акта является четкое определение границ, за которыми лежит зона ответственности ресурсоснабжающей организации и потребителя. При этом в законодательстве РФ нет однозначного определения понятия «разграничение балансовой и эксплуатационной ответственности», и пояснения по поводу того, как именно оно должно происходить, тоже отсутствуют.
Более-менее разобраться в этом можно только при внимательном изучении нормативных документов.
Границей балансовой принадлежности считается линия, которая разделяет общую сеть от сети конкретного владельца.
То есть, например, если речь идет о многоквартирном доме, то тут происходит раздел сетей, относящихся к перечню общего имущества и остальных.
Документально разграничение производится путем подписания соответствующего соглашения между сторонами, а также составления специального акта. Бывает, что соглашения достичь не удается (как правило, в силу того, что поставщик ресурсов необоснованно расширяет зону ответственности клиента) – в этом случае разграничение происходит в судебном порядке.
Итак, на основании вышесказанного можно вывести, что разделение необходимо для того, чтобы каждая сторона имела представление о том, кто именно обслуживает тот или иной участок коммуникационных сетей, а также в случае установления факта повреждения или износа сетей точно могла понять, кто отвечает за ее ремонт и восстановление. Помимо этого, акт становится точкой в процессе подсоединения вновь построенных объектов к коммуникационным сетям.
Если по каким-либо причинам нет возможности определить эксплуатационную ответственность, устанавливается балансовая принадлежность – обычно она соответствует линии внешней стены здания или сооружения.
По взаимному согласию сторон возможны и другие способы определения границ.
Что нужно для составления акта
Как становится ясным из предназначения документа, он является в равной степени необходимым для обеих сторон взаимоотношений.
Если акт разграничения не составлен самой ресурсоснабжающей организацией, то получить его не так уж и трудно. Для этого надо отправить туда копию свидетельства о праве собственности, разрешения на выполнение строительства, документы по вводу объекта в эксплуатацию и т.п. В установленный срок акт можно будет получить на руки.
Особенности составления акта, общие моменты
Если перед вами поставлена задача сформировать акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности, а вы не представляете, как грамотно это сделать, рекомендуем внимательно почитать приведенные ниже советы. Ознакомьтесь и с образцом документа – на его основе вам наверняка удастся составить собственный бланк.
Сегодня нет единой унифицированной формы акта. Это говорит о том, что работники ресурсоснабжающих компаний имеют возможность писать его в произвольном виде или, если в организации есть утвержденный шаблон документа – по его типу.
Вне зависимости от того, какой способ оформления будет выбран, при написании акта надо учитывать несколько общих моментов, свойственных для всех подобного рода бумаг. К примеру, надо следить за тем, чтобы структура и содержание бланка отвечали некоторым стандартам делопроизводства.
Иными словами, акт следует условно поделить на три части:
- так называемую «шапку», куда вносятся данные о самом документе;
- основной блок — включает в себя данные о поставщике и потребителе услуг, адрес и некоторые индивидуальные технические характеристики объекта и пр. Достаточно часто в сюда же включается и графически оформленная схема расположения коммуникаций (однако она может быть приложена и в качестве отдельного документа);
- заключение – это факт утверждения разграничения ответственности.
Акт допустимо составлять на обычном чистом листе любого удобного формата (общеприменимый А4), от руки или набирать на компьютере – в деле определения его законности эти значения роли не играют. Важно только то, чтобы акт был составлен без ошибок и помарок, а если таковые все же произошли, лучше не исправлять их, а оформить новый бланк.
Кроме того, документ должен быть завизирован при помощи печатей (при условии, что их применение закреплено в учетной политике компании).
Заявление составляется в трех идентичных экземплярах.
- Один направляется потребителю услуг,
- второй – в контролирующую надзорную структуру,
- третий – остается в ресурсоснабжающей организации.
Акт обязательно должен быть подписан представителями двух сторон: поставщиком ресурсов и получателем.
Образец документа
В начале документа пишется:
- его полное наименование;
- номер и дата составления;
- название компаний, должности и ФИО их представителей;
- адрес, по которому находится здание или сооружение.
После этого даются технические характеристики объекта (их можно оформить в виде таблицы или списком), устанавливаются границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
При необходимости бланк может быть дополнен любыми другими сведениями (в зависимости от индивидуальных обстоятельств). Все приложенные к акту дополнительные бумаги нужно отметить отдельным пунктом.
В завершении документ подписывается представителями сторон.
О месте разграничения балансовой ответственности в энергетике
Имеется договор на технологическое подключение, но меня заставляют устанавливать счетчик на столбе мотивируя тем, что должен быть подписан акт балансовой принадлежности, в котором указана зона разграничения — столб. Мой дом стоит за закрываемой калиткой. Могу ли я требовать чтобы зона разграничения была на вводе проводов в мой дом, давая обязательство на размещение собственности (проводов и др.) энергосбытовой организации на участке моего дома, беспрепятственно допускать представителей энергосбытовой организации (по требованию) на мой участок, а так же взять на себя обязанность по сохранению этого имущества в пределах своего участка?
Валерий, добрый день.
Боюсь не получится, так как в таком случае, Энергосбытовой компании придется обслуживать линию до вашего дома, так как они несут ответственность до энергопринимающиго устройства.
Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от
09.08.2016) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к
услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил
недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому
управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил
недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы
оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического
присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической
энергии, объектов по производству электрической энергии, а также
объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и
иным лицам, к электрическим сетям»
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
«акт
разграничения балансовой принадлежности электросетей» — документ,
составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих
устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к
электрическим сетям (далее — энергопринимающие устройства), определяющий
границы балансовой принадлежности;
«акт
разграничения эксплуатационной ответственности сторон» — документ,
составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче
электрической энергии в процессе технологического присоединения
энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон
за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов
электросетевого хозяйства;
«граница
балансовой принадлежности» — линия раздела объектов электроэнергетики
между владельцами по признаку собственности или владения на ином
предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу
эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и
потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем
электрической энергии, в интересах которого заключается договор об
оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и
обслуживание электроустановок;
Постановление
Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 09.08.2016) «Об
утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче
электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного
доступа к услугам по.
IV. Разграничение балансовой принадлежности электрических
сетей и эксплуатационной ответственности Сторон
13.Заявитель несет балансовую и эксплуатационную ответственность в
границах своего участка, сетевая организация — до границ участка
заявителя
Если кто-то отключат на столбе электроэнергию — заморозится вся система.
Валерий
А как счетчик то Вам поможет? Электричество могут отключить не только на столбе.
Валерий, добрый вечер! Согласно п. 19 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861
По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы:
акт об осуществлении технологического присоединения;
акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон;
акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
типовые формы указанных актов приведены в приложениях 1-3 к указанным Правилам.
Согласно п. 16.1 Правил
Заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Поэтому требования об установлении ПУ на столбе, т.е. по факту на границе участка правомерны и не противоречат Правилам техприсоединения
если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
А это мое право или им не возможно воспользоваться ? Это первое, но согласно п. 30 раздела II постановления № 861 я тоже должен запросить разрешение на установку счетчика на столбе сетьевой организации. Это что такое?
А это мое право или им не возможно воспользоваться? Это первое, но согласно п. 30 раздела II постановления № 861 я тоже должен запросить разрешение на установку счетчика на столбе сетьевой организации.
Валерий
согласно п. 25.1 Правил техприсоединения
25(1).
В технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:
а) точки присоединения, которые
не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;
в)
требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;
г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
п. 12.1 и 14 это заявители до 150 кВт и физлица до 15 к Вт, вы как понимаю к последним относитесь.
согласно п. 26 Правил
Требования, предъявляемые к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной) в соответствии с пунктами 25 и 25(1) настоящих Правил, должны соответствовать требованиям, установленным Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности — для субъектов оптового рынка и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии — для субъектов розничных рынков.
к субъектам розничных рынков ЭЭ относятся и потребители
Согласно п. 144Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442
Приборы учета
подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка — потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее — смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.
Т.е. чем дальше ПУ от границ участка вглубь тем больше, скажем так, безучетные потери а поскольку стоимость услуг по передаче ЭЭ уже включена в тариф на ЭЭ для населения, который пока является регулируемым скорректировать размер платы за данную услуг в расчетах между потребителем — физ лицом не получиться — самостоятельно изменить регулируемый тариф для населения поставщик не вправе оттого и смешиваются технологические и бухгалтерские вопросы
Но что-то на счет балансового разграничения мне не понятно — при чем здесь бухгалтерские дела и технологические вопросы.
Валерий
А это мое право или им не возможно воспользоваться? Это первое, но согласно п. 30 раздела II
Валерий
По всей видимости имеете ввиду п. 30 Правил недискриминационного доступа, а у вас в первую очередь все таки Правила техприсоединения применяются. Правила НД неактуальны для бытовых потребителей, договор энергоснабжения который вы заключаете со сбытом предусматривает как собственно продажу ЭЭ, так и обеспечение услуг, являющихся неотъемлемой частью процесса поставки ЭЭ, в том числе собственно услуг по передаче ЭЭ. Сбытовая компания обеспечивает передачу ЭЭ по сетям путем заключения договора с сетевой организацией а вы рассчитываетесь со сбытом по установленному тарифу для населения куда уже включена стоимость услуг по передаче поэтому п. 30 это не для вас. Но он в любом случае говорит о случаях, когда потребителю требуется установить ПУ за границами своего участка, а вы же наоборот хотите вглубь своего участка
В случае если потребителю электрической энергии (в том числе энергосбытовой организации) требуется установка приборов учета на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства, потребитель услуг вправе направить в адрес сетевой организации заявление о необходимости оборудования точки поставки приборами учета с указанием подлежащей оборудованию точки поставки и необходимых технических требований к приборам учета.