Как оформить придомовую территорию частного дома

На вопрос: как оформить земельный участок рядом с домом, отвечает юрист.

Как оформить придомовую территорию частного дома

Как оформить земельный участок рядом с домом в Крыму?

Я купила недавно дом в Евпатории. За забором моего дома небольшой участок земли, который превращается в строительную свалку. Куда можно обратиться, чтоб купить или взять в аренду эту землю для облагораживания (две сотки)?

Для аренды упомянутого земельного участка вам необходимо выяснить следующие вопросы.

1. Стоит ли земельный участок на кадастровом учете?

2. В чьей собственности находится земельный участок?

3. Какой разрешенный вид использования земельного участка?

Данную информацию можно получить на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/).

Земельный участок по правилам, установленным ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, может быть предоставлен в аренду (или собственность) после проведения соответствующих торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка или приобретения земельного участка в собственность. При этом ст. 39.5 и п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусматривает случаи, при которых земельный участок может быть предоставлен в собственность или в аренду без проведения торгов.

В случае если государственная или муниципальная собственность на земельный участок не зарегистрирована, земельный участок на кадастровом учете не стоит, а у вас есть право на предоставление (в аренду или собственность) земельного участка без проведения торгов, то необходимо сделать следующее (ст. 39.14 ЗК РФ).

1. Подготовить схему расположения земельного участка и согласовать ее с уполномоченным органом (может быть подготовлена кадастровым инженером).

2. Подать в уполномоченный орган заявление о предварительном согласовании предоставления участка.

3. Провести кадастровые работы по межеванию земельного участка, после чего необходимо поставить объект на кадастровый учет, для чего потребуется подать заявление о постановке земельного участка на кадастровый учет, приложив следующие документы: паспорт заявителя (копия), межевой план (в электронной форме, подписанный усиленной электронной подписью кадастрового инженера), схему расположения земельного участка, а также дополнительно можно предоставить копию постановления об утверждении схемы расположения земельного участка.

4. Одновременно подать заявление о государственной регистрации права муниципальной собственности вместе с оплатой соответствующей государственной пошлины.

5. Обратиться в уполномоченный орган (администрация района) с заявлением о предоставлении земельного участка, к которому приложить документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка без торгов.

6. При положительном результате рассмотрения заявления уполномоченный орган направляет в ваш адрес договор, подписанный им, который вы также должны подписать и направить в администрацию в течение 30 дней со дня получения. После этого останется только зарегистрировать право на земельный участок.

Для того чтобы приобрести земельный участок в собственность (или в аренду) на аукционе, необходимо сделать следующее (ст. 39.11, 39.12 ЗК РФ).

1. Подготовить схему расположения земельного участка и согласовать ее с уполномоченным органом.

2. Обратиться в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.

3. Провести кадастровые работы (по аналогии с приобретением земельного участка без проведения торгов), поставить объект на кадастровый учет, зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок.

4. Обратиться в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка, в результате чего уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона в срок не более двух месяцев со дня получения заявления.

5. В случае если аукцион признан несостоявшимся, допускается заключение договора с лицом, являющимся единственным участником данного аукциона.

6. В результате проведения аукциона уполномоченный орган направляет победителю (или единственному участнику аукциона) три экземпляра подписанного договора купли-продажи земельного участка, которые необходимо подписать в течение 30 дней с момента получения, после чего зарегистрировать права на земельный участок.

Придомовая территория частного дома

Строительство частного дома на земельном участке под ИЖС предполагает не просто владение объектом недвижимости на праве собственности, но и обустройство прилегающей к нему территории.

При этом эксплуатировать и обслуживать гражданину приходится не только пределы установленного кадастром его личного земельного участка, но и несколько метров вокруг него.

Земля за пределами участка не принадлежит жильцу дома на праве собственности, ей, как правило, владеет муниципалитет. Используется она для проведения различных коммуникаций и строения инфраструктурных объектов.

Называется такой надел земли – придомовая территория частного дома. Не каждый владелец коттеджа знает свои права и обязанности по использованию придомовой территории.

Что такое придомовая территория частного дома?

Четкое значение понятия «придомовая территория частного строения» в законодательстве отсутствует. Под таким участком понимается земельный надел вокруг объекта недвижимости, который необходим для его обслуживания.

Этот участок земли прилегает к границе владения гражданина, принадлежащего ему на праве собственности.

Причём придомовой территорией может признаваться как сама земля, на которой построен дом, так и земля за пределами земельного участка. Проще говоря к придомовой территории относятся все квадратные метры, расположенные внутри забора, и некоторые за его пределами.

Жильцы частного сектора могут использовать эту землю для личных целей, но в пределах установленных законодательством требований. Они вправе:

  • Организовывать парковочные места;
  • Оборудовать зоны для отдыха;
  • Возводить хозяйственные постройки;
  • Облагораживать территорию: разводить палисадники, садить деревья и организовывать огород.

На придомовой территории нельзя устраивать свалки, разжигать костры, устанавливать столбы и вешать дорожные знаки.

Больше всего вопросов вызывает право собственности на такую землю. Кому принадлежит придомовая территория частного дома? Как правило, все, что расположено за забором жильца, принадлежит муниципалитету или соседу.

Сосед владеет землёй в том случае, если участки расположены впритык друг к другу. Обычно это касается боковых сторон частных строений. Спереди же чаще всего проходит дорога, которая и относится частично к придомовой территории.

Как оформить в собственность?

Придомовую территорию возле коттеджа можно оформить в собственность по желанию жильца. Муниципальные власти обычно в такой ситуации идут навстречу обращениям граждан.

Для этого требуется собрать пакет документов и предоставить его в отделение администрации. Присвоение земельной территории будет происходить через процедуру приватизации.

Администрация откажет в оформлении права собственности только на следующие участки:

  • На которых проходят важные пути коммуникаций;
  • Которые признаны объектами культурного или исторического наследия;
  • Которые уже принадлежат на правах собственности другим гражданам;
  • Из-за присвоениях которых значительно уменьшатся общественные территории общего пользования.

Чтобы приватизировать эту землю, сначала нужно пройти процедуру межевания участка. Это не только позволит избежать проблем с соседями, но и даст возможность оформить приватизацию или долгосрочную аренду.

Администрация рассматривает заявления о приватизации сроком до 18 дней. В результате положительного решения жильцу на руки выдаётся выписка из ЕГРН с подтверждением права собственности на землю.

Нормативная база

Несмотря на отсутствие точного разъяснения о том, что считается придомовой территорией частного дома, в законодательных актах все же указаны основные требования по использованию такой земли.

Использование придомовой территории частного дома осуществляется по тем же правилам, что и использование придомовой территории в многоэтажных домах.

Эксплуатация земли в этом случае осуществляется на основании:

  • Жилищный Кодекс, устанавливающий правила пользования придомовой территорией;
  • Земельный Кодекс, регламентирующий правила определения земельных участков;
  • ФЗ «О землеустройстве» № 78, описывающий процедуру межевания земли;
  • ФЗ № 214, определяющий права по отношению к общей собственности.

Кроме того, обязанности по обслуживанию личной земли регламентировано нормами Налогового Кодекса. Оформляя что-либо в свою собственность, нужно учитывать, что за эти объекты придётся платить налоги на имущество.

В отношении некоторых категорий земель налог может быть довольно большим, что напрямую зависит от размера кадастровой стоимости участка.

Размеры придомовой территории

Сколько метров придомовая территория частного дома по закону? Это основной вопрос, возникающий у владельцев коттеджей, которые ознакамливаются с обязательствами по ее эксплуатации. Они вынуждены использовать эту землю по определенным правилам, следить за ее сохранностью и состоянием.

Законодательством на 2021 год не установлены какие-либо общие для всех нормативы по размерам придомовых территорий частного дома.

В каждом конкретном случае может быть определён разный размер такой территории. Регионы вправе устанавливать самостоятельно территориальные нормативы.

Если в отношении многоквартирных домов все более понятно, то в частном секторе нормативы могут существенно различаться. Для многоэтажек обычно устанавливаются размеры придомовых территорий в 3-6 метров. Для частных домов чаще определяют размер придомовой территории в среднем в пределах 1,5 метров от края забора.

Можно ли огораживать эту территорию? Если она принадлежит муниципалитету, огородить эти 1,5 метра нельзя по собственному желанию. При такой необходимости нужно сначала оформить участок в частную собственность, и только после этого совершать на нем любые законные манипуляции.

Обычно для определения размера придомовой территории используется специальная формула. По ней площадь дома нужно умножить на удельный коэффициент части земли, который определён СНиПом.

Если есть необходимость точного определения границ придомовой территории, нужно заглянуть в план участка со всеми отмеченными на нем постройками.

Правила содержания придомовой территории

Чтобы разобраться в возможностях законного использования придомовых территорий, нужно вновь обратиться к законодательству о многоэтажных домах.

Прежде всего правила пользования предполагают, что гражданин будет бережно относиться к придомовой территории, соблюдать порядок и безопасность ее использования.

Собственник строения вправе самостоятельно определять, какие именно работы будут проводиться на участках придомовой земли.

Как правило, к обязанностям по эксплуатации придомовых территорий относятся:

  • Озеленение земли и ее благоустройство;
  • Уборка участка от мусора и снега;
  • Облагораживание общей земли;
  • Установка мусорных контейнеров.

Кроме того жильцы должны обеспечивать нормальное функционирование коммуникаций и свободный подъезд автомобилей и служб экстренной помощи.

В последние годы часто оговаривалась проблема перегораживания проезда автомобилями жильцов частного сектора при движении машин скорой помощи. Экстренные службы теряли драгоценное время из-за неправильного использования кем-то из жильцов своей придомовой территории.

Уборка земли и озеленение

Особо остро стоит вопрос, кто должен убирать придомовую территорию частного дома? Обычно никто из жильцов не хочет этого делать, ведь земля им на праве собственности не принадлежит.

Однако это неправильно. Уборка придомовой территории является одной из ключевых обязанностей жильцов частного сектора.

Многие часто выбрасывают собственный мусор за забор, полагая, что таким образом они перестают нести за него ответственность. Никто не обязан из городских служб убрать такие отходы.

Уборку снега должны производить жильцы, если земля принадлежит им на праве собственности. Но дороги – это имущество муниципалитета, и отчищать их от снега приходится именно ему.

Обычно делегируют такие обязательства управляющим компаниям, которые обслуживают частные посёлки. Жильцы домов при этом оплачивают их труд.

Кто должен спиливать деревья на придомовой территории частного дома? Обязанность ухода за растительностью принадлежит собственнику земли. Если придомовая территория не приватизирована, при необходимости спила деревьев можно обратиться в управляющую компанию.

Озеленение – это не обязанность жильцов частного сектора, а скорее их право. При желании они могут облагородить территорию вокруг дома зелёными насаждениями, цветами, клумбами и прочей растительностью. Повлияют эти действия только на внешний вид посёлка.

Освещение и асфальтирование

В отношении асфальтирования и освещения придомовой территории действуют те же правила: кто является собственником земли, тот и выполняет данные обязательства. Жильцы вправе потребовать у муниципалитета установить освещение не участке.

Читайте также  Возвращение подоходного налога при покупке квартиры пенсионерам

Если же земля приватизирована несколькими соседями одновременно, можно договориться о порядке общей установки декоративных или функциональных светильников.

В посёлках частного сектора часто действуют жилищные кооперативы. Именно на их собраниях решаются вопросы о сборе денежных средств на асфальтирование придомовых территорий за заборами соседей. Одинаковый стиль и порядок в посёлке создают привлекательный вид и повышают спрос на покупку такого жилья.

Можно ли построить гараж на придомовой территории? Возвести любое строение можно только в том случае, если эта земля приватизирована. Кроме того должно быть получено разрешение на строительство. Ведь Ваш гараж может кому-то мешать из соседей, загораживать солнечный свет, мешать проезду больших автомобилей. На муниципальной земле строить гараж нельзя.

Что грозит за нарушение правил пользования?

Жильцам, которые категорически не соблюдают правила пользования придомовыми территориями, грозит ответственность. Нельзя портить общественное имущество, проведённые муниципалитетом коммуникации. За вандализм серьезных масштабов нарушителям даже может грозить уголовная ответственность.

Но чаще всего обычное халатное отношение, не соблюдение порядка на придомовой территории приводит только к административным взысканиям.

Можно привести несколько примеров привлечения жильцов частного сектора к ответственности по таким основаниям:

  • Если гражданин оформляет в собственность такую территорию, то при несоблюдении правил пользования ею муниципалитет может просто изъять участок из полноправного владения;
  • За нецелевое использование земли или разведение несанкционированных свалок на ней нарушителю грозит административный штраф;
  • Самовольно построенные на придомовой территории помещения будут подлежать сносу.
  • Часто придомовые территории в частном секторе становятся объектами судебных споров. Соседи иногда не могут договориться о совместном использовании такой земли с учетом интересов каждого из них.

    Придомовая территория – это не границы земельного участка, на котором осуществлено строительство частного дома, это территориальный радиус вокруг забора земельного надела.

    Принадлежать придомовая территория может как муниципалитету, так и частному владельцу, выкупившему ее или оформившему на себя по приватизации.

    Каждый житель частного дома должен соблюдать правила использования придомовых территорий, облагораживаться их, не захламлять мусором. В противном случае за свои неправомерные действия ему может грозить реальная ответственность.

    Правила определения границ придомовой территории или через сколько метров от частного дома можно поставить границу участка?

    Многих владельцев частных домов интересуют вопросы, связанные с придомовой территорией.

    Нужно ли за ней ухаживать, как и для чего можно ее использовать и где ее границы?

    Сколько метров придомовой территории в частном секторе? Все это рассмотрим ниже.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

    Основные понятия

    Придомовая территория — это земельный участок, который граничит со зданием и используется владельцем здания для удовлетворения своих нужд.

    В законодательстве РФ нет точного определения придомовой территории частного дома. Обычно под ней понимается часть земли около двора владельца дома, необходимая ему для обслуживания своего участка.

    В основном владельцы частных домов полностью огораживают свой участок забором. Ошибочно полагать, что у территории за забором нет хозяина. Эта земля принадлежит муниципалитету. Для того, чтобы получить права использовать эту землю в своих интересах либо распоряжаться ею, собственник частного дома должен обосновать свой сервитут.

    Все правовые моменты регулируются Конституцией РФ, Гражданским Кодексом, Земельным Кодексом, Законом «О государственном кадастре недвижимости», кадастровыми и техническими документами на землю.

    Процедура обозначения границ

    Чтобы определить четкие границы придомовой территории частного дома, в первую очередь загляните в кадастровый паспорт земельного участка. После проведения приватизации в нем должны быть отмечены не только границы самого частного владения, но и придомового участка, который к нему относится.

    Для жителей частного сектора нет точного количества метров, которые может занимать придомовая территория. В каждом конкретном случае размеры придомовой территории частного дома могут отличаться. Чтобы определиться с границами территории, которая относится именно к вашему частному дому, нужно учесть следующие моменты:

    1. начертить план-схему участка и указать на ней все объекты, необходимые для пользования частным домом.
    2. Отметить на вашей план-схеме муниципальную часть земли, которая прилегает к вашей собственности.
    3. Согласовать все спорные моменты с владельцами соседних участков, претендующих на использование этой территории.
    4. Предоставить в Уполномоченные государственные органы документы для установления прав пользования и владения придомовой территорией.

    Далее мы поговорим о том, что можно считать придомовой территорией, сколько метров от частного дома?

    Стандарты и нормы придомовой территории частного дома — сколько метров от дома?

    Никаких конкретных стандартов и норм одинаковых для всех домовладельцев законодательством РФ не предусмотрено. Каждый регион вправе самостоятельно определять для себя основные нормативы, действующие для придомовой территории.

    Сколько метров от дома считается придомовая территория частного дома? В большинстве случаев придомовая территория частного дома занимает примерно 1,5 — 2 метра от забора.

    Рассмотрим основные обязанности собственников частного жилья по отношению к земле за своим забором. Вне зависимости от того, являетесь ли вы собственником или арендатором такой территории или нет, муниципальные власти возлагают на вас следующие обязанности:

    • регулярная уборка участка за вашим забором от мусора ( в осенний период — от листьев, в зимний — от снега);
    • обеспечение сохранности подземных коммуникаций;
    • обеспечение беспрепятственного доступа различных аварийных служб — пожарных, скорой помощи, аварийных водоканала и газа.

    Вариантов использования придомовой территории множество: можно организовать красивый газон, обустроить удобный въезд для автомобиля или установить качели для детей. Однако существуют и некоторые ограничения в использовании такого участка. Муниципалитет запрещает:

    • устанавливать столбы, знаки, ограды и другие строения без разрешения;
    • жечь мусор;
    • захламлять строительными материалами и другими предметами.

    Межевание

    Межевание — это комплекс работ, направленный на установление точных границ земельного участка и дальнейшее юридическое оформление результатов этих работ. Межевание придомовой территории проводится в следующих случаях:

    • для выкупа участка у администрации и оформления его в собственность;
    • для оформления аренды на участок;
    • при возникновении спорных вопросов между соседями.

    Процедура межевания включает в себя следующие этапы:

    1. согласовать со всеми заинтересованными собственниками границы участка. Такое соглашение лучше оформить в письменном виде, так как в процессе межевания кто-либо из соседей может поменять свое мнение.
    2. Для обсуждения и принятия общего решения должно быть проведено собрание. Каждый участник должен быть уведомлен о его месте и времени проведения за 30 дней до самого собрания.
    3. При отсутствии одного из участников, который имел информацию о собрании, межевание будет считаться согласованным.
    4. Непосредственно межевание осуществляется специалистами до проведения собрания.

    Если нет никаких законных оснований для отказа, владелец частного дома может стать собственником или арендатором своей придомовой территории. Для этого нужно собрать необходимые документы и обратиться в местную администрацию. Нельзя забывать и о том, что поддержание чистоты и порядка за забором является вашей обязанностью.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Споры о праве на придомовую территорию

    Новый всплеск интереса к вопросу о правах жильцов многоквартирных домов (далее – МКД) на придомовую территорию вызвало апелляционное определение Московского городского суда от 14 июля 2020 г. по делу № 33-24329/2020. Жители района «Останкино» г. Москвы обратились с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы и Казенному предприятию г. Москвы «Управление гражданского строительства» о частичном оспаривании договора безвозмездного пользования земельным участком площадью 8600 кв. м., предоставленным для строительства гимназии (снос и новое строительство) в рамках программы реновации.

    Суд первой инстанции отказал гражданам в удовлетворении иска по той причине, что земельный участок под домом не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и находится в собственности города. Следовательно, он не относится к общему имуществу МКД, поэтому его жильцы лишены возможности владеть и пользоваться участком.

    С этими выводами не согласился Мосгорсуд, указав, что Департамент городского имущества г. Москвы как представитель органа государственной власти по распоряжению имуществом столицы не вправе распоряжаться землей, предоставленной под строительство и эксплуатацию МКД, в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под указанным многоквартирным домом. В свою очередь, истцы как собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, – т.е. в тех границах, в которых придомовая территория была ранее в установленном законом порядке определена до ее образования в результате межевания.

    Отсутствие кадастрового учета земельных участков под МКД – частое явление, встречающееся повсеместно. Это обусловлено тем, что массовое жилищное строительство проводилось еще в советские годы, а системы кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимое имущество были введены только к концу 90-х гг. ХХ в. Таким образом, в сведениях ЕГРН в настоящее время содержится информация лишь о тех земельных участках, которые были образованы после создания указанной системы.

    Новых домов эта проблема практически не касается, так как после вступления в силу Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.) 1 дом нельзя ввести в эксплуатацию, если участок под ним не сформирован (не поставлен на государственный кадастровый учет) 2 .

    Отметим, что выводы Мосгорсуда не являются принципиально новыми, а лишь повторяют изложенную в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 (ред. от 23 июня 2015 г.) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» позицию, следование которой, кстати, является для нижестоящих судов обязательным. Решения с аналогичной правовой позицией принимались и ранее. 3

    Особенно часто споры о правомерности установления границ земельных участков, образующих придомовую территорию, а также о праве распоряжения ими публично-правовыми образованиями (городом федерального значения, муниципалитетом) возникают в случае проведения строительства по программе «Реновация» в Москве.

    Такие споры можно разделить на четыре большие категории:

    • о праве распоряжаться придомовой территорией МКД;
    • об отказе публично-правового образования (города федерального значения, муниципального образования, в чью компетенцию входит соответствующий вопрос) обеспечить формирование земельного участка, на котором расположен МКД;
    • об отказе публично-правового образования выполнить работы, необходимые для формирования участка;
    • о границах участков, предназначенных для размещения МКД.

    Для ответа на вопрос о том, как избежать указанных проблем, следует сначала определиться, о каком участке и какой придомовой территории идет речь.

    Что понимается под земельным участком жилого дома и придомовой территорией

    Это земельный участок, на котором расположен МКД с элементами озеленения и благоустройства, а также размещены иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Границы и размер (площадь) участка, на котором расположен дом, определяются органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, а также требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

    Читайте также  Громкие работы в квартире время

    Отметим, что в случае формирования земельного участка под МКД вероятно определение его границ в соответствии с фактически сложившимся землепользованием. Об этом ранее высказалась Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в Кассационном определении от 27 мая 2020 г. № 89-КАД20-1-К7. При этом важное значение имеет срок фактического землепользования территорией, на которой расположен МКД 4 .

    В соответствии с судебной практикой образуемый под домом земельный участок должен включать: объекты благоустройства дворовой территории, газгольдер, хозяйственную площадку для сушки белья, почтовые ящики, детскую и спортивную площадки, озеленение 5 .

    Для обоснования границ формируемого участка жильцы МКД могут опираться на Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденные Приказом Минстроя России от 7 марта 2019 г. № 153/пр, а также Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденные Приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 г. № 59. Согласно судебной практике кондоминиум является гарантией прав собственников на приобретение земельного участка, занятого домом.

    Если границы участка под МКД не сформированы…

    Основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 мая 2010 г. № 12-П (далее – Постановление КС № 12-П) указал, что для обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах в ЖК РФ закреплено общее правило о принадлежности участка собственникам помещений в расположенном на нем доме (ч. 1 и 2 ст. 36 Кодекса). При этом во Вводном законе определены специальные порядок и условия перехода такого участка в общую долевую собственность собственников помещений в МКД, который на нем расположен.

    В соответствии с указанным порядком переход земельного участка в общую долевую собственность связан с завершением процесса его формирования и проведения государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов госорганов или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности, как и госрегистрации права общей долевой собственности на участок в ЕГРН не требуется.

    Если участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, земля под МКД является собственностью соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в доме вправе владеть и пользоваться данным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества. При определении пределов правомочий собственников помещений в МКД по владению и пользованию указанным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

    Таким образом, если участок под жилым домом не поставлен на кадастровый учет, это не лишает собственников помещений в нем права использовать придомовую территорию, в том числе под установку ограждений и шлагбаумов (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г. по делу № 33 11827/2016).

    С момента формирования участка и его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).

    Согласно ст. 305 ГК РФ в указанных случаях собственники помещений как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав владения и (или) пользования данным участком, в том числе от его собственника. Они вправе также оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен жилой дом, разработке документации по планировке территории (ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ), а также предшествующие распоряжению участком действия – в частности, решения о предоставлении участка для строительства, о проведении торгов по продаже участка или права на заключение договора его аренды и т.д.

    Если в результате таких действий госоргана у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации МКД, собственники помещений в доме могут обратиться в суд с иском об оспаривании соответствующего права третьих лиц или об установлении границ участка.

    Формирование участка под МКД

    Позиция, изложенная в Постановлении КС № 12-П, состоит в том, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, в общую долевую собственность собственников помещений необходимо и достаточно формирования данного участка органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, а также постановки участка на кадастровый учет — при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении участка, ни госрегистрации права общей долевой собственности на него в ЕГРН не требуется.

    Согласно подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного МКД (Письмо Росреестра от 11 апреля 2018 г. № 14-03826-ГЕ/18 «О возможности образования земельного участка» вместе с Письмом Минэкономразвития России от 6 марта 2018 г. № Д23и-1133).

    В иных случаях образование участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения участка (участков) на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания.

    При этом границы участков под МКД должны учитывать земли общего пользования и не должны их пересекать. Исходя из п. 12 ст. 85 ЗК РФ территориями общего пользования являются участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В противном случае такой проект межевания может быть оспорен (см., например, Кассационное определение ВС от 22 мая 2019 г. № 67-КА19-1).

    Следует также обратить особое внимание на необходимость соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, направленных на формирование участка под МКД. Кроме того, должны быть проведены полное обследование, а также объективная и всесторонняя оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и допустимости планировочной обособленности выделяемых участков, а проект межевания территории, в соответствии с которым образуется участок, должен пройти публичные слушания (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 6 августа 2019 г. № 5-КГ19-140).

    Вместе с тем обращение любого собственника помещений в МКД в госорганы с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом, должно рассматриваться как основание для формирования участка и его кадастрового учета, что не отменяет необходимости формирования и кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление КС № 12-П).

    Поскольку формирование участков, на которых расположены МКД, относится к области публичных правоотношений, госорганы, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования участка имеются все предусмотренные законом основания (апелляционное определение Мосгорсуда от 28 мая 2019 г. по делу № 33а-2886; кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 февраля 2020 г. № 88а-1594/2020).

    Указанные действия (бездействие) госоргана могут быть оспорены собственниками помещений. Конкретная процедура оспаривания будет зависеть от способа управления МКД (ТСЖ, управляющая компания и др.).

    1 Статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон).

    2 Часть 6 ст. 16 Вводного закона.

    3 Апелляционное определение Московского областного суда от 6 апреля 2015 г. по делу № 33-7685/2015, 33-7992/2015; Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

    4 Определение ВАС РФ от 1 октября 2012 г. № ВАС-12039/12 по делу № А66-10449/2010.

    5 Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

    МКД вправе «отгородиться» забором, даже если жители соседних домов лишатся при этом удобных и коротких путей перемещения по микрорайону

    claudiodivizia / Depositphotos.com

    Вправе ли МКД огородить свою придомовую территорию и закрыть свой двор, если через него проходит короткая «народная» тропа к остановке, гипермаркету и другим объектам городской инфраструктуры? Вправе – если при этом останутся и иные маршруты, обеспечивающие беспрепятственный доступ к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства, даже если путь по этим иным маршрутам займет больше времени (Определение Конституционного Суда РФ от 30 июня 2020 г. № 1522-О, Определение Брянского областного суда от 10 апреля 2019 г. по делу № 33-1447/2019).

    На это указали суды, разбирая дело о сносе забора в бывшем «проходном дворе».

    Собственники помещений в МКД, фасад которого выходит на оживленную улицу, провели ОСС и решили поставить вокруг дома забор со шлагбаумом, калиткой и домофоном. Таким образом, доступ во двор всех иных лиц – не собственников помещений и не их гостей – был исключен. Пожарная охрана получила собственный пульт управления от шлагбаума и выдала заключение, что в таком случае шлагбаум не препятствует проезду пожарной техники, и нарушений норм пожбезопасности нет.

    Ограда прошла – большей частью – в пределах своего собственного земельного участка, и немножко «зашла» на соседний.

    Однако жители ближайших домов – тех, которые расположены в глубине спального района, – обнаружили, что привычные утренние маршруты «на автобус», «в садик» и «за молоком» стали длиннее и неудобнее. Это, в конце концов, обрушило цены на аренду жилья в районе!

    Самые активные из обиженных соседей потребовали через суд демонтировать «неудобный» забор, калитку и шлагбаум, и даже выиграли в первой инстанции. Райсуд счел, что забор нарушает право истцов на беспрепятственный доступ к общей транспортно-пешеходной сети (об этом имелось заключение экспертизы), и предписал снести спорное ограждение.

    Однако областной суд такое решение отменил:

    • в силу ст. 40 Земельного кодекса собственник земельного участка имеет право, в том числе, возводить сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а в силу ст. 43 ЗК РФ граждане осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению;
    • следовательно, действия собственника по ограждению находящегося в его частной собственности земельного участка сами по себе противоправными не являются;
    • решение об изменении элементов благоустройства прилегающей к МКД территории в границах предоставленного земельного участка принято на ОСС в установленном порядке, данное решение ОСС недействительным не признавалось;
    • спорное ограждение не обладает полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором оно находится, то есть и не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, служит вспомогательной постройкой по отношению к МКД, выполняет лишь обслуживающую функцию посредством создания условий для обеспечения безопасности и предотвращения несанкционированного проникновения на территорию, т.е. возведено для обеспечения безопасности основного объекта – придомовой территории МКД. Следовательно, в силу ст. 135 Гражданского кодекса, п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ является объектом вспомогательного назначения, не относится к объектам капитального строительства и не требует специальных разрешений для его возведения;
    • спорное ограждение относится к элементам благоустройства согласно п. 1.4 Методических рекомендаций, утв. приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 711/пр;
    • ни федеральное, ни региональное законодательство не запрещают возведение металлических ограждений на придомовой территории. Пункт 6.3.2 упомянутых Методических рекомендаций Минстроя России лишь рекомендует применять декоративные ажурные металлические ограждения;
    • кроме того, согласно городским правилам землепользования и застройки, одним из основных видов разрешенного использования в зоне застройки многоэтажными жилыми домами является благоустройство придомовых территорий;
    • правда, согласно местным правилам благоустройства, возведение объектов благоустройства разрешено только на основании согласованных с муниципалитетом проектов, чего в данном случае сделано не было. Однако поскольку привлеченный в качестве третьего лица муниципалитет никаких требований относительно спорного забора не заявлял, ранее демонтировать забор не требовал, то отсутствие согласования проекта установки спорного забора само по себе не может служить основанием для его демонтажа;
    • истцы утверждают, что спорное ограждение нарушает их право беспрепятственного доступа к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства города. Но доказательств этому в деле нет. Заключение эксперта, на которое сослался районный суд, действительно, содержит выводы об ограничении такого права (доступа по кратчайшему направлению). Однако это заключение составлялось исходя из требований СП 59.13330.2012 Свод правил. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», при этом эксперт исходил из необходимости организации прохода с учетом возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках. Согласно п. Б.18 приложения к Своду правил «СНиП 35-01-2001, к маломобильным группам населения относятся инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п. При этом истцы не доказали, что кто-то из них принадлежит к указанным группам населения. Значит, и нет оснований полагать о нарушении их прав в результате отсутствия прохода через придомовую территорию соседнего МКД;
    • кроме того, эксперт в своем исследовании исходил из прекращения возможности пользоваться существующим ранее пешеходным маршрутом, связывающим жителей спорных домов по кратчайшему направлению с основными точками притяжения. Но не указал документа, который бы подтверждал наличие указанного им пешеходного маршрута. Значит, вывод эксперта в данной части необоснован;
    • наконец, существуют и иные маршруты, обеспечивающие беспрепятственный доступ истцов к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства города. Большая протяженность данных маршрутов по сравнению с маршрутом через придомовую территорию МКД-«ответчика» сама по себе не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов истцов;
    • но учитывая, что небольшая часть спорного забора все-таки прошла по «чужой» территории, то вот эту самую «часть», действительно, нужно демонтировать;
    • заявленные истцами требования по сути не связаны со сносом забора, калиток и шлагбаума, а являются по своей правовой природе требованиями об установлении сервитута (права беспрепятственного доступа – прохода, проезда) к принадлежащим истцам помещениям, как для самих истцов, так и для иных лиц, через земельный участок, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений МКД – «ответчика». Вместе с тем, для установления сервитута Гражданским кодексом РФ предусмотрен иной порядок.
    Читайте также  Кто платит комиссию риэлтору при продаже квартиры

    Расстроенные истцы попытались пожаловаться в Конституционный Суд РФ, отмечая, что ч. 5 ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ и п. 1 ст. 43 ЗК РФ нарушают ряд положений Конституции РФ, поскольку позволяют собственникам помещений в МКД устанавливать ограждения на земельном участке, находящемся в их общей долевой собственности, без согласования данного вопроса с ОМСУ, и возлагают на граждан обязанность доказывания в суде, что такие ограждения не соответствуют установленным нормам и правилам.

    Однако КС РФ отказал в рассмотрении и отметил, что законодательство не содержит общего запрета на возведение ограждений на придомовой территории, а в данном деле не доказано, что спорное ограждение не соответствует требованиям пожарной безопасности, нарушает право истцов на беспрепятственный доступ к транспортно-пешеходной среде, другим элементам благоустройства города или создает препятствия для доступа оперативных служб к МКД. При этом вопрос распределения бремени доказывания обстоятельств дела между сторонами в рамках гражданского судопроизводства, отношения в сфере благоустройства территории, а также требования, предъявляемые к созданию ограждающих конструкций, регламентируются иными правовыми нормами.

    Как оформить в собственность землю под многоквартирным домом?

    Жители многоквартирного дома имеют право оформить в собственность землю, на которой построен их дом. Это обезопасит их от точечной застройки во дворе, они сами смогут поставить детскую или спортивную площадку, разделить двор под парковочные места, сдать часть земли в аренду и зарабатывать на этом. Подробно об оформлении права собственности на участок под МКД рассказывает адвокат Алина Берест.

    Оформление в собственность земельного участка рядом с многоквартирным домом (придомовой территории) требует некоторых усилий. Это дает владельцам недвижимости ряд преимуществ, но и накладывает обязательства. Сам процесс оформления вполне реален и представляет собой обычную бюрократическую процедуру. Да, придется походить с бумагами, зато вы и соседи сможете сами решать, что будет с землей около вашего дома.

    Сколько земли полагается каждому дому?

    Единого стандарта нет. Чаще всего у многоквартирного дома есть придомовая территория, размеры которой зафиксированы в кадастровом паспорте (точные данные можно получить, сделав запрос в Росреестр). Важно разобраться в терминах: речь действительно идет не только о той земле, которую занимает строение, но и о придомовой территории. Однако это может быть как узкий палисадник вдоль дома, так и участок, на котором находятся детская площадка и паркинг. В соответствии с действующими положениями Жилищного кодекса РФ (а точнее — п. 4 ч. 1 ст. 36), данная территория может быть присвоена жильцами на правах общей долевой собственности.

    Что, что я один могу оформить всю землю на себя? А вдруг сосед уже.

    Это невозможно. Дом ведь многоквартирный, и владение землей подразумевается коллективное. Решение нужно принять на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

    Общее собрание собственников МКД считается правомочным, если в нем приняли участие владельцы помещений в доме (или их представители), обладающие более чем 50% общего числа голосов (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ).

    Получается, если земля уже зафиксирована в кадастровом паспорте, она наша?

    Нет, это не так. Никто не запрещает, но никто и не обязывает владельцев оформлять придомовую территорию в совместное владение. Если вы с соседями хотите оформить землю в собственность, то нужно начинать готовить документы.

    Я узнал, что границы придомового участка не сформированы – что делать?

    Если в кадастровом паспорте нет данных о сформированном участке, не спешите отчаиваться. Любой из собственников или избранная на общедомовом собрании группа может обратиться в орган государственной власти или местного самоуправления с запросом выделить и зафиксировать придомовую территорию (в соответствии с ч. 3, 4 ст. 16 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ и Письма Минэкономразвития России от 05.10.2017 N Д23и-5777). Например, в Москве этим вопросом занимается Департамент городского имущества – он вносит данные в кадастровую карту, если участок размежеван.

    Если межевания не было, следует вызвать кадастрового инженера. Сначала он разрабатывает проект межевания, который следует согласовать с владельцами соседних участков. Этот план утверждается городом и выносится на публичные слушания. После этого инженер готовит финальный межевой план и передает его на регистрацию сам или отдает собственникам МКД, чтобы те подали заявление в Росреестр.

    Мы проверили кадастровый паспорт и провели собрание, что дальше?

    Нужно подать в Росреестр документы для кадастрового учета и оформления участка в долевую собственность. Это можно сделать лично в Росреесте или МФЦ, по почте или на сайте Росреестра. Перед подачей документов нужно уплатить пошлину на услугу (сейчас это 200 рублей).

    Список документов следующий:

    • заявление о государственном учете и регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
    • документ, удостоверяющий личность заявителя или уполномоченного им на то лица, документ, подтверждающий полномочия представителя;
    • кадастровый план или документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом,
    • решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;
    • протокол общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
    • правоустанавливающие документы, подтверждающие права собственников помещений в многоквартирном доме, возникшие до 31 января 1998 года (если в ЕГРН отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав этих собственников).

    Так, что нам все это даст?

    После оформления земли в собственность вы с соседями сможете:

    • самостоятельно принимать решения о строительстве на участке детских площадок, а также благоустраивать его по своему усмотрению, организовывать парковки и т. д.;
    • сдавать часть земли в аренду (и получать прибыль);
    • гарантировать себе защиту от неожиданного вмешательства в жизнь дома местных властей: без согласия собственников власти не смогут передать придомовой участок под строительство, организовать на нем прокладку новых дорог или коммуникаций;
    • регулировать вмешательство на территорию: без согласия собственников будет невозможно организовать коммерческие предприятия (например, открыть автомойку, построить гаражи и т. п.).

    Минусов нет, что ли?

    Без капли дегтя, конечно, тут не обойтись. Придется смириться с тем, что:

    • возрастет стоимость услуг по содержанию земельного участка (тем более что после определения границ его площадь может увеличиться);
    • собственники придомовой территории обязаны нести ответственность за содержание своего земельного участка, а это значит, что уборка снега и мусора, ремонт дорог, тротуаров и элементов благоустройства, содержание зеленых насаждений и все такое прочее — это теперь ваша ответственность;
    • после оформления права собственности могут увеличиться налоговые выплаты (так как может вырасти кадастровая стоимость квартиры или нежилого помещения).

    Получается, что снег нам теперь самим чистить?

    К счастью, это не обязательно. Управлением эксплуатацией благоустроенной территории будут заниматься не сами собственники, а нанятая для этого компания. Это может быть управляющая организация, ТСЖ или Территориальное общественное самоуправление (ТОС). Решение о том, кому доверить родную землю, также следует принять на общедомовом собрании собственников.

    Текст подготовила Александра Лаврова

    Мария Кравченко/ автор статьи

    Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с покупкой, продажей и оформлением недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Мария Кравченко.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    AFINA-VOLGA.RU
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: