Кому принадлежит придомовая территория многоквартирного дома - AFINA-VOLGA.RU

Кому принадлежит придомовая территория многоквартирного дома

Содержание прилегающей территории многоквартирного дома С приходом весны особенно остро встает вопрос о содержании прилегающей территории многоквартирного дома (далее - МКД). В соответствии со

Кому принадлежит придомовая территория многоквартирного дома

Содержание прилегающей территории многоквартирного дома

С приходом весны особенно остро встает вопрос о содержании прилегающей территории многоквартирного дома (далее — МКД).

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ, территория, прилегающая к МКД, является общим имуществом, принадлежащим на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491 прилегающая территория МКД составляет:

участок земли, на котором возведен объект недвижимости;

«зеленые» зоны и прочие элементы озеленения и благоустройства (газоны);

спортивные и детские площадки;

парковочные места и коллективные стоянки для автомобилей;

зоны сушки для белья;

подстанции и трансформаторные будки;

других объектов, необходимых для нормальной эксплуатации дома.

Все перечисленные объекты располагаются в пределах границ, указанных в кадастровом паспорте.

Обеспечение сохранности благоустроенной территории является беспрекословным правом и одновременно обязанностью жителей многоквартирного дома.

Обязанность по благоустройству придомовой территории собственники могут исполнять самостоятельно (посредством ТСЖ) или возложить на управляющую компанию (далее – УК).

Чаще всего такую обязанность собственники перекладывают на УК, включая данное условие в договор и внося регулярные платежи на содержание придомовой территории.

Однако не все УК добросовестно выполняют возложенную на них обязанность.

Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают:

подметание и уборка придомовой территории;

очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, и уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома;

уборка и выкашивание газонов;

прочистка ливневой канализации;

уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка.

Приведенный выше минимальный перечень работ может быть дополнен по взаимному согласию собственников и УК в зависимости от конструктивных особенностей придомовой территории.

Так ГОСТ Р 56195-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза бытовых отходов. Общие требования» устанавливает обширный перечень работ, которые могут входить в услугу текущего содержания имущества МКД:

проведение осмотров имущества в соответствии с пунктом 10 ГОСТ Р 56194;

содержание (ремонт) покрытия тротуаров, дорог и дорожек, расположенных на придомовой территории;

содержание ограждений, въездов, стоянок и других строений, расположенных на придомовой территории;

обустройство мест (контейнерных площадок) для сбора и вывоза твердых и крупногабаритных бытовых отходов;

обустройство мест для складирования угля, дров (при наличии в многоквартирном доме печного отопления);

противопожарную безопасность придомовой территории и имущества расположенного на ней;

уборку придомовой территории;

работу дренажной системы придомовой территории по беспрепятственному отводу дождевой и талой воды;

установку урн для мусора у входов в подъезды и (или) около скамеек;

санитарно-гигиеническую уборку имущества;

безопасное движение пешеходов и транспорта;

беспрепятственный доступ к смотровым колодцам инженерных сетей, источникам пожарного водоснабжения (пожарным гидрантам, водоемам и т.д.), расположенным на обслуживаемой территории;

сохранность и надлежащий уход за существующими зелеными насаждениями;

нормативное или работоспособное техническое состояние объектов благоустройства, расположенных на придомовой территории;

устройство сборников для жидких бытовых отходов (в неканализованных зданиях);

выполнение работ, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду;

обустройство детских, игровых, спортивных и иных площадок.

Обязанность по облуживанию прилегающей территории должна проводиться УК систематически и в установленные сроки. Если Ваша УК не приступила к исполнению обратитесь к ней с письменным заявлением и потребуйте исполнения возложенных на нее по договору обязательств.

УО и благоустройство дворовой территории

Минстрой РФ продолжает работать над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ». На сайте ведомства, в разделе «Документы», можно найти интересную инфографику, в которой представлены принципы благоустройства дворовых территорий.

Предлагаем отвлечься от обсуждения постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 и обратиться к вечному – содержанию общего имущества в МКД.

Земельный участок в составе общего имущества

Дворовая территория – источник вечных споров между собственниками помещений и управляющими организациями. Земельный участок входит в состав ОИ в МКД, если сформирован под МКД и поставлен на кадастровый учёт.

Чаще всего придомовая территория находится в собственности жильцов МКД. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, придомовая территория входит в состав общего имущества в МКД, поэтому собственники помещений МКД должны оплачивать её содержание и благоустройство.

Управляющие же организации за эти деньги содержат придомовую территорию в надлежащем порядке.

Земельный участок под МКД – придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства, которая относится к объектам общего имущества в МКД (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Это общедолевая собственность, поэтому не может стать чьим-то частным владением.

Границы и размер придомовой территории определяются исходя из требований земельного и градостроительного законодательства (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Согласно п. 4 ст. 37 ЖК РФ, их могут изменить только собственники на ОСС, приняв решение о проведении реконструкции.

Кто отвечает за благоустройство придомовой территории

В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФуправляющая организация по договору управления обязуется:

  • выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД,
  • создавать благоприятные и безопасные условия для проживания граждан,
  • предоставлять КУ потребителям в МКД,
  • производить работы и оказывать услуги по содержанию и ремонту ОИ в МКД.

Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества, утверждённых ПП РФ N 491, управляющая организация в том числе:

  • убирает и проводит санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, земельного участка, который входит в состав ОИ,
  • собирает и вывозит ТКО и ТБО,
  • ухаживает за элементами озеленения и благоустройства, объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД.

Но это всё не относится к земельным участкам, не входящим в состав общего имущества в МКД. Перечисленные действия в таком случае осуществляют собственники земельных участков.

Благоустройство дворовой территории

Предлагаем изучить, какие принципы благоустройства дворовой территории выделяет Минстрой РФ. Прежде всего ведомство отмечает, что все дворы России объединяет ряд проблем:

  • нет чётких границ между общегородской территорией и двором,
  • не хватает парковочных мест,
  • не настроено освещение,
  • не развита инфраструктура для разных групп пользователей,
  • не предусмотрены площадки для выгула домашних животных,
  • климатический дискомфорт.

Выделяют шесть типов дворов: с исторической, низкоэтажной, среднеэтажной, среднеэтажной микрорайонной, высокоэтажной микрорайонной и современной высокоэтажной застройкой.

Если вы озабочены благоустройством дворовой территории, то Минстрой РФ рекомендует начать с разграничения частного и общественного пространства двора. Это необходимо для обеспечения комфорта и безопасности различных групп населения.

Для этого необходимо обозначить вход во двор: поставить элементы навигации, фонари. Сформировать периметр двора, причём не обязательно с помощью забора, лучше всего – насадить зелёное ограждение. После – организовать основные и второстепенные проезды, обустроить входы в подъезды: построить пандусы, велопарковки и т.д.

Следующий шаг для формирования комфортной дворовой территории – обустройство парковок. Минстрой РФ рекомендует организовать плоскостную парковку для жильцов дома и линейные – для гостей. Количество парковочных мест рекомендуется обсуждать вместе с собственниками. Обязательно необходимо предусмотреть парковочные места для инвалидов.

Для улучшения освещения дворов нужно установить дополнительные фонари:

  • у входа в дом (5–7 метров),
  • на детских и спортивных площадках (7–9 метров),
  • у проездов (7 метров).

Первая группа пользователей, о которой стоит проявить заботу – дети. Для их разностороннего развития необходимо организовать детские площадки, которые отвечали бы потребностям разных возрастных групп: 0–3 года, 3–7 лет, 7–12 и 12–15 лет.

На детских площадках должны быть установлены:

  • урны,
  • информационный стенд,
  • живая изгородь,
  • мягкие покрытия,
  • места для сидения,
  • навес,
  • настольные игры,
  • тематические игровые комплексы,
  • элементы для активных игр и т.д.

Площадки для взрослых должны быть ориентированы как на занятия спортом, так и на спокойный отдых – включать места для уличных тренажёров, настольного тенниса, настольных игр.

Читайте также  Опасно ли покупать квартиру по переуступке

Обустройство площадок для выгула домашних животных должно повысить санитарное состояние территории и безопасность для жильцов. Такие площадки могут быть неогороженными и огороженными.

На неогороженной площадке необходимо установить информационный стенд, урны, места для сидения и мягкое покрытие. На огороженных – дополнительно поставить калитку.

Экологизация городского пространства

Ещё одна важная и нужная вещь – озеленение территории. Это прямая обязанность управляющих организаций, если, конечно, земельный участок входит в состав общего имущества в МКД.

Новые деревья и кустарники должны повысить уровень климатического контроля и защитить от:

  • шума и ветра,
  • солнца,
  • выхлопных газов.

Разумеется, перечисленное выше не означает, что вся ответственность ложится на плечи управляющих организаций. Над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ» работает коллектив из муниципальных властей, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и ЖК и жильцов.

Пространство двора ограничено, поэтому не стоит пытаться вместить в него всё. В каждом случае это индивидуальный проект и решения. Важно, что такие решения принимаются совместно с жителями домов.

Порядок разработки проекта благоустройства дворовой территории таков:

  • вначале определяется тип двора,
  • проводится зонирование площадки,
  • вместе с жителями обсуждается концепция благоустройства,
  • совместно разрабатывается и утверждается проект,
  • проект реализуется также совместными силами.

Сколько метров от дома придомовая территория многоквартирного дома?

При покупке квартиры её собственник уверен, что все права на приобретенные метры принадлежат исключительно ему. Но мало кто задумывается о том, как обстоит дело с той землей и расположенными на ней объектами недвижимости, которая находится рядом с многоквартирным домом.

Придомовая территория — это территория прилегающая к жилому дому, определенная землеустроительной и градостроительной документацией в пределах участка земли определенной площади.

На ней могут располагаться различные сооружения, нежилые помещения, необходимые для удовлетворения бытовых потребностей жильцов данного дома. Многих интересует вопрос сколько метров придомовая территория многоквартирного дома в 2021 году? Подробнее об этом читайте ниже.

Кому принадлежит?

Собственники квартир не имеют никаких прав на территорию вокруг многоэтажного дома до тех пор, пока она не будет приватизирована, соответственно, не могут распоряжаться ею по собственному усмотрению (ст. 16 ФЗ по Жилищному кодексу №-189).

Благоустройство дома придомовой территории

Конкретных норм, регламентирующие точный размер придомовой территории, отсутствует. В среднем для многоквартирного дома приравнивается 3-6 метров (может быть и больше).

Согласно ст. 36 ЖК РФ, в состав придомовой территории входят:

  • отмостки (водонепроницаемые покрытия, расположенные вокруг здания);
  • проезд, тротуар, полоса озеленения вдоль дома, а также та, которая расположена возле фасада без входов (ее предназначение – обеспечение проезда пожарных машин);
  • детские игровые, спортивные площадки, а также те пешеходные дорожки (тропинки), которые соединяют данные объекты друг с другом;
  • площадки, на которых расположены мусоросборники;
  • участки земли под нежилыми хозяйственными зданиями и сооружениями;
  • парковки, на которых стоят машины жильцов многоквартирного дома;
  • выезды, въезды подземных гаражей и автомобильных стоянок.

Расчет придомовой территории

Из методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков СП 30-101-98 на сегодняшний день существует формула, которая помогает вычислить площадь придомовой территории:

Sнор=У × Sk, где

  • Sнор — придомовая площадь;
  • У — удельная единица доли земли на кв. метр жилья (формируется в зависимости от строительных норм и СНиП);
  • Sk — жилая площадь дома.

Зачем нужна приватизация придомовой территории?

Эта процедура необходима для того, чтобы размещенные возле дома скверы, парки, детские площади не «обрастали» магазинами, промышленными или другими объектами.

Акт приватизации четко регламентирует размер придомового участка, это позволит скорректировать сумму оплаты уборки соответствующей территории.

Оформление собственности

Единственный юридически доступный и легальный вариант приватизации придомовой территории на сегодняшний день – организация ОСМД (объединения совладельцев многоквартирного дома). Важно понимать, что после составления договора она становится собственностью не ОСМД, а принадлежит всем совладельцам многоквартирного дома в равных долях.

ОСМД является юридическим лицом, неприбыльной организацией, основными задачами которой является улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг, управление многоквартирного дома, рациональная эксплуатация объектов совместного пользования жильцов.

Последовательность перевода земли в собственность ОСМД:

  1. На собрании жильцов принимается соответствующее решение о приватизации земли вокруг дома;
  2. Далее следует обратиться в Росреестр с заявлением на оформление права собственности;
  3. Когда разрешение на отведение земельного участка и соответствующее техническое задание готово, необходимо отправиться в землеустроительную организацию с пакетом документов.

Какие документы потребуются:

  • свидетельство о государственной регистрации ОСМД;
  • устав данной организации;
  • справка о включении в Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО);
  • технический паспорт на многоквартирный дом;
  • выписка из государственного реестра о праве собственности;
  • решение членов ОСМД о переходе придомовой территории в приватное пользование;
  • план границ земельного участка.

В свою очередь, землеустроительная организация на основании проекта раздела земли и предоставленных ОСМД документов готовит проект отвода участка. Далее городской совет должен принять решение о переходе территории у дома в собственность жильцов многоквартирного дома и утвердить соответствующий проект.

По результатам всех принятый решений границы участка выносятся на местность, после чего оформляется государственный акт о праве собственности жильцов на землю прилегающую к дому и вносится в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.

Оформление ОСМД и подбор соответствующей документации – энерго-и финансовозатратные мероприятия. Тем не менее, эта процедура имеет ряд преимуществ:

  1. Жильцы могут самостоятельно распоряжаться соответствующим участком земли, отслеживать (корректировать) сумму оплаты уборки придомовой территории.
  2. Приватизация позволяет избежать нежелательных построек в соответствующей зоне и использовать территорию для нужд жильцов многоквартирного дома.

Видео: Границы придомовой территории

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Оформление земли в собственность

У нас квартира в двухквартирном доме. Соседи в 2005 году без межевания присоединили свою половину земельного участка к дому, а в 2013 продали квартиру вместе с землей. Есть кадастровый номер. Теперь мы продаем квартиру, но нашу половину земли оформить не можем, так как дом признан многоквартирным. Как оформить собственность на землю?

Поскольку дом признан многоквартирным (МКД), то собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен МКД, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», далее – Закон о введении в действие Жилищного кодекса РФ).

Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом автора вопроса, образован до введения в действие Жилищного кодекса РФ (до 1 марта 2005 г.) и в отношении этого участка проведен государственный кадастровый учет, то он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД.

В случае если земельный участок, на котором расположен МКД, не образован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, любой собственник помещения в МКД вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 2 и 3 ст. 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ).

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен МКД, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Доли всех собственников квартир признаются пропорциональными площади принадлежащих помещений, т.е. чем больше размер квартиры, тем больше и размер доли в праве на общее имущество в виде земельного участка.

Образование земельного участка, на котором расположен МКД, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые должны совершить необходимые действия, в том числе утвердить проект межевания территории, подготовить межевой план земельного участка и обратиться в Росреестр с заявлением о постановке данного земельного участка на государственный кадастровый учет.

Читайте также  Как осуществляется выписка из квартиры?

С 30 апреля 2021 г. с заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа (ч. 4 ст. 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ).

Если у вас отсутствует утвержденный проект межевания территории, который необходим для определения границ образуемого участка под МКД, то образование земельного участка возможно в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Поэтому отсутствие проекта межевания территории, а также нехватка средств в местном бюджете не может являться основанием для отказа органов местного самоуправления в формировании земельного участка под МКД. Данная позиция также подтверждена и судебной практикой.

Согласно ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в МКД одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома.

Следует учитывать, что государственная регистрация права долевой собственности на общее имущество МКД, в том числе на земельный участок под ним, регистрируется без указания имен собственников помещений в МКД и размеров принадлежащих им долей в праве долевой собственности.

Таким образом, после того, как будет образован земельный участок под многоквартирным домом и придомовой территорией рядом с ним, автор вопроса будет продавать квартиру с пропорциональной ей долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в доме (в том числе соразмерной долей на земельный участок, расположенный под МКД, и придомовой территорией рядом).

Место у подъезда: ваша придомовая территория может вам не принадлежать

Если границы прилегающего к многоквартирному дому участка не определены и он не поставлен на кадастровый учет, то его собственником является государство, а не жильцы. Тогда кто должен его содержать и платить за это? Как участком могут распорядиться? Как жильцам узнать, в чьем ведении он находится, и стать его собственниками?

Если участок под домом не сформирован, то его собственником является государственное или муниципальное образование

Многим может показаться интуитивно понятным, какая именно территория прилегает к конкретному дому. Такому впечатлению зачастую способствуют особенности планировки городской застройки: если некоторые дома вынуждены «делить» между собой общее пространство или вообще не имеют явно выраженной «своей» территории, то участки земли, примыкающие к более обособленным домам, напротив, выглядят как выделенные исключительно для них. Расположенные на таком вроде бы несомненно относящемся именно к этому дому участке земли объекты (зоны прогулок и отдыха, детские и спортивные площадки и т.п.) воспринимаются как «принадлежащие» жителям дома. Но такое мнение далеко не всегда оказывается верным.

Закон действительно устанавливает 1 , что собственникам квартир и нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен дом. Но это правило не начинает действовать полноценно до соблюдения одного условия: участок под домом (и прилегающий к нему) должен быть сформирован, т.е. органы власти должны определить его точные границы (провести межевание), после чего поставить отграниченный объект на кадастровый учет.

Это условие сейчас не соблюдено в отношении земельных участков, прилегающих к большому количеству многоквартирных домов (а если говорить о Москве – то и к большинству домов): участки под ними не сформированы. Это означает, что по закону собственником таких участков является государственное или муниципальное образование. Тогда термин «придомовая территория» имеет крайне неопределенное или условное значение.

Права жильцов на несформированный участок, прилегающий к дому

Собственники помещений многоквартирного дома вправе инициировать процесс формирования земельного участка, на котором расположен их дом. Для этого им нужно принять на общем собрании решение о направлении в органы власти заявления о его формировании. Но итоговый размер и конфигурацию предоставленного участка спрогнозировать довольно сложно. Он точно будет включать «подошву» и отмостку дома. А вот прочая территория, сколь бы очевидно она ни воспринималась как придомовая, может, вопреки ожиданиям, не войти в сформированную площадь. Такое возможно по многим причинам, связанным с градостроительным и земельным зонированием территории данного города (поселения), имеющимися проектами застройки и т.п.

Пока земельный участок не сформирован, жильцы формально не являются его собственниками, но и не остаются вовсе бесправными. Государственные и муниципальные образования, считаясь собственниками таких участков, существенно ограничены в возможностях их использования и распоряжения ими. Они обязаны учитывать те права собственников помещений дома на примыкающую территорию, которые хоть и отсутствуют сейчас, но должны возникнуть в будущем 2 .

Так, орган власти не вправе передать, например для строительства или иных целей, часть того участка, который в дальнейшем должен быть сформирован и стать общим имуществом собственников помещений дома. Если он нарушит этот запрет, собственники смогут оспорить его решение в суде. Для этого им потребуется доказать, что если бы участок уже был сформирован по должным правилам, то он включал бы в себя и часть, незаконно отданную другому лицу (но следует отметить, что такая задача может оказаться крайне сложной).

Кроме того, в некоторых регионах России собственники помещений дома вправе оградить прилегающую к нему территорию от въезда «посторонних» автомобилей (но не прохода пешеходов!) вне зависимости от того, сформирован земельный участок или нет. Например, таким правом обладают собственники помещений в Москве ‒ оно может быть реализовано в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 2 июля 2013 г. № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в г. Москве» (в контексте этого акта «придомовую территорию» следует понимать крайне условно). Для установки ограждения (шлагбаума, ворот и т.п.) собственникам помещений необходимо принять соответствующее решение на общем собрании и получить одобрение совета депутатов муниципального образования.

Обязанность по содержанию придомовых территорий

По общему правилу, содержать свое имущество и уплачивать налоги за него обязан собственник. Существенных исключений из этого правила нет: если участок, прилегающий к многоквартирному дому, не сформирован и считается принадлежащим государственному или муниципальному образованию – его содержат за счет бюджетных средств; если же он считается общим имуществом собственников помещений дома – источником средств на его содержание являются их платежи. То есть пока органы власти бездействуют и не формируют прилегающий к дому земельный участок, собственники помещений экономят на тратах, связанных с его содержанием, например на уборке, ремонте дорог, элементов благоустройства и проч.

Вместе с тем большинство домов сейчас находится в управлении «традиционных» управляющих компаний – по существу, государственных или муниципальных. Независимо от того, кто считается собственником придомового участка, – как правило, его содержит та же управляющая компания. Отличаются только правовые и экономические основания, по которым УК тратит средства на содержание участка: если земля государственная, компания получает за это плату из государственного или муниципального бюджета; если земля передана собственникам, на эти нужды должны использоваться деньги, уплаченные владельцами помещений в качестве жилищно-коммунальных платежей. Однако в силу некоторых причин, связанных с социальной политикой государства, размер платы, вносимой жителями за жилищные услуги, зачастую не зависит от формы собственности на прилегающую к дому землю: обладатели «своей» доли у дома платят столько же, сколько и жители, ожидающие ее выделения.

При существующем разнообразии оснований, по которым разные организации могут оказаться обязанными содержать прилегающую к дому территорию, одним из немногочисленных способов выявить ответственное за нее лицо может оказаться обращение к местному органу власти. Он должен быть осведомлен: если в его ведении находится участок – кому он поручил его содержание; если нет – какая организация управляет домом и обязана содержать землю, ставшую общим имуществом собственников помещений.

Читайте также  Получить лес для строительства дома бесплатно закон

Кардинально иной может быть ситуация у владельцев квартир в домах, которыми управляют частные компании, товарищества собственников жилья или жилищные кооперативы. Эти управляющие организации вынуждены планировать свои сметы ‒ а значит, и размер взносов с каждого метра помещения в доме – таким образом, чтобы обеспечить содержание не только здания, но и участка около него. Владельцы квартир в таких домах могут прочувствовать ощутимость трат на содержание собственной придомовой территории. Впрочем, в подобном случае больший размер платежей должен компенсироваться возможностью более действенного контроля за содержанием территории и эффективными механизмами воздействия на свою управляющую организацию.

(Можно ли не оплачивать ЖКУ, если управляющая компания не занимается содержанием дома, обязательно ли уплачивать взносы на капремонт и как оспорить решение общего собрания – читайте в статье «О чем спорят управляющие компании и жильцы?». Как жильцам отстаивать свои права в споре с УК об отключении воды, отопления или электричества, уборке придомовой территории, оплате коммунальных услуг и о решении общего собрания собственников – читайте в статье «Управляющая компания vs жильцы».)

1 Часть 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

2 Пункты 66–68 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 г.

Энциклопедия решений. Содержание придомовой территории многоквартирного дома

Содержание придомовой территории многоквартирного дома

Жилищным кодексом РФ придомовая территория отнесена к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме (далее — дом). Соответственно, на придомовую территорию устанавливается режим общей долевой собственности собственников помещений в доме (ст. 36 ЖК РФ).

Придомовую территорию следует рассматривать как территорию, прилегающую к жилым зданиям и находящуюся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченную по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями (см. апелляционное определение СК по административным делам Самарского областного суда от 16.09.2016 по делу N 33а-11524/2016, письмо Роспотребнадзора от 07.12.2011).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, пп. «е», «ж» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее — Правила N 491) на придомовой территории размещаются элементы озеленения и благоустройства дома, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки. Указанные объекты размещаются в границах земельного участка, на котором расположен дом.

Использование придомовой территории и элементов благоустройства является правом всех собственников (ст.ст. 36, 44 ЖК РФ). Принятие решений о пределах использования, в том числе введение ограничений пользования придомовой территорией, относится к компетенции общего собрания собственников (п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Если кто-либо из собственников не участвовал в общем собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы, он вправе в течение шести месяцев обжаловать это решение в судебном порядке. При этом срок для обжалования начинает исчисляться со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).

Несение бремени расходов по содержанию придомовой территории возложено на собственников в виде платы за содержание общего имущества (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ). При этом доля обязательных расходов собственника на содержание придомовой территории определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество в доме (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ). Эта доля пропорциональна размеру общей площади принадлежащего собственнику помещения (ч. 1 ст. 37 ЖК РФ).

Жилищное законодательство не ставит обязанность собственника по оплате расходов на содержание придомовой территории в зависимость от факта формирования земельного участка под домом и регистрации права на него (см. постановление ФАС Поволжского округа от 27.06.2013 N Ф06-4363/13, определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 18.02.2015 по делу N 33-1276/2015). Как разъяснено в п. 67 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22, если земельный участок под многоквартирным домом не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, собственники вправе владеть и пользоваться земельным участком под этим домом в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

В соответствии с п. 11 Правил N 491, п.п. 24, 25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, содержание придомовой территории в зависимости от природно-климатических условий расположения дома включает в себя:

1) уборку и санитарно-гигиеническую очистку, в том числе:

а) работы, выполняемые на придомовой территории в холодный период года:

— очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см;

— сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;

— очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);

— очистка придомовой территории от наледи и льда;

— очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка;

— уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд;

б) работы, выполняемые на придомовой территории в теплый период года:

— подметание и уборка;

— очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов;

— уборка и выкашивание газонов;

— прочистка ливневой канализации;

— уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка;

2) содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок;

3) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома объектами, расположенными на придомовой территории;

4) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого дома объектов, расположенных на придомовой территории.

Порядок уборки придомовой территории предусмотрен также п. 3.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.

Требования по содержанию придомовых территорий устанавливаются правилами благоустройства территорий, утверждаемых органами местного самоуправления муниципальных образований (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В качестве примера можно привести Правила благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденные решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61, п.п. 93-100.1 которых установлен порядок содержания придомовых территорий.

Содержание придомовой территории осуществляется управляющей организацией в соответствии с договором управления домом. Управляющая организация отвечает перед собственниками за нарушение своих обязательств по надлежащему содержанию придомовой территории в соответствии с законодательством РФ и договором (п. 42 Правил N 491, см. также решение ВС РФ от 06.12.2011 N ГКПИ11-1629, постановление Тринадцатого ААС от 30.11.2016 N 13АП-26561/16).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: