Кто отвечает за отопление в многоквартирном доме

Отопление Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью

Кто отвечает за отопление в многоквартирном доме

Отопление

Коммунальные услуги — осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в Приложении №1 «Требования к качеству коммунальных услуг» к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Потребитель — лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Исполнитель — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

К отношениям между потребителем и исполнителем при предоставлении коммунальных услуг применяются положения Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила), Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и других нормативных актов.

Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

При этом Правилами установлены требования к качеству коммунальных услуг, в том числе требования к отоплению, а именно:

-бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода;

-обеспечение нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях — не ниже +18°С (в угловых комнатах — +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) — -31°С и ниже — в жилых помещениях — не ниже +20°С (в угловых комнатах — +22°С); в других помещениях — в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;

-давление во внутридомовой системе отопления: с чугунными радиаторами — не более 0,6 МПа (6 кгс/кв.см); с системами конвекторного и панельного отопления, калориферами, а также прочими отопительными приборами — не более 1 МПа (10 кгс/кв.см); с любыми отопительными приборами — не менее чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв.см) превышающее статическое давление, требуемое для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем.

Указанные требования к отоплению применяются при температуре наружного воздуха не ниже расчетной, принятой при проектировании системы отопления, при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений.

Измерение температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется в комнате (при наличии нескольких комнат — в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м. При этом измерительные приборы должны соответствовать требованиям стандартов.

Следует обратить внимание на то, что существует допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +12°С до нормативной температуры; не более 8 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +10°С до +12°С; не более 4 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +8°С до +10°С.

Допустимое превышение нормативной температуры — не более 4°C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) — не более 3°C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

Отклонение давления во внутридомовой системе отопления от установленных значений не допускается.

Исполнитель несет установленную законодательством РФ административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за :

— нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг;

— вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах;

— убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с Правилами;

— моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством РФ, в том числе Правилами.

Условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность

За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.

За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.

За каждый час отклонения от установленного давления во внутридомовой системе отопления суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

Обратите внимание! Потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе РФ «О защите прав потребителей», в следующих случаях:

— если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг;

— если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг;

— если температура воздуха в помещении потребителя (в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и (или) если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в Приложении №1 «Требования к качеству коммунальных услуг» к Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период (установка уплотняющих прокладок в притворах оконных и дверных проемов, замена разбитых стекол, утепление входных дверей в помещение и т.д.);

— если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредставлении;

— в других случаях, предусмотренных договором.

Но необходимо учитывать, что потребители, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Если не греют батареи: куда пожаловаться на плохое отопление в квартире

Какая температура должна быть в квартирах, можно ли снизить расходы на коммунальные услуги, куда пожаловаться и как потребовать перерасчет, если батареи едва греют, — в материале mos.ru.

Сколько градусов должно быть в квартире, офисе и подъезде?

Температура в квартирах должна быть не меньше 18–20 градусов тепла, в офисах — не ниже 20, а в школьных классах — не меньше 18. В помещениях групп детских садов столбики термометров не должны опускаться ниже отметки 22 градуса, в спальнях — ниже 19 градусов. Свои нормы есть и для подъездов. Во время отопительного сезона там не должно быть ниже 16 градусов.

Измерения будут точнее, если соблюдать ряд простых правил. В первую очередь следует закрыть все окна и двери, а термометр держать в метре от пола в центре помещения. Также стоит убедиться, что от батареи и наружной стены до вас не меньше полуметра.

Куда пожаловаться на отопление в квартирах?

Если плохо топят, батареи в квартире греют слабо, а в подъезде настолько прохладно, что изо рта вырывается пар, стоит обратиться в диспетчерскую службу своего района или управляющую компанию. Специалисты должны в этот же день проверить и починить коммуникации.

Если проблему решить не удалось или ваш звонок остался без ответа, то можно сообщить о плохой работе отопительных систем в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Москвы. Заявки об авариях, жалобы и замечания по поводу работы отопительных систем операторы единой диспетчерской службы Департамента круглосуточно принимают по телефону: + 7 (495) 539-53-53. Кроме того, москвичи могут воспользоваться электронной приемной ведомства.

Еще один вариант — позвонить в МОЭК. Сообщения о проблемах с отоплением в квартире, об авариях, выделении пара и других неполадках в системе тепло- и водоснабжения там принимают круглосуточно по телефону: + 7 (495) 539-59-59.

Читайте также  Оформление придомовой территории многоквартирного дома в собственность

Выразить недовольство работой управляющей компании можно через электронную приемную Мосжилинспекции или лично начальнику территориального подразделения. В письменном заявлении нужно кратко описать суть вопроса и приложить копии обращений в управляющую компанию и другие инстанции.

Подать жалобу можно и с помощью мобильного приложения «Госуслуги Москвы» или на портале «Наш город» в разделе «Многоквартирные дома». В последнем случае ответ придет в течение восьми дней.

Как получить перерасчет?

При постоянных перебоях с теплом в квартирах или на лестничной площадке жильцы вправе потребовать перерасчет. Стоимость услуг должны снизить на 0,15 процента за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления. Длительность аварийных отключений отопления во время холодного сезона не должна превышать 24 часов в месяц. Допустимый единовременный перерыв при температуре в квартире от 12 до 18 градусов не может длиться дольше 16 часов, при температуре 10–12 градусов — восьми часов, а если температура в квартире составляет 8–10 градусов, то четырех часов.

Чтобы зафиксировать температурные отклонения, нужно позвонить по телефону единой диспетчерской службы Департамента жилищно-коммунального хозяйства: +7 (495) 539-53-53. Сотрудник управляющей компании сделает замеры и по итогам проверки составит акт.

Документ необходимо передать в центр госуслуг «Мои документы» либо непосредственно в управляющую компанию (если она самостоятельно производит расчеты и начисления).

Плата за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год. То есть начисления за текущий год происходят ежемесячно равными долями в размере одной двенадцатой стоимости услуги, потребленной за предшествующий год. Размер платы за отопление корректируется один раз в год. Сверка объемов проходит в феврале года, следующего за расчетным. По результатам этой работы в первом квартале корректируется сумма платежей по услуге «Отопление» за текущий год.

Как уменьшить платежи за отопление?

В некоторых новостройках столицы радиаторы отопления уже оборудованы индивидуальными счетчиками. Регулируя температуру, жильцы могут уменьшить плату за отопление.

Такую технику можно использовать повсеместно. Но перейти на отопление по индивидуальным приборам учета необходимо одновременно всему дому. Решение должно быть принято на общем собрании собственников. Если же вы установили счетчики без согласия соседей, то передать показания в управляющую компанию не получится. Даже при отключенном радиаторе тепло в квартире сохранится благодаря стоякам отопления. Но платить за него будет вынужден весь дом.

Индивидуальные счетчики собственникам выгодно ставить только при современной горизонтальной системе отопления, когда стояки размещены в подъезде, а к квартирам подводятся две трубы — прямая и обратная. При вертикальной разводке в квартире установлено сразу несколько стояков отопления. В этом случае счетчики придется ставить на каждую трубу, что сведет всю экономию на нет.

Как не платить за лишнее тепло?

Выгоднее установить в доме автоматизированный узел управления системой отопления. Такое оборудование само следит за температурой на улице и в зависимости от нее выбирает режим подачи тепла в квартиры. В этом случае жильцы не сталкиваются с ситуацией, когда на улице уже относительно тепло, а батареи горячие и в помещении так жарко, что приходится открывать окна.

Решение установить умные умное оборудование может принять только собрание собственников квартир. Они же выбирают марку оборудования, сроки монтажа и стоимость последующего обслуживания.

Кто отвечает за отопление в многоквартирном доме

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 февраля 2020 г. N 2993-ОГ/06 Об исполнителе коммунальных услуг, приготовляемых с использованием оборудования, входящего в общее имущество МКД

Вопрос: В МКД готовится общее собрание собственников помещений. По определенным причинам жители хотят перейти на «прямые договоры» с ресурсоснабжающими организациями, и данный вопрос будет «голосоваться» на ОСС. Однако теплоснабжающая организация прислала инициативной группе письмо, в котором разъяснила, что, в случае принятия на ОСС решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, о заключении с каждым собственником помещения в МКД договора с РСО, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, данное решение теплоснабжающая организация исполнить не сможет, потому что:

— МКД имеет централизованную систему теплоснабжения и нецентрализованную систему ГВС;

— теплоноситель подается в ИТП, который входит в состав общего имущества МКД;

— в ИТП теплоноситель распределяется по теплообменникам, в которых происходит нагрев воды и ее развод по системам отопления и ГВС;

— следовательно, услуга по ГВС, и даже услуга по отоплению оказываются с использованием оборудования, к которому теплоснабжающая организация не имеет доступа, за которое не отвечает и которое не эксплуатирует. И у нее в штате даже нет специалистов, которые могли бы эксплуатировать ИТП;

— значит, в данной ситуации переход на прямые договоры с РСО о предоставлении коммунальных услуг невозможен.

В связи с этим просим пояснить, может ли РСО быть исполнителем коммунальных услуг, приготовляемых с использованием оборудования, входящего в общее имущество МКД? Если да, каким способом можно понудить РСО к заключению таких договоров с собственниками жилых помещений МКД?

Ответ: Отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение от 27.01.2020 N 131543 (вх. Минстроя России от 27.01.2020 N 2450-ОГ) и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

Жилищный кодекс Российской Федерации не устанавливает исключений относительно перехода на прямые договоры, в связи с чем переход на прямые договоры в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации по многоквартирным домам, в которых приготовление горячей воды осуществляется с использованием общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, возможен.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг) «коммунальные ресурсы» — холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В свою очередь предоставление коммунальных услуг — это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

При предоставлении коммунальной услуги «горячее водоснабжение» с использованием нецентрализованной системы горячего водоснабжения теплоснабжающая организация и организация, осуществляющая холодное водоснабжение, поставляют коммунальные ресурсы (тепловую энергию на подогрев воды, холодную воду соответственно), но не эксплуатируют оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на котором осуществляется приготовление горячей воды с использованием поставленных коммунальных ресурсов.

В силу пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии со статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Поскольку в схожих отношениях между потребителями коммунальных услуг и организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами расчеты осуществляются на основании пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг, для реализации положений статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ о переходе на прямые договоры в тех случаях, когда горячее водоснабжение осуществляется по нецентрализованной системе горячего водоснабжения, руководствуясь статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, считаем, что в рассмотренном выше случае между ресурсоснабжающими организациями и потребителями коммунальных услуг подлежат заключению договор, содержащий положения о снабжении тепловой энергией для подогрева воды в целях горячего водоснабжения (с теплоснабжающей организацией) и договор холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения (с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение).

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства и не наделен полномочиями по рассмотрению конкретных правовых ситуаций, спорных вопросов применения законодательства, возникающих между юридическими и (или) физическими лицами, а также полномочиями по их юридической оценке.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Начальник отдела управления
жилищным фондом и ОГЖН
Л.Р. Егорова

Обзор документа

Минстрой рассмотрел следующую ситуацию. Многоквартирный дом имеет централизованную систему теплоснабжения и нецентрализованную систему горячего водоснабжения (ГВС). Теплоноситель подается в индивидуальный тепловой пункт (ИТП), который входит в состав общего имущества дома. В ИТП теплоноситель распределяется по теплообменникам, в которых происходит нагрев воды и ее развод по системам отопления и ГВС.

В данном случае между ресурсоснабжающими организациями и потребителями коммунальных услуг заключается договор о снабжении теплоэнергией для подогрева воды в целях горячего водоснабжения (с теплоснабжающей организацией) и договор холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения (с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение).

Читайте также  Деньги на капремонт дома платить или нет

Также Минстрой отметил, что при предоставлении услуги «горячее водоснабжение» с использованием нецентрализованной системы теплоснабжающая организация и организация, осуществляющая холодное водоснабжение, поставляют ресурсы, но не эксплуатируют оборудование, входящее в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Кто ответственный за отопление в квартирах?

Нам всем хорошо знакома ситуация, когда в собственной квартире с наступлением холодов, мы вынуждены доставать дополнительные одеяла, теплую одежду и использовать для обогрева электрические обогреватели. Причина такой ситуации банальна – отвратительное качество отопления жилых помещений. В ряде ситуаций такое положение вещей является временным, выпадая на межсезонье. Однако порой качество отопления в многоквартирных домах в течение всей зимы оставляет желать лучшего. Кто же ответственен за отопление в наших квартирах? Где искать крайнего и что делать? Постараемся ответить на эти и другие, сопутствующие проблеме вопросы.

Состояние системы централизованного отопления. Где и чья зона ответственности

Начнем с официальных документов «Правила и нормы технической эксплуатации объектов жилищного фонда», раздел II гласят – обязанности по содержанию систем коммуникаций в жилых объектах возлагаются на Управляющую компанию. В сферу ее задач и в зону ответственности входит обеспечение нормальной эксплуатации систем отопления жилых объектов, системы канализации и водоснабжения. Данная норма утверждена Постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 года. Поэтому, если ваш дом обслуживает Управляющая компания, все вопросы по поводу нормальной работы отопления к ней.

Организация, на балансе которой находится ваш дом, отвечает за соблюдение нормального температурного режима в помещениях, которые охватывает система централизованного отопления. В компетенции управляющей компании так же находится и контроль над температурой теплоносителя на выходе (обратка).

Сюда так же относится контроль над технической стороной вопроса. Оценка состояния инженерных сетей, проведение плановых регламентных работ и осмотров с целью выявления технического несоответствия общего имущества установленным нормативам – все это и еще многое другое входит в круг обязанностей управляющей компании.

Важно! По результатам осмотра составляются акты, в которых должны быть внесены зафиксированные технические недочеты, указаны даты и способы устранения неисправностей. На основании Актов осмотра собрание собственников жилья в многоквартирном доме может принимать решение о несоответствии отдельных элементов тепловых сетей установленным СНиПам и требовать устранения дефектов. Акты являются официальными документ документами, которые потом можно использовать в различных инстанциях.

Осмотр системы централизованного отопления осуществляется специалистом, в обязанности которого входит устранение обнаруженных неисправностей в работе отопления, а также предотвращение случаев перерасхода тепла жилого объекта. Такой осмотр проводится, как правило, раз в год. По результатам осмотра выполняются соответствующие ремонтные работы, вносятся коррективы в подготовку жилого дома к следующему отопительному сезону.

Оценивая выше сказанное, причем закрепленное на нормативном уровне, видно, кто отвечающий за состояние тепловых сетей в жилом доме и в чью компетенцию входит организация нормальной работы отопительной системы непосредственно в доме. Таким образом, вся ответственность за надлежащее состояние общего имущества перед вами и жильцами других квартир вашего дома возложена на управляющую компанию или ЖЭК, с которым у вас очень теплые и непростые взаимоотношения.

По привычке, когда не работает система отопления, мы пеняем на энергетическую компанию, которая обеспечивает поставку тепла в жилые дома. Мало кто из нас задумывается, что компания-поставщик несет ответственность за температуру теплоносителя, которая должна соответствовать установленным нормативам, за нормальное рабочее давление в магистрали. Ответственность коммунальщиков распространяется на функциональность магистральных сетей до того места, где подключен ваш дом. Дальше за тепло в вашем доме отвечает уже управляющая компания или ЖЭК.


Возможны варианты, когда температура теплоносителя не достаточна для нормального обогрева жилых помещений, наблюдаются перебои с включением централизованного отопления в установленные сроки. В этих случаях ответственность ложится целиком на энергетическую компанию, осуществляющую поставку тепла в ваши квартиры.

В какой последовательности и куда обращаться, если не работает нормально отопление в доме

Кто отвечает за плохое отопление в квартире в первую очередь, мы уже разобрались и установили. Однако каковы последующие наши шаги, если жалоба не возымела должного эффекта и вы продолжаете страдать от недостаточного тепла в квартире, ваш комфорт нарушен и изменений в лучшую сторону не предвидится. Алгоритм следующий:

  • узнайте контактные телефоны аварийных диспетчерских служб департамента жилищно-коммунального хозяйства района, города и звоните при необходимости;
  • обращайтесь с жалобой в местный орган государственной жилищной инспекции;
  • предъявите претензию местной теплоэнергетической компании;
  • подайте заявление в местный орган Федеральной службы по защите прав потребителя (Роспотребнадзор);
  • звоните в местные, районные и городские органы власти;
  • обратитесь с заявлением в местный орган Антимонопольной службы, которая контролирует деятельность энергетических компаний и водоканала;
  • используйте средства массовой информации для огласки существующей проблемы;
  • подайте иск в суд на управляющую компанию, на ЖЭК и теплоэнергетическую компанию ввиду ограничения прав распоряжаться своей собственностью.

Все перечисленные инстанции, так или иначе, отреагируют на ваше обращение. Другой вопрос, насколько это поможет вам решить проблему и в какой способ. Жаловаться лучше последовательно во все инстанции в предложенном выше порядке, по факту выявленного нарушения. Лучше, когда ваша жалоба будет коллективной. В противном случае ваше обращение может попасть под жернова бюрократической машины и затеряться. Все перечисленные организации и органы власти несут ответственность за нормальное функционирование систем жизнеобеспечения в городе, а проблемы с отоплением относятся к разряду первоочередных, особенно в холодное время года.

Отвечать придется всем. Кому перед телекамерами журналистов, кому в суде, а кому на более высоком уровне за нарушения норм температурного режима в жилых зданиях.

Важно! Ваша жалоба может дать больший эффект, если к ней в придачу прикрепить письменное требование о перерасчете платы за содержание и ремонт жилых помещений, а так же за предоставление услуг по отоплению в неполном объеме. Такие действия регулируются соответствующей нормой. Смотрите Постановление Правительства РФ №491 от 13.08.2006 г.

Контроль за соблюдением положенных санитарных норм и правил в квартире ввиду плохой работы отопления, возложен также на обслуживающую компанию. Зафиксированные значительные нарушения температурного режима в жилых помещениях, — это четкий сигнал для ответственной организации устранить выявленные недостатки.

Какие факторы оказывают влияние на температуру в вашей квартире в отопительный сезон

С ответственностью за техническое состояние тепловых сетей в многоквартирном доме мы разобрались. Что касается температуры в отопительный сезон, которая должна быть в квартире, то здесь присутствует ряд факторов, которые ответственность за функциональность возлагают на вас. Что происходит в вашей квартире, какая температура в доме вас устраивает — забота ваша. Никто не может вмешиваться в ваши домашние дела, если это не противоречит установленным нормативам и положениям.

Нередко встречаются ситуации, когда батареи в квартире раскалены докрасна, а в жилых комнатах стоит собачий холод. Или наоборот, начался отопительный сезон, у соседей все работает нормально, а ваши батареи еле теплые. Значит, вы такие нерадивые хозяева и ваша квартира оказалась не готова к наступлению холодов.

На заметку: Элементарные меры по повышению теплоэффективности жилых помещений позволят повысить температуру в квартире на 2-3 0 С. Уплотнение оконных проемов, заделка щелей между панелями, утепление входных дверей, продувка радиаторов отопления — шаги, которые можно сделать самостоятельно.

За качество и техническое состояние батарей в вашей квартире отвечает как управляющая компания, ЖЭК, так и вы. Своевременный осмотр состояния радиаторов в доме позволит устранить воздушные пробки в системе, прочистить батареи. В случае ненадлежащего технического состояния батарей, важно вовремя произвести их замену. Если с батареями вы можете разобраться самостоятельно при поддержке специалистов управляющей компании или ЖЭКа, то устранить другие причины плохого обогрева в доме, проблема не ваша. Работой коммуникаций в доме, функциональностью запорной арматуры занимается ЖЭК, представители управляющей компании.

Для примера. Выяснить, соответствует ли рабочее давление в отопительной системе необходимой величине можно только с участием специалистов и при наличии соответствующего оборудования.

Следует учитывать — любые масштабные объекты, а отопительные системы к ним тоже относятся, не могут быть до конца совершенны. Климатические, технологические, человеческие факторы всегда могут внести коррективу в работу отопительной системы многоквартирного дома. Ошибки могут быть допущены еще на стадии проектирования системы и в процессе строительства жилого дома. Элементарный пример. Использование во время прокладки внутридомовых коммуникаций труб меньшего диаметра, становится одной из основных причин недостаточного теплоснабжения жилых объектов.

Качество системы отопления определит инженер-теплотехник, который может нанести вам визит в ответ на жалобу. Соответствующие замеры, проведенные специалистом, означают одно — управляющая компания пытается выполнять возложенные на нее обязательства. Другое дело, будут ли предприняты в дальнейшем соответствующие действия со стороны ЖЭКа или управляющей компании на устранение недостатков в работе отопительной системы.

Отсутствие реакции на ваши жалобы в управляющую компанию, ставит вас перед выбором. Продолжать бороться за свои права или искать другие, альтернативные источники обогрева в доме. Необоснованные расходы, которые вы будете нести, не получая взамен положенных килокалорий тепла, могут заставить вас более радикально подойти к решению возникшей проблемы. Отказ от централизованного отопления и переход на индивидуальное позволит навсегда забыть о дискомфорте в доме и склоках с разнообразными инстанциями.

Кто отвечает за инженерные системы и оборудование внутри МКД

Речь пойдёт о границах эксплуатационной ответственности управляющих организаций и РСО. Когда потребителям предоставляются коммунальные услуги ненадлежащего качества, нужно определить, кто виноват, а это не всегда просто. ВС РФ разобрался в спорном деле и объяснил, кто отвечает за инженерные системы и оборудование внутри МКД.

Вопрос об исполнителе коммунальной услуги

Инспекция провела внеплановую проверку РСО, в результате которой выяснилось, что одному потребителю коммунальная услуга горячего водоснабжения оказывалась ненадлежащего качества – была ниже установленных нормативом 60℃.

Выяснилось, что между управляющей домом организацией и РСО не заключён договор ресурсоснабжения. В связи с этим исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению является ресурсоснабжающая организация. За горячее водоснабжение потребитель платил непосредственно ей.

Читайте также  Выселение из муниципальной квартиры прописанного человека

Инспекция составила акт и выдала предписание РСО устранить допущенные нарушения. РСО с предписанием не согласилась и обратилась в арбитражный суд.

НПА о качестве коммунальных ресурсов

Суды при рассмотрении дела указали в первую очередь на то, что качество поставляемых в многоквартирные дома коммунальных ресурсов должно соответствовать нормативам СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01».

Кроме того суды ссылались на положения:

  • ст. ст. 65, 71, 198, 201 АПК РФ;
  • ч. 15 ст. 161 ЖК РФ;
  • Правил № 354.

Суд первой инстанции отказал РСО в отмене предписания инспекции, потому что организация является исполнителем КУ по горячему водоснабжению. Следовательно, обеспечивать соответствие температуры поставляемого коммунального ресурса на вводе внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с указанным выше СанПиНом – её обязанность.

Однако апелляционный суд, суд кассационной инстанции, а за ними и Верховный суд РФс такими выводами не согласились.

Граница ответственности РСО

Поставщик коммунальных ресурсов отвечает за их поставку в надлежащем качестве до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения дома. Иное может устанавливать договор ресурсоснабжения (ч. 15 ст. 161 ЖК РФ).

Договоры горячего водоснабжения и водоотведения, которые заключаются с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги (п. 21 Правил № 354).

Если договором не определено иное, РСО отвечает за качество предоставления коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Граница ответственности УО

Лицо, которое отвечает за содержание и ремонт общего имущества в МКД, в пределах оказания данных услуг обеспечивает состояние общего имущества на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 16 ст. 161 ЖК РФ).

РСО поставила горячую воду на границу эксплуатационной принадлежности с температурой 65,0°C. Это значит, что организация выполнила нормы п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 и п. 21 Правил № 354.

При этом, во время проверки температура горячей воды в квартире потребителя составила: на кухне – 41,8 °C, в ванной – 57,2 °C.

Таким образом, температура горячей воды на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения соответствовала установленным нормативам. Нарушение температурного режима выявилось уже в квартире потребителя, а за это несёт ответственность управляющая организация.

В итоге предписание инспекции было признано судами недействительным, потому что инженерные системы и оборудование внутри многоквартирного дома и внутри квартиры не относятся к зоне эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации.

Запомнить

Поставщик отвечает за поставку коммунальных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения дома.

В договоре горячего водоснабжения и водоотведения нужно определить границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги.

Если договором не определено иное, РСО отвечает за качество предоставления коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Инженерные системы и оборудование внутри многоквартирного дома и внутри квартиры не относятся к зоне эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации.

Радиатор отопления в квартире – общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме

Губин Виталий

Не редко у собственников квартир при прорыве радиатора отопления в квартире и причинения материального ущерба как себе, так и собственникам нижерасположенных квартир при их залитии водой, возникает вопрос: А кто же все таки отвечает за надлежащее содержание и ремонт этих радиаторов – сам собственник или управляющая организация (ТСЖ, Кооператив или иное лицо, ответственное за содержание и ремонт общего имущества МКД)? На ком лежит обязанность по возмещению материального ущерба, причиненного залитием квартир?

Ответ на данный вопрос прост: если на ответвлениях от стояков отопления до радиатора отопления установлены отключающие устройства (запорная арматура, перекрывающий кран) то такой радиатор отопления является собственностью собственника жилого помещения и за его надлежащее содержание и своевременный ремонт отвечает собственник. Если такого отключающего устройства на ответвлениях от стояка отопления до радиатора нет, то радиатор является общим имуществом многоквартирного дома, за исправность которого отвечает управляющая организация.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В письме Минстроя России от 1 апреля 2016 г. № 9506-АЧ/04 «По вопросу отнесения обогревающих элементов системы отопления, находящихся внутри помещений многоквартирных домов к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов» указано, что обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одного жилого помещения, в том числе не имеющие отключающих устройств (запорной арматуры), расположенных на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, находящихся внутри квартир, включаются в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Разъяснения о таком применении п. 6 Правил и об отнесении радиаторов, расположенных внутри квартир, к общему имуществу многоквартирного дома дано, в частности, в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 4 сентября 2007 года № 16273-СК/07 «О составе общего имущества в многоквартирном доме».

Внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

По смыслу указанных норм жилищного законодательства Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения.

Следовательно, к такому имуществу относятся только такие обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры.

Согласно позиции, изложенной в Решении Верховного суда РФ от 22.09.2009 г. по делу № ГКПИ09-725, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.). Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке

При отнесении обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) к общему имуществу в многоквартирном доме существенным обстоятельством является наличие или отсутствие на таких элементах отключающих устройств.

Соответственно, находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке в состав общего имущества не включаются.

При отсутствии отключающих устройств перед радиаторами отопления в квартире ответственность за материальный ущерб и моральный вред, причиненный собственникам помещения залитием квартир несет управляющая организация, в силу следующего.

Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни, здоровья и имущества граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 данной статьи).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 этой же статьи).

Как следует из пункта 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.

Надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 16 Правил).

Управляющие организации, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил).

Мария Кравченко/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с покупкой, продажей и оформлением недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Мария Кравченко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AFINA-VOLGA.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: