Приватизация придомовой территории в многоквартирном доме закон

На это указали суды, разбирая дело о сносе забора в бывшем проходном дворе.

Приватизация придомовой территории в многоквартирном доме закон

МКД вправе «отгородиться» забором, даже если жители соседних домов лишатся при этом удобных и коротких путей перемещения по микрорайону

claudiodivizia / Depositphotos.com

Вправе ли МКД огородить свою придомовую территорию и закрыть свой двор, если через него проходит короткая «народная» тропа к остановке, гипермаркету и другим объектам городской инфраструктуры? Вправе – если при этом останутся и иные маршруты, обеспечивающие беспрепятственный доступ к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства, даже если путь по этим иным маршрутам займет больше времени (Определение Конституционного Суда РФ от 30 июня 2020 г. № 1522-О, Определение Брянского областного суда от 10 апреля 2019 г. по делу № 33-1447/2019).

На это указали суды, разбирая дело о сносе забора в бывшем «проходном дворе».

Собственники помещений в МКД, фасад которого выходит на оживленную улицу, провели ОСС и решили поставить вокруг дома забор со шлагбаумом, калиткой и домофоном. Таким образом, доступ во двор всех иных лиц – не собственников помещений и не их гостей – был исключен. Пожарная охрана получила собственный пульт управления от шлагбаума и выдала заключение, что в таком случае шлагбаум не препятствует проезду пожарной техники, и нарушений норм пожбезопасности нет.

Ограда прошла – большей частью – в пределах своего собственного земельного участка, и немножко «зашла» на соседний.

Однако жители ближайших домов – тех, которые расположены в глубине спального района, – обнаружили, что привычные утренние маршруты «на автобус», «в садик» и «за молоком» стали длиннее и неудобнее. Это, в конце концов, обрушило цены на аренду жилья в районе!

Самые активные из обиженных соседей потребовали через суд демонтировать «неудобный» забор, калитку и шлагбаум, и даже выиграли в первой инстанции. Райсуд счел, что забор нарушает право истцов на беспрепятственный доступ к общей транспортно-пешеходной сети (об этом имелось заключение экспертизы), и предписал снести спорное ограждение.

Однако областной суд такое решение отменил:

  • в силу ст. 40 Земельного кодекса собственник земельного участка имеет право, в том числе, возводить сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а в силу ст. 43 ЗК РФ граждане осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению;
  • следовательно, действия собственника по ограждению находящегося в его частной собственности земельного участка сами по себе противоправными не являются;
  • решение об изменении элементов благоустройства прилегающей к МКД территории в границах предоставленного земельного участка принято на ОСС в установленном порядке, данное решение ОСС недействительным не признавалось;
  • спорное ограждение не обладает полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором оно находится, то есть и не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, служит вспомогательной постройкой по отношению к МКД, выполняет лишь обслуживающую функцию посредством создания условий для обеспечения безопасности и предотвращения несанкционированного проникновения на территорию, т.е. возведено для обеспечения безопасности основного объекта – придомовой территории МКД. Следовательно, в силу ст. 135 Гражданского кодекса, п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ является объектом вспомогательного назначения, не относится к объектам капитального строительства и не требует специальных разрешений для его возведения;
  • спорное ограждение относится к элементам благоустройства согласно п. 1.4 Методических рекомендаций, утв. приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 711/пр;
  • ни федеральное, ни региональное законодательство не запрещают возведение металлических ограждений на придомовой территории. Пункт 6.3.2 упомянутых Методических рекомендаций Минстроя России лишь рекомендует применять декоративные ажурные металлические ограждения;
  • кроме того, согласно городским правилам землепользования и застройки, одним из основных видов разрешенного использования в зоне застройки многоэтажными жилыми домами является благоустройство придомовых территорий;
  • правда, согласно местным правилам благоустройства, возведение объектов благоустройства разрешено только на основании согласованных с муниципалитетом проектов, чего в данном случае сделано не было. Однако поскольку привлеченный в качестве третьего лица муниципалитет никаких требований относительно спорного забора не заявлял, ранее демонтировать забор не требовал, то отсутствие согласования проекта установки спорного забора само по себе не может служить основанием для его демонтажа;
  • истцы утверждают, что спорное ограждение нарушает их право беспрепятственного доступа к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства города. Но доказательств этому в деле нет. Заключение эксперта, на которое сослался районный суд, действительно, содержит выводы об ограничении такого права (доступа по кратчайшему направлению). Однако это заключение составлялось исходя из требований СП 59.13330.2012 Свод правил. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», при этом эксперт исходил из необходимости организации прохода с учетом возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках. Согласно п. Б.18 приложения к Своду правил «СНиП 35-01-2001, к маломобильным группам населения относятся инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п. При этом истцы не доказали, что кто-то из них принадлежит к указанным группам населения. Значит, и нет оснований полагать о нарушении их прав в результате отсутствия прохода через придомовую территорию соседнего МКД;
  • кроме того, эксперт в своем исследовании исходил из прекращения возможности пользоваться существующим ранее пешеходным маршрутом, связывающим жителей спорных домов по кратчайшему направлению с основными точками притяжения. Но не указал документа, который бы подтверждал наличие указанного им пешеходного маршрута. Значит, вывод эксперта в данной части необоснован;
  • наконец, существуют и иные маршруты, обеспечивающие беспрепятственный доступ истцов к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства города. Большая протяженность данных маршрутов по сравнению с маршрутом через придомовую территорию МКД-«ответчика» сама по себе не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов истцов;
  • но учитывая, что небольшая часть спорного забора все-таки прошла по «чужой» территории, то вот эту самую «часть», действительно, нужно демонтировать;
  • заявленные истцами требования по сути не связаны со сносом забора, калиток и шлагбаума, а являются по своей правовой природе требованиями об установлении сервитута (права беспрепятственного доступа – прохода, проезда) к принадлежащим истцам помещениям, как для самих истцов, так и для иных лиц, через земельный участок, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений МКД – «ответчика». Вместе с тем, для установления сервитута Гражданским кодексом РФ предусмотрен иной порядок.

Расстроенные истцы попытались пожаловаться в Конституционный Суд РФ, отмечая, что ч. 5 ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ и п. 1 ст. 43 ЗК РФ нарушают ряд положений Конституции РФ, поскольку позволяют собственникам помещений в МКД устанавливать ограждения на земельном участке, находящемся в их общей долевой собственности, без согласования данного вопроса с ОМСУ, и возлагают на граждан обязанность доказывания в суде, что такие ограждения не соответствуют установленным нормам и правилам.

Однако КС РФ отказал в рассмотрении и отметил, что законодательство не содержит общего запрета на возведение ограждений на придомовой территории, а в данном деле не доказано, что спорное ограждение не соответствует требованиям пожарной безопасности, нарушает право истцов на беспрепятственный доступ к транспортно-пешеходной среде, другим элементам благоустройства города или создает препятствия для доступа оперативных служб к МКД. При этом вопрос распределения бремени доказывания обстоятельств дела между сторонами в рамках гражданского судопроизводства, отношения в сфере благоустройства территории, а также требования, предъявляемые к созданию ограждающих конструкций, регламентируются иными правовыми нормами.

Оформление земли в собственность

У нас квартира в двухквартирном доме. Соседи в 2005 году без межевания присоединили свою половину земельного участка к дому, а в 2013 продали квартиру вместе с землей. Есть кадастровый номер. Теперь мы продаем квартиру, но нашу половину земли оформить не можем, так как дом признан многоквартирным. Как оформить собственность на землю?

Поскольку дом признан многоквартирным (МКД), то собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен МКД, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», далее – Закон о введении в действие Жилищного кодекса РФ).

Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом автора вопроса, образован до введения в действие Жилищного кодекса РФ (до 1 марта 2005 г.) и в отношении этого участка проведен государственный кадастровый учет, то он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД.

В случае если земельный участок, на котором расположен МКД, не образован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, любой собственник помещения в МКД вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 2 и 3 ст. 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ).

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен МКД, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Доли всех собственников квартир признаются пропорциональными площади принадлежащих помещений, т.е. чем больше размер квартиры, тем больше и размер доли в праве на общее имущество в виде земельного участка.

Образование земельного участка, на котором расположен МКД, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые должны совершить необходимые действия, в том числе утвердить проект межевания территории, подготовить межевой план земельного участка и обратиться в Росреестр с заявлением о постановке данного земельного участка на государственный кадастровый учет.

С 30 апреля 2021 г. с заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа (ч. 4 ст. 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ).

Если у вас отсутствует утвержденный проект межевания территории, который необходим для определения границ образуемого участка под МКД, то образование земельного участка возможно в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Поэтому отсутствие проекта межевания территории, а также нехватка средств в местном бюджете не может являться основанием для отказа органов местного самоуправления в формировании земельного участка под МКД. Данная позиция также подтверждена и судебной практикой.

Согласно ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в МКД одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома.

Читайте также  Как перенести дверной проем в панельном доме

Следует учитывать, что государственная регистрация права долевой собственности на общее имущество МКД, в том числе на земельный участок под ним, регистрируется без указания имен собственников помещений в МКД и размеров принадлежащих им долей в праве долевой собственности.

Таким образом, после того, как будет образован земельный участок под многоквартирным домом и придомовой территорией рядом с ним, автор вопроса будет продавать квартиру с пропорциональной ей долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в доме (в том числе соразмерной долей на земельный участок, расположенный под МКД, и придомовой территорией рядом).

Как оформить в собственность землю под многоквартирным домом?

Жители многоквартирного дома имеют право оформить в собственность землю, на которой построен их дом. Это обезопасит их от точечной застройки во дворе, они сами смогут поставить детскую или спортивную площадку, разделить двор под парковочные места, сдать часть земли в аренду и зарабатывать на этом. Подробно об оформлении права собственности на участок под МКД рассказывает адвокат Алина Берест.

Оформление в собственность земельного участка рядом с многоквартирным домом (придомовой территории) требует некоторых усилий. Это дает владельцам недвижимости ряд преимуществ, но и накладывает обязательства. Сам процесс оформления вполне реален и представляет собой обычную бюрократическую процедуру. Да, придется походить с бумагами, зато вы и соседи сможете сами решать, что будет с землей около вашего дома.

Сколько земли полагается каждому дому?

Единого стандарта нет. Чаще всего у многоквартирного дома есть придомовая территория, размеры которой зафиксированы в кадастровом паспорте (точные данные можно получить, сделав запрос в Росреестр). Важно разобраться в терминах: речь действительно идет не только о той земле, которую занимает строение, но и о придомовой территории. Однако это может быть как узкий палисадник вдоль дома, так и участок, на котором находятся детская площадка и паркинг. В соответствии с действующими положениями Жилищного кодекса РФ (а точнее — п. 4 ч. 1 ст. 36), данная территория может быть присвоена жильцами на правах общей долевой собственности.

Что, что я один могу оформить всю землю на себя? А вдруг сосед уже.

Это невозможно. Дом ведь многоквартирный, и владение землей подразумевается коллективное. Решение нужно принять на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

Общее собрание собственников МКД считается правомочным, если в нем приняли участие владельцы помещений в доме (или их представители), обладающие более чем 50% общего числа голосов (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ).

Получается, если земля уже зафиксирована в кадастровом паспорте, она наша?

Нет, это не так. Никто не запрещает, но никто и не обязывает владельцев оформлять придомовую территорию в совместное владение. Если вы с соседями хотите оформить землю в собственность, то нужно начинать готовить документы.

Я узнал, что границы придомового участка не сформированы – что делать?

Если в кадастровом паспорте нет данных о сформированном участке, не спешите отчаиваться. Любой из собственников или избранная на общедомовом собрании группа может обратиться в орган государственной власти или местного самоуправления с запросом выделить и зафиксировать придомовую территорию (в соответствии с ч. 3, 4 ст. 16 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ и Письма Минэкономразвития России от 05.10.2017 N Д23и-5777). Например, в Москве этим вопросом занимается Департамент городского имущества – он вносит данные в кадастровую карту, если участок размежеван.

Если межевания не было, следует вызвать кадастрового инженера. Сначала он разрабатывает проект межевания, который следует согласовать с владельцами соседних участков. Этот план утверждается городом и выносится на публичные слушания. После этого инженер готовит финальный межевой план и передает его на регистрацию сам или отдает собственникам МКД, чтобы те подали заявление в Росреестр.

Мы проверили кадастровый паспорт и провели собрание, что дальше?

Нужно подать в Росреестр документы для кадастрового учета и оформления участка в долевую собственность. Это можно сделать лично в Росреесте или МФЦ, по почте или на сайте Росреестра. Перед подачей документов нужно уплатить пошлину на услугу (сейчас это 200 рублей).

Список документов следующий:

  • заявление о государственном учете и регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя или уполномоченного им на то лица, документ, подтверждающий полномочия представителя;
  • кадастровый план или документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом,
  • решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;
  • протокол общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
  • правоустанавливающие документы, подтверждающие права собственников помещений в многоквартирном доме, возникшие до 31 января 1998 года (если в ЕГРН отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав этих собственников).

Так, что нам все это даст?

После оформления земли в собственность вы с соседями сможете:

  • самостоятельно принимать решения о строительстве на участке детских площадок, а также благоустраивать его по своему усмотрению, организовывать парковки и т. д.;
  • сдавать часть земли в аренду (и получать прибыль);
  • гарантировать себе защиту от неожиданного вмешательства в жизнь дома местных властей: без согласия собственников власти не смогут передать придомовой участок под строительство, организовать на нем прокладку новых дорог или коммуникаций;
  • регулировать вмешательство на территорию: без согласия собственников будет невозможно организовать коммерческие предприятия (например, открыть автомойку, построить гаражи и т. п.).

Минусов нет, что ли?

Без капли дегтя, конечно, тут не обойтись. Придется смириться с тем, что:

  • возрастет стоимость услуг по содержанию земельного участка (тем более что после определения границ его площадь может увеличиться);
  • собственники придомовой территории обязаны нести ответственность за содержание своего земельного участка, а это значит, что уборка снега и мусора, ремонт дорог, тротуаров и элементов благоустройства, содержание зеленых насаждений и все такое прочее — это теперь ваша ответственность;
  • после оформления права собственности могут увеличиться налоговые выплаты (так как может вырасти кадастровая стоимость квартиры или нежилого помещения).

Получается, что снег нам теперь самим чистить?

К счастью, это не обязательно. Управлением эксплуатацией благоустроенной территории будут заниматься не сами собственники, а нанятая для этого компания. Это может быть управляющая организация, ТСЖ или Территориальное общественное самоуправление (ТОС). Решение о том, кому доверить родную землю, также следует принять на общедомовом собрании собственников.

Текст подготовила Александра Лаврова

Споры о праве на придомовую территорию

Новый всплеск интереса к вопросу о правах жильцов многоквартирных домов (далее – МКД) на придомовую территорию вызвало апелляционное определение Московского городского суда от 14 июля 2020 г. по делу № 33-24329/2020. Жители района «Останкино» г. Москвы обратились с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы и Казенному предприятию г. Москвы «Управление гражданского строительства» о частичном оспаривании договора безвозмездного пользования земельным участком площадью 8600 кв. м., предоставленным для строительства гимназии (снос и новое строительство) в рамках программы реновации.

Суд первой инстанции отказал гражданам в удовлетворении иска по той причине, что земельный участок под домом не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и находится в собственности города. Следовательно, он не относится к общему имуществу МКД, поэтому его жильцы лишены возможности владеть и пользоваться участком.

С этими выводами не согласился Мосгорсуд, указав, что Департамент городского имущества г. Москвы как представитель органа государственной власти по распоряжению имуществом столицы не вправе распоряжаться землей, предоставленной под строительство и эксплуатацию МКД, в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под указанным многоквартирным домом. В свою очередь, истцы как собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, – т.е. в тех границах, в которых придомовая территория была ранее в установленном законом порядке определена до ее образования в результате межевания.

Отсутствие кадастрового учета земельных участков под МКД – частое явление, встречающееся повсеместно. Это обусловлено тем, что массовое жилищное строительство проводилось еще в советские годы, а системы кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимое имущество были введены только к концу 90-х гг. ХХ в. Таким образом, в сведениях ЕГРН в настоящее время содержится информация лишь о тех земельных участках, которые были образованы после создания указанной системы.

Новых домов эта проблема практически не касается, так как после вступления в силу Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.) 1 дом нельзя ввести в эксплуатацию, если участок под ним не сформирован (не поставлен на государственный кадастровый учет) 2 .

Отметим, что выводы Мосгорсуда не являются принципиально новыми, а лишь повторяют изложенную в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 (ред. от 23 июня 2015 г.) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» позицию, следование которой, кстати, является для нижестоящих судов обязательным. Решения с аналогичной правовой позицией принимались и ранее. 3

Особенно часто споры о правомерности установления границ земельных участков, образующих придомовую территорию, а также о праве распоряжения ими публично-правовыми образованиями (городом федерального значения, муниципалитетом) возникают в случае проведения строительства по программе «Реновация» в Москве.

Такие споры можно разделить на четыре большие категории:

  • о праве распоряжаться придомовой территорией МКД;
  • об отказе публично-правового образования (города федерального значения, муниципального образования, в чью компетенцию входит соответствующий вопрос) обеспечить формирование земельного участка, на котором расположен МКД;
  • об отказе публично-правового образования выполнить работы, необходимые для формирования участка;
  • о границах участков, предназначенных для размещения МКД.

Для ответа на вопрос о том, как избежать указанных проблем, следует сначала определиться, о каком участке и какой придомовой территории идет речь.

Что понимается под земельным участком жилого дома и придомовой территорией

Это земельный участок, на котором расположен МКД с элементами озеленения и благоустройства, а также размещены иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Границы и размер (площадь) участка, на котором расположен дом, определяются органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, а также требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Отметим, что в случае формирования земельного участка под МКД вероятно определение его границ в соответствии с фактически сложившимся землепользованием. Об этом ранее высказалась Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в Кассационном определении от 27 мая 2020 г. № 89-КАД20-1-К7. При этом важное значение имеет срок фактического землепользования территорией, на которой расположен МКД 4 .

В соответствии с судебной практикой образуемый под домом земельный участок должен включать: объекты благоустройства дворовой территории, газгольдер, хозяйственную площадку для сушки белья, почтовые ящики, детскую и спортивную площадки, озеленение 5 .

Для обоснования границ формируемого участка жильцы МКД могут опираться на Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденные Приказом Минстроя России от 7 марта 2019 г. № 153/пр, а также Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденные Приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 г. № 59. Согласно судебной практике кондоминиум является гарантией прав собственников на приобретение земельного участка, занятого домом.

Читайте также  Ипотека на реконструкцию дома

Если границы участка под МКД не сформированы…

Основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 мая 2010 г. № 12-П (далее – Постановление КС № 12-П) указал, что для обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах в ЖК РФ закреплено общее правило о принадлежности участка собственникам помещений в расположенном на нем доме (ч. 1 и 2 ст. 36 Кодекса). При этом во Вводном законе определены специальные порядок и условия перехода такого участка в общую долевую собственность собственников помещений в МКД, который на нем расположен.

В соответствии с указанным порядком переход земельного участка в общую долевую собственность связан с завершением процесса его формирования и проведения государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов госорганов или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности, как и госрегистрации права общей долевой собственности на участок в ЕГРН не требуется.

Если участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, земля под МКД является собственностью соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в доме вправе владеть и пользоваться данным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества. При определении пределов правомочий собственников помещений в МКД по владению и пользованию указанным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

Таким образом, если участок под жилым домом не поставлен на кадастровый учет, это не лишает собственников помещений в нем права использовать придомовую территорию, в том числе под установку ограждений и шлагбаумов (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г. по делу № 33 11827/2016).

С момента формирования участка и его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).

Согласно ст. 305 ГК РФ в указанных случаях собственники помещений как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав владения и (или) пользования данным участком, в том числе от его собственника. Они вправе также оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен жилой дом, разработке документации по планировке территории (ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ), а также предшествующие распоряжению участком действия – в частности, решения о предоставлении участка для строительства, о проведении торгов по продаже участка или права на заключение договора его аренды и т.д.

Если в результате таких действий госоргана у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации МКД, собственники помещений в доме могут обратиться в суд с иском об оспаривании соответствующего права третьих лиц или об установлении границ участка.

Формирование участка под МКД

Позиция, изложенная в Постановлении КС № 12-П, состоит в том, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, в общую долевую собственность собственников помещений необходимо и достаточно формирования данного участка органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, а также постановки участка на кадастровый учет — при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении участка, ни госрегистрации права общей долевой собственности на него в ЕГРН не требуется.

Согласно подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного МКД (Письмо Росреестра от 11 апреля 2018 г. № 14-03826-ГЕ/18 «О возможности образования земельного участка» вместе с Письмом Минэкономразвития России от 6 марта 2018 г. № Д23и-1133).

В иных случаях образование участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения участка (участков) на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания.

При этом границы участков под МКД должны учитывать земли общего пользования и не должны их пересекать. Исходя из п. 12 ст. 85 ЗК РФ территориями общего пользования являются участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В противном случае такой проект межевания может быть оспорен (см., например, Кассационное определение ВС от 22 мая 2019 г. № 67-КА19-1).

Следует также обратить особое внимание на необходимость соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, направленных на формирование участка под МКД. Кроме того, должны быть проведены полное обследование, а также объективная и всесторонняя оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и допустимости планировочной обособленности выделяемых участков, а проект межевания территории, в соответствии с которым образуется участок, должен пройти публичные слушания (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 6 августа 2019 г. № 5-КГ19-140).

Вместе с тем обращение любого собственника помещений в МКД в госорганы с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом, должно рассматриваться как основание для формирования участка и его кадастрового учета, что не отменяет необходимости формирования и кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление КС № 12-П).

Поскольку формирование участков, на которых расположены МКД, относится к области публичных правоотношений, госорганы, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования участка имеются все предусмотренные законом основания (апелляционное определение Мосгорсуда от 28 мая 2019 г. по делу № 33а-2886; кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 февраля 2020 г. № 88а-1594/2020).

Указанные действия (бездействие) госоргана могут быть оспорены собственниками помещений. Конкретная процедура оспаривания будет зависеть от способа управления МКД (ТСЖ, управляющая компания и др.).

1 Статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон).

2 Часть 6 ст. 16 Вводного закона.

3 Апелляционное определение Московского областного суда от 6 апреля 2015 г. по делу № 33-7685/2015, 33-7992/2015; Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

4 Определение ВАС РФ от 1 октября 2012 г. № ВАС-12039/12 по делу № А66-10449/2010.

5 Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

Как приватизировать придомовую территорию многоквартирного дома?

Объектом сделки такого характера может быть любое имущество. В том числе возможна и приватизация придомовой территории в многоквартирном доме. В этом случае недвижимость передается в общую долевую собственность по правилам, установленным действующим законодательством.

Чтобы получить землю в собственность, потребуется оформить обращение, собрать необходимые документы и направить их владельцу земельного участка. Затем нужно внести изменения в кадастровый учет и обратиться в Росреестр для регистрации прав.

Основные понятия

Основными понятиями, которые имеют значение в случае с приватизацией такой территории, являются многоквартирный дом (МКД) и придомовая территория. В данном случае надо четко понимать суть каждого из них, чтобы избежать проблем в реализации процедуры.

Многоквартирный дом

Суть такого определения заключается в его названии. В данном случае это строение с отдельными квартирами. Речь идет об обособленных помещениях, оборудованных отдельными входами и принадлежащих разным собственникам. То есть каждая квартира является самостоятельным помещением. Такое строение отличается от частного домовладения. Последнее также может иметь несколько помещений и даже этажей. Но оно является целостным жильем, поскольку возводится, как правило, для проживания одной семьи, в отличие от многоквартирного дома.

Придомовая территория

Придомовая территория отличается от земельных участков другого назначения. В данном случае речь идет о границах.

Сюда можно отнести, детские игровые и спортивные площадки, а также стоянки для транспортных средств, которые были предусмотрены планом строительства дома. В то же время не вся прилегающая территория может быть приватизирована. Проезды, скверы, технические коммуникации, кабельные сети и прочие места общего пользования в собственность людей не передаются.

Право на приватизацию

Правом на приватизацию двора наделен каждый проживающий в доме. При этом претендент должен соответствовать нескольким требованиям. Прежде всего, это гражданство. Человек должен иметь паспорт РФ. Для иностранцев участие в приватизации исключено. Далее необходимо иметь на руках документы, подтверждающие право на проживание в данном многоквартирном доме. Это может быть свидетельство или договор купли-продажи, мены, дарения. Ещё одним обязательным документом является справка о том, что человек участвует в процедуре впервые.

Кто может быть инициатором

В качестве инициаторов могут выступать:

  1. Компания-застройщик, если речь идет о новом много- или малоэтажном доме.
  2. Собственники помещений, через единого законного представителя.
  3. Каждый проживающий в отдельности.
  4. Представители управляющих компаний.
  5. Предприниматели и юридические лица.

Следует отметить, что прилегающая к дому территория приватизируется только при наличии прав на квартиру. В противном случае претендент не сможет принять участие в процедуре.

Документация

Чтобы начать приватизацию придомовой территории, необходимо представить ряд документов. Прежде всего, это заявление.

В нем надо указать:

  1. Название и адрес органа, в который обращение направляется.
  2. Сведения об инициаторе.
  3. Описание территории – место нахождения, общая площадь.
  4. Просьба о передаче участка в собственность.
  5. Перечень прилагаемой документации.
  6. Дата обращения и подпись инициатора.

К заявлению должны прилагаться – паспорт на дом, протокол общего собрания, сведения о собственниках помещений, план территории, документы на представителя. Все сведения направляются в виде оригиналов или заверенных копий.

Порядок приватизации

Процедура приватизации прилегающей территории складывается из нескольких последовательных этапов.

  1. Общее собрание жильцов дома.
  2. Получение согласие каждого.
  3. Выбор ответственных лиц.
  4. Подготовка кадастровой документации на участок.
  5. Определение границ территории.
  6. Обращение в орган местной власти.
  7. Заключение договора о приватизации. В данном случае каждый будет являться владельцем территории на правах долевой собственности.
  8. Регистрация права собственности в Росреестре.

Каждый из этапов должен быть реализован последовательно, в противном случае приватизация территории будет невозможна.

Обращение в муниципалитет

Если земельный участок выделялся застройщику на правах аренды, то потребуется обратиться к местной администрации за получением разрешения на приватизацию. Суть просьбы будет заключаться в передаче территории в долевую собственность жильцов.

При себе законный представитель должен иметь паспорт, доверенность, выписку из решения общего собрания владельцев квартир, план участка.

Обратиться в местную администрацию представитель может несколькими способами. В этом случае законом не установлено ограничений. То есть представитель может использовать любой из вариантов, применяемых на практике.

Чаще всего заинтересованные лица обращаются в муниципалитет самостоятельно. Для этого необходимо прийти в местную администрацию лично. В таком случае заявление можно оформить на месте. При этом человек вправе получить консультацию по всем интересующим вопросам. Также можно убедиться, что заявление зафиксировано и будет рассмотрено.

Читайте также  Когда можно продать квартиру полученную по завещанию

Почтовое отправление также допускается законом. Такой вариант предусматривает использование заказной корреспонденции с уведомлением о вручении адресату. Указанный способ имеет ряд недостатков. Прежде всего необходимо будет оформить обращение самостоятельно. Это может стать причиной ошибок или неточностей, из-за чего может быть получен отказ в удовлетворении просьбы. Также в процессе передачи нельзя будет устранить неточности сразу и получить разъяснения по интересующим вопросам.

Переслать документы можно и по интернету. Такой вариант используется в случаях, когда инициатор находится достаточно далеко от местной администрации. Для реализации указанного способа необходимо иметь в своем распоряжении электронную почту, а также перевести все данные в цифровой формат.

Для экономии времени и сил можно обратиться в многофункциональный центр. Такой вариант самый простой и оптимальный для любого инициатора. В этом случае услуга оказывается на безвозмездной основе. Необходимо будет представить только те документы, которые имеются на руках. Специалисты центра окажут помощь в оформлении заявления, истребуют необходимую информацию, а также перешлют данные по назначению.

Любой из вариантов заинтересованное лицо определяет самостоятельно, в зависимости от особенностей сложившейся ситуации и своих возможностей. После того как все переданные данные будут детально изучены, между жильцами дома и местной администрацией заключается договор о приватизации.

Кадастровый учет

Кадастровый учет является одним из обязательных этапов приватизации придомовой территории. В данном случае речь идет об основных характеристиках земельного участка – площади, границах, месте расположения. В специальной базе данных содержится информация указанного характера. Без неё невозможно будет реализовать любую имущественную сделку с земельным участком, в том числе и приватизировать. Для этого заинтересованные лица должны направить необходимую информацию в уполномоченную официальную инстанцию.

После, на условиях заключенного договора, будут проведены кадастровые работы и изготовлен паспорт. В завершении территории присвоят специальный номер, который содержит в себе все данные об участке.

Регистрация в Росреестре

Завершающим этапом приватизации придомовой территории является обращение в органы Росреестра. Это необходимо для регистрации права собственности. В этом случае инициатору нужно будет оформить письменное заявление. Хотя и допускается использование обычной офисной бумаги, при посещении регистрирующего органа инициатору будет выдан типографский бланк и оказана практическая помощь в его заполнении.

В тексте должно быть указано следующее:

  1. Наименование и адрес регистрирующего органа.
  2. Сведения об инициаторе или его представителе – фамилия, имя, отчество, данные паспорта и доверенности, место проживания, номер телефона для контактов.
  3. Информация о приватизируемой территории – адрес расположения, общая площадь, границы.
  4. Основания для обращения. В данном случае это будет переход в собственность.
  5. Само ходатайство о регистрации прав.
  6. Перечень прилагаемой документации.
  7. Дата заявления и подпись инициатора.

К обращению надо приложить бумаги, которые будут подтверждать обоснованность ходатайства. К ним отнесены – паспорт, доверенность законного представителя, кадастровый паспорт участка, договор о приватизации, квитанция об оплате государственной пошлины. Размер оплаты составит двести рублей для каждого участника имущества. Обратиться в Росреестр можно способами, аналогичными направлению обращения в муниципальную инстанцию, то есть лично, через законного представителя, интернет, МФЦ или по почте. Срок регистрации занимает семь рабочих дней. Если информация направлялась через многофункциональный центр, то права будут зафиксированы в течение девяти рабочих суток. После этого, каждый из участников получит свидетельство. Такие документы могут быть выданы на руки под подпись либо через многофункциональный центр.

Права и обязанности жильцов после приватизации

После завершения процедуры приватизации все участники наделяются определенными правами и берут на себя некоторые обязанности, касающиеся полученной в собственность территории. Прежде всего, на них возлагается ответственность по содержанию участка. Они будут обязаны облагораживать территорию, убирать и вывозить мусор, в том числе опавшую с деревьев листву, очищать от снега, демонтировать старые и возводить новые объекты, устанавливать ограду, создавать места для парковки транспортных средств. Следует отметить, что жильцы не обязаны делать это самостоятельно. Они могут заключать договора об оказании услуг с соответствующими компаниями.

Порядок приватизации придомовой территории многоквартирного дома

Приватизация придомовой территории достаточно легкая процедура, подразумевающая под собой процесс получения жильцами в собственность участка земли, располагающегося непосредственно вокруг многоквартирного здания. До проведения приватизации территория, находящаяся под домом и вокруг него принадлежит муниципалитету. После осуществления данной процедуры земля переходит в общее владение жильцов. Распоряжаться данной землей можно только совместно, а решения по использованию принимаются на общем собрании проживающих.

Общие сведения

Обязанность по подготовке всей кадастровой документации на возведенное жилое здание возлагается на застройщика. Жильцы могут переехать в новое жилье на правах хозяев сразу после введения многоквартирного здания в эксплуатацию. Кроме собственнических прав на сами квартиры они также приобретают право на владение придомовой территорией. То есть еще на этапе передачи жильцам, земля, располагающаяся под домом и вокруг него, оформляется в собственность заселяющихся граждан. Соответственно необходимость в приватизации отпадает.

Если строительство многоэтажного дома было окончено давно, а именно до 2005 года, то владельцем территории вокруг здания является администрация. В таком случае жильцы могут организовать процесс приватизации, однако приватизации принадлежит лишь часть земли.

Под приватизацию не подпадают:

  • проезды;
  • кабельные сети;
  • коммуникации;
  • скверы, парки.

Законодательство

Вопросы, касающиеся придомовой территории в целом, а также нюансы ее приватизации, использования и распоряжения регулируются следующими нормами законодательства:

  1. Нормы Гражданского кодекса.
  2. Земельное законодательство (ЗК РФ).
  3. ФЗ «О введении в действие ЖК РФ».
  4. Градостроительный кодекс РФ.
  5. Жилищный кодекс.
  6. Закон РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1.
  7. Обзор ВС от 29 ноября 2014 года.
  8. Постановление Правительства от 13 августа 2006 года № 491.
  9. Санитарные правила и нормы.

Нужна ли приватизация

Если на придомовую землю не оформлены собственнические права, в любой момент ее могут отдать в использование другим лицам. В таких случаях непосредственно рядом с домом появляются платные стоянки, гипермаркеты и заправки, причем данные строения возводятся за счет сокращения игровых, спортивных и детских площадок. Пострадать могут также возведенные жильцами строения и сады, создается опасность наезда на пешеходов внутри двора.

Возмущения и требования проживающих людей в таких ситуациях обычно не приводят к должному воздействию. Остается только обращаться в администрацию, причем коллективно. Если же придомовой землей владеют собственники квартир, то без их согласия возведение каких-либо построек будет считаться противоправным. Однако прежде чем преступать к разгосударствлению такой земли необходимо рассмотреть плюсы и минусы приватизации придомовой территории.

Получение земли во владение предоставляет жильцам следующие преимущества:

  • защита двора от возведения нежелательных строений (магазинов, стоянок);
  • возможность получения жильцами дополнительного дохода (средства должны идти только на благоустройство и ремонт здания) за счет сдачи в аренду;
  • приватизация проводится бесплатно.

Основные недостатки владения дворовой землей:

  • расходы на земельный налог;
  • обязанности по уборке, содержанию и облагораживанию участка;
  • ограниченный перечень объектов, которые можно возвести или установить;
  • постоянная необходимость согласования действий с администрацией.

Процесс приватизации

Регистрацией земли занимается строительная компания, отвечающая начало эксплуатации дома. Приватизированный двор автоматически переходит в долевое владение жильцов. При приобретении жилплощади в новостройке, покупатель сразу получает долю в придомовом участке МКД. Если дом построен до принятия ЖК РФ, а участком владеет администрация ­– инициатива разгосударствления должна исходить от самих жильцов.

В список инициаторов входят:

  • строительные фирмы, осуществляющие застройку;
  • владельцы квартир (коллективно, через представителя);
  • отдельные собственники (лично, по собственной инициативе);
  • управляющая компания.

Пошаговая инструкция по приватизации

Процедуру приватизации придомовой земли можно условно разделить на две части:

  1. Обращение в муниципалитет, для получения согласия на приватизацию.
  2. Регистрация собственнических прав в Росреестре.

Алгоритм действий для разгосударствления придомового участка МКД включает в себя следующие действия:

  1. Организация собрания владельцев квартир – инициатива исходит от выбранных глав МКД. Необходимости в 100 % явке жильцов нет. Главная задача – сообщить о собрании.
  2. Получение согласия на приватизацию – за проведение процедуры должно проголосовать большинство собравшихся владельцев. Информация о мероприятии и участвующих лицах вносится в протокол. Данный документ прилагается к основному пакету бумаг.
  3. Подготовка кадастровой документации – выбор ответственного человека (необходима доверенность), который займется процедурой установления границ двора: подготовит заявление в земельный департамент для проведения межевания участка и при необходимости обратится в Росреестр для получения кадастрового паспорта.
  4. Посещение администрации – со списком нужной документации доверенный человек обращается в жилищный отдел муниципалитета. После проверки бумаг подписывается постановление о передаче двора во владение жильцов.
  5. Оформление собственнических прав в локально отделении Росреестра. Работники обработают подаваемую документацию, проверят полученные сведения и внесут данные в государственную базу. Владельцам квартир будет выдана общая выписка из реестра.

Некоторые пункты инструкции могут меняться в зависимости от разновидности дома. Но в целом, данный порядок приватизации придомовой территории является универсальным.

Необходимые бумаги

Работники администрации требуют от заявителей предоставление следующих бумаг:

  • заявка на приватизацию;
  • заверенную в нотариате доверенность;
  • копию протокола встречи владельцев;
  • лист регистрации присутствующих;
  • решение об определении долей;
  • чек об уплате пошлины;
  • данные о собственниках и самом здании (выписки ЕГРН);
  • правоустанавливающие бумаги на участок;
  • техпаспорт здания.

Заявление о приватизации обычно имеет установленную форму, обратившемуся представителю специалисты выдадут образец для заполнения. В стандартном виде заявка содержит следующие данные:

  1. Название принимающего заявку органа.
  2. Данные обратившегося представителя или владельцев.
  3. Реквизиты доверенности.
  4. Местоположение недвижимости (полный точный адрес).
  5. Прошение о предоставлении двора во владение.
  6. Место и время составления.

После заключения договора с муниципальными властями, доверенному человеку необходимо обратиться в Росреестр. Этот орган проведет регистрации собственнических прав придомовой участок.

  • прошение (заявление) оформить переход собственнических прав;
  • доверенность на доверенного;
  • соглашение о приватизировании;
  • технический план двора;
  • чек об уплате пошлины.

Оформление документации и внесение информации в базу Росреестра производится в пятидневный (без выходных) срок.

Размер придомовой площади

Границы участка, на который можно оформить собственнические права, определяется исходя из следующих показателей:

  1. Интенсивность застройки (насколько близко находятся другие здания).
  2. Этажность МКД и количество проживающих людей.
  3. Приближенность дорог, общественных мест.

Способы использования территории

После получения собственнических прав на придомовую землю, владельцы могут использовать ее по своему усмотрению:

  • произвести озеленение;
  • возводить строения (зоны отдыха, гаражи);
  • устанавливать заграждения;
  • выделять место под парковочную зону;
  • сдавать в аренду (под рекламные щиты и вывески);
  • строить детские или спортивные площадки.

Придомовой землей многоквартирного здания считается участок под домом и вокруг него. Двор многоквартирного дома включает в себя клумбы и парки, спортивные и игровые площадки, бесплатные парковки для жильцов. Если собственником является муниципальная организация, то жильцам необходимо позаботиться о проведении процедуры приватизации, к тому же она безвозмездна, а итог имеет больше плюсов, чем минусов.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Мария Кравченко/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с покупкой, продажей и оформлением недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Мария Кравченко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AFINA-VOLGA.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: