Публичная форма собственности на квартиру что это

Форма собственности публичная возникает тогда, когда недвижимость относится к публично-общественному образованию. Узнайте, что означает публичная форма собственности на квартиру, в чем ее выгода, какие преимущества и недостатки, что говорит закон, и какие документы потребуется подготовить.

Публичная форма собственности на квартиру что это

Что означает публичная форма собственности на недвижимость в 2021 году

В общем смысле существуют две разновидности формы собственности — публичная и частная. Форма собственности публичная возникает тогда, когда недвижимость относится к публично-общественному образованию. Например, государству, субъекту РФ или местной администрации.

Поговорим подробнее о том, что все-таки несет публичная форма собственности, что означает и кроется за представленным понятием. Отметим основные нюансы и особенности, а так же явные плюсы и, к сожалению, минусы указанной формы собственности.

Закон

Процесс приватизации активно начался в начала 90-х годов. Многие объекты недвижимости (даже промышленные предприятия) стали переходить в частные руки.

ВНИМАНИЕ! Публичная форма собственности была господствующей во время Советского Союза. Конечно, в современной России особенно в крупных городах государство остается крупнейшим владельцем недвижимости, но в объемах скромнее, чем в предыдущем столетии

В настоящее время все сделки с публичной недвижимостью и регулирует Земельный и Гражданский кодексы РФ. Обратим внимание на ситуации, при которых недвижимость или земля могут стать публичной собственностью. Регулируются такие права 218 статьей Гражданского кодекса. Из документа можно вынести следующие пункты:

  • сделки, которые проведены согласно действующему законодательству;
  • возможно оформит права собственности на участок, который совсем или временно не имеет владельца;
  • если произошло слияние двух земельных участков и требуется установить нового владельца.

К тому же, 18 статья Земельного кодекса говорит, что земельный участок, к примеру, может быть передан в собственность государства или его субъекта на безвозмездной основе.

Публичная форма собственности распространяется на любую недвижимость (дом, квартира, завод) и земельные участки. По факту недвижимостью может распоряжаться любой субъект страны, вплоть до местной администрации. В этом плане она разделяется на федеральную или муниципальную форму собственности.

Так или иначе, собственность государства представлена рядом объектов (по факту и площадью все страны). Отсюда вытекает следующий важный факт. Государство может по своему усмотрению распоряжаться недвижимостью или землей, вплоть до передачи в частные руки. Правда следует доказать острую необходимость указанной ситуации.

Совсем иначе дело обстоит с муниципальной собственностью. Она не является частью госсобственности, а выступает в разрезе публичных отношений. На практике она не может быть частной, но, как ни странно, ее можно приватизировать.

Если переводить сказанное на современные реалии, то квартиру возможно оформить на чиновника, но Дом Советов (или любое другое административное здание) нельзя.

Исходя из это муниципальные органы могут сдавать землю в аренду или устраивать аукционы для выкупа недвижимости физическими или юридическими лицами.

Возникает вопрос — кто выступает субъектом муниципальных органов власти? В широком смысле это поселки городского типа, села, деревни, небольшие города и прочие муниципальные образования.

На практике отчуждение в пользу частного лица происходит при посредничестве различных фондов и комитетов. Аналогичная история и с приобретением контрольного пакета акций какого-либо предприятия. Она регулируется фондом.

Например, происходит отчуждение контрабандного товара. Он конфискуется в пользу государства, но контролирует процесс, по факту, таможенная служба. Или стоит вопрос о продаже или покупке памятников культуры или истории. Процесс будет идти под контролем Министерства культуры и его подразделений.

ВНИМАНИЕ! Государство в лице чиновников и сотрудников не имеет права злоупотреблять передачей или продажей имущества в частные руки. Или наоборот отчуждать недвижимость или земельные участки в свою пользу. За подобные махинации предусмотрена уголовная ответственность.

Преимущества и особенности

Как ни странно, публичная форма собственности несет яд положительных моментов. Они повышают привлекательность квартир или земельных участков при условии, что государство сдало их в аренду частному лицу:

  1. Нет обязательных отчислений в налоговую с объекта недвижимости (земельного участка). Денежный сбор оплачивается исключительно владелец объекта. Сумма варьируется от 0,3 до 2%.
  2. В случае стихийного бедствия или техногенной катастрофы государство обязуется предоставить новое жилье. Возможно лучшего качества при наличии квартир в новостройке.
  3. Широкие возможности для улучшения жилищных условий. При несоблюдении санитарных норм, ветхости жилья государство вправе предоставить абсолютно новое жилье. Часто улучшенной планировки и большей площадью.
  4. Полная прозрачность и отсутствие преступных махинаций. Государственную недвижимость очень сложно передать в сторонние руки. Множество разрешений, документов и отчетность исключает потерю квартиры.

Недостатки

На практике, всего два минуса полностью перечеркивают все положительные стороны:

  • Решения о продаже, дарении, наследовании и т.д. принимает государство. С публичной квартирой нельзя совершить ни одной имущественной сделки.
  • Большая вероятность выселения гражданина. Если поступят жалобы на пьяный дебош и асоциальное поведение человека быстро выпроводят с квартиры. В случае с частной собственностью это невозможно. У гражданина обязательно должна быть крыша над головой. По факту проживающий в государственном жилье обычный наниматель и владелец вправе устанавливать свои условия.

Государственная квартира снимает массу обязанностей с плеч гражданина, но существенно ограничивает его права на распоряжение имуществом.

Документы

По факту сбор документов на приватизацию происходит в два этапа. Подготовка, сбор и оформление документов для подачи в органы местного муниципалитета. Второй этап регистрации в Росреестре, поставка на кадастровый учет. Перейдем к первому пункту. Какие документы необходимо подготовить?

  1. Заявление на приватизацию недвижимости или земельного участка.
  2. Документ, удостоверяющий личность
  3. Документы на право пользования. Например, договор аренды или социального найма.
  4. Документы на предоставление льгот (при их наличии).
  5. Квитанции об оплате и отсутствии задолженности по аренде.
  6. Для земельного участка — его план и акт согласования границ.

При приобретении недвижимости через аукцион потребуются следующие документы:

  • Заявка на участие в торгах.
  • Отчет с окончательными итогами торгов.
  • Квитанции о полной оплате приобретенной недвижимости (земельного участка).

Приватизация оформляется в течении 30 дней. Сроки актуальны и для приобретения через аукцион. При необходимости поставка на учет происходит одновременно с приватизацией. Главное не забыть оформить документацию.После оформления всех прав подается заявление в кадастровую службу.

ВАЖНО! Можно подать документы и через многофункциональный центр (МФЦ). Но стоит учесть, что регистрация через МФЦ на 2 дня дольше. Кадастровую служба оформляет окончательный переход прав в течении 7 дней.

Далее сведения о новом владельце вносится в Росреестр. Именно в этот момент происходит окончательный переход государственной недвижимости в частную собственность.

Главная сложность в оформлении публичной собственности — жесткий контроль со стороны государства т.к. недвижимость и земля одни из самых ценных, главное невосполняемых ресурсов нашей страны.

Что называется публичной формой собственности?

Главная » Кадастр » Общие вопросы » Что называется публичной формой собственности?

Как известно, в современном государстве существует два варианты собственности, публичная и частная. И если второй вариант предполагает владение граждан, то первый владения самого государства и его субъектов.

Главная особенность публичной собственности в том, что полностью государство ее не использует. Отсюда и вытекает вопрос, а для чего она существует, и как используется в действительности?

Что такое публичная форма собственности и какой она бывает?

Государство, несмотря на всю свою власть, такой же участник различных общественных отношений. Оно может даже выступать в суде (разумеется, через представителя). Отсюда возникает момент и с собственностью, которой государство и его субъекты также обладают.

И, несмотря на то, что государство может регулировать и контролировать общество, оно должно помнить о том, что всегда необходимо соблюдать интересы граждан, в том числе в части определения форм собственности.

Публичная собственность особенна тем, что к ней гражданам доступ закрыт, а если и открыт, то ограничен и контролируется государством и его органами. Отсюда вытекает разделение публичной формы владения имуществом.

Собственником может выступать либо самого государство, либо его субъекты (например, область или край, либо муниципалитет, то есть определенное образование, например, населенный пункт). Все это в целом образует публичную форму владения, которая никак не будет касаться граждан.

Преимущества публичной формы собственности

Большое количество граждан сталкиваются с муниципальным жильем. Смысл в том, что они живут в квартире, которая принадлежит муниципалитету, и при этом стремятся переоформить ее на себя.

О землях специального назначения читайте тут.

Однако спешить с этим не стоит, так как публичная собственность также может иметь ряд преимуществ:

  • Отсутствие налогов на имущество, а если таковой и определяется, то по заниженной ставке;
  • Муниципалитет всегда делает так, чтобы жилье соответствовало всем требованиям и нормам, а если этого не происходит, то предлагает иной вариант квартиры;
  • Если квартира будет утрачена, то органы власти всегда предоставят другое жилье, в то время как при частном владении делать это придется своими силами;
  • Обеспечение защиты от мошенничества, так как квартиры муниципалитета нельзя кому-то подарить, или продать, переписать на другого человека или совершить иные подобные сделки.

То есть публичная собственность более защищена, а граждане, проживающие в ней, имеют больше гарантий на то, что не окажутся на улице ни при каких ситуациях.

Недостатки публичной формы собственности

Говоря о недостатках публичной собственности, следует уделить особое внимание двум из них. Первый, отсутствие возможности совершать сделки. С одной стороны, это защищает от мошенников и прочих неприятностей с реализацией имущества.

С другой стороны, не дает в полной мере распорядиться жильем. Однако закон не ограничивает граждан и даже им возможность переоформить квартиру, если это на самом деле необходимо.

Второй недостаток — это зависимость от государства, которое и является владельцем имущества. Именно оно будет решать судьбу квартиры.

Да, на улицу выгнать людей никто не может, всегда гарантируется замена жилья при необходимости или сниженный уровень ответственности граждан, но по сути, люди не могут свободно рассчитывать на квартиру, опять-таки, совершать с ней сделки.

Читайте также  Возврат налога при постройке частного дома

Кроме того, всегда существует контроль над жильцами и немедленное выселение в случае неуплаты по счетам.

Как получить выписку из ЕГРН

Если нужно продать квартиру, подать в суд на соседа или взять кредит

Без выписки из ЕГРН в России редко обходится хотя бы одна сделка.

Если хотите получить кредит под залог квартиры, взять с покупателя задаток при продаже объекта или подать иск против соседа, который установил забор на вашей территории, понадобится выписка из Единого государственного реестра недвижимости — ЕГРН. Это документ, который подтверждает права на квартиру, дом или другой объект недвижимости.

Единого срока действия у выписки из ЕГРН нет. Здесь ориентируются на требования ведомства или организации, которые ее требуют. Чаще всего выписка из ЕГРН действительна месяц. Но, например, поставить дом на охрану получится и с выпиской годичной давности.

Чтобы получить выписку, придется заплатить госпошлину. Сколько и куда — зависит от того, как подаете заявление — электронно или лично, в Росреестр или МФЦ. Все варианты, как ее заплатить, есть на сайте Росреестра.

Что вы узнаете

  • Какие бывают выписки
  • Что такое выписка на объект недвижимости
  • Что такое выписка из ЕГРН в отношении субъект
  • Как заказать электронную выписку в Росреестре
  • Как заказать выписку через сайт Федеральной кадастровой палаты
  • Как получить 100 выписок из ЕГРН за 460 Р
  • Как заказать выписку через портал госуслуг
  • Как заказать выписку в МФЦ
  • Как заказать выписку на платных сайтах
  • Кто может заказывать выписку и в каких случаях она требуется

Какие бывают выписки

Выписки из ЕГРН содержат информацию об основных характеристиках объекта, сведения о лицах, у которых есть права на объект, о кадастровой стоимости, обременениях и многом другом. Объем информации зависит от конкретного вида выписки и от того, кто запрашивает сведения. Например, если за выпиской обратится постороннее лицо, персональные данные правообладателя в выписке не укажут. Они будут видны только в выписке, которую получит сам собственник или его представитель по доверенности.

В зависимости от сведений, которые нужны, можно получить два варианта выписок:

  1. В отношении объектов, то есть недвижимости.
  2. В отношении субъектов, то есть людей.

Расскажу подробно про оба вида.

Что такое выписка на объект недвижимости

Это самые востребованные выписки. Выписку на объект может заказать любой человек или юрлицо, но надо знать точный адрес недвижимости, иначе ее просто не найдут в реестре.

Выписки в отношении объектов тоже бывают нескольких типов.

Выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Она содержит подробную информацию о квартире, земельном участке, садовом домике или торговом центре, в том числе:

  1. Характеристики объекта, включая кадастровый номер, адрес, площадь, назначение, наименование, этажность, дату ввода объекта в эксплуатацию.
  2. Кадастровую стоимость объекта.
  3. ФИО правообладателя или название, если собственник — юридическое лицо.
  4. Информацию об обременениях.
  5. План расположения помещений на этаже или схематическое отображение расположения объекта на земельном участке.

Такая выписка стоит для граждан 390 Р на бумаге и 290 Р в электронном формате. Чаще всего ее заказывают, чтобы подтвердить свои права на недвижимость или проверить объект на обременения: например, узнать перед покупкой квартиры, нет ли на ней ареста. Если будете заказывать бумажный вариант через МФЦ, надо будет доплатить 70 Р . В этом случае выписка вам обойдется в 460 Р .

стоит бумажная выписка из ЕГРН

Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости. Ее еще называют расширенной выпиской. В ней, кроме сведений, которые есть в обычной выписке на объект, будут перечислены основания возникновения права. Например, что собственник приобрел квартиру на основании договора купли-продажи от определенной даты или что право собственности на земельный участок возникло по решению суда.

Еще там будут подробности об имеющихся обременениях, например ипотеке, наличии договора аренды, аресте или запрете на совершение сделок с объектом.

В расширенной выписке тоже будут сведения о координатах объекта, местоположении границ земельного участка, а также об адресах правообладателей смежных земельных участков. Если выписка заказана по земельному участку, в ней можно увидеть кадастровые номера объектов, которые расположены в границах этого участка.

стоит расширенная выписка из ЕГРН

В этой же выписке будет указано, включен ли объект в реестр объектов культурного наследия, попадает ли земельный участок в границы охранной зоны или зоны с особыми условиями использования территории.

Еще в выписке указывают, например, информацию о невозможности регистрации без личного участия правообладателя или законного представителя.

Граждане могут получить такую выписку в бумажном виде за 740 Р , а в электронном — за 350 Р . При заказе бумажной выписки через МФЦ надо будет заплатить 870 Р .

Выписка из ЕГРН о переходе прав на объект показывает, сколько раз объект поменял собственника. В этом документе будут перечислены фамилии всех владельцев объекта. Если недвижимость слишком часто меняла владельцев, стоит проверить, не было ли по ней судебных споров.

Информации о кадастровой стоимости объекта, залогах и обременениях в такой выписке не будет.

Гражданам такую выписку выдают за 290 Р , если документ электронный, и за 390 Р в бумажном варианте. Через МФЦ ее можно заказать за 460 Р — 70 Р возьмут еще за то, чтобы ее распечатать.

Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости позволяет проверить, правильно ли начисляются налоги. Такая выписка выдается бесплатно, и в ней указывают актуальные сведения о кадастровой стоимости недвижимости.

Что такое выписка из ЕГРН в отношении субъекта

Выписку из ЕГРН о недвижимости конкретного человека может получить только он сам. Единственное исключение — представитель собственника по нотариально заверенной доверенности.

Такая выписка пригодится в ситуации, если вы, например, продали квартиру, а налоговая продолжает слать уведомления об уплате налога. Или вы хотите получить жилье по договору социального найма, и вам надо подтвердить, что у вас в собственности нет жилой недвижимости.

Стоимость этой выписки зависит от объема запрошенных сведений. Если нужна информация о недвижимости в пределах региона, это будет стоить 640 Р в бумажном варианте и 470 Р в электронном виде. Если нужны сведения по всей России, выписка на бумажном носителе обойдется в 1770 Р , а в электронном варианте — 870 Р . Если обратитесь в МФЦ, надо будет заплатить 750 Р и 2080 Р соответственно.

Собственность публично-правовых образований – что это такое?

Правом собственности на сегодняшний день обладает множество граждан Российской Федерации. Данное право является не просто имуществом, а довольно сложной категорией, которая имеет свою специфику, влияние на общее состояние государства.

В ходе эволюции право собственности видоизменялось и усовершенствовалось как с точки зрения гуманности, так и юридической и экономической категорий. На сегодняшний день в Российской Федерации существует как частная, так и общая собственность. А также выделяют такую разновидность, как собственность публично-правовых образований. Что это значит? Кто к ним обносится и какие особенности она имеет рассмотрим далее.

Собственность публично-правовых образований: что это значит

Собственность публично-правовых образований – это вид собственности, который является общим и даёт собственникам возможность распоряжаться и пользоваться правами в отношении какого-то имущества на правах больше, чем обладают обычные физические и юридические лица.

Публично-правовое образование выступает в роли государства Российской Федерации и его субъектов, а также к ним относят ещё и муниципальные учреждения.

По сути, публично-правовые образования – это органы власти, которые наделены правом собственности и имеют законное право издавать нормативно-правовые акты, законы, которые касаются непосредственно самой собственности.

Публично-правовые образования делятся на:

  1. государство;
  2. субъекты Российской Федерации;
  3. муниципалитет.

Законы, которые издаются данными образованиями, как правило, касаются следующих позиций:

  • правила и нормы, которые должны придерживаться субъекты при проведении сделок;
  • выделения земли;
  • налогообложение;
  • наложение публичного сервитута;
  • распоряжение имуществом, в том числе выморочным;
  • другое.

Публично-правовые компании

Согласно Федерального Закона №236 публично-правовая компания (ППП) – это организация, которая предоставляет услуги государства и защищает её интересы, управляет государственным имуществом, продвигает проекты и программы социального характера. ППП является органом государственной власти, который целенаправленно создан для предоставления услуг государственной власти, а также имеет полное право распоряжаться и пользоваться государственным имуществом.

Собственность государственных и муниципальных ППО

По российскому законодательству публично-правовые образования (ППО) имеют абсолютные права. Государству принадлежит:

  • ресурсы природы;
  • земли;
  • оборонные объекты;
  • космические объекты;
  • культурные и исторические памятки;
  • дороги, трассы;
  • стратегические объекты;
  • институты;
  • научная деятельность.

В собственности у субъектов Российской Федерации и муниципалитетов пребывают:

  • недвижимость;
  • инженерные сооружения;
  • коммунальные учреждения;
  • объекты культуры и истории.

Передача прав собственности

Как правило, любая передача прав собственности в данном случае происходит исходя и следующего:

  • обязательно должно быть сохранено целостность передаваемого объекта;
  • невозможно передать права на объекты, которые имеют исключительные права;
  • срочности и возвратности земли;
  • сохранение права на земли в виде публичного сервитута.

Концепция права в основе публичной собственности в РФ

По законодательству Российской Федерации муниципальная собственность может быть передана населению по распоряжению местной администрации. Органы власти по своему усмотрению разделяют жилищный и земельный фонд.

Согласно концепции права, в основе которой является право собственности, Россия имеет англо-американский вариант. Это когда в роли главных собственников выступают ППО, а временных пользователей физические и юридические лица.

Передача в частную собственность

Передача прав собственности от ППО к гражданам осуществляется согласно законодательству Российской Федерации, а именно Жилищного и Земельного кодексов. На безвозмездной основе земли и недвижимость предоставляется:

  • многодетным семьям;
  • гражданам, которые пользуются землёй на правах аренды;
  • граждане, которые получили надел для ведения фермерского хозяйства;
  • земли дачных и садовых кооперативов;
  • граждане, которые получили земельный надел под строительство.
Читайте также  Акт приемки квартиры в новостройке с замечаниями

Документы

Для оформления земли в частную собственность гражданин должен предоставить и собрать следующий пакет документов:

  • заявление о предоставлении земельного надела;
  • копия паспорта и его оригинал;
  • акт о территориальном местоположении надела;
  • межевой план;
  • свидетельство о том, что земля используется на законных основаниях;
  • документы, которые подтвердят, что гражданин имеет право претендовать на получение участка в частную собственность;
  • чек об уплате государственной пошлины;
  • заявление в участиях на аукционе и протокол с его проведения;
  • другое.

Участие в имущественном обороте

Участие в имущественном обороте подразумевает под собой использование по целевому назначению имущества, которое входит в публичную собственность.

ППО принимают участия в приватизациях, могут изъять или конфисковать имущество для нужд государства. ППО обязательно должны предоставлять интересы страны и выступать в качестве заказчика различных услуг.

Публично-правовые образования имеют законное право на участие в уставном капитале.

Плюсы и минусы

К преимуществам стоит отнести следующие позиции:

  • защищённость от мошенников
  • нет налогообложения;
  • замена имущества в случае её потери;
  • возможность улучшения имущества через договор социального найма.

К недостаткам относятся:

  • гражданин не имеет права дарить, продавать, распоряжаться имуществом;
  • гражданин не имеет права вносить в качестве залога под ипотечные кредит;
  • гражданин может потерять право на использование имущества.

Распоряжение общественным имуществом

Распоряжение общественным имуществом происходит Росимуществом. К его основным правам относят то, что данный орган власти имеет право на распоряжение имуществом по своему усмотрению. Он имеет право передать объекты в частную собственность физическим и юридическим лицам.

Росимущество имеет право распоряжаться общественными объектами исключительно при соблюдении всех законов Российской Федерации и никак не нарушая интересов страны.

Государство имеет все права на федеральное и муниципальное имущество.

Что означает публичная форма собственности земельного участка

Под публичной формой собственности подразумевают отнесение объекта недвижимости к образованию публично-общественного характера, в свою очередь, под последним имеется ввиду государство в общем, отдельный субъект федерации или же муниципалитет.

Таким образом, множество московских построек пребывает в публичной собственности, то есть ими владеет государство. Для перевода подобной недвижимости в частную собственность, нужно выполнить процесс приватизации. Только таким образом квартира может быть действительно вашей.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Публичная форма собственности: что означает

Действующее законодательство относит государство, согласно сложившимся правовым традициям, к особенным, полностью обособленным субъектам вместе с юридическими и физическими лицами. В подобном правовом статусе, оно может являться самостоятельным субъектом права собственности (выступать собственником).

Одной из важных особенностей правового статуса любого из субъектов, отнесенных к публичной собственности, является наличие у них особенных властных функций, которые позволяют им утверждать нормативные акты, регламентирующие порядок, согласно которому они могут реализовать свои права на собственность, а также в интересах общественности.

Согласно российскому законодательству, у публичной собственности имеется две разновидности: муниципальная и государственная.

Собственность государства можно охарактеризовать множеством различных субъектов, среди которых, в общем, вся Российская Федерация (если говорить об имуществе, представляющем федеральную собственность) и отдельные ее субъекты: республика, область и т. д. (по отношению к имуществу, являющемуся их собственностью).

Из этого следует, что в качестве субъектов права госсобственности могут выступать определенные образования государственного значения: в общем – РФ и территориальные единицы, входящие в ее состав (это может быть республика, край и т. д., однако, речь не идет о властных органах либо органах управления).

Как оформить право собственности на земельный участок, если нет документов?

Как бесплатно получить землю в собственность от государства, читайте тут.

Упомянутые последними принимают участие в обороте имущества в качестве гособразования, и с учетом их компетенции выполняют определенные права публичного собственника (статья 125 Гражданского кодекса).

Собственность муниципалитета является публичной, и не относится к частной, так как субъекты ее относятся к структуре публично-правовых образований. Муниципальная собственность не относится к разновидности госсобственности, а является полноценным видом публичной собственности.

Это связано с тем, что муниципальные образования нельзя считать образованиями государственного типа (на этой позиции основывался действовавший раньше Закон о собственности).

Но как отдельные участники имущественных правоотношений, у них появляется отдельный публично-правовой статус. По этой причине, их позиция как собственников основывается на модели госсобственности.

В список субъектов права муниципальной собственности, согласно пункту 1 статьи 215 Гражданского кодекса, входят поселения сельского и городского типа и прочие муниципальные образования в общем.

Наделяться правомочиями собственника (муниципального образования), выступая от его имени в рамках ограниченной компетенции, могут определенные органы, согласно пункту 2 статьи 215 Гражданского кодекса, но перенять полностью права собственника конкретного имущества они, все же, не могут.

Вопрос определения муниципального или госоргана, имеющего право представления, в ряде имущественных правоотношений, интересов определенного образования (муниципального или же государственного), разрешается компетенцией подобного органа, установленной законодательно.

К примеру, при отчуждении имущества муниципального или государственного вида в частный вид собственности в ходе приватизационного процесса, от имени владельца и с учетом положения о приватизации предприятий муниципального или госзначения, действуют управляющие имуществом фонды и комитеты.

Собственниками акций и долей участия предприятий, прошедших приватизацию, являются определенные фонды, отвечающие за государственное имущество.

А в ходе реализации с аукционов контрабандных предметов, чья конфискация произведена в государственную пользу, права стороны-отчуждателя могут делегироваться соответствующим органам таможни.

Если затрагивается вопрос о приобретении или продаже имеющихся в госвладении памятников истории и культуры, то действия эти выполняются с привлечением стороны, уполномоченной на выполнение охраны подобных памятников (Министерство культуры и его органы).

Когда же говорится об ответственности имущественного характера гособразований, то в качестве ответчика, в большей части случаев, выступают отдельные органы Минфина.

Однако в каждом из указанных случаев, в качестве стороны определенных видов правоотношений, в юридическом плане является именно государство или же его публично-правовые образования, но не органы.

Публичная форма собственности: плюсы и минусы

Какими преимуществами обладает публичная форма собственности?

Большая часть из тех людей, кто снимает госквартиры, стремятся как можно быстрее провести их приватизацию. Однако необходимости делать этого нет.

Это связано с тем, что даже такое, находящееся в собственности у публичного образования жилье, имеет ряд весьма значимых преимуществ, в список которых включено:

  • Отсутствие обязательных налоговых платежей за недвижимость. Сумма сбора в объеме от 0,3 до 2 процентов от стоимости жилья по кадастру оплачивается исключительно владельцами. Наниматели в подобных выплатах участия не принимают;
  • Наличие возможностей улучшить жилищные условия. При несоответствии параметров квартир санитарным нормам, вам будет предоставлено жилье с большей площадью. В тот же момент, частная собственность предусматривает ее замену (с помощью государства) лишь на идентичную жилплощадь;
  • Передача иной квартиры на замену той, что была утрачена. При возникновении повреждений жилья по причине форс-мажора, государство обязано будет предоставить жилье;
  • Наличие защиты от мошеннических действий. Государственное жилье невозможно просто перевести на любое лицо. По этой причине, злоумышленники даже не предпринимают никаких действий по завладению жильем, имеющим подобный статус.

Активная практика публичной формы собственности действовала в советские времена. И сейчас множество жилых домов пребывает в госсобственности. При этом целый перечень преимуществ выгодно выделяет их на фоне той же частной собственности.

Имеет ли публичная собственность минусы

Многие московские квартиры имеют два минуса, и для многих они являются существенными. Первое, такую недвижимость не реализуешь, не подаришь, не обменяешь и т. п.

Поскольку владельцем квартиры является именно государство, то ему и принадлежит право решения дальнейшей судьбы недвижимости.

Вторым минусом являет весомый риск лишения жилплощади. При нарушении нанимателями закона, их могут вполне законно выселить, причем, не предоставляя иного жилья.

Если же происходит выселение добросовестных граждан, государство должно предоставлять жилье. Когда же идет речь о собственнике квартиры, его выселение из дома будет неправомерным.

По этой причине, чтобы иметь возможность распоряжения своим имуществом на полных основаниях, необходимо выполнить приватизацию. Однако не спешите проводить приватизацию аварийного жилья, поскольку предоставление жилья взамен, в таком случае, не предусмотрено.

Проявление публичной формы собственности характеризуется тем, что недвижимость принадлежит определенному гособразованию. Граждане, проживающие в подобной недвижимости, являются нанимателями.

Если у вас в пользовании имеется такая квартира, то ответственности за нее на ваших плечах меньше. Но также уменьшается и объем прав по использованию жилья.

По этой причине, нужно взвесить все за и против, и определиться, переводить ли недвижимость в частную собственность или оставить все как есть.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Приобретение прав на земельные участки, занятые строениями, в контексте определения Конституционного суда от 11 февраля 2021 года № 186-О и Постановления 26.11.2020 г. № 48-П

В отношении недвижимого имущества, возникновение права на которое, по общему правилу, требует формального основания и регистрации в публичном реестре, длительное владение вещью, право на которую отсутствует, предполагает, что давностный владелец способен знать об отсутствии у него такого права. Таким образом в отношении объектов недвижимости один из критериев возникновения права собственности по давности владения – добросовестность заблуждения о наличия права собственности по сути возможен только в случае регистрации такого права собственности на основании ничтожной сделки, либо вследствие приобретения недвижимости у лица, получившего его по ничтожной сделки. В иных случаях возможность добросовестного заблуждения о наличии права собственности можно предполагать в случае получения вещи во владения до создания регистрационной системы.

Читайте также  Что входит в техобслуживание квартиры

Применение приобретательной давности в отношении земельных участков тем более имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность до Постановления КС № 48-П могла быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находились в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных пунктом 1 статьи 234 ГК РФ условий.

В пункте 16 постановления ВАС и ВС 10/22 отмечалось, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

Тем не менее, как постановления 10/22 так и Постановление КС 48-П не внесли полной ясности в вопросе случаев применения приобретательной давности в отношении земель.

В российском земельном праве наряду с «классическими» формами и видами публичной собственности (федеральная, субъектов Российской Федерации, муниципальная) существует еще одна разновидность государственной собственности на землю — «неразграниченная государственная собственность», что, в том числе, признается и в свежем Определении КС от 11 февраля 2021 года № 186-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 234 ГК РФ.

При этом Конституционный суд вопреки ранее высказанной в постановлении № 48-П позиции, в определении отмечает, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка. Соответственно, для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными. Занятие без каких-либо правовых оснований несформированного земельного участка, заведомо для владельца относящегося к публичной собственности, не может расцениваться как не противоправное, совершенное внешне правомерными действиями, т.е. добросовестное и соответствующее требованиям абзаца первого пункта 1 статьи 234 ГК РФ. Следовательно, положения статьи 234 ГК РФ не могут рассматриваться как нарушающая конституционные права в конкретном деле с участием заявителя и в указанном им аспекте.

В настоящее время большинство случаев из судебной практики, когда суды принимали решение о передаче земельного участка в частную собственность (в том числе постановление КС 48-П) в силу приобретательной давности, касались земельных участков, занятых жилыми домами и прочими постройками граждан. Данные участки не были зарегистрированы в реестре в качестве федеральных или муниципальных земель, а находились в неразграниченной государственной собственности.

Представляется, что участки из таких земель и должны предоставляться в частную собственность не в силу приобретательной давности, а с целью реализации принципа единства судьбы земельного участка и здания расположенного на нем. Собственно можно предположить, что именно руководствуясь этим соображением Конституционный суд и применил статью 234 ГК РФ в постановлении КС 48-П.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд, природная связь земельного участка и находящихся на нем иных объектов недвижимости обусловливает принцип единства судьбы прав на земельный участок и находящиеся на нем объекты, являющийся одним из основных начал земельного законодательства, отраженным, в частности, в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (Постановление от 11 февраля 2019 года N 9-П).

Однако необходимо учитывать, что земельное законодательство содержит закрытый перечень оснований и процедур приобретения гражданами и юридическими лицами земельных участков в частную собственность за плату и бесплатно (на торгах и без торгов), однако среди таких случаев сохраняется значительное число, когда участок, занятый строением уже принадлежащим лицу на праве собственности, должен быть именно выкуплен у государства.

Такая ситуация в контексте принятия постановления Конституционного суда № 48 представляется абсурдной, поскольку такие земли в результате давностного владения так или иначе окажутся в собственности лиц, обладающих правом собственности на недвижимость расположенную на участке.

В Российской Федерации уже существует два федеральных закона, которые реализуют принцип единства судьбы земельных участков и зданий на них расположенных, наделяя правом собственности на землю правообладателей зданий.

Во-первых согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того Закон о введении в действие ЗК РФ содержит аналог гражданско-правовой конструкции приобретательной давности. Согласно п. 4 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ. Можно предположить, что в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ речь идет о частном случае приобретательной давности. Но можно ли тогда сказать, что Земельный кодекс РФ сужает сферу действия давности владения ГК РФ до частного случая (участка с домом)? Наверное, нет, поскольку изначально в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ ничего не говорилось ни про сроки, ни про добросовестность, ни про иные условия. Из этого следует, что в Законе о введении в действие ЗК РФ указана «автономная» процедура, не имеющая точек соприкосновения с ГК РФ и приобретательной давностью. Но тогда возникает вопрос о том, не следует ли расширить эту процедуру из Закона о введении в действие ЗК РФ, поскольку именно она и позволит реализовать принцип единства судьбы зданий и земельных участков.

В результате проведения «дачной амнистии» ощутимо упрощен механизм приобретения в частную собственность земельных участков и индивидуальных жилых домов. Однако в части бесплатного приобретения в собственность земельных участков законодатель до сих пор предполагает, что у граждан есть хоть какие-нибудь документы на земельный участок. Поэтому специальной законной процедуры для случаев, когда у гражданина отсутствуют вообще документы не на дом, а на земельный участок, все еще нет.

В настоящее в ГД РФ находится на рассмотрении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены», основной целью которого является оформление прав на объекты гаражного назначения и земельные участки, на которых они расположены.

Можно сделать вывод о том, что земельные участки, зарегистрированные в частную собственность, не должны передаваться другим лицам в силу приобретательной давности в силу того, что невозможно заблуждаться по поводу наличия права. Тем не менее, на такие участки должна распространяться статья 234 ГК в случае если право лица, которое заблуждается в вопросе наличия у него права собственности все же будет зарегистрировано в реестре, а у правообладателя истекут сроки предъявления виндикационного иска.

Аналогичным образом если земельный участок зарегистрирован в публичную собственность (например, федеральную собственность), то, учитывая цель использования находящихся на нем объектов, можно однозначно утверждать о невозможности их захвата гражданами по давности владения (даже если они и не ограничены в обороте) просто в силу их особой функциональной специфики.

Отсюда следует, что самый логичный выход из сложившейся ситуации состоит в том, чтобы нормативно закрепить возможность возникновения права частной собственности граждан и юридических лиц в силу «приобретательной давности» на участки исключительно из состава «неразграниченной государственной собственности», не имеющей конкретного публичного владельца в силу нахождения у граждан и юридических лиц на таких участках объектов недвижимости. Такое решение удовлетворит имеющийся запрос на оформление прав на землю, который выразился в постановлении КС 48-П, упорядочит землепользование и администрирование доходов бюджетов от поступления земельных платежей, переведя их в налоговую форму.

Мария Кравченко/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с покупкой, продажей и оформлением недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Мария Кравченко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AFINA-VOLGA.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: