Содержание лифтов в многоквартирном доме что входит

Энциклопедия решений. Содержание и ремонт лифтов в многоквартирном доме

Содержание лифтов в многоквартирном доме что входит

Энциклопедия решений. Содержание и ремонт лифтов в многоквартирном доме

Содержание и ремонт лифтов в многоквартирном доме

Собственник помещения в многоквартирном доме (далее — собственник) обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения, включает в себя, в том числе плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, размер которой согласно п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее — Правила N 491) устанавливается решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.

В состав общего имущества в многоквартирном доме (далее — дом), принадлежащего собственникам на праве общей долевой собственности, среди прочего имущества входят лифты и лифтовые шахты (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, пп. «а» п 2 Правил N 491), плата за содержание и ремонт которых включается в плату за содержание и ремонт общего имущества дома. Исходя из положений ч. 1 ст. 158 ЖК РФ участвовать в расходах на содержание указанного лифтового оборудования должны все собственники помещений независимо от расположения этих помещений в доме, поскольку данные расходы обусловлены выполнением обязанности по содержанию общего имущества и не являются расходами за пользование лифтами, как средствами транспортировки граждан и грузов (см. письмо Минрегионразвития РФ от 06.03.2009 N 6177-АД/14, решение ВС РФ от 26.05.2005 N ГКПИ05-588, апелляционное определение СК по административным делам ВС РФ от 20.04.2016 N 117-АПГ16-2).

Согласно п. 5.10.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее — Правила N 170) содержание, обслуживание и технический надзор за лифтами осуществляется специализированной организацией в соответствии с установленными требованиями и проводится:

1) при лифтовом обслуживании — линейными электромеханиками совместно с лифтерами;

2) при комплексном обслуживании (при подключении лифтов к диспетчерскому пульту) — линейными электромеханиками совместно с диспетчерами (операторами) и дежурными электромеханиками.

При сбоях в работе лифтов в вечернее, ночное время и выходные дни их ликвидацию осуществляет аварийная служба.

Пунктом 5.10.2 Правил N 170 предусмотрено, что содержание лифтов в исправном состоянии и их безопасная эксплуатация обеспечиваются управляющей организацией путем проведения технического диагностирования, обследования лифтов, вывода лифтов из эксплуатации при истечении установленного срока эксплуатации и включает в себя также страхование риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, в случае аварии на лифте, на весь срок эксплуатации. При этом должны соблюдаться федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также требования нормативных технических документов в области промышленной безопасности (см. постановление Двенадцатого ААС от 30.08.2016 N 12АП-8589/16).

Примечание

Требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности, установлены Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденным решением Комиссии ТС от 18.10.2011 N 824.

В соответствии с п. 22 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, в целях надлежащего содержания и ремонта лифтов должны выполняться следующие работы:

1) организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта;

2) проведение осмотров, технического обслуживания и ремонт лифтов;

3) проведение аварийного обслуживания лифтов;

4) проведения технического освидетельствования лифтов, в том числе после замены элементов оборудования.

Для обеспечения содержания лифтов в исправном состоянии, их безопасной эксплуатации и выполнения указанных работ управляющая организация обязана заключить со специализированной лифтовой организацией договор на техническое обслуживание и ремонт лифтов, в том числе на диспетчерский контроль за лифтовым оборудованием, техническое обслуживание диспетчеризации (см. п. 5.5 ГОСТ Р 53783-2010, письмо Федерального агентства по строительству и ЖКХ от 14.02.2007 N ОС-501/03, определение СК по гражданским делам Севастопольского городского суда от 15.02.2016 по делу N 33-26/2016, постановление Девятнадцатого ААС от 27.02.2014 по делу А48-2964/2013).

Возможна ситуация, когда договор на содержание и ремонт лифтов может быть заключен непосредственно между собственниками и специализированной лифтовой организацией на основании решений общего собрания собственников:

— о выборе этой организации в качестве обслуживающей организации по содержанию и ремонту лифтов;

— об утверждении договора на содержание и ремонт лифтов.

При этом собственники должны также принять решение о не включении лифтового оборудования в перечень общего имущества, содержание и ремонт которого по договору управления домом возложено на управляющую организацию (см. постановления Второго ААС от 16.02.2017 N 02АП-11505/16, от 09.02.2017 N 02АП-11500/16).

Как и за чей счёт провести замену или ремонт лифта в МКД

Согласно принятому в первом чтении законопроекту, административный штраф от 20 тысяч рублей и приостановление деятельности до 90 суток грозят юрлицам, которые вовремя не проведут ремонт лифта. Рассмотрим вопросы о том, кто в МКД отвечает за его исправное состояние и как провести модернизацию или замену лифта.

Кто отвечает за лифты в МКД

Согласно ч. 1.1 ст. 36 ЖК РФ, лифт входит в состав ОИ МКД, поэтому за его состояние отвечают собственники помещений в этом доме (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ). Если собственники заключили договор на содержание и ремонт общего имущества МКД с УО, она несёт ответственность за состояние лифтового оборудования.

Расходы на содержание подъёмника включаются в ежемесячную плату за жилищные услуги (ч. 1.2 ст. 154 ЖК РФ), размер которой зависит от доли собственника в праве собственности на ОИ МКД (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ). При этом расположение (этаж) и статус помещения (жилое/нежилое) не имеют значения.

Правила эксплуатации и обслуживания лифтов в МКД установлены Техническим регламентом Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов», утверждённым решением ТС от 18.10.2011 № 824.

В Приложениях 1 и 3 регламента подробно изложены требования к безопасности лифтов и схемы подтверждения соответствия оборудования этим требованиям. Согласно ч. 5 ст. 4 ТР ТС 011/2011, если в паспорте оборудования не указаны сведения о сроке службы, то он приравнивается к 25 годам со дня ввода в эксплуатацию. Затем без предварительного освидетельствования использовать его запрещено (ч. 3.4 ст. 4 ТР ТС 011/2011). Результаты проверки покажут, можно ли модернизировать оборудование или оно подлежит замене.

В чём разница между заменой и модернизацией

Контроль за соблюдением требований Технического регламента – одна из основных задач Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

По результатам осмотров лифтов в части соблюдения требований Технического регламента Ростехнадзор обратился в Правительство РФ с предложениями о повышении безопасности эксплуатации лифтов. Специалисты надзорного органа при проверке лифтового оборудования выявили факты подмены понятий. В МКД под видом замены лифтов была проведена лишь их модернизация, требующая меньших затрат. При этом сохранение некоторых частей старого лифта снижало уровень его безопасности.

Как сообщает сайт Ростехнадзора, в Правительстве РФ по этому вопросу состоялось совещание, итоги которого отражены в письме Минстроя от 29.01.2018 № 2695-НС/06.

В документе чётко определены термин термин «модернизация» и его отличия от «замены». Согласно письму № 2695-НС/06, независимо от терминологии, внесённой в проектную документацию, лифт считается модернизированным, если после ремонта остался хотя бы один старый элемент.

Какие действуют госпрограммы по замене лифтов

Помимо теоретических и терминологических вопросов, Правительство РФ пытается решить проблему финансирования работ по ремонту и замене лифтов. Задача непростая, ведь четверть всех лифтов в российских МКД требуют модификации. И число их постоянно растёт, поскольку у собственников в МКД часто нет возможности полностью и быстро собрать средства: стоимость таких работ – от полутора миллионов рублей и выше.

К решению проблемы подключился Минстрой РФ. Благодаря работающей в регионах Программе ускоренной замены лифтов в 2017 году завершился монтаж 15 000 новых подъёмников взамен оборудования с истёкшим сроком службы. Как сообщает «Российская газета», программа позволяет привлекать средства из городских и региональных бюджетов, а также кредиты, предоставляемые производителями оборудования.

Минстрой РФ видит и другой путь получения средств на замену лифтов, признанных непригодными. Министерство подготовило проект Постановления Правительства РФ, который позволит в рамках региональной программы капремонта в приоритетном порядке заменить опасный для жителей лифт.

Как заменить лифт в доме

Согласно ч. 2 ст. 4, ч. 4 ст. 6 ТР ТС 011/211, оценку соответствия лифтового оборудования техническим требованиям к безопасной эксплуатации нужно проводить не реже раза в год. Делать это должна уполномоченная организация. Если проверка показала, что срок службы лифта уже истёк, он подлежит обязательной замене. При обнаружении неисправности в работе оборудования лифт модернизируется.

Решение о проведении работ по ремонту или замене лифта принимают собственники помещений на общем собрании. Инициатором ОСС может выступить УО или собственник помещения в доме (ст. 45 ЖК РФ). Для принятия положительного решения по этому вопросу требуется согласие не менее двух третей от общего количества голосов собственников жилых и нежилых помещений (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Подтвердив согласие на проведение работ, ОСС решает, какой источник финансирования будет использован:

1. Средства собственников.

Собственники помещений МКД полностью оплачивают работы по замене лифта или его отдельных элементов.

Расходы делятся между собственниками и федеральным бюджетом. В таком случае необходимо пройти комиссию, которая учитывает срок службы и состояние лифта, состояние МКД и сумму, которую могут предоставить жители дома

По этой программе в регионах-участниках проводятся работы по замене вышедших из строя подъёмников за счёт бюджетных средств.

Как правило, срок ремонта не превышает одного-двух месяцев в зависимости от количества лифтов и этажей в доме. Приём работ согласно требованиям Технического регламента ТС 011/2011 осуществляют представители управляющей организации.

Выводы

Пока над решением проблемы замены десятков тысяч сломанных или отработавших срок лифтов думают высшие органы власти РФ, управляющие организации должны помнить: на них возложена ответственность за состояние лифтов и безопасность жителей при эксплуатации оборудования.

Поэтому, чтобы лифты не выходили из строя и с жителями не происходили несчастные случаи, УО должна следить за подъёмниками в доме, проводить проверку их состояния и вовремя выносить на общее собрание собственников вопрос о необходимости его ремонта или замены.

Внимание!

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: [email protected].

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: [email protected].

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Закрыть ×

Обновлено день назад

Контроль за состоянием лифтового оборудования в МКД

В соответствии с положениями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года, № 491 (далее — Правила содержания общего имущества), лифты и лифтовое имущество отнесены к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

Читайте также  Как продать квартиру с несовершеннолетним собственником доли

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее — Минимальный перечень) в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме должны выполняться следующие работы:

— организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта;

— обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов);

— обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов);

— обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования.

При этом выполнение работ в целях надлежащего содержания лифтового хозяйства многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями (п. 8).

Кроме того, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны обеспечить работу аварийно-диспетчерской службы. Как указано в постановлении Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», управляющая организация, застройщик — управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны организовать аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирного дома, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию.

Исходя из понятия государственного жилищного надзора (ст. 20 ЖК РФ) и полномочий органов государственного жилищного надзора, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493, предметом проверок, проводимых в рамках государственного жилищного надзора, является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:

1) обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирного дома — собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

2)требований к порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирным домом и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, при выявлении нарушений при оформлении лифта в состав общего имущества многоквартирного дома, установлению в договоре управления и других договорах условий содержания и ремонта лифтов, не соответствующих обязательным требованиям, в том числе к организации аварийно-диспетчерского обслуживания, обслуживании специализированной организацией, орган государственного жилищного надзора в соответствии с полномочиями составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном, в зависимости от состава конкретного правонарушения и виновного лица, одной из статей:

— ст. 7.22. КоАП «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений»: нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений;

— ст. 14.1.3. «Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии»: ч. 2. осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований (к которым относится в том числе выполнение всех обязательных требований, установленных договором управления, Минимальным перечнем и Правилами содержания общего имущества).

При этом, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №407 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза» контроль соблюдения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (TP ТС 011/2011) (далее — Технический регламент) в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов на стадии эксплуатации осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Таким образом, при выявлении нарушений Технического регламента органы государственного жилищного надзора составляют соответствующий акт и направляют его в территориальный орган Ростехнадзора для дальнейшего реагирования. К таким нарушениям отнесены:

— использование лифта не по назначению,

— отсутствие паспорта и руководства (инструкции изготовителя) по эксплуатации лифта, а также нарушение положений указанного документа при проведении технического обслуживания лифта, ремонта, осмотра;

— выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта не квалифицированным персоналом;

— отсутствие документов, подтверждающих проведение оценки соответствия лифта требованиям Технического регламента;

— отсутствие документа, подтверждающего проведение оценки соответствия лифта требованиям Технического регламента по истечении его назначенного срока службы;

— отсутствие действующего договора страхования ответственности владельца лифта.

Что касается оснований для проведения внеплановых проверок, то в соответствии с частью 4.2. статьи 20 Жилищного кодекса РФ, основаниями для проведения внеплановой проверки в рамках осуществления государственного жилищного надзора является поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, по фактам нарушений в части ненадлежащего содержания лифтового хозяйства.

Таким образом, для того, чтобы организовать и провести внеплановую проверку необходимо соответствующее заявление.

В 2016 году в управление поступило 14 обращений граждан по вопросам ненадлежащей работы лифтов, из них:

— г. Комсомольск-на-Амуре – 4;

Все обращения рассмотрены с выездом на место. В ходе проверок нарушений не выявлено.

Вместе с тем, управлением, во исполнение поручения министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, проведен мониторинг технического состояния лифтового оборудования, расположенного в многоквартирных домах.

В ходе мониторинга установлено, что в многоквартирных домах, расположенных на территории Хабаровского края, в эксплуатации находятся более 3900 лифтов.

По результатам проведенного мониторинга установлено, что на 134 лифта истек срок эксплуатации и на них отсутствуют документы, подтверждающие проведение оценки соответствия лифта требованиям Технического регламента по истечении его назначенного срока службы (сроки их эксплуатации не продлены). 69 лифтов остановлены и находятся на модернизации. По 65 лифтам, которые продолжают эксплуатироваться без вышеуказанного документа, соответствующая информация направлена в территориальный орган Ростехнадзора, для принятия мер реагирования.

Содержание лифтов в многоквартирном доме что входит

ГОСТ Р 54999-2012
(ЕН 13015:2001)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНСТРУКЦИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ЛИФТОВ

Lifts. General requirements for maintenance instruction

Дата введения 2013-07-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН некоммерческим партнерством «Российское лифтовое объединение», Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов» на основе собственного аутентичного перевода на русский язык европейского регионального стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов»

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому региональному стандарту ЕН 13015:2001* «Техническое обслуживание лифтов и эскалаторов. Требования к инструкции по техническому обслуживанию» (ЕN 13015:2001 «Maintenance for lifts and escalators. Rules for maintenance instructions»). При этом внесенные изменения, учитывающие потребности национальной экономики Российской Федерации и особенности российской национальной стандартизации, выделены в тексте курсивом**.

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.

** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделе «Предисловие» приводятся обычным шрифтом, остальные по тексту документа выделены курсивом. — Примечание изготовителя базы данных.

Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного европейского регионального стандарта приведено в дополнительном приложении ДА.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского регионального стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5).

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к инструкции по техническому обслуживанию лифтов, входящей в состав руководства по эксплуатации.

Руководство по эксплуатации разрабатывает изготовитель; оно входит в состав комплекта технической документации, поставляемой вместе с лифтом.

2 Нормативные ссылки

ГОСТ Р 53387-2009 (ИСО/ТС 14798:2006) Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа и снижения риска. (ИСО/ТС 14798:2006 «Лифты (подъемники) эскалаторы и движущиеся тротуары для пассажиров. Методология анализа риска и его снижения», MOD)

ГОСТ 2.610-2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

3.1 владелец лифта: Собственник (собственники) здания (сооружения) или его части, в которых находится лифт, собственники помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится здание (сооружение) [1].

3.2 изготовитель: Юридическое лицо, в том числе иностранное, изготавливающее лифты и/или устройства безопасности для поставки на рынок.

3.3 квалифицированный персонал по техническому обслуживанию лифтов: Сотрудники организации, прошедшие профессиональную подготовку и имеющие опыт работы по техническому обслуживанию лифтов, обеспеченные необходимыми инструкциями по техническому обслуживанию лифтов.

3.4 монтажник: Физическое или юридическое лицо, выполняющее монтаж лифта на объекте, принимающее на себя ответственность за безопасность смонтированного на объекте лифта перед вводом в эксплуатацию.

3.5 организация по техническому обслуживанию: Специализированная лифтовая организация, предметом деятельности которой является осуществление работ по техническому обслуживанию лифтов.

3.6 осмотр лифта: Периодическая проверка исправности оборудования и функционирования лифта.

3.7 производственная инструкция: Документ, регламентирующий деятельность персонала организации по техническому обслуживанию лифтов, разрабатываемый этой организацией на основе инструкции по техническому обслуживанию изготовителя с учетом особенностей условий эксплуатации.

3.8 техническое обслуживание лифтов: Комплекс операций по поддержанию безопасности и работоспособности лифта и его узлов после завершения монтажа на объекте использования в течение всего жизненного цикла.

3.9 эвакуация людей из кабины: Вид технического обслуживания, начинающийся с получения сигнала от пассажира из застрявшего лифта и заканчивающийся его освобождением из кабины лифта.

4 Требования к инструкции по техническому обслуживанию лифтов

4.1 Общие положения

4.1.1 Техническое обслуживание включает в себя:

— работы по регулировке, наладке;

— ремонт или замену изношенных или вышедших из строя элементов лифта, не влияющих на основные параметры и характеристики лифта;

— безопасную эвакуацию людей из кабины.

4.1.2 Работы, не входящие в состав технического обслуживания лифтов:

— очистка наружных частей шахты и внутренних частей кабины лифта;

— замена основных узлов лифта: кабины, лебедки, станции управления или устройств безопасности лифта даже в тех случаях, когда характеристики новых устройств безопасности аналогичны заменяемым;

— замена лифтового оборудования.

4.1.3 Поддержание работоспособности и безопасности лифтов следует осуществлять в соответствии с инструкцией изготовителя по техническому обслуживанию лифтов.

4.1.4 Регулярное техническое обслуживание необходимо для обеспечения надежной и бесперебойной работы лифтов.

4.1.5 Техническое обслуживание устройств безопасности следует осуществлять в соответствии с инструкцией изготовителя устройств безопасности.

4.1.6 Инструкция по техническому обслуживанию лифтов должна содержать четкие и понятные указания квалифицированному и обученному персоналу.

4.1.7 Квалификация персонала, выполняющего работы по техническому обслуживанию лифтов, должна поддерживаться на надлежащем уровне путем проведения регулярного обучения и проверок.

4.2 Условия, учитываемые при разработке инструкции по техническому обслуживанию лифтов

При разработке инструкции по техническому обслуживанию следует учитывать:

— основные характеристики лифтов и их назначение (кто будет пользоваться лифтом, какие грузы будут перевозиться на лифте и т.д.);

— окружающую среду, в которой лифт будет использоваться (климатические условия, возможность проявлений вандализма и т.д.);

— любые ограничения по использованию лифта;

— результаты оценки риска, выполняемой, при необходимости, для лифта, рабочей зоны;

Читайте также  Как получить выписку из росреестра на квартиру

— специфические требования к техническому обслуживанию устройств безопасности, предусмотренные инструкцией по техническому обслуживанию изготовителя устройств безопасности;

— специальные требования к техническому обслуживанию других частей лифта, предусмотренные в инструкции по техническому обслуживанию изготовителями этих частей лифта.

4.3 Информация для владельца лифта и организации по техническому обслуживанию лифта

4.3.1 Общее положение

Инструкция по техническому обслуживанию должна содержать перечень мероприятий, выполняемых владельцем лифта и организацией по техническому обслуживанию лифта.

4.3.2 Информация для владельца лифта

Владелец лифта обеспечивает:

а) поддержание лифта в безопасном работоспособном состоянии. Для выполнения этой задачи владелец может привлекать специализированную лифтовую организацию по техническому обслуживанию лифта;

б) соблюдение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных документов в области технического обслуживания лифтов;

в) регулярное техническое обслуживание лифта с момента ввода его в эксплуатацию;

г) привлечение к техническому обслуживанию лифтов на объекте предпочтительно одной организации по техническому обслуживанию лифтов;

д) обеспечение в течение 24 ч двусторонней переговорной связи кабины с помещением для персонала на лифтах, предназначенных для перевозки людей;

е) недопущение использования лифта по истечении назначенного срока службы без проведения оценки соответствия, модернизации или замены лифта;

ж) прекращение использования лифта по назначению в случае возникновения опасных ситуаций;

и) информирование организации по техническому обслуживанию лифта:

1) об обнаружении нарушений нормальной работы лифта или опасных изменениях в условиях эксплуатации,

2) о прекращении использования лифта по назначению в случае возникновения опасных ситуаций,

3) о проведении обученным персоналом владельца эвакуации людей из кабины,

4) о любом планируемом изменении в конструкции лифта или условий эксплуатации.

Примечание — Владелец лифта должен получить от организации, осуществляющей изменения в конструкции лифта, инструкцию по техническому обслуживанию.

5) о планируемом проведении третьей стороной инспекции освидетельствования или других работ на лифте, не связанных с техническим обслуживанием,

6) о планируемом выводе лифта из эксплуатации на длительное время,

7) о планируемом вводе лифта в эксплуатацию после длительного периода его вывода из эксплуатации,

8) об эвакуационных путях из здания в случае возникновения пожара,

Содержание лифтов в многоквартирном доме что входит

  • О нас
  • Новости
    • 10 сентября 2021. Ключевая ставка Банка России 6,75 %
    • Супервыгодное предложение: личный кабинет и Мобильное приложение ДомОнлайн
    • 23 июля 2021. Ключевая ставка Банка России 6,5 %
    • 29 июня 2021. С 1 июля 2021 г. в Санкт-Петербурге повышаются тарифы на коммунальные услуги и содержание жилья
    • 30 апреля 2021. Как Квартал работает в мае 2021 г.?
    • 23 апреля 2021. Ключевая ставка 5,0 %
    • 16 апреля 2021. Квартал приглашает на свой Телеграм-канал
    • 26 марта 2021. Комитет по тарифам приостановил распоряжение об оплате лифта жителями первых этажей
    • 20 марта 2021. С 1 марта 2021 года первый этаж МДК оплачивает лифт
    • 20 марта 2021. 1 января 2021 года закончился мораторий на взыскание с граждан неустойки на задолженность по оплате ЖКУ и капремонта
    • 20 марта 2021. Внимание пользователей Квартала: для начисления пени за капремонт в программе нужно выбрать соответствующий метод расчета
    • 19 марта 2021. Ключевая ставка Банка России 4,5 %
    • 5 марта 2021. Компания Квартал поздравляет женщин с наступающим праздником 8 марта!
    • 29 декабря 2020. Спешим поздравить с наступающим Новым годом!
    • 3 декабря 2020. Как избежать штрафов за ГИС ЖКХ?
    • 18 ноября 2020. Предполагается, в 2021 г. взносы на капремонт в Санкт-Петербурге повысятся на 3 рубля
    • 29 сентября 2020. С сентября 2020 г. в платежке потребителя не должна появляться комиссия банка
    • 22 сентября 2020. Собственники, которые не смогли договориться о тарифах на жилищные услуги, обязаны пользоваться тарифами Правительства Санкт-Петербурга
    • 25 июля 2020. Ключевая ставка Банка России 4,25 %
    • 06 июля 2020.С 1 июля 2020 расчет платы за потребленные на общедомовые нужды коммунальные ресурсы не зависит от нормативов
    • 03 июля 2020. С 1 июля 2020 г. изменилась формула расчета платы за лифт в жилом доме
    • 26 июня 2020. С 1 июля 2020 г. изменяется плата за жилищные услуги
    • 19 июня 2020. Ключевая ставка Банка России — 4,50 %
    • 18 июня 2020. С 1 июля в Санкт-Петербурге повышаются тарифы на коммунальные услуги
    • 1 мая 2020. Поясняем порядок начисления неустойки в период 6 апреля — 31 декабря 2020 г.
    • 24 апреля 2020. Ключевая ставка 5,5%
    • 7 апреля 2020. Внимание: взыскание и начисление штрафных санкций для неплательщиков ЖКУ приостановлено до 1 января 2021 года
    • 27 марта 2020. Компания Квартал продолжает оказывать услуги согласно заключенным договорам.
    • Компания Квартал с удовольствием поздравляет очаровательных дам!
    • 7 февраля 2020. Ключевая ставка снижена до 6%.
    • 09 января 2020. С 1 января 2020 года минимальный взнос на капремонт вырос на 4 рубля
    • 08 января 2020. С 1 января 2020 г. повышен размер платы за отдельные виды жилищных услуг
    • 13 декабря 2019. Ключевая ставка Банка России снижена до 6,25%
    • 26 октября 2019. Ключевая ставка Банка России – 6,5 %
    • 13 октября 2019. Взносы на капитальный ремонт в 2020 году могут вырасти почти в 1,5 раза
    • 6 сентября 2019. Ключевая ставка Банка России – 7 %
    • 26 июля 2019. Ключевая ставка Банка России снижена до 7,25%
    • 17 июля 2019. Обратите внимание: с 1 июля введены нормативы на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД
    • 14 июля 2019. Напоминаем: в квитанции на оплату ЖКУ обязательно указание идентификаторов платежного документа (ИПД) и единого лицевого счета
    • 1 июля 2019. С 1 июля 2019 г. снижены ранее планируемые тарифы на отдельные услуги по содержанию жилья
    • 30 июня 2019. В Санкт-Петербурге изменены некоторые тарифы на коммунальные услуги на второе полугодие 2019 г.
    • 21 июня 2019. Изменения в законе о применении кассовых аппаратах в сфере ЖКХ. Читаем внимательно.
    • 16 июня 2019. Банк России снизил ключевую ставку до 7,5 %
    • 25 мая 2019. Отмена касс при безналичной оплате для ТСЖ, ЖСК, СНТ возможна: ждем решения Совета Федерации
    • 12 апреля 2019. Новое предложение депутатов о применении касс. Кассы в ЖКХ все-таки будут, но увеличат сроки формирования чека?
    • 6 апреля 2019. Депутаты предлагают не применять кассы на предприятиях ЖКХ
    • 01 апреля 2019. Система Квартал «Диспетчер Онлайн» — готовое решение для организации работы аварийно-диспетчерских служб по-новому
    • 14 марта 2019. ФЗ-54: онлайн-кассы при управлении многоквартирными домами
    • 11 февраля 2019. С 1 января 2019 г. при расчете стоимости тепла учитываются показания индивидуальных приборов учета
    • 15 января 2019. ГИС ЖКХ: с 1 июля 2019 г. неразмещение информации в системе грозит штрафом до 200 тысяч рублей
    • 30 декабря 2018. С Новым годом!
    • 28 декабря 2018. С 1 января 2019 г. повышается размер платы за содержание жилого помещения.
    • 27 декабря 2018. Комитет по тарифам Санкт-Петербурга: до 31 декабря 2019 г. введен мораторий на деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
    • 15 декабря 2018. 7,75 % годовых ключевая ставка Банка России
    • 10 декабря 2018. Тарифы на ЖКХ в 2019 году повысят в два этапа
    • 28 ноября 2018. С 1 января 2019 года плата за вывоз мусора в Санкт-Петербурге будет рассчитываться по числу проживающих и с учетом норматива накопления ТКО
    • 10 октября 2018. 300 кВт•ч — такую социальную норму потребления электроэнергии для населения планируется ввести с 1 июля 2019 года
    • 16 сентября 2018. Вопрос – ответ: жильцу не приходят электронные письма от управляющей организации. Что делать?
    • 15 сентября 2018. 7,5 % годовых: ключевая ставка Банка России повышена на 0,25 пункта
    • 15 августа 2018. Новая версия программы Квартал для Ленинградской области: учтены изменения в реестрах для расчета ЕДК
    • 31 июля 2018. С 1 июля 2018 г. в Ленинградской области изменились нормативы потребления для услуг водоснабжения и водоотведения
    • 26 июня 2018 г. С 1 июля 2018 года в Санкт-Петербурге повышаются тарифы на ЖКУ
    • 25 июня 2018. Обновление программы Квартал: указание в квитанции идентификаторов платежных документов ГИС ЖКХ
    • 30 мая 2018. C 1 июня перед печатью квитанций необходимо выгрузить информацию в ГИС ЖКХ!
    • 27 апреля 2018. Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 7,25%
    • 29 марта 2018. Переход на прямые договора: Совет Федерации одобрил
    • 23 марта 2018. 7,25 % годовых ˗ ключевая ставка Банка России
    • 15 марта 2018. Мобильное приложение от PLATIDO – Личный кабинет клиента в его телефоне
    • 8 марта 2018. Компания Квартал поздравляет милых дам с праздником!
    • 06 марта 2018. Компания Квартала оказывает помощь в работе с ГИС ЖКХ
    • 28 февраля 2018. С 2018 года оригиналы протоколов общих собраний должны передаваться в Государственную жилищную инспекцию.
    • 12 февраля 2018. Ключевая ставка Банка России понижена до 7,5 % годовых
    • 06 февраля 2018. Это важно: необходимо сообщить в Роскомнадзор об обработке персональных данных
    • 30 января 2018. Новая услуга для клиентов Квартала-помощь в работе с ГИС ЖКХ
    • 24 января 2018. Расширена служба техподдержки Квартала
    • 27 декабря 2017. Компания Квартал поздравляет с наступающим Новым годом!
    • 20 декабря 2017. Требования о перерасчете за тепло в неполном месяце неправомерны
    • 15 декабря 2017. Ключевая ставка Банка России 7,75 % годовых
    • 04 декабря 2017. Обновление программы Квартал уже доступно для скачивания
    • 27 ноября 2017 г. Реклама на квитанциях ЖКХ будет под запретом
    • 21 ноября 2017. Установлены уровни повышения платы за коммунальные услуги в 2018 году для Петербурга и Ленобласти
    • 13 ноября 2017. Потоп в квартире: кто возмещает ущерб?
    • 1 ноября 2017. Демонтированы радиаторы отопления в квартире: как взимать плату за отопление?
    • 27 октября 2017. Ключевая ставка Банка России 8,25 %
    • 17 октября 2017. Программа Квартал: распределение поступивших платежей по услугам
    • 09 октября 2017. Как начислять квартплату, если в помещении никто не прописан и не живет
    • 29 сентября 2017. Теперь общедомовые услуги могут оплачиваться по коллективным счетчикам
    • 18 сентября 2017. Ключевая ставка Банка России 8,5 %
    • 13 сентября 2017. Обновление сертификатов ключей ЭЦП
    • 24 июля 2017. Как мы реализуем сопровождение программы Квартал
    • 05 июля 2017. Объединения собственников жилья Санкт-Петербурга смогут сами рассчитывать и печатать квитанции для пользователей неприватизированного жилья.
    • 30 июня 2017. С 01 июля 2017 года действуют тарифы на коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме
    • 24 июня 2017. С 01 июня 2017 года установлены нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме
    • 17 июня 2017. Ключевая ставка Банка России 9,0 %
    • 04 июня 2017. Когда плата за воду не пересчитывается?
    • 17.05.2017. Новая версия программы расчета квартплаты Квартал
    • 12 мая 2017. Как избежать заражения компьютерным вирусом
    • 1 мая 2017. Ключевая ставка Банка России 9,25 %
    • 25 апреля 2017. Литера в адресе объекта недвижимости
    • 17 апреля 2017. В системе «Квартал: Личный кабинет» — новые возможности для управляющих компаний и собственников
    • 12 апреля 2017. Программа расчета квартплаты Квартал помогает реализовать требования закона О персональных данных
    • 04 апреля 2017. С 1 января 2017 года изменились форма и порядок отчетности владельцами специальных счетов на капитальный ремонт
    • 28 марта 2017. Ключевая ставка Банка России 9,75 %
    • 24 марта 2017. Национальные стандарты «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами»
    • 16 марта 2017. (812) 407-10-27 — многоканальный телефон службы поддержки компании Квартал
    • 6 марта 2017. С 1 февраля в Санкт-Петербурге повышена плата за радиоточку
    • 27 февраля 2017. Информация для пользователей электронной подписи при формировании отчётов по взносам на капитальный ремонт
    • 14 февраля 2017. Новая версия программы Квартал для предприятий, работающих на территории Ленинградской области
    • 06 февраля 2017.С 1 января 2017 года усилена ответственность за неправильно начисленную плату за коммунальные услуги.
    • 30 января 2017. Перенесены сроки размещения информации в ГИС ЖКХ и начала наступления ответственности за несоблюдение условий размещения информации.
    • 25 января 2017. C 1-го января 2017 года отменен перерасчет по воде при временном отсутствии потребителя
    • 20 января 2017.С 1 января 2017 года изменен размер платы за содержание жилого помещения
    • 10 января 2017.С 1 января 2017 года взыскание долгов граждан по жилищно-коммунальным услугам будет производиться проще и быстрее.
    • 09 января 2017. Компания Квартал объявляет о запуске новой партнерской программы
    • 28 декабря 2016. Компания Квартал поздравляет с наступающим Новым годом!
    • 22 марта 2017. (812) 407-10-27 — телефон службы поддержки компании Квартал
    • 20 декабря 2016. Нововведения в оплате жилищно-коммунальных услуг с 1 января 2017 г.
    • 16 декабря 2016. Инструкция по заполнению данных в ГИС ЖКХ из программы Квартал
    • 05 декабря 2016. Введена отсрочка ответственности за неразмещение данных в системе ГИС ЖКХ.
    • 21 ноября 2016. Новая рубрика на сайте компании Квартал Часто задаваемые вопросы
    • 14 ноября 2016. Новая версия программы Квартал
    • 07 ноября 2016. Изменение минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге
    • 01 ноября 2016. Изменения в законодательстве, касающиеся введения в эксплуатацию ГИС ЖКХ
    • 25 октября 2016. Изменение нормативов потребления коммунальных услуг в Санкт-Петербурге с 01 ноября 2016 года
    • 17 октября 2016. — В Петербурге суд запретил брать плату за отключение радиоточки
    • 11 октября 2016 . Регистрация пользователей в Личном кабинете через СМС
    • 04 октября 2016. Изменение ключевой ставки ЦБ РФ
    • 27 сентября 2016. Новая версия программы Квартал
    • 10 февраля 2016. Новая методика расчета пеней
  • Политика качества
Читайте также  Нормы проведения ремонтных работ в многоквартирном доме

Подписка на новости

С 1 июля 2020 г. изменилась формула расчета платы за лифт в жилом доме

ВС пояснил, когда собственники примыкающих к МКД зданий должны платить за содержание общего имущества

22 июля Верховный Суд вынес Определение № 309-ЭС21-5387 по делу № А50-179/2019 о споре между ТСЖ и собственником примыкающего к многоквартирному дому здания о плате за пользование общим имуществом МКД.

Суды посчитали, что общие инженерные сети – не основание взимать плату за содержание общедомового имущества

ООО «Гарантия» на праве собственности принадлежит нежилое административно-офисное здание общей площадью 2,5 тыс. кв. м, расположенное на земельном участке, где находится многоквартирный дом под управлением ТСЖ «Попова, 23». Договор управления между ТСЖ и обществом заключен не был.

Полагая, что принадлежащее обществу здание входит в состав единого жилого комплекса с многоквартирным домом, ТСЖ посчитало, что оно должно также нести расходы на содержание общедомового имущества. В связи с этим ТСЖ направило «Гарантии» претензию с требованием о погашении задолженности за период с июля 2017 г. по сентябрь 2018 г. в общей сумме 570 тыс. руб. Поскольку претензия была оставлена без удовлетворения, последовал иск в суд.

В сентябре 2019 г. по делу была произведена судебная экспертиза, которая заключила, что многоквартирный жилой дом и административно-офисное здание общества не имеют общих строительных конструкций, в том числе фундамента, несущих стен, плит перекрытий, иных плит, несущих колонн, ограждающих несущих конструкций, крыши, что свидетельствует об отсутствии между конструкциями объектов неразрывной физической или технологической связи.

Вместе с тем было установлено, что стороны совместно используют центральный тепловой пункт, системы водоснабжения и теплоснабжения. Система теплоснабжения и водоснабжения жилого дома используется для получения коммунальных ресурсов административным офисным зданием, что свидетельствует о наличии между инженерными системами объектов неразрывной физической или технологической связи. Иными словами, при отсоединении трубопроводов теплоснабжения и водоснабжения административного офисного здания от систем, расположенных в ЦТП, поставка ресурсов в него прекратится. Кроме того, эксперты указали, что офисное здание и МКД имеют общее помещение ЦТП, расположенное в подвале и являющееся техническим помещением. В заключении также указано, что согласно проектной документации многоквартирный жилой дом и пристроенное к нему нежилое здание запроектированы в составе одной стройки.

19 июня 2020 г. Арбитражный суд Пермского края частично удовлетворил исковые требования ТСЖ, взыскав с общества «Гарантия» 47 тыс. руб. за тепловую энергию, вывоз ТБО и опрессовку узла. Апелляционный и окружной суды оставили решение без изменений. При разрешении спора суды руководствовались положениями ст. 210 ГК РФ, ст. 36, 39, 154, 155, 158 ЖК РФ, п. 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также учли разъяснения, содержащиеся в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 64.

Суды отметили, что разрешение вопроса о том, относится ли конкретное помещение к общему имуществу МКД, зависит не только от технических характеристик объекта и наличия в нем инженерных коммуникаций, но и от определения назначения данного помещения – возможности использования его в самостоятельных целях или только по вспомогательному назначению. Они посчитали, что использование теплового пункта, а также прохождение инженерных коммуникаций через многоквартирный жилой дом не являются основаниями для признания нежилого здания частью многоквартирного жилого дома. Оценив результаты экспертизы, все инстанции пришли к выводу, что спорное нежилое здание, расположенное на обособленном земельном участке ответчика, не является единым объектом с многоквартирным домом, в связи с чем не имеется оснований признавать ответчика участником долевой собственности на общее имущество МКД и возлагать на него плату за содержание и текущий ремонт общего имущества.

ВС указал, что суды проигнорировали выводы экспертизы

В дальнейшем ТСЖ обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ, в которой указало на наличие на стороне общества неосновательного обогащения в виде невнесенной платы за пользование общим имуществом МКД, в связи с чем возмещение затрат легло на собственников двух жилых домов. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС после изучения материалов дела выявила существенные нарушения норм материального права нижестоящими инстанциями.

Ссылаясь на п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ст. 36 ЖК РФ, Суд напомнил, что собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Как пояснил ВС, ст. 249 ГК установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Согласно аналогичной норме, изложенной в п. 1 ст.158 ЖК, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Экономколлегия отметила, что результаты экспертизы подлежали должной правовой оценке судами исходя из нормативных требований к определению состава общего имущества, которая имела важное значение для рассмотрения спора. ВС обратил внимание, что у судов имелось заключение экспертов о том, что МКД и административно-офисное здание имеют общие системы водоснабжения и теплоснабжения; ЦТП, расположенный в нежилом помещении МКД, и техподполье являются общедомовым имуществом, поскольку в них расположены вводы и проходят общедомовые инженерные сети, которые питают два жилых дома и все встроенно-пристроенные нежилые помещения, в том числе и помещения ответчика.

ВС подчеркнул, что в судебных актах отсутствуют какие-либо сведения об изменении фактически технических характеристик объекта, в том числе о переходе на самостоятельное водоснабжение, теплоснабжение, минуя ЦТП, расположенный в помещениях дома, а также их обслуживание, как и основания для изменения наименования объекта по кадастровому учету с определением спорного объекта как здания.

Высшая судебная инстанция указала, что суды сделали вывод об отсутствии у многоквартирного дома и здания, принадлежащего ответчику, общего имущества, поскольку приняли во внимание в заключении экспертов лишь выводы о присутствии отдельных элементов общего имущества, перечисленных в п. 2 Правил. ВС отметил, что нижестоящие инстанции ошибочно не дали правовую оценку обстоятельствам по делу, связанным с проектированием и возведением МКД со встроенно-пристроенным помещениями как одного строительного объекта.

ВС учел и тот факт, что ТСЖ при рассмотрении дела также указывало, что оказывает услуги по содержанию и ремонту придомовой территории общего имущества с 1999 г. и предыдущий собственник оплачивал расходы по содержанию общего имущества, в отличие от ответчика, который продолжает пользоваться благоустроенной освещаемой охраняемой территорией жилого комплекса, контейнерами для ТБО, расположенными на территории комплекса, осуществляет разгрузочно-погрузочные работы, на территорию комплекса въезжает его транспорт.

Со ссылкой на Постановление КС РФ от 29 января 2018 г. № 5-П Верховный Суд отметил, что сам факт существования и сохранность каждого из помещений в МКД обусловлены существованием и состоянием самого дома (здания), наличие права собственности на помещения в нем обусловливает и наличие права общей долевой собственности собственников этих помещений на общее имущество в таком доме, в том числе на общие нежилые помещения, несущие конструкции дома, сети и системы инженерно-технического обеспечения.

«Соответственно, не может рассматриваться как не согласующееся с конституционными предписаниями и возложение расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме не только на собственников жилых помещений в таком доме, но и на лиц, в собственности которых находятся расположенные в нем нежилые помещения и которые также заинтересованы в поддержании дома в надлежащем состоянии, а потому лица данной категории наряду с собственниками жилых помещений обязаны вносить соответствующие платежи соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество», – отмечено в определении.

Суд также обратил внимание, что согласно имеющимся в материалах дела протоколам собраний собственников помещений ответчику установлена плата за услуги содержания и ремонта общего имущества в 2,5 раза ниже, чем для других собственников нежилых помещений. В сниженный тариф не включена плата за лифты, их обслуживание и ремонт, за работу вахтеров-лифтеров, уборку подъездов и лестничных маршей, придомовой территории, тариф включает плату за содержание ЦТП, работу персонала, обслуживающего инженерные сети, работу аппарата управления товарищества. ВС пояснил, что определение такого размера платы для ответчика согласуется с подходами, изложенными в Постановлении № 5-П, и связано с опорой на конкретные характеристики соответствующих помещений и условия их использования.

Исходя из изложенного, Судебная коллегия посчитала вывод судов нижестоящих инстанций об отказе в удовлетворении требования ТСЖ о взыскании задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома ошибочным.

Эксперты оценили выводы ВС

Адвокат КА Новосибирской области «Бойко и партнеры» Светлана Немчинова считает, что поставленная проблема, несомненно, актуальна, поскольку на сегодняшний день в России, особенно в крупных городах, возведено большое количество административных зданий, примыкающих к МКД и используемых в качестве магазинов, офисных помещений, парковок именно с такой единой системой подключения к коммунальным ресурсам, в которой МКД выступает как источник питания коммунальными ресурсами.

Светлана Немчинова отметила, что, с одной стороны, собственники административных зданий, примыкающих к МКД, не потребляют многие услуги, оказываемые управляющей компанией жителям многоквартирного дома. В связи с этим, по мнению адвоката, у них отсутствует какой-либо экономический интерес в равном несении расходов на содержание такового общего имущества.

С другой стороны, эксперт подчеркнула, что собственники МКД, за счет денежных средств которых, в том числе, были созданы, построены сети водоснабжения, несут расходы на их содержание в полном объеме, в том числе и за ту систему, которая питает коммунальными ресурсами административные здания.

По словам Светланы Немчиновой, Верховный Суд обоснованно указал, что отсутствие отдельных элементов, таких как общие строительные конструкции, фундамент, несущие стены, плиты перекрытия, ограждающие несущие конструкции, крыша и т.п., не свидетельствует о том, что данные объекты не имеют общего имущества. «Собственники должны нести расходы на содержание общего имущества при установлении вышеуказанных факторов, однако размер данных расходов может быть рассчитан дифференцированно, исходя из характера пользования собственниками данными услугами», – заключила адвокат.

Партнер «Легес Бюро» Коба Оржония считает, что рассматриваемая проблема становится актуальной именно в том случае, если собственник смежных зданий пользуется общим имуществом, но по какой-то причине решил не платить за это. «Описанная ситуация – это пример неосновательного обогащения. И если еще до проведения экспертизы позиция собственника нежилого помещения относительно расположения офисного здания на принадлежащем юридическому лицу земельном участке могла бы быть принята во внимание как обоснованная, то после получения результатов экспертизы вопрос, по моему мнению, должен трактоваться однозначно», – выразил мнение эксперт.

Коба Оржония находит позицию ВС РФ обоснованной и в полной мере соответствующей имеющимся в деле доказательствам – выводам экспертизы. Он отметил, что в случае, если за обслуживание общих систем платят только члены ТСЖ, а собственник здания только пользуется благами, а платить за это отказывается, то со стороны собственника здания возникает неосновательное обогащение. Коба Оржония обратил внимание: важным доказательством общности имущества является тот факт, что при отсоединении трубопроводов теплоснабжения и водоснабжения административного офисного здания от систем, расположенных в ЦТП, поставка ресурсов (воды, тепловой энергии) в административное офисное здание прекратится. «Таким образом, судебной экспертизой установлены неразрывная связь и факт общности коммуникаций между домом и административным зданием. Вызывает вопросы позиция судов нижестоящих инстанций, которые могли в рамках своей компетенции рассмотреть спор и принять обоснованные судебные акты», – поделился эксперт.

Мария Кравченко/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с покупкой, продажей и оформлением недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Мария Кравченко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AFINA-VOLGA.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: