Общественные работы это уголовное или административное наказание

Официальный сайт Правительства Свердловской области

Общественные работы это уголовное или административное наказание

Уголовное право, исполнение наказания

24.03.2016г.

Обязательные работы как вид наказания

Одним из видов наказаний, которое предусматривает действующий Уголовный кодекс Российской Федерации, являются обязательные работы.

По преступлениям небольшой и средней тяжести в значительных случаях назначается такой вид наказания.

На основании ч. 4 ст. 49 УК РФ обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В чем же заключается данный вид наказания?

В соответствии с частью первой статьи 49 Уголовного кодекса РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Данный вид наказания выполняется осужденными на безвозмездной основе. В тоже время, лицо, которому судом назначено наказание в виде обязательных работ, лишен права выбора вида обязательных работ и объектов, на которых они отбываются.

Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Под видами работ, как правило, подразумеваются работы, не требующие особой квалификации, специальных знаний и навыков:

1.Благоустройство, очистка и озеленение территорий предприятий, организаций, улиц и площадей;

2.Вырубка деревьев и кустарников, обрезка веток;

3.Посадка и прополка саженцев деревьев, кустарников и цветочной рассады;
4.Благоустройство и очистка территорий автобусных остановок;
5.Подсобные работы при благоустройстве тротуаров и проездных путей;
6.Земляные работы;

7.Окраска элементов благоустройства дорог;
8.Очистка дорожных покрытий в местах, недоступных для дорожной техники;
9.Благоустройство кладбищ;

10.Косметический ремонт зданий и помещений;

12.Уборка производственных и служебных помещений;

13.Благоустройство спортивных и детских площадок;

14.Другие виды работ, не требующие специальной профессиональной подготовки.

Срок обязательных работ зависит от возраста осужденного, категории преступления, по которой подсудимый признан виновным, характеризующих личность данных.

Несовершеннолетним обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для данного лица, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — трех часов в день.

Совершеннолетним лицам обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

При вступлении приговора в законную силу, копия судебного решения направляется судом в уголовно-исполнительную инспекцию. После регистрации поступивших в Инспекцию документов, инспектор направляет осужденному письменное уведомление о необходимости явки в инспекцию. В день явки в инспекцию с осужденным проводится беседа, в ходе которой ему разъясняются порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением.

По окончании беседы у осужденного отбирается подписка и выдается предписание для отбывания обязательных работ. При определении осужденному вида обязательных работ и объекта учитывается его место жительства, график основной работы и учебы, состояние здоровья, возрастные особенности и профессиональные навыки.

Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ.

Началом срока отбывания обязательных работ является день выхода осужденного на работу. Уголовно-исполнительная инспекция вцелях контроля за исполнением обязательных работ проверяет порядок отбытия осужденным наказания. При этом, проверка может осуществляться как с использованием телефонной связи, так с правом выхода по месту отбытия наказания осужденным. В тоже время, администрация учреждения, в котором осужденный отбывает наказание обязана сообщать в УИИ о нарушениях порядка отбытия наказания, допущенных осужденным к обязательным работам.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы.

Табель о количестве отработанных осужденным часов и материалы о нарушениях им трудовой дисциплины, поступившие из администрации организации, приобщаются к его личному делу.

Осужденный к обязательным работам обязан:

— соблюдать правила внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает обязательные работы;

— добросовестно относиться к труду;

— работать на определенном для него объекте и отработать установленный судом срок обязательных работ;

— ставить в известность инспекцию об изменении места жительства.

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

— более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

— более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

— скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

Мне назначили обязательные работы

Что делать?

Что такое обязательные работы

Обязательные работы — это бесплатные общественно-полезные работы, которые назначаются по решению суда за совершение некоторых административных правонарушений.

Это один из видов наказания, предусмотренный «митинговой» статьей 20.2 КоАП, а также ст. 20.2.2 КоАП и 19.3 КоАП. Назначают его значительно реже, чем штраф или арест. Иногда подзащитные сами просят назначить это наказание, если нет денег на уплату штрафа.

В постановлении суда должны быть приведены мотивы назначения именно обязательных работ, а не другого наказания (п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28).

Кому могут назначить обязательные работы

На самом деле — никому, если речь о санкции за мирные митинги. Конституционный суд РФ запретил назначать обязательные работы по статьям 20.2 и 20.2.2 КоАП, за исключением случаев, когда противоправными действиями был причинен вред здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц.

Однако Постановление Конституционного суда периодически игнорируется судами. Если вам назначили работы по статье 20.2 или 20.2.2 КоАП, это нужно обязательно обжаловать в апелляции, а если не получится там — в кассации.

Кроме того, в ч. 3 ст. 3.13 КоАП указано, что обязательные работы не применяются к:

  • беременным женщинам,
  • женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет,
  • инвалидам I и II групп,
  • военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы,
  • имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета, органов внутренних дел, войск национальной гвардии, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

Верхней планки по возрасту нет — то есть по КоАП назначать работы могут даже пенсионерам (если нет инвалидности и других исключений).

Лицо, которому назначены обязательные работы, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от них — в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ (ч. 7 ст. 32.13 КоАП).

Как и когда назначают

Время и порядок прохождения обязательных работ назначает судебный пристав-исполнитель по месту жительства должника. По получении документов из суда он должен возбудить исполнительное производство и вынести постановление, в котором укажет, где, когда и в каком порядке надо отбывать работы.

Как правило, пристав вызывает должника на прием, чтобы вручить и разъяснить постановление, а также заполнить на должника анкету. В этой анкете пристав отразит сведения о месте регистрации и жительства, работы, учебы, контактные телефоны, наличие специальных познаний, медицинских противопоказаний, а также иных сведений, имеющих значение при отбывании обязательных работ. Лучше сходить на прием — возможно, удастся повлиять на выбор работ.

Пристав также может направить постановление по почте по месту регистрации должника.

Назначенное наказание также может отобразиться в Госуслугах (но далеко не всегда).

На практике приставы могут не выносить постановление месяцами (бывали случаи, когда работы назначали через полгода-год). На исполнительное производство закон отводит 2 года — если за это время пристав не возбудит его, или вы не успеете пройти обязательные работы по вине пристава, производство подлежит прекращению.

Приступить к работам необходимо не позднее 10 дней с момента возбуждения исполнительного производства (вынесения постановления). К сожалению, закон сформулирован именно так — а не «с момента получения должником постановления». Поэтому лучше периодически проверять статус своего исполнительного производства: звонить в службу судебных приставов (ССП) по месту вашего жительства, а также проверять, не появилась ли запись о вас в базе должников на сайте ССП — особенно перед поездкой за границу.

Как проходят обязательные работы

В каких организациях

В постановлении пристава будет указана организация, в которой надо отбывать работы, и дата, не позже которой надо туда явиться и приступить к работе.

Как правило, это муниципальные учреждения и предприятия: медицинские учреждения, образовательные организации, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, коммерческие организации (например, фабрики, заводы).

Какие работы

Примерный перечень обязательных работ указывается в приложении к соответствующему постановлению администраций муниципального образования. Как правило в нем — благоустройство территорий, строительство и ремонт дорог, уборка улиц, дворов, парков от мусора, побелка деревьев, уход за газонами, уборка общественных туалетов и свалок, расчистка тротуаров от снега, уход за больными и тому подобное.

Выбрать работы на свой вкус не получится, хотя вы можете сообщить о своих предпочтениях приставу. Исключение:

  • вы не можете выполнять данные работы по состоянию здоровья (о чем имеется медицинское подтверждение),
  • для выполнения данных работ нужны специальные познания, которых у вас нет (ч. 2 ст. 32.13 КоАП РФ).

О любых проблемах со здоровьем следует сообщить приставу заранее, чтобы он учел это при выборе организации-”работодателя».

Что подписывать при приеме на работы

Организация, в которую вас направили, должна издать приказ о приеме вас на работу, ознакомить вас под расписку с правилами внутреннего распорядка организации, техники безопасности и производственной санитарии. Никакие другие бумаги обязанности подписывать нет. Заключать срочный трудовой договор с вами организация не обязана. Соглашение о конфиденциальности вы подписывать не обязаны.

График работ

Обязательные работы должны производиться в свободное от работы, службы или учебы время. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить отработать в течение недели меньшее количество часов. График должен быть следующий:

  • до 4-х часов в свободные от основной занятости дни. По вашему письменному заявлению судебный пристав-исполнитель вправе увеличить это время до 8 часов;
  • до 2-х часов в рабочие дни — после окончания работы, службы или учебы. По вашему письменному заявлению судебный пристав-исполнитель вправе увеличить это время до 4-х часов;

расписание устанавливает сама организация. Можно попробовать договориться с ней об удобном для вас варианте;

  • если по месту основной занятости предоставили отпуск/каникулы, на обязательные работы это никак не влияет — их необходимо продолжать (ч. 6 ст. 32.13 КоАП РФ).
  • Начальник организации в конце дня делает отметки об отработанных часах в ежедневном табеле. Лучше это проверять — были случаи, когда организация проставляла неправильно и должник потом не мог доказать отработанное.

    Читайте также  Сколько длится уголовное преследование по смертельным ДТП?

    Условия труда

    Обязательные работы выполняются на безвозмездной основе (ч. 8 ст. 32.13 КоАП РФ).

    Закон предусматривает следующие обязанности должника при выполнения обязательных работ (ч. 5 ст. 32.13 КоАП РФ):

    • соблюдать правила внутреннего распорядка организации-”работодателя», трудовую дисциплину,
    • добросовестно работать на определяемых для них объектах,
    • ставить в известность пристава об изменении места жительства,
    • являться по вызову пристава.

    В нормах об обязательных работах ничего не сказано про то, какие условия труда обязана обеспечить организация. Однако в силу общего запрета на унижающее достоинство человека обращение при применении мер административного принуждения (ч. 3 ст. 1.6 КоАП) и норм Трудового кодекса (ТК РФ), следует требовать, чтобы:

    • организация обеспечила работника необходимой спецодеждой в случае работы, предполагающей загрязнения, особый температурный режим и пр. (ст. 221 ТК РФ). Список работ и требуемой для них спецодежды можно посмотреть в Типовых нормах Минтруда (они обязательные).
    • работы не проводились в ночное время (с 22:00 до 06:00) применительно к категориям лиц, указанным в ст. 96 ТК РФ (родителям-одиночкам детей до 5 лет, несовершеннолетним, др.).
    • соблюдались требования охраны труда, предусмотренные ТК РФ.

    Если организация-“работодатель» не выполняет вышеуказанные условия, необходимо зафиксировать все нарушения (например, снять на видео, найти свидетеля, подать и сфотографировать письменное заявление администрации), а также обратиться с письменным заявлением о данных нарушениях к приставу-исполнителю.

    Это позволит вам доказать впоследствии, что ваш отказ выполнять работы был обусловлен уважительными причинами — на случай, если вас будут привлекать к ответственности за уклонение.

    По той же причине, если вы не могли выполнять работы по состоянию здоровья — соберите медицинские справки и противопоказания, представьте их копии администрации и приставу, храните их на случай суда.

    Окончание исполнительного производства

    Организация-работодатель должна сама сдать приставам табели учета, подтверждающие отработку положенных часов. Вы можете предложить передать документы самостоятельно, если хотите ускорить процесс. По получению документов пристав должен закрыть исполнительное производство.

    Можно ли выезжать за границу

    Сам факт вынесения судом наказания в виде обязательных работ или даже возбуждения исполнительного производства приставом не означает, что вам нельзя выезжать за границу.

    Для такого запрета пристав должен вынести отдельное постановление о временном ограничении права выезда за пределы Российской Федерации (которое пристав затем передаст в ФМС).

    Такие постановления выносятся не всегда — как правило, в случае уклонения от работ. Вас должны уведомить об этом — копию постановления пристав должен направить вам на следующий же день после его вынесения. Хотя полностью полагаться на сознательность приставов не стоит — если собираетесь за границу, позвоните приставу и уточните сами.

    Пока пристав не возбудил исполнительное производство (даже если он не сделал этого спустя год после суда), ограничения на выезд быть не может.

    После окончания отбывания обязательных работ запрет на выезд (если его вводили) должны отменить. Правда, информация об этом не сразу доходит до ФМС (может уйти несколько недель), поэтому если нужно срочно уехать, требуйте у приставов ускорить процесс и просите документы, подтверждающие снятие ограничений.

    Что будет, если уклониться от работ

    Во-первых, за уклонение могут привлечь к ответственности по ч. 4 ст. 20.25 КоАП и назначить штраф до 300 000 руб. или арест до 15 суток. Это возможно, только если вы:

    неоднократно отказались от выполнения работ или неоднократно не вышли на работы без уважительных причин,

    неоднократно нарушили трудовую дисциплину, что подтверждено документами организации-«работодателя».

    Поскольку КоАП РФ не предусмотрена возможность замены данного административного наказания другим, составление протокола и привлечение к ответственности по ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ не освобождают должника от обязанности дальнейшего отбывания обязательных работ. Если по ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ назначат арест, судебный пристав-исполнитель вынесет постановление об отложении исполнения обязательных работ.

    Во-вторых, если вы не выходите на обязательные работы, не появляетесь по месту регистрации и не являетесь по вызову пристава, пристав может объявить вас в розыск (ч. 3 ст. 65 Закона об исполнительном производстве).

    В-третьих, пристав с большой вероятностью ограничит ваш выезд за границу.

    О красочном опыте прохождения обязательных работ другими задержанными на акциях вы можете почитать на нашем сайте тут.

    Обязательные работы как вид административного наказания

    Адвокат Антонов А.П.

    В п. 10 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ определено, что обязательные работы являются одним из административных наказаний, которое назначается только в качестве основного (ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ).
    В силу ч. 1 ст. 3.13 КоАП РФ обязательные работы как административное наказание заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.
    Обязательные работы в качестве наказания предусмотрены санкциями следующих статей: ч. 2 ст. 5.26, ч. 1 — 2 ст. 5.35.1, ст. 6.1.1 КоАП РФ и др.
    Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до восьми часов в день в порядке, предусмотренном ч. 10 ст. 32.13 КоАП РФ (ч. 2 ст. 3.13 КоАП РФ).
    Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, войск национальной гвардии РФ, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, Государственной противопожарной службы и таможенных органов (ч. 3 данной статьи).
    Порядок исполнения обязательных работ регламентирован ст. 32.13 КоАП РФ.
    Постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном федеральным законодательством (ч. 1 ст. 32.13 КоАП РФ).
    Подобный порядок установлен Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) (ст. 109.2), где среди прочего отмечено, что исполнение исполнительного документа об отбывании обязательных работ производится судебным приставом-исполнителем по месту жительства должника (ч. 2); судебный пристав-исполнитель контролирует поведение должника при отбывании обязательных работ, соблюдение им трудовой дисциплины, количество часов, отработанных должником, путем посещения организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, или получения информации из такой организации (ч. 6).
    Согласно ч. 3 ст. 65 Закона об исполнительном производстве по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ.
    Судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения с 9 часов до 20 часов в нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, если это необходимо для осуществления контроля за поведением должника, отбывающего обязательные работы (ч. 3.1 ст. 35 Закона об исполнительном производстве).
    Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями (ч. 2 ст. 32.13 КоАП РФ).
    Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию обязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства (ч. 3 ст. 32.13 КоАП РФ).
    Судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени (ч. 4 ст. 32.13 КоАП РФ).
    Лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых такие лица отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по его вызову (ч. 5 ст. 32.13 КоАП РФ).
    Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ (ч. 6 ст. 32.13 КоАП РФ).
    Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ. Об удовлетворении данного ходатайства судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ (ч. 7 ст. 32.13 КоАП РФ).
    Обязательные работы выполняются лицом, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, на безвозмездной основе (ч. 8 ст. 32.13 КоАП РФ).
    Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательные работы (ч. 9 ст. 32.13 КоАП РФ).
    Время обязательных работ в выходные дни и дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе, не может превышать четырех часов; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы. На основании письменного заявления лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, максимальное время обязательных работ в выходные дни и дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе, судебный пристав-исполнитель вправе увеличить до восьми часов; в рабочие дни — до четырех часов после окончания работы, службы или учебы. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов (ч. 10 ст. 32.13 КоАП РФ).
    Аналогичные положения имеются в ст. 109.2 Закона об исполнительном производстве.
    На администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ (ч. 11 ст. 32.13 КоАП РФ).
    В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ (ч. 12 ст. 32.13 КоАП РФ).
    В силу ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ уклонение от отбывания обязательных работ признается административным правонарушением, которое влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
    Понятие «уклонение от отбывания обязательных работ» вводит Закон об исполнительном производстве, в ч. 3 ст. 109.2 которого разъясняется, что таковое выражается в невыходе на обязательные работы без уважительных причин и нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ.
    Позиция ФССП России относительно исполнения постановлений судей об отбывании обязательных работ изложена в Письмах от 15.01.2013 N 12/01-491-АП и от 25.06.2013 N 12/01-17171-АП.

    Читайте также  Как обжаловать штраф ГИБДД после продажи автомобиля?

    Остались вопросы к адвокату?

    Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

    Уголовная ответственность

    Уголовная ответственность — ответственность за совершение преступления.

    Понятие «уголовная ответственность» встречается во многих нормах уголовного кодекса (УК) и является одним из фундаментальных понятий в уголовном праве, однако, несмотря на это, УК не содержит его определения.

    Уголовная ответственность — сложное структурное образование, состоящее из ряда элементов (составных частей):
    основанная на законе обязанность лица дать отчет перед государством (в лице его соответствующих органов) за совершенное преступление;

    • отрицательная оценка деяния и порицание лица, его совершившего;
    • назначаемые виновному лицу наказание и иные меры уголовно-правового характера ;
    • судимость как правовое последствие осуждения за совершение преступления (четвертый элемент).

    Уголовная ответственность тесно связана с уголовно-правовыми отношениями, так как в рамках этих отношений она существует и реализуется. Под уголовно-правовыми отношениями понимают урегулированные нормами уголовного закона общественные отношения между государством и лицом, совершившим общественно опасное деяние.

    Юридическим фактом, в связи с которым возникают уголовно-правовые отношения, является виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания. Время возникновения уголовно-правовых отношений, как и уголовной ответственности, объективно совпадает со временем совершения уголовно наказуемого деяния. С этого же времени (со дня совершения преступления) исчисляются сроки давности привлечения к уголовной ответственности (статья 78 УК).

    Соответственно, прекращаются (заканчиваются) уголовно-правовые отношения и уголовная ответственность с аннулированием правовых последствий совершения уголовно наказуемого деяния — реальным исполнением мер уголовно-правового характера. Если иметь в виду принудительные меры воспитательного воздействия, то момент прекращения их применения зависит от характера самих мер: предупреждения, возложения обязанности загладить причиненный вред, ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего, передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа (ст. 91 УК).

    Если было назначено и реально отбыто (исполнено) наказание, то только с погашением или снятием судимости следует связывать момент прекращения уголовно-правовых отношений и уголовной ответственности.

    Неразрывную связь судимости и уголовной ответственности подтверждает, в частности, тот факт, что именно УК (ст. 86, 95 и др.) регламентирует вопросы судимости. Судимость имеет место не только в отношении лиц, которым назначено наказание, но также в отношении лиц, условно осужденных (ст. 73 УК), условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания (ст. 79 УК), и лиц, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания (ст. 80 УК). Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.

    Субъектами уголовно-правовых отношений являются государство, с одной стороны, и лицо, совершившее уголовно наказуемое деяние, — с другой. В таком случае суд, вынося приговор (назначая меры уголовно-правового характера), выступает от имени государства. Второй субъект уголовно-правовых отношений — физическое лицо. Достижение установленного законом возраста и вменяемость лица, согласно ст. 19 УК, являются общими условиями уголовной ответственности.

    Еще одним структурным элементом уголовно-правовых отношений является объект, т.е. то, ради чего собственно возникают эти отношения. Поскольку уголовно-правовые отношения возникают по поводу уголовной ответственности и мер уголовно-правового характера, то последние и должны быть признаны объектом правоотношения.

    Содержание уголовно-правовых отношений образуют права и обязанности их сторон (субъектов).

    Разумеется, речь идет не только об обязанности виновного лица понести наказание и праве государства подвергнуть такое лицо наказанию. Лицо, совершившее уголовно наказуемое деяние, наделено определенными правами, так же как и на государство, осуждающее его, возложены соответствующие обязанности. Вместе с тем именно в обязанности лица, виновного в совершении общественно опасного деяния, выражена сущность уголовной ответственности. По этой причине следует согласиться с теми авторами, которые уголовную ответственность не отождествляют с уголовно-правовыми отношениями, а рассматривают лишь как элемент (часть) содержания уголовно-правового отношения.

    Таким образом, уголовная ответственность заключается в обязанности лица отвечать на основании норм УК за совершенное деяние, отрицательной оценке государством данного деяния и порицании лица, его совершившего, а также назначении ему мер уголовно-правового характера и судимости.

    Виды уголовной ответственности

    Виды уголовной ответственности (формы ее реализации):

    • а) осуждение без назначения наказания;
    • б) осуждение с назначением предусмотренного санкцией нормы УК наказания или иных мер уголовно-правового характера.

    Содержание первого вида уголовной ответственности, таким образом, составляет только осуждение лица (на основании оценки содеянного им как преступления), а второго — и осуждение, и меры уголовно-правового характера.

    Об осуждении без назначения наказания говорится, например, в ст. 80¹ УК. Она предусматривает условие освобождения судом от наказания лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 92 УК, к несовершеннолетнему, осужденному за совершение преступления небольшой или средней тяжести, суд может вместо наказания применить принудительные меры воспитательного воздействия.

    Назначению наказания совершеннолетним лицам посвящена гл. 10, а особенностям его назначения несовершеннолетним — ст. 89 УК. При этом уголовная ответственность может сопровождаться не только назначением наказания, но и, например, условным осуждением лица, которому назначены исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до 8 лет (ст. 73 УК), либо отсрочкой отбывания наказания, назначенного беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 УК).

    Юридический аспект анализируемой проблемы предполагает выяснение вопроса о том, за что, за какое поведение лицо может привлекаться к уголовной ответственности, что считать ее основанием. Ответ на этот вопрос содержится в ст. 8 УК: «Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом».

    Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

    Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам уголовной ответственности в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: [email protected]

    Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, жилищным, семейным, арбитражным, административным делам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

    Общественные работы: понятие и исполнение

    Общественные работы — новый вид административного взыскания. Что он собой представляет, чем отличается от исправительных работ и каков порядок его исполнения? Давайте разберемся.

    Новый вид административного взыскания

    В новом КоАП исправительные работы заменены общественными (ст. 6.5 нового КоАП). Между этими видами взысканий существенная разница.

    Исправительные работы отбывались по месту работы физлица, освобожденного от уголовной ответственности, и устанавливались на срок от 1 до 2 месяцев (ч. 1 ст. 6.6 прежнего КоАП).

    Общественные работы заключаются в выполнении правонарушителем бесплатных работ в свободное от основной работы, службы или учебы время. Они направлены на достижение общественно полезных целей. Сущность общественных работ заключается в том, чтобы правонарушитель с целью исправления причиненного им вреда выполнял работы бесплатно на благо общества.

    Правонарушения, за которые предусмотрено взыскание в виде общественных работ, относятся к категории грубых административных правонарушений (ч. 4 ст. 2.2 нового КоАП).

    Общественные работы являются основным административным взысканием, оно не может быть назначено в качестве дополнительного (ч. 1 ст. 6.3 нового КоАП).

    Перечень общественных работ утверждается Правительством.

    Общественные работы налагаются только судом, иные органы не вправе это сделать (ч. 3 ст. 6.2 нового КоАП).

    Общественные работы налагаются только при согласии физлица (ч. 3 ст. 6.5 нового КоАП).

    К общественным работам не могут быть привлечены (ч. 3 ст. 6.5 нового КоАП):

    — беременные и лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

    — инвалиды I и II группы;

    — иностранцы и лица без гражданства, постоянно не проживающие в нашей стране;

    — военнослужащие, сотрудники милиции и иные лица, указанные в ст. 4.5 нового КоАП.

    Организация исполнения общественных работ

    Исполнение общественных работ в новом ПИКоАП регулирует гл. 22.

    Общественные работы выполняются по месту жительства правонарушителя. Организация их исполнения возложена на местные исполнительные и распорядительные органы базового уровня (в Минске — на администрации района в городе) (ст. 22.1 нового ПИКоАП). К базовому территориальному уровню относятся горисполкомы (городов областного подчинения) и райисполкомы (далее — местные органы власти) (ч. 3 п. 2 ст. 2 Закона N 108-З).

    В обязанности местных органов власти входит (ст. 22.3 нового ПИКоАП):

    — ведение учета правонарушителей;

    — разъяснение порядка и условий выполнения общественных работ;

    — определение объектов и конкретных видов выполняемых общественных работ. Основой для этого является перечень общественных работ, утверждаемый Правительством;

    — разработка и утверждение графика выполнения общественных работ. График согласовывается с организацией, в которую правонарушитель направляется для выполнения общественных работ;

    — ведение суммарного учета отработанного времени;

    — направление в суд представления об освобождении правонарушителя от исполнения общественных работ в случае достижения им пенсионного возраста, беременности, возникновения в период выполнения общественных работ иных обстоятельств, предусмотренных КоАП (ч. 3 ст. 6.5 нового КоАП);

    — пересмотр графика выполнения работ (ч. 2 ст. 22.5 нового ПИКоАП);

    — увеличение продолжительности выполнения общественных работ с 4 до 8 ч в день (ч. 3 ст. 22.5 нового ПИКоАП);

    — вынесение официальных предупреждений в отношении уклоняющихся от выполнения общественных работ (ч. 2 ст. 22.6 нового ПИКоАП).

    Обязанности организации, в которой выполняются общественные работы

    Администрация такой организации обязана (ст. 22.4 нового ПИКоАП):

    — контролировать соблюдение порядка, условий и графика выполнения общественных работ;

    — уведомлять местные органы власти о нарушениях порядка, условий или графика выполнения общественных работ.

    Кроме того, при выполнении общественных работ должны быть обеспечены условия труда в соответствии с законодательством. В противном случае лицу, получившему увечье, придется возмещать вред (ч. 4 ст. 22.5 нового ПИКоАП).

    Обязанности лиц, выполняющих общественные работы

    Лица, выполняющие общественные работы, обязаны (ч. 1 ст. 22.5 нового ПИКоАП):

    — соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они выполняют общественные работы;

    — добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока в соответствии с графиком выполнения общественных работ;

    — информировать местные органы власти об изменении места жительства;

    — являться по вызову в местные органы власти для дачи письменных объяснений по вопросам выполнения общественных работ;

    — уведомлять местные органы власти об уважительных причинах, препятствующих выполнению общественных работ.

    Права лиц, выполняющих общественные работы

    Как бы удивительно это ни звучало, но за правонарушителями сохранили кое-какие права. В новом ПИКоАП они изложены в различных статьях, что, безусловно, не очень удобно в пользовании.

    Правонарушители вправе ходатайствовать перед местными органами власти об изменении графика выполнения общественных работ (ч. 2 ст. 22.5 нового ПИКоАП).

    Кроме того, правонарушитель вправе ходатайствовать об увеличении продолжительности выполнения общественных работ до 8 ч в течение дня. Это максимальное время выполнения общественных работ в течение дня. По 10 — 12 ч выполнять общественные работы нельзя. Выполнять общественные работы в течении 8 ч подряд допускается в выходные и иные дни, когда правонарушитель свободен от основной работы, службы или учебы (ч. 3 ст. 22.5 нового ПИКоАП). Новый ПИКоАП не содержит указания на то, кто принимает подобное решение. Однако исходя из анализа иных статей следует, что это компетенция местных органов власти.

    Читайте также  Зачем нужен техосмотр автомобиля?

    Правонарушитель вправе ходатайствовать об отсрочке выполнения общественных работ. Такое ходатайство направляется в суд при наличии обстоятельств, препятствующих выполнению общественных работ (ч. 1 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

    Правонарушитель также может ходатайствовать о рассрочке выполнения общественных работ при наличии обстоятельств, препятствующих выполнению таких работ. Решение о рассрочке принимает суд (п. 1 ч. 2 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

    Согласно законодательству правонарушитель также вправе получить возмещение вреда в случае причинения ему увечья, связанного с выполнением общественных работ (ч. 4 ст. 22.5 нового ПИКоАП).

    Сроки отбывания общественных работ

    Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 ч и выполняются не более 4 ч в день (ч. 2 ст. 6.5 нового КоАП). Это правило в новом КоАП изложено как императивное, которое не может быть изменено. Однако новый ПИКоАП содержит иную норму. По ходатайству правонарушителя максимальная продолжительность выполнения общественных работ в течение дня может быть увеличена до 8 ч. Работать таким образом можно в выходные и иные дни, когда правонарушитель свободен от основной работы, службы или учебы (ч. 3 ст. 22.5 нового ПИКоАП).

    Правонарушитель должен быть привлечен к выполнению общественных работ не позднее 10 дней со дня поступления в местные органы власти постановления о наложении административного взыскания (ч. 1 ст. 22.2 нового ПИКоАП).

    Течение 10-дневного срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, и оканчивается в день наступления соответственно календарной даты или события. Если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день (п. 19 ч. 1 ст. 1.4 нового ПИКоАП).

    Время, в течение которого правонарушитель, не выполнял общественные работы по уважительным причинам, не засчитывается в общий срок такого административного взыскания (ч. 2 ст. 22.2 нового ПИКоАП). Перечень уважительных причин новый ПИКоАП не содержит. Как правило, к таковым относят нетрудоспособность, подтверждаемую документально, командировки и т.д. При этом не считаются уважительными причинами ежегодный оплачиваемый отпуск по основному месту работы, каникулы по месту учебы. Их предоставление не приостанавливает выполнение общественных работ (ч. 3 ст. 22.2 нового ПИКоАП).

    Отсрочка, рассрочка и случай, когда общественные работы исполнению не подлежит

    Суд, который вынес постановление о наложении административного взыскания, может отсрочить его исполнение на срок до месяца. Это возможно при наличии обстоятельств, препятствующих выполнению общественных работ в установленные сроки. Перечень таких обстоятельств новый ПИКоАП не содержит. Решение об отсрочке суд вправе принять по собственной инициативе либо по ходатайству правонарушителя (ч. 1 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

    Суд также вправе рассрочить исполнение постановления на срок до 2 месяцев. Это возможно при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению общественных работ в установленные сроки. Ходатайствовать о предоставлении рассрочки исполнения общественных работ вправе только правонарушитель (п. 1 ч. 2 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

    Об отсрочке, рассрочке исполнения общественных работ выносится постановление, в котором указываются сроки и порядок отсрочки, рассрочки. Постановление объявляется правонарушителю и направляется местным органам власти (ч. 3 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

    При нарушении сроков отсрочки, рассрочки исполнения общественных работ, а также порядка исполнения рассрочки общественных работ такое постановление утрачивает силу по решению суда (ч. 4 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

    Постановление о привлечении к общественных работам, неисполненное в течение года со дня его вступления в законную силу, исполнению не подлежит (ч. 2 ст. 14.5 нового ПИКоАП).

    Ответственность за нарушение порядка и условий выполнения общественных работ

    Законодательством установлен перечень нарушений порядка и условий выполнения общественных работ. Таковыми являются (ч. 1 ст. 22.6 нового ПИКоАП):

    — отказ от выполнения определенного для лица вида общественных работ или неявка в установленный срок для выполнения общественных работ без уважительных причин;

    — невыполнение общественных работ без уважительных причин;

    — иное нарушение трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ;

    — неявка без уважительных причин в местные органы власти для дачи письменных объяснений по вопросам выполнения общественных работ.

    Как следует из вышеизложенного, указанный перечень не является исчерпывающим, он может быть значительно расширен. В принципе, под определение «иное нарушение трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ» может попасть любое нарушение, предусмотренное трудовым законодательством (например, несоблюдение правил охраны труда).

    За подобные нарушения выносится официальное предупреждение об административной ответственности за уклонение от выполнения общественных работ. Его выносят местные органы власти (ч. 2 ст. 22.6 нового ПИКоАП).

    Уклоняющимися от выполнения общественных работ признаются лица (ч. 3 ст. 22.6 нового ПИКоАП):

    — не вышедшие на общественные работы без уважительных причин более 2 раз после официального предупреждения в течение отбывания данного взыскания;

    — совершившие более 2 раз после официального предупреждения иные нарушения трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ;

    — скрывшиеся от выполнения общественных работ.

    Уклонение от выполнения общественных работ образует самостоятельный состав административного правонарушения (ч. 4 ст. 22.6 нового ПИКоАП). Оно наказывается штрафом от 2 до 20 БВ или административным арестом (ст. 25.13 нового КоАП).

    Запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: типичные ошибки на практике при назначении наказания за преступления, предусмотренные гл. 23 УК РФ

    Думаю ни для кого не секрет, что ст.47 УК РФ на сегодняшний день включает в себя два вида уголовных наказаний: запрет занимать определенные должности; запрет на осуществление определенной деятельности. Каждый из них является по своей уголовно-правовой природе самостоятельным. Этот законодательный прием выглядит вполне обоснованным, так как по характеру правоограничений данные виды наказаний являются идентичными и ставить их один над другим в четко структурированной, иерархически выстроенной системе уголовных наказаний (ст.44 УК РФ), было бы совершенно некорректно.

    Однако при всей ясности самой правовой природы данных видов наказаний, возникают и по сей день немало вопросов, связанных с их применением на практике. Рассмотрю лишь частную проблему, связанную с назначением запрета занимать определенные должности за совершение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

    Пленум Верховного Суда РФ (далее — ВС РФ) в п.9 Постановления от 22.12.2015 №58 указал:

    Обратить внимание судов на то, что лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления.

    То есть ВС РФ недвусмысленно определил, что самостоятельный вид наказания — запрет занимать определенные должности a priori не имеет своего распространения на должности в коммерческих и иных организациях. При этом, если обратить внимание на санкции некоторых статей, установленных в главе 23 УК РФ (ч.2 ст.201 УК РФ; ч.2-4, ч.6-8 ст.204 УК РФ), которые по своей диспозиции не связаны с государственной или муниципальной службой, то встает вопрос о каких должностях в них тогда идет речь в рамках уголовного наказания? Некоторые суды и на данный момент считают, что видимо эти нормы предполагают лишение права занимать должности в коммерческих или иных организациях. Хотя подобная позиция с очевидностью своей противоречит нормам Общей части УК РФ. Наглядно продемострирую такие ошибки:

    Первый пример. Приговор Кущевского районного суда Краснодарского края от 17.12.2019 по делу N 1-343/2019

    Признать П. виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 7 ст. 204 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок пять лет шесть месяцев со штрафом в размере 520 000 (пятьсот двадцать тысяч) рублей и лишением права занимать должности, связанные с управленческими, организационно-распорядительными функциями в коммерческих организациях, на срок два года

    Второй пример. Приговор Коломенского городского суда Московской области от 07.08.2014 по делу N 1-246Т/14

    Р. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 204 ч. 4 п. «в», 204 ч. 3 УК РФ, и назначить ему наказание:

    — по ст. 204 ч. 4 п. «в» УК РФ в виде 3 (трех) лет лишения свободы со штрафом в размере однократной суммы коммерческого подкупа, то есть в размере 180 000 (ста восьмидесяти тысяч) рублей с лишением права занимать руководящие должности, связанные с выполнением управленческих функций, в коммерческих и некоммерческих организациях, сроком на 3 (три) года

    Третий пример. Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 16.01.2018 по делу N 22-19/2018(22-995/17;)

    В апелляционном представлении государственный обвинитель — помощник прокурора Камчатского края Бондаренко О.С. полагает приговор несправедливым, вследствие его чрезмерной мягкости. Просит его изменить и назначать К.К. наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы коммерческого подкупа, равной 447423000 рублей с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в некоммерческих организациях, сроком на 6 лет.

    Далее суд укажет на ошибочное вменение лицу данного вида наказания.

    Как было продемонстрировано, правоприменители иногда игнорируют разъяснения Пленума ВС РФ и допускают существенные нарушения в толковании уголовного закона. И хочу обратить внимание, данные судебные акты не были обжалованы. В связи с этим вызывает сомнение и квалифицированность защитников обвиняемых по данным делам. Подобная пассивная роль стороны защиты недопустима. Как указывал выдающийся классик уголовного процесса И.Я. Фойницкий: «защитник – это один из необходимых органов процесса, преследующий также цели правосудия как и весь суд».

    Однако есть и другие случаи, когда суд правильно подходит к разрешению рассматриваемого вопроса.

    Пример. Приговор Динского районного суда Краснодарского края от 10.12.2019 по делу N 1-276/2019

    По смыслу закона лишение права занимать определенные должности не предусматривает запрета занимать должности в коммерческих организациях.

    Судом установлено, что ФИО34 на государственной и муниципальной службе не состояла, инкриминируемые деяния совершила, занимая должность заместителя начальника участка в ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», что исключает назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности

    По итогу хочется все же решить вопрос: зачем законодатель включил в санкции статей главы 23 УК РФ данный вид наказания? Можно конечно традиционно сказать о том, что это его ошибка и он неправильно сформулировал санкции. Однако полагаю это не так. Если руководствоваться правилом, указанным в п.8 Постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2015 №58, что не имеет значения для применения данного вида наказания тот факт, что лицо на момент постановления приговора уже не занимает соответствующие должности либо не занимается конкретной деятельностью, то вполне вероятно, что совершив преступление, предусмотренное гл.23 УК РФ, виновный прекратил трудовую деятельность в той или иной коммерческой либо иной организации и перешёл на государственную или муниципальную службу. Тем самым, с целью недопущения продолжения преступной деятельности уже по месту его текущей работы, тем самым реализуя цели наказания в соответствии с ч.2 ст.43 УК РФ, суд назначает наказание в виде запрета занимать должности уже на государственной или муниципальной службе. Таков, на мой взгляд, юридический смысл анализируемого наказания в главе 23 УК РФ.

    Мария Кравченко/ автор статьи

    Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с покупкой, продажей и оформлением недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Мария Кравченко.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    AFINA-VOLGA.RU
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: