Передача муниципального имущества в оперативное управление росгвардии
Передача муниципального имущества в оперативное управление росгвардии
Передать в оперативное управление можно только зарегистрированную недвижимость. Для этого оформляются распоряжение собственника и передаточный акт. В них нужно подробно описать недвижимость, иначе в регистрации оперативного управления могут отказать.
Договор оперативного управления, вопреки распространенному убеждению, заключать необязательно.
Если в оперативное управление передаются здания (помещения), то землю под ними нужно предоставлять в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, поскольку оперативного управления земельными участками не бывает.
Перед передачей недвижимости в оперативное управление зарегистрируйте право собственности на нее, если этого не было сделано ранее. Дело в том, что передать в оперативное управление можно только зарегистрированную недвижимость.
Для регистрации права собственности необходимо соберать следующие документы:
— документы, подтверждающие полномочия представителя. Доверенность заверять у нотариуса не нужно, если она составлена на бланке вашего органа и скреплена печатью и подписью руководителя;
— паспорт представителя;
— правоустанавливающие документы на недвижимость. Если такой документ является общеизвестным официальным актом.
Необходимо подать документы в МФЦ или отделение Росреестра.
Далее составляется распоряжение о передаче недвижимости в оперативное управление.
Форма такого распоряжения может быть установлена на уровне субъекта РФ, муниципального образования или ведомства. Если нет, то вы можете разработать ее самостоятельно.
В распоряжении обязательно указывается:
1.наименование вашего органа;
2.наименование, ИНН, ОГРН учреждения (казенного предприятия), за которым вы закрепляете недвижимость;
3.сведения, позволяющие безошибочно идентифицировать недвижимость, а именно:
— вид объекта недвижимости (здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства и т.п.);
— кадастровый номер;
— площадь или длину, если это линейный объект;
— адрес или иное описание местоположения;
— проектируемое назначение здания, сооружения, строительство которых не завершено;
— номер и дату регистрации права собственности;
— литеру, если есть;
— количество этажей, в том числе подземных;
— номер этажа (для помещений);
— дату ввода в эксплуатацию;
— номер в вашем реестре государственной (муниципальной) собственности.
Если нельзя будет идентифицировать недвижимость, вам могут отказать в регистрации права оперативного управления.
В распоряжении также можно дать конкретные поручения должностным лицам, например, директору учреждения — представить документы для регистрации права оперативного управления.
Подписывает распоряжение руководитель органа.
Необходимо составить акт приема-передачи недвижимости в оперативное управление.
Форма такого акта не установлена, поэтому вы можете разработать ее самостоятельно.
В Акте указываются:
— реквизиты распоряжения о передаче недвижимости в оперативное управление;
— наименование органа, передающего недвижимость;
— наименование, ИНН, ОГРН учреждения (казенного предприятия), принимающего недвижимость;
— описание недвижимости, как в распоряжении;
— сведения о надлежащем техническом состоянии недвижимости.
Обязательно указывается, что недвижимость находится в исправном техническом состоянии и ее можно использовать по назначению. Бывали случаи, когда учреждение взыскивало с собственника средства на ремонт здания, потому что собственник не смог доказать, что здание пришло в упадок уже после передачи в оперативное управление.
Подписывают акт представители органа и учреждения (казенного предприятия).
Заявление о регистрации права оперативного управления подписывает и представляет в орган регистрации прав или в МФЦ орган госвласти (местного самоуправления) от имени (в качестве представителя) учреждения или казенного предприятия. Представителям последних присутствовать при подаче заявления не нужно.
Передача муниципального имущества в оперативное управление росгвардии
Дата публикации 01.04.2021
25.01.2021 в государственное казенное учреждение поступило имущество, которое в акте приема-передачи нефинансовых активов у передающей стороны списано со счета 1 108 52 410 (Дт 1 401 20 281 Кт 1 108 52 410). Значит ли это, что учреждению его нужно принять к учету как имущество казны (Дт 1 108 52 310 Кт 1 401 10 199)? Также в бухгалтерию поступило письмо с распоряжением ТУ Росимущества от 13.10.2020, где сказано, что имущество закреплено за казенным учреждением на праве оперативного управления. Какими проводками и документами в бюджетном учете казенного учреждения оформить поступление и принятие в оперативное управление имущества из казны? Какими нормативными актами регулируется этот вопрос?
В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, которое принадлежит на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Имущество, которое принадлежит на праве собственности городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ).
Имущество, которое находится в государственной (муниципальной) собственности, закрепляется за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ.
Средства бюджета и иное государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляют государственную (муниципальную) казну соответствующего бюджета. Это установлено п. 4 ст. 214 ГК РФ.
Нефинансовые и финансовые активы, не закрепленные за учреждениями и составляющие имущество государственной (муниципальной) казны, подлежат бюджетному учету в исполнительных органах государственной власти субъектов РФ (органах местного самоуправления) или уполномоченных ими органах, на которые возложены функции по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом.
Счет 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны» применяется только органами, на которые возложены функции по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, для учета имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями. Использование этого счета учреждениями, не имеющими полномочия по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, противоречит законодательству. Поэтому поступление и принятие к учету имущества на праве оперативного управления необходимо отражать по счету 101 00 «Основные средства» (п. 7 федерального стандарта «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, далее — СГС «Основные средства», п. 38 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н).
Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за государственным (муниципальным) учреждением, возникает у учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).
При передаче объектов нефинансовых активов между субъектами учета, в т. ч. при закреплении права оперативного управления, оформляется акт о приеме-передаче объектов НФА (ф. 0504101). Вместе с тем, при оформлении расчетов по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета используется извещение (ф. 0504805). Таким образом, объект движимого имущества принимается к учету на основании акта о приеме-передаче (ф. 0504101) и извещения (ф. 0504805).
Как следует из вопроса, движимое имущество и акт приема-передачи поступили в учреждение в 2021 году. Также были получены распорядительные документы, датированные 2020 г. и подтверждающие закрепление права оперативного управления имуществом. В такой ситуации поступление и принятие к учету движимого имущества необходимо отражать по счету 101 00 в момент его получения, т.е. в 2021 г. Счета у передающей и принимающей сторон совпадать не будут, поскольку счет 1 108 52 410 может применять только орган, уполномоченный вести учет имущества казны.
Учреждение, получившее в оперативное управление объект основного средства из состава имущества казны, принимает его на учет по стоимости из документов, подтверждающих передачу актива (п. 24 СГС «Основные средства»). Одновременно к учету принимается, в случае наличия, сумма начисленной на объект амортизации (п. 29 Инструкции № 157н). Кроме того, при передаче объекта казны передается и его инвентарная карточка, в которой указан срок полезного использования.
На объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования. Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе казны осуществляется учреждением (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления (п. 94 Инструкции № 157н). При этом расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляется на основании данных о первоначальной (балансовой) стоимости объекта и срока его нахождения в составе имущества казны в порядке, установленном пп. 84 — 93 Инструкции № 157н.
В дальнейшем амортизация по полученному объекту начисляется в общеустановленном порядке в соответствии с п. 33 СГС «Основные средства», п. 86 Инструкции № 157н, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету.
Безвозмездно полученные объекты основных средств принимаются к бюджетному учету по сформированной стоимости по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 101 00 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 401 10 19Х «Доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления». Это установлено п. 7 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н).
В соответствии с п. 7 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н), к поступлениям, перечислениям капитального характера относятся операции, формирующие (увеличивающие) основные фонды — недвижимое и (или) движимое имущество, признаваемое в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов.
Безвозмездные неденежные поступления капитального характера в сектор государственного управления от сектора государственного управления и организаций государственного сектора отражаются по подстатье 195 КОСГУ (п. 9.9.5 Порядка № 209н).
Таким образом, в бюджетном учете учреждения оформляются бухгалтерские записи:
Дебет КРБ 1 101 3Х 310 Кредит КДБ 1 401 10 195 — принято к учету движимое имущество в оперативное управление из состава казны (п. 38 Инструкции № 162н);
Дебет КДБ 1 401 10 195 Кредит КРБ 1 104 3Х 411 — отражена сумма амортизации, начисленная на передаваемое имущество до даты включения в состав имущества казны (при наличии) (п. 19 Инструкции № 162н);
Дебет КРБ 1 401 20 271 Кредит КРБ 1 104 3Х 411 — отражено единовременное начисление суммы амортизации за время нахождения имущества в составе казны (п. 19 Инструкции № 162н).
Письмом Минфина России от 22.05.2019 № 02-03-10/37040 доведен порядок составления справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) для консолидации расчетов по безвозмездной передаче (получению) нефинансовых активов (счета 101 00 «Основные средства», 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны») между получателями бюджетных средств, подведомственными различным главным распорядителям бюджетных средств одного бюджета.
При формировании справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) субъектом консолидируемой отчетности выверяются консолидируемые показатели по счетам 1 401 10 195 и 1 401 20 281. Показатели по счетам 101 00 и 108 00 не консолидируются.
Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:
- десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
- рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
- ваш e-mail не передается третьим лицам;
Постановления
Постановления
ПОСТАНОВЛЕНИЕ «07» сентября 2012г. № 57 О передаче в оперативное управление МКУК «Малоприваловский сельский Дом Культуры»
«07» сентября 2012г. № 57
О передаче в оперативное управление
МКУК «Малоприваловский сельский Дом Культуры» Верхнехавского муниципального района Воронежской
области части здания администрации для клуба
На основании Устава Малоприваловского сельского поселения Верхнехавского муниципального района Воронежской области, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с решением Совета народных депутатов Малоприваловского сельского поселения «О создании Муниципального казенного учреждения культуры «Малоприваловский сельский Дом культуры» от 29.06.2012г. № 69, в целях наиболее эффективного целевого использования и содержания объектов муниципальной собственности
1. Передать в оперативное управление Муниципальному казенному учреждению культуры «Малоприваловский сельский Дом Культуры» муниципальное имущество — части здания администрации Малоприваловского сельского поселения для клуба, площадью 63 кв.м, расположенное по адресу: Воронежская область, Верхнехавский район, с. Малая Приваловка, ул. Ленина д.41.
2. Администрации Малоприваловского сельского поселения Верхнехавского муниципального района /Гостевой Л.Г./ оформить передачу муниципального имущества – части здания администрации Малоприваловского сельского поселения для клуба в оперативное управление Муниципальному казенному учреждению культуры «Малоприваловский сельский Дом культуры» Верхнехавского муниципального района Воронежской области.
3. Муниципальному казенному учреждению культуры «Малоприваловский сельский Дом культуры» Верхнехавского муниципального района Воронежской области /Ермоловой И.Г./ принять и поставить на баланс муниципальное имущество — части здания администрации Малоприваловского сельского поселения для клуба, и обеспечить надлежащее содержание.
4. Контроль за исполнением настоящего решения оставляю за собой.
Глава Малоприваловского
сельского поселения Л.Г. Гостева
с.Малая Приваловка «07» сентября 2012 г.
Администрация Малоприваловского сельского поселения Верхнехавского муниципального района Воронежской области являясь органом, осуществляющим полномочия собственника муниципального имущества, (именуемая далее «Администрация») в лице главы Малоприваловского сельского поселения Гостевой Ларисы Геннадьевны, действующей на основании Устава, свидетельство о государственной регистрации Устава муниципального образования № RU 365073072005001 от 29 декабря 2005г. зарегистрировано главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002г. серии 36 № 000541056, присвоен Основной Государственный регистрационный номер 1023600934378, дата внесения записи 02 декабря 2002 года, свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица серии 36 № 000780449 от 22.01.2004г., присвоен государственный регистрационный номер 2043675000170, свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица серии 36 № 001174716 от 04.04.2005г., присвоен государственный регистрационный номер 2053675010585, свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица серии 36 № 003411466 от 12.04.2010г., присвоен государственный регистрационный номер 2103668226462, ИНН 3607001699, КПП 360701001 с одной стороны,
и Муниципальное казенное учреждение культуры «Малоприваловский сельский Дом Культуры» Верхнехавского муниципального района Воронежской области (именуемое далее «Учреждение») в лице директора – Ермоловой Инги Геннадьевны, с другой стороны, действующего на основании Устава, свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 36 № 003573319, присвоен Основной Государственный регистрационный номер 1123668039703, дата регистрации 09.08.2012г. ИНН 3607006665, КПП 360701001, на основании решения Совета народных депутатов Малоприваловского сельского поселения №69 от 29.06.2012г. заключили договор о нижеследующем:
1. Общие положения
1.1. Администрация на основании Гражданского кодекса Российской Федерации ст.ст.1012-1013, Устава муниципального образования Малоприваловского сельское поселение Верхнехавского муниципального района Воронежской области, закрепляет за Учреждением имущество: части здания администрации Малоприваловского сельского поселения, площадью 63 кв.м, расположенное по адресу: Воронежская область, Верхнехавский район, с. Малая Приваловка, ул. Ленина, д.41, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования Малоприваловское сельское поселение Верхнехавского муниципального района Воронежской области, (по состоянию на 07 сентября 2012 г.).Общая площадь: 63 кв.м.
1.2. Закрепленное имущество должно быть отражено в бухгалтерском балансе Учреждения.
1.3. Акт приема-передачи является обязательным приложением к настоящему договору (приложение 1).
1.4. Учреждение самостоятельно выполняет предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства в отношении имущества, переданного в оперативное управление согласно настоящему договору.
1.5. Права на владение и пользование по договору у Учреждения возникают с момента подписания договора.
1.6. Договор заключен на неопределенный срок.
1.7. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную силу.
2. Права и обязанности администрации
2.1. Администрация осуществляет права собственника на имущество, закрепленное за Организацией, в порядке, определенном настоящим договором и действующим законодательством.
2.2. Администрация в праве:
— осуществлять контроль за сохранностью имущества, закрепленного за Учреждением;
— контролировать использование данного имущества по целевому назначению, указанному в п.3.1. настоящего договора;
— изъять имущество, предупредив Учреждение не менее чем за 1 месяц.
2.3.Администрация обязуется обеспечить передачу указанного имущества Учреждению.
3. Права и обязанности Учреждения
3.1. Учреждение вправе:
— владеть и пользоваться закрепленным за ней имуществом в соответствии с настоящим договором;
— использовать переданное имущество для выполнения своих задач согласно Устава и настоящего договора.
3.2. Учреждение обязуется:
— содержать переданное ей имущество в состоянии, не ухудшающем его технические и санитарные характеристики на момент передачи;
— использовать переданное имущество по целевому назначению согласно п.3.1 настоящего договора;
— не сдавать переданное имущество в залог и аренду;
— не передавать имущество со своего баланса на баланс другим юридическим лицам или гражданам без соответствующего решения Администрации;
— не производить без письменного согласования с Администрацией перепланировки, переоборудования, а также неотделимых улучшений имущества. Порядок, размеры и источники возмещения таких работ, произведенных Учреждением с согласия Администрации, определяются дополнительным соглашением между ними.
4. Порядок обращения взысканий на переданное имущество
4.1. Учреждение не может отвечать по своим обязательствам имуществом, предоставленным ей во владение и пользование.
4.2. Администрация не может отвечать по своим обязательствам имуществом, переданным во владение и пользование Учреждению.
5. Ответственность сторон
5.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору стороны возмещают друг другу все причиненные убытки в полном размере.
5.2. Исполнение санкций, установленных настоящим договором, не освобождает стороны от выполнения лежащих на них обязанностей или устранения допущенных нарушений.
6. Прочие условия.
6.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания.
6.2. Условия настоящего договора могут быть изменены в соответствии с законодательством РФ и по согласованию сторон.
6.3. Действие договора прекращается в случаях, предусмотренных действующим законодательством, а так же при прекращении (реорганизации, ликвидации) Учреждения.
6.4. При прекращении действия договора в случае досрочного расторжения данного договора Учреждение обязано передать вверенное ей имущество по акту в исправном состоянии с учетом нормального износа Администрации либо другому лицу, указанному Администрацией.
7. Порядок разрешения споров
7.1. Все споры по данному договору разрешаются по согласованию сторон, а при невозможности достичь согласия спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда.
Приложение: Акт приема – передачи здания на 1 (одном) листе.
Юридические адреса и реквизиты сторон:
Администрация Малоприваловского сельского поселения Верхнехавского муниципального района Воронежской области
396100, с. Малая Приваловка, Верхнехавского района Воронежской области ИНН 3607001699 КПП 360701001 ОГРН 1023600934378 р/с 40204810200000000787 л/с 03313012480 в ГРКЦ ГУ Банка России по Воронежской области г.Воронеж
Муниципальное казенное учреждение культуры «Малоприваловский сельский Дом Культуры» Верхнехавского муниципального района Воронежской области
396100 Воронежская область, Верхнехавский район, с.Малая Приваловка, ул. Ленина, д.41.
ИНН 3607006665, БИК 042007001, КПП 360701001, ГРКЦ ГУ Банка России по Воронежской области, р/с 40204810200000000787
Глава Малоприваловского сельского Директор МКУК «Малоприваловский
поселения Верхнехавского муниципального сельский Дом культуры»
района Воронежской области _______________ / И.Г. Ермолова/
___________ /Л.Г. Гостева /
с. Малая Приваловка 08 сентября 2012 г.
Комиссией в составе: главы Малоприваловского сельского поселения Гостевой Ларисы Геннадьевны, специалиста 1-й категории администрации Малоприваловского сельского поселения Ремезовой Татьяны Николаевны, депутата Совета народных депутатов Малоприваловского сельского поселения Бруданиной Наталии Николаевны, в соответствии с постановлением администрации Малоприваловского сельского поселения от 03 сентября 2005г. «Об утверждении положения о порядке обнародования муниципальных правовых актов Малоприваловского сельского поселения», составлен акт о том, что 08 сентября 2012 года произведено обнародование постановления администрации Малоприваловского сельского поселения от 07 сентября 2012 года № 57 «О передаче в оперативное управление МКУК «Малоприваловский сельский Дом Культуры» Верхнехавского муниципального района Воронежской области части здания администрации для клуба», путем размещения текста на стендах информации для населения по адресу: с. Малая Приваловка, ул. Ленина д. 41
Члены комиссии:
1. Глава Малоприваловского сельского поселения Л.Г. Гостева
2. Специалист 1-й категории администрации Т.Н.Ремезова
3. Депутат Совета народных депутатов Н.Н. Бруданина
Возврат имущества в казну по инициативе автономного учреждения
Автор: Орлова О. Е., эксперт журнала
Управление имуществом предполагает не только его эксплуатацию, но и реализацию при невозможности получить от его использования хотя бы нулевой финансовый результат. Не используемое для выполнения госзадания имущество автономные учреждения содержат за свой счет. Для многих из них избавление от таких объектов – вопрос не только повышения эффективности, но и выживания. Но может ли АУ инициировать возврат неиспользуемого имущества его собственнику? Наделены ли учреждения таким правом? Какие обстоятельства могут затруднить процедуру возврата имущества в казну? Обо всем этом – далее в статье.
Право оперативного управления.
Подавляющая часть имущества автономных учреждений принадлежит им на праве оперативного управления. То есть АУ владеют, пользуются имуществом, а также распоряжаются им с согласия его собственника (учредителя учреждения).
Как указано в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22[1], согласно п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением либо в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу ст. 210, 296 ГК РФ право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за АУ либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на такое приобретение. Имуществом, изъятым у АУ, собственник распоряжается по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).
Отказ от права оперативного управления.
Согласно позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 14.12.2015 № 307-КГ15-15650 по делу № А42-8275/2014, на основании ст. 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права)[2] на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на данное имущество.
В силу п. 3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника. Порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлен ст. 53 ЗК РФ.
Норма ГК РФ, наделяющая собственника правом изъятия имущества, одновременно создает для него обязанность принять имущество. Учреждение вправе вернуть неиспользуемый объект в казну.
Неоднократно участвуя в судебных процессах, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом трактовало ст. 296 и 299 ГК РФ как наделяющие собственника исключительно правом изъятия имущества, а не обязанностью принять его. То есть, по мнению Росимущества, у учреждений отсутствуют полномочия по возврату имущества в казну. В отношении судебных органов ведомство придерживалось позиции, что они не вправе вмешиваться в полномочия собственника и принимать судебный акт, обязывающий собственника вынести ненормативный акт об изъятии имущества из оперативного управления (постановления АС ВВО от 26.02.2019 № Ф01-7204/2018 по делу № А43-12391/2018, от 18.12.2017 № Ф01-5582/2017 по делу № А43-8239/2017, АС УО от 25.04.2017 № Ф09-1744/17 по делу № А50-17801/2016). Однако подобное толкование гражданского законодательства основано на неправильном понимании сути правоотношений собственности.
Согласно ст. 296 ГК РФ за учреждением на праве оперативного управления закрепляется имущество, используемое им в соответствии с целями деятельности и назначением этого имущества. Как уже отмечалось, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением, может быть изъято собственником на основании п. 2 ст. 296. При этом процедура и сроки изъятия имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы.
Возврат имущества в казну по инициативе учреждения фактически означает отказ от владения, пользования и распоряжения имуществом, в отношении которого имеется решение собственника о его закреплении за учреждением. При прекращении права оперативного управления на имущество последнее продолжает находиться в собственности, то есть утраты каких-либо прав собственника не происходит.
Роль органов по управлению имуществом в процедуре возврата.
Такими органами выступают Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, уполномоченный орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ (например, департамент по управлению имуществом области), орган местного самоуправления, наделенный полномочиями в сфере управления муниципальным имуществом (например, комитет по управлению имуществом городского округа).
В частности, согласно п. 5.22 Положения № 432[3] Росимущество наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными учреждениями. Именно это ведомство обычно и выступает стороной в спорах о возврате имущества в казну. В силу п. 4 Положения № 432 агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Исходя из переданных им полномочий Росимущество и иные органы по управлению имуществом обладают специальной правоспособностью, их деятельность направлена на реализацию целей и задач, установленных законодательством, в частности на обеспечение эффективного управления государственным имуществом. В связи с этим предоставленное законом право изъятия не используемого учреждением имущества является одновременно обязанностью органа по управлению имуществом (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 по делу № А13-12753/2016).
Анализ судебных дел свидетельствует о том, что Росимущество, а также региональные органы по управлению имуществом уклоняются от принятия имущества в казну. В частности, это обусловлено задачами, поставленными перед данным ведомством в государственной программе РФ «Управление федеральным имуществом»[4]. В ее исполнение Росимущество работает над минимизацией объектов, составляющих государственную казну РФ. Как сказано в паспорте государственной программы, актуальной задачей остается оптимизация состава имущества государственной казны РФ, которое должно использоваться исключительно для обеспечения государственных функций. Сокращение количества объектов, составляющих государственную казну (в ней федеральное имущество находится временно), – одна из ключевых задач подпрограммы 1 названной госпрограммы.
Необоснованные причины для непринятия имущества в казну.
Как мы уже отмечали, суды не признают правовую позицию органов власти об отсутствии у учреждений права возврата в казну неиспользуемого имущества. То есть норма п. 2 ст. 296 ГК РФ, наделяющая собственника правом изъятия имущества, одновременно создает для него обязанность принять имущество. Чтобы препятствовать возврату имущества в казну, органы по управлению имуществом приводят разнообразные частные причины, которые суды оценивают как не имеющие правового значения. Приведем эти доводы, поскольку с ними учреждения могут столкнуться в ходе процедуры возврата имущества в казну.
Причины отказа органов власти от изъятия имущества в казну.
Причина отказа
Судебные акты
Нет потребности в имуществе со стороны других потенциальных балансодержателей
Постановление АС ВВО от 26.02.2019 № Ф01-7204/2018 по делу № А43-12391/2018; Определение ВС РФ от 14.12.2015 № 307-КГ15-15650 по делу № А42-8275/2014
Неудовлетворительное состояние имущества
Постановления АС ПО:
– от 25.07.2017 № Ф06-22449/2017 по делу № А49-5902/2016;
– от 07.06.2017 № Ф06-21273/2017 по делу № А49-10935/2016
Передача имущества в казну может лишить учреждение возможности осуществлять свою деятельность
Постановления АС УО:
– от 25.01.2019 № Ф09-8767/18 по делу № А60-17625/2018;
– от 25.10.2018 № Ф09-6735/18 по делу № А76-40390/2017;
– от 29.11.2017 № Ф09-6719/17 по делу № А76-30632/2016;
– от 25.09.2017 № Ф09-4838/17 по делу № А76-30634/2016;
– от 14.09.2017 № Ф09-4721/17 по делу № А76-30631/2016
Безусловным основанием для обязания собственника осуществить принятие излишнего имущества в казну являются лишь негативные последствия для учреждения при сохранении имущества в оперативном управлении
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 по делу № А43-8239/2017
Отсутствие перераспределения остатка бюджетных средств, выделенных учреждению на содержание объекта недвижимости
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016 по делу № А13-10931/2016
Отсутствие согласования с собственником имущества отказа учреждения от права оперативного управления на спорный объект
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2015 по делу № А13-15096/2014
Отсутствие зарегистрированного права оперативного управления
Постановление АС УО от 25.04.2017 № Ф09-1744/17 по делу № А50-17801/2016
Предложение альтернативы изъятию имущества: списание или передача в аренду (безвозмездное пользование)
Постановление АС ВВО от 13.11.2017 № Ф01-4748/2017 по делу № А29-778/2017
Признание нецелесообразным несения затрат по содержанию и надлежащей эксплуатации имущества со стороны органа, осуществляющего полномочия собственника имущества
Постановление АС ПО от 25.07.2017 № Ф06-22449/2017 по делу № А49-5902/2016
Ни одна из названных причин не была расценена судом как барьер для возврата имущества в казну.
Дополнительные основания для передачи в казну.
В то время как в отношении собственника дополнительные издержки по содержанию имущества суды не принимают во внимание как препятствующие исполнению обязанностей собственника, несение расходов со стороны балансодержателей выступает дополнительным доводом для изъятия имущества в казну. В частности, суды признавали основанием для возврата имущества в казну его неиспользование по назначению в соответствии с целями деятельности учреждения при одновременном возложении имущественного обременения в виде обязанности по содержанию имущества и уплате налога (постановления АС УО от 25.10.2018 по делу № А76-40390/2017, от 29.11.2017 по делу № А76-30632/2016, от 25.09.2017 по делу № А76-30634/2016, от 14.09.2017 по делу № А76-30631/2016, от 14.09.2017 № Ф09-4722/17 по делу № А76-30629/2016, от 22.05.2017 № Ф09-2479/17 по делу № А76-20257/2016, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 по делу № А13-12753/2016).
Если распоряжение имуществом противоречит целям деятельности учреждения, имущество подлежит изъятию в казну. Это подтверждено на высшем уровне (Определение ВС РФ от 28.04.2017 № 306-КГ17-4810 по делу № А12-22041/2016) – на примере библиотеки, владеющей частью жилого дома.
Заключение.
Как показывает судебная практика, проблема с возвратом имущества в казну существует: государственные органы препятствуют этому процессу. Обычно судебным тяжбам предшествуют неоднократные попытки учреждений передать неиспользуемое имущество иным структурам в оперативное управление или пользование. И лишь длительное непринятие имущества в казну служит основанием для подачи иска в арбитражный суд (постановления АС УО от 25.09.2017 по делу № А76-30634/2016, от 14.09.2017 по делу № А76-30631/2016).
Причины судебных споров имеют чисто экономический характер: неиспользуемое имущество, как правило, ничего, кроме расходов, не приносит. Этим объясняется стремление и собственника, и балансодержателя переложить бремя расходов на другое лицо. Но в отличие от собственника учреждение, имеющее имущество в оперативном управлении, вправе отказаться от вещных прав без поиска нового лица, готового принять это имущество на свой баланс.
[1] «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
[2] В свете рассматриваемой проблемы ключевым фактором является вещное право, а не организационно-правовая форма балансодержателя. Поэтому в статье для полноты картины в качестве примеров приведены разные судебные акты, в которых балансодержатели (не обязательно автономные учреждения) настаивали на возврате в казну имущества, находящегося в оперативном управлении.
[3] Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432.
[4] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 327.
Передача муниципального имущества в оперативное управление росгвардии
- Главная
- Деятельность
- Государственные предприятия и учреждения
Информация о передаче имущества
Передача в муниципальную собственность
Информация о документах
необходимых для принятия решения об изъятии имущества
из оперативного управления государственных учреждений
Свердловской области с целью его последующей безвозмездной передачи
в муниципальную (федеральную) собственность
Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации …» (далее – Порядок). Безвозмездная передача государственного имущества Свердловской области в муниципальную собственность осуществляется на основании документов, представленных балансодержателем
в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374.
Порядком предусмотрено, что находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, подлежит безвозмездной передаче
в муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, решение о безвозмездной передаче государственного имущества в собственность муниципального образования может быть принято после заключения между учреждением и органом местного самоуправления, муниципальным унитарным предприятием или учреждением договора аренды либо безвозмездного пользования государственным имуществом.
При этом, порядок согласования сделок по распоряжению имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за государственными учреждениями Свердловской области, предусмотрен постановлением Правительства Свердловской области от 26.12.2012 № 1533-ПП (См. информацию в разделе «Информация
о согласовании сделок государственными предприятиями и учреждениями»).
При соблюдении условий Порядка Учреждение – балансодержатель имущества представляет в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области документы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерацииот 13.06.2006 № 374 .
1. Письменное обращение учреждения (балансодержателя) об изъятии
из оперативного управления неиспользуемого, используемого не по назначению, излишнего имущества с обоснованием необходимости его изъятия на официальном бланке организации.
Обращение должно содержать:
1) наименование имущества, предлагаемого к изъятию из оперативного управления (точное наименование с указанием кадастрового номера объекта, месторасположение);
2) сведения о балансовой и остаточной стоимости имущества;
3) сведения о предлагаемом получателе имущества;
4) перечень документов, прилагаемых к обращению;
5) подпись руководителя и главного бухгалтера учреждения.
Обращение направляется на имя Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области, либо Заместителя Министра
по управлению государственным имуществом Свердловской области.
2. В случае передачи двух и более объектов недвижимости учреждением
к обращению дополнительно прикладывается Перечень имущества, предлагаемого
к изъятию .
Перечень оформляется в письменной (и на электронном носителе), подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. ПРИМЕР ЗАЯВЛЕНИЯ Приложение 10
3. Письменное согласование отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области об изъятия имущества из оперативного управления подведомственного государственного учреждения.
4. Документы, подтверждающие право собственности Свердловской области
и право оперативного управления на подлежащий передаче объект недвижимого имущества (копия свидетельства о государственной регистрации права собственности Свердловской области; копия свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления учреждения на объект недвижимости, либо выписка из ЕГРН).
5. Информация о земельном участке, на котором расположен подлежащий
к передаче объект недвижимого имущества, (копия кадастрового паспорта на земельный участок, на котором расположен подлежащий передаче объект недвижимости; (копия свидетельства о праве собственности на земельный участок,
на котором расположен объект недвижимости, либо выписка из ЕГРН).
6. Актуальные сведения, подтверждающие идентификационные признаки объекта недвижимого имущества (копия кадастрового паспорта объекта недвижимости; копия технического паспорта на объект недвижимости).
7. Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (2 экземпляра).
Инструкция по заполнению актов о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от балансодержателя имущества в государственную казну Свердловской области и из государственной казны Свердловской области — получателю имущества прилагается ( ИНСТРУКЦИЯ ).
8. Шаблон, подлежащих передаче объектов по форме, установленной Министерством, в электронном виде ( ШАБЛОН 1 ШАБЛОН 2) .
9. Фото объекта (не менее 4 фотографий с разных сторон).
10. Технико-экономическое обоснование передачи.
Технико-экономическое обоснование должно содержать:
1) краткую историю объекта и его использования учреждением,
2) причины, по которым в настоящее время объект не используется учреждением-балансодержателем.
3) экономические затраты на содержание объекта (период год) в табличной форме, экономический эффект при изъятии имущества учреждения-балансодержателя.
11. Документы, указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374, но не перечисленные в данном файле.
Передача имущества внутри госсектора: варианты учета
Действующие нормативные правовые акты не устанавливают детальный порядок организации бухгалтерского учета при приеме-передаче нефинансовых активов между организациями государственного сектора. Поэтому на практике подобные операции вызывают множество вопросов и проблем.
Рассмотрим варианты решений, которые может принять учреждение, исходя из условий, на которых передается имущество.
Безвозмездное поступление
Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений операций по безвозмездному поступлению нефинансовых активов от различных организаций госсектора зависит исключительно от категории поступающего имущества.
Стоимость нефинансовых активов, которыми учреждения не вправе распоряжаться самостоятельно (недвижимого и особо ценного движимого имущества), относится в кредит счета 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем». При поступлении иного имущества его стоимость учитывается как увеличение финансового результата по кредиту счета 4(2) 401 10 180 «Прочие доходы». Если по поступающим объектам начислялась амортизация, соответствующие суммы должны быть отражены по дебету счетов 4 210 06 000, 4(2) 401 10 180.
Применяемая методология бухгалтерского учета предполагает, что движимое имущество при его поступлении сразу должно быть отнесено либо к особо ценному, либо к иному.
Действующее законодательство не содержит ограничений для отнесения движимого имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доходы деятельности, к категории особо ценного (письмо Минфина России от 18.11.2011 № 02-03-10/5026).
Перечни особо ценного движимого имущества учреждений определяются их учредителями (п. 12 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее -Закон № 7-ФЗ; ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», далее — Закон № 174-ФЗ).
Таким образом, до включения в установленном порядке движимого имущества в соответствующий перечень у учреждения нет формальных оснований для учета получаемых объектов по аналитической группе 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения».
Соответственно, если на день возникновения права оперативного управления на полученное движимое имущество учреждение не располагает решением учредителя о его включении в состав особо ценного, в учете отражается поступление иного движимого имущества и переданных сумм начисленной по нему амортизации в корреспонденции со счетом 4(2) 401 10 180.
После поступления документов, подтверждающих включение учредителем определенных объектов в состав особо ценного движимого имущества, в учете по дебету и кредиту счета 100 00 «Нефинансовые активы» в разрезе соответствующих аналитических счетов отражается изменение категории имущества:
- перевод основных средств по балансовой стоимости
Дебет 410120 310
Кредит 410130 310;
- перенос суммы начисленной амортизации
Дебет 4 104 30 410
Кредит 4104 20 410.
Одновременно остаточная стоимость имущества может быть учтена по дебету счета 4 401 10 180 и кредиту счета 4 210 06 000.
Корреспонденции счетов в отношении имущества, поступающего в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания, а также в рамках приносящей доход деятельности смотрите в полной версии статьи.
Безвозмездная передача
При передаче имущества любым организациям государственного сектора бюджетному (автономному) учреждению необходимо:
- получить от учредителя документы, подтверждающие согласование операции по передаче имущества (если передается недвижимое и особо ценное движимое имущество);
- согласовать с принимающей стороной саму возможность передачи, а также ее сроки.
Имущество может передаваться учреждением не по своей инициативе, а в соответствии с планом (распоряжением) уполномоченного органа власти, осуществляющего права собственника по наделению организаций госсектора имуществом.
Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения операций по безвозмездной передаче нефинансовых активов различным организациям госсектора также зависит только от категории передаваемого имущества.
Окончательное решение о порядке отражения в учете операций, связанных с безвозмездным получением (передачей) нефинансовых активов, между учреждением и иными организациями госсектора принимает учредитель.