Способы продажи имущества государственных предприятий

Энциклопедия решений. Продажа государственного и муниципального имущества, приватизация

Способы продажи имущества государственных предприятий

Энциклопедия решений. Продажа государственного и муниципального имущества, приватизация

Продажа государственного и муниципального имущества, приватизация

Особенности отчуждения имущества, принадлежащего публично-правовым образованиям (ст. ст. 214, 215 ГК РФ), устанавливаются законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ). В настоящее время такие особенности предусмотрены, в первую очередь, Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации) и принятыми в соответствии с ним (п. 2 ст. 4 этого закона) законами субъектов РФ о приватизации. Порядок отчуждения из государственной (муниципальной) собственности земельных участков установлен главой V.1 ЗК РФ, ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Приватизация жилых помещений осуществляется с соблюдением требований Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а особенности приобретения недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, предусмотрены Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ. Для ряда случаев особенности отчуждения имущества из государственной и муниципальной собственности устанавливаются иными нормативными актами. В части, не урегулированной специальными нормами законодательства о приватизации, к отношениям, связанным с отчуждением государственного и муниципального имущества, применяются соответствующие положения ГК РФ (п. 4 ст. 3 Закона о приватизации, ст. 217 ГК РФ).

В целях применения Закона о приватизации под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 указанного закона). Установленные Законом о приватизации правила применяются не во всех случаях отчуждения имущества из государственной (муниципальной) собственности. В частности, предусмотренный Законом о приватизации порядок не применяется при отчуждении имущества, перечисленного в п. 2 ст. 3 этого закона. Так, например, действие закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении (пп. 9 п. 2 ст. 3 Закона о приватизации).

Обратим внимание, что первоначальное значение понятия «приватизация» — это отчуждение (как возмездное, так и безвозмездное) государственного или муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц. Закон о приватизации определяет порядок приватизации лишь для определенных случаев. Если соответствующие отношения регулируются именно Законом о приватизации, то приватизация может осуществляться только способами, предусмотренными ст. 13 этого закона. В случае же, например, продажи имущества, включенного в перечень, предусмотренный п. 2 ст. 3 Закона о приватизации, указанное ограничение не применяется (при этом такая продажа представляет собой не что иное как приватизацию). То же самое касается случаев, когда при отчуждении государственного (муниципального) имущества должны соблюдаться правила, предусмотренные специальными по отношению к Закону о приватизации нормами о преимущественном праве покупки доли в праве общей собственности (ст. 250 ГК РФ, постановления ФАС Уральского округа от 28.08.2013 N Ф09-7882/13, АС Волго-Вятского округа от 16.10.2014 N Ф01-3995/14).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности

Материал приводится по состоянию на апрель 2021 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки

При подготовке Информационного блока «Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки» использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, О. Сидоровой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.

Способы продажи имущества государственных предприятий

Вы будете перенаправлены на Автор24

Продажа имущества государственных предприятий – это сделки купли-продажи, направленные на смену собственника имущества государственных предприятий с целью получения государством дохода.

Продажа имущества государственные предприятия может осуществляться в форме аукциона, публичного предложения или продажи без объявления цены.

Аукцион как способ продажи имущества государственных предприятий

Имущество государственных предприятие подлежит продаже на аукционе в том случае если, к покупателям такого имущества не выставляются дополнительные условия в отношении этого имущества. В результате аукциона правом на приобретение имущества обладает то лицо, которое предложило в процессе его проведения самую высокую цену.

Аукцион проводится в открытой форме. Приглашения участникам аукциона также направляются в открытой форме. При участии в аукционе только одного участника данная форма продажи имущества государственных предприятий признается несостоявшейся.

Заявки на участие в аукционе подаются в срок, продолжительность которого составляет минимум 25 дней. По окончании этого срока организаторам аукциона дается 5 рабочих дней на признание участников аукциона. Сама форма продажи проводится в течение 3 рабочих дней с момента признания участников.

В информации об аукционе указывается его шаг, то есть величина повышения от начальной цены.

Участие в аукционе подкрепляется задатком, величина которого составляет 20% от начальной цены имущества государственных предприятий.

От участия в аукционе могут быть отстранены: лица, которые не могут быть признаны претендентами на покупку имущества государственных предприятий согласно нормативно-правовым актам России; лица, которые подают заявку, не имея на это разрешения от претендента на покупку имущества государственных предприятий; лица, не выполняющие условия о внесении задатка.

Готовые работы на аналогичную тему

Иные основания отказа недопустимы.

Отзыв заявки со стороны претендента на участие в аукционе может быть осуществлен до признания участника аукциона. Возврат задатка в этом случае осуществляется в пятидневный срок. От одного лица может быть принята только одна заявка на участие в аукционе. Продажа имущества государственных предприятий в результате аукциона оформляются договором купли-продажи в пятидневный срок после проведения аукциона. Имущество государственного предприятия передается победителю аукциона в тридцатидневный срок с момента оплаты.

Продажа имущества государственных предприятий без объявления цены

Данный способ продажи имущества государственных предприятий применяется в случае несостоявшийся публичной продажи. Этот способ продажи не предусматривает объявления начальной цены имущества государственных предприятий.

О продаже имущества государственных предприятий в этой форме составляется информационное сообщение, которое не включает в себя только начальную цену.

Лица, желающие приобрести имущество государственных предприятий, направляют свои предложения о цене по адресу, указанному в информационном сообщении. Предложения составляются в открытой форме. Новым собственником имущества государственного предприятия становится лицо, которое предложит самую высокую цену.

При наличии нескольких претендентов, указавших одинаково высокую цену на имущество государственных предприятий, покупателем признается тот претендент, который подал заявку раньше.

Публичное предложение как способ продажи имущества государственных предприятий

Данный способ продажи имущества государственных предприятий применяется в том случае, если аукцион признается несостоявшимся. На размещение информационного сообщения о проведении продажи способом публичного предложения дается трехмесячный срок.

В информационном сообщении о публичном предложении указываются следующие сведения:

  • во-первых, информация о сроках и месте проведения продажи;
  • во-вторых, шаг понижения или шаг аукциона;
  • в-третьих, минимальная цена продажи.

Первоначальная цена предложения не может быть ниже начальной цены аукциона. Величина цене отсечения составляет 50% от начальной цены. На прием заявок организаторы отводят 25-дневный срок. Одному лицу дается право подачи только одной заявки. Признание претендентов на участие в публичном предложении выполняется в течение 5-дневного срока с момента окончания приема заявок. Сам процесс продажи занимает не более трех рабочих дней.

Подтверждение желания участвовать в публичном предложении обеспечивается задатком, величина которого составляет 20% от начальной цены.

Продажа осуществляется посредством понижения цены в размере указанного шага в пределах до цены отсечения.

При наличии только одного участника публичное предложение признается несостоявшимся.

Лица, желающие приобрести имущество государственного предприятия, могут быть не допущены к участию в публичном предложении если:

  • в соответствии с законодательством России, представленные ими документы не подтверждают право на участие в данной форме продажи имущества государственных предприятий;
  • представленные документы полностью или в какой-либо части не отвечает требованиям законодательства России;
  • подачу заявки осуществляло лицо, не имеющее на это соответствующих полномочий;
  • претендент не внес задаток в установленный срок.

Отзыв заявки возможен со стороны претендента только до момента его признания участником публичного предложения.

Возврат задатков участникам, не победившим в публичном предложении, осуществляется в пятидневный срок.

Аналогичный срок дается организатором публичного предложения на заключение договора купли-продажи с победителем. Если победитель публичного предложения уклоняется от заключения договора, он теряет задаток и право на заключения такого договора.

На передачу имущества государственных предприятий новому собственнику дается тридцатидневный срок с момента его оплаты.

Как проходит приватизация госпредприятий

Если кто-то считает, что приватизация в прошлом, то это не так. В стране все еще идет процесс разгосударствления. Имущество ГУПов и МУПов распродается на аукционах и конкурсах. ГУПы преобразовываются в акционерные общества, а теперь могут стать и ООО. Рассмотрим подробней, какой может быть приватизация в наши дни, какие способы вам подойдут, а какие являются единственно возможными.

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»» (далее Закон о приватизации) введен новый способ приватизации — преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью (ООО). Поправки, внесенные Законом № 201 ФЗ, вступают в действие с 26 июля 2011 года.

Какие же способы приватизации существуют в настоящее время? Перечень действующих способов приватизации государственного и муниципального имущества установлен в статье 13 Закона о приватизации:

  • преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  • преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
  • продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  • продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  • продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  • продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  • продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  • продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  • продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  • продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Читайте также  Входит ли отработка при увольнении в стаж?

Приватизация государственного и муниципального имущества — возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Как видим, перечень способов приватизации довольно многочислен, но можно выделить основные группы способов. Это:

  • преобразование в ОАО или в ООО,
  • продажа имущества на аукционе или конкурсе,
  • продажа акций на аукционе либо на рынке ценных бумаг,
  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Порядок и условия проведения различных способов приватизации приведены в главе IV Закона о приватизации.

Конкурс

Государственное или муниципальное имущество может быть приватизировано путем продажи на конкурсе, если в отношении указанного имущества покупателю необходимо выполнить определенные условия. Такими условиями могут быть: сохранение числа рабочих мест; сохранение основного назначения приватизируемого объекта, исторического облика зданий, профиля предприятия; содержание и финансирование объектов социальной сферы; установленные размеры инвестиции. Конкурс является открытым по составу участников. Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками конкурса в запечатанных конвертах. Конкурс, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.

Аукцион

Если приватизацией государственного или муниципального имущества не установлено выполнение покупателем каких-либо условий в отношении приватизируемого имущества, то оно может быть продано на аукционе. Аукцион является открытым по составу участников. Подача предложений о цене государственного или муниципального имущества может осуществляться в открытой либо закрытой форме. При закрытой форме предложения о цене подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах. При открытой форме предложения о цене приватизируемого имущества заявляются покупателями открыто в ходе проведения торгов. Если используется открытая форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества, то в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 Закона о приватизации, указывается величина повышения начальной цены («шаг аукциона»). Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. Заявки на участие в аукционе должны приниматься в течение не менее чем 25 дней.

Участие в аукционе предусматривает внесение претендентом задатка в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. Суммы задатков возвращаются участникам аукциона в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона. Победителю аукциона задаток не возвращается.

Право приобретения приватизируемого имущества принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за данное имущество. Договор купли-продажи заключается с победителем аукциона в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

Специализированный аукцион

Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию. Специализированный аукцион является открытым по составу участников. Специализированный аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. Единая цена продажи определяется по следующим правилам: а) при расчете единой цены продажи учитываются только денежные средства претендентов, допущенных к участию в специализированном аукционе; б) единая цена продажи рассчитывается таким образом, чтобы она обеспечивала реализацию всех акций, выставленных на специализированный аукцион. Единая цена продажи не может быть ниже начальной цены продажи.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными Законом о приватизации (п. 5 ст. 13).

Способ приватизации должен быть указан в решении об условиях приватизации федерального имущества. Способ приватизации следует отразить в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, которое подлежит опубликованию в официальном печатном издании (п. 2 ст. 14, п. 3 ст. 15 Закона о приватизации).

Специализированный аукцион является межрегиональным в случае, если прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем 15 субъектов Российской Федерации. Специализированный аукцион является всероссийским в случае, если прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем 25 субъектов Российской Федерации.

Межрегиональный специализированный аукцион может проводиться в случае продажи акций открытого акционерного общества, чистые активы которого по данным балансового отчета за финансовый год, предшествующий году, в котором принято решение об условиях приватизации акций открытого акционерного общества, составляют от 500 000 до 3 000 000 установленных федеральным законом МРОТ на момент принятия указанного решения.

Всероссийский специализированный аукцион может проводиться в случае продажи акций открытого акционерного общества, чистые активы которого по данным балансового отчета за финансовый год, предшествующий году, в котором принято решение об условиях приватизации акций открытого акционерного общества, составляют более чем 3 миллиона установленных федеральным законом МРОТ на момент принятия указанного решения.

При проведении всероссийских и межрегиональных специализированных аукционов прием заявок обязательно осуществляется в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также в субъектах Российской Федерации, на территориях которых расположен эмитент выставляемых на специализированный аукцион акций, и его структурные подразделения и дочерние общества, численность работников которых составляет не менее 1 000 человек.

Продажа посредством публичного предложения

Если аукцион по продаже государственного или муниципального признан несостоявшимся, то продажа такого имущества осуществляется посредством публичного предложения. Продажа посредством публичного предложения осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении государственного или муниципального имущества в течение одной процедуры проведения такой продажи. При этом цена первоначального предложения устанавливается в размере не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся. Цена отсечения составляет 50 процентов начальной цены, установленной для аукциона, который был признан несостоявшимся. При продаже посредством публичного предложения осуществляется последовательное снижение цены первоначального предложения на «шаг понижения» до цены отсечения. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит участнику продажи посредством публичного предложения, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем «шаге понижения», при отсутствии предложений других участников продажи посредством публичного предложения.

Если несколько участников продажи посредством публичного предложения подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из «шагов понижения», со всеми участниками продажи посредством публичного предложения проводится аукцион по установленным правилам проведения аукциона, предусматривающим открытую форму подачи предложений о цене имущества. Начальной ценой государственного или муниципального имущества на таком аукционе является цена первоначального предложения или цена предложения, сложившаяся на данном «шаге понижения». В случае, если участники такого аукциона не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену государственного или муниципального имущества, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену государственного или муниципального имущества.

Продажа посредством публичного предложения, в которой принял участие только один участник, признается несостоявшейся. При уклонении или отказе победителя продажи посредством публичного предложения от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества он утрачивает право на заключение указанного договора и задаток ему не возвращается.

Продажа без объявления цены

Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. В таком случае начальная цена продажи не определяется и в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества не указывается. Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в запечатанном конверте по адресу, указанному в информационном сообщении. В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену. В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.

Материалы по теме:

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Аукцион по продаже муниципального имущества

Аукцион — самый распространенный способ приватизации муниципального имущества.

Приватизировать на аукционе можно только то имущество, в отношении которого покупатель не должен выполнить каких-либо условий. Есть и другие важные условия для такой приватизации.

Чтобы провести аукцион, нужно разместить информационное сообщение об этом на своем сайте и на www.torgi.gov.ru.

Неполнота информации в этом сообщении чревата отменой результатов аукциона.

Вместе с заявками участники представляют задатки. Их нужно вернуть проигравшим, а победителю засчитать в счет оплаты.

За нарушения порядка аукциона на любой из его стадий вас могут привлечь к административной ответственности по ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Проводите аукцион, чтобы продать (пп. 1 п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 18 Закона о приватизации):

  • недвижимость (кроме земельных участков без зданий);
  • движимое имущество, кроме обращенного в собственность муниципального образования или унаследованного им;
  • доли в ООО;
  • акции, если вы не собираетесь проводить специализированный аукцион.

Все это имущество можно выставлять на аукцион, только если покупатель не должен выполнить в отношении него никаких условий.

Чтобы можно было провести аукцион:

  • имущество должно быть в плане приватизации;
  • решение об условиях приватизации должно предусматривать аукцион в качестве способа приватизации. Решением также определяется форма подачи предложений (п. 3 ст. 18 Закона о приватизации).

Информационное сообщение об аукционе разместите на своем сайте и на www.torgi.gov.ru

не менее чем за 30 дней до аукциона. На это указано в п. п. 1, 2 ст. 15 Закона о приватизации, п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 909.

Укажите в информационном сообщении следующее (п. п. 4 — 6 ст. 18 Закона о приватизации, п. 6 Положения о продаже государственного и муниципального имущества на аукционе):

  • описание имущества, достаточное, чтобы его идентифицировать (адрес, кадастровый номер, площадь, назначение, этажность и т.д.). Если имущество аварийное, указывайте и этот факт. Неточное описание объекта либо неуказание на то, что имущество аварийное, может привести к тому, что суд признает недействительными аукцион и договор по иску победителя (п. 2 ст. 449 ГК РФ);
  • срок приема заявок (не меньше 25 дней с даты публикации сообщения);
  • размер задатка, который вносят участники аукциона (20% начальной цены);
  • шаг аукциона, то есть величину, на которую участники будут постепенно увеличивать цену предложения (не более 5% начальной цены);
  • порядок внесения и возврата задатков, включая реквизиты счета;
  • указание на то, что сообщение является публичной офертой для договора о задатке;
  • прочие обязательные сведения.

Если не разместить информационное сообщение хотя бы в одном из источников или указать в нем не всю информацию, то суды могут признать недействительными результаты аукциона и договор купли-продажи, заключенный по ним.

В этом случае нужно вернуть деньги покупателю, а имущество в казну (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Читайте также  Срок возврата исполнительного листа при увольнении

Принимайте заявки в двух экземплярах. К ним прилагаются документы с их описью. Они должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью претендента-юрлица на каждом листе (п. 2 ст. 16 Закона о приватизации).

На каждом экземпляре заявки поставьте ее номер, а также дату и время принятия. Один верните заявителю. Регистрируйте заявки в журнале приема заявок.

Заявки принимаются в течение всего срока их подачи, который вы указали в информационном сообщении. Заявки, поданные по истечении срока, верните под расписку.

Примите задатки одновременно с заявками. При этом договор о задатке считается заключенным, когда претендент подал заявку и перечислил задаток (п. п. 6 — 9 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе).

Если до конца приема заявок претендент отзовет свою заявку, верните ему задаток в течение пяти дней с даты отзыва. Если он отзовет ее после истечения срока приема, то верните задаток в течение пяти дней после окончания аукциона (п. п. 9, 13 ст. 18 Закона о приватизации).

Рассмотрите заявки в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока их приема. Оформите результаты протоколом о признании претендентов участниками аукциона. В него внесите (п. 11 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе):

  • перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов;
  • перечень отозванных заявок;
  • имена (наименования) претендентов, признанных участниками аукциона и не допущенных к участию в аукционе с указанием оснований отказа.

За неправомерный отказ вас могут привлечь к административной ответственности по ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ, а аукцион признать недействительным. Это означает, что и заключенный на нем договор тоже будет недействительным и придется вернуть деньги покупателю, а имущество в казну (п. 2 ст. 167, ст. 449 ГК РФ).

Обратите внимание, что, если с документами, которые представил заявитель, нет описи, это не основание отказать в допуске, а вот если на документах претендента-юрлица нет печати, отказать можно.

Аукцион с одним участником признается несостоявшимся (п. 3 ст. 18 Закона о приватизации). В этом случае по своему выбору продавайте имущество посредством публичного предложения либо проводите повторный аукцион (Определение ВАС РФ от 11.01.2007 N 15795/06 по делу N А58-5118/05).

Вручите претендентам уведомление о допуске (недопуске) к аукциону под расписку или заказным письмом. Также разместите информацию об отказе в допуске на www.torgi.gov.ru и на своем сайте. На все это у вас есть один рабочий день с даты оформления протокола о признании претендентов участниками аукциона (п. п. 11 — 14 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе).

Верните задатки в течение пяти дней с даты подписания протокола о признании претендентов участниками аукциона. За просрочку предусмотрены пени (п. 16(1) Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе).

Если у вас аукцион с открытой формой подачи предложений, назначьте из своих работников уполномоченного представителя. Также назначьте или наймите аукциониста (пп. «к» п. 3 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе).

Определяйте победителя по правилам п. 15 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе.

При закрытой форме подачи предложений аукционист не нужен, поскольку участники подают предложения о цене в запечатанных конвертах (п. 3 ст. 18 Закона о приватизации). Победителя в этом случае определяйте по правилам п. 16 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе.

Итоги оформите протоколом в двух экземплярах. В нем укажите итоговую цену. Один экземпляр вручите победителю в день аукциона (п. 16 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе). За нарушение этих требований вас могут оштрафовать по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Виды процедур

На электронной площадке РТС-тендер Имущественные торги возможно проведение следующих видов процедур:

Аукцион — аукцион на повышение. Реализован для продажи имущества.

Особенности: Аукционный торг длится 1 час, в случае подачи ценового предложения время торгов продлевается на 30 мин.

Конкурс — реализован для продажи акций открытого акционерного общества, долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.

Особенности: Участники могут подавать ценовые предложения в заявке на участие или в ходе торгов. Ценовое предложение может быть подано только 1 раз.

Публичное предложение — аукцион на повышение. Реализован для продажи имущества.

Время ожидания ценовых предложений, подтверждающих начальную ставку 1 час.

Если не было подано ценовых предложений в течении часа, происходит снижение начальной цены на шаг понижения (каждые 10 минут) до цены отсечения. В случае если не было подано ставок, то после понижения до цены отсечения аукцион завершается.

В случае, если любой из участников подтверждает начальную цену или цену предложения, сложившуюся на одном из «шагов понижения», то устанавливается время ожидания, в течение которого остальные участники могут подтвердить сложившееся ценовое предложение. По истечении времени ожидания со всеми участниками проводится аукцион на повышение с ожиданием ценовых предложений 10 минут. В случае подачи нового ценового предложения с шагом аукциона, время ожидания ценового предложения продлевается на 10 минут. По истечении 10 минут после подачи последнего ценового предложения аукцион завершается.

Продажа без объявления цены – тип процедуры без проведения аукционного торга. Реализован для продажи имущества.

Особенности: В извещении начальная минимальная цена не определена. Участники указывают свои ценовые предложения в заявках на участие.

Аукцион по аренде — аукцион на повышение. Реализован для проведения аукциона на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.

Особенности: На подачу ценового предложения дается 10 мин. В случае если ценовых предложений не подано, происходит снижение «шага аукциона» на 0,5 % от начальной цены, но не ниже 0,5 % начальной цены.

Аукцион с подачей заявок 2-мя частями — аукцион на повышение.

Особенности: При проведении данной процедуры после окончания срока подачи заявок, Продавец рассматривает первые части заявок, в которых отсутствуют сведения об Участниках, а после проведения аукционного торга вторые части заявок, содержащие сведения об Участниках. Аукционный торг аналогичен торгу, который проводится по процедуре « Аукцион ». Аукционный торг длится 1 час, в случае подачи ценового предложения время торгов продлевается на 30 мин.

Аукцион по реализации имущества, обращенного в собственность государства – аукцион на повышение. Может быть использован для проведения аукционов по реализации движимого имущества, обращенного в собственность Российской Федерации (в том числе конфискованного, движимого бесхозяйного и изъятого имущества, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза) или поступившего в собственность государства в порядке наследования, и кладов, переданных в государственную собственность. Реализация имущества, оценочная стоимость которого составляет свыше 100 тыс. рублей, осуществляется путем проведения аукциона в электронной форме. Продавцом имущества выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные органы).

Особенности: Аукционный торг длится 1 час, в случае подачи ценового предложения время торгов продлевается на 10 мин.

Аукцион по продаже лесных насаждений, Аукцион по аренде лесного участка — аукцион на повышение на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений в с соответствии с внесенными изменениями от 29.12.2017 № 471-ФЗ « О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков » .

Особенности: Аукцион проводится путем повышения начальной цены на « шаг аукциона » . Размер « шага аукциона » не может превышать 5% начальной цены договора. Торги длятся 1 час, в случае подачи ценового предложения время продлевается на 10 или 30 мин (в зависимости от установленного Организатором значения при публикации извещения).

Аукцион по продаже арестованного имущества — аукцион на повышение по реализации имущества должника на торгах в соответствии с ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ « Об исполнительном производстве » (ред. от 07.03.2018).

Особенности: Ценовые предложения подаются от начальной ставки « Начальная цена +шаг аукциона » . Победителем признается Участник, предложивший наибольшую цену договора.

Аукцион на право заключения договора пользования рыбоводным участком — аукцион на право заключения договора пользования рыбоводным участком (без использования картографического сервиса) проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2018 г. № 185.

Особенности: На подачу ценового предложения дается 10 мин. В случае если ценовых предложений не подано, происходит снижение «шага аукциона» на 0,5 % от начальной цены, но не ниже 0,5 % начальной цены.

Аукцион по приобретению права на заключение договора водопользования — аукцион на повышение по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, за исключением случаев, установленных пунктами 1 или 3 части 2 статьи 11, а также статьями 15, 47, 49 и 50 Водного кодекса Российской Федерации.

Особенности: Порядок проведения процедуры «Аукцион по приобретению права на заключение договора водопользования» аналогичен процедуре «Аукцион по аренде».

Аукцион на право пользования участками недр — аукцион на повышение, на право пользования участками недр.

Особенности: Порядок проведения процедуры «Аукцион на право пользования участками недр» аналогичен процедуре «Аукцион», но с рядом отличий:

• На подачу ценового предложения дается 10 мин. В случае подачи ценового предложения время торгов продлевается на 10 мин и так до тех пор, пока с последнего предложения не пройдет 10 минут;

• Шаг торгов устанавливается не менее 5% от Начальной цены.

Аукцион с закрытой подачей ценовых предложений — аукцион для проведения торгов по арестованному имуществу в соответствии с ФЗ № 229 « Об исполнительном производстве » .

Особенности: Порядок проведения процедуры аналогичен проведению процедуры « Продажа без объявления цены » (исключение: Продавец в извещении устанавливает начальную минимальную цену, Претендент в заявке на участие — свое ценовое предложение с учетом НМЦ).

Аукцион по реализации арестованного имущества с отложенной формой подачи ценовых предложений — аукцион для проведения торгов соответствии с Регламентом ЭП и с учетом требований Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и в части, не противоречащей ему, или в соответствии с иным законодательством, нормативно-правовыми актами или документацией о торгах Продавца.

Особенности: Порядок проведения аналогичен проведению процедуры «Аукцион», но с проведением торгов как в процедуре «Конкурс». Участники могут подавать ценовые предложения в заявке на участие или в ходе торгов, ценовое предложение может быть подано 1 раз.

Читайте также  Что такое паспорт ТС автомобиля?

Аукцион по реализации древесины — аукцион для проведения торгов в соответствии с ПП РФ от 23 июля 2009 г. N 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43-46 Лесного кодекса РФ».

Особенности: Порядок проведения процедуры аналогичен порядку проведения процедуры «Аукцион по продаже арестованного имущества». Ценовые предложения подаются от начальной ставки «Начальная цена +шаг аукциона». Торги длятся 1 час, в случае подачи ценового предложения время продлевается на 10 или 30 мин (в зависимости от установленного Организатором значения при публикации извещения). Победителем признается Участник, предложивший наибольшую цену договора. Шаг торгов устанавливается Продавцом.

Аукцион на право заключения договора аренды земельного участка — аукцион на повышение на право заключения договора аренды земельного участка .

Особенности: Аукцион проводится путем повышения начальной ставки «Начальная цена +шаг аукциона» или « шаг аукциона » . Размер « шага аукциона » не может превышать 5% начальной цены договора. Торги длятся 1 час, в случае подачи ценового предложения время продлевается на 10 или 30 мин (в зависимости от установленного Организатором значения при публикации извещения).

Специализированный аукцион — аукцион на повышение. Реализован для продажи акций открытых акционерных обществ.

Особенности: Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе проводится в форме открытых торгов (вне ЭП), в результате которых все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию. Аукционный торг проводится вне ЭП, заявки на участие могут подаваться 2 видов (в соответствии с ПП РФ № 860).

Конкурс на право заключения договора о размещении нестационарных торговых объектов — реализован для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Постановлением администрации города Сочи от 23.03.2016 № 674 «О порядке благоустройства пляжей города Сочи».

Особенности проведения процедур в соответствии с ПП РФ № 1164

Публичное предложение

Особенности проведения процедуры:

Время на представление предложений о цене имущества на каждом «шаге понижения» составляет 10 минут.

Время приема предложений Участников о цене имущества составляет 10 минут.

Таким образом, в случае отсутствия ценовых предложений в ходе аукционного торга происходит снижение начальной цены на шаг понижения (время ожидания ценового предложения 10 мин). В случае подачи ценовых предложений: первой ставкой Претенденты подтверждают НМЦ, после истечения времени ожидания аукцион пойдет на повышение. Время приема предложений — 10 мин.

Реализация на площадке:

В Личном кабинете Продавца в форме создания процедуры реализована возможность самостоятельного выбора времени предоставления ценового предложения на шаге понижения (10 или 15 минут) и времени ожидания нового ценового предложения (10 или 30 минут) в соответствующих полях «Время предоставления ценового предложения на шаге понижения (минут)»/«Время ожидания нового ценового предложения (минут)».

Аукцион, Аукцион с подачей заявок 2-мя частями

Особенности проведения процедуры:

Время для представления следующих предложений об увеличенной на «шаг аукциона» цене имущества продлевается на 10 минут.

Таким образом, в случае подачи ценового предложения в ходе аукционного торга, время продлевается на 10 мин.

Реализация на площадке:

В Личном кабинете Продавца в форме создания процедуры в поле «Время ожидания нового ценового предложения (минут)» реализована возможность самостоятельного выбора времени ожидания нового ценового предложения (10 или 30 минут).

Способы продажи имущества государственных предприятий

Постановление от 26 сентября 2017 года №1164. В нормативные правовые акты Правительства России внесены комплексные изменения, направленные на совершенствование процедуры организации и проведения продаж государственного и муниципального имущества. В частности, расширено количество передаваемых функций продавца юридическим лицам, привлекаемым для организации продажи приватизируемого имущества субъектов Федерации и муниципального имущества. Созданы правовые основания для продажи имущества в электронной форме для таких юридических лиц, а также для юридических лиц, исполняющих от имени Российской Федерации функции продавца приватизируемого федерального имущества.

Документ

Постановление от 26 сентября 2017 года №1164

Внесено Минэкономразвития России.

Подписанным постановлением внесены изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства России в части совершенствования процедуры организации и проведения продаж государственного и муниципального имущества способами, определёнными Федеральным законом 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Федеральный закон №178-ФЗ), в порядке, установленном постановлением Правительства России от 30 сентября 2015 года №1041.

В частности, расширено количество передаваемых функций продавца юридическим лицам, привлекаемым для организации продажи приватизируемого имущества субъектов Федерации и муниципального имущества. Созданы правовые основания для продажи имущества в электронной форме для таких юридических лиц, а также для юридических лиц, исполняющих от имени Российской Федерации функции продавца приватизируемого федерального имущества.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона №178-ФЗ Правительство России своим решением вправе поручать юридическим лицам организовывать от имени Российской Федерации в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества и исполнять функции продавца.

Для этих целей распоряжением Правительства от 25 октября 2010 года №1874-р (далее – распоряжение №1874-р) утверждён перечень из 23 юридических лиц. Распоряжением Правительства от 4 декабря 2015 года №2488-р утверждён перечень из шести юридических лиц для организации продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме.

Таким образом, продажа государственного и муниципального имущества в электронной форме организована на ограниченном количестве площадок.

При этом по результатам анализа продаж государственного и муниципального имущества в электронной форме установлено, что на уровне субъектов Федерации услугами электронных площадок пользуются не более 13 субъектов Федерации, на уровне муниципальных образований – практически не пользуются.

На федеральном уровне функции продавцов исполняют 23 юридических лица из перечня, утверждённого распоряжением №1874-р (далее – Агенты), на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований – юридические лица на основании заключённых с ними договоров, отобранных на конкурсной основе (далее – Юридические лица).

Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме (утверждено постановлением Правительства от 27 августа 2012 года №860, далее – Постановление №860) дополнено возможностью привлекать Агентов и Юридических лиц для продажи имущества субъектов Федерации и муниципальных образований по аналогии с порядком продажи имущества на аукционе.

Такой механизм соответствует поручению Президента России по итогам пленарного заседания Общероссийского народного фронта «Форум действий» (№Пр-2563 от 28 декабря 2016 года, подпункт «б» пункта 1) об обеспечении перехода на электронную форму торгов по продаже подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, проводимых в том числе юридическими лицами, исполняющими от имени Российской Федерации функции продавца, в целях повышения эффективности и прозрачности проведения таких торгов.

В соответствии с внесёнными изменениями при продаже имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Федерации или в муниципальной собственности, продавцы будут определяться в порядке, установленном законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Федерации или правовыми актами органов местного самоуправления, которые вправе привлекать к исполнению функций продавца юридических лиц на основании заключённых с ними договоров по результатам конкурентных процедур.

Расширены также полномочия юридических лиц, привлекаемых к исполнению функции продавца имущества при продаже на аукционе, посредством публичного предложения и без объявления цены. До настоящего времени перечень таких функций был ограничен и носил административно-технический характер, сопровождающий процесс проведения торгов.

Такие обеспечительные функции, как проведение оценки подлежащего приватизации имущества, определение условий внесения задатка, места, даты начала и окончания приёма заявок, места и срока подведения итогов продажи, организация подготовки и размещение информационного сообщения о проведении продажи, принятие решения о признании претендентов участниками торгов, определение и уведомление победителя продажи, оформление протокола об итогах торгов, произведение расчётов с претендентами и участниками, и другие полномочия были закреплены за федеральными органами исполнительной власти, субъектами Федерации и муниципальными образованиями.

В целях снятия с органов власти субъектов Федерации и муниципальных образований нагрузки по исполнению функций продажи имущества, подготовки и проведения аукционов предусмотрено привлечение к исполнению всего комплекса этих функций Юридических лиц. Практика передачи таких функций Агентам успешно апробирована в области приватизации федерального имущества.

Предусматривается перечисление задатков участников процедур по приватизации государственного и муниципального имущества на счета Агентов и Юридических лиц. Задаток выполняет обеспечительную функцию и гарантирует интересы обеих сторон, что повышает ответственность и заинтересованность участников торгов.

До настоящего времени в случае продажи приватизируемого федерального имущества задаток участника торгов вносился на счёт территориального органа Казначейства России, на котором учитываются операции со средствами, поступающими во временное распоряжение Росимущества или его территориального органа. Таким образом, в процессе получения, перечисления и отражения на счетах денежных средств участвовали Казначейство, Росимущество и Агент (далее – ответственные лица).

С целью увеличения прозрачности процедуры проведения торгов в случае привлечения Агентов или Юридических лиц для исполнения функций продавца приватизируемого имущества предусмотрено зачисление задатков на счета Агентов или Юридических лиц, открытые в кредитных организациях. Это позволит сократить количество ответственных лиц.

При этом в информационном сообщении о проведении продажи имущества должно быть указано не менее двух счетов для перечисления задатков. Это позволит обеспечить конфиденциальность сведений и сократить риск возможного распространения и использования в коммерческих целях информации об участниках торгов между претендентами и банками, так как кредитная организация не будет обладать полной информацией о совокупном количестве перечисленных задатков.

При этом оплата приобретаемого приватизируемого федерального имущества будет осуществляться на счёт Росимущества, его территориального органа, органа субъекта Федерации или муниципального образования, указанный в информационном сообщении о продаже.

В целях минимизации рисков установлена ответственность Агентов и Юридических лиц за несвоевременное перечисление (возврат) денежных средств участникам, претендентам, а также в федеральный бюджет.

Кроме того, в нормативные правовые акты Правительства России внесены изменения, направленные на стимулирование конкуренции непосредственно в ходе процедуры продажи федерального имущества.

До настоящего времени в течение одного часа со времени начала проведения торгов участникам предлагалось заявить о приобретении имущества по начальной цене. Далее время приёма предложений участников о цене имущества составляло 30 минут.

На практике процесс торгов часто носит длительный характер, и время приёма предложений от участников торгов существенно увеличивает сроки подведения итогов продажи, которые могут быть подведены в том числе после окончания рабочего дня и в ночные часы.

В связи с этим внесёнными изменениями сроки поступления предложений по цене имущества от участников торгов при проведении продажи сокращены до 10 минут.

Мария Кравченко/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с покупкой, продажей и оформлением недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Мария Кравченко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AFINA-VOLGA.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: