Торги по приватизации государственного и муниципального имущества - AFINA-VOLGA.RU

Торги по приватизации государственного и муниципального имущества

Статья 32.1. Проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме

Торги по приватизации государственного и муниципального имущества

Статья 32.1. Проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 мая 2010 г. N 106-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 32.1

Статья 32.1. Проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 32.1 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 июня 2019 г. — Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 45-ФЗ

1. Продажа государственного или муниципального имущества способами, установленными статьями 18 — 20, 23, 24 настоящего Федерального закона, осуществляется в электронной форме. Положения указанных статей в части проведения продажи государственного или муниципального имущества применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Сведения о проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме должны содержаться в решении об условиях приватизации такого имущества.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

3. Проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме (далее — продажа в электронной форме) осуществляется на электронной площадке оператором электронной площадки. Оператор электронной площадки, электронная площадка, порядок ее функционирования должны соответствовать единым требованиям к операторам электронных площадок, электронным площадкам и функционированию электронных площадок, установленным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и дополнительным требованиям к операторам электронных площадок и функционированию электронных площадок, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 8.2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. В случае, если юридическое лицо, действующее по договору с собственником имущества, включено в перечень операторов электронных площадок, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и соответствует дополнительным требованиям к операторам электронных площадок и функционированию электронных площадок, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 8.2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, привлечение иного оператора электронной площадки не требуется.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

4. При проведении продажи в электронной форме оператор электронной площадки обеспечивает:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

1) свободный и бесплатный доступ к информации о проведении продажи в электронной форме;

2) возможность представления претендентами заявок и прилагаемых к ним документов в форме электронных документов;

3) хранение и обработку в электронной форме заявок и иных документов, представляемых претендентами, с использованием сертифицированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке средств защиты информации;

4) защиту информации (заявок и иных документов), представляемой претендентами, в том числе сохранность указанной информации, предупреждение ее уничтожения, несанкционированных изменения и копирования;

5) создание, обработку, хранение и представление в электронной форме информации и документов, в том числе об итогах продажи в электронной форме;

Информация об изменениях:

Подпункт 6 изменен с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

6) бесперебойное функционирование электронной площадки и доступ к ней пользователей, в том числе участников продажи в электронной форме, в течение всего срока проведения такой продажи.

5. Запрещается взимать с участников продажи в электронной форме не предусмотренную настоящим Федеральным законом дополнительную плату.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

6. Размещение информационного сообщения о проведении продажи в электронной форме осуществляется в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.

Абзац второй утратил силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ.

Информация об изменениях:

В информационном сообщении о проведении продажи в электронной форме, размещаемом на сайте в сети «Интернет», наряду со сведениями, предусмотренными статьей 15 настоящего Федерального закона, указываются электронная площадка, на которой будет проводиться продажа в электронной форме, порядок регистрации на электронной площадке, правила проведения продажи в электронной форме, дата и время ее проведения.

Абзац четвертый утратил силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

7. Для участия в продаже в электронной форме претенденты должны зарегистрироваться на электронной площадке, указанной в информационном сообщении о проведении продажи в электронной форме, в порядке, установленном данным информационным сообщением.

Решение о признании претендентов участниками продажи в электронной форме или об отказе в допуске к участию в такой продаже принимается продавцом государственного или муниципального имущества.

8. Представление предложений о цене государственного или муниципального имущества осуществляется зарегистрированным участником продажи в электронной форме в течение одной процедуры проведения такой продажи.

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

9. С даты и со времени начала процедуры проведения продажи в электронной форме на электронной площадке, на которой проводится данная процедура, должны быть указаны:

1) наименование государственного или муниципального имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (спецификация лота);

2) начальная цена, величина повышения начальной цены («шаг аукциона») — в случае проведения продажи на аукционе;

3) цена первоначального предложения, «шаг понижения», период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения, минимальная цена предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество, величина повышения цены в случае, предусмотренном настоящим Федеральным законом («шаг аукциона»), — в случае продажи посредством публичного предложения;

4) последнее предложение о цене государственного или муниципального имущества и время его поступления в режиме реального времени.

10. В случае проведения продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не указывается.

Информация об изменениях:

Пункт 11 изменен с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

11. В течение одного часа с момента окончания процедуры проведения продажи в электронной форме на электронной площадке, на которой проводилась продажа в электронной форме, размещаются:

1) наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (спецификация лота);

2) цена сделки приватизации;

3) имя физического лица или наименование юридического лица — победителя торгов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ пункт 12 статьи 32.1 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

12. Результаты процедуры проведения продажи в электронной форме оформляются протоколом.

Информация об изменениях:

Пункт 13 изменен с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

13. Дополнительные требования к операторам электронных площадок и функционированию электронных площадок предусматривают в том числе порядок использования государственной информационной системы, которая осуществляет фиксацию действий, бездействия, совершаемых на электронной площадке при проведении продажи в электронной форме.

14. Порядок организации и проведения продажи в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации.

Как купить имущество государства

Государство не только закупает, но и продает собственные товары. Рассказываем, как проходят торги госимуществом, что на них продают и как в них поучаствовать.

иллюстратор — Маргарита Федосеева

Государство владеет разным имуществом — природными ресурсами, организациями, недвижимостью, автомобилями. Периодически это имущество государство продает или сдает в аренду.

Торги госимуществом проходят в бумажном или электронном виде. Информацию о будущих тендерах публикуют на специальном сайте .

Что продают и сдают в аренду на торгах госимуществом

На торгах госимуществом можно купить, например:

  • недвижимость,
  • автомобили,
  • драгоценные камни,
  • места для рекламы или предприятия.

Также проводят торги на право:

  • заключить контракт на управление многоквартирным домом
  • вылавливать рыбу и заготавливать лес,
  • участвовать в проектах государственно-частного партнерства.

Как купить госимущество

Покупку государственного имущества частным лицом или коммерческой организацией называют приватизацией. Участвовать в приватизации могут и юридические, и физические лица. Порядок проведения торгов описан в 178-ФЗ, а также в Приказе ФАС № 67 . Некоторые виды торгов могут контролироваться и другими актами. Например, правила торгов на аренду систем водо- или теплоснабжения описаны в 190-ФЗ .

Перед торгами организатор собирает специальную комиссию, в которую должно войти не меньше пяти человек. Именно она будет рассматривать заявки и выбирать победителя.

Чтобы продать имущество, организатор может выбрать один из четырех видов торгов.

Аукцион

Аукционы проводят, если к участникам торгов нет особых требований. Продавец оценивает имущество и публикует извещение о проведении торгов на официальном сайте . В извещении он указывает:

  • сведения о себе,
  • описание лота и его целевое назначение,
  • минимальную цену,
  • срок действия договора,
  • сайт, на котором опубликована документация,
  • размер задатка, если его нужно внести,
  • за какое время организатор может отменить аукцион.

Некоторые торги проводят только для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП). Об этом тоже напишут в извещении.

Как участвовать в аукционе:

  1. Подайте заявку и при необходимости внесите задаток.

Заявку можно подать как в электронном, так и в бумажном виде. Юрлицам и ИП в ней нужно указать:

  • название компании и организационно-правовую форму,
  • место нахождения,
  • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП,
  • документ, который подтверждает полномочия действовать от имени юрлица,
  • копию учредительных документов,
  • решение об одобрении крупной сделки,
  • заявления об отсутствии решения о ликвидации, приостановлении деятельности и банкротстве компании,
  • документ, который подтвердит перевод задатка.

Физлица указывают в заявке ФИО, паспортные данные и сведения о месте проживания. В некоторых могут запросить дополнительные документы.

Заявки рассматривает аукционная комиссия. Если заявитель соответствует требованиям, приложил необходимые документы и внес задаток, его допустят к участию.

Предложите свою цену

Во время аукциона участники повышают цену на определенную сумму — 5% от начальной цены. Такое повышение называют шагом аукциона. Каждый шаг аукционист объявляет трижды. Если никто из участников не готов купить лот за эту сумму, ее снижают на 0,5% от начальной цены. Побеждает тот, кто предложил самую большую сумму.

Если вы проиграете, задаток вернут в течение пяти дней после объявления результатов. Если выиграете — эти деньги пойдут в счет стоимости товара.

Читайте также  Что должно находиться в аптечке автомобиля?

Заявку можно отозвать до окончания срока приема. В этом случае продавец должен вернуть задаток в течение пяти дней после уведомления об отзыве.

Специализированный аукцион

Проводят, чтобы продать акции открытых акционерных обществ. В результате таких торгов все победители получают акции по одной цене.

Для участия покупатель должен подать заявку в течение 25 дней после объявления торгов. Вместе с заявкой он подает ценовое предложение — сумму, которую готов потратить на покупку. При этом он может согласиться на любую стоимость акции или указать максимальную цену.

После того, как организатор опубликует список допущенных участников, он рассчитает единую цену продажи. В расчетах он использует только те средства, которые предложили участники. Однако единая цена не может быть меньше начальной цены, которая указана в извещении.

Победителей может быть несколько. Сколько акций получит каждый победитель рассчитывают по специальной формуле: сумму его ценового предложения делят на единую цену.

В первую очередь акции получат участники, у которых сумма предложенных средств выше единой цены. Во вторую — участники, которые предложили максимальную цену выше единой. В третью очередь попадут те, чье ценовое предложение равно единой цене. А в четвертую — те, у кого максимальная цена равна единой.

Конкурс

Конкурсы проводят, если хотят продать:

  • больше 50% акций АО или доли уставного капитала ООО,
  • объекты культурного наследия.

Организатор конкурса может установить требования к участникам и указать в договоре специальные условия, например:

  • оставить определенное число сотрудников или повысить их квалификацию,
  • провести работы по сохранению объекта культурного наследия.

При этом каждое условие нужно обосновать.

Если состояние объекта культурного наследия, который продают на конкурсе, признали неудовлетворительным, к документации приложат проект по его сохранению. Покупатель объекта должен провести все указанные в проекте работы в течение семи лет. Чтобы продать такие сложные объекты, устанавливают низкую цену — один рубль.

Чтобы поучаствовать в конкурсе, нужно подать заявку. В ней участник должен подтвердить, что соответствует требованиям и может выполнить все условия договора. Также нужно внести задаток — 20% от начальной цены.

Ценовое предложение можно указать в заявке или подать в день проведения торгов. При выборе победителя комиссия учитывает не только предложенную цену, но и условия исполнения договора, например:

  • в какие сроки участник планирует провести реконструкцию объекта,
  • в каких объемах планирует производить товары на покупаемом оборудовании,
  • за какое время он планирует выйти на такие объемы производства.

За каждый критерий участники получают баллы. Побеждает тот, кто набрал больше всего баллов. Если несколько участников наберут одинаковое количество баллов победит тот, кто первым подал заявку.

Если победитель уклонится от заключения договора, организатор предложит его участнику, который стал вторым. Если он откажется от подписания — его также признают уклонившимся. В этом случае организатор может обратиться в суд, чтобы участник компенсировал убытки или принудительно подписал договор.

Публичное предложение

Если аукцион признали несостоявшимся, организатор проводит публичное предложение. Перед торгами он должен установить:

  • Шаг понижения — на сколько будет снижаться цена, если никто не подаст заявки за определенное время. Чаще всего шаг не превышает 10% от начальной цены.
  • Цену отсечения — минимальную стоимость товара, по которой его планируют продать.

Для участия нужно подать заявку и внести задаток в размере 20% от начальной цены. После начала торгов площадка ждет один час. Если в течение этого времени никто не предложит цену, указанную в извещении, ее снизят на шаг понижения. Снижать цену будут до тех пор, пока:

  • один из участников не подаст предложение,
  • не будет достигнута цена отсечения.

Если во время очередного снижения несколько участников подали предложения, между ними проводят аукцион.

Продажа без объявления цены

Если товар не купят и после публичного предложения, проводят продажу без объявления цены. В этом случае стоимость товара оценивает сам покупатель. Для участия нужно отправить заявку и указать в ней сумму, за которую вы готовы купить лот. Если организатор получит несколько предложений — победит тот, кто предложил самую высокую цену.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

О проведении торгов по продаже муниципального и государственного имущества – отвечают эксперты службы Правового Консалтинга компании «Гарант»

Согласно Федеральному закону от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” продажа государственного и муниципального имущества осуществляется несколькими способами: на аукционе; путем публичного предложения; без объявления цены.
Означает ли это, что в случае признания аукциона несостоявшимся необходимо проводить следующие торги именно в форме публичного предложения (то есть не допускается повторное проведение аукциона)?

Отвечают эксперты службы Правового Консалтинга компании «Гарант» Руслан Габбасов и Алексей Александров.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае признания несостоявшимся аукциона по продаже государственного или муниципального имущества проведение повторного аукциона не противоречит законодательству.
Согласно статье 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Специальные нормы, определяющие порядок продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, закреплены в статье 18 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” (далее – Закон N 178-ФЗ), согласно которой на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества.
Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся (п. 3 ст. 18 Закона N 178-ФЗ).
В Законе N 178-ФЗ не упоминается о возможности проведения повторного аукциона, однако и прямого запрета такой процедуры не установлено.
В соответствии с п. 1 ст. 23 данного Закона продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. А в случае признания несостоявшимся и такого способа продажи (п. 6 ст. 23 Закона N 178-ФЗ) государственное или муниципальное имущество может быть продано без объявления цены в порядке, предусмотренном ст. 24 Закона N 178-ФЗ.
Буквально из п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 24 Закона N 178-ФЗ следует лишь то, что в случае признания несостоявшимися таких процедур, как, соответственно, аукцион или продажа имущества посредством публичного предложения собственник имущества, вправе не организовывать эти процедуры повторно, а использовать иные – указанные в приведенных нормах – способы продажи имущества (постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2008 N А05-7200/2007).
Как видно из формулировки п. 1 ст. 23 Закона N 178-ФЗ, эта норма не содержит положений, указывающих на то, что после несостоявшихся аукционных торгов имущество может быть продано только посредством публичного предложения. При этом, повторим, Закон N 178-ФЗ не запрещает повторно выставить имущество на аукцион, если первый аукцион был признан несостоявшимся (постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.02.2007 N Ф03-А51/06-1/5216 по делу N А51-10740/2006-2-218, с текстом которого можно ознакомиться по ссылке: http://www.alppp.ru/court/fas-dalnevostochnogo-okruga/02-2007/postanovlen ie-fas-dalnevostochnogo-okruga-ot-20-02-2007-13-02-2007–f03-a5106-15216- po-d.html). Поэтому, как нам представляется, при указанных в вопросе обстоятельствах проведение повторного аукциона не противоречит закону. Такой подход согласуется и с позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, который в определении от 11.01.2007 N 15795/06 подтвердил допустимость проведения повторного аукциона, поскольку это не запрещено ст. 13 Закона N 178-ФЗ.*(1)
На практике проведение повторных приватизационных аукционов широко распространено, и правомерность такого способа продажи государственного (муниципального) имущества подтверждается правоприменительной практикой (смотрите, например: постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.06.2007 N А66-8327/2006; постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.05.2007 N Ф03-А51/07-1/1572; постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 N 07АП-3923/08). Отметим также, что положения о проведении повторного аукциона (публичного предложения) предусмотрены рядом правовых актов органов местного самоуправления (смотрите, в частности: ст. 24 решения Тамбовской городской Думы от 28.05.2008 N 640; п. 4.6 решения Котельниковского районного Совета народных депутатов Волгоградской области от 17.08.2007 N 45/265).

Подготовлено по материалам системы Гарант. Официальный представитель по Волгоградской области Компания «Гарант – Викомэс». Тел.: (8442)23-11-21, 26-51-72

Аукцион по продаже муниципального имущества

Аукцион — самый распространенный способ приватизации муниципального имущества.

Приватизировать на аукционе можно только то имущество, в отношении которого покупатель не должен выполнить каких-либо условий. Есть и другие важные условия для такой приватизации.

Чтобы провести аукцион, нужно разместить информационное сообщение об этом на своем сайте и на www.torgi.gov.ru.

Неполнота информации в этом сообщении чревата отменой результатов аукциона.

Вместе с заявками участники представляют задатки. Их нужно вернуть проигравшим, а победителю засчитать в счет оплаты.

За нарушения порядка аукциона на любой из его стадий вас могут привлечь к административной ответственности по ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Проводите аукцион, чтобы продать (пп. 1 п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 18 Закона о приватизации):

  • недвижимость (кроме земельных участков без зданий);
  • движимое имущество, кроме обращенного в собственность муниципального образования или унаследованного им;
  • доли в ООО;
  • акции, если вы не собираетесь проводить специализированный аукцион.

Все это имущество можно выставлять на аукцион, только если покупатель не должен выполнить в отношении него никаких условий.

Чтобы можно было провести аукцион:

  • имущество должно быть в плане приватизации;
  • решение об условиях приватизации должно предусматривать аукцион в качестве способа приватизации. Решением также определяется форма подачи предложений (п. 3 ст. 18 Закона о приватизации).

Информационное сообщение об аукционе разместите на своем сайте и на www.torgi.gov.ru

не менее чем за 30 дней до аукциона. На это указано в п. п. 1, 2 ст. 15 Закона о приватизации, п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 909.

Укажите в информационном сообщении следующее (п. п. 4 — 6 ст. 18 Закона о приватизации, п. 6 Положения о продаже государственного и муниципального имущества на аукционе):

  • описание имущества, достаточное, чтобы его идентифицировать (адрес, кадастровый номер, площадь, назначение, этажность и т.д.). Если имущество аварийное, указывайте и этот факт. Неточное описание объекта либо неуказание на то, что имущество аварийное, может привести к тому, что суд признает недействительными аукцион и договор по иску победителя (п. 2 ст. 449 ГК РФ);
  • срок приема заявок (не меньше 25 дней с даты публикации сообщения);
  • размер задатка, который вносят участники аукциона (20% начальной цены);
  • шаг аукциона, то есть величину, на которую участники будут постепенно увеличивать цену предложения (не более 5% начальной цены);
  • порядок внесения и возврата задатков, включая реквизиты счета;
  • указание на то, что сообщение является публичной офертой для договора о задатке;
  • прочие обязательные сведения.
Читайте также  Публичные торги арестованного имущества

Если не разместить информационное сообщение хотя бы в одном из источников или указать в нем не всю информацию, то суды могут признать недействительными результаты аукциона и договор купли-продажи, заключенный по ним.

В этом случае нужно вернуть деньги покупателю, а имущество в казну (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Принимайте заявки в двух экземплярах. К ним прилагаются документы с их описью. Они должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью претендента-юрлица на каждом листе (п. 2 ст. 16 Закона о приватизации).

На каждом экземпляре заявки поставьте ее номер, а также дату и время принятия. Один верните заявителю. Регистрируйте заявки в журнале приема заявок.

Заявки принимаются в течение всего срока их подачи, который вы указали в информационном сообщении. Заявки, поданные по истечении срока, верните под расписку.

Примите задатки одновременно с заявками. При этом договор о задатке считается заключенным, когда претендент подал заявку и перечислил задаток (п. п. 6 — 9 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе).

Если до конца приема заявок претендент отзовет свою заявку, верните ему задаток в течение пяти дней с даты отзыва. Если он отзовет ее после истечения срока приема, то верните задаток в течение пяти дней после окончания аукциона (п. п. 9, 13 ст. 18 Закона о приватизации).

Рассмотрите заявки в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока их приема. Оформите результаты протоколом о признании претендентов участниками аукциона. В него внесите (п. 11 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе):

  • перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов;
  • перечень отозванных заявок;
  • имена (наименования) претендентов, признанных участниками аукциона и не допущенных к участию в аукционе с указанием оснований отказа.

За неправомерный отказ вас могут привлечь к административной ответственности по ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ, а аукцион признать недействительным. Это означает, что и заключенный на нем договор тоже будет недействительным и придется вернуть деньги покупателю, а имущество в казну (п. 2 ст. 167, ст. 449 ГК РФ).

Обратите внимание, что, если с документами, которые представил заявитель, нет описи, это не основание отказать в допуске, а вот если на документах претендента-юрлица нет печати, отказать можно.

Аукцион с одним участником признается несостоявшимся (п. 3 ст. 18 Закона о приватизации). В этом случае по своему выбору продавайте имущество посредством публичного предложения либо проводите повторный аукцион (Определение ВАС РФ от 11.01.2007 N 15795/06 по делу N А58-5118/05).

Вручите претендентам уведомление о допуске (недопуске) к аукциону под расписку или заказным письмом. Также разместите информацию об отказе в допуске на www.torgi.gov.ru и на своем сайте. На все это у вас есть один рабочий день с даты оформления протокола о признании претендентов участниками аукциона (п. п. 11 — 14 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе).

Верните задатки в течение пяти дней с даты подписания протокола о признании претендентов участниками аукциона. За просрочку предусмотрены пени (п. 16(1) Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе).

Если у вас аукцион с открытой формой подачи предложений, назначьте из своих работников уполномоченного представителя. Также назначьте или наймите аукциониста (пп. «к» п. 3 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе).

Определяйте победителя по правилам п. 15 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе.

При закрытой форме подачи предложений аукционист не нужен, поскольку участники подают предложения о цене в запечатанных конвертах (п. 3 ст. 18 Закона о приватизации). Победителя в этом случае определяйте по правилам п. 16 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе.

Итоги оформите протоколом в двух экземплярах. В нем укажите итоговую цену. Один экземпляр вручите победителю в день аукциона (п. 16 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе). За нарушение этих требований вас могут оштрафовать по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Как проходит приватизация госпредприятий

Если кто-то считает, что приватизация в прошлом, то это не так. В стране все еще идет процесс разгосударствления. Имущество ГУПов и МУПов распродается на аукционах и конкурсах. ГУПы преобразовываются в акционерные общества, а теперь могут стать и ООО. Рассмотрим подробней, какой может быть приватизация в наши дни, какие способы вам подойдут, а какие являются единственно возможными.

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»» (далее Закон о приватизации) введен новый способ приватизации — преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью (ООО). Поправки, внесенные Законом № 201 ФЗ, вступают в действие с 26 июля 2011 года.

Какие же способы приватизации существуют в настоящее время? Перечень действующих способов приватизации государственного и муниципального имущества установлен в статье 13 Закона о приватизации:

  • преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  • преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
  • продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  • продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  • продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  • продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  • продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  • продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  • продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  • продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Приватизация государственного и муниципального имущества — возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Как видим, перечень способов приватизации довольно многочислен, но можно выделить основные группы способов. Это:

  • преобразование в ОАО или в ООО,
  • продажа имущества на аукционе или конкурсе,
  • продажа акций на аукционе либо на рынке ценных бумаг,
  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Порядок и условия проведения различных способов приватизации приведены в главе IV Закона о приватизации.

Конкурс

Государственное или муниципальное имущество может быть приватизировано путем продажи на конкурсе, если в отношении указанного имущества покупателю необходимо выполнить определенные условия. Такими условиями могут быть: сохранение числа рабочих мест; сохранение основного назначения приватизируемого объекта, исторического облика зданий, профиля предприятия; содержание и финансирование объектов социальной сферы; установленные размеры инвестиции. Конкурс является открытым по составу участников. Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками конкурса в запечатанных конвертах. Конкурс, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.

Аукцион

Если приватизацией государственного или муниципального имущества не установлено выполнение покупателем каких-либо условий в отношении приватизируемого имущества, то оно может быть продано на аукционе. Аукцион является открытым по составу участников. Подача предложений о цене государственного или муниципального имущества может осуществляться в открытой либо закрытой форме. При закрытой форме предложения о цене подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах. При открытой форме предложения о цене приватизируемого имущества заявляются покупателями открыто в ходе проведения торгов. Если используется открытая форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества, то в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 Закона о приватизации, указывается величина повышения начальной цены («шаг аукциона»). Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. Заявки на участие в аукционе должны приниматься в течение не менее чем 25 дней.

Участие в аукционе предусматривает внесение претендентом задатка в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. Суммы задатков возвращаются участникам аукциона в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона. Победителю аукциона задаток не возвращается.

Право приобретения приватизируемого имущества принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за данное имущество. Договор купли-продажи заключается с победителем аукциона в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

Специализированный аукцион

Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию. Специализированный аукцион является открытым по составу участников. Специализированный аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. Единая цена продажи определяется по следующим правилам: а) при расчете единой цены продажи учитываются только денежные средства претендентов, допущенных к участию в специализированном аукционе; б) единая цена продажи рассчитывается таким образом, чтобы она обеспечивала реализацию всех акций, выставленных на специализированный аукцион. Единая цена продажи не может быть ниже начальной цены продажи.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными Законом о приватизации (п. 5 ст. 13).

Способ приватизации должен быть указан в решении об условиях приватизации федерального имущества. Способ приватизации следует отразить в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, которое подлежит опубликованию в официальном печатном издании (п. 2 ст. 14, п. 3 ст. 15 Закона о приватизации).

Специализированный аукцион является межрегиональным в случае, если прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем 15 субъектов Российской Федерации. Специализированный аукцион является всероссийским в случае, если прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем 25 субъектов Российской Федерации.

Межрегиональный специализированный аукцион может проводиться в случае продажи акций открытого акционерного общества, чистые активы которого по данным балансового отчета за финансовый год, предшествующий году, в котором принято решение об условиях приватизации акций открытого акционерного общества, составляют от 500 000 до 3 000 000 установленных федеральным законом МРОТ на момент принятия указанного решения.

Всероссийский специализированный аукцион может проводиться в случае продажи акций открытого акционерного общества, чистые активы которого по данным балансового отчета за финансовый год, предшествующий году, в котором принято решение об условиях приватизации акций открытого акционерного общества, составляют более чем 3 миллиона установленных федеральным законом МРОТ на момент принятия указанного решения.

Читайте также  Развод и разделение имущества права и обязанности

При проведении всероссийских и межрегиональных специализированных аукционов прием заявок обязательно осуществляется в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также в субъектах Российской Федерации, на территориях которых расположен эмитент выставляемых на специализированный аукцион акций, и его структурные подразделения и дочерние общества, численность работников которых составляет не менее 1 000 человек.

Продажа посредством публичного предложения

Если аукцион по продаже государственного или муниципального признан несостоявшимся, то продажа такого имущества осуществляется посредством публичного предложения. Продажа посредством публичного предложения осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении государственного или муниципального имущества в течение одной процедуры проведения такой продажи. При этом цена первоначального предложения устанавливается в размере не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся. Цена отсечения составляет 50 процентов начальной цены, установленной для аукциона, который был признан несостоявшимся. При продаже посредством публичного предложения осуществляется последовательное снижение цены первоначального предложения на «шаг понижения» до цены отсечения. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит участнику продажи посредством публичного предложения, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем «шаге понижения», при отсутствии предложений других участников продажи посредством публичного предложения.

Если несколько участников продажи посредством публичного предложения подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из «шагов понижения», со всеми участниками продажи посредством публичного предложения проводится аукцион по установленным правилам проведения аукциона, предусматривающим открытую форму подачи предложений о цене имущества. Начальной ценой государственного или муниципального имущества на таком аукционе является цена первоначального предложения или цена предложения, сложившаяся на данном «шаге понижения». В случае, если участники такого аукциона не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену государственного или муниципального имущества, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену государственного или муниципального имущества.

Продажа посредством публичного предложения, в которой принял участие только один участник, признается несостоявшейся. При уклонении или отказе победителя продажи посредством публичного предложения от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества он утрачивает право на заключение указанного договора и задаток ему не возвращается.

Продажа без объявления цены

Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. В таком случае начальная цена продажи не определяется и в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества не указывается. Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в запечатанном конверте по адресу, указанному в информационном сообщении. В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену. В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.

Материалы по теме:

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Торги по приватизации государственного и муниципального имущества

Постановление от 26 сентября 2017 года №1164. В нормативные правовые акты Правительства России внесены комплексные изменения, направленные на совершенствование процедуры организации и проведения продаж государственного и муниципального имущества. В частности, расширено количество передаваемых функций продавца юридическим лицам, привлекаемым для организации продажи приватизируемого имущества субъектов Федерации и муниципального имущества. Созданы правовые основания для продажи имущества в электронной форме для таких юридических лиц, а также для юридических лиц, исполняющих от имени Российской Федерации функции продавца приватизируемого федерального имущества.

Документ

Постановление от 26 сентября 2017 года №1164

Внесено Минэкономразвития России.

Подписанным постановлением внесены изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства России в части совершенствования процедуры организации и проведения продаж государственного и муниципального имущества способами, определёнными Федеральным законом 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Федеральный закон №178-ФЗ), в порядке, установленном постановлением Правительства России от 30 сентября 2015 года №1041.

В частности, расширено количество передаваемых функций продавца юридическим лицам, привлекаемым для организации продажи приватизируемого имущества субъектов Федерации и муниципального имущества. Созданы правовые основания для продажи имущества в электронной форме для таких юридических лиц, а также для юридических лиц, исполняющих от имени Российской Федерации функции продавца приватизируемого федерального имущества.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона №178-ФЗ Правительство России своим решением вправе поручать юридическим лицам организовывать от имени Российской Федерации в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества и исполнять функции продавца.

Для этих целей распоряжением Правительства от 25 октября 2010 года №1874-р (далее – распоряжение №1874-р) утверждён перечень из 23 юридических лиц. Распоряжением Правительства от 4 декабря 2015 года №2488-р утверждён перечень из шести юридических лиц для организации продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме.

Таким образом, продажа государственного и муниципального имущества в электронной форме организована на ограниченном количестве площадок.

При этом по результатам анализа продаж государственного и муниципального имущества в электронной форме установлено, что на уровне субъектов Федерации услугами электронных площадок пользуются не более 13 субъектов Федерации, на уровне муниципальных образований – практически не пользуются.

На федеральном уровне функции продавцов исполняют 23 юридических лица из перечня, утверждённого распоряжением №1874-р (далее – Агенты), на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований – юридические лица на основании заключённых с ними договоров, отобранных на конкурсной основе (далее – Юридические лица).

Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме (утверждено постановлением Правительства от 27 августа 2012 года №860, далее – Постановление №860) дополнено возможностью привлекать Агентов и Юридических лиц для продажи имущества субъектов Федерации и муниципальных образований по аналогии с порядком продажи имущества на аукционе.

Такой механизм соответствует поручению Президента России по итогам пленарного заседания Общероссийского народного фронта «Форум действий» (№Пр-2563 от 28 декабря 2016 года, подпункт «б» пункта 1) об обеспечении перехода на электронную форму торгов по продаже подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, проводимых в том числе юридическими лицами, исполняющими от имени Российской Федерации функции продавца, в целях повышения эффективности и прозрачности проведения таких торгов.

В соответствии с внесёнными изменениями при продаже имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Федерации или в муниципальной собственности, продавцы будут определяться в порядке, установленном законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Федерации или правовыми актами органов местного самоуправления, которые вправе привлекать к исполнению функций продавца юридических лиц на основании заключённых с ними договоров по результатам конкурентных процедур.

Расширены также полномочия юридических лиц, привлекаемых к исполнению функции продавца имущества при продаже на аукционе, посредством публичного предложения и без объявления цены. До настоящего времени перечень таких функций был ограничен и носил административно-технический характер, сопровождающий процесс проведения торгов.

Такие обеспечительные функции, как проведение оценки подлежащего приватизации имущества, определение условий внесения задатка, места, даты начала и окончания приёма заявок, места и срока подведения итогов продажи, организация подготовки и размещение информационного сообщения о проведении продажи, принятие решения о признании претендентов участниками торгов, определение и уведомление победителя продажи, оформление протокола об итогах торгов, произведение расчётов с претендентами и участниками, и другие полномочия были закреплены за федеральными органами исполнительной власти, субъектами Федерации и муниципальными образованиями.

В целях снятия с органов власти субъектов Федерации и муниципальных образований нагрузки по исполнению функций продажи имущества, подготовки и проведения аукционов предусмотрено привлечение к исполнению всего комплекса этих функций Юридических лиц. Практика передачи таких функций Агентам успешно апробирована в области приватизации федерального имущества.

Предусматривается перечисление задатков участников процедур по приватизации государственного и муниципального имущества на счета Агентов и Юридических лиц. Задаток выполняет обеспечительную функцию и гарантирует интересы обеих сторон, что повышает ответственность и заинтересованность участников торгов.

До настоящего времени в случае продажи приватизируемого федерального имущества задаток участника торгов вносился на счёт территориального органа Казначейства России, на котором учитываются операции со средствами, поступающими во временное распоряжение Росимущества или его территориального органа. Таким образом, в процессе получения, перечисления и отражения на счетах денежных средств участвовали Казначейство, Росимущество и Агент (далее – ответственные лица).

С целью увеличения прозрачности процедуры проведения торгов в случае привлечения Агентов или Юридических лиц для исполнения функций продавца приватизируемого имущества предусмотрено зачисление задатков на счета Агентов или Юридических лиц, открытые в кредитных организациях. Это позволит сократить количество ответственных лиц.

При этом в информационном сообщении о проведении продажи имущества должно быть указано не менее двух счетов для перечисления задатков. Это позволит обеспечить конфиденциальность сведений и сократить риск возможного распространения и использования в коммерческих целях информации об участниках торгов между претендентами и банками, так как кредитная организация не будет обладать полной информацией о совокупном количестве перечисленных задатков.

При этом оплата приобретаемого приватизируемого федерального имущества будет осуществляться на счёт Росимущества, его территориального органа, органа субъекта Федерации или муниципального образования, указанный в информационном сообщении о продаже.

В целях минимизации рисков установлена ответственность Агентов и Юридических лиц за несвоевременное перечисление (возврат) денежных средств участникам, претендентам, а также в федеральный бюджет.

Кроме того, в нормативные правовые акты Правительства России внесены изменения, направленные на стимулирование конкуренции непосредственно в ходе процедуры продажи федерального имущества.

До настоящего времени в течение одного часа со времени начала проведения торгов участникам предлагалось заявить о приобретении имущества по начальной цене. Далее время приёма предложений участников о цене имущества составляло 30 минут.

На практике процесс торгов часто носит длительный характер, и время приёма предложений от участников торгов существенно увеличивает сроки подведения итогов продажи, которые могут быть подведены в том числе после окончания рабочего дня и в ночные часы.

В связи с этим внесёнными изменениями сроки поступления предложений по цене имущества от участников торгов при проведении продажи сокращены до 10 минут.

Мария Кравченко/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с покупкой, продажей и оформлением недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Мария Кравченко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AFINA-VOLGA.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: