Увольнение военнослужащего по ОШМ судебная практика

Дело № 203-В10-7 Текст итогового документа ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 27 мая 2010 года надзорной жалобе Шушариной Си [скрыто] на решение Заслушав доклад

Увольнение военнослужащего по ОШМ судебная практика

Дело № 203-В10-7

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 мая 2010 года

надзорной жалобе Шушариной Си [скрыто] на решение

Заслушав доклад судьи Соловьева А.И., изложившего обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных постановлений, мотивы надзорной жалобы и определения о передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, мнение старшего военного прокурора четвертого управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Гаврилова A.B., полагавшего необходимым указанные судебные постановления отменить, а дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда, Военная коллегия

установила:

Шушарина С.Н., проходившая военную службу по контракту в войсковой части [скрыто] в должности [скрыто] отделения анестезиологии и реанимации, в мае 2009 года в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями (далее по тексту ОШМ) была зачислена в распоряжение командира войсковой части [скрыто] а затем по причине отсутствия вакантных должностей в указанной воинской части, на основании приказа командира войсковой части 12128 от 30 июня того же года № 107 уволена с военной службы в запас по ОШМ.

В связи с этим Шушарина С.Н. обратилась в Оренбургский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просила приостановить действие приказа командира войсковой части [скрыто] от 30 июня 2009 года № 107 до вступления в законную силу решения суда, признать её заявление на действия командира данной воинской части обоснованным и отменить вышеуказанный приказ командира части как незаконный и изданный в нарушение п.25 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы (далее по тексту — Положения), утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237.

Решением Оренбургского гарнизонного военного суда от 13 августа 2009 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 15 сентября 2009 года Шушариной С.Н. в удовлетворении заявления отказано.

Определением судьи Приволжского окружного военного суда от 10 ноября 2009 года Шушариной С.Н. отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2010 года надзорная жалоба заявителя вместе с делом передана для рассмотрения по существу в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

В надзорной жалобе Шушарина С.Н., выражая несогласие с обжалуемыми судебными постановлениями, просит их отменить и указывает, что основаниями для их отмены является неправильное определение и недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, что судебные постановления вынесены с нарушениями норм материального и процессуального права.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы надзорной жалобы, Военная коллегия находит, что решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 13 августа 2009 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 15 сентября 2009 года подлежат отмене по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с

военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения.

При этом необходимыми условиями для увольнения военнослужащего с военной службы по данному основанию, согласно положениям подпункта «а» пункта 4 статьи 34 «Положения о порядке прохождения военной службы» утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года№ 1237, являются:

— при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможность назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

— по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положением и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).

Согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:

нахождения в распоряжении командира (начальника) — не более трех месяцев;

нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий — не более шести месяцев.

Таким образом, по смыслу закона для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями необходимо наличие следующих взаимосвязанных обстоятельств: невозможность назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность), а также истечение срока нахождения такого военнослужащего в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).

Из анализа указанных правовых норм усматривается, что военнослужащий зачисляется в распоряжение для дальнейшего прохождения военной службы для подбора ему равной должности и назначения на нее, или для назначения военнослужащего, с его согласия, на высшую или низшую должность.

Таким образом, решению об увольнении военнослужащего по указанному выше основанию должны предшествовать действия командования по уточнению возможности его использования по военной службе, тем более, когда военнослужащий настаивает на её прохождении в дальнейшем. Право командира (начальника) на увольнение военнослужащего

в связи с сокращением должности должно сочетаться с интересами последнего, поскольку ранее этот военнослужащий добросовестно исполнял возложенные на него обязанности согласно заключённому контракту.

Из материалов дела видно, что Шушариной С.Н. заключен контракт с командиром войсковой части «мм 0 прохождении военной службы в Вооруженных Силах РоссийскоиФедерации сроком до 23 сентября 2017 года. В мае 2009 года она зачислена в распоряжение командира войсковой части приказом которого от 30 июня того же года уволена с военной

службы в запас Вооруженных Силах Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями.

До этого она добросовестно исполняла возложенные на неё обязанности согласно заключённому контракту и желала продолжать военную службу.

Ответчиком не представлено сведений о том, что командование войсковой части [скрыто] предлагало ей иные должности (равнозначные, высшие и низшие) в частях и подразделениях, подчиненных указанной войсковой части (общевойсковой дивизии, в состав которой входят различные подразделения, полки и батальоны, в том числе медицинские подразделения в указанных частях) для дальнейшего прохождения военной службы, и она отказалась от перемещения на предложенные должности, в том числе и в других воинских частях округа. Не представлено ответчиком и сведений об отсутствии должностей в указанных воинских частях и медицинских подразделениях.

При таких данных применение судами положений подпункта «а» пункта 4 статьи 34 «Положения о порядке прохождения военной службы» утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, в обоснование выводов о правомерности действий командира войсковой части [скрыто], связанных с увольнением заявителя с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, следует признать ошибочным.

Вышеизложенные обстоятельства дела и приведенные положения закона указывают на то, что судами первой и кассационной инстанций при вынесении решения и определения допущены нарушения норм материального права, выразившиеся в неправильном применении закона, которые Военная коллегия расценивает как существенные, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов Шушариной С.Н. и признает их в силу ст.387 ГПК РФ в качестве основания для отмены указанных судебных постановлений гарнизонного и окружного военных судов.

Поскольку суды первой, второй и надзорной инстанции неправильно применили и истолковали нормы материального права, Военная коллегия считает необходимым судебные постановления отменить и принять новое судебное решение, не передавая дело для нового рассмотрения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 386, 387, 388 и п.5 чЛ ст.390 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Надзорную жалобу Шушариной С.Н. удовлетворить.

Решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 13 августа 2009 года, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 15 сентября 2009 года по гражданскому делу по заявлению Шушариной С.Н. об оспаривании действий командира войсковой части I ‘

Щ, связанных с увольнением заявителя с военной службы, вследствие существенного нарушения судом норм материального права, отменить.

Принять по делу новое судебное решение, изложив его в следующей редакции:

действий командира войсковой части [скрыто], связанных с увольнением её с военной службы и исключением из списков личного состава части, удовлетворить.

Приказ командира войсковой части [скрыто]

[скрыто] от 30 июня 2009 года № 107, в части увольнения старшего сержанта Шушариной [скрыто] запас Вооруженных Сил Российской Федерации по организационно-штатным мероприятиям (статья 51, пункт 2, подпункт «а» Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), исключения её из списков личного состава части с 23 июля 2009 года, признать незаконным. Обязать командира войсковой части I

отменить приказ от 30 июня 2009 года № 107 в названной части, восстановить Шушарину С.Н. с 30 июня 2009 года на военной службе и обеспечить её всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения».

Подлинное за надлежащими подписками Копия верна.

Аттестация военнослужащих и НУК — что говорят суды

Вопросы обжалования аттестации при увольнении по несоблюдению условий контракта всегда являются актуальными и в нашей практике военнослужащие постоянно спрашивают об этом. В прошлых выпусках блогов мы упоминали о том, что обзоры судов практически не затрагивают тему обжалования аттестации военных, т.е. не касаются этой проблематики. Но недавно ситуация изменилась и вышел обзор Верховного Суда, где судьи рассмотрели некоторые серьезные аспекты. Сегодня на них и остановимся..

Данный выпуск по проблемам аттестации военнослужащих будет фактически продолжением наших предыдущих тем. Поэтому, если вы не смотрели эти блоги, то обязательно обратите на них внимание. Ссылки будут ниже. Уточним, что первый блог более общий и информационный, мы рассказывали про основные нормы, регулирующие порядок проведения аттестации. Второй выпуск был посвящен тонкостям обжалования и рассмотрения всей цепочки проблем при увольнении по несоблюдению условий контракта.

Читайте также  Увольнение по приговору суда дата увольнения

Сегодняшний же разговор будет более практический. Мы обратим внимание на тонкости и основные моменты, которые легли в основу обзора и будут интересны военным в плане понимания механизмов подхода судов.

Итак, начнем с первой ситуации с нетрезвым водителем.

К сожалению, это один из самых распространенных вопросов, с которым к нам обращаются военнослужащие, которых увольняют по НУК

История такова. Военнослужащий управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Постановлением гарнизонного военного суда он был признан виновным в совершении административного правонарушения. И соответственно, военного представили к увольнению по НУК. При этом обращаем ваше внимание, согласно выводам аттестационной комиссии, военнослужащий был признан соответствующим занимаемой должности, но при этом приказом был уволен по НУК. Вроде бы противоречие и нонсенс, с одной стороны, имеем положительный момент с заключением аттестации признающей, что он соответствует должности, но при этом увольнение все же состоялось. Поэтому очевидно военный и пошел в суд. И в первой инстанции его иск удовлетворили, сославшись на положительную аттестацию. Но воинская часть обжаловала это, и вторая инстанция отменила решение первой. Далее уже высшие суды поддержали позицию 2 инстанции.

Для понимания их позиции давайте рассмотрим подробнее, что считают суды по данному поводу.

«Управление военнослужащим транспортным средством в состоянии опьянения свидетельствует о нарушении им обязанностей военнослужащего, в том числе обязанности строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, соответствовать высоким нравственным требованиям, дорожить воинской честью, то есть о невыполнении им условий контракта, что само по себе могло явиться основанием для досрочного увольнения с веерной службы.

Из материалов дела следует, что факт невыполнения условий контракта нашел подтверждение в ходе заседания аттестационной комиссии, которое проведено с соблюдением установленного порядка, с участием административного истца.

При таких данных командир был вправе принять решение об увольнении в связи с несоблюдением условий контракта.

Что касается установления аттестационной комиссией факта надлежащего исполнения должностных обязанностей, то это обстоятельство не исключает его досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением общих обязанностей военнослужащего, отраженных в заключении аттестационной комиссии».

Вот такая позиция судов, то есть если сформулировать совсем кратко, если есть нарушение, которые подтверждено, то командир имеет право уволить по НУК. При этом подчёркиваем, что фактически шанс обжалования стремится к нулю.

Вторая история со взяткой и судимостью.

Военный был осужден за взятку. Далее судимость была снята до истечения срока ее погашения. Параллельно аттестационная комиссия приняла решение ходатайствовать об увольнении военнослужащего по НУК и приказом он был уволен. Судимость была погашена до издания приказа об увольнении. Поэтому военный и пошел в суд. Суд первой инстанции удовлетворил иск и указал, что так как на день издания приказа судимость погашена, то оснований досрочного увольнения не имелось. Однако, вторая инстанция отменила решения.

И теперь давайте разбираться, что говорят суды по данному поводу:

Факт совершения преступления, связанного с получением взятки от военнослужащего за совершение действий, входящих в его должностные обязанности, свидетельствует о невыполнении им условий контракта, что само по себе может являться основанием для досрочного увольнения с военной службы.

Мероприятия по досрочному увольнению с военной службы были начаты командованием менее чем через два месяца после вступления в законную силу приговора суда о привлечении административного истца к уголовной ответственности. Данные обстоятельства свидетельствуют о намерении командования исключить дальнейшее прохождение военной службы, переставшим удовлетворять требованиям законодательства.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», если военнослужащий имеет судимость, такой военнослужащий может быть уволен с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта только до погашения либо снятия судимости. А издание командующим приказа об увольнении на шестой день после вступления в законную силу постановления суда о снятии с него судимости не может свидетельствовать о неправомерности данного приказа и служить безусловным основанием для признания его незаконным.

Обратите внимание как идет игра слов: статья говорит, что может быть уволен до снятия судимости. А суд говорит, что мероприятия-то проведены в порядке аттестации вовремя, когда судимость не была снята, а то, что приказ об увольнении издан позднее — роли не играет. На мой взгляд достаточно спорно. Но факт остается фактом, снова все не в пользу военного.

В заключении рассмотрим еще один из наиболее частых вопросов, которые нам задают при планируемом увольнении по НУК.

Если в отношении военнослужащего началась процедура увольнения по НУК и у него параллельно появились основания уволиться по льготной статье. Сможет ли такой военный в итоге уйти по положительной статье.

Ответ на это также содержится в позициях судов.

Они говорят достаточно просто: Поскольку в отношении военного командованием начаты мероприятия, направленные на досрочное увольнение его с военной службы по основанию, предусмотренному подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то при таких обстоятельствах административный истец в силу п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы лишен права выбора основания для увольнения с военной службы.

Подводим итог и делаем вывод, что фактически получается, что военный может изменить статью увольнения только до начала всех мероприятий по НУК в отношении него.

Детали в 86 -м выпуске военно-правового видео блога:

Это были наиболее интересные тонкости из свежей судебной практике по НУК, о которых необходимо было проинформировать вас.

В заключении добавим немного хороший новостей от Кассационного военного суда, который указал: Инициирование процедуры увольнения военнослужащего с военной службы по основанию совершения им единожды грубого дисциплинарного проступка возможно только при наличии предусмотренных в статье 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащего» данных для привлечения его к дисциплинарной ответственности, включая установление вины в совершении такого проступка. Наконец-то, суды стали обращать внимание на факт установления вины военнослужащего.

Поэтому настоятельно рекомендуем вам в подобных случаях готовится к самой аттестации, как к судебному разбирательству с привлечением юристов.

Иначе, к сожалению, при обращении в суд будет грозить практически 100% отказ. Поскольку вы видите, что на текущий момент в судебном порядке очень сложно решить вопрос положительно.

Еще раз советуем, если вас представили к внеочередной аттестации, воспринимайте эту процедуру чрезвычайно серьезно. Если понимаете, что не справитесь, привлекайте юристов.

При получении текста отзыва, подготовьте письменное возражение на имя председателя аттестационной комиссии, при необходимости приложите документы. Обязательно зарегистрируйте их.

Подготовьте письменную позицию своего несогласия с самим предметом аттестации, предоставьте подтверждающие документы. Если необходимо, то составьте и ходатайства.

Если выводы аттестации все равно будут содержать представление вас к увольнению, обращайтесь к специалистам и начинайте готовить административный иск. Но заметьте, в этом случае у Вас уже будет целая доказательная база на руках для суда.

На этом на сегодня все, повышайте правовую грамотность вместе с Начфин.инфо, ну а если у Вас случились непредвиденное, можете смело обращаться в наше юридическое бюро «Начфин.инфо-39».

Принуждение к увольнению через призму осознания последствий увольнения // комментарий к Определению ВС РФ от 13.07.2020 по делу №39-КГ20-3-К-1

Самым распространенным среди работодателей и удобным способом избавиться от неудобного или «лишнего» работника является понуждение к увольнению «по собственному желанию» (пункт 3 части 1 статьи 77 и статья 80 ТК РФ). В суде докзаать факт понуждения к увольнению практически невозможно. Работодатели обычно прибегают к данному способу при возникновении необходимости сократить штат, освободить вакансию для другого работника или если по каким-либо иным причинам личного толка хотят расстаться с работником.

При разрешении спора о законности увольнения работника по собственному желанию в условиях понуждения суд должен установить два факта: наличие волеизъявления работника (по сути проверить было ли написано и подано заявление об увольнении по собственному желанию) и добровольность подачи им заявления (далее — критерий «добровольности» подачи заявления).

Данный предмет доказывания был сформирован Пленумом Верховного суда в подпункте «а» пункта 22 Постановления от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»: «судам необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении являлась добровольным его волеизъявлением. Если истец утверждает, что работодатель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию, то это обстоятельство подлежит проверке и обязанность доказать его возлагается на работника»

Однако недавно Верховным Судом было принято Определение от 13.07.2020 по делу №39-КГ20-3-К-1, в котором высшая судебная инстанция фактически расширила предмет доказывания по спорам о признании незаконным увольнения по собственному желанию, если спор касается защиты трудовых прав социально-нуждающихся граждан.

Фабула дела следующая: мать-одиночка троих детей работала в школе-интернате в должности старшей вожатой. В один прекрасный день она с целью узнать, как поведет себя директор школы-интерната написала заявление об увольнении по собственному желанию и её уволили на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ. При этом как указывает истица директор «которая, зная о ее тяжелом материальном положении, тем не менее подписала заявление об увольнении, не выяснив причины его написания, заявление директором было подписано сразу, как только она его принесла». В суде также истица ссылалась на то, что подвергалась моральному давлению со стороны заместителя директора школы-интерната по воспитательной работе в связи с обращением по прямой линии к Президенту Российской Федерации и выделением ей денежных средств на капитальный ремонт.

Из фабулы видно, что основным мотивом по которому работница написала заявление об увольнении является её желание проверить на сколько она ценна как работник для директора школы-интерната, что соответствует критерию «добровольности» написания и подачи ею заявления. В связи с этим первая и апелляционная инстанции отказали ей в иске о признании увольнения незаконным.

Читайте также  Привод свидетеля по уголовному делу в суд

Судебная коллегия по гражданским делам (далее — Судебная коллегия) отменила судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при этом указала, что суды нижестоящей инстанции должны были проверить:

  • были ли действия работницы при подаче 07.11.2017 заявления об увольнении по собственному желанию добровольными и осознанными;
  • понимались ли работницей последствия написания такого заявления;
  • были ли директором школы-интерната (работодателем) разъяснены такие последствия и право работницы отозвать свое заявление об увольнении по собственному желанию и в какие сроки;
  • выяснялись ли директором школы-интерната причины подачи работницей заявления об увольнении по собственному желанию, а также вопрос о возможном трудоустройстве к другому работодателю исходя из ее семейного и материального положения.

Не установление этих обстоятельств, по мнению судебной коллегии ВС РФ, свидетельствует о формальном подходе судебных инстанций к рассмотрению настоящего дела по разрешению спора, связанного с реализацией права на труд лица, которое может быть отнесено к гражданам, нуждающимся в социальной защите, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства.

Таким образом, Верховный Суд расширил предмет доказывания по спорам о признании незаконными увольнения социально-нуждающихся граждан по собственному желанию и включил помимо критерия «добровольности» подачи заявления дополнительный критерий «осознанности» при подаче заявления об увольнении. Из данного критерия следует, что при рассмотрении трудового спора суд должен выяснить: понимал ли работник последствия подачи заявления об увольнении по собственному желанию?

Фактически вся аргументация Верховного Суда строится на принципе защиты интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, который вытекает из принципа обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту. Трудовое законодательство не содержит обязанности работодателя разъяснять работнику последствия подачи им заявления об увольнении по собственному желанию и тем более выяснять мотивы подачи им заявления об увольнении по его же инициативе.

Также на мой взгляд в данном деле ВС РФ указал на возможность оценки факта понуждения работника к увольнению через необходимость оценки осознания работником последствий подачи им такого заявления.

С учетом позиции Верховного Суда стоит рекомендовать работодателям при увольнении социально-нуждающихся граждан разъяснять им в письменном виде под роспись последствия увольнения по собственному желанию и их право на отзыв заявления до завершения срока «отработки». В противном случае есть риск признания увольнения незаконным и восстановления работника на работе со всеми вытекающими последствиями.

Определение ВС РФ от 13.07.2020 по делу №39-КГ20-3-К-1 смотрите во вложении к настоящей публикации.

Порядок увольнения военнослужащего по ОШМ

Прохождение службы по контракту в ВС РФ предусматривает специальный перечень оснований для увольнения по инициативе руководства или военнослужащего. Проведение организационно-штатных мероприятий (ОШМ) в части связано с сокращением отдельных должностей или целых структурных подразделений. В этой статье рассмотрим порядок увольнения военнослужащего по ОШМ, и возможные правовые последствия для гражданина.

Что это такое

Проведение ОШМ в военных структурах является обычной практикой и далеко не всегда влечет увольнение граждан со службы. Закон разделяет случаи, когда возможность увольнения будет зависеть от решения командования части, либо возникает обязанность прекратить контракт. При проведении ОШМ командование вправе использовать следующие варианты:

  • вывести гражданина в распоряжение на срок до 6 месяцев – в этом случае за военнослужащим сохраняются все виды денежного довольствия, хотя его должность уже будет фактически сокращена;
  • перевести гражданина на вышестоящую или нижестоящую должность – такой вариант допускается только с согласия военнослужащего, выраженного в рапорте;
  • перевести служащего на равнозначную должность – в этом случае согласие гражданина не требуется, а судебная практика позволяет перевод даже в другую местность.

На практике, удовлетворение рапорта до истечения 6 месяцев реально, если у военнослужащего подходит предельный возраст пребывания на службе, либо командование заранее знает, что предложить другую должность по ОШМ будет невозможно. В этом случае рапорт рассматривается аттестационной комиссией, после чего происходит увольнение по приказу командира части.

Обязанность уволить военнослужащего при ОШМ возникает только по истечении 6 месяцев с момента издания приказа о выводе его в распоряжение. Если командир откажет принимать такое решение, его действия можно оспорить через военную прокуратуру или суд. О порядке процедуры увольнения расскажем ниже.

Как происходит увольнение

Если срок нахождения в распоряжении истек, рапорт военнослужащего о расторжении контракта подлежит удовлетворению. При проведении этой процедуры будут учитываться следующие правила:

  • если выслуга превышает 10 лет, гражданина не могут уволить по ОШМ без предоставления жилья по регламентированным нормам – в качестве альтернативного варианта для приобретения жилья по линии МО РФ могут предоставляться выплаты и военная ипотека);
  • если гражданин увольняется с выслугой более 20 лет, он приобретает право на все виды выплат, пособий и компенсаций, которые положены при зачислении в запас, в том числе на получение жилья от МО РФ или военную ипотеку;
  • пока военнослужащий не будет обеспечен положенными выплатами и жильем, контракт с ним не может быть расторгнут – на весь период расчета гражданин будет числиться в распоряжении части с сохранением денежного довольствия.

Точный состав выплат, на которые может рассчитывать военнослужащий по ОШМ, будет указан в приказе командира части, и зависит от количества календарных и льготных лет выслуги. Проверить правильность расчета можно при ознакомлении с материалами личного дела.

Сведения о причинах расторжения контракта будут указаны в личном деле военнослужащего, которое направляется в военный комиссариат по месту жительства. В дальнейшем, гражданин сможет вновь заключить контракт с МО РФ, если не наступил предельный возраст пребывания на военной службе.

Какие выплаты положены при ОШМ

Вне зависимости от оснований увольнения со службы, гражданину гарантирован полный расчет по денежному довольствию, надбавкам и компенсациям, утвержденных нормативными актами. Кроме того, будут предоставлены дни неиспользованного отпуска, либо начисляется соответствующая компенсация в денежной форме.

При наличии выслуги 10 лет, военнослужащий будет обеспечен жильем, получит жилищный сертификат или оформит военную ипотеку на льготных условиях. Кроме того, на протяжении года после увольнения со службы, гражданин будет ежемесячно получать по одному окладу денежного содержания (для расчета используется оклад на момент ухода со службы).

Если выслуга превысит 15 лет, помимо указанных льгот, будет установлена ежемесячная социальная выплата на пятилетний период. На первый год размер выплаты составит 40% от оклада денежного содержания, а за каждый последующий календарный год происходит увеличение на 3%. По истечении пятилетнего срока выплата будет аннулирована.

Наибольший перечень гарантий предусмотрен для военнослужащих, чья выслуга превышает 20 лет. За счет МО РФ можно получить:

  • жилое помещение на весь состав семьи, жилищный сертификат, ЕДВ или военную ипотеку на льготных условиях;
  • право на ежегодную оплату санаторно-курортного лечения, а также на возмещение затрат на проезд к месту отдыха;
  • единовременную компенсацию, которая будет рассчитана исходя из звания и должности на момент увольнения;
  • если у гражданина имелись госнаграды за период военной службы, дополнительно выплачивается два оклада содержания;
  • выплачиваются премии за эффективное исполнение служебных обязанностей (размер выплаты будет определен приказом и составит не более 25% от месячного оклада);
  • назначается ежемесячное социальное пособие по правилам, указанным выше.

Единовременное пособие составит два оклада содержания (при выслуге до 20 лет) или семь окладов (если выслуга превышает указанный период). Также для полного расчета используются права на основной и дополнительный отпуска.

Порядок увольнения военнослужащих по ОШМ, выплаты

Из статьи вы узнаете:

Покинуть ряды ВС РФ просто так нельзя. Для того чтобы уйти с армейской службы, у военного должно иметься соответствующее основание. Одним из таковых являются организационно-штатные мероприятия, при которых происходит реорганизация госструктуры и, как следствие, кадровая перестановка, а значит и существенное сокращение численности сотрудников. Рассмотрим подробнее, каким образом происходит увольнение военнослужащего по организационно-штатным мероприятиям (ОШМ).

Основания увольнения по ОШМ

Как было отмечено выше, ОШМ представляют собой реорганизацию ВС РФ. Комплекс мер, направленных на совершенствование структуры может представлять собой расформирование некоторых органов управления ВС РФ и воинских частей.

В рамках подобных мероприятий нередко происходит переформирование в/ч и их передислокация. А также может быть предусмотрено внесение некоторых преобразований в штаты воинских частей, например, изменения воинской должности, звания и тому подобное.

В рамках ОШМ в отношении военнослужащего может последовать:

Если военнослужащему предложили равнозначную должность независимо от того, в какой точке страны она находится, он не вправе от нее отказаться. В том случае, если такая должность окажется неравнозначной той, которая была раньше, то это будет являться основанием для ухода с армейской службы по ОШМ.

Согласно ст. 34 Указа Президента РФ № 1237 от 16.09.1999 г. уволиться военнослужащий сможет, если:

  • занимаемую им должность сократили и при этом не смогли предоставить равнозначное место. При этом армеец не дает своего согласия на перевод. Аналогичным образом высказался Верховный Суд РФ в своем Пленуме № 8 от 29.05.2016.
  • он был переведен за штат, но в течение этого периода командованию не удалось найти равнозначную должность в структурном подразделении ВС РФ;
  • его звание или месячный оклад были снижены;
  • по результатам ВВК он был признан негодным к службе в армии по конкретной военно-учетной специальности (ВУС);
  • были сокращены должности по его учетной специальности.

Таким образом, можно сделать вывод, что получение согласия с военнослужащего требуется в том случае, если планируется его перевод на высшую должность или, наоборот, низшую. Если он не согласен с переводом, то можно покинуть армейские ряды досрочно на основании п. «а» п. 2 ст. 51 закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 г. Отказ же от равной должности повлечет увольнение за несоблюдение условий, предусмотренных контрактом. В таком случае, военнослужащему практически невозможно будет вернуться в ряды вооруженных сил РФ.

Порядок увольнения по ОШМ

Военнослужащий, желающий покинуть армейские ряды, вправе написать рапорт на увольнение по ОШМ, если имеются соответствующие основания. В том случае, если командование готово ему предоставить равнозначную должность, то его рапорт может быть отклонен.

Читайте также  Уголовная ответственность до 14 лет за убийство

Рапорт адресуется на имя командира воинской части. В нем излагаются персональные данные заявителя, а также просьба об увольнении. При этом военнослужащему придется ее обосновать и сослаться на соответствующую правовую норму, предусматривающую увольнение по ОШМ.

Вам также будет интересно:

Кроме того, в рапорте можно указать, что военнослужащий не согласен с переводом на нижестоящие должности, однако готов рассмотреть перевод на вышестоящие. А также изложить просьбу о направлении на ВВК и на переподготовку. Кроме того, в содержании можно отразить, был обеспечен или нет армеец жильем.

Внизу контрактник должен указать свое звание и должность, поставить дату и подпись с расшифровкой.

В целом порядок увольнения военнослужащего ОШМ соответствует общим правилам. В том случае, если командованием принято решение об увольнении военнослужащего, то издается соответствующий приказ. После обеспечения армейца полагающимся ему довольствием и перечисления ему всех причитающихся выплат, оформляется исключение из перечня личного состава.

Что полагается при увольнении по ОШМ?

При увольнении из ВС РФ по организационно-штатным мероприятиям, контрактнику полагаются:

1) Единовременные выплаты.

Они перечисляются на основании ч. 3 ст. 3 закона № 306-ФЗ от 07.11.2011 г. , величина которых зависит от выслуги лет.

В частности, если выслуга составляет:

  • до 20 лет, то полагается единовременное перечисление 2-х окладов;
  • 20 и более лет, то перечисляется одновременно 7 окладов.

2) Дополнительная сумма.

В том случае, если армеец в период службы по контракту был удостоен госнаград, в частности, героя РФ, то к единовременной выплате, которая рассчитывается согласно выслуге лет, прибавляется еще один оклад.

Иными словами, если лицо находилось на службе 17 лет, и в данный период ему было присвоено указанное выше почетное звание, то при увольнении вместо 2-х окладов он получит три.

3) Решение квартирного вопроса.

Следует также помнить, что контрактник, досрочно увольняющийся по ОШМ, имеет право на получение квадратных метров, согласно ст. 15 закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 г.

Кроме того, ему полагаются некоторые льготы. В частности, если им была оформлена военная ипотека, то согласно пп. «г» п. 2 ст. 10 закона № 117-ФЗ от 20.08.2004 , средства, перечисленные по ним государством банку, возвращать не придется. Однако оставшуюся сумму необходимо выплатить самостоятельно.

4) Материальная помощь.

Кроме того, военнослужащий при увольнении по ОШМ имеет право на получение матпомощи согласно ПП РФ № 993 от 05.12.2011 г. При этом для контрактника сумма материальной помощи составляет не меньше 1 оклада ежегодно. При увольнении она должна быть выплачена одновременно с денежным довольствием.

Вам также будет интересно:

5) Денежное довольствие.

Денежное довольствие, согласно ст. 2 закона № 306-ФЗ от 07.11.2011 г. , выплачивается ежемесячно.

Таким образом, контрактник, попавший под ОШМ, вправе направить рапорт на досрочное увольнение из рядов ВС РФ, в связи с оргштатными мероприятиями. В том случае, если армеец был переведен за штат на полгода, то после истечения данного срока он также вправе требовать увольнения в связи с ОШМ.

Следует помнить, что командование с учетом сложившихся обстоятельств, вправе как удовлетворить просьбу военнослужащего об увольнении по данному основанию, так и отклонить. Тем не менее, какое бы решение командир в/ч не принял, его можно оспорить. Судебная практика показывает, что суд нередко встает на сторону военнослужащего.

При этом если начальство пойдет навстречу и издаст приказ на увольнение, военнослужащий сможет получить все причитающиеся ему выплаты с учетом общей выслуги лет.

Порядок увольнения из рядов ВС РФ по ОШМ. Какие выплаты положены при сокращении?

Одной из уважительных причин, по которой могут уволить военнослужащего, является проведение организационно-штатных мероприятий.

Что это такое и кто может быть уволен по такому основанию? Как будет выглядеть порядок действий? Какие выплаты получит военнослужащий? Во всех этих вопросах поможет разобраться настоящая статья.

Организационно-штатные мероприятия: что это такое?

Они реализуются посредством реорганизационных и ликвидационных процессов. По итогу данной процедуры может быть изменено количество отдельных:

  • должностей;
  • званий;
  • окладов и т. д.

Такое явление периодически происходит как в обычных организациях, где работают гражданские люди, так и в местах военной службы, где осуществляют трудовую деятельность военнослужащие. В последнем случае реализация таких мероприятий регламентируется Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237. Им утверждено Положение о порядке прохождения военной службы.

Так, при проведении ОШМ на военной службе могут произойти следующие изменения:

  • расформирование, переформирование, переименование, переподчинение и иные действия, совершаемые в отношении постоянного штата военнослужащих;
  • изменение состава, а также численности штата в Вооруженных силах РФ;
  • переименование должностей и специальностей военнослужащих, а также иные виды организационно-штатных мероприятий.

Кроме того, понижение или повышение в занимаемой должности может быть осуществлено только с согласия лица, в отношении которого планируются подобные изменения.

Кто может быть уволен из рядов ВС РФ по причине оргштатных мероприятий?

В соответствии с подп. «а» пп. 2 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», в результате проведения ОШМ может быть уволен военнослужащий, осуществляющий свою деятельность на основании контракта. Это могут быть:

  • сержанты, старшины и т. д.;
  • прапорщики и мичманы;
  • офицеры (младшие, старшие или высшие).

Как правильно уволиться с военной службы подобным образом: порядок процедуры

В общем виде процедура увольнения в результате организационно-штатных мероприятий будет выглядеть следующим образом:

  1. Первым делом руководство конкретного учреждения, в котором планируется проведение реорганизационных или ликвидационных процессов, издает соответствующий приказ об осуществлении ОШМ.
  2. Далее всех сотрудников знакомят с данным документом, и тем лицам, должности которых подлежат сокращению, переформированию и иным изменениям, может быть предложено занять низшее или более высшее место (если перевести их на равную должность невозможно).
  3. Если военнослужащий не согласен перейти на другое место, то он должен заявить о своем желании уволиться. В данном случае с ним предварительно проводится индивидуальная беседа. Как правило, организует ее командир воинской части. Результаты разговора официально фиксируются в специальной форме, которая носит название «лист беседы» (приложение № 9 к приказу Министра обороны РФ от 30.10.2015 № 660).

При увольнении военнослужащего важным условием является проведение полного расчета до того момента, как его исключат из личного состава. Если данное требование не будет соблюдено, то уволенный сможет обжаловать вынесенный приказ. Об этом написано в пп. 16 ст. 34 Положения, утв. Указом Президента РФ № 1237.

В целом же при проведении мероприятий по оргштату основаниями для увольнения могут быть (подп. «а» пп. 4 ст. 34):

  • сокращение занимаемой должности при условии, что военнослужащий не может быть назначен на аналогичное место и при этом не желает переходить на низшую или высшую должность;
  • истечение предельного периода времени, в течение которого лицо может находиться в распоряжении командира;
  • признание военно-врачебной комиссией не годным к службе на конкретной должности, при условии, что переходить на другие места военнослужащий не желает;
  • уменьшение количества должностей, относящихся к одной военно-учетной специальности, либо их замещение одним составом;
  • отсутствие возможности устроиться на прежнюю должность, которую занимало конкретное лицо до того, как на него возбудили уголовное дело (если был признан невиновным и дело закрыли).

Как написать рапорт?

В целом этот документ схож с заявлением, которое подается гражданскими людьми при увольнении с работы по собственному желанию.

Составляется он в письменной форме на бумаге формата А4. Может быть написан от руки или же набран на компьютере. В содержание стоит включить следующие основные разделы:

  1. «Шапку» документа – тут указывается Ф. И. О. должностного лица, которое уполномочено принимать такие решения, название учреждения, в котором проходит военная служба и полное имя военнослужащего.
  2. Название – обычно указывается одно слово: «Рапорт».
  3. Содержательная часть – тут последовательно излагаются следующие сведения:
  • просьба о ходатайстве перед вышестоящим начальством об увольнении по собственному желанию;
  • причина ухода (в данном случае это будет проведение организационно-штатных мероприятий);
  • сообщение об обеспеченности/отсутствии жилья;
  • отметка о прохождении или отказе от процедуры медосвидетельствования;
  • место, куда должно быть направлено личное дело для постановки на воинский учет.
  • В конце документа указываются список приложений, должность военнослужащего, воинское звание и подпись.
    • Скачать бланк рапорта на увольнение по ОШМ
    • Скачать образец рапорта на увольнение по ОШМ

    Какие выплаты положены при сокращении из армии?

    Как и в трудовом законодательстве, при сокращении по причине проведения организационно-штатных мероприятий военнослужащему положен целый список гарантий и компенсаций. К основным из них можно отнести:

      Единовременное пособие (пп. 3 ст. 3 ФЗ РФ «О денежном довольствии …») – его размер зависит от выслуги лет. Если военнослужащий проработал по контракту менее 20 лет, то ему выплатят 2 оклада, если же он прослужил 20 лет и больше, то сумма возрастет до 7 окладов.

    При увольнении военнослужащий должен получить денежное довольствие, начисленное за весь период до дня исключения из личного состава.

    Помимо вышеперечисленного, военнослужащим, увольняемым по причине ОШМ, также положены и иные виды гарантий и компенсаций.
    Сюда относится:

    • обеспечение жильем;
    • разрешение на ношение военной формы;
    • получение дополнительного отпуска;
    • продолжительность которого составляет 30 суток и др.

    Таким образом, основными причинами увольнения военнослужащих из-за проведения организационно-штатных мероприятий являются:

    • сокращение;
    • переформирование;
    • замещение штата и иные действия, в результате которых изменяется организационная структура учреждения.

    При этом, если есть свободные места, то лицо должно быть переведено на аналогичную должность или же поставлено на более низший/высший пост (в последних двух случаях обязательно согласие военнослужащего).

    Мария Кравченко/ автор статьи

    Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с покупкой, продажей и оформлением недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Мария Кравченко.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    AFINA-VOLGA.RU
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: