Освобождение от уголовной ответственности по состоянию здоровья
Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Крым
Прокурор разъясняет
- 22 августа 2014, 15:28
Согласно ст. 81 УК Российской Федерации освобождение от наказания в связи с болезнью возможно в двух случаях: психического расстройства, лишающего лицо возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 1 ст. 81), и наличие иной тяжелой болезни, препятствующей отбыванию наказания (ч. 2 ст. 81). Чаще всего такие заболевания являются хроническими, но могут быть и временными.
Согласно п. 24 Постановления Пленума ВС России от 21 апреля 2009 г. N 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания», основанием для освобождения от наказания по болезни является наличие одного из заболеваний, входящих в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 54 Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, если стационарное лечение не дало положительных результатов, что должно быть подтверждено комиссионным медицинским заключением.
Помимо психических расстройств, в этот Перечень входят злокачественные новообразования (рак), острые формы туберкулеза, болезни эндокринной и нервной системы, органов чувств, кровообращения, пищеварения, дыхания, почек, костно-мышечной системы, анатомические дефекты, образовавшиеся вследствие заболевания или травмы во время отбывания наказания (например, высокая ампутация конечностей) и другие. Как указано в том же Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. N 8, если болезнь осужденного наступила в результате его умышленных действий (например, членовредительства) с целью последующего освобождения, он не подлежит освобождению от отбывания наказания по основаниям, предусмотренным статьей 81 УК Российской Федерации.
Порядок освобождения предусмотрен ч.6 ст.175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно которой осужденный, заболевший иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания в соответствии со ст.81 Уголовного кодекса Российской Федерации. Ходатайство об освобождении от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Одновременно с указанным ходатайством в суд направляются заключение медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы (получить последнее можно путем обращения с ходатайством об освобождении по болезни через администрацию учреждения, исполняющего наказание, либо ходатайствуя об его истребовании судом) и личное дело осужденного.
Ходатайство об освобождении от дальнейшего отбывания наказания по болезни, может быть подано и адвокатом в интересах осужденного, а также, в случае невозможности самостоятельного обращения осужденного в суд, например, по состоянию здоровья, администрация учреждения исполняющего наказание может обратиться в суд с таким ходатайством и самостоятельно, приложив все необходимые документы.
Порядок медицинского освидетельствования осужденных определяется Правилами медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбытия наказания в связи с болезнью, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 847
Материалы на осужденных, которым отказано в освобождении по болезни, в случае ухудшения течения болезни повторно направляются в суд независимо от времени отказа.
И.о. Крымского прокурора по надзору
за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Прокуратура
Республики Крым
Прокуратура Республики Крым
22 августа 2014, 15:28
Досрочное освобождение от отбывания уголовного наказания по болезни
Согласно ст. 81 УК Российской Федерации освобождение от наказания в связи с болезнью возможно в двух случаях: психического расстройства, лишающего лицо возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 1 ст. 81), и наличие иной тяжелой болезни, препятствующей отбыванию наказания (ч. 2 ст. 81). Чаще всего такие заболевания являются хроническими, но могут быть и временными.
Согласно п. 24 Постановления Пленума ВС России от 21 апреля 2009 г. N 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания», основанием для освобождения от наказания по болезни является наличие одного из заболеваний, входящих в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 54 Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, если стационарное лечение не дало положительных результатов, что должно быть подтверждено комиссионным медицинским заключением.
Помимо психических расстройств, в этот Перечень входят злокачественные новообразования (рак), острые формы туберкулеза, болезни эндокринной и нервной системы, органов чувств, кровообращения, пищеварения, дыхания, почек, костно-мышечной системы, анатомические дефекты, образовавшиеся вследствие заболевания или травмы во время отбывания наказания (например, высокая ампутация конечностей) и другие. Как указано в том же Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. N 8, если болезнь осужденного наступила в результате его умышленных действий (например, членовредительства) с целью последующего освобождения, он не подлежит освобождению от отбывания наказания по основаниям, предусмотренным статьей 81 УК Российской Федерации.
Порядок освобождения предусмотрен ч.6 ст.175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно которой осужденный, заболевший иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания в соответствии со ст.81 Уголовного кодекса Российской Федерации. Ходатайство об освобождении от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Одновременно с указанным ходатайством в суд направляются заключение медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы (получить последнее можно путем обращения с ходатайством об освобождении по болезни через администрацию учреждения, исполняющего наказание, либо ходатайствуя об его истребовании судом) и личное дело осужденного.
Ходатайство об освобождении от дальнейшего отбывания наказания по болезни, может быть подано и адвокатом в интересах осужденного, а также, в случае невозможности самостоятельного обращения осужденного в суд, например, по состоянию здоровья, администрация учреждения исполняющего наказание может обратиться в суд с таким ходатайством и самостоятельно, приложив все необходимые документы.
Порядок медицинского освидетельствования осужденных определяется Правилами медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбытия наказания в связи с болезнью, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 847
Материалы на осужденных, которым отказано в освобождении по болезни, в случае ухудшения течения болезни повторно направляются в суд независимо от времени отказа.
И.о. Крымского прокурора по надзору
за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Статья 81 УК РФ. Освобождение от наказания в связи с болезнью
1. Лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания. Таким лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера.
2. Лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания.
3. Военнослужащие, отбывающие арест либо содержание в дисциплинарной воинской части, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае заболевания, делающего их негодными к военной службе. Неотбытая часть наказания может быть заменена им более мягким видом наказания.
4. Лица, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, в случае их выздоровления могут подлежать уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности, предусмотренные статьями 78 и 83 настоящего Кодекса.
Комментарии к ст. 81 УК РФ
1. В комментируемой статье объединены три различных основания освобождения лица от наказания:
1) психическое расстройство, лишающие лицо возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
2) иная тяжелая болезнь, препятствующая отбыванию наказания;
3) заболевание, делающее военнослужащего негодным к военной службе.
2. Закон предусматривает три варианта освобождения от наказания лиц, совершивших преступления, в связи с наступлением психического расстройства — когда оно наступает:
а) до вынесения приговора суда;
б) после вынесения приговора суда, но до его приведения в исполнение;
в) в процессе исполнения приговора суда, когда осужденным отбывается назначенное наказание.
Лицо освобождается от назначения, исполнения, дальнейшего отбывания наказания. При наличии медицинских показаний во всех случаях в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 97 УК судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные в ст. 99 УК, в зависимости от тяжести заболевания и опасности лица для общества.
Комментируемая статья различает: психическое расстройство, лишающее лицо возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 1); иную тяжелую болезнь, препятствующую отбыванию наказания (ч. 2). Главное, необходимо установить, что эти заболевания у лица наступили после совершения преступления.
3. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 N 54 были утверждены Правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью. Согласно этим Правилам медицинскому освидетельствованию подлежат осужденные, страдающие болезнями, включенными в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания. Освидетельствование осуществляется медицинскими комиссиями лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы. Форма направления на медицинское освидетельствование утверждается Министерством юстиции РФ по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Осужденный должен быть в доступной форме ознакомлен с порядком и условиями проведения медицинского освидетельствования и заблаговременно уведомлен о его дате. Отказ в направлении осужденного на медицинское освидетельствование осужденный или его законный представитель может обжаловать в порядке, установленном законодательством. Освидетельствование осужденного проводится не позднее 10 дней со дня поступления в указанную выше комиссию медицинских документов, а по результатам освидетельствования комиссия большинством голосов выносит медицинское заключение. Это заключение (с соответствующими разъяснениями) объявляется под расписку осужденному или его законному представителю. Копия медицинского заключения направляется осужденному не позднее 3 дней со дня вынесения, о чем делается отметка в журнале регистрации медицинских освидетельствований осужденных. При ухудшении состояния здоровья осужденного повторное медицинское освидетельствование проводится независимо от времени, прошедшего со дня предыдущего освидетельствования.
СЗ РФ. 2004. N 7. Ст. 524.
В Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, включены более 100 заболеваний, в частности туберкулез, новообразования, болезни эндокринной системы, психические расстройства, болезни нервной системы и органов чувств, болезни органов кровообращения, дыхания, пищеварения, мочевыводящей системы, костно-мышечной системы и соединительной ткани, анатомические дефекты, прочие заболевания (ВИЧ, гипопластическая и апластическая анемии, агранулоцитозы, тяжелая форма, острая и хроническая лучевая болезнь IV степени).
Приказом Минздрава России и Минюста России от 09.08.2001 N 311/242 «Об освобождении от отбывания наказания осужденных к лишению свободы в связи с тяжелой болезнью» упорядочена подготовка начальниками учреждений и органов, исполняющих наказание, направлений в суд соответствующих представлений.
Российская газета. 2001. N 204.
4. Вопрос о наличии психического расстройства или иной тяжелой болезни решается специальной медицинской комиссией, в которую входят начальник или заместитель начальника лечебно-профилактического учреждения уголовно-исполнительной системы (председателя) и не менее двух врачей (членов комиссии). Комиссия проводит в установленном порядке медицинское освидетельствование конкретного лица и по его результатам готовит заключение, которое должно быть подписано всеми врачами и заверено печатью учреждения. Такое заключение подлежит оценке судом с учетом всех материалов дела.
5. При наличии психического расстройства освобождение лица от наказания является обязательным, данный вопрос не зависит от усмотрения суда. Не учитываются при этом и тяжесть совершенного преступления, данные о личности, срок неотбытого наказания и др.
6. При установлении тяжелой болезни освобождение лица от наказания является факультативным. Критерии освобождения, кроме ссылки на болезнь, в законе не указаны. Практика признает, что в этом случае суд должен учитывать не только заключение врачей о наличии тяжелой болезни (процесс ее течения, является ли она неизлечимой, возможность и длительность лечения в условиях лишения свободы, опасность для окружающих, в какой мере болезнь препятствует отбыванию наказания и др.), но и такие обстоятельства, как характер и степень общественной опасности совершенного, степень исправления осужденного, его поведение в период отбывания наказания, срок отбытого наказания и т.д. Кроме этого надо иметь в виду, что в местах лишения свободы есть специальные лечебные учреждения, специализированные колонии, где могут находиться и лечиться больные, особенно те, которые представляют повышенную общественную опасность, когда есть основания полагать, что лицо может после освобождения вновь совершить преступление.
7. В соответствии с ч. 3 ст. 81 военнослужащие, отбывающие арест либо содержание в дисциплинарной воинской части, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае болезни, делающей их негодным к военной службе. Неотбытая часть наказания может быть заменена им более мягким видом наказания. При этом нужно учитывать, что военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не назначаются обязательные работы (ч. 4 ст. 49 УК), ограничение свободы (ч. 5 ст. 53 УК). Данный вид освобождения является обязательным, окончательным, безусловным и не зависит от усмотрения суда, не может быть отменен по каким-либо основаниям. Согласно ч. 7 ст. 175 УИК РФ в случае признания осужденного к обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы инвалидом I группы учреждение или орган, исполняющие наказание, вносят представление о его досрочном освобождении.
8. Решение вопроса о признании военнослужащего негодным к военной службе в связи с заболеванием входит в компетенцию командира воинской части. Он направляет представление в суд об освобождении от наказания или о замене оставшейся неотбытой части наказания на более мягкий вид наказания (ст. 148 УИК РФ). Заболевание военнослужащего может быть и не тяжким; главное, чтобы оно препятствовало несению военной службы, например ампутация пальцев на руке, перелом конечности, приведший к хромоте. В приложении к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 N 123 , дается расписание болезней, в котором предусмотрены категории годности к военной службе; в частности категория «Д» означает, что военнослужащий не годен к военной службе.
СЗ РФ. 2003. N 10. Ст. 902.
9. Уголовный кодекс ничего не говорит о лицах, отбывающих ограничение по военной службе. Однако в ст. 148 УИК РФ предусмотрено освобождение военнослужащего от такого наказания или его замена при увольнении с военной службы. В соответствии со ст. 174 УИК РФ осужденные военнослужащие, отбывающие ограничение по военной службе, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае болезни, делающей их негодными к военной службе.
10. Закон не определяет, в каких случаях суду необходимо освободить военнослужащего от дальнейшего отбывания наказания, а в каких — заменить неотбытую часть наказания более мягким видом. Само по себе заболевание, установленное комиссией у военнослужащего, может сделать его негодным к военной службе, но не всегда препятствует отбыванию наказания. В тех случаях, когда в связи с заболеванием лицо становится негодным к военной службе и одновременно не может отбывать наказание, необходимо решать вопрос и об освобождении от его дальнейшего отбывания. Если же болезнь не препятствует отбыванию наказания, то неотбытую часть наказания в виде ареста или содержания в дисциплинарной воинской части следует заменить более мягким видом наказания.
11. Условным, а не окончательным является освобождение лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее их возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, или иная тяжелая болезнь, препятствующая отбыванию наказания (ч. ч. 1 и 2 ст. 81 УК). В случае выздоровления они могут подлежать уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности, предусмотренные ст. ст. 78 и 83 УК.
При назначении и реальном исполнении наказания в его срок засчитывается время пребывания в больнице из расчета день за день (ст. 103 УК).
12. Освобождение от наказания в связи с болезнью следует отличать от освобождения от уголовной ответственности. Например, Верховный Суд РФ отменил определение Верховного суда Республики Северная Осетия — Алания об освобождении Д. от уголовной ответственности, и указал, что лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, освобождается от наказания, а не от уголовной ответственности .
Освобождение от уголовной ответственности: правовые основания
Не всегда физлицо, совершившее преступное деяние, получает наказание: при некоторых обстоятельствах наступает освобождение от уголовной ответственности. По своей сути это допустимость вынесения в отношении физлица, совершившего преступление, акта, освобождающего такого гражданина от обязанности подвергнуться осуждению от лица государства и претерпеть меры принудительного воздействия в виде санкции.
Основания освобождения от уголовной ответственности таковы:
В ч.2 указанной статьи говорится о том, что от уголовной ответственностимогут быть освобождены физлица, совершившие деяния иных категорий, то есть тяжкие и особо тяжкие преступления, но только если это прописано в соответствующей статье Особенной части УК РФ. Так, например, захват заложника – тяжкое деяние, однако в примечании к ст.206 УК РФ зафиксировано, что субъект преступления освобождается от ответственности, если сам освободит заложника, подобные, так называемые «специальные» основания освобождения от уголовной ответственности, закреплены в примечаниях и некоторых иных статей УК РФ: 126, 204-206, 228 и др.
- По причине деятельного раскаяния (ст.75 УК РФ). Условия для этого следующие: деяние является нетяжким (небольшой или средней тяжести) преступлением и совершенно впервыесубъект явился с повинной, добровольно сообщил о совершенном , помог его раскрыть и расследовать, сообщил полезную для следствия информацию, возместил причиненный ущерб. Однако и этого может быть мало: необходимо, чтобы субъект перестал представлять опасность для общества, а для выяснения этого обстоятельства суд тщательно изучает характеристику лица, его поведение, отношение к содеянному и т.д. Впервые совершившим преступление является лицо, не имеющее судимости; если ранее гражданин привлекался к уголовной ответственности, однако судимость снята или погашена, то данное лицо с точки зрения уголовного закона является лицом, впервые совершившим преступление. На практике следственными органами данное положение нередко нарушается, однако суды такие ошибки исправляют и в этой части действующее законодательство применяют верно.
- В связи с примирением с потерпевшим (ст.76 УК РФ). Для использования этого основания необходимо, чтобы деяние, совершенное впервые, относилось к категориинебольшой или средней тяжести, виновный субъект примирился с потерпевшим и загладил причинённый преступлением вред. В связи с возмещением ущерба по некоторым перечисленным в законе статьям, предусматривающим уголовную ответственность за совершение экономических преступлений (ст.76.1 УК РФ). Среди таких деяний – неуплата налогов, манипулирование рынком, незаконные действия при банкротстве и т.д. В одних случаях достаточно просто возместить убытки, а в других – еще и перечислить кратное денежное возмещение в федеральный бюджет. Категория преступления в данном случае значения не имеет, однако преступление должно быть совершенно впервые. Следует иметь ввиду, что впервые совершившим преступление с позиции ст. 76.1 УК РФ является лицо, не имеющее судимости именно по той статье УК РФ, от отвественности по которой данное лицо освобождается, то есть лицо, имеющее непогашенную судимость за убийство, с точки зрения ст. 76.1 УК РФ является впервые совершившим уклонение от уплаты налогов с юридических лиц и может быть освобождено от уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ.
- В связи с назначением судебного штрафа (ст.76.2 УК РФ). На освобождение может рассчитывать субъект, впервые совершивший нетяжкое (небольшой или средней тяжести) противоправное деяниеи возместивший ущерб или иным образом загладивший причиненный Данное основание появилось относительно недавно – в 2016 году. В отличие от освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим, для освобождения от уголовной ответственности в связи с назначением судебного штрафа согласие потерпевшего не требуется; суд обязан выслушать и учесть позицию потерпевшего, однако несогласие потерпевшего с освобождением потерпевшего от уголовной ответственности в связи с назначением судебного штрафа обязательным для суда не является. Также необходимо отметить, что судебный штраф может применяться к формальным и неоконченным составам преступлений, когда отсутствует ущерб; имеются соотвествующие судебные решения по конкретным уголовным делам, когда суды освобождают от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа при отсутствии указанного в законе основания в виде необходимости возместить ущерб или иным образом загладить причинённый вред, более того такие решения принимаются по статьям Главы 31 УК РФ «Преступления против правосудия», где объектом преступных действий является отношения в области осуществления правосудия. Отсутствие реального, выраженного в материальной форме или денежном эквиваленте вреда, причинённого преступными действиями, и, как следствие этого, отсутствие возможности возместить ущерб и загладить причинённый вред не лишают лица права на освобождение от уголовной ответственности в связи с назначением судебного штрафа.
- В связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности (ст.78 УК РФ). Конкретный срок давности привлечения к ответственности зависит от тяжести содеянного, а именно от категории преступления, которое вменяется лицо: так, для деяний небольшой тяжести срок давности установлен в 2 года, средней тяжести – 6 лет, тяжких – 10 лет, для особо тяжких преступлений – 15 лет. Однако данное основание применимо не ко всем преступлениям: так, для терактов, покушений на государственного деятеля, организации террористического сообщества сроков давности нет, а для преступлений, наказуемых смертной казнью или пожизненным лишением свободы возможность применения сроков давности в каждом случае решается судом.
- В связи с изданием акта амнистии (ст.84 УК РФ). Амнистия объявляется Госдумой РФ, затрагивает неопределенный круг граждан и, как правило, приурочена к какой-то важной государственной дате (юбилей Победы в ВОВ, круглая дата принятия Конституции) и т.п. Круг лиц, подпадающих под амнистию, определяется в Постановлении об амнистии каждый раз отдельно; как правило, под амнистию попадают лица, совершившие преступления небольшой и средней тяжести, лица, совершившие преступления в сфере экономической деятельности, несовершеннолетние, лица, совершившие тяжкие преступления и приговорённые к лишению свободы сроком не более 5 лет, участники боевых действий, мужчины и женщины старше определённого возраста и другие категории граждан.
- В связи с применением принудительных мер воспитательного характера к несовершеннолетнему (ст.90 УК РФ). Освобождение по данному основанию возможно, если ребенок совершил деяние небольшой или средней тяжести, и суд счел, что вместо наказания целесообразнее использовать воспитательные меры, среди которых, например, организация особого досуга, установление определенных правил поведения и т.д.
- В связи с применением принудительных мер медицинского характера (ст. 97 УК РФ) Данное основание в правовой науке не принято причислять к основаниям освобождения от уголовной ответственности, между тем суд вправе освободить от уголовной ответственности и наказания следующих лиц: совершивших преступление в состоянии невменяемости; лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания. Принудительные меры медицинского характера применяются также к лицам, совершившим преступление и страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости; совершеннолетним, совершившим преступление против половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. Данные категории граждан от уголовной ответственности не освобождаются. Условием для применения принудительных мер медицинского характера является наличие психического расстройства, связанного с возможностью причинения иного существенного вреда или с опасностью для себя или других лиц.
Освобождение от уголовной ответственности по вышеперечисленным основаниям не означает, что в действиях субъекта признаков преступления нет. Следовательно, прав на реабилитацию указанные лица не имеют, а рассмотренные нами основания являются нереабилитирующими основаниями прекращения уголовных дел и освобождения от уголовной ответственности. .
Легко ли добиться освобождения от уголовной ответственности?
Как видим, оснований освобождения от уголовной ответственности по УК РФ достаточно много, однако легко ли в действительности воспользоваться этой возможностью?
- Безусловными основаниями освобождения от ответственности являются лишь возмещение ущерба по экономическим преступлениям, а также завершение сроков давности. Даже если был издан акт амнистии, администрация исправительного учреждения может посчитать, что к осужденному он не имеет отношения.
- Для того, чтобы освободиться от ответственности, лицо должно возместить ущерб, загладить свою вину. В некоторых случаях величина ущерба достигает достаточно больших значений, и субъект просто не в состоянии собрать достаточную сумму. Кроме того, на практике может возникать немало вопросов, например, как определить величину ущерба, включается ли сюда упущенная выгода и т.д. Адвокат по экономическим преступлениям поможет корректно разрешить эти вопросы с тем, чтобы его подзащитный возместил ущерб в нужном размере.
- Использование многих оснований освобождения от уголовной ответственности (например, в связи с выплатой компенсации, отсутствием претензий у потерпевшего) зависит от субъективного мнения судьи. Например, суд будет оценивать, действительно ли гражданин осознал свою вину, действовал ли он добровольно или на него оказывалось давление, нуждается ли он в принудительном исправлении и т.д.
«19 апреля 2019 года МВД РФ внесло на публичное обсуждение законопроект, ужесточающий алгоритм освобождения от уголовной ответственности. Так, в проекте прописано, что физлицо, ранее освободившееся от ответственности по причине деятельного раскаяния, выплаты компенсации, примирения с потерпевшим или уплаты штрафа, не вправе претендовать на освобождение от ответственности вновь. По мнению составителей проекта, указанные лица считаются злостными нарушителями, а не субъектами, заслуживающими снисхождения. Однако поправки имеют много минусов: они могут привести к увеличению числа обвинительных приговоров, дестимулированию обвиняемых к примирению с потерпевшими и заглаживанию вины и т.д.».
Отсюда следует, освободиться от ответственности не так просто, как кажется: в большинстве случаев последнее слово остается за судьей. А это значит, лицу крайне важно заручиться поддержкой уголовного адвоката, который соберет необходимые доказательства наличия соответствующего основания (оснований) освобождения, а также убедит суд в том, что его доверитель не нуждается в принудительном исправлении. Это достаточно трудоемкая и ответственная работа, с которой под силу справиться только грамотному специалисту.
Освобождение от уголовной ответственности следует отличать от освобождения от наказания: данные правовые институты соотносятся как общее и частное, освобождение от уголовной ответственности сопряжено всегда с освобождением от наказания, но не наоборот: освобождение от наказания не означает автоматического освобождения от уголовной ответственности. В данной статье мы не рассматриваем основания освобождения от наказания, перечисленные в главе 12 УК РФ.
Право осужденных на освобождение по болезни конкретизировано
Правительство опубликовало Постановление о внесении изменений в Постановление от 6 февраля 2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью». Теперь в документ включены правила направления на медосвидетельствование осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью.
Указывается, что основанием для направления на медицинское освидетельствование является обращение осужденного, у которого наступило психическое расстройство, препятствующее отбыванию наказания, либо его законного представителя, а также осужденного, заболевшего иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания наказания. Также основанием является подготовка начальником учреждения или органа, исполняющего наказания, представления об освобождении осужденного в связи с наступлением психического расстройства или иной тяжелой болезнью.
Отмечается, что начальник учреждения или органа, исполняющего наказания, запрашивает в медицинских организациях УИС медицинские документы, отражающие состояние здоровья осужденного, наличие у него заболевания, включенного в перечень препятствующих отбыванию наказания. Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов, он должен направить их в медицинскую организацию УИС для проведения медосвидетельствования осужденного. Документы могут представить также сам осужденный или его законный представитель.
Поправки внесены и в Правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью. Конкретизируется, что они определяют порядок медосвидетельствования не только осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания, но и ходатайствующих об освобождении в связи с болезнью.
Отмечается, что для проведения консультаций по вопросам медицинского освидетельствования осужденного могут привлекаться врачи-специалисты из медицинских организаций государственной или муниципальной системы здравоохранения в соответствии с законодательством РФ в сфере охраны здоровья граждан.
Согласно изменениям врачебная комиссия в течение 10 рабочих дней со дня поступления направления на медосвидетельствование и приложенных к нему документов принимает решение о дате, времени, месте и условиях его проведения (в стационаре или амбулаторно). В течение дня, следующего за днем принятия решения, врачебная комиссия должна проинформировать об этом начальника учреждения или органа, исполняющего наказания. Медосвидетельствование проводится в период до 10 рабочих дней с указанной даты. При необходимости получения дополнительных сведений о состоянии здоровья осужденного, а также проведения дополнительного его обследования срок проведения медицинского освидетельствования может быть продлен, но не более чем на месяц.
Указывается, что при поступлении в учреждение, исполняющее наказания, решения врачебной комиссии начальник этого учреждения в течение рабочего дня, следующего за днем его получения, уведомляет осужденного или его законного представителя, адвоката (с письменного согласия осужденного или его законного представителя) о дате, времени и месте проведения медицинского освидетельствования.
Подчеркивается, что необходимым условием проведения медосвидетельствования является данное осужденным или его законным представителем добровольное согласие на него на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о методах медосмотра и медицинских исследований, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, а также о его последствиях. При этом проведение медосвидетельствования без добровольного согласия допускается в случаях, установленных законодательством РФ в сфере охраны здоровья граждан.
Теперь осужденный может отказаться пройти дополнительное обследование, рекомендованное врачебной комиссией, или получить дополнительные сведения о состоянии здоровья из других медицинских организаций. В этом случае проведение медицинского освидетельствования прекращается. Указывается, что в протоколе врачебной комиссии должно отражаться особое мнение членов комиссии, не согласных с принятым решением.
Об ознакомлении с решением врачебной комиссии в журнале регистрации медицинских освидетельствований осужденных составляется запись, удостоверяемая подписями осужденного, его законного представителя или его адвоката и членов врачебной комиссии.
Отмечается, что в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения врачебной комиссии медицинской организацией УИС оформляется заключение, содержащее обоснованный вывод о наличии или отсутствии у осужденного заболевания, препятствующего отбыванию наказания.
В заключении отражаются отказ осужденного от проведения медосвидетельствования, медицинского вмешательства, отказ пройти дополнительное обследование, рекомендованное врачебной комиссией, или отказ осужденного выразить согласие на получение дополнительных сведений о состоянии здоровья из других медицинских организаций, а также имевшие место случаи несоблюдения осужденным режима лечения. Копия заключения выдается осужденному или его законному представителю не позднее одного рабочего дня после его вынесения, а также по письменному заявлению указанных лиц направляется его адвокату.
В комментарии «АГ» адвокат, управляющий партнер АБ FORTIS Вячеслав Земчихин отметил, что принятые изменения в правила и порядок медицинского освидетельствования заключенных не могут не радовать. По его мнению, самое важное нововведение – это установление сроков проведения процедуры медицинского освидетельствования. «Сроки определены отдельно как для начальника учреждения, который запускает процедуру, так и непосредственно для медицинской комиссии. Это позволит персонализировать ответственность за нарушение процедуры. Теперь осужденным не придется годами добиваться освидетельствования и ждать законного освобождения, ведь, как правило, заболевания, включенные в список, имеют стадию терминальных», – подчеркнул он.
В то же время Вячеслав Земчихин заметил, что одновременно с поправками возникает и ряд проблем. Во-первых, указал адвокат, это полная неопределенность по процедуре обжалования акта освидетельствования, а во-вторых, готовность системы ФСИН. «Эти поправки могут коснуться до 20 тыс. осужденных, которые практически одновременно запустят в работу свои процедуры. Справится ли система ФСИН в рамках столь сжатых сроков с таким объемом работы? Должна быть проделана огромная работа», – заключил он.
Директор юридического бюро FACTUM Оксана Труфанова отметила, что данное постановление призвано облегчить жизнь тяжелобольным, их представителям и адвокатам и осложнить ее сотрудникам ФСИН. Эксперт посчитала, что в какой-то степени его можно даже назвать революционным.
«Во-первых, оно действительно призвано обеспечить право тяжелобольных заключенных на то, чтобы лечиться на свободе (а, как мы знаем, в тюремных больницах ФСИН – кадровый голод на узких специалистов), и, как это ни жестоко звучит, право умирать на свободе. Наше волонтерское движение помощи тяжелобольным заключенным “Обреченные умирать в неволе” давно борется именно за эти права. Во-вторых, если постановление будет исполняться сотрудниками ФСИН, то и количество обращений в ЕСПЧ по Правилу 39 Регламента, в частности по неоказанию медпомощи тяжелобольным заключенным, значительно снизится», – указала Оксана Труфанова.
Кроме того, она посчитала, что у врачебной комиссии ФСИН будет меньше способов препятствовать тяжелобольным в освобождении по болезни и, по сути, подменять собой суд (т.е. решать, кто уйдет домой, кто будет лечиться на свободе, а кто останется в местах лишения свободы), поскольку п. 10 обязывает вносить в протокол особое мнение несогласных членов комиссии.
Оксана Труфанова также заметила, что постановление приведено в соответствие с Законом об основах здоровья граждан в части ознакомления с медицинской документацией. «Теперь препятствий в получении копий медкарт больше не будет», – заключила она.
Освобождение от уголовной ответственности по состоянию здоровья
О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2004 г. № 54
г. Москва
О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 847, от 04.09.2012 № 882, от 19.05.2017 № 598, от 03.02.2020 № 77)
В соответствии со статьей 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила направления на медицинское освидетельствование осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью;
Правила медицинского освидетельствования осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью;
перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 № 77)
2. Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения Правил, утвержденных настоящим постановлением. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 847; от 04.09.2012 № 882)
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Касьянов
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 6 февраля 2004 г. № 54
ПРАВИЛАнаправления на медицинское освидетельствование осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 № 77)
1. Настоящие Правила определяют порядок направления на медицинское освидетельствование осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства или иной тяжелой болезнью.
2. Основаниями для направления осужденного на медицинское освидетельствование являются:
а) обращение осужденного, у которого наступило психическое расстройство, препятствующее отбыванию наказания, либо его законного представителя в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а также обращение осужденного, заболевшего иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания;
б) подготовка начальником учреждения или органа, исполняющего наказания, представления об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства или иной тяжелой болезнью.
3. Начальник учреждения или органа, исполняющего наказания, при наличии оснований, указанных в пункте 2 настоящих Правил, запрашивает в медицинских организациях (структурных подразделениях медицинских организаций) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации медицинские документы, их копии, отражающие состояние здоровья осужденного, наличие у него заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, и не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения, направляет перечисленные документы в медицинскую организацию уголовно-исполнительной системы Российской Федерации для проведения в отношении осужденного медицинского освидетельствования.
Осужденным (его законным представителем) могут быть представлены медицинские документы, их копии, отражающие состояние здоровья осужденного, наличие у него заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, которые также направляются в медицинскую организацию уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
4. Направление на медицинское освидетельствование составляется по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
5. Направление осужденного на медицинское освидетельствование может проводиться в соответствии с настоящими Правилами независимо от времени, прошедшего со дня предыдущего освидетельствования.
(Дополнено Правилами- Постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 № 77)
_______________
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 6 февраля 2004 г. № 54(в редакции постановленияПравительства Российской Федерацииот 3 февраля 2020 г. № 77)
ПРАВИЛАмедицинского освидетельствования осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью
1. Настоящие Правила определяют порядок медицинского освидетельствования осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства или иной тяжелой болезнью.
2. Медицинское освидетельствование осужденного проводится врачебной комиссией медицинской организации уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Для проведения консультаций по вопросам медицинского освидетельствования осужденного могут привлекаться врачи-специалисты из медицинских организаций государственной или муниципальной систем здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан.
3. Врачебная комиссия не позднее 10 рабочих дней со дня поступления направления на медицинское освидетельствование и приложенных к нему документов принимает решение о дате, времени, месте и условиях проведения медицинского освидетельствования (в стационаре или амбулаторно) и информирует об этом начальника учреждения или органа, исполняющего наказания, в течение рабочего дня, следующего за днем принятия решения. Медицинское освидетельствование проводится в период до 10 рабочих дней с указанной даты.
При необходимости получения дополнительных сведений о состоянии здоровья осужденного, а также проведения дополнительного обследования осужденного срок проведения медицинского освидетельствования может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
4. При поступлении в учреждение, исполняющее наказания, решения врачебной комиссии начальник учреждения, исполняющего наказания, в течение рабочего дня, следующего за днем его получения, уведомляет осужденного или его законного представителя, адвоката (с письменного согласия осужденного или его законного представителя) о дате, времени и месте проведения медицинского освидетельствования.
5. Необходимым предварительным условием проведения медицинского освидетельствования является данное осужденным или его законным представителем информированное добровольное согласие на проведение медицинского освидетельствования на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о методах медицинского осмотра и медицинских исследований, проводимых при медицинском освидетельствовании, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, а также о его последствиях.
Отказ осужденного от проведения медицинского освидетельствования отражается в заключении, указанном в пункте 11 настоящих Правил.
6. Проведение медицинского освидетельствования без информированного добровольного согласия осужденного либо его законного представителя допускается в случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан.
7. Дача информированного добровольного согласия на медицинское освидетельствование оформляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, подписывается осужденным или его законным представителем, медицинским работником.
8. Врачебная комиссия с письменного согласия осужденного, его законного представителя вправе запросить дополнительные сведения о состоянии его здоровья из медицинских организаций, в которых осуществлялось медицинское наблюдение или лечение, а также направить осужденного на дополнительное обследование, в том числе в медицинские организации государственной или муниципальной систем здравоохранения.
9. В случае отказа осужденного пройти дополнительное обследование, рекомендованное врачебной комиссией, или выразить согласие на получение дополнительных сведений о состоянии здоровья из других медицинских организаций проведение медицинского освидетельствования прекращается.
10. Врачебная комиссия при проведении медицинского освидетельствования проводит осмотр осужденного, изучает результаты его обследования, представленную медицинскую документацию и принимает одно из следующих решений, которое оформляется в виде протокола (далее — протокол):
о наличии у осужденного заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания;
об отсутствии у осужденного заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания;
о прекращении проведения медицинского освидетельствования по основаниям, указанным в пункте 9 настоящих Правил.
Решение врачебной комиссии считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии.
Особое мнение членов врачебной комиссии, не согласных с принятым решением, отражается в протоколе.
Решение врачебной комиссии объявляется осужденному, его законному представителю или его адвокату (с письменного согласия осужденного или его законного представителя) в день вынесения решения.
Об ознакомлении осужденного, его законного представителя или его адвоката (с письменного согласия осужденного или его законного представителя) с решением врачебной комиссии в журнале регистрации медицинских освидетельствований осужденных составляется запись, удостоверяемая подписями осужденного, его законного представителя или его адвоката и членов врачебной комиссии.
11. На основании зафиксированного в протоколе решения врачебной комиссии медицинской организацией уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения оформляется заключение, содержащее обоснованный вывод о наличии или отсутствии у осужденного заболевания, препятствующего отбыванию наказания.
В заключении отражаются отказ осужденного от проведения медицинского освидетельствования, отказ осужденного от медицинского вмешательства, оформленный в соответствии с порядком, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, отказ осужденного пройти дополнительное обследование, рекомендованное врачебной комиссией, или отказ осужденного выразить согласие на получение дополнительных сведений о состоянии здоровья из других медицинских организаций, а также имевшие место случаи несоблюдения осужденным режима лечения.
Копия заключения выдается осужденному или его законному представителю не позднее одного рабочего дня после его вынесения, а также по письменному заявлению осужденного (его законного представителя) направляется его адвокату. О выдаче копии заключения делается отметка в журнале регистрации медицинских освидетельствований осужденных. Заключение не позднее следующего рабочего дня со дня его оформления направляется начальнику учреждения или органа, исполняющего наказания.
Вывод, содержащийся в заключении, может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
12. Формы заключения, указанного в пункте 11 настоящих Правил, журнала регистрации медицинских освидетельствований осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
_______________
УТВЕРЖДЕНпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 6 февраля 2004 г. № 54(в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 19 мая 2017 г. № 598)
Как снизить срок уголовного наказания?
Способы снизить срок уголовного наказания
Снизить срок уголовного наказания или получить наименее строгий вид наказания — такую цель большинство клиентов ставят перед адвокатом.
Согласно уголовному закону, при назначении наказания учитываются:
- характер и степень общественной опасности преступления;
- личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
- влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
В тоже время, существует еще значительное количество инструментов, которые могут помочь снизить срок уголовного наказания, в том числе:
- изменение квалификации деяния;
- рассмотрение дела в особом порядке судопроизводства;
- назначение наказания ниже низшего предела;
- изменение категории преступлений;
- вердикт присяжных о снисхождении.
В настоящей публикации я расскажу об известных способах снижения вида и размера уголовного наказания.
Смягчающие обстоятельства — классический способ снизить срок уголовного наказания
Наличие в уголовном законодательстве понятия смягчающих обстоятельств известно даже людям, абсолютно не связанным с правоохранительной системой.
Статьей 61 Уголовного кодекса РФ предусмотрены следующие виды смягчающих обстоятельства:
- совершение впервые преступления небольшой или средней тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;
- несовершеннолетие виновного;
- беременность;
- наличие малолетних детей у виновного;
- совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания;
- совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
- совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения;
- противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;
- явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления;
- оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия,
- направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
При наличии одного из двух последних категорий смягчающих обстоятельств, размер наказания не может превышать 2/3 от максимального размера наказания, а влияние остальных смягчающих обстоятельств на размер наказания отнесено к усмотрению суда.
Перечень смягчающих обстоятельств является открытым и это означает, что суд вправе учитывать любые заслуживающие внимания обстоятельства совершения преступления и положительно характеризующие подсудимого, не предусмотренные законом.
К таковым могут, в частности, относиться данные о семейном и имущественном положении совершившего преступление лица, состоянии его здоровья, поведении в быту, наличии у него на иждивении нетрудоспособных лиц (супруги, родителей, других близких родственников).
Особый порядок судопроизводства
Особый порядок судопроизводства позволяет снизить размер уголовного наказания до 2/3 от максимального размера наказания.
Примечание: подробнее об особом порядке судопроизводства вы можете прочитать в отдельной публикации
При этом, необходимо учитывать, что на практике, максимальный размер наказания назначается крайне редко, но суды более благосклонно относятся к подсудимым, чьи дела рассматриваются в особом порядке и чаще всего назначают наказание, близкое к минимальному.
На моей практике, реальное лишение свободы, по делам, рассматриваемым в особом порядке, назначалось лишь при отсутствии юридической возможности назначить менее строгое наказание (например, при совершении тяжкого преступления в период условного осуждения).
Примечание: В одном из дел, мой подзащитный обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ.
Уголовное дело было рассмотрено в особом порядке судопроизводства и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10.000 рублей.
При этом, минимально возможный размер уголовного наказания в виде штрафа составляет 5.000 рублей.
Переквалификация деяния на менее тяжкое
Переквалификация является одним из наиболее эффективных способов изменения вида и снижения размера наказания, однако требует отличных знаний уголовного закона и практики его применения.
Кроме того, переквалифицировать деяние на менее тяжкое возможно исключительно при наличии соответствующих фактических обстоятельств.
Пример: В одном деле, мой подзащитный обвинялся в совершении преступления предусмотренного ч. 2 ст. 162 УК РФ, т.е. в совершении разбоя, совершенного с использованием предметов в качестве оружия, за совершение которого предусмотрено наказание до 10 лет лишения свободы.
В ходе рассмотрения дела, квалификация его действий была изменения на ч. 1 ст. 116 УК РФ, ч. 1 ст. 158 УК РФ по которым назначено наказание в виде 10 месяцев исправительных работ условно.
Наказание ниже низшего предела
По общему правилу, суд назначает уголовное наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей уголовного кодекса.
В тоже время, при наличии исключительных обстоятельств, суд вправе назначить наказание ниже низшего предела предусмотренного соответствующей статьей УК РФ или назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено соответствующей статьей (статья 64 УК РФ).
В качестве таких исключительных обстоятельств может быть признано как отдельное смягчающее обстоятельство, так и их совокупность.
Как правило, такие обстоятельства связаны с ролью подсудимого, его мотивами, поведением во время и после совершения преступления.
Примечание: В одном деле, я защищал несовершеннолетнего, обвиняемого по ч.4 ст.228.1 УК РФ.
Пределы наказания — от 10 до 20 лет лишения свободы со штрафом до 1.000.000 рублей.
Суд применил указанную норму и назначил наказание в виде лишения свободы сроком 4 года со штрафом 35 тысяч рублей.
При этом, суд признал исключительной совокупность смягчающих обстоятельств – несовершеннолетие подсудимого, отсутствие судимости, условия воспитания (без попечения родителей), тяжелое материальное положение, чистосердечное раскаяние, активное способствование расследованию, а также отсутствие сведений о том, что подсудимый состоит на учете у нарколога или психиатра.
Несмотря на то, что закон прямо не запрещает применение указанной нормы закона при наличии отягчающих обстоятельств, однако на практике на такое рассчитывать не следует.
Изменение категории преступления
Уголовный закон подразделяет преступления на 4 категории в зависимости от формы вины, максимального вида и размера наказания: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие;
Категория преступления, учитывается при назначении наказания, выборе вида и режима исправительного учреждения, а также при рассмотрении вопроса об отмене условного осуждения.
При изменении категории преступления, суд учитывает фактические обстоятельства преступления и степень его общественной опасности (статья 15 УК РФ).
При этом, наличие отягчающих обстоятельства исключает изменение категории преступления.
Фактически, следует признать, что изменение категории преступления работает примерно по тем же правилам, что и назначение наказания ниже низшего предела, однако влечет несколько другие последствия.
Нужно учитывать, что суд вправе снизить категории преступления не более чем на одну. То есть не получится тяжкое преступление превратить в преступления небольшой тяжести, максимум в преступление средней тяжести.
Пример: Совершение тяжкого преступления в период условного осуждения влечет безусловную отмену условного осуждения и назначение наказания в виде реального лишения свободы.
Снижение категории преступления с тяжкого до средней тяжести позволяет сохранить условное осуждение.
Досудебное соглашение о сотрудничестве
Досудебное соглашение о сотрудничестве может быть заключено по ходатайству обвиняемого, представленному следователю.
В этом ходатайстве обвиняемый указывает, какие действия он обязуется совершить в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления.
Как правило, заключение досудебных соглашения, характерно для уголовных дел, совершенных в соучастии или условиях неочевидности.
При наличии досудебного соглашения о сотрудничестве, размер наказания не может превышать половины максимального размера наказания, предусмотренного соответствующей статьей УК РФ (статья 62 УК РФ).
Вердикт присяжных о снисхождении
Если уголовное дело рассматривается с участием присяжных заседателей, то они, в случае признания подсудимого виновным, вправе признать его заслуживающим снисхождения.
Примечание: Вы можете ознакомиться с общими правилами рассмотрения дела с участием присяжных заседателей в отдельной публикации, а также изучить вопрос о том, какое наказание может быть назначено за неявку присяжного заседателя по вызову суда и узнать размер вознаграждения присяжного заседателя
Закон не устанавливает условий и оснований для признания подсудимого заслуживающим снисхождения и признание такого обстоятельства целиком и полностью зависит от усмотрения присяжных заседателей.
В этом случае, размер наказания не может превышать 2/3 максимального размера наказания предусмотренного соответствующей статьей УК РФ, а отягчающие обстоятельства не учитываются (статья 65 УК РФ).
Указанное обстоятельство, может быть в дальнейшем применено для получения решения о назначении наказания ниже низшего предела или снижения категории преступления.
Таким образом, уголовный закон предоставляет значительные возможности для того чтобы снизить срок уголовного наказания, однако нужно уметь ими пользоваться. поскольку практически каждая процедура требует значительных познаний в сфере уголовного и уголовно-процессуального права.
Следует поручить ведение своего дела опытному адвокату по уголовным делам, который поможет вам разобраться со всеми тонкостями действующего законодательства.