Порядок передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование
Энциклопедия решений. Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества
Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества
Поскольку правила главы 36 ГК РФ о договоре ссуды не предусматривают иного, в безвозмездное пользование может быть передано в том числе имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.
Передача в безвозмездное пользование является формой распоряжения имуществом. Поэтому, если имущество принадлежит учреждению или казенному предприятию на праве оперативного управления, оно может быть передано в безвозмездное пользования с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296, ст.ст. 297, 298 ГК РФ). Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе с согласия собственника передать в безвозмездное пользование недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. Движимым имуществом унитарное предприятие по общему правилу распоряжается самостоятельно (п. 2 ст. 295 ГК РФ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие правомочия собственника от имени соответственно Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, вправе предусмотреть порядок получения согласия на передачу имущества третьим лицам, в том числе в безвозмездное пользование (см., например, п.п. 3 — 5 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435).
Особенности порядка заключения договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества установлены ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).
В силу ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции по общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Часть 3 той же статьи распространяет этот порядок на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:
1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;
2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (далее — Порядок), и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, установлены приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 N 67. Критерием определения победителя торгов может быть в том числе размер платежа за право заключения договора безвозмездного пользования (пп. 4 п. 31, пп. 4 п. 105 Порядка, п. 14 письма ФАС России от 26.02.2009 N ИА/4770).
Вместе с тем ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции содержит перечень исключений, когда государственное и муниципальное имущество может быть передано в пользование без торгов.
Внимание
Указанный в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ, законодательством о недрах и о концессионных соглашениях, а также законодательством о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (ч. 2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).
Передача государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, может осуществляться без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом (п. 9 Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 02.06.2010).
Статья 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает требования к порядку заключения договора безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, но не к его содержанию. Условия такого договора определяются по усмотрению его сторон (с учетом правил главы 36 ГК РФ), кроме случаев, когда содержание того или условия предписано законодательством (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). На практике органы, осуществляющие правомочия собственника государственного или муниципального имущества, нередко предписывают включать в договоры безвозмездного пользования те или иные условия (например, о порядке осуществления контроля за использованием имущества ссудополучателем, об обязанности ссудополучателя нести эксплуатационные расходы в связи с пользованием имуществом и т.д.), обуславливая согласование сделки выполнением этого требования (см., например, п. 10 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435, п. 3 письма ФАНО России от 09.07.2014 N 007-АС-10/58).
Безвозмездное пользование муниципальным имуществом
Автор: Давыдова О. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
На основании пп. 14 п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрация муниципального образования передала МУП в безвозмездное временное владение и пользование недвижимое имущество – часть помещения (20 кв. м) 1-го этажа административного здания, общая площадь которого составляет 200 кв. м. Здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. МУП применяет УСНО. Возникает ли у него обязанность по уплате налога на имущество в отношении полученного в безвозмездное пользование помещения? Выступает ли предприятие в качестве налогового агента по НДС?
В силу пп. 14 п. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ в безвозмездное пользование передается публичное имущество – государственное или муниципальное имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (то есть имущество казны).
Согласно ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования применяются отдельные правила, предусмотренные для договора аренды.
Налог на имущество
Организации признаются плательщиками налога на имущество в отношении недвижимого имущества (в том числе имущества, переданного во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенного в совместную деятельность или полученного по концессионному соглашению), учитываемого на балансе в качестве объектов ОС по правилам бухгалтерского учета. Иное может быть предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
В статье 378 НК РФ речь идет об имуществе, переданном в доверительное управление, в ст. 378.1 НК РФ – об имуществе при исполнении концессионных соглашений.
Статья 378.2 НК РФ содержит особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимости с учетом их кадастровой стоимости. В силу пп. 3 п. 12 данной статьи объект недвижимости, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта или организации, владеющей им на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 НК РФ.
В пункте 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н) приведена классификация ОС в зависимости от имеющихся у организации прав на объекты. Градация такова:
основные средства, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);
основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);
основные средства, полученные организацией в аренду;
основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование;
основные средства, полученные организацией в доверительное управление.
По аналогии с арендованными объектами ОС основные средства, полученные в безвозмездное пользование, учитываются на забалансовом счете в оценке, указанной в договоре. Для этих целей можно использовать счет 001 «Арендованные основные средства» или ввести специальный счет (например, счет 012 «Имущество, полученное в безвозмездное пользование»). Для организации учета на забалансовом счете рекомендуется открыть на полученный в безвозмездное пользование объект инвентарную карточку (п. 14 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, Инструкция по применению Плана счетов).
Вывод: имущество, полученное в безвозмездное пользование, в том числе отвечающее условиям признания объектом основных средств, на балансе организации не отражается, поэтому такое имущество не является у ссудополучателя объектом обложения налогом на имущество. Тот факт, что объект включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база устанавливается как их кадастровая стоимость, также не признается основанием для начисления налога на имущество, поскольку таким образом налоговую базу в общем случае определяют собственники имущества и организации, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения.
Подтверждение изложенному можно найти у Минфина. Не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций основные средства, учитываемые в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на забалансовых счетах организации. Следовательно, основные средства, полученные в безвозмездное пользование и учитываемые организацией-ссудополучателем в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на забалансовом счете 001, не подлежат налогообложению у этой организации (Письмо от 15.05.2006 № 03-06-01-04/101).
Общие нормы
Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
При реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами (п. 4 ст. 173 НК РФ).
На основании абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, ОМСУ в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС рассчитывается как сумма арендной платы с учетом налога. Налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся ИП. Данные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Это корреспондирует общей норме, закрепленной в пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ, согласно которой налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, налоги и перечислять их в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства.
Подход финансистов
Минфин считает, что обязанности налогового агента по НДС возникают и при получении публичного имущества в пользование на безвозмездной основе, так как на основании ст. 689 НК РФ к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные в отношении договора аренды.
При предоставлении ОМСУ в аренду (пользование) муниципального имущества на безвозмездной основе арендатор должен уплатить в бюджет НДС, исчисленный исходя из рыночной цены этой услуги, с учетом налога (Письмо от 04.02.2019 № 03-03-06/3/6136). НДС следует исчислить в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 1 ст. 167 НК РФ, то есть на момент оказания услуги (Письмо от 20.10.2009 № 03-03-06/4/91).
Мнение судей
Судьи с озвученным подходом не соглашаются. При получении муниципального имущества в безвозмездное пользование общество не выступает в качестве арендатора данного имущества, поэтому не может рассматриваться в качестве налогового агента по НДС. Кроме того, уплата в бюджет НДС за счет собственных средств лицом, потребляющим безвозмездную услугу, налоговым законодательством не предусмотрена (Постановление АС ВВО от 17.02.2015 № Ф01-5364/2014, Ф01-5715/2014 по делу № А43-26273/2013). Еще один пример – Постановление ФАС ПО от 23.06.2011 № Ф06-4530/2011 по делу № А12-17816/2010.
Отсутствие объекта налогообложения
Обязанности налогового агента по НДС не возникают, если операция по передаче имущества в безвозмездное пользование является операцией, не признаваемой объектом налогообложения согласно п. 2 ст. 146 НК РФ. Минфин с этим согласен – см. Письмо от 04.02.2019 № 03-03-06/3/6136.
В силу пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и ОМСУ, а также государственным и муниципальным учреждениям, унитарным предприятиям.
Имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, к основным средствам не относится, если иное не предусмотрено ФСБУ «Основные средства».
Минфин в Письме от 06.08.2018 № 02-06-10/55503 разъяснил: действующими положениями Инструкции по применению Единого плана счетов № 157н и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета № 162н перевод объектов учета из группы «Нефинансовые активы имущества казны» в группу «Основные средства» не предусмотрен.
Таким образом, имущество казны, переданное органом, уполномоченным на управление данным имуществом, за плату или в безвозмездное пользование коммерческим и (или) некоммерческим организациям, реклассифицируется, но продолжает учитываться на счете 1 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну».
Следовательно, при передаче администрацией муниципального образования муниципального имущества, составляющего казну, унитарному предприятию в безвозмездное пользование пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не срабатывает.
При получении в безвозмездное временное владение и пользование недвижимого имущества, составляющего казну, у унитарного предприятия не возникает обязанность по уплате налога на имущество. Если учитывать позицию Минфина, у предприятия возникает обязанность по уплате НДС в качестве налогового агента. Однако с этим вполне можно поспорить.
Учет объектов, полученных в безвозмездное пользование
Нормативное правовое регулирование
Согласно статье 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные статьей 607 «Объекты аренды» ГК РФ.
Согласно пункту 2 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н, данный стандарт применяется с 2018 года при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей не только по договору аренды (имущественного найма), а также по договору безвозмездного пользования.
Стандарт «Аренда» изменил порядок отражения объектов учета аренды как ссудодателем, так и ссудополучателем.
Ранее полученные от балансодержателя (собственника) имущества в безвозмездное пользование объекты движимого и недвижимого имущества учитывались ссудополучателем на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником), и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту балансодержателем (собственником) (п.п. 333, 334 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
Согласно пункту 20 стандарта «Аренда», объект учета операционной аренды (право пользования активом) отражается пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов (НФА) как самостоятельный объект бухгалтерского учета.
Первоначальное признание объекта учета операционной аренды (право пользования активом) производится на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования с одновременным отражением арендных обязательств пользователя (арендатора) (кредиторской задолженности по аренде).
В соответствии с пунктом 26 стандарта «Аренда» объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования, отражаются ссудополучателем в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен, как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях.
Объекты учета операционной аренды на льготных условиях (право пользования активом) ссудополучателем отражаются с учетом следующих положений пункта 27.1 стандарта «Аренда».
Выдержка из документа
«Объект учета операционной аренды на льготных условиях — право пользования активом, признается в бухгалтерском учете по справедливой стоимости арендных платежей.
Разница между суммой арендных платежей и суммой справедливой стоимости арендных платежей признается отложенными доходами (доходами будущих периодов) от предоставления права пользования активом и подлежит обособлению на счетах Рабочего плана счетов субъекта учета.
В течение срока пользования имуществом отложенные доходы от предоставления права пользования активом, а также амортизация права пользования активом равномерно (ежемесячно) признаются в составе финансового результата текущего периода с обособлением на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов субъекта учета.»
Бухгалтерский учет льготной аренды в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
Поступление в соответствии с договором нефинансовых активов, относящихся к операционной аренде на льготных условиях, в безвозмездное срочное пользование отражается учреждением (пользователем) нефинансовых активов по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами» и кредиту счета 0 401 401 82 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования» в сумме справедливой (рыночной) стоимости на срок пользования передаваемых нефинансовых активов (п. 41.1 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, п. 67.3 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н).
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 данная операция отражается документом Принятие к учету прав пользования ОС, НПА.
Начисление амортизации на объекты учета права пользования имуществом, полученные учреждением в безвозмездное пользование, относящиеся к операционной аренде, осуществляется в размере ежемесячных арендных платежей и отражается бухгалтерскими записями (п. 19 Инструкции № 162н, п. 26 Инструкции № 174н):
Дебет 0 401 20 224 «Расходы на амортизацию прав пользования активом» Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активом».
Одновременно в той же сумме отражается бухгалтерскими записями отнесение на финансовый результат текущего периода отложенных доходов от получения права пользования активом (по договорам аренды на льготных условиях):
Дебет 0 401 40 182 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования» Кредит 0 401 10 182 «Доходы от безвозмездного права пользования».
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» данные операции отражаются документом Начисление амортизации прав пользования ОС, НПА.
Обратите внимание, с 01.01.2019 согласно Порядку применения классификации операций сектора государственного управления (утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, в редакции приказа Минфина России от 30.11.2018 № 246н) для отражения доходов от льготной аренды применяются следующие коды КОСГУ:
- 182 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»;
- 185 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями государственного сектора»;
- 186 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным сектором государственного управления»;
- 187 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным иными лицами».
Прекращение права пользования активом (при условии полного исполнения договора) (выбытие объекта учета операционной аренды) отражается бухгалтерскими записями по соответствующим счетам аналитического учета (п. 41.1 Инструкции № 162н, п. 67.3 Инструкции № 174н):
Дебет 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами» Кредит 0 111 40 000 «Право пользования нефинансовыми активами»
- в сумме балансовой стоимости права пользования активом.
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 данная операция отражается документом Прекращение прав пользования ОС, НПА.
1С:ИТС Бюджет
Подробнее об отражении в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» операций по льготной аренде ссудополучателем см. статьи, публикуемые в методической поддержке типовых конфигураций редакции 1 и редакции 2 программы БГУ1 и БГУ2 .
Случаи неприменения стандарта «Аренда»
В соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 8 Стандарта «Аренда»:
Выдержка из документа
«Объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, классифицируются для целей настоящего Стандарта в качестве объектов учета аренды.»
Таким образом, при получении государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование ссудополучатель — государственное (муниципальное) учреждение — должен отражать объекты учета в соответствии с положениями Стандарта «Аренда».
При этом следует отметить, что не каждый договор безвозмездного пользования подлежит отражению в соответствии со стандартом «Аренда».
Согласно пункту 3 стандарта «Аренда», его положения применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н. Согласно пункту 41 Стандарта «Концептуальные основы»:
Выдержка из документа
Имущество, полученное субъектом учета от собственника (учредителя), за исключением денежных средств и эквивалентов, для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, признается для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности вкладом собственника (учредителя).
Важно отметить, что в соответствии с пунктом 43 стандарта «Концептуальные основы» для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением поступлений, связанных с вкладами собственника (учредителя).
При этом, как подчеркивают методологи Минфина России, стандарт «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов (письма Минфина России от 22.11.2018 № 02-07-10/84404, 27.09.2018 № 02-07-10/69410, от 19.09.2018 № 02-07-10/67168, от 14.09.2018 № 02-07-10/66285 и др.).
Таким образом, безвозмездное получение государственным (муниципальным) учреждением движимого и недвижимого имущества от собственника (учредителя) не является доходом ссудополучателя, объектов учета аренды не возникает (положения СГС «Аренда» не применяются). Но если имущество получено от бюджета другого уровня, объекты учета должны квалифицироваться согласно стандарту «Аренда». Стандарт «Аренда» не применяется и в случаях, когда имущество передается учреждению в безвозмездное пользование на основании соответствующего закона, нормативного акта. Так, Минфин России в письме от 22.11.2018 № 02-07-10/84404 разъяснил:
Выдержка из документа
«Согласно пункту 6 статьи 48 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ „О полиции» субъекты транспортной инфраструктуры предоставляют на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи.
. экономическая сущность хозяйственных операций, возникающих при предоставлении субъектами транспортной инфраструктуры имущества (услуг) территориальным органам и подразделениям полиции согласно Федеральному закону № 3-ФЗ, не связана с целями извлечения выгод (доходов), в связи с чем в рамках указанных отношений, по мнению Департамента, объектов учета аренды на льготных условиях не возникает (положения СГС „Аренда» не применяются)».
Аналогичная позиция высказана в письмах Минфина России:
- от 27.09.2018 № 02-07-10/69410 — предоставление помещений для размещения органов федеральной фельдъегерской связи, а также их материально-технического обеспечения государственными органами — потребителями услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»;
- от 31.08.2018 № 02-07-10/62448 — предоставление образовательной организацией на безвозмездной основе в пользование медицинской организации помещения, соответствующего условиям и требованиям для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327 «Об образовании в Российской Федерации» и др.
В подобных случаях информацию об имуществе, полученном в пользование в целях обеспечения выполнения функций без закрепления за пользователем имущества права оперативного управления, следует отражать в прежнем порядке — на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».
Порядок передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование
- Главная
- Деятельность
- Государственные предприятия и учреждения
Информация о передаче имущества
Передача в муниципальную собственность
Информация о документах
необходимых для принятия решения об изъятии имущества
из оперативного управления государственных учреждений
Свердловской области с целью его последующей безвозмездной передачи
в муниципальную (федеральную) собственность
Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации …» (далее – Порядок). Безвозмездная передача государственного имущества Свердловской области в муниципальную собственность осуществляется на основании документов, представленных балансодержателем
в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374.
Порядком предусмотрено, что находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, подлежит безвозмездной передаче
в муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, решение о безвозмездной передаче государственного имущества в собственность муниципального образования может быть принято после заключения между учреждением и органом местного самоуправления, муниципальным унитарным предприятием или учреждением договора аренды либо безвозмездного пользования государственным имуществом.
При этом, порядок согласования сделок по распоряжению имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за государственными учреждениями Свердловской области, предусмотрен постановлением Правительства Свердловской области от 26.12.2012 № 1533-ПП (См. информацию в разделе «Информация
о согласовании сделок государственными предприятиями и учреждениями»).
При соблюдении условий Порядка Учреждение – балансодержатель имущества представляет в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области документы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерацииот 13.06.2006 № 374 .
1. Письменное обращение учреждения (балансодержателя) об изъятии
из оперативного управления неиспользуемого, используемого не по назначению, излишнего имущества с обоснованием необходимости его изъятия на официальном бланке организации.
Обращение должно содержать:
1) наименование имущества, предлагаемого к изъятию из оперативного управления (точное наименование с указанием кадастрового номера объекта, месторасположение);
2) сведения о балансовой и остаточной стоимости имущества;
3) сведения о предлагаемом получателе имущества;
4) перечень документов, прилагаемых к обращению;
5) подпись руководителя и главного бухгалтера учреждения.
Обращение направляется на имя Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области, либо Заместителя Министра
по управлению государственным имуществом Свердловской области.
2. В случае передачи двух и более объектов недвижимости учреждением
к обращению дополнительно прикладывается Перечень имущества, предлагаемого
к изъятию .
Перечень оформляется в письменной (и на электронном носителе), подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. ПРИМЕР ЗАЯВЛЕНИЯ Приложение 10
3. Письменное согласование отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области об изъятия имущества из оперативного управления подведомственного государственного учреждения.
4. Документы, подтверждающие право собственности Свердловской области
и право оперативного управления на подлежащий передаче объект недвижимого имущества (копия свидетельства о государственной регистрации права собственности Свердловской области; копия свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления учреждения на объект недвижимости, либо выписка из ЕГРН).
5. Информация о земельном участке, на котором расположен подлежащий
к передаче объект недвижимого имущества, (копия кадастрового паспорта на земельный участок, на котором расположен подлежащий передаче объект недвижимости; (копия свидетельства о праве собственности на земельный участок,
на котором расположен объект недвижимости, либо выписка из ЕГРН).
6. Актуальные сведения, подтверждающие идентификационные признаки объекта недвижимого имущества (копия кадастрового паспорта объекта недвижимости; копия технического паспорта на объект недвижимости).
7. Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (2 экземпляра).
Инструкция по заполнению актов о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от балансодержателя имущества в государственную казну Свердловской области и из государственной казны Свердловской области — получателю имущества прилагается ( ИНСТРУКЦИЯ ).
8. Шаблон, подлежащих передаче объектов по форме, установленной Министерством, в электронном виде ( ШАБЛОН 1 ШАБЛОН 2) .
9. Фото объекта (не менее 4 фотографий с разных сторон).
10. Технико-экономическое обоснование передачи.
Технико-экономическое обоснование должно содержать:
1) краткую историю объекта и его использования учреждением,
2) причины, по которым в настоящее время объект не используется учреждением-балансодержателем.
3) экономические затраты на содержание объекта (период год) в табличной форме, экономический эффект при изъятии имущества учреждения-балансодержателя.
11. Документы, указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374, но не перечисленные в данном файле.
Порядок передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование
Об утверждении Правил заключения без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества, относящегося к сценическому оформлению спектакля (представления) или стационарному сценическому оборудованию и закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными организациями культуры, для использования указанного имущества в театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятиях и перечня видов указанного имущества
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2021 г. № 1610
МОСКВА
Об утверждении Правил заключения без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества, относящегося к сценическому оформлению спектакля (представления) или стационарному сценическому оборудованию и закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными организациями культуры, для использования указанного имущества в театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятиях и перечня видов указанного имущества
В соответствии с частью 36 статьи 171 Федерального закона «О защите конкуренции» Правительство Российской Федерации постановляет:
Правила заключения без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества, относящегося к сценическому оформлению спектакля (представления) или стационарному сценическому оборудованию и закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными организациями культуры, для использования указанного имущества в театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятиях;
перечень видов государственного или муниципального имущества, относящегося к сценическому оформлению спектакля (представления) или стационарному сценическому оборудованию и закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными организациями культуры, для использования указанного имущества в театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятиях, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования осуществляется без проведения конкурсов или аукционов.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 24 сентября 2021 г. № 1610
ПРАВИЛАзаключения без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества, относящегося к сценическому оформлению спектакля (представления) или стационарному сценическому оборудованию и закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными организациями культуры, для использования указанного имущества в театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятиях
1. Настоящие Правила определяют порядок и условия заключения без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества, относящегося к сценическому оформлению спектакля (представления) или стационарному сценическому оборудованию и закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными организациями культуры, для его использования в театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятиях в соответствии с перечнем видов государственного или муниципального имущества, относящегося к сценическому оформлению спектакля (представления) или стационарному сценическому оборудованию и закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными организациями культуры, для использования указанного имущества в театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятиях, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования осуществляется без проведения конкурсов или аукционов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2021 г. № 1610 «Об утверждении Правил заключения без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества, относящегося к сценическому оформлению спектакля (представления) или стационарному сценическому оборудованию и закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными организациями культуры, для использования указанного имущества в театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятиях и перечня видов указанного имущества» (далее соответственно — договоры, сценическое имущество, организации культуры).
2. Организация культуры в целях заключения договора размещает на 30 дней на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о наличии сценического имущества, предполагаемом сроке аренды, размере арендной платы и проект договора, содержащий в том числе существенное условие, предусмотренное пунктом 11 настоящих Правил.
В случае если в течение 30 дней со дня размещения указанных информации и проекта договора не поступило ни одной заявки на заключение договора (далее — заявка), организация культуры вправе разместить ее повторно в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта.
3. В целях заключения договора юридическое лицо или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (далее — хозяйствующий субъект), направляет (в электронной форме) через официальный сайт организации культуры в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заявку, содержащую следующие сведения:
а) наименование хозяйствующего субъекта, сведения о месте нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона;
б) потребность хозяйствующего субъекта в сценическом имуществе;
в) сведения о театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятиях, в которых хозяйствующий субъект планирует использовать сценическое имущество.
4. Хозяйствующий субъект, являющийся физическим лицом, прилагает к заявке копию документа, удостоверяющего его личность.
Хозяйствующий субъект, являющийся индивидуальным предпринимателем, прилагает к заявке копию документа, удостоверяющего его личность, и полученную в течение одного месяца до даты направления заявки выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Хозяйствующий субъект, являющийся юридическим лицом, прилагает к заявке полученную в течение одного месяца до даты направления заявки выписку из Единого государственного реестра юридических лиц.
5. Организация культуры рассматривает заявку с прилагаемыми к ней документами в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления и информирует (в письменной форме) хозяйствующий субъект:
а) о согласии организации культуры заключить с хозяйствующим субъектом договор в отношении сценического имущества, не относящегося к особо ценному движимому имуществу;
б) о направлении учредителю (в письменной форме) обращения о согласовании передачи хозяйствующему субъекту в аренду или безвозмездное пользование сценического имущества, относящегося к особо ценному движимому имуществу;
в) об отказе хозяйствующему субъекту в заключении договора.
6. Основаниями для отказа хозяйствующему субъекту в заключении договора являются:
а) отсутствие в заявке сведений, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил;
б) непредставление документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил;
в) наличие в представленных сведениях и документах, указанных в подпункте «а» пункта 3 и пункте 4 настоящих Правил, недостоверной информации;
г) несоответствие мероприятий, в которых хозяйствующий субъект планирует использовать сценическое имущество, театрально-зрелищным, культурно-просветительским или зрелищно-развлекательным мероприятиям, в которых хозяйствующий субъект вправе использовать сценическое имущество в соответствии с частью 36 статьи 171 Федерального закона «О защите конкуренции»;
д) наличие у хозяйствующего субъекта неисполненных обязательств по ранее заключенным с организацией культуры договорам.
7. В случае поступления в организацию культуры от 2 и более хозяйствующих субъектов заявок в отношении одного вида (видов) сценического имущества решение о направлении учредителю обращения, предусмотренного подпунктом «б» пункта 5 настоящих Правил, принимается в порядке очередности исходя из даты поступления заявок.
8. Передача организацией культуры в аренду или безвозмездное пользование сценического имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, осуществляется самостоятельно организацией культуры.
Передача организацией культуры в аренду или безвозмездное пользование сценического имущества, отнесенного к особо ценному движимому имуществу, подлежит согласованию с собственником такого имущества и органом, осуществляющим функции и полномочия ее учредителя, в случаях и в порядке, которые предусмотрены:
Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2007 г. № 662 «Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения», и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения», — в отношении федеральных организаций культуры;
законодательством субъектов Российской Федерации — в отношении организаций культуры субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — в отношении муниципальных организаций культуры.
9. Организация культуры заключает с хозяйствующим субъектом договор в отношении сценического имущества, не относящегося к особо ценному движимому имуществу.
Организация культуры после получения согласования собственника имущества, отнесенного к особо ценному движимому имуществу, и органа, осуществляющего функции и полномочия ее учредителя, заключает с хозяйствующим субъектом договор в отношении такого имущества.
10. Организация культуры в течение 10 дней со дня заключения договора уведомляет в письменной форме учредителя о заключении договора (с приложением перечня переданного в аренду или безвозмездное пользование сценического имущества и указанием срока его передачи в аренду или безвозмездное пользование).
11. Существенным условием договора является запрет на сдачу в субаренду сценического имущества, предоставление сценического имущества в безвозмездное пользование другим лицам, а также на использование сценического имущества в целях, не предусмотренных частью 36 статьи 171 Федерального закона «О защите конкуренции».
12. Размер арендной платы по договору аренды в отношении сценического имущества определяется на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы, подготовленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
13. Контроль за целевым использованием переданного хозяйствующему субъекту в аренду или безвозмездное пользование сценического имущества осуществляется организацией культуры.
В случае нарушения хозяйствующим субъектом условий договора организация культуры обязана принять меры, направленные на устранение такого нарушения или расторжение договора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
____________
УТВЕРЖДЕНпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 24 сентября 2021 г. № 1610
ПЕРЕЧЕНЬвидов государственного или муниципального имущества, относящегося к сценическому оформлению спектакля (представления) или стационарному сценическому оборудованию и закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными организациями культуры, для использования указанного имущества в театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятиях, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования осуществляется без проведения конкурсов или аукционов
I. Имущество, относящееся к сценическому оформлению спектакля (представления)
2. Реквизит и предметы бутафории
3. Одежда сцены — занавес, арлекин, кулиса, падуга, задник
4. Сценическая мебель
5. Театральные, сценические костюмы и обувь
6. Головные уборы и гримерно-постижерские изделия
7. Музыкальные инструменты
8. Театральные куклы
II. Имущество, относящееся к стационарному сценическому оборудованию
9. Звукотехническое оборудование
10. Видеотехническое оборудование
11. Инженерно-техническое оборудование
12. Радиошумовое оборудование
13. Осветительное и электронное оборудование
14. Эксплуатационное механооборудование
15. Мультимедийное оборудование и видеокамеры
16. Проекционные экраны
17. Сценический линолеум и щитовой балетный настил
НТВП «Кедр — Консультант»
Подписка на обзоры и консультационные материалы.
Услуги
Вправе ли ссудополучатель, которому в безвозмездное пользование передано недвижимое имущество, сдать третьему лицу в аренду (возмездное пользование) указанное недвижимое имущество?
Вопрос
Вправе ли ссудополучатель, которому в безвозмездное пользование передано недвижимое имущество, сдать третьему лицу в аренду (возмездное пользование) указанное недвижимое имущество?
Ответ юриста
Ссудополучатель вправе передать переданное ему в безвозмездное пользование недвижимое имущество в аренду третьим лицам, однако для этого ему необходимо получить согласие собственника имущества (ссудодателя).
Согласно п. 1 ст. 689 Гражданского кодекса РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Ссудополучатель несет риск случайной гибели или случайного повреждения полученной в безвозмездное пользование вещи, если вещь погибла или была испорчена в связи с тем, что он использовал ее не в соответствии с договором безвозмездного пользования или назначением вещи либо передал ее третьему лицу без согласия ссудодателя (ст. 696 ГК РФ).
Ссудодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора безвозмездного пользования в случаях, когда ссудополучатель без согласия ссудодателя передал вещь третьему лицу (п. 1 ст. 698 ГК РФ).
Таким образом, хотя положениями ГК РФ прямо не предусмотрена возможность передачи ссудополучателем полученной по договору ссуды вещи третьему лицу, однако приведенные нормы указывают на то, что с согласия собственника вещи такая передача возможна.
Следовательно, получив соответствующее согласие собственника, ссудополучатель имеет право передать в аренду вещь, полученную в безвозмездное пользование.
В п. 2 ст. 689 ГК РФ перечислены нормы, которые применяются к договору безвозмездного пользования. Пункт 2 ст. 615 ГК РФ, которым предусмотрено право арендатора с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду, в названном перечне не указан. Вместе с тем в гл. 36 ГК РФ, регулирующей положения о договоре безвозмездного пользования, отсутствует норма, запрещающая ссудополучателю сдавать имеющееся у него во временном пользовании имущество в аренду. По общему правилу право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Однако арендодателями могут быть также лица, управомоченные собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ). Поэтому при наличии соответствующих полномочий ссудополучатель может с согласия собственника сдавать в аренду имущество, полученное в безвозмездное пользование.
Это подтверждается и судебной практикой (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 07.05.2010 по делу N А75-2599/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 09.11.2006 N Ф08-5337/2006, от 10.03.2009 N А53-8833/2008-С2-50).
Однако судами была высказана и иная точка зрения по данному вопросу. Так, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 24.05.2005 N Ф03-А73/05-1/1029 пришел к выводу, что ссудополучатель не обязан получать согласие ссудодателя, если договор безвозмездного пользования не содержит положений, запрещающих передавать помещение третьим лицам по договору аренды без согласия ссудодателя.
При этом договор субаренды может быть заключен в отношении имущества, являющегося предметом аренды (ст. 615 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации недвижимое имущество передано по договору ссуды, поэтому передача его ссудополучателем за плату во временное владение и пользование или во временное пользование должна осуществляться не по договору субаренды, а по договору аренды имущества (ст. 606 ГК РФ).
Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, март 2018 г.
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.