Объединение земельных участков с разным разрешенным использованием

Законодательство - законы и кодексы Российской Федерации.Полные тексты документов в последней редакции. Аналитические профессиональные материалы. Новости законодательства РФ

Объединение земельных участков с разным разрешенным использованием

Объединение земельных участков с разным разрешенным использованием

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Два земельных участка были предоставлены в аренду в 2017 году с разрешенным видом использования «отдельно стоящие усадебные жилые дома с участками, с возможностью содержания и разведения домашнего скота и птицы». В настоящее время арендатор обратился с заявлением об объединении этих участков и установлении вида разрешенного использования вновь образованному земельному участку в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования — для ведения личного подсобного хозяйства.
Противоречит ли это ЗК РФ?

1. В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 11.2 ЗК РФ. При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается (ч. 1 ст. 11.6 ЗК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 11.8 ЗК РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Подпунктом 5 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка, являющегося исходным, в случае предоставления в аренду земельного участка, образованного из исходного земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок предоставлен юридическому лицу для комплексного освоения территории.
Таким образом, из приведенных выше правовых норм следует, что запрета на объединение земельных участков, находящихся у лица на праве аренды, земельное законодательство не содержит. Однако такое объединение возможно при условии соблюдения требований к образуемым земельным участкам, предусмотренным ст. 11.9 ЗК РФ и нормативам градостроительных регламентов (п. 8, 9 ст. 1 ГрК РФ).
Рекомендуем ознакомиться с судебной практикой, отражающей особенности формирования данных земельных участков, а также частные случаи невозможности такого объединения, смотрите, например: постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2018 г. N 08АП-9900/18, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2019 г. N Ф04-6921/18 по делу N А46-5420/2018, апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 14 ноября 2014 г. по делу N 33-6729/14; постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2013 г. N 3463/13; апелляционное определение СК по административным делам Свердловского областного суда от 18 марта 2015 г. по делу N 33-3995/2015.
2. В соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее — Требования), вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям ЕГРН, о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.
В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в межевом плане на основании:
— градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования;
— разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (копия такого разрешения включается в состав приложения межевого плана);
— акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН);
— вступившего в законную силу судебного акта (копия такого документа включается в состав Приложения).
Таким образом, вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ (смотрите письмо Министерства экономического развития РФ от 25 сентября 2019 г. N 13791-ОГ Об определении вида разрешенного использования образуемого земельного участка).
В связи с изложенным полагаем, что в рассматриваемом случае вид разрешенного использования образуемого земельного участка должен соответствовать виду разрешенного использования исходных земельных участков.
3. Дополнительно сообщаем, что в соответствии с п. 12, 13 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Как видно из указанных положений, законодатель разграничивает процедуру изменения разрешенного использования земельного участка (данная процедура регулируется ст. 37 ГрК РФ) и процедуру установления соответствия вида разрешенного использования федеральному классификатору (данная процедура регулируется п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
По нашему мнению, орган местного самоуправления на основании заявления правообладателя земельного участка может установить соответствие видов разрешенного использования родительских земельных участков коду 2.2. для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540. Полагаем, что только в этом случае образование земельного участка с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства будет соответствовать требованиям действующего законодательства.
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

27 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Письмо Росреестра от 11.06.2020 N 13-5223-АБ/20 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 11 июня 2020 г. N 13-5223-АБ/20

ВИДА РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Вопрос: Просим представить позицию по вопросам, связанным с установлением (изменением) видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности области, которые предназначены для строительства и (или) реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения области, легкорельсового транспорта, транспортно-пересадочных узлов регионального значения, либо уже занятых указанными объектами и сообщает

Ответ: В соответствии с Положением о Росреестре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (далее — Положение N 457), Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению N 457 Росреестр не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное, имеющее силу закона разъяснение (толкование) федерального закона, должно осуществляться, равно как и принятие, подписание и обнародование актов законодательного органа, то есть с обязательным соблюдением требований статей 105, 106 и 107 Конституции Российской Федерации, предъявляемых к принятию федеральных законов.

Читайте также  Споры по границам земельных участков судебная практика

Вместе с тем по изложенным в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно пункту 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 (далее — Требования), вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН), о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в межевом плане на основании:

градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования;

разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (копия такого разрешения включается в состав приложения межевого плана, далее — Приложение);

акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН);

вступившего в законную силу судебного акта (копия такого документа включается в состав Приложения);

проектной документации лесных участков в отношении лесных участков.

Таким образом, вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Однако согласно пункту 3 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.

На основании статей 36 и 37 Градостроительного кодекса использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

В настоящее время федеральным законодательством не предусмотрен общий порядок установления, изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется.

Регулирование на системной и комплексной основе вопросов, связанных с установлением, изменением видов разрешенного использования земельных участков предусматривается проектом федерального закона N 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 9 октября 2018 года).

Вместе с тем федеральным законодательством предусмотрен ряд отдельных случаев определения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются:

в соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» вид разрешенного использования земельных участков устанавливается в соответствии с документацией по планировке территории опережающего социально-экономического развития;

в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 43-ФЗ) для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 Закона N 43-ФЗ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются и изменяются проектом планировки территории, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы. Документация по планировке территории, а также решения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, подготовленные на основании такой документации, являются основанием для внесения в ЕГРН сведений о видах разрешенного использования земельных участков;

в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса текстовая часть проекта межевания территории включает в себя вид (виды) разрешенного использования лесных участков (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ, образуемых и (или) изменяемых лесных участков);

в соответствии с подпунктом 10 пункта 9 статьи 39.15 Земельного кодекса в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка. Согласно подпункта 1 пункта 9 статьи 39.15 Земельного кодекса принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка допускается в числе прочего и в случае образования земельного участка на основании проекта межевания территории.

Таким образом, в настоящее время по общим правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации определение вида разрешенного использования образуемого земельного участка, на который не распространяется действие градостроительного регламента, может осуществляться при принятии решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка.

Одновременно отмечаем, что содержание вида разрешенного использования «автомобильный транспорт» (код 7.2) в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, предусматривает в том числе размещение зданий (код 7.2.2) и стоянок автомобильного транспорта (7.2.3), которые не являются линейными объектами.

Таким образом, указание вида разрешенного использования «автомобильный транспорт» не является однозначным указанием на размещение на соответствующем земельном участке именно линейного объекта.

По информации Управления Росреестра по Московской области в трех случаях (земельные участки с кадастровыми номерами , , ) к заявлениям об изменении вида разрешенного использования земельных участков были приложены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схема), утвержденные распоряжениями Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 11 сентября 2017 г. NN , , от 15 сентября 2017 г. N . Однако представление такого документа необходимо только в случае государственного кадастрового учета в связи с образованием земельных участков, но не в связи с изменением вида разрешенного использования существующего земельного участка. Кроме того, образование земельных участков для строительства или реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения, в том числе при изъятии для государственных или муниципальных нужд, осуществляется исключительно на основании проекта межевания территории (статьи 11.3 и 56.3 Земельного кодекса).

Дополнительно отмечаем, что согласно пункту 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

Объединение земельных участков с разным видом разрешенного использования

По существующему законодательству, объединить земельные участки (ЗУ) в один можно только в том случае, если у них один вид разрешенного использования (ВРИ). При этом, часто возникает потребность в объединении участков с разным ВРИ. Вся процедура проводится строго по регламенту и согласно Земельного кодекса.

Объединение земельных участков с разным видом разрешенного использования — правила и инструкция по изменению ВРИ

Что говорит Закон об объединении земельных участков?

Земельный кодекс устанавливает требования к ЗУ, которые можно объединить:

  • участки имеют один ВРИ
  • находятся в пределах одного кадастрового образования
  • стоят на кадастровом учете
  • при объединении не будут превышены максимально допустимые размеры, установленные для этой категории земель
  • все объединяемые ЗУ предоставлены на одинаковых правах (собственность, бессрочное пользование, наследуемое владение)

Эти требования должны быть соблюдены полностью. Если хотя бы одно не соблюдается, создать из нескольких участков один не получится!

Одна из самых частых причин для отказа — разный вид разрешенного использования ЗУ. Прежде чем объединять земли, нужно изменить их ВРИ.

Смена вида разрешенного использования

Смена зонирования

Перераспределение границ земельных участков

Для того чтоб использовать ЗУ с другими целями, нужно либо менять ВРИ, либо получать разрешение на вспомогательный вид. Поэтому объединить земли с разным разрешенным использованием в обычном порядке, без его изменения, невозможно.

Такой объединенный участок было бы невозможно использовать по закону. Например, один ЗУ предназначен для индивидуального строительства, второй — для садоводства и огородничества. Чтобы их объединить — у одного из них придется изменить ВРИ.

По закону при объединении старые ЗУ снимают с кадастрового учета. Они перестают существовать как самостоятельные единицы. На кадастр ставят новый участок. Всю информацию по ЗУ — площадь, границы, категория, вид разрешенного использования и т.д. — вносят в реестр.

Изменение вида разрешенного использования ЗУ

Сначала нужно привести в соответствие виды разрешенного использования. То есть поменять ВРИ таким образом, чтобы у всех ЗУ он был одинаковый. С одной стороны, это достаточно простая процедура. Подать заявление можно онлайн. С другой стороны, изменение разрешенного использования имеет свои нюансы.

Читайте также  Кто устанавливает ставки земельного налога?

Для изменения ВРИ нужно подать заявление. Сделать это может собственник или правообладатель земельного участка. Вместе с заявлением нужно предоставить документы:

  • Паспорт.
  • Правоустанавливающие документы на ЗУ.

Большинство документов местная администрация запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия. Поэтому заявитель имеет право их не предоставлять. К этой категории относятся выписки из реестров, ГПЗУ и т.д. Ответ на заявление вы получите через 15 рабочих дней. В том случае, если вы изменяете вид разрешенного использования, чтобы строить капитальный объект, срок рассмотрения составит 45 дней.

Если администрация вынесла положительное решение, она подает документы в Росреестр. На основании решения об изменении разрешенного использования вносят изменения в ЕГРН. Вы получаете выписку с новыми характеристиками участка.

Администрация может отказать в изменении вида использования. Если вы считаете, что вам отказали не правомерно, можно обжаловать решение через суд. Не всегда ВРИ можно изменить.

Только после того, как вид разрешенного использования изменен и в ЕГРН внесены все изменения, можно начинать процедуру объединения земельных участков.

Почему могут отказать в объединении участков?

Несмотря на то, что процедура достаточно проста, риск отказа есть на каждом ее этапе. Чаще всего можно получить отказ в изменении ВРИ одного из участков.

Нельзя изменить разрешенное использование участков в следующих случаях:

  • участок находится в собственности муниципалитета, а вы на торгах заключили с администрацией договор аренды
  • земля находится в аренде, и договором между собственником и арендатором определен вид использования земли
  • при изменении разрешенного использования будут нарушены предельные размеры участка. Эти нормы установлены в Правилах землепользования.

Как узнать, можно ли изменить вид разрешенного использования ЗУ?

Рекомендуем заранее узнать перспективы изменения вида разрешенного использования. Это можно сделать разными способами:

  • Изучить ПЗЗ и ГПЗУ. В градостроительных документах указывают все возможные виды разрешенного использования для земельных участков. Вы можете заказать выписку и узнать, какие ВРИ установлены для вашего ЗУ.
  • Градостроительные регламенты для территориальной зоны. Здесь вы также можете найти информацию обо всех ВРИ — основных, условно разрешенных, вспомогательных. Градостроительные регламенты являются частью ПЗЗ. Найти их можно на официальном сайте административного образования.
  • Подобрать вид использования, который будет максимально соответствовать цели изменения. В каждой группе ВРИ есть разные варианты использования. Из этого перечня и нужно выбирать подходящий вариант.

Если вы не хотите заниматься поисками самостоятельно, можно обратиться за помощью в Группу Компаний АБАЖУР. Мы досконально изучим Вашу ситуацию и примем единственно правильный путь с минимальным риском получить отказ.

Какие необходимы согласования для объединения участков?

Если вы единственный собственник всех объединяемых участков и на них нет обременений, никакие согласования не нужны. В остальных случаях придется получить согласие заинтересованных лиц.

  • Получить согласие от всех собственников объединяемых земель. После того, как будет сформирован один ЗУ, он будет в долевой собственности. Если хотя бы один из собственников не дает согласия, объединить земли вам не разрешат. Решить такие вопросы можно через суд.
  • Получить согласие третьих лиц, чьи интересы могут быть затронуты. Это необходимо в том случае, если на земле есть обременение. Например, один из участков находится в залоге у банка. В этом случае нужно получить разрешение от кредитной организации. Здесь нужно быть осторожнее. По закону после объединения обременение будет распространяться не на долю земли, а на весь новый ЗУ.

После этого нужно заключить договор с кадастровым инженером.

Объединение земельных участков

Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

Это особая процедура урегулирования права на земельную собственность.

Она проводится в соответствии с требованиями, изложенными в ЗК РФ.

Объединению подлежат смежные наделы, обретающие в итоге единое назначение и получающие статус личной либо общей собственности. Процесс состоит из нескольких этапов и может производиться только при соблюдении ряда условий, указанных в законодательстве. Подробнее о процедуре расскажем в этом материале.

Объединение земельных участков

Согласно ЗК РФ объединить можно наделы, находящиеся в бессрочном или безвозмездном срочном пользовании, пожизненном наследуемом владении, при условии, что правами на них обладает одно лицо.

Допускается объединение наделов в тех случаях, когда один или несколько из них обременены залогом

При этом закон устанавливает ряд требований:

  • участки должны быть смежными;
  • границы устанавливаются согласно требованиям действующего законодательства;
  • границы должны определяться с надлежащей точностью;
  • участки должны составлять одну категорию земель;
  • наделы должны находиться в одном муниципальном образовании;
  • правом на бессрочное или безвозмездное срочное пользование должно обладать одно лицо;
  • необходимо сохранять право на пользование недвижимыми объектами, расположенными на объединяемых территориях.

Законодательство требует, чтобы объединение угодий происходило без вклинивания, изломанности границ, создания препятствий для размещения объектов недвижимости и прочих недостатков, препятствующих рациональному и правомерному использованию земель.

Способы и порядок образования нового участка описаны в ст. 11 ЗК РФ. При этом объединение разрешается лишь в тех случаях, когда в процессе проведения процедуры не превышаются градостроительные нормы по площади, устанавливаемые региональным законодательством. Также не должны нарушаться личные права собственников или дольщиков на землю.

Объединение наделов с разным разрешенным использованием

Если необходимо объединить территории с разным разрешенным использованием (к примеру, на одном ведется строительство, а другой предназначен для сельского хозяйства), законодательство требует привести их к одному и тому же виду.

Нужно обратиться в местную администрацию и внести соответствующие изменения в реестр прав на недвижимость и документы на собственность.

После приведения участков к единой категории и виду пользования собственники должны подать в местную администрацию оригиналы или заверенные копии правоустанавливающих документов, личных паспортов, кадастрового паспорта и межевого плана, а также предоставить заявление на проведение соответствующей процедуры. После согласования с администрацией проводится межевание. Затем собственнику или собственникам следует подать в кадастровую палату заявление с просьбой поставить новый надел на учет.

В итоге гражданину выдадут новый кадастровый паспорт и свидетельство на право собственности. Важно помнить, что целевое использование наделов находится под строгим контролем государственных органов. Нарушителей могут обязать выплатить штраф или даже лишить права собственности на угодье.

Постановление об объединении

Оно представляет собой разрешительный документ, выдаваемый местной администрацией перед проведением процедуры. Для его получения необходимо выполнить несколько шагов. Собственник земли должен предоставить свое решение об объединении участков в письменном виде (нотариальное удостоверение не обязательно). Если территориями владеет группа лиц на равных условиях, они должны сформировать коллективное решение с четко выраженным согласием на объединение и поставить под ним личные подписи.

Дополнительно к решению составляется заявление с учетом требований, изложенных в ЗК РФ. Документы подаются в местную администрацию. После изучения бумаг сотрудники администрации приступают к подготовке проекта постановления, который проходит согласование с собственниками.

В результате выпускается постановление об объединении земельных наделов с последующим присвоением образованному объекту недвижимости нового почтового адреса

Процедура объединения земель на этом не завершается. Владельцы должны собрать и подготовить список необходимых документов для регистрации. После обращения граждан соответствующий территориальный орган должен направить на объект кадастрового инженера, который проведет обследование земельного объекта и зафиксирует необходимые технические данные. Далее собственники должны предоставить в кадастровую палату постановление об объединении участков, правоустанавливающие документы, справку из кадастрового учета и разрешение от муниципалитета, если объединяемые участки находятся в аренде.

Сотрудники кадастровой палаты составят унифицированное заявление и передадут на подпись обратившимся гражданам. По прошествии 30 дней им выдадут на руки правоустанавливающий документ в виде свидетельства на землю с присвоением кадастрового идентификатора.

Резюме

Соблюдая нормы законодательства и предусмотренный порядок оформления прав на угодье, граждане имеют возможность объединить смежные участки в один в течение месяца.

Если вы не уверены в своих силах, обратитесь к юристу, который поможет на каждом этапе процедуры объединения наделов.

Когда разрешенное использование нового земельного участка может не соответствовать исходному?

3 июня 2020 года, 14:16 просмотров: 764

Росреестр определил случаи, когда вид разрешенного использования (Далее – ВРИ) образуемых земельных участков, может не соответствовать ВРИ земельных участков, из которых образуются такие участки.

Пунктом 51 Требований к межевому плану, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921, также пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ (Далее – ЗК РФ) определено, что «вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации».

Однако, Росреестр принимает во внимание следующие положения:

  1. согласно пункту 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на участки. Указанные лица могут использовать землю в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
  2. В силу пункта 4 статьи 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
  • виды их использования не входят в перечень ВРИ;
  • их размеры не соответствуют предельным значениям, которые установлены градостроительным регламентом.

И сообщает о невозможности в некоторых случаях образовывать земельные участки с ВРИ, соответствующему ВРИ исходных земельных участков:

  1. Образование земельных участков, которые являются имуществом общего пользования, при разделе земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.

Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проекту межевания территории,утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;

2) проектной документацией лесных участков;

3) утвержденной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ. (Что такое Схема ЗУ на КПТ мы сообщали ранее)

Согласно пункту 4 статьи 11.4 ЗК РФ раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Таким образом, у участков, которые относятся к имуществу общего пользования и образуемых из земельного участка, предоставленного СНТ, может быть указан иной ВРИ, не соответствующий исходному, выбранный в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки.

  1. Образование земельных участков, которые будут изъяты для государственных или муниципальных нужд, при разделе земельного участка на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Читайте также  Что такое пай на земельный участок?

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, указанным в соответствии со статьей 49 ЗК РФ (Об основаниях для изъятия участка мы писали ранее).

В связи с чем, земельному участку, образуемому путем раздела, и планируемому к изъятию может быть выбран иной от исходного ВРИ.

  1. Образование земельных участков в результате перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

ВРИ образуемых земельных участков может соответствовать ВРИ земельных участков, из которых образуются земельные участки, а также сведения о выбранных или установленных ВРИ могут быть указаны в межевом плане на основании:

1)градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок;

2)акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка;

3)разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;

4)проектной документации лесных участков в отношении лесных участков;

5)вступившего в законную силу судебного акта.

Кроме того, при объединении нескольких смежных земельных участков с разным ВРИ, выбор ВРИ образуемого земельного участка от одного из исходных земельных участков, не будет противоречить требованиям пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ.

Также при перераспределении нескольких смежных земельных участков, имеющих разный ВРИ, ВРИ вновь образуемых в результате такого перераспределения земельных участков может быть также разный, но не отличный от вида использования исходных участков.

Отметим, что при образовании земельных участков из участков с разными видами разрешенного использования, можно выбрать любой ВРИ, который соответствует одному из ВРИ исходных земельных участков, при этом вновь образованный участок должен соответствовать предельным параметрам, установленными градостроительным регламентом.

Объединение земельных участков с разным разрешенным использованием: правила и инструкция по изменению ВРИ

Содержание

  1. Что говорит закон об объединении
  2. Изменение ВРИ
  3. Когда могут отказать
  4. Как узнать, можно ли изменить ВРИ
  5. Согласования
  6. Межевание
  7. Постановка объединенного участка на кадастровый учет

По закону объединить участки в один можно, если у них один вид разрешенного использования (ВРИ). Но иногда возникает необходимость в объединении земель с разным ВРИ. Процедура проводится по регламенту, указанному в Земельном кодекса.

Что говорит закон об объединении

Земельный кодекс устанавливает требования к ЗУ, которые можно объединить:

  • Имеют один ВРИ.
  • Находятся в пределах одного кадастрового образования.
  • Стоят на кадастре.
  • При объединении не будут превышены максимально допустимые размеры, установленные для этой категории земли.
  • Все объединяемые ЗУ предоставлены на одинаковых правах (собственность, бессрочное пользование, наследуемое владение).

Эти требования должны быть соблюдены полностью. Если хотя бы одно не соблюдается, создать из нескольких участков один не получится.

Одна из самых частых причин для отказа – разный вид разрешенного использования ЗУ. Прежде чем объединять земли, нужно изменить их ВРИ.

Для того чтоб использовать ЗУ с другими целями, нужно либо менять ВРИ, либо получать разрешение на вспомогательный вид. Поэтому объединить земли с разным разрешенным использованием в обычном порядке, без его изменения, невозможно.

Такой объединенный участок было бы невозможно использовать по закону. Например, один ЗУ предназначен для индивидуального строительства, второй – для садоводства и огородничества. Чтобы их объединить – у одного из них придется изменить ВРИ.

По закону при объединении старые ЗУ снимают с кадастрового учета. Они перестают существовать как самостоятельные единицы. На кадастр ставят новый участок. Всю информацию по ЗУ – площадь, границы, категория, вид разрешенного использования и т.д. – вносят в реестр.

Изменение ВРИ

Сначала нужно привести в соответствие виды разрешенного использования. То есть поменять ВРИ таким образом, чтобы у всех ЗУ он был одинаковый. С одной стороны, это достаточно простая процедура. Подать заявление можно онлайн. С другой стороны, изменение разрешенного использования имеет свои нюансы. Узнайте, как поступить лучше в вашем случае, на консультации в компании инженерных изысканий «Геомер групп».

Для изменения ВРИ нужно подать заявление. Сделать это может собственник или правообладатель земельного участка. Вместе с заявлением нужно предоставить документы:

  • Паспорт.
  • Правоустанавливающие документы на ЗУ.

Большинство документов местная администрация запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия. Поэтому заявитель имеет право их не предоставлять. К этой категории относятся выписки из реестров, ГПЗУ и т.д. Ответ на заявление вы получите через 15 рабочих дней. В том случае, если вы изменяете вид разрешенного использования, чтобы строить капитальный объект, срок рассмотрения составит 45 дней.

Если администрация вынесла положительное решение, она подает документы в Росреестр. На основании решения об изменении разрешенного использования вносят изменения в ЕГРН. Вы получаете выписку с новыми характеристиками участка.

Администрация может отказать в изменении вида использования. Если вы считаете, что вам отказали не правомерно, можно обжаловать решение через суд. Не всегда ВРИ можно изменить. Чтобы оценить вероятность положительного исхода дела, обратитесь за консультацией к нашему эксперту.

После того, как вид разрешенного использования изменен и в ЕГРН внесены все изменения, можно начинать процедуру объединения земельных участков.

Когда могут отказать

Несмотря на то, что процедура достаточно проста, риск отказа есть на каждом ее этапе. Чаще всего можно получить отказ в изменении ВРИ одного из участков. Нельзя изменить разрешенное использование в следующих случаях:

  • Участок находится в собственности муниципалитета, а вы на торгах заключили с администрацией договор аренды.
  • Когда земля находится в аренде, и договором между собственником и арендатором определен вид использования земли.
  • При изменении разрешенного использования будут нарушены предельные размеры участка. Эти нормы установлены в Правилах землепользования.

Как узнать, можно ли изменить ВРИ

Рекомендуем заранее узнать перспективы изменения вида разрешенного использования. Это можно сделать разными способами:

  1. Изучить ПЗЗ и ГПЗУ. В градостроительных документах указывают все возможные виды разрешенного использования для земельных участков. Вы можете заказать выписку и узнать, какие ВРИ установлены для вашего ЗУ.
  2. Градостроительные регламенты для территориальной зоны. Здесь вы также можете найти информацию обо всех ВРИ – основных, условно разрешенных, вспомогательных. Градостроительные регламенты являются частью ПЗЗ. Найти их можно на официальном сайте административного образования.
  3. Подобрать вид использования, который будет максимально соответствовать цели изменения. В каждой группе ВРИ есть разные варианты использования. Из этого перечня и нужно выбирать подходящий вариант.

Если вы не хотите заниматься поисками самостоятельно, можно обратиться за помощью в компанию «Геомер групп». На бесплатной консультации наш специалист ознакомится с вашей ситуацией и скажет, каков риск получить отказ.

Согласования

Если вы единственный собственник всех объединяемых участков и на них нет обременений, никакие согласования не нужны. В остальных случаях придется получить согласие заинтересованных лиц.

  • Получить согласие от всех собственников объединяемых земель. После того, как будет сформирован один ЗУ, он будет в долевой собственности. Если хотя бы один из собственников не дает согласия, объединить земли вам не разрешат. Решить такие вопросы можно через суд.
  • Получить согласие третьих лиц, чьи интересы могут быть затронуты. Это необходимо в том случае, если на земле есть обременение. Например, один из участков находится в залоге у банка. В этом случае нужно получить разрешение от кредитной организации. Здесь нужно быть осторожнее. По закону после объединения обременение будет распространяться не на долю земли, а на весь новый ЗУ.

После этого нужно заключить договор с кадастровым инженером. Не хотите вникать в процедуру и тратить свое время на сбор документов? Обращайтесь в компанию «Геомер групп».

Межевание

Межевание — это обязательный этап при объединении ЗУ. Так как новый участок в конце процедуры на кадастровый учет, у него должны быть определены границы. Оно проходит в несколько этапов:

  1. Заключение договора с кадастровым инженером. Проверить право специалиста выполнять такую работу можно на сайте Росреестра. Там же можно посмотреть количество отказов. Это позволит оценить профессионализм специалиста. Заказать межевание вы можете в компании «Геомер групп».
  2. После заключения договора, анализируются документы объединяемых участков.
  3. Начнет подготовку межевого плана. Межевой план для объединения немного отличается от документа, который подготавливают при постановке ЗУ на учет. На плане отображаются границы исходных участков и нового ЗУ. Межевой план подготавливается без выезда и не требует подписи актов согласования.

Постановка объединенного участка на кадастровый учет

После того, как у вас на руках будет подготовленный межевой план, можно регистрировать изменения в Росреестре. Сам процесс регистрации прост, сделать все можно и самостоятельно. Если хотите сэкономить время, наши специалисты будут представлять ваши интересы.

Сначала нужно подать в Росреестр заявление. Будьте внимательны, вам нужно заполнить бланк заявления на объединение участков, иначе его вернут без рассмотрения. Сделать это можно через МФЦ. К заявлению прилагаете документы на те участки, которые вы объединяете, и межевой план, подготовленный инженером.

Неполный пакет документов – одна из частых причин отказа в регистрации. Наши специалисты помогут вам подготовить всю документацию.

После того, как заявление подано, специалисты Росреестра будут его рассматривать. Рассмотрение занимает 7 дней. Дата отсчета – поступление вашего заявления в Росреестр. Поэтому прибавьте к дате его подачи в МФЦ еще 2-3 дня. Такая задержка не будет нарушением закона, так как она вызвана межведомственным взаимодействием.

Если Росреестр принимает положительное решение, старые участки снимут с учета, а новый будет зарегистрирован. Регистрация права собственности происходит одновременно. Если у вновь образованного участка несколько собственников, они получат доли. После завершения процедуры вы получите выписку из ЕГРН на новый ЗУ.

Мария Кравченко/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с покупкой, продажей и оформлением недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Мария Кравченко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AFINA-VOLGA.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: