Виды приватизации земельных участков

Пошаговая инструкция оформления земли в собственность в 2021 упростит процесс, подскажет, как и что делать, в какие государственные органы обращаться, в какой последовательности действовать.

Виды приватизации земельных участков

Оформление земли в собственность

Проблемы с поиском?

Загрузка данных с сервера Росреестра.

Произошла ошибка при обмене данными

Сообщение о ошибке будет направлено администрации портала.

Вы можете воспользоваться ручной формой заказа: Отправить запрос специалисту

По вашему запросу ничего не найдено

Уточните запрос, укажите полностью ваш адрес и проверьте ошибки.
Если найти объект все равно не получается, вы можете воспользоваться ручной формой заказа и наш оператор сам найдет нужный Вам объект: Отправить запрос оператору

Найдено объектов

Кадастровый номер Адрес объекта
Выбрать

Собственник земельного участка может передавать надел по наследству, в аренду, продавать его, но возможно это при наличии справок, подтверждающих прохождение регистрации. Как оформить землю в собственность, в какие органы обращаться, какие бумаги подготовить подскажет представленный материал.

Законодательная база Российской Федерации не стоит на месте, развивается, предлагая гражданам выгодные условия пользования имуществом. Земельные участки, перешедшие в собственность до 2001 года, оформлялись в одном порядке, начиная с 2001 года, процедура изменила характер, теперь действуют нововведения, ознакомиться с которыми рекомендуется каждому.

Оформление земли в собственность в 2021 году носит упрощенный порядок. В этом порядке можно зарегистрировать:

  1. Надел, на который право собственности получено до 2001 года.
  2. Участок с жилым объектом недвижимости (если земля получена до 1990 года).
  3. Земли, предназначенные для сада/огорода, на которых построены дома без разрешения на строительные работы.

Упрощенный порядок оформления предусмотрен для садовых сообществ, кооперативов. Если субъект давно владеет ЗУ, в книге хозяйственного учета есть записи, документы, подтверждающие право собственности старого образца, процедура оформления участка земли в собственность носит упрощенный характер.

Пошаговая инструкция

Владелец земли для эксплуатации надела в рамках закона должен пройти процедуру регистрации. Если этого не сделать, права в пользовании, действиях будут ограничены, сделки признаны незаконными.

Пошаговая инструкция оформления земли в собственность в 2021 году поможет сделать все правильно, в нужной последовательности. Действия субъекта:

  1. Сбор документов.
  2. Обращение в Росреестр.
  3. Подача заявления.
  4. Выписка из ЕГРН

Подать обращение можно не только в Росреестр, но и в МФЦ. Обращение рассматривается на протяжении двух недель с момента приема.

Это процедура, если земля имеет установленные приделы. Если нет, нужно пригласить специалиста для проведения межевания. Если сроки не горят, воспользуйтесь услугой бесплатно, но нужно ждать. Если хотите решить вопрос в короткие сроки, придется заплатить. План межевания нужен для составления акта границ, который можно находится в справке из ЕГРН.

Для проведения разного рода манипуляций с землей, участок должен стоять на учете. Делается это в Кадастровой палате или МФЦ.

Следующий шаг – обращение в администрацию местного поселения. После можно регистрировать право собственности.

Тонкости оформления при купле-продаже

Закон об оформлении земли в собственность предусматривает прохождение процедуры через нотариальную контору. В присутствии адвоката стороны дают согласие на проведение сделки (согласие формируется в письменной форме).

После покупатель обращается в регистрационный орган ля закрепления прав собственности на надел.

Документы для оформления земли в собственность:

  1. Выписку из ЕГРН, отображаемую кадастровый план.
  2. Квитанцию, подтверждающую оплату всех расходов (государственной пошлины).
  3. Договор купли-продажи.
  4. Документ, удостоверяющий личность заявителя.

Если заявитель не может лично обратиться в регистрационный орган, этим правом обладает лицо, имеющее нотариально заверенную доверенность. Доверенный субъект должен иметь при себе документ, удостоверяющий его личность, подтверждение права управления личными делами.

Рекомендуется предварительно уточнять у представителей регистрационного органа перечень документации. Обстоятельства перехода права земли от одного субъекта к другому разные, в зависимости от них может меняться перечень справок.

После приема пакета документации, представитель регистрационного органа выдает заявителю на руки расписку. Информация о готовности справки передается в телефонном режиме.

Для регистрации собственности можно обратиться в регистрационные органы лично, подать обращение в МФО, зайти на сайт Госуслуг, отправить форму в электронном виде.

Получение разрешения снимает ограничения права распоряжаться недвижимым имуществом, если разрешения нет, права собственника ограничены (актив нельзя продавать, передавать в аренду, по наследству, дарить).

Внимание! Обязательный после регистрации права земельного участка, обязательно закажите выписку из ЕГРН на официальном сайте: https://rosreestor.com/ для того, чтобы убедиться в правильности данных.

Приватизация земельного участка

Приняв решение приватизировать земельного участка, будьте готовы к сложному длительному процессу. Жители города подают документы в городскую администрацию, жители района в поселковый совет. Решение выносится на протяжении 14 дней с момента принятия пакета.

При положительном решении последующие действия зависят от ситуации – надел передается платно или бесплатно. Платно – договор купли-продажи, бесплатно – по наследству.

Независимо от способа приема ЗУ, следующий шаг – обращение в Росреестр. На момент обращения в регистрационный орган, субъект должен иметь на руках такие документы:

  1. Удостоверение личности.
  2. Договор купли-продажи.
  3. Решение государственной администрации.

Дополнительно прикладывается квитанция об оплате налогового сбора, выписка из кадастрового плана, заявление с просьбой зарегистрировать земельный актив. Вместе с землей можно оформить стоящие на ней строения, оформление в собственности земли и дома носит упрощенный характер.

Важно! Если стоящая на участке конструкция является собственностью поселкового совета, рекомендуется не приватизировать ее, а оформить выкуп.

Переход права по дачной амнистии

Упрощенную форму регистрации права собственности на надел имеет дачная амнистия (новое в оформлении земли в собственность). Это временная программа, сроки продлены до конца 2021 года. Эксперты рекомендуют каждому, кто хочет получить право собственности на недвижимый актив, воспользоваться дачной амнистией.

Категория граждан, имеющая право воспользоваться дачной амнистией:

  1. Особы, имеющие право на надел, оспорить которое не возможно (бесспорное право).
  2. Владелец надела (земля принадлежит товарищескому сообществу).
  3. Лица, начавшие, но не закончившие регистрацию.

Справки, бумаги передаются представителям Росреестра или МФЦ. Примите во внимание: представители государственных органов могут потребовать кадастровый паспорт или план межевания.

Решение выносится на протяжении 10-30 дней, процедура действует до конца декабря 2021 года, по окончанию этого срока оформление переводится на стандартный режим.

Если земля в собственности, обязательно нужно заказать выписку из ЕГРН!

Оформление права после аренды

Собственник ЗУ может распоряжаться наделом на свое усмотрение, дарить его, продавать, передавать во временное пользование по договору аренды.

Пользователь активом, взятым в аренду, может выразить желание купить участок. Передача ЗУ в собственность происходит одним из способов:

  1. Приватизация.
  2. Купля-продажа (перед договоров нужно купить выписку из ЕГРН).

Приняв решение выкупить надел, первое, что должен сделать будущий владелец – получить разрешение. Недвижимый объект может иметь собственника в виде частного лица или в виде муниципалитета, сельского совета. Без разрешения дальнейшие манипуляции невозможны.

Получив разрешение, можно обращаться к нотариусу для заключения и удостоверения сделки. Заключается сделка в письменном виде, после документация передается в Росреестр или МФЦ .

Если арендатор планирует на земле возвести здание (сарай, гараж, складское помещение) для занятия сельскохозяйственной деятельностью, рекомендуется ЗУ приватизировать.

Обязательно во время оформления нужно предъявить договор-основание. Если такого нет, будьте готовы к сбору большого дополнительных справок, подтверждающих факт передачи земельной площадки в аренду.

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст. 1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

— приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

— отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

— отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

— приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

— в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе. Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Читайте также  Особенности рассмотрения земельных споров в судебном порядке

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации. При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Как приватизировать земельный участок и какие документы для этого необходимы? Приватизация земли — что это такое? Понятие и виды: что говорит закон?

Стать полноправным владельцем земельного участка довольно просто. Причем некоторые категории граждан могут получить землю совершенно бесплатно.

Можно ли и как приватизировать земельный участок?

Какие документы нужны для приватизации земли и куда обращаться, чтобы сделать это?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Правовая природа приватизации земель

Процесс приватизации и все тонкости регулируются следующими документами:

  • Земельный Кодекс Российской Федерации;
  • Положения Федерального Закона №137 и №178.

Согласно ЗК РФ земля может быть приватизирована:

  1. Если земля предоставлена под личные нужды, а гражданин пользовался ей не менее пяти лет (ст.39.5 пп.4, ст.39.10 п.2 пп.6 Земельного Кодекса).
  2. Если участок был предоставлен под возведение жилья или личные нужды (ведение хозяйства и т.д.) на территории муниципальных образований.

Он выделяется под использование не более чем на 6 лет, но если гражданин РФ использовал участок по назначению, а также работал в муниципальном учреждении по специальности, тогда он может подать документы для приватизации спустя 5 лет (ст.39.5 пп.5, ст.39.10 п.2 пп.7 Земельного Кодекса).

  • Семьям и гражданам, которые имеют детей в количестве от трех и более (ст.39.5 пп.6 ЗК РФ). Но земля под личные нужны выделяется только один раз, независимо от общего количества детей в семье.
  • Категориями граждан, которые оговариваются подпунктом 7, 39.5 статьи ЗК РФ.
  • Приватизация земель: понятие и виды

    Что же это такое? Приватизация земельного участка — это, в первую очередь, процесс, при котором гражданин (юридическое лицо) страны может стать полноправным владельцем земельного участка и распоряжаться им в дальнейшем по своему полному усмотрению.

    Чтобы процесс приватизации вызывал меньше вопросов, нужно иметь хотя бы общие представления о категориях земельных участков.

    В настоящий момент существует четыре классификации:

    1. По категории земельного участка.
    2. По правам на землю до момента приватизации:
      • используется на постоянной основе;
      • находящаяся во владениях граждан на период всей жизни;
      • арендованные земельные участки;
      • участки, которые приватизируются, основываясь на акте выбора земли.
    3. Не менее важным является месторасположения, так как именно оно позволяет окончательно оценить стоимость земли.
    4. По наличию возведенных строений на территории земли:
      • земельные участки с находящимися на них постройками;
      • участки, которые не заняты постройками.

    Когда возможно, а когда нет?

    К сожалению, не все виды земельных участков можно приватизировать, даже спустя пять лет. Это связано с тем, что некоторые категории могут принадлежать к так называемым землям, которые были сняты с оборота.

    Некоторые земли могут выделяться только для временного пользования, до введения особого положения, после чего они будут использоваться по своему прямому назначению.

    Примером тому служат земли, отведенные под деятельность телерадиокомпаний или же обеспечения космических нужд.

    Земли, принадлежащие государству или муниципальным службам и непопадающие под специальные ограничения, граждане и юридические лица имеют возможность если и не приватизировать, то хотя бы взять в долгосрочную аренду.

    Порядок

    Порядок приватизации четко регламентируется Земельным Кодексом РФ, но для отдельных видов могут быть выдвинуты дополнительные требования.

    Мы же рассмотрим общие действия, которые необходимо совершить независимо от типа земельного участка.

    Итак, приватизация земли — с чего начать? Действуем по такой схеме:

    1. Собираем необходимый пакет документов, перечень которых указан в ст.39.15 п.п 1 Земельного Кодекса РФ, но мы также его рассмотрим немного ниже.
    2. Далее, нужно отнести все документы в соответствующий уполномоченный орган (муниципальное заведение или отделение Росимущества).
    3. Если участок не был поставлен на государственный учет, а также не имеет кадастрового паспорта, необходимо провести эту процедуру за свой счет. После этого обратится в Росреестр с заявлением о постановке земельного участка на учет.
    4. Получаем решение, в котором говорится, что участок действительно предоставлен в собственность. Его можно получить в органах местного самоуправления либо государственной власти.
    5. На заключительном этапе производится регистрация права собственности на приватизированный земельный участок.

    Куда идти?

    Для того чтобы начать процесс приватизации необходимо обратиться в соответствующие органы, в юрисдикцию которых входит распоряжение земельными участками.

    Если же органы местной власти категорически отказали в приватизации, тогда нужно обратиться органы судебной власти и решать этот вопрос непосредственно в установленном судом порядке.

    Отказать в праве приватизации земельного участка вам могут только по тем причинам, которые описаны в Земельном Кодексе РФ. Отдельные указы, которые были выданы, обратно-таки, местным самоуправлением не имеют силы.

    Если вы уверены, что власти вашего города нарушают общегосударственные законы – обращайтесь в суд.

    Собираем документы

    Каким бы ни был процесс сложным и запутанным, вам обязательно понадобятся следующие документы для приватизации земли:

    1. Заявление, в котором, в обязательном порядке будет указываться размер, местоположение и цели, для реализации которых будет выдан данный участок – оформляется по образцу, который можно попросить у представителей местных органов самоуправления.
    2. Акт, который подтверждает ваше право на пользование земельным участком – это может быть любой документ, в котором указывается, что данный участок был выдан вам для ведения хозяйства. Такой документ могут оформить местные власти, члены СОТ, если участок является частью кооператива, или же решение профсоюза.
    3. Документы, которые будут подтверждать, что строения, находящиеся на данном участке принадлежат вам – выдается сотрудниками местного БТИ.
    4. Кадастровая карта за текущий год. Если земельный участок не находится на учете, тогда данный документ можно не подавать. Выписку можно получить либо у представителей Росреестра, либо по ссылке.
    5. Технические паспорта на каждое строение, находящееся на данном участке – данные документы также оформляются в местном БТИ.
    6. Выписка из ЕГРП – этот документ можно получить, обратившись в службу государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
    7. Паспорт.

    Но эти документы требуются для того, чтобы существенно ускорить процесс приватизации, поэтому стоит заранее подготовиться.

    Видео-консультация специалиста по пригородной недвижимости на тему: «Как приватизировать земельный участок?»

    Для того чтобы зарегистрировать на себя земельный участок, также необходим ряд документов, среди которых числится паспорт, решение, где указывается, что вы имеете право на использование данного земельного участка, а также чеки об оплате государственных взносов (на сумму 350 рублей для физических лиц и 1000 р. – для юридических.

    Приватизация земельного участка — это, как и большинство аналогичных процессов, процедура довольно легкая, но основная сложность заключается в сборе необходимых документов.

    Как правило, в часы приема местных органов самоуправления собираются огромные очереди, а сами представители не спешат что-либо нам разъяснять. Главное в приватизации – терпение и знание законов.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Приватизация земельного участка: все тонкости процедуры оформления

    Уже давно вопрос, что такое приватизация земельного участка не ставит никого в тупик. Процесс передачи государственной собственности в частную, начатый еще в 90-х гг. плотно вошел в нашу жизнь. Тем не менее, современным гражданам важно знать все тонкости и особенности процедуры оформления документов, устанавливающих право собственности на участок земли.

    Приватизация земельного участка, общее понятие

    Приватизация дает возможность оформить земельный участок в частную собственность

    Приватизация земельных участков – это возможность приобрести в частную собственность надел земли, принадлежащий государству или муниципалитету.

    Прописанные в законодательстве РФ правила определяют классификацию земельных участков по группам, исходя из категорий и видов разрешенного использования.

    В зависимости от того, к какому типу или к какой категории относится земельный надел, есть возможность рассчитывать в одних случаях на платную, в других – на бесплатную приватизацию.

    В качестве объектов приватизации могут выступать как участки земли, так и их части. Передача земли в собственность может быть осуществлена на определенных правах:

    1. в единоличную собственность (предполагает только единого собственника надела земли);
    2. в долевую собственность (в этом случае каждый из владельцев обладает равным правом на долю земельного надела);
    3. в совместную собственность (к подобному виду относится собственность, которая ведется совместно супругами или фермерские хозяйства).

    Особенности приватизационного процесса

    Приватизация земельного участка — недешевый процесс

    Оформление приватизации земельного участка удовольствие не из дешевых, да и времени на оформление требуется достаточно много.

    Даже в том случае, когда ваша земля предполагает бесплатное оформление, все равно определенную сумму выложить придется. Многие задаются вопросом – а нужна ли она вообще – приватизация?

    К примеру, в свое время была приобретена земля на правах пожизненного наследуемого владения. Однако, такое право ограниченное и распоряжаться таким наделом нельзя. На этом участке был построен дом, который впоследствии хозяева приватизировали.

    В таком случае судьбу земли тоже нужно решить. При необходимости можно будет продать дом вместе с участком земли как собственник. Такое понятие, как «бесплатная приватизация» характерно для случаев, когда надел предоставлялся государством до 2001 года и право собственности не было оформлено.

    Помимо этого, на бесплатную приватизацию могут рассчитывать желающие приобрести право собственности на дачный участок. Платную приватизацию проводят для категории граждан, получивших право пользования или владения на земли после 2001 года.

    Какие документы понадобятся

    Для приватизации земельного участка потребуется целый пакет документов

    Оформление прав собственности на участок земли требует подготовки целого пакета документов:

    • заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного надела, принадлежащего государству или муниципалитету;
    • документ, подтверждающий личность обратившегося;
    • в том случае, когда необходимые бумаги подаются не самим заявителем, а его доверенным лицом, необходимо предоставить документ, подтверждающий полномочия представителя.
      документ, определяющий права заявителя на испрашиваемый им участок;
    • кадастровый паспорт данного участка, либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке;
    • выписка из ЕРГП о правах заявителя на интересующий его земельный участок, а также расположенных на нем объекты недвижимости. Если запрашиваемые сведения в ЕГРП отсутствуют, то нужно предоставить соответствующее уведомление;
    • приказ о приеме на работу, выписка из трудовой книжки, либо трудовой договор тем гражданам, которые трудятся по основному месту работы в муниципальных образованиях по специальностям, обозначенным в законе субъекта РФ;
    • документ, свидетельствующий об условии предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей;
    • документы, свидетельствующие о праве на приобретение земельного участка отдельными категориями граждан, прописанные ЗК РФ.

    Важно! Выписки или уведомления из ЕГРП, а также сведения из кадастра недвижимости можно не предоставлять. Орган, который рассматривает ваше заявление в случае необходимости сам сделать запрос в соответствующие инстанции.

    Самостоятельно собрать эти документы можно в том случае, если гражданин желает, как можно быстрее оформить приватизацию. В зависимости от того, каковы основания обращения, могут потребоваться и другие документы. Поэтому имеет смысл заранее уточнить список необходимых бумаг в уполномоченных органах.

    Документы можно предоставить лично, воспользоваться услугами многофункционального центра, предъявить в электронной форме или направить по почте. Если вы не располагаете ни временем, ни желанием оббивать пороги инстанций, можно обратиться к посреднику – физическому или юридическому лицу, который оказывает услуги по оформлению приватизации земель. Но за подобную услугу придется заплатить. Предоставляете ему необходимые документы и доверенность, заверенную нотариально, и ждете готовый результат.

    Порядок проведения приватизации подобного типа

    Приватизация земельного участка проходит в несколько этапов

    Общий порядок проведения приватизации наделов земли установлен Земельным Кодексом РФ. Тем не менее, для каждого вида участка предполагаются свои тонкости подобного процесса.

    Земельные участки, принадлежащие государству или муниципальным органам, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц за определенную плату.

    Однако, за каждым гражданином закреплено право однократного бесплатного приобретения в собственность земельного надела, который находится в его постоянном (бессрочном) пользовании. При этом взимание дополнительных денежных сумм, помимо тех сборов, которые определены федеральным законом, не допускается.

    Как только вопрос о платности или безвозмездности приватизационного процесса решен, нужно обратиться в орган по оформлению прав на землю – Росреестр. Порядок оформления приватизации включает в себя несколько этапов:

    • Первый этап предполагает обращение с заявлением о приватизации вашего земельного надела. В том случае, когда речь идет о бесплатной приватизации, подобное заявление должно исходить от гражданина, который этим правом наделялся. Если обращение после 2001 года инициируют наследники, то за процедуру приватизации придется уже платить. В поданном заявлении должны быть обозначены следующие моменты:
    1. цель использования земельного надела;
    2. его размеры (предположительно);
    3. где участок расположен;
    4. испрашиваемое право на землю.
    • После того, как заявление принято, необходимо заняться прохождением кадастрового учета земли. Для этого будут осуществлены межевание земельного участка, определение площади, присвоение ему номера. По итогам подобной процедуры получается индивидуализированный участок земли с кадастровым паспортом.
    • После того, как от органов местного самоуправления получено одобрение в виде постановления главы администрации о переоформлении бесплатно в собственность, нужно отправляться в росреестр, для осуществления государственной регистрации прав собственности.

    Через 18 дней можно получить свидетельство о праве собственности на землю. С этого самого момента вы являетесь собственником земельного участка.

    Какие земельные участки приватизировать нельзя

    Не все земельные участки можно приватизировать!

    Однако, не все наделы можно приватизировать. В Земельном Кодексе Российской Федерации прописаны земли, оформить право собственности на которые нельзя:

    • Не подлежат приватизации те земли, которые были изъяты из оборота. К таковым относятся наделы с государственными заповедниками и парками, земли стратегического назначения, участки, используемые под воинские и гражданские захоронения и иные виды наделов, обладающих особым значением для безопасности государства.
    • Также нельзя получить в частную собственность те земли, которые ограничены в обороте (исключение составляют те случаи, которые установлены Федеральным законом). К таковым относятся наделы, в зонах природных территорий, охраняемых особым образом участки земли водного и лесного фонда, земли в границах закрытых административно-территориальных образований, участки, предоставленные для нужд транспортных организаций, учреждений связи и т.п.

    Тем не менее, не допускается отказывать в предоставлении прав собственности гражданам и юридическим лицам на земельные наделы, ограниченные в обороте и принадлежащие государству или муниципалитету в том случае, если Федеральный закон разрешает это делать.

    Например, Земельным Кодексом РФ установлено, что участки, занятые под объекты промышленности, энергетики, транспорта, космической промышленности и т.п. могут быть в собственности граждан. Однако, на данных территориях допускается введение особого режима их использования, который будет ограничивать или вовсе запрещать ту разновидность деятельности, которая идет вразрез с целями установления зон.

    Оформить приватизацию земельного участка не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Ели учитывать все советы и тонкости, описанные выше, то можно сделать это максимально быстро и эффективно.

    Еще необходимо учитывать, что приватизация земельного участка не дает право на получение в собственность участка, которым вы в настоящее время не владеете. Это совершенно другая ситуация, при которой некоторые категории граждан имеют право на получение в собственность земельного участка бесплатно. К ним, например, относятся многодетные семьи.

    Для реализации права на приватизацию земельного участка, его необходимо уже иметь в собственности. Правом на приватизацию можно воспользоваться только один раз в жизни.

    Тема консультации — «Приватизация земельного участка». О том, как приватизировать земельный участок, рассказывает юрист:

    Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

    Споры о приватизации земли.

    Сталкиваясь с приватизацией земельного участка «лицом к лицу», будущий собственник встречает на своем пути множество подводных камней и неприятностей. В данной статье мы попробуем разобраться, какие вопросы и споры возникают при приватизации земель на практике, каково их разрешение и как обезопасить себя в подобных ситуациях.

    Что такое приватизация?

    Как оформляют приватизацию земель? Что учитывают при приватизации земель?

    Рекомендация № 1. Прежде чем оформлять куплю-продажу земельного участка, необходимо проверить его кадастровую стоимость. Если же кадастровая стоимость невыгодно и существенно отличается от рыночной, то их необходимо привести в соответствие. Как это сделать на практике? Для физических и юридических лиц порядок оспаривания кадастровой стоимости различен. Так, в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», физические лица оспаривают кадастровую стоимость по своему усмотрению: или в суде, или в специально созданной для этого комиссии — Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Росреестре (например, в Москве http://www.to77.rosreestr.ru/kadastr/kadastr_stoimost/). Для юридических лиц досудебное обращение в комиссию, как показывает судебная практика, обязательно. Так, Десятый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и оставил заявление истца без рассмотрения на основании того, что не был соблюден досудебный порядок рассмотрения споров такого рода: с 22.07.14 для рассмотрения споров по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен досудебный порядок урегулирования спора в специально созданной по этому вопросу комиссии(Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2014 по делу № А41-44462/14).

    Какие категории земель можно приватизировать?

    В отношении ряда категорий земель существуют ограничения на их оборот. Это участки в пределах особо охраняемых природных территорий; участки из состава земель лесного фонда; участки в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд; участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

    Так, в споре между юридическим лицом и городским департаментом по имуществу администрации о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка суд поддержал позицию последнего о незаконности оспариваемого договора купли-продажи потому, что целевое назначение земель — эксплуатация и содержание объектов воздушного транспорта, земельный участок создан для обеспечения деятельности ответчика как предприятия воздушного транспорта (см. подробнее Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.09.2014 по делу № А81-3803/2013). Запрещается также приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

    Рекомендация № 2. При приватизации земель необходимо определить их назначение и удостовериться в том, что они не запрещены и не ограничены в обороте.

    Как приватизировать земли сельскохозяйственного назначения?

    Рекомендация № 3. При приватизации земель сельскохозяйственного назначения, прежде всего, необходимо учитывать законодательство о торгах и аукционах.

    Как приватизировать земельный участок, если на нем уже имеются здания и сооружения?

    В спорах о приватизации земли зачастую возникает вопрос: являются ли здания и сооружения, возведенные на земельном участке, самостоятельным объектом или же они являются неотделимой частью земли и следуют судьбе земельного участка? Ответ на этот вопрос влечет следующие последствия: если объект признан самостоятельным, то его необходимо оформлять отдельно, он является самостоятельным предметом делового оборота, с последующей его реализацией (продажа, дарение, возможность передать в уставный капитал и прочее). Так, по общему правилу, если речь идет о зданиях и сооружениях, объектах незавершенного строительства, то они, в соответствии со ст. 130 ГК РФ, относятся к самостоятельному виду объектов недвижимости.

    Однако как быть, если речь идет о нетипичных объектах, например, футбольное поле или же спортивная площадка? Эти объекты невозможно переместить без нанесения несоразмерного ущерба, они прочно связаны с землей, поэтому, в соответствии со ст. 130 ГК РФ, вполне могут подойти под понятие самостоятельного объекта недвижимости. Однако судебная практика идет по иному пути. Некоторые объекты признаются частично объектами недвижимости, например, беговая дорожка: исходя из нормативного понятия объекта недвижимости, описания отдельных объектов стадиона, содержащегося в техническом паспорте и других материалах дела, суд пришел к правильному выводу о том, что в настоящее время к объекту недвижимости может быть отнесена только беговая дорожка с асфальтовым покрытием на гравийном основании, составляющая пятую часть площади стадиона (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А13-12423/2008 от 01.11.2010). В остальном спортивные объекты не признаются объектами недвижимости: из объектов, расположенных на спорном земельном участке, объектом, прочно связанным с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, является только беговая дорожка с асфальтовым покрытием (там же).

    В отношении объектов технического характера, как например, гидротехнических станций и сооружений, плотин, подстанций, суд однозначно приходит к выводу о том, что они не являются самостоятельными объектами, а признаются улучшением земельного участка, если гидротехнические объекты не имеют самостоятельного функционального назначения, были созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены, поэтому являются его неотъемлемой частью и применительно к статье 135 ГК РФ должны следовать судьбе этого земельного участка (Постановление Президиума ВАС РФ № 4777/08 от 17.01.2012 по делу № А56-31923/2012).

    Рекомендация № 5. Возникающие при приватизации земельных участков споры о судьбе строений и сооружений должны разрешаться с учетом назначения и конструктивных особенностей технических объектов, объектов строительства, которые расположены на земельном участке.

    Таким образом, при рассмотрении споров о приватизации земельных участков необходимо учитывать следующие рекомендации:

      прежде чем оформлять сделку купли-продажи земельного участка, необходимо проверить его кадастровую стоимость. Если же кадастровая стоимость невыгодно и существенно отличается от рыночной, то их необходимо привести в соответствие;

    при приватизации земель необходимо определить их назначение и удостовериться в том, что они не запрещены и не ограничены в обороте;

    при приватизации земель сельскохозяйственного назначения, прежде всего, необходимо учитывать законодательство о торгах и аукционах;

    в спорах о приватизации земли важное значение имеет факт того, кто является собственником зданий, помещений и сооружений, содержащихся на земельном участке;

    возникающие при приватизации земельных участков споры о судьбе строений и сооружений должны разрешаться с учетом назначения и конструктивных особенностей технических объектов, объектов строительства, которые расположены на земельном участке.

    Приватизация земельных участков

    Что такое приватизация земельных участков

    Одним из оснований приобретения права собственности на земельный участок является приватизация.
    Приватизация земельных участков представляет собой передачу государственными или муниципальными образованиями принадлежащего им имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).
    В результате приватизации, граждане и юридические лица приобретают право собственности на земельные участки, которые были ранее им предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.
    Приватизация земельных участков осуществляется на основании различных нормативных актов, которые применяются в зависимости от того, какое именно имущество подлежит приватизации.
    Приватизация земельных участков может осуществляться одновременно с приватизацией расположенных на нем строений (объектов недвижимости).
    В Земельном кодексе РФ термин «приватизация» используется только в некоторых статьях. Например, в статьях о земельном участке, на котором расположены объекты недвижимости, особо охраняемых природных территориях и сельскохозяйственных угодьях (ч. 1 ст. 36, п. 5 ст. 79, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, а также ч. 7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

    Правовые основания приватизации земельных участков

    Приватизация земельных участков осуществляется на основании положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и других нормативных актов.
    Нормы Земельного кодекса и ФЗ № 178–ФЗ применяются также в случаях, когда производится приватизация земельных участков под строениями (объектами недвижимого имущества).
    Приватизация не застроенных (свободных) земельных участков осуществляется в соответствии со статьями Земельного кодекса РФ. В определенных случаях, применяются Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также другие нормативные акты.

    Основные нормативные акты, позволяющие приватизацию земельного участка

    Основными нормативными актами, регулирующими приватизацию земли, являлись:
    1. Указ Президента РФ от 25 марта 1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий»,
    2. Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для осуществления предпринимательской деятельности»,
    3. Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535,
    4. Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности»,
    5. Указ Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами».

    С 27 апреля 2002 года приватизация земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы, осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества».
    Приватизация земельных участков, занятых объектами недвижимости, осуществляется с 1991 года бесплатно, а также в форме выкупа или проведения торгов.

    Какие земельные участки не могут быть приватизированы

    Приватизации, в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», не подлежат земельные участки в составе земель:
    – лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;
    – зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
    – общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, сады и др.);
    – транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских и речных портах, аэропортах, а также отведенные для их развития, если иное не предусмотрено федеральным законом;
    – зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

    Данный перечень земельных участков, которые не подлежат приватизации, не является исчерпывающим.
    В соответствии со статьями 129 и 209 Гражданского кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в той мере, в которой он допускается земельным законодательством. Если в иных федеральных законах содержится запрет на передачу земельных участков в частную собственность, то это свидетельствует и о запрете на приватизацию земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости.
    Например, как указано в п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ могут включаться в состав различных территориальных зон земель населенных пунктов и не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами.
    Приватизации не подлежат также земельные участки, которые были изъяты из оборота, и земельные участки, ограниченные в обороте, если федеральными законами не установлено иное.

    Способы приватизации земельных участков

    Способы приватизации земельных участков перечислены в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».
    В соответствии с данной нормой приватизация земельных участков может производиться путем продажи их на аукционе или конкурсе, продажи посредством публичного предложения или без объявления цены, путем внесения земельного участка в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, а также в качестве способа приватизации земельных участков собственниками объектов недвижимости следует признать выкуп соответствующих земельных участков.
    Особенности отчуждения земельных участков определены в ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».
    Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их ис¬пользования, за исключением следующих случаев:
    – отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота;
    – отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка.
    В последнем случае с покупателями частей зданий, строений, сооружений, расположенных на неделимом земельном участке, заключаются договоры аренды этого участка со множественностью лиц на стороне арендатора. После приватизации всех частей зданий, строений, сооружений, расположенных на таком земельном участке, собственники этих объектов недвижимости вправе одновременно приобрести (приватизировать) земельные участки в общую долевую собственность.
    Размер доли в праве собственности на земельный участок будет определяться пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения, сооружения.

    Приватизация земельных участков, ранее предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения осуществляется бесплатно.

    Жмурко Светлана Евгеньевна, адвокат Адвокатской конторы № 119 МКА г. Москвы, запись на прием по телефону: 8(495) 998-58-08

    Мария Кравченко/ автор статьи

    Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с покупкой, продажей и оформлением недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Мария Кравченко.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    AFINA-VOLGA.RU
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: