Ограничения по застройке земельного участка
Правила размещения строений на участке
Каждому собственнику перед началом активной застройки необходимо изучить нормы расположения построек на земельном участке. Это позволит впоследствии избежать конфликтов с соседями и всевозможных штрафных санкций от уполномоченных органов.
Сегодня мы поговорим о том, как правильно размещать сооружения.
Законы и правила расположения строений
Чтобы не было лишних вопросов, отметим, что действующие нормативы созданы с учетом опыта эксплуатации сооружений и разработаны специально для обеспечения безопасности здоровья и жизни. То есть выполнять нормы нужно не потому, что их кто-то просто придумал, это реальная необходимость, которая может сберечь вам много нервов, сил и здоровья.
Все нормы расположение дома и других сооружений на участке, о которых мы будем говорить, носят обязательный или рекомендательный характер. Первые исполнять обязательно, вторые — по желанию собственника. К последним относят, к примеру, требования, которые действовали ранее, но были отменены.
Как правильно производить замеры
Нормы расположения дома на земельном участке в 2021 году необходимо знать и выполнять правильно. Здесь все достаточно просто: все расстояния измеряются от крайней точки цоколя фундамента строения. Если таковой отсутствует, то измерения производятся от стены сооружения.
Когда элементы сооружения выступают за пределы цоколя фундамента или стены на 50 см или больше, то измерения осуществляются от точки их проекции на землю.
Расположение дома на участке согласно нормам
Нормы расположения жилого дома на участке регламентируются сразу несколькими документами, а именно:
- СП 42.13330.2016;
- СП 53.13330.2011;
- СП 30-102-99;
- ПЗЗ местного самоуправления.
В соответствии с этими документами, дом должен быть расположен согласно следующим требованиям:
- не меньше 3 метров от забора соседей;
- не меньше 5 метров от красной линии улицы;
- не меньше 3 метров от красной линии проездов.
Крыша здания должна быть выстроена таким образом, чтобы полностью исключить слив воды или сход снега на территорию соседей.
При размещении строения также обязательно нужно соблюдать существующие противопожарные расстояния.
Нормы расположения других строений
Нормы регламентируют не только расположение жилых объектов, но также размещение строений иного назначения на участке.
Это сооружение хозяйственного назначения, к размещению которого предъявляются следующие требования:
- не меньше 5 метров до красной линии дороги;
- не меньше 1 метра от территории соседей;
- не меньше 6 метров до окон жилых сооружений соседей.
Рекомендуемое расстояние от бани до жилого строения на том же участке составляет 8 метров.
Гараж
Нормы расположения гаража на участке:
- не меньше 1 метра до территории соседей;
- не меньше 6 метров до окон жилых строений соседей;
- соблюдение противопожарных требований.
При получении согласования выезд из гаража может быть создан на границе участка.
Скважина
В соответствии с действующими нормативами скважина должна быть расположена на участке так, чтобы она:
- стояла не меньше, чем за 4 метра от забора соседей;
- располагалась вдали от больших деревьев;
- находилась от хозяйственных построек не меньше, чем за 15 метров;
- была от септика на расстоянии не меньше 30 метров;
- располагалась не ближе 300 метров до крупных ж/д-дорог и автомобильных магистралей.
Другие постройки
Практически любые сооружения, размещаемые на участке, должны соответствовать действующим нормативами. Рассмотрим наиболее частые случаи:
Котельная
Так как котельная представляет собой объект повышенной пожарной опасности, ее размещение на участке, в том числе, расположение до других сооружений, необходимо согласовывать с ответственными службами.
При этом рядом должен быть расположен огнетушитель, песок и другие первостепенные инструменты, необходимые для борьбы с возгораниями.
Теплицы, курятники и другие хозяйственные постройки
Сараи нужно размещать на участке в соответствии со следующими нормами:
- расстояние до забора — не меньше 1 метра;
- расстояние до жилых строений — не меньше 3 метров.
Сооружения для содержания животных размещают в отдалении от погребов и компостных устройств — не ближе 4 метров.
Единственное исключение — будка собаки. Ее можно разместить на расстоянии 1 метра от любого сооружения.
Расстояния от межи
В соответствии с действующими нормами расположения объектов на участке ИЖС, расстояние от межи до объектов должно составлять:
- 3 метра — для жилых сооружений;
- 4 метра — для сараев и объектов содержания животных;
- 1 метр — для гаража;
- 2,5 метра — для бани и туалета;
- 4 метра — для крупных деревьев;
- 2 метра — для средних деревьев;
- 1 метр — для кустов.
Другие требования и нормы к планировке участка
Кроме того, при определении разрешенного расположения строений на участке в 2021 году нужно учитывать существующие санитарные, противопожарные и природоохранные нормы.
Санитарные
Это нормативы, призванные защитить здоровье и жизни людей, поэтому пренебрегать ими нельзя. В соответствии с ними необходимо:
- сохранить отдаление дома и погреба в 12 метров от сараев для содержания животных и уличного туалета;
- обеспечить расстояние в 8 метров и более между домом/погребом и баней;
- выдержать не меньше 8 метров между колодцем с одной стороны и септиком, туалетом или компостной кучей с другой.
Эти же нормы действуют в отношении жилых сооружений на соседних участках.
Противопожарные
Согласно действующим сегодня в России требованиям, расстояние между сооружениями в пределах участка должно соответствовать следующей таблице:
Работать с таблицей нужно следующим образом: допустим, нужно высчитать расстояние между вашим домом из бетона и соседским из дерева. Нужно найти пересечение между А (негорючим строением) и В (горючим) — 10 метров.
Природоохранные
Их главное назначение — сохранение природы. В соответствии с ними:
- граница застройки должна начинаться на удалении не менее 15 метров от границ леса;
- запрещено ограждать участки под пляж или мостки на береговой линии.
Наказания за несоблюдение
Действующее законодательство предусматривает наказание для собственников, которые не соблюдают указанные нормы и требования. Если они будут проигнорированы, то в отношении человека могут применяться штрафные санкции:
- административная ответственность;
- штрафы;
- обязательный снос сооружений, не соответствующих нормам.
Соблюдение правил — это не просто обязанность, это возможность застроить участок комфортно и безопасно. Нормативы созданы, чтобы защищать людей от многих проблем. Игнорируя правила, вы подвергаете опасности себя и своих близких.
Компания Render House занимается строительством коттеджей под ключ с соблюдение всех норм и требований. Чтобы получить консультацию и выбрать проект, звоните по телефону в шапке сайта.
Отступ от границы участка при строительстве жилого дома: норма СНиП и закон для ИЖС, СНТ
Отступ от границы участка при строительстве дома регламентируется законодательными нормами на земельных участках ИЖС и СНТ. Минимально он равен 3 метрам, но есть нюансы. Соблюдение закона и норм обязательно для любого застройщика, планируется ли возведение здания в сельской местности или на территории города. Неукоснительное следование нормативам гарантирует беспроблемное проживание застройщика и его семейства, отсутствие претензий со стороны надзорных организаций и соседей.
Какие нормативы регулируют вопрос
Первоочередной учет основополагающих правил не означает, что нет других официальных указаний и ограничений. Реалии современного существования предусматривают необходимость выполнения пунктов, указанных в других документах, учитывающих риски от источников комфорта, освещения или тепла.
Пожарные требования, предписывающие соблюдение безопасной удаленности, устраняют возможность возгорания от потенциальных источников угрозы. Наличие необходимого отступа от линий электропередачи, надземных и подземных, и газопровода не только позволяет избежать их повреждений, когда производится рытье траншеи при строительстве.
Это еще и забота о жизни и здоровье людей, которые будут проживать или работать в возведенном здании. При строительстве жилого дома застройщику нужно учитывать следующие нормативные документы:
- СНиП – разработанные еще в советское время, а впоследствии неоднократно отредактированные и дополненные, чтобы привести их в соответствие с современными законодательными реалиями;
- СанПиН – нормы эпидемиологической и санитарной безопасности, выведенные путем осуществления научных исследований и обеспечивающие отсутствие заражения окружающей среды, безопасность людей от возможного инфицирования;
- противопожарные расстояния, регламентированные ФЗ № 123, – меры, направленные на предотвращение возгораний зданий от потенциально опасных объектов. В Федеральном Законе указано, на каком расстоянии допускается возведение жилых зданий и бытовых строений;
- Градостроительный кодекс указывает необходимое дистанцирование объектов недвижимости от общественных зданий, гаражей, образовательных и лечебных учреждений, предельные расстояния до дороги;
- ПЗЗ – правила землепользования и застройки;
- КоАП предусматривает целую систему санкций: штрафов и наказаний за нарушение предписаний в документах, приравненных к законодательным.
Избежать расхожих ошибок в строительстве на территории городских и сельских поселений помогают надзорные органы.
Именно они определяют, какими должны быть необходимые расстояния на основании существующих законов, проверяя планы застройщиков, внося коррективы, если в проектировании допущены ошибки. Они же утверждают нормативы, каким образом необходимо размещать различные типы строений.
Строительные нормы и правила
СНиП – это общее название для всех регламентирующих документов, разработанных на многолетнем типовом строительстве и государственной стандартизации. Это законодательное нормирование, по которому следует определять необходимое удаление друг от друга строений бытового назначения и жилого помещения, расстояние до зданий от границ участка, вариативные размеры отступов при застройке надела СНТ, при размещении от улицы, земельного надела соседа или государственных сооружений.
Основными строительными правилами (СП), с помощью которых осуществляется застройка территорий, считаются:
- СП 13330.2019 – «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений…». Они регламентируют дистанцию при постройке на небольших стандартных наделах, где иногда невозможно неукоснительное соблюдение требований других нормативов ввиду небольшого размера и близкого расположения дачных участков. В 2017 г. в них были внесены изменения, вступившие в действие с начала 2018 года.
- Минимальное удаление в частном землевладении регламентирует СНиП 30-02-97 (его актуализированная редакция), при составлении которого учитывались и другие нормативы. Официальное название – СП 53.13330.2019. При попытке отыскать два документа найдется только одна версия, в которой учтены особенности застройки территорий садоводческих некоммерческих объединений. Ориентироваться следует только на обновленную версию с изменениями 2018 года.
- Правила при строительстве частного дома – это СНиП 2.08.01-89, по которому строят жилые помещения, и СНиП 31-02-2001, регламентирующий индивидуальное жилищное строительство – одноквартирные дома. Их теперь необходимо учитывать и при строительстве в СНТ: начиная с 2019 года в бывших дачных кооперативах и товариществах разрешено строить жилье. В отличие от дачного домика для этого потребуются и другие нормы строительства дома.
Застройщику придется обращаться и к различным нормативам, ранее актуальным на участке ИЖС. Ведь для нормальной жизни потребуются удобства, а они находятся в ведении сводов – по газификации, бытовым сооружениям. Чтобы правильно возвести стены здания, теперь нужно изучать другую документацию, обязательную для строительства на участке ИЖС.
Отступы в зависимости от типа и этажности строения
Расположение жилого дома и его дистанцирование от соседнего участка, хозпостроек или зданий регламентируется СНиП 2.07.01-89. В Москве есть отдельные нормы проектирования, МГСН 1.01-99, применяемые и в Московской области. Правительство Санкт-Петербурга тоже принимало отдельные постановления в целях сохранения исторических особенностей и принятых тенденций застройки неповторимого города.
Первоочередными требованиями к взаиморасположению жилого дома и строения такого же типа, детских и медицинских учреждений, общественных зданий и предприятий является соблюдение удаленности, необходимой для следующего:
- вентиляции и освещенности, при проживании или осуществлении профильной деятельности;
- пожарной безопасности, нормы приведены в Приложении этого обязательного документа;
- бытовые разрывы, составляющие 15 м для малоэтажных и 20 м начиная с 4 этажей; они иногда сокращаются, если остальные требования соблюдены;
- расстояние до границ участка от хозпостроек – не менее метра, но данную дистанцию сводят к минимуму путем взаимной блокировки однотипных построек;
- если же речь идет об удаленности стороны улицы, то в этом случае отступ от красной линии определяют согласно планам строительства, утвержденного местной территориальной общиной и органами РС.
Для точного определения удаленности необходимо изучение генерального плана.
Цифра зависит от категории улицы, наличия инженерных коммуникаций (от газовой трубы, ЛЭП, наземного отопления, условий эксплуатации объекта и его безопасности). Отступ от красной линии может составлять от 3 до 10 метров, и это будет соответствовать закону.
Минимальные отступы от границ земельного участка
Отступ от межи при строительстве дома зависит от материала его возведения. Минимальный отступ от границ земельного участка на территории ИЖС и СНТ равен, по нормам СНиП, 3 метрам. Однако для зданий из негорючих стройматериалов на соседних участках, возведенных с соответствующими перекрытиями, необходимо соблюдать противопожарные нормы – обязательные 6 метров между ними.
Минимальный отступ между домами из таких же материалов, но с деревянными перекрытиями должен составлять не менее 8 метров. Дома и постройки из пожароопасных строительных ресурсов располагаются на удалении 12 м.
Между забором соседнего участка и жилым строением для использования противопожарных разрывов минимальное расстояние между строениями на земельных участках должно обязательно соблюдаться.
Отступы от соседних строений при строительстве
Сооружения и строения в Российской Федерации возводятся в соответствии с требованиями действующего законодательства, строительными нормами и правилами (СНиП), санитарными нормами (СанПиН), направленными на обеспечение эпидемиологической безопасности.
Величина разрешенного дистанцирования может зависеть от разных обстоятельств. Если участок соседа на момент, когда создается проект дома, не застроен, можно построить только с учетом требуемой дистанции от края собственной земли.
В остальных случаях придется при рытье котлована для дома и планировании хозпостроек учитывать необходимую дистанцию по отношению к дому на соседском участке, соблюдать удаленность между своей и чужой хозяйственной частью. Наказание за несоблюдение правил предусматривает статья КоАП.
Нормы строительства дома на участке ИЖС: отступы 2021 года
Нормативы строительства домов на землях ИЖС, описанные выше, в 2021 году не изменились и по-прежнему требуют неукоснительного соблюдения. Это тем более необходимо, если учитывать, что все капитальные постройки на земельной собственности подлежат обязательной регистрации.
Это касается и домов на участке ИЖС.
Несоблюдение требуемых расстояний по отношению к дому для постоянного проживания своего соседа не даст узаконить строения.
Расстояния от фундамента до прочих объектов
Нормы отступов при строительстве частных домов изложены в СНиП 2.07.01-89. Наличие необходимых отступов обеспечивает простоту регистрации сооружений и строений, дислоцированных на плане земельного участка и на его территории в реальности. Фундамент дома располагается на определенном расстоянии от коммуникаций. Если у здания имеется пристроенная часть, расстояние отсчитывается от пристроя, а не от домового основания.
Отступы могут варьироваться при строительстве многоквартирного дома, ИЖС в сельской местности или неотапливаемого дачного домика на территории садоводческих объединений со стандартными небольшими земельными владениями. Регистрация плана строительства, перед тем как оно начинается, в соответствующих надзорных органах позволяет обойтись без досадных промахов и ошибок.
Как оформить градостроительный план земельного участка: ограничения, документы и причины отказа
Схема-чертеж строительного объекта
Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) отражает условия возможной застройки земельного участка, в том числе ограничения для размещения зданий, строений, сооружений. Он необходим для начала проектирования крупных объектов капитального строительства. О том, как оформить ГПЗУ, какие документы для этого понадобятся и сколько придется ждать результатов, читайте в материале портала mosreg.ru.
Что такое градостроительный план
Каска и схема строительства в Главгосстройнадзоре
Градостроительный план — документ, который необходимо получить до начала проектирования, строительства или реконструкции капитальных объектов на земельном участке. ГПЗУ содержит сведения о месте допустимого размещения будущего объекта капитального строительства, информацию об ограничениях использования земельного участка, в том числе:
- если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий (охранные зоны инженерных сетей, приаэродромные территории, водоохранная зона, прибрежная защитная полоса, объект культурного наследия и др.),
- иные сведения в соответствии с требованиями ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом для строительства линейных объектов (линий электропередачи, линии связи, линейно-кабельные сооружения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие аналогичные сооружения) ГПЗУ не требуется. Требования к ним устанавливаются в документации по планировке территории.
Госуслуга по выдаче ГПЗУ в Московской области с 2017 года переведена в электронный вид.
Кто может получить услугу
Подать заявление на получение ГПЗУ могут физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, которые являются правообладателями земельных участков на территории Московской области: собственники, владеющие и пользующиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения, по договору аренды, договору субаренды.
Как получить ГПЗУ
Для получения ГПЗУ можно подать электронное заявление на портале государственных и муниципальных услуг Московской области. Услуга предоставляется бесплатно.
Оформить заявление на портале госуслуг могут только зарегистрированные пользователи. Поэтому для начала необходимо пройти процедуру авторизации. После успешной регистрации среди доступных услуг нужно выбрать «Подготовку градостроительных планов земельных участков в Московской области». С 1 января 2019 года Мособлархитектура выдает градостроительные планы земельных участков, в том числе с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», «ведение садоводства», «ведение дачного хозяйства», «для индивидуального жилищного строительства».
Далее необходимо заполнить заявление и указать личные сведения:
- ФИО, СНИЛС, адрес проживания,
- контактную информацию,
- статус (юридическое или физическое лицо),
- способ получения результата услуги.
К заявлению нужно приложить следующие документы:
- паспорт;
- доверенность, если заявитель представляет интересы правообладателя земельного участка.
По желанию заявитель может представить:
- выписку (сведения) из Единого государственного реестра юридических лиц (при обращении юридических лиц) или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (при обращении индивидуальных предпринимателей);
- выписку из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН);
На адрес электронной почты придет уведомление о регистрации заявления, как правило, на это требуется один рабочий день.
Статус рассмотрения заявления можно отслеживать в личном кабинете на портале госуслуг Московской области.
Максимальный срок оформления градостроительного плана составляет 20 рабочих дней.
Причины для отказа
Источник: РИАМО, Николай Корешков
Отказать в предоставлении услуги могут в следующих случаях:
- в ЕГРН отсутствуют основные сведения о земельном участке;
- отсутствует предусмотренная законодательством Российской Федерации и Московской области утвержденная документации по планировке территории;
- заявитель не является правообладателем земельного участка.
Охранные зоны: что нужно знать, приобретая земельный участок
Задумываясь о приобретении земельного участка необходимо тщательно собрать максимально полную информацию о нем. Для определения возможности использования земли для строительства дома, здания или иного сооружения одной из важных составляющих является информации о зонах с особыми условиями использования территорий. Как показывает практика, недостаток или несвоевременное получение такой информации зачастую отрицательным образом сказывается не только на бюджете и сроках строительства объекта недвижимости, но и в целом на судьбе построенного объекта.
Ольга Исмагилова, начальник отдела землеустройства и мониторинга земель Управления Росреестра по Пермскому краю, отвечает на самые важные вопросы об охранных зонах.
Какие бывают виды охранных зон?
Охранная зона устанавливается в зависимости от вида охраняемого объекта.
Перечень видов зон установлен Земельным кодексом, согласно которому определено 28 видов зон с особыми условиями использования территории, например, охранные зоны трубопроводов, объектов электросетевого хозяйства, линий сооружений и связи, придорожные полосы и т.д.
В зависимости от вида зон в пределах ее территории устанавливаются те или иные ограничения использования земельных участков. Связаны эти ограничения, в основном, с возможностью размещения объектов капитального строительства в принципе или соблюдением определенных параметров возводимого объекта, проведением тех или иных строительных работ.
Как узнать, какие охранные зоны есть на участке?
При проверке планируемого к приобретению земельного участка особое внимание следует уделять размещенным в его границах либо на прилегающих
участках инженерным сетям. Например, вокруг надземного или подземного трубопровода возникает охранная зона, режим которой может стать неприятным сюрпризом для застройщика, особенно это касается подземных сооружений, которые визуально обнаружить невозможно.
Поэтому необходимо заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости ЕГРН) и посмотреть раздел «Ограничения». Кроме того, сведения о зонах с особыми условиями использования территории отображаются на Публичной кадастровой карте на сайте Росреестра. Также можно сделать запрос в органы архитектуры о том, какие охранные зоны содержатся в документации по планировке территории.
Охранная зона в выписке из ЕГРН не указана, почему?
Бывают случаи, когда в ЕГРН отсутствует запись об охранной зоне, но исходя из местоположения промышленного объекта на местности понятно, что она есть. Это связано в первую очередь с тем, что собственник промышленного объекта в нарушение законодательства не определил границы охранной зоны и не внес их в Единый государственный реестр недвижимости. Это является существенным нарушением режима использования такого объекта и является основанием для обращения в надзорные органы. При не урегулировании данного вопроса в дальнейшем при попытке строительства зданий, строений сооружений на участке, попавшем в охранную зону (даже при отсутствии такой записи в ЕГРН) может возникнуть множество проблем.
Следует отметить, что если вблизи земельного участка расположена линия электропередачи, трубопровод и т.д., то это может указывать на то, что земельный участок входит в охранную зону, а отсутствие в ЕГРН сведений об охранной зоне не является основанием для освобождения собственника земельного участка, расположенного в границах такой зоны, от выполнения требований к режиму использования таких земель.
Чем опасны охранные зоны на земельном участке?
Любая охранная зона предполагает наличие ограничений по целевому использованию земельного участка. Охранная зона газопровода или ЛЭП может повлечь запрет на строительство каких-либо зданий, строений и сооружений. Наличие санитарно-защитной зоны указывает на запрет строительства объектов жилого назначения. Наличие кабеля означает, что любые земляные работы проводятся только при наличии согласования организации – собственника такой кабельной линии.
Происходит ли изъятие участков в охранной зоне?
Земельные участки у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, но в границах этих участков может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления таких зон.
Кто согласовывает работы в охранной зоне газопровода?
Любые земляные, взрывные, строительные работы, а также иные действия, которые могут повлечь сбой нормальной эксплуатации газопровода, проводятся только по согласованию с собственником линейного промышленного объекта. Перед тем, как осуществлять согласование, для определения местоположения участка охранной зоны необходимо запросить сведения Единого государственного реестра недвижимости.
Можно ли изменить охранную зону земельного участка?
Если у землепользователя возникли сомнения в правильности установленных размеров охранной зоны, возможно обратиться к кадастровому инженеру, чтобы он проверил расстояние от объекта, в связи с размещением которого установлена данная зона, до границ земельного участка и сравнить его с тем, что внесен в Единый государственный реестр недвижимости. Если они не совпадают, и очевидно, что участок в охранную зону не попадает, далее нужно написать письмо в эксплуатирующую объект организацию с требованием пересмотреть границы охранной зоны.
Какая ответственность предусмотрена за работы в охранной зоне без согласования?
Для должностных лиц организаций это будет, в первую очередь, дисциплинарная ответственность, а дальше, в зависимости от последствий, может наступить административная, уголовная ответственность. Так, например, работы в охранной зоне газопровода без согласования газовой организации могут повлечь взрыв и нанести вред здоровью проводивших работы лиц. Очевидно, что за такое происшествие должностное лицо привлекут к уголовной ответственности. Если речь идет о действиях организации, работы которой привели к сбою газовой системы, то это в первую очередь будет гражданско-правовые последствия и возмещение убытков.
С кого взыскать убытки, если охранная зона не позволяет использовать земельный участок по назначению?
Убытки взыскиваются с собственника объекта, для которого установлена охранная зона. Если убытки не возмещаются либо возмещаются в незначительном размере, необходимо обращаться в суд.
Ограничения по застройке земельного участка
В рамках рубрики «Вопрос – ответ» Росреестр еженедельно публикует материалы, посвященные разъяснению актуальных вопросов в сфере земли и недвижимости.
Нередко у владельцев земельных участков возникает неразбериха, к какому виду разрешенного использования (ВРИ) относится их участок, какую деятельность на нём можно осуществлять, а какую нет, и в каких случаях ВРИ следует менять. Вопросы крайне серьезные, так как ВРИ является главным фактором при определении кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, за использование земельного участка не по целевому назначению полагается административное наказание в виде штрафа.
В этом материале подробно расскажем, какие бывают виды разрешенного использования земельных участков, что стоит учитывать, если вы собрались строить на участке дом или разводить сельскохозяйственных животных, и как можно поменять ВРИ, если это все-таки необходимо.
Классификатор видов разрешенного использования
Разрешенное использование земельного участка – это характеристика, отвечающая на вопрос как именно можно использовать земельный участок, в частности, что на нем можно построить. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определенной категории земель и виду разрешенного использования.
Земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны. Территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены определенные градостроительные регламенты. Для каждой такой территориальной зоны местные власти устанавливают: виды разрешенного использования земельных участков, какие объекты недвижимости можно строить, их параметры по высоте и т.д.
ВАЖНО! Местные власти определяют виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны исходя из исторически сложившихся условий использования территории, а также исходя из результатов публичных слушания. Документы градостроительного зонирования регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земельных участков самостоятельно, какие — после получения разрешения, а для каких видов деятельности участки не могут быть использованы. Данные разграничения устанавливаются для обеспечения защиты населения и обеспечения комфортных условий проживания.
Существует Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года П/0412. На основании этого классификатора муниципалитеты устанавливают для каждой территориальной зоны основные виды разрешенного использования, вспомогательные и условно разрешенные.
Классификатор содержит 13 ВРИ:
1. Сельскохозяйственное использование (растениеводство, садоводство, пчеловодство, рыбоводство и т.д.);
2. Жилая застройка (для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, многоэтажная жилая застройка и т.д.);
3. Общественное использование объектов капитального строительства (здравоохранение, социальное обслуживание, образование и просвещение и т.д.)
4. Предпринимательство (объекты торговли, рынки, магазины и т.д.)
5. Отдых (рекреация) (спорт, туристическое обслуживание, охота и рыбалка и т.д.)
6. Производственная деятельность (тяжелая промышленность, энергетика, связь и т.д.)
7. Транспорт (железнодорожный транспорт, размещение автомобильных дорог, воздушный транспорт и т.д.)
8. Обеспечение обороны и безопасности (обеспечение вооруженных сил, охрана государственной границы РФ и т.д.)
9. Деятельность по особой охране и изучению природы (охрана природных территорий, санаторная деятельность и т.д.)
10. Использование лесов (заготовка древесины, лесные плантации и т.д.)
11. Водные объекты (гидротехнические сооружение и т.д.)
12. Земельные участки (территории) общего пользования (улично-дорожная сеть, благоустройство территории и т.д.)
13. Земельные участки общего назначения (ведение огородничества, ведение садоводства).
Основные виды разрешенного использования характеризуют основной вид деятельности, для целей ведения которой приобретается и используется земельный участок (например, жилая застройка или сельскохозяйственное использование).
Условно разрешенные виды использования земельных участков применяются при необходимости расширить способы использования земли — к примеру, если на участке, который предназначен для строительства магазина, вы планируете построить автомобильную заправку. Порядок получения разрешения на условно разрешённый ВРИ установлен Градостроительным кодексом РФ.
Вспомогательные ВРИ применяются, чтобы уточнить целевое назначение участка. К примеру, такой дополнительный вид разрешенного использования может понадобиться, если собственник захочет построить на участке забор, гараж, хозяйственную постройку.
Как узнать, какой ВРИ у вашего земельного участка
Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в ЕГРН. Это дополнительная характеристика участка.
Уточнить вид разрешенного использования земельного участка можно, заказав выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об основных характеристиках объекта недвижимости. Это можно сделать с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, в офисах МФЦ, на портале Госуслуг, а также на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра».
В этом случае информация будет указана в разделе «Виды разрешенного использования».
Также можно воспользоваться сервисом «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо знать адрес участка или его кадастровый номер.
Какой ВРИ подходит для строительства на участке индивидуального жилого дома
В данном случае подойдут следующие виды разрешенного использования:
· 2.1 — «Для индивидуального жилого строительства». На таких участках разрешено также строить гаражи и вспомогательные постройки, выращивать сельскохозяйственные культуры;
· 2.2 — «Для ведения личного подсобного хозяйства». Здесь можно не только строить жилой или садовый дом, но и производить сельхозпродукцию и разводить сельскохозяйственных животных;
· 13.2 — «Ведение садоводства». Такие участки предусмотрены для отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур. Также здесь можно строить дома — жилые и садовые.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если у вашего участка основной ВРИ 13.1 «Ведение огородничества», то строительство жилого и садового дома на нем запрещено. Разрешено лишь возведение хозяйственных построек для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур. Не стоит путать данный вид с 13.2 «Ведение садоводства», где строительство жилого дома допускается.
Аналогичная ситуация с ВРИ 1.16 «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», где разрешено только производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. При этом ВРИ 2.2 «Для ведения личного подсобного хозяйства» такое строительство разрешает.
ВАЖНО! Если вид разрешенного использования вашего земельного участка не соответствует обозначенным выше, то для того, чтобы построить на нем жилой или садовый дом, вам потребуется изменить ВРИ.
Чем следует руководствоваться при желании разводить на участке сельскохозяйственных животных
Согласно Классификатору, разведение сельскохозяйственных животных разрешено на землях сельскохозяйственного назначения. В частности, на участках с такими видами разрешенного использования, как 1.7 «Животноводство», 1.8 «Скотоводство», 1.10 «Птицеводство» и т.д.
В то же время многие садоводы и огородники интересуются, возможно ли заводить скот или домашнюю птицу на садовых и дачных участках. Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит запрет на содержание сельскохозяйственных животных на садовых земельных участках.
В то же время при желании завести сельскохозяйственных животных на земельных участках, предназначенных для садоводства, следует учитывать региональные и местные правовые акты, правила землепользования и застройки, а также санитарные и ветеринарные правила. В частности, в градостроительном регламенте для определенной территориальной зоны могут, к примеру, содержаться как ограничения на содержание скота и домашней птицы в личных целях, так и прямое указание на возможность вести такую деятельность.
Поэтому в первую очередь необходимо уточнить особенности регулирования данного вопроса в местной администрации.
Как поменять основной ВРИ земельного участка: порядок действий
Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Эти правила оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.
Для начала необходимо уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте.
В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.
В данном случае собственнику необходимо подать в любой удобный офис МФЦ заявление о выбранном виде разрешенного использования земельного участка из тех видов, которые установлены ПЗЗ. Форма такого заявления утверждена приложением № 2 к приказу Росреестра от 19.08.2020 № П/0310.
Обратите внимание: Изменение ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
ВАЖНО! Изменение вида разрешенного использования земельного участка может повлечь изменение его кадастровой стоимости, а также величины земельного налога.
По каким правилам строить, если изменилось градостроительное регулирование после выдачи градостроительного плана земельного участка
Правообладатели земельных участков могут осуществлять их застройку при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил (ст.263 ГК).
Однако процесс застройки занимает достаточно длительное время и требует весьма существенных капитальных вложений, а градостроительное регулирование подвержено изменениям, причем не всегда предсказуемым.
На портале zakon.ru уже поднимался вопрос о том, каким образом изменение градостроительных регламентов может повлиять на тех застройщиков, которые еще не получили разрешения на строительство (см.: https://zakon.ru/blog/2017/2/11/o_gradostroitelnom_plane_zemelnogo_uchastka). Однако, вопрос не утрачивает своей актуальности и требует дальнейшего обсуждения.
Одним из первых шагов, который совершают застройщики на пути к возведению объекта капитального строительства, является получение градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ).
В ГПЗУ включается информация обо всех существенных параметрах строительства, в том числе сведения о применимых градостроительных регламентах и об ограничениях использования земельного участка.
Ч. 10 ст. 57.3 Градостроительного кодекса оптимистично заверяет застройщика о том, что информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.
Казалось бы, никакой проблемы нет, и застройщик как минимум на 3 года надежно защищен броней ГПЗУ от всех ветров перемен.
Обращаясь за выдачей разрешения на строительство, застройщик рискует столкнуться с отказом, основанным на ч. 10 ст. 57.3. Градостроительного кодекса.
Если разобраться в невероятно громоздких грамматических конструкциях, использованных в этой норме, то окажется, что уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство не только при несоответствии проектной документации градостроительным требованиям, указанным в ГПЗУ на дату выдачи этого документа, но и в случаях несоответствия проекта неким «иным ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство».
И вот эта фраза «и (или) иным ограничениям», не содержащимся в ГПЗУ, создает, как говорилось в старом анекдоте, «проклятую неопределенность», поскольку данная норма не конкретизирует, о каких же именно «ограничениях» идет речь. Подразумевал ли законодатель ограничения прав или ограничения использования территорий, а может быть так завуалировано право уполномоченных органов понудить застройщиков следовать любым изменениям, которым будет подвергнуто градостроительное регулирование? Цена ответа на этот вопрос во многих случаях – это временные и капитальные затраты застройщиков на стадии архитектурно-строительного проектирования, а также на проведение экспертизы проектной документации.
Так, например, застройщик, получив ГПЗУ на земельный участок, допускающий размещение на нем здания бизнес-центра, разработал проект, получил положительное заключение экспертизы проектной документации, выполнив все требования, указанные в ГПЗУ и вдруг, после обращения за выдачей разрешения на строительство, ему отказывают, ссылаясь на то, что «правила игры поменялись» и что теперь участок под застройку расположен на территории, скажем, исторического поселения, где планируется тишайшая жизнь без всяких бизнес-центров.
В связи с тем, что какие-либо разъяснения по этому вопросу отсутствуют, а цена ошибки весьма высока, попробую предложить решение с политико-правовых позиций.
Итак, ГПЗУ является документом информационного обеспечения градостроительной деятельности.
Основной целью подготовки и выдачи этого документа является наиболее полное информирование застройщика об установленных на дату выдачи ГПЗУ градостроительных регламентов и строительных нормах и правилах, соблюдение которых в силу требований ст. 263 Гражданского кодекса является необходимым условием реализации права застройки.
Очевидно, что за время разработки архитектурного проект могут измениться градостроительные регламенты, могут возникнуть и исчезнуть зоны с особыми условиями использования, а также может произойти множество иных событий, наличие которых существенным образом влияет на процесс строительства.
В связи с этим должны быть весьма четко и недвусмысленно определены те риски отказа в выдаче разрешения на строительство в силу изменения обстановки после выдачи ГПЗУ, которые должен принять на себя застройщик, и те риски, бремя которых не может быть возложено на застройщика.
Для этого необходимо проанализировать состав информации, включаемой в ГПЗУ. Такая информация не является однородной. В ГПЗУ отражаются сведения, содержащиеся как в нормативно-правовых актах (в частности, в Правилах землепользования и застройки), так и в документах, не имеющих нормативно-правового характера (например, сведения о санитарно-защитных зонах). Отдельно, в этой статье сказано, что в ГПЗУ должны содержаться сведения об ограничениях использования земельного участка.
Представляется, что не могут быть возложены на застройщика те риски изменения обстановки, которые связаны с изменением нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности. Такой подход может быть основан на том предположении, что, информируя застройщика о содержании нормативно-правовых актов, в частности о применимых градостроительных регламентах, органы публичной власти допускали возможность осуществления такого строительства с определенным архитектурным обликом, а следовательно, риск изменения таких допущений может и должен быть возложен именно на органы публичной власти, именно им придется смириться с тем, что их представления о прекрасном в области урбанистики изменились. В связи с этим, требования по обновленным градостроительным регламентам, требованиям к градостроительным регламентам, проектам планировок и т. п. должны быть направлены только в будущее, т. е. к тем проектам, для разработки которых ГПЗУ не были получены к моменту вступления в силу соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.
Но изменения могут коснуться не только нормативно-правового регулирования. Так, за период проектирования земельный участок, планируемый под застройку, может оказаться в границах санитарно-защитной зоны или недалеко от участка могут обнаружить редчайший памятник культуры, который всеми силами надо охранять. Возникновение таких ситуаций сложно спрогнозировать на стадии выдачи ГПЗУ и они охватываются правовым регулированием ст. 56 Земельного кодекса.
Однако статья 56 Земельного кодекса включает различные по своей природе ограничения прав – это изменение природоохранных требований, которые также, как и изменение градостроительного регулирования, зависят от органов публичной власти, а также изменения, обусловленные установлением зон с особыми условиями использования.
И хотя содержание ст. 56 Земельного кодекса тоже далеко от совершенства, поскольку норма содержит не исчерпывающий перечень ограничений, а включает туманную отсылочную формулировку об «иных ограничениях использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом, федеральными законами», которая может толковаться сколь угодно широко, данная норма оперирует более конкретным, чем в ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса, понятием — ограничение прав. Представляется, что после выдачи ГПЗУ на застройщика может быть возложен только риск, связанный с возникновением тех ограничений, которые обусловлены установлением режима зон с особыми условиями использования. Исчерпывающий перечень таких зон определен в ст. 105 Земельного кодекса. Необходимость их установления определяется не усмотрением органов власти и их представлением о должном градостроительном облике подведомственной им территории, а необходимостью защиты публично значимых интересов таких, как жизнь и здоровье граждан; безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечение сохранности объектов культурного наследия и др. И вот риск возникновения таких ограничений прав может быть возложен на застройщика. Можно предположить, что застройщик, выбирая площадку для будущего строительства, должен проявить достаточную степень осмотрительности, чтобы предвидеть возникновение подобных ситуаций. Кроме того, для тех случаев, когда зоны с особыми условиями исключают и ограничивают возможность застройки, Земельный кодекс предусматривает механизм компенсации убытков, причиненных установлением таких зон (ст. 57.1 Земельного кодекса). Таким образом, возложение на Застройщика риска невозможности получения разрешения на строительство по причине возникновения на участке застройки режима зон с особыми условиями использования будет компенсироваться правом на возмещение понесенных в результате возникновения такой невозможности убытков.
Анализируя поставленную проблему, становится ясно, что поставить точку в этом вопросе пока невозможно, поскольку предлагаемый автором подход ставит множество новых вопросов, требующих детального анализа положений Земельного кодекса и об ограничениях прав на землю, и о правовом режиме зон с особыми условиями использования, и о механизме компенсации убытков, возникающих от таких зон. Однако, решение данной проблемы имеет существенное практическое значение для справедливого распределения рисков в сфере градостроительной деятельности, а настоящая статья является, своего рода, приглашением обсуждать этот вопрос и обмениваться заинтересованных лиц опытом и имеющейся положительной и не очень практикой.