Расчет парковочных мест для жилого дома
Машино-место. Расчет парковочных мест.
Доброго всем времени суток!
Прошу помочь разобраться в данной теме. Работаю юристом в ООО по проектированию не так долго. Практики еще нет. Заранее благодарю!
Проектировщик попросил разобраться по следующим моментам:
В соответствии с Перечнем документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (утвержден приказом федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.04.2019), а именно п. 193 СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» производится расчет стояночных мест.
Стоянка автомобилей – открытая площадка, предназначенная для хранения и (или) паркования автомобилей. Парковка – стоянка автомобилей (открытая площадка) общего пользования, устраиваемая на элементах поперечного профиля улично-дорожной сети (проезжей части, тротуаре), имеющая въезд и выезд только со стороны проезжей части улицы (дороги), устраиваемая при условии обеспечения пропускной способности проезжей части и тротуаров.
П. 5.6. Средний расчетный показатель жилищной обеспеченности зависит от соотношения жилых домов и квартир различного уровня комфорта и определяется расчетом. Таблица 2 для типа жилого дома эконом-класс предполагает норму площади квартиры в расчете на одного человека – 30 м2.
П. 1.31 Для размещения машино-мест в городе следует предусматривать:
— объекты для хранения легковых автомобилей постоянного населения, расположенные вблизи от мест проживания;
— объекты для паркования легковых автомобилей постоянного и дневного населения города при поездках с различными целями.
Требуемое число машино-мест для хранения и паркования легковых автомобилей следует принимать в соответствии с требованиями настоящего свода правил (табл. 11.8 и приложения Ж). При наличии региональных нормативов градостроительного проектирования следует руководствоваться приведенными в них нормативными показателями.
П. 11.32. В зонах жилой застройки следует предусматривать стоянки для хранения легковых автомобилей населения при пешеходной доступности не более 800 м, а в районах реконструкции – не более 1000 м. Для жилья эконом-класса — 1,2 машино-места на квартиру.
П. 11.33. На территории жилых районов и микрорайонов следует предусматривать места для хранения автомобилей в подземных стоянках автомобилей из расчета в крупных и крупнейших городах не менее 0,5, а в больших – не менее 0,2 машино-места на 1 квартиру.
Какими нормативами следует руководствоваться при расчете парковочных мест (для хранения, для паркования постоянного и дневного населения)?
Если в соответствии с нормами необходимо предусмотреть наличие стоянки для хранения в пешеходной доступности не более 800 м, то какие документы должен предоставить застройщик/проектировщик, либо он должен запроектировать строительство этого паркинга?
В соответствии с какими нормативами предусматривать объекты для паркования л/а постоянного и дневного населения города? Больше всего интересуют парковки возле жилых домов.
На территории жилых районов следует предусматривать места для хранения автомобилей в подземных стоянках. Застройщик получает участок под застройку. Для выполнения этого пункта о подземных стоянках он должен обеспечить наличие подземной стоянки на участке застройки или может сослаться на существующие подземные парковки; документы по градостроительному планированию, в которых предусмотрено размещение таких подземных парковок?
Lyubov Lad |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от Lyubov Lad |
идущий по граблям
С обывательской точки зрения, для этого нужно не просто наличие рядом подземной парковки общего пользования, но и постоянное наличие на ней достаточного количества свободных мест для автовладельцев из нового дома. Иначе той парковки все равно что нет.
Т.е. надо понимать, застройщик/управляющая компания/кто-то еще должен купить или взять в долгосрочную аренду соответствующее количество мест на этой парковке. Или не покупать заранее, т.к. все парковочные места могут быть не востребованы жильцами сразу, а заключить договор на резервирование с правом первоочередной покупки/аренды этих мест по первому требованию жильцов. Если, конечно, владелец парковки согласится на такую сделку.
Не исключено, что есть какой-то установленный порядок решения таких вопросов, может более знающие форумчане еще подскажут.
иваниваныч |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от иваниваныч |
Ответ из «ТехЭксперта»
1. Следует руководствоваться нормативно-технической документацией, включенной в доказательную базу технического регламента (ФЗ №384), нормативами градостроительного проектирования (ст. 29_1-29_4 ГрК РФ), а также градостроительными регламентами в составе Правил землепользования и застройки (ст. 30, ст. 36 ГрК РФ).
С целью обеспечения соблюдения требований технического регламента (ФЗ №384) при расчете парковочных мест необходимо руководствоваться СП 42.13330.2016 (п. 11.31, п. 11.32, таблица 11.8, 11.35, Приложение Ж). При наличии региональных нормативов градостроительного проектирования следует руководствоваться приведенными в них нормативными показателями. Однако, отклонение нормативных показателей в региональных нормативах градостроительного проектирования не должны превышать ±30% нормативных показателей, указанных в СП 42.13330.2016.
Нормативы градостроительного проектирования и градостроительные регламенты могут в своем содержании иметь отличные от СП 42.13330.2016 требования к расчету. В таком случае, расчет принимается по наиболее жесткому требованию.
2. В соответствии с градостроительным законодательством в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (стоянок для хранения автомобилей, объектов социального обслуживания и т.д.) подготавливается проект планировки территории (ППТ) (ч. 1 ст. 41 ГрК РФ).
ППТ должен включать в себя положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития транспортной инфраструктуры… и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры (п. 2 ч. 3 с. 42 ГрК РФ).
Таким образом, размещение стоянок может быть обосновано в ППТ.
При строительстве жилого объекта размещение стоянок требуется для обеспечения жилого дома необходимым количеством машино-мест, поэтому при вводе объекта в эксплуатацию потребуется подтверждение наличия требуемых машино-мест. И на Ваш вопрос однозначного ответа нет. Все зависит от специфики региона, в котором планируется строительство.
К примеру, в г. Санкт-Петербург в соответствии с градостроительным регламентом все 100% расчетного количества машино-мест должно быть размещено в границах земельного участка. Допускается вынос не более 50% машино-мест в автостоянки, расположенные за границей землеотвода, при условии обоснования такого размещения в ППТ. При этом для ввода объекта в эксплуатацию требуется подтверждение наличия этих мест. И в таком случае – это может быть уже построенная автостоянка, либо временные мероприятия (договоры аренды) до завершения строительства автостоянки.
Таким образом, все индивидуально для каждого региона и зависит от требований региональных и муниципальных нормативно-правовых актов.
3. В данном вопросе следует в комплексе использовать требования следующих нормативных документов:
— нормативы градостроительного проектирования (региональные нормативы градостроительного проектирования, местные нормативы градостроительного проектирования);
— градостроительные регламенты (Правила землепользования и застройки);
— Проект планировки территории (при его наличии);
— СП 42.13330.2011 (п. 11.24, 11.25 (таблица 10, за исключением примечания 4) — пункты обязательного применения согласно ПП РФ №1521);
— СП 42.13330.2016 (п. 11.31-11.39);
— СП 59.13330.2012 (п. 4.2.1-4.2.4 — пункты обязательного применения согласно ПП РФ №1521);
— СП 59.13330.2016 (раздел 5.2);
— СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (п. 2.3, п. 2.8);
Для того, чтобы определиться со стоянками на территории или вблизи жилого дома, необходимо ознакомиться с градостроительным планом земельного участка (ГПЗУ), особое внимание необходимо обратить на те нормативно-правовые акты, которые указаны в ГПЗУ. Определить, входит ли рассматриваемый участок в границы территории, для которого разработан ППТ. И если ППТ есть, то ознакомиться с ним тоже. Требуется ознакомиться с Правилами землепользования и застройки, а также нормативами градостроительного проектирования.
К примеру, в ППТ может быть указано, что на участке планируется к застройке жилой дом со встроенно-пристроенной автостоянкой и дополнительно может быть указано, что в границах участка должно быть размещено определённое количество мест на открытых автостоянках.
4. Данное требование изложено в п. 11.33 СП 42.13330.2016 и 11.20 СП 42.13330.2011 (вкл. в обязательный перечень ПП РФ №1521). Однако, необходимо учитывать область применения СП 42.13330, который распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке.
В п. 1.1 СП 42.13330.2016 уточнено, что указанные требования конкретизируются и дополняются с учетом региональных особенностей в региональных (РНГП) и местных (МНГП) нормативах градостроительного проектирования, утвержденных в установленном порядке.
СП 42.13330, исходя из области его применения, в полном объеме невозможно применить к отдельному земельному участку. Все-таки требование указанного пункта относится к размещению подземных автостоянок в микрорайоне и районе. А при разработке проектной документации для строительства объекта капитального строительства на земельном участке требуется обоснование размещения стоянок именно для этого объекта.
Плетцер А.С.
Генеральный директор ООО «Негосударственный надзор и экспертиза»
Юрист, инженер, руководитель негосударственной экспертизы, эксперт проектной документации по направлениям СПОЗУ, ПОС.
Какие существуют нормы парковочных мест для жилых многоквартирных домов?
Проблема парковки своей машины знакома многим автовладельцам, ведь не у всех имеется гараж или возможность размещать ее на платных охраняемых парковках. Потому, вопрос о нормах парковочных мест для жилых домов стоит весьма остро.
Большинство стремится занять хорошее местечко возле своего дома. Однако мест всем не хватает, поэтому между соседями возникают споры. Большое количество машин возле дома вызывает недовольство тех лиц, которые не имеет автомобиля.
Для того, чтобы цивилизованно решать эти проблемы, следует знать Сколько парковочных мест должно быть у жилого дома по закону.
Требования к парковочным местам
Какими должны быть парковочные места для автомобилей?
Мест для машин во дворах, как правило, не хватает. Поэтому автовладельцы оставляют свой транспорт где придется, даже под окнами домов, на газонах, тротуарах.
Это осложняет проезд машин специальных служб (скорая, пожарная, аварийная), а также мешает самим жильцам дома.
К сожалению, вопрос размещения транспорта во дворах на сегодня мало урегулирован законодательством.
Но даже существующие нормы расположения парковок во дворах многоквартирных домов мало кому известны, и не всегда соблюдаются.
Вместе с тем, важно знать, что территория, примыкающая к дому, относится к общему для его жильцов имуществу. Поэтому все вопросы ее использования, в том числе, для размещения парковок должны решаться ими сообща.
При решении вопроса о размещении на придомовом участке парковки должны соблюдать предусмотренные правила и требования к парковочным местам. Эти требования устанавливаются санитарными нормами, правилами дорожного движения, а также актами местных властей.
Автомобили возле домов не могут располагаться как попало. Они не должны мешать проезду другого транспорта, особенно служб экстренной помощи. Запрещается размещение автомобилей в пешеходных зонах, на тротуарах.
Автолюбителям также следует соблюдать следующие правила:
- Машина не должна оставаться во дворе с включенным двигателем более пяти минут. Исключения составляют случаи, когда в это время осуществлюсь посадка пассажиров или загрузка вещей.
- Запрещается стоянка во дворах грузового транспорта. Исключения составляют случаи, когда для этого предусмотрены специальные места.
- Запрещается самовольное оборудование места для стоянки автомобиля, создание с этой целью различных ограждений.
- Не допускается размещение машин вблизи мусорных контейнеров, поскольку это затрудняет вывоз мусора. Допустимое расстояние не менее пяти метров.
- При организации парковки также должны учитывать требования о расстоянии стоянки машин до дома и других объектов во дворах.
Следует иметь в виду, что за несоблюдение указных требований на нарушителей возлагается ответственность. Основной вид наказания при таких нарушениях штраф.
Нормы парковочных мест для жилых домов
Как происходит расчет парковочных мест для жилого дома? Сколько парковочных мест должно быть у жилого дома?
Каков норматив парковочных мест при строительстве домов? Как происходит расчет количества машиномест для жилого дома? Ранее, когда автомобили были скорее роскошью, чем средством передвижения, при постройке домов необходимость их размещения не слишком учитывалась.
Сегодня при возведении новых домов застройщики должны соблюдать предусмотренные требования к организации парковок.
Нужно установить допустимое количество мест для размещения машин жильцов дома, соблюсти все нормы расстояний от стоянки машин до домов и иных объектов, размеры самих мест для машин.
Число конкретных мест для парковки возле дома будет зависеть от количества жителей, площади квартир, наличия возможности расположения парковки на установленное количество жителей с соблюдением требований к их размерам.
В разных городах эти требования могут несколько различаться. Поэтому, решив организовать парковку у своего дома желательно изучить нормативы местных законов.
В общем, механизм расчета выглядит следующим образом:
- При строительстве дома определяется количество его жителей.
- Затем, исходя из уровня автомобилизации, рассчитывается количество машин для данного количества жильцов. Согласно СП 42.133330.2016 обеспеченность транспортном составляет 350 машин на 1000 человек. Хотя на практике этот показатель выше. В нормативных актов некоторых регионов это учитывается.
- Фактически предусмотренные места для машин будут составлять 25 процентов от установленного на данное количество жильцов количества машин.
- При этом местными актами может устанавливаться допустимое на квартиру количество машино-мест по ее площади. К примеру, для квартиры площадью до 30 кв.м. полагается одно место, свыше 100 - два, а от 30 до 100 - 1,5.
- Не менее 10 процентов от предусмотренного количества мест должны отводиться автомобилистам с инвалидностью
Предусмотренные расстояния от мест для хранения автомобилей до объектов застройки
Каково должно быть расстояние от автостоянки, паркинга до жилого дома?
Если с количеством мест на парковке определились, то следующим шагом станет организация самой стоянки. Она должна располагаться на определенном расстоянии от дома, иных строений, мусорных баков.
Кроме того, должен быть обеспечен выезд (въезд) со стоянки, соблюдены требования к размерам самих мест для автомобилей. При возведении новостроек все эти параметры рассчитываются и учитываются застройщиками.
Если парковка размещается по решению жильцов дома, то эти моменты должны учитывать они сами. Для этого нужно с ними ознакомиться. Само место для одной машины не должно быть менее 5 метров в длину и 2,3 метров в ширину.
Если владелец машины передвигается в инвалидном кресле, то ширина должна быть увеличена до 3,5 метров.
При организации парковок должны быть учтены требования к расстоянию от мест хранения машин до домов. Минимальное расстояние не может быть менее 10 метров. Далее это промежуток определяется исходя из количества мест для машин и наличия окон в зданиях:
- парковка с местами от 10 до 50 должна располагаться на расстоянии 10 метров от зданий без окон и 15 метров от зданий с окнами;
- стоянка для 50-100 машин на расстоянии 15 метров от зданий без окон и 25 метров от зданий с окнами;
- стоянка для 100-300 автомобилей на расстоянии 25 метров от зданий без окон и 35 метров от зданий с окнами;
- стоянки с местами до 10 автомобилей должны располагаться от детских и учебных учреждений, площадок для игр, спорта и отдыха на расстоянии не меньше 25 метров;
- парковки с большим количеством машин - на расстоянии не менее 50 метров.
Указанные расстояния призваны обеспечь комфорт для проживающих в доме лиц, а также элементарные требования пожарной безопасности.
На территории возле домов не позволяется размещение открытых парковок более, чем на 50 автомобилей. Для большего количества машин нужно организовывать крытые стоянки или гаражные места. При обустройстве любых парковок не должны пострадать иные элементы благоустройства территории у дома.
Нюансы
Кем принимается решение об организации стоянок автомобилей?
При возведении новостроек расчетами и обустройством мест для парковки занимаются застройщики. В иных случаях этим вопросом могут заняться собственники квартир в МКД.
Ведь прилегающая к дому земля относится к их общему имуществу. Поэтому решение об организации парковки у дома они должны приниматься на собрании.
При размещении во дворе стоянки для менее 100 машин никаких согласований с местными властями не требуется.
Хотя на практике такое согласование не повредит. Если высота дома составляет более 28 метров, то требуется организация двух въездов на стоянку.
При размещении парковки любых размеров должны учитываться интересы жильцов дома, сохраняться пешеходные зоны, возможность въезда во двор машин экстренных служб.
Парковать свои автомобили во дворе собственного дома возможно. Однако делать это нужно с соблюдением интересов других жильцов, учетом предусмотренных правил.
Парковки возле дома не должны носить стихийный характер. Они должны организовываться с учетом требований к размерам паковочных мест, расстояний от стоянок до домов и иных объектов. При парковке автомобилей во дворах МКД нужно соблюдать требования ПДД, санитарных норм.
О том как организовать парковку во дворе вы можете узнать, посмотрев видео:
СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (с Изменениями N 1, 2)
Приложение Ж*
Нормы расчета стоянок автомобилей
Здания и сооружения, рекреационные территории, объекты отдыха
Предусматривается 1 машино-место на следующее количество расчетных единиц
Здания и сооружения
Учреждения органов государственной власти, органы местного самоуправления
м общей площади
Административно-управленческие учреждения, иностранные представительства, представительства субъектов Российской Федерации, здания и помещения общественных организаций
м общей площади
Коммерческо-деловые центры, офисные здания и помещения, страховые компании
м общей площади
Банки и банковские учреждения, кредитно-финансовые учреждения:
— с операционными залами
м общей площади
— без операционных залов
м общей площади
Здания и комплексы многофункциональные
Здания судов общей юрисдикции
Здания и сооружения следственных органов
Образовательные организации, реализующие программы высшего образования
Преподаватели, сотрудники, студенты, занятые в одну смену
2-4 преподавателя и сотрудника + 1 машино-место на 10 студентов
Профессиональные образовательные организации, образовательные организации искусств городского значения
Преподаватели, занятые в одну смену
Центры обучения, самодеятельного творчества, клубы по интересам для взрослых
м общей площади
Научно-исследовательские и проектные институты
м общей площади
Производственные здания, коммунально-складские объекты, размещаемые в составе многофункциональных зон
Работающие в двух смежных сменах, чел.
Объекты производственного и
коммунального назначения, размещаемые на участках территорий производственных и промышленно-производственных объектов
100 чел., работающих в
двух смежных сменах
Магазины-склады (мелкооптовой и розничной торговли, гипермаркеты)
м общей площади
Объекты торгового назначения с широким ассортиментом товаров периодического спроса продовольственной и (или) непродовольственной групп (торговые центры, торговые комплексы, супермаркеты, универсамы, универмаги и т.п.)
м общей площади
Специализированные магазины по продаже товаров эпизодического спроса непродовольственной группы (спортивные, автосалоны, мебельные, бытовой техники, музыкальных инструментов, ювелирные, книжные и т.п.)
м общей площади
— универсальные и непродовольственные
м общей площади
— продовольственные и сельскохозяйственные
м общей площади
Предприятия общественного питания периодического спроса (рестораны, кафе)
Объекты коммунально-бытового обслуживания:
— ателье, фотосалоны городского значения, салоны-парикмахерские, салоны красоты, солярии, салоны моды, свадебные салоны
м общей площади
— салоны ритуальных услуг
м общей площади
— химчистки, прачечные, ремонтные мастерские, специализированные центры по обслуживанию сложной бытовой техники и др.
Рабочее место приемщика
Выставочно-музейные комплексы, музеи-заповедники, музеи, галереи, выставочные залы
Центральные, специальные и специализированные библиотеки, интернет-кафе
Объекты религиозных конфессий (церкви, костелы, мечети, синагоги и др.)
8-10, но не менее 10 машино-мест на объект
Досугово-развлекательные учреждения: развлекательные центры, дискотеки, залы игровых автоматов, ночные клубы
Здания и помещения медицинских организаций
Спортивные комплексы и стадионы с трибунами
Места на трибунах
Оздоровительные комплексы (фитнес-клубы, ФОК, спортивные и тренажерные залы)
— общей площадью менее 1000 м
м общей площади
— общей площадью 1000 м и более
м общей площади
Муниципальные детские физкультурно-оздоровительные объекты локального и районного уровней обслуживания:
— тренажерные залы площадью 150-500 м
— ФОК с залом площадью 1000-2000 м
— ФОК с залом и бассейном общей площадью 2000-3000 м
Специализированные спортивные клубы и комплексы (теннис, конный спорт, горнолыжные центры и др.)
Катки с искусственным покрытием общей площадью более 3000 м
Пассажиры дальнего следования в час пик
Пассажиры в час пик
Пассажиры в час пик
Пассажиры в час пик
Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы
Одно машино-место на следующее количество расчетных единиц по СП 308.1325800
Рекреационные территории и объекты отдыха
Пляжи и парки в зонах отдыха
100 единовременных посетителей
Лесопарки и заповедники
100 единовременных посетителей
Базы кратковременного отдыха (спортивные, лыжные, рыболовные, охотничьи и др.)
100 единовременных посетителей
Береговые базы маломерного флота
100 единовременных посетителей
Дома отдыха и санатории, санатории-профилактории, базы отдыха предприятий и туристские базы
100 отдыхающих и обслуживающего персонала
Предприятия общественного питания, торговли
100 мест в залах или единовременных посетителей и персонала
1 Длина пешеходных подходов от стоянок для временного хранения легковых автомобилей до объектов в зонах массового отдыха не должна превышать 1000 м.
2 В административных центрах субъектов Российской Федерации, городах-курортах и городах — центрах туризма следует предусматривать стоянки туристических автобусов и парковочные места для легковых автомобилей, принадлежащих туристам, число которых определяется расчетом. Указанные стоянки должны быть размещены с учетом обеспечения удобных подходов к объектам туристского осмотра, но не далее 500 м от них и не нарушать целостный характер исторической среды. Конкретное число стоянок автомобилей и парковочных мест следует принимать по утвержденным региональным нормативам градостроительного проектирования.
3 Вместимость стоянок для парковки туристических автобусов у аэропортов, речных и морских пассажирских портов, железнодорожных вокзалов следует принимать по норме 3-4 машино-места на 100 пассажиров (туристов), прибывающих в часы пик.
Параметры парковки должны рассчитываться с учетом класса вместимости автобусов, но не менее по ширине — 3,0 м, по длине — 8,5 м и безопасного прохода пешеходов между границами парковочных мест шириной не менее 0,75 м.
4 Число машино-мест следует принимать при уровнях автомобилизации, определенных на расчетный срок.
5 Перечень зданий и сооружений уточняется в соответствующих сводах правил, регламентирующих проектирование зданий и сооружений, площадок и помещений, предназначенных для стоянок.
Таблица Ж.1. (Измененная редакция, Изм. N 1).
В моем дворе хотят построить парковку слишком близко к домам
Я живу в многоквартирном доме. Рядом планируют строить автопарковку. Какие обязательства возникают у организации, которая затеяла капитальное строительство в 15 метрах от стен жилого дома?
Если будет причинен ущерб зданию и здоровью жильцов, у нее возникнет обязанность возместить ущерб собственникам?
Как собственникам защитить себя от произвола сторонней организации?
Иван, основная обязанность строительной организации — соблюдать законы, которые касаются строительных работ. Если организация их нарушит, ее могут привлечь к ответственности.
А вот с ущербом все не так просто. Требовать его возмещения можно только в том случае, если он будет причинен. А строительство автопарковки, насколько я понимаю, находится на стадии планирования. Сами планы построить парковку не могут нанести никому ущерба — для этого нужны конкретные действия. И связь между ними и ущербом еще нужно доказать.
Что говорит закон
Закон не запрещает строить парковки рядом с жилыми домами. Главное, чтобы они соответствовали санитарным нормам и правилам.
Все, что связано с парковками и автостоянками во дворах, регулируется законами, правилами, постановлениями и нормативами. Причем касается это как капитальных парковок — когда есть фундамент и стены, — так и обычных, когда участок только огорожен и заасфальтирован. Приведу основные нормы и поясню, на какие вы можете ссылаться.
В пункте 3 статьи 35 ГрК РФ сказано, что в состав жилых зон могут входить и автостоянки. Но только в том случае, если они не влияют негативно на окружающую среду. Но по факту эта норма не запрещает строительство парковок в жилых зонах, а поэтому ссылаться на нее, как и на остальной градостроительный кодекс, чтобы прекратить строительство, вы не можете.
В разделе 17 ПДД РФ говорится о правилах движения в жилых зонах, а в пункте 1.2 ПДД РФ — о том, что считать парковкой. Но в вашем случае парковка еще не построена, а только планируется. Транспорт на ней пока не паркуют, поэтому ни один из пунктов ПДД в отношении нее пока не действует. Они начнут действовать только после того, как строительство закончится и установят знак 6.4 «Парковка» .
В приказе Минтранса от 17.05.2018 № 199 утверждены требования к парковкам и парковочным местам для стоянки транспортных средств юридических лиц и ИП. К стоянкам для автомобилей обычных граждан этот приказ не относится. О полном запрете парковок во дворах в этом приказе речи нет. Организовать парковку можно, но нужно соблюдать санитарные требования и нормы.
В Санпин 2.2.1/2.1.1.1200-03 « Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» разъясняются требования к объектам, которые могут оказать какое-либо воздействие на окружающую среду и людей. Именно на этот документ я советую обратить внимание. Если проект парковки не соответствует данным нормам, строительство можно приостановить. Но и тут все не так просто. Сначала нужно подробно их изучить.
Объясню, как это работает на примере. Особенностей вашей конкретной парковки я не знаю, но вы пишете, что капитальное строительство идет в 15 метрах от стены жилого дома. Поэтому следует смотреть, что это за стена и какая планируется парковка.
Если стена жилого дома глухая или вместимость парковки меньше 10 автомобилей, то ее можно построить, например, и в 10 метрах. Ближе не получится — это нарушение. Если стоянка вмещает от 11 до 50 автомобилей, то ее придется отодвинуть от дома уже на 15 метров, а если от 51 до 100 автомобилей — на 25 метров. Чем больше вместимость стоянки, тем больше должно быть расстояние от нее до зданий.
Если рядом находится учебное заведение, больница или детская площадка, расстояние до парковки тоже необходимо увеличить. Но если стоянка подземная, она может располагаться и ближе — это не запрещено. Если же стоянка гостевая, то расстояние между ней и домами не установлено ни одним нормативом. Гостевые стоянки могут примыкать к стене дома вплотную.
Может быть так, что строители учтут все требования и никаких нарушений не будет. В этом случае запретить строительство парковки не получится. Мы уже рассказывали о ситуации, когда мужчина пытался добиться запрета парковки во дворе через суд. Судья пришел к выводу, что если санитарные нормы соблюдены, то парковка во дворе ничьих прав не нарушает. В иске мужчине отказали.
Что с возмещением ущерба
Ущерб — это любые негативные последствия, которые наступают, если кто-то что-то нарушил. И виновник обязан его возместить в полном объеме.
Но в вашем случае о возмещении вреда можно будет говорить только в двух случаях:
- Если при строительстве стоянки появятся нарушения, в результате которых будет причинен вред. Например, строители не огородят канаву, в нее упадет жилец дома и сломает ногу. В этом случае можно потребовать возмещения вреда здоровью и морального вреда. Но нужно еще доказать, что он есть и что пострадавший сломал ногу именно из-за отсутствия ограждения, а не по собственной невнимательности. Суд рассматривает каждый случай индивидуально.
- Если вред будет причинен уже после строительства стоянки. Например, из-за постоянного прогрева автомобилей увеличится концентрация вредных веществ в воздухе и кто-то из живущих в доме заболеет. В этом случае он может потребовать компенсации затрат на лечение. Придется также доказывать моральный вред, проводить экспертизу — это непросто.
Но пока строительство вашей парковки — это только намерение. Оно может осуществиться, а может и нет, если, например, строительной организации не хватит денег.
Само намерение построить парковку никому ущерба причинить не может. Это не действие, а желание. Авансом наказать ни человека, ни организацию не получится: закон такой возможности не предусматривает.
В чем плюсы
Организованная парковка рядом с домом — это не всегда проблема для жильцов. Если она строится специально для жителей, то у них может появиться специально выделенное, законное место для размещения своих машин. А еще они могут собрать общедомовое собрание и определить порядок использования парковки. О том, как это сделать, мы рассказывали в статьях:
Что делать вам
Проверить проект строящейся парковки на соответствие санитарным нормам — замечательная идея. Если выяснится, что стройка ведется с нарушениями, ее можно будет приостановить.
Я предлагаю вам следующий алгоритм действий:
- Изучите Санпин и измерьте расстояние от границ парковки до жилого дома. Если увидите нарушения, напишите жалобу в городскую администрацию. Перечислите все найденные вами нарушения, и строительную организацию, скорее всего, обяжут их исправить. Если устранить их будет нельзя, то велика вероятность, что строительство запретят.
- Если не хотите разбираться в нормативах, направьте запрос в местную администрацию. Напишите, что в вашем дворе планируется строительство парковки. Но вы сомневаетесь, правильно ли она спроектирована и соответствует ли требованиям Санпина, и просите проверить проект. В течение месяца чиновники будут обязаны провести проверку и сообщить вам о результатах. Правда, скорее всего, напишут, что все соответствует.
- Обращаться в суд я рекомендую только в том случае, если либо вы сами найдете нарушения, либо их выявят при проверке. Суд не сможет принять решение о запрете строительства только на том основании, что это строительство может нанести кому-то ущерб в будущем. Но если найдутся конкретные нарушения, то строительство вполне могут приостановить.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Расчет парковочных мест для жилого дома
Закон разделяет три понятия: «коллективные автостоянки», «парковки» и «машино-места».
Коллективная автостоянка, расположенная на придомовой территории, пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) включена в состав общего имущества. Собственники не вправе выделять ее в самостоятельный объект, устанавливать ограничители парковки с надписью «Мое парковочное место» и совершать иные подобные действия (ст. 37 ЖК РФ).
Парковка (парковочное место) – это специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка (п. 21 ст. 1 ГК РФ). То есть, парковочное место предполагает определенное оформление в соответствии с требованиями технических регламентов и иных нормативных актов (нанесение знака разметки, парковки, установка паркомата и пр.).
Понятие машино-места было введено с 01.01.2017 г. в п. 29 ст. 1 ГК РФ а также в ст. 130 ГК РФ. Машино-место – это предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.На машино-место должен быть документ о праве собственности с указанием правообладателя данного объекта.
До 01.01.2017 г. машино-места не имели статуса в виде самостоятельного объекта недвижимого имущества. Наиболее распространенной была такая ситуация: в многоквартирном доме нежилым помещением, входящим в состав общего имущества, был подземный паркинг. А доли внутри такого паркинга относились на собственников помещений многоквартирного дома. Также в ряде домов встречаются ситуации, когда часть машино-мест в подземном паркинге является зарегистрированной за отдельными собственниками, а часть относится к общему имуществу.
После 1 января 2017 года машино-места чаще всего продаются застройщиками как отдельные объекты недвижимости и допускается ситуация, при которой собственник машино-места не является собственником помещения (квартиры) внутри самого многоквартирного дома.
Права и обязанности собственника машино-места
Применительно к многоквартирному дому собственник машино-места обладает такими же правами, как и собственник жилого или нежилого помещения. Собственник машино-места указывается в реестре собственников, обязанность ведения которого возлагается законом на управляющую домом организацию. Кроме того, собственник машино-места вправе принимать участие в общих собраниях, получать в установленные сроки информацию, состав которой (подлежащий раскрытию) определен в законе.
В части обязанностей на собственника машино-места возлагается несение бремени расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также оплата иных платежей и сборов, определенных в законе или по решению общего собрания собственников помещений.
Что и как оплачивает собственник машино-места
В соответствии с п. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника машино-места в многоквартирном доме включает в себя:
-плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
— взнос на капитальный ремонт;
— плату за коммунальные услуги.
В части коммунальных услуг регулирование строится на Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
В Правилах № 354 к нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
В части внесения платы за текущее содержание машино-места управляющей домом организации необходимо исходить из следующего:
а) размер платы за содержание устанавливается на основании решения общего собрания (ст. 44 РФ)
б) несмотря на то, что в силу п. 31 Правил № 491 указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений, есть судебная практика, которая позволяет устанавливать дифференцированные тариф для разных категорий собственников (ранее о такой возможности сообщил Конституционный суд в постановлении от 29.01.2018 № 5-П; кроме того, есть похожая практика у арбитражных судов, например, решением Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-1779/2019 от 25.04.2019 г. было определено, что установление дифференцированного тарифа за содержание нежилых помещений, не являющихся общим имуществом МКД, в сумме 30 руб. за 1 кв.м нежилого помещения МКД не противоречит закону, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Таким образом, собственнику машино-места можно установить как больший, так и меньший тариф.
В части внесения платы коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, управляющей домом организации необходимо исходить из следующего:
— наличия решения общего собрания о распределении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома, исходя из показаний общедомового прибора учета. В этом случае, выставление платы коммунальные ресурсы осуществляется по факту.
— отсутствия решения общего собрания о распределении по факту коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома. В этом случае, коммунальные ресурсы выставляются по нормативу, который утвержден тарифным органом (п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ).
Нужно учитывать, что машино-места могут потреблять не все коммунальные ресурсы, поставляемые в многоквартирный дом, а лишь некоторые (холодная вода и электричество) или даже один (электричество). Законом прямо не урегулировано право для собственника машино-места не оплачивать какие-то коммунальные ресурсы (например, которые не используются в подземном паркинге), однако часто управляющие организации идут навстречу собственникам машино-мест и не выставляют плату за те ресурсы, которых в паркинге нет.
В части внесения платы за коммунальные услуги, управляющей домом организации необходимо исходить из следующего:
— объем электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объем отводимых сточных вод определяется для собственника машино-места исходя из показаний приборов учета соответствующего коммунального ресурса;
— если приборы учета коммунальных ресурсов в машино-местах отсутствуют, то расчет строится исходя из площади указанного помещения и норматива потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Одновременно применяется повышающий коэффициент к соответствующему нормативу потребления коммунального ресурса, величина которого принимается равной 1,5 (п. 43 Правил № 354). При этом повышающий коэффициент не применяется к электрической энергии (п. 1 ст. 157 ЖК РФ).
В части внесения платы за капитальный ремонт, управляющей домом организации необходимо исходить из следующего:
В соответствии с п. 3 ст. 169 ЖК РФ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Таким образом, собственник машино-места оплачивает взнос на капитальный ремонт наравне с иными категориями собственников помещений.
Машино-места и прямые договора с ресурсоснабжающей организацией
Следует отдельно отметить, что несмотря на то, что собственники машино-мест приравнены Правилами № 354 к нежилым помещениям, в части расчета платы за коммунальные услуги, требование закона о необходимости заключения прямых договоров на поставку холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа, а также отведения сточных вод путем заключенияв письменной форме договоров непосредственно с ресурсоснабжающей организацией на машино-места не распространяется.
Таким образом, плату за коммунальные услуги необходимо вносить напрямую управляющей, а не ресурсоснабжающей организации.
При этом собственники машино-мест наряду с другими собственниками помещений не лишены права принять решение о переходе на прямые договора с ресурсоснабжающей организацией (ст. 44 и 157.2 ЖК РФ).
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Расчет автостоянок жилого дома ПЗУ
В современных условиях расчёт автостоянок для жилых зданий зависит от многих факторов, но поразительно то, что независимо от региона на данный момент принят единый показатель пропускной способности сети улиц, дорог и транспортных пересечений согласно п.11.3 «СП42.13330.2011г»
«Пропускную способность сети улиц, дорог и транспортных пересечений, число мест хранения автомобилей следует определять исходя из уровня автомобилизации на расчетный срок, автомобилей на 1000 чел.: 350 легковых автомобилей, включая 3 — 4 такси и 2 — 3 ведомственных автомобиля, 25 — 40 грузовых автомобилей в зависимости от состава парка. Число мотоциклов и мопедов на 1000 чел. следует принимать 50 — 100 единиц для городов с населением свыше 100 тыс. чел. и 100 — 150 единиц для остальных поселений.
Число автомобилей, прибывающих в город-центр из других поселений системы расселения, и транзитных определяется специальным расчетом.
В региональных градостроительных нормативах указанный уровень автомобилизации допускается уточнять (уменьшать или увеличивать) в зависимости от местных условий.»
Что меня смущает в подобном показателе, это тот факт, что 350 легковых автомобилей на 1000 жителей скорей всего является нормой для мегаполисов, во вторых как вы увидите из расчета (см.ниже) подобное количество автомобилей будет черезмерным для маленького участка жилого дома. Например ранее в областных нормах Ростовской области «НГП ГОиП РО 2008г.» данный показатель регламентировался 250 л.а. на 1000 жителей что было более реально чем сегодня для данного региона. Использования такой нормы заставляет задуматься чем жертвовать при размещении такого количества транспортных единиц на парковках: площадками для отдыха взрослого населения, площадками для игр детей, спортивными площадками, а может озеленением. При этом согласно п.11.3 на территории должны появится места для мотоциклов или мопедов, это опять камень в огород благоустройства. А что самое непостижимое некоторые эксперты используют п.3.4.1.8. «НГП ГОиП РО 2013г.» где указывается удельный размер открытых автостоянок расположенных на территории земельного участка, это 0,8 м./ чел. Благодаря этому пункту весь излишек автостоянок необходимо располагать за пределами участка причём согласованных с администрацией (это зависит от эксперта: считать это минимум или максимум автостоянок на территории жилого дома). Также на усмотрения эксперта оставили количество такси, ведомственных автомобилей, а также новый показатель – количество грузовых автомобилей на 1000 жителей и числа автомобилей.
Благо что в областных нормах оставили послабления, это:
— п.3.9.1.53.1 «НГП ГОиП РО 2013г.»
«На селитебных территориях и на прилегающих к ним производственных территориях следует предусматривать гаражи и открытые стоянки для постоянного хранения не менее 90% расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей при пешеходной доступности не более 800 м, а в районах реконструкции или с неблагоприятной гидрогеологической обстановкой не более 1500 м.»
— п.3.9.1.53.2 «НГП ГОиП РО 2013г.»
«Открытые стоянки для временного хранения легковых автомобилей следует предусматривать по таблице 3.37, из расчета не менее чем для 70% расчетного парка индивидуальных легковых автомобилей, в том числе,%:
Таблица 3.37
жилые районы — 25
промышленные и коммунально-складские зоны (районы) — 25
общегородские и специализированные центры — 5
зоны массового кратковременного отдыха — 15
Примечания:
1. Допускается предусматривать сезонное хранение 10-15% парка легковых автомобилей в гаражах и на открытых стоянках, расположенных за пределами селитебных территорий поселения.
2. При определении общей потребности в местах для хранения следует также учитывать другие индивидуальные транспортные средства (мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды) с приведением их к одному расчетному виду (легковому автомобилю) с применением следующих коэффициентов: для мотоциклов и мотороллеров с колясками, мотоколяски -0,5, мотоциклы и мотороллеры без колясок-0,25,мопеды и велосипеды-0,1
3. Допускается предусматривать открытые стоянки для временного и постоянного хранения автомобилей в пределах улиц и дорог, граничащих с жилыми районами и микрорайонами.»
Но не спешите радоваться, эти пункты эксперты принимают равнозначимыми. А значит это только увеличивает количество машино-мест хотя по логике временные автостоянки должны быть учтены в постоянных.
Это расхождение в восприятии моем и экспертизы значима, но ничем не регламентировано, в связи с чем приходится идти на поводу у эксперта.
Помимо автостоянок самого жилого дома, в современных домах предусматривают арендные площади под предпринимательство. Это ещё дополнительная нагрузка по размещению автопарка предприятий. Регламентируется по СП42.13330.2011, приложение К.
Кроме всего этого новые нормы регламентируют размещение автостоянок для маломобильных групп населения согласно СП59.13330.2012 п. 4.2.1 (это не окончательно, каждый эксперт имеет хобби пользоваться своим нормативом, благо их немало по ММГН).
«На индивидуальных автостоянках на участке около или внутри зданий, учреждений обслуживания следует выделять 10% мест (но не менее одного места для транспорта инвалидов, в том числе 5% специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске, при числе мест:
До 100 включительно 5% но не менее одного места;
От 101 до 2000 – 5 мест и дополнительно 3%
От 201 до 1000 – 8 мест и дополнительно 2%;
1001 – место и более 24 места плюс не менее 1% на каждые 100 мест свыше»
Также по замечанию эксперта общий недостаток машино/мест определён в границах и за границей участка для определения конкретного количества мест требуемых согласования с владельцами прилегающих земель, где расположены недостающие места.
Исходные данные:
– общая площадь квартир – 9075,6м2;
– норма жилобеспеченности – 35 м2;
– количество жителей – 260 чел.
– уровень расчетной мобилизации – 350 машин на 1000 жителей (п.11.3 «СП42.13330.2011г»)
– офисные помещения – число работающих 50 человек;
– проектом предусмотрена подземная автопарковка, под жилым зданием, на 51 м/мест в том числе 6м/мест для инвалидов включая 4м/места для инвалидов на кресле-коляске
– проектом предусмотрены в границах земельного отвода открытые стоянки хранения автомобилей на 28 м/мест.
в том числе 4м/мест для инвалидов на кресле-коляске
– проектом предусмотрены открытые стоянки для временного хранения автомобилей на 14м/мест за границей земельного отвода.
– проектом предусмотрены открытые стоянки хранения мотоциклов и мотороллеров без коляски на 26ед/мест в границах земельного отвода
1. Определение расчетного числа автомобилей (для хранения автотранспортных средств) – при уровне расчетной мобилизации 350 а/м на 1000 жителей (п.11.3 «СП42.13330.2011г»): 350-3-4-40=303 а/м (п. 11.3 «СП42.13330.2011 г»), из них:
– для хранения л/а ведомственной принадлежности – 3 а/м;
– для хранения таксомоторного парка – 4 а/м;
– для хранения грузовых автомобилей – 40 а/м
2. Определение обеспеченности стоянками для хранения мотоциклетного парка жителей многоэтажного дома (в ед./местах в соответствии с п. 11.3 «СП42.13330.2011 г»)
Вывод: расчётное количество единиц мотоциклетного парка для объекта на 260 жителей – 100х260/1000=26 ед./мест
3. Определение обеспеченности закрытыми и открытыми автостоянками для постоянного хранения автомобилей жителей многоэтажного дома (в м/местах в соответствии с п.3.9.1.53.1 «НГП ГОиП РО 2013г.»): 303х90%=273 м/мест;
Вывод: расчетное количество м/мест постоянного хранения для объекта на 260 жителей – 273х260/1000=71 м/мест
4. Определение обеспеченности открытыми автостоянками для временного хранения автомобилей жителей многоэтажного дома (в м/местах в соответствии с п.3.9.1.53.2 «НГП ГОиП РО 2013г.»): 273х25%=68 м/мест;
Вывод: расчетное количество м/мест временного хранения для объекта на 260 жителей — 68х260/1000= 18 м/мест
5. Определение обеспеченности открытыми автостоянками временного хранения автомобилей для обслуживающего персонала встроенных помещений:
– для офисных помещений (учреждений управления местного значения) , где работает 50 человек, по СП42.13330.2011, приложение К – на 100 мест принимается 7 м/мест, по расчету 7х50/100= 4 м/места;
Вывод: расчетное количество м/мест временного хранения автомобилей для персонала, работающих в здании–4м/мест.
6. Определение требуемой обеспеченности стоянками мотоциклов и мотороллеров без колясок для многоэтажного жилого дома со встроенными офисными помещениями — 26 ед./мест
Вывод: Дефицит стоянок для хранения мотоциклетного парка составляет 26-26=0 ед./места.
7. Определение требуемой обеспеченности автостоянками временного хранения для многоэтажного жилого дома со встроенными офисными помещениями: 18+4=22 м/мест
Вывод: дефицит автостоянок для временного хранения автомобилей составляет
22-14=8 м/мест.
8. Требуемая обеспеченность автостоянками постоянного хранения автомобилей для многоэтажного жилого дома со встроенными офисными помещениями составляет 71 м/мест
Вывод: профицит автостоянок для постоянного хранения автомобилей составляет
51+28-71= 8 м/мест.
9. Определение требуемой обеспеченности автостоянками многоэтажного жилого дома: 71+22=93 м/места;
Вывод: требуемая обеспеченность автостоянками многоэтажного жилого дома со встроенными офисными помещениями (всего): 93 м/мест.
10. Определения обеспеченности стоянками инвалидов в соответствии с СП59.13330.2012 п. 4.2.1. из числа стоянок не менее 10%: 93х10/100=10м/мест в том числе 5% специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске при количестве м/мест менее 100 единиц: 93х5=5 м/мест
По проекту принято количество единиц мотоциклетного парка в размере 26 ед./мест. Проектом обеспечено размещение мотоциклетного парка в границах земельного участка в полном объеме.
По проекту принято автостоянок в границах земельного участка:
– открытых 28 машино/мест;
– закрытых 51 машино/мест;
– всего 79 машино/мест.
Дефицит составляет: 93-79=14
Дефицит стоянок временного хранения решается путем размещения 14 м/мест за границей отвода.