Конституционные принципы земельного права

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

Конституционные принципы земельного права

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

Статья 1 . Основные принципы земельного законодательства

ГАРАНТ:

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 октября 2004 г. N 123-ФЗ подпункт 4 пункта 1 статьи 1 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ в подпункт 6 пункта 1 статьи 1 настоящего Кодекса внесены изменения

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ в подпункт 8 пункта 1 статьи 1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

Принципы земельного права

Первая статья Земельного кодекса содержит в себе основные принципы земельного законодательства.

Первая статья Земельного кодекса содержит в себе основные принципы земельного законодательства. Принципы дают общее представление о базовых положениях данной отрасли права, без которых невозможно уяснить особенности регулирования отношений, возникающих в рамках этого права.

Принципы земельного права

На данный момент в Земельном кодексе РФ предусмотрены такие принципы:

  • Учет значения земли как основы жизнедеятельности человека.
  • Принцип, согласно которому земле дается приоритет, как самому важному природному объекту.
    Под этим принципом подразумевается необходимость ввода некоторых ограничений хозяйственной свободы для всех собственников участков, чтобы таким образом обеспечить сохранность окружающей природы. Следовательно, каждый пользователь земельного участка (будь то собственник или арендатор) при организации своей хозяйственной деятельности на данном объекте недвижимости должен обратить внимание на меры по его охране.
  • Приоритет постоянной охраны жизни и здоровья каждого отдельного человека.
    Данный принцип должен соблюдаться в любой хозяйственной деятельности.
  • Принцип, согласно которому обеспечивается участие граждан и организаций в решении возникающих вопросов, имеющих прямое отношение к их правам на пользование участками.
    Граждане и объединения имеют полное право принимать активное участие в подготовке решения разнообразных вопросов, которые в будущем могут отразиться на их правах касательно определенного участка и на его состоянии.
  • Единство судьбы участков и расположенных на них объектов.
    Согласно данному принципу все расположенные на земле объекты, такие как постройки или лесные насаждения, должны неизменно следовать судьбе земли. Исключения выделены на законодательном уровне.
  • Приоритет сохранения всех типовых видов ценных земель и земель, относящихся к особо охраняемым территориям.
    Стоит акцентировать внимание на том, что данный принцип вовсе не отрицает и не уменьшает значение прочих территорий для законодательства.
  • Платность использования земли.
    Согласно этому принципу пользование земельными ресурсами и самими участками должно осуществляться за определенную плату, кроме случаев, установленных законодательством.
  • Проведение деления земель согласно их целевому назначению.
    В соответствии с этим принципом деление земель на территории страны осуществляется исходя из прямой принадлежности объектов к предусмотренной категории.
  • Разграничение собственности на три ступени.
    Согласно вышеназванному принципу земли разграничиваются на земли в собственности государства, субъектов государства и отдельных муниципальных образований.
  • Принцип сочетания интересов всего общества и отдельно взятых граждан.
    Согласно данному принципу реализация пользования земель происходит ориентируясь на интересы всего общества, но с расчетом, что каждый гражданин имеет право без проблем владеть и пользоваться принадлежащим ему на законном основании участком.
  • Проведение разграничения действий норм земельного и гражданского законодательства.
    Согласно этому принципу при проведении сделок с землей на гражданское право ориентируются только как на общие правила, а на земельное право – как на специальные.

Значение принципов земельного права

Принципы земельного права играют роль специализированных фундаментальных отношений, на основании которых строится вся современная правовая система. Благодаря принципам достигается устойчивая связь между отдельными нормами права и институтами права.

Принципы играют важную роль в любой отрасли права, так как они выступают в качестве системообразующего фактора, обеспечивающего единообразие при формировании норм и их применении.

Кроме того, при помощи принципов осуществляется правовая ориентация, необходимая не только для осуществления правоприменительной, но и для правоохранительной деятельности.

Отдельное значение основные принципы земельного законодательства имеют в рамках правовой деятельности, направленной на устранение пробелов в области земельного права. С их помощью суды и прочие правоприменительные органы могут решить дело даже при отсутствии конкретной нормы.

Виды и содержание принципов земельного права

Земельное право основывается на принципах трех видов, среди которых:

1. Общеправовые (конституционные) принципы земельного права. Содержание отрасли земельного права определяют прежде всего конституционные принципы земельного права. К ним относятся следующие принципы:

  • справедливости;
  • равноправия;
  • законности;
  • демократизма;
  • единства прав и обязанностей;
  • федерализма.

2. Межотраслевые принципы земельного права отличаются тем, что носят общий характер по отношению ко всем природоресурсным отраслям права. К ним можно отнести такие принципы как:

  • платность пользования природными ресурсами (к примеру, это может быть платность водопользования или недропользования);
  • приоритет охраны жизни и здоровья каждого отдельно взятого человека.

3. Отраслевые принципы распостраняются на одну конкретную отрасль права и к ним относятся все принципы земельного права, перечисленные в начале данной статьи

Общая характеристика принципов земельного права

Отдельно стоит отметить, что данный список не является исчерпывающим. В статье 1 ЗК РФ установлено, что при необходимости федеральными законами может быть создан перечень дополнительных принципов, не противоречащих основным.

Реализация принципов земельного права определяет развитие правовой системы, исходящей из ценности земли для осуществления жизнедеятельности человека, а также как одного из самых важных компонентов окружающей среды.

Большинство принципов, отраженных в статье 1 Земельного кодекса РФ, основываются на общеправовых принципах, закрепленных в Конституции. К ним относятся в том числе такие конституционные принципы:

  • Охрана жизни и здоровья каждого отдельно взятого человека.
  • Принцип демократизма подразумевает возможность общества принимать активное участие в рассмотрении важных решений.
  • Принцип возможности сочетания интересов общества и прав отдельных граждан, установленных на законодательном уровне.

Межотраслевые принципы земельного права переплетаются с другими отраслями права, в частности с природоресурсным и гражданским законодательством. Подобное сочетание можно заметить при подробном рассмотрении следующих принципов земельного права:

  • Единство судьбы участков и непосредственно связанных с ними объектов. Здесь речь идет о различных постройках, лесах и водоемах, неизменно следующих судьбе участка, на котором они расположены.
  • Подп. 7 п. 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлена платность землепользования, но принцип платности распостраняется также и на природопользование

Принципы, характерные только для регулирования в рамках земельного права

Помимо межотраслевых принципов, перекликающихся с другими отраслями права, 1 статья Земельного кодекса выделяет виды принципов, которые можно охарактеризовать как отраслевые принципы земельного права.

Такие принципы земельного законодательства представлены в следующей трактовке:

1. Проведение деления земель на отдельные категории по их целевому назначению.
2. Приоритет охраны земель, имеющих особую ценность. Реализация данного принципа подразумевает под собой ограничение или запрещение на проведение изменения целевого назначения определенных категорий земель, к которым относят земли:

  • имеющие сельскохозяйственное назначение;
  • занятые защитными лесами;
  • относящиеся к категории особо охраняемых территорий;
  • с расположенными на ними объектами культурного наследия.

3. Принцип, закрепляющий дифференцированный подход к установлению правового режима земель, направлен на установление необходимого правового режима участка, который учитывает при определении такие факторы:

  • природные;
  • социальные;
  • экономические.

4. Принцип разграничения публичной собственности на несколько категорий:

  • землю Российской Федерации;
  • землю субъекта Российской Федерации;
  • землю отдельного муниципального образования.

Данные категории не пересекаются между собой, и их реализация осуществляется деятельностью разных уполномоченных органов.

Приобретение прав на земельные участки, занятые строениями, в контексте определения Конституционного суда от 11 февраля 2021 года № 186-О и Постановления 26.11.2020 г. № 48-П

В отношении недвижимого имущества, возникновение права на которое, по общему правилу, требует формального основания и регистрации в публичном реестре, длительное владение вещью, право на которую отсутствует, предполагает, что давностный владелец способен знать об отсутствии у него такого права. Таким образом в отношении объектов недвижимости один из критериев возникновения права собственности по давности владения – добросовестность заблуждения о наличия права собственности по сути возможен только в случае регистрации такого права собственности на основании ничтожной сделки, либо вследствие приобретения недвижимости у лица, получившего его по ничтожной сделки. В иных случаях возможность добросовестного заблуждения о наличии права собственности можно предполагать в случае получения вещи во владения до создания регистрационной системы.

Читайте также  Как через интернет банкинг оплатить земельный налог?

Применение приобретательной давности в отношении земельных участков тем более имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность до Постановления КС № 48-П могла быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находились в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных пунктом 1 статьи 234 ГК РФ условий.

В пункте 16 постановления ВАС и ВС 10/22 отмечалось, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

Тем не менее, как постановления 10/22 так и Постановление КС 48-П не внесли полной ясности в вопросе случаев применения приобретательной давности в отношении земель.

В российском земельном праве наряду с «классическими» формами и видами публичной собственности (федеральная, субъектов Российской Федерации, муниципальная) существует еще одна разновидность государственной собственности на землю — «неразграниченная государственная собственность», что, в том числе, признается и в свежем Определении КС от 11 февраля 2021 года № 186-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 234 ГК РФ.

При этом Конституционный суд вопреки ранее высказанной в постановлении № 48-П позиции, в определении отмечает, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка. Соответственно, для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными. Занятие без каких-либо правовых оснований несформированного земельного участка, заведомо для владельца относящегося к публичной собственности, не может расцениваться как не противоправное, совершенное внешне правомерными действиями, т.е. добросовестное и соответствующее требованиям абзаца первого пункта 1 статьи 234 ГК РФ. Следовательно, положения статьи 234 ГК РФ не могут рассматриваться как нарушающая конституционные права в конкретном деле с участием заявителя и в указанном им аспекте.

В настоящее время большинство случаев из судебной практики, когда суды принимали решение о передаче земельного участка в частную собственность (в том числе постановление КС 48-П) в силу приобретательной давности, касались земельных участков, занятых жилыми домами и прочими постройками граждан. Данные участки не были зарегистрированы в реестре в качестве федеральных или муниципальных земель, а находились в неразграниченной государственной собственности.

Представляется, что участки из таких земель и должны предоставляться в частную собственность не в силу приобретательной давности, а с целью реализации принципа единства судьбы земельного участка и здания расположенного на нем. Собственно можно предположить, что именно руководствуясь этим соображением Конституционный суд и применил статью 234 ГК РФ в постановлении КС 48-П.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд, природная связь земельного участка и находящихся на нем иных объектов недвижимости обусловливает принцип единства судьбы прав на земельный участок и находящиеся на нем объекты, являющийся одним из основных начал земельного законодательства, отраженным, в частности, в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (Постановление от 11 февраля 2019 года N 9-П).

Однако необходимо учитывать, что земельное законодательство содержит закрытый перечень оснований и процедур приобретения гражданами и юридическими лицами земельных участков в частную собственность за плату и бесплатно (на торгах и без торгов), однако среди таких случаев сохраняется значительное число, когда участок, занятый строением уже принадлежащим лицу на праве собственности, должен быть именно выкуплен у государства.

Такая ситуация в контексте принятия постановления Конституционного суда № 48 представляется абсурдной, поскольку такие земли в результате давностного владения так или иначе окажутся в собственности лиц, обладающих правом собственности на недвижимость расположенную на участке.

В Российской Федерации уже существует два федеральных закона, которые реализуют принцип единства судьбы земельных участков и зданий на них расположенных, наделяя правом собственности на землю правообладателей зданий.

Во-первых согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того Закон о введении в действие ЗК РФ содержит аналог гражданско-правовой конструкции приобретательной давности. Согласно п. 4 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ. Можно предположить, что в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ речь идет о частном случае приобретательной давности. Но можно ли тогда сказать, что Земельный кодекс РФ сужает сферу действия давности владения ГК РФ до частного случая (участка с домом)? Наверное, нет, поскольку изначально в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ ничего не говорилось ни про сроки, ни про добросовестность, ни про иные условия. Из этого следует, что в Законе о введении в действие ЗК РФ указана «автономная» процедура, не имеющая точек соприкосновения с ГК РФ и приобретательной давностью. Но тогда возникает вопрос о том, не следует ли расширить эту процедуру из Закона о введении в действие ЗК РФ, поскольку именно она и позволит реализовать принцип единства судьбы зданий и земельных участков.

В результате проведения «дачной амнистии» ощутимо упрощен механизм приобретения в частную собственность земельных участков и индивидуальных жилых домов. Однако в части бесплатного приобретения в собственность земельных участков законодатель до сих пор предполагает, что у граждан есть хоть какие-нибудь документы на земельный участок. Поэтому специальной законной процедуры для случаев, когда у гражданина отсутствуют вообще документы не на дом, а на земельный участок, все еще нет.

В настоящее в ГД РФ находится на рассмотрении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены», основной целью которого является оформление прав на объекты гаражного назначения и земельные участки, на которых они расположены.

Можно сделать вывод о том, что земельные участки, зарегистрированные в частную собственность, не должны передаваться другим лицам в силу приобретательной давности в силу того, что невозможно заблуждаться по поводу наличия права. Тем не менее, на такие участки должна распространяться статья 234 ГК в случае если право лица, которое заблуждается в вопросе наличия у него права собственности все же будет зарегистрировано в реестре, а у правообладателя истекут сроки предъявления виндикационного иска.

Аналогичным образом если земельный участок зарегистрирован в публичную собственность (например, федеральную собственность), то, учитывая цель использования находящихся на нем объектов, можно однозначно утверждать о невозможности их захвата гражданами по давности владения (даже если они и не ограничены в обороте) просто в силу их особой функциональной специфики.

Отсюда следует, что самый логичный выход из сложившейся ситуации состоит в том, чтобы нормативно закрепить возможность возникновения права частной собственности граждан и юридических лиц в силу «приобретательной давности» на участки исключительно из состава «неразграниченной государственной собственности», не имеющей конкретного публичного владельца в силу нахождения у граждан и юридических лиц на таких участках объектов недвижимости. Такое решение удовлетворит имеющийся запрос на оформление прав на землю, который выразился в постановлении КС 48-П, упорядочит землепользование и администрирование доходов бюджетов от поступления земельных платежей, переведя их в налоговую форму.

Конституционные принципы земельного права.

В отличие от большинства правовых норм, принципы права не регулируют непосредственно общественные отношения, но устанавливают основные начала, руководящие идеи, создают ориентиры для правовых норм, то есть устанавливают правила для норм права.

В сочетании со сферой жизнедеятельности, методами, источниками и правовыми режимами принципы, свойственные той или иной отрасли права, создают особый режим правового регулирования, который является наиболее комплексной характеристикой данной отрасли. Принципы отрасли права самым отчетливым образом выражают ее специфику: вполне достаточно ознакомиться с этими принципами, чтобы, не зная ничего другого о данной отрасли, составить адекватное представление о ее системе, социальном назначении, целях и задачах, средствах их решения [56] .

Внутри правовой системы принципы имеют иерархическую структуру. В соответствии с этим их принято подразделять на:

— общеправовые — создают общие начала правового регулирования и обеспечивают единство всей правовой системы,

— межотраслевые — не могут противоречить общеправовым,

— отраслевые — обеспечивают самостоятельность отрасли, но не могут противоречить общеправовым и межотраслевым принципам,

— внутриотраслевые — устанавливают общие начала регулирования отдельных институтов внутри отрасли в соответствии с отраслевыми принципами.

Самые общие начала правового регулирования земельных отношений закреплены в Конституции РФ и в своей совокупности создают основу земельного строя России.

Фундаментом земельного строя России является положение п. 1 ст. 9 Конституции, в которой установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Таким образом, в Конституции определено значение земли, прежде всего, как природного ресурса, составной части природной среды. Это предопределяет необходимость сочетания использования и охраны, при этом использование земли как природного ресурса всегда сопровождается негативным воздействием, однако охрана земли должна обеспечить сохранность ее природных свойств. Конституция провозглашает землю основой жизни и деятельности народов, следовательно, в отношениях по поводу использования и охраны земли присутствует публичный интерес – интерес народа, который не должен умаляться и ущемляться, но, напротив, должен быть защищен всеми средствами правовой системы государства. Особый правовой смысл содержится и в указании на то, что земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Следовательно, в земельных отношениях присутствует интерес различной степени публичности: от всего народа, проживающего на территории всей страны, до местного населения, интересы которого сконцентрированы в пределах муниципального образования. В соответствии с Конституцией РФ, народ является источником и носителем власти, которую он может осуществлять непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ). Поэтому определенной компетенцией в реализации публичных интересов в области использование и охраны земель наделяется Российская Федерация, субъекты РФ, а также органы местного самоуправления (статьи 9; 10 и 11 ЗК РФ). Кроме того, местное население может принимать участи в вопросах использования и охраны земель через общественное организации, либо непосредственно.Из этого исходит принцип земельного законодательства, зафиксированный в ст. 1 ЗК РФ, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Читайте также  Как распланировать земельный участок?

Пункт 2 ст. 9 Конституции РФ устанавливает множественность форм собственности на землю: Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Таким образом, земля является не только природным объектом и природным ресурсом, но и объектом права собственности, а значит – имуществом. Такой характер земля приобретает, прежде всего, благодаря признанию права частной собственности на землю. В соответствии со ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Из этого следует, что земля включается не только в хозяйственный оборот, но и в гражданский, становится объектом не только земельных отношений, но и имущественных, регулируемых нормами гражданского законодательства.

В Конституции РФ закреплен ряд экономических свобод граждан России. Фундаментом для свободы предпринимательства, свободного перемещения товаров и услуг и т.п. является признание свободы собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 1, 2 ст. 35).

В п. 1 ст. 36 Конституции РФ фиксируется еще одна норма, имеющее принципиальное значение для земельного права: Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Во-первых, даннаянормаопределяет круг субъектов права частной собственности. В связи с тем, что в качестве таких субъектов Конституция называет граждан, можно сделать вывод, что лица без гражданства не могут иметь на территории РФ в частной собственности землю. В то же время является дискуссионным вопрос, ограничивает ли Конституция круг собственников только гражданами РФ, или в него включаются также иностранные граждане. Земельное законодательство исходит из прямого толкования Конституции и включает в круг собственников не только граждан РФ, но и иностранных граждан, но с определенными ограничениями, продиктованными требованием обеспечить право народов, проживающих на соответствующей территории. Так иностранные граждане и иностранные юридические лица не могут иметь в собственности земельные участки на приграничных территориях, а также земли сельскохозяйственного назначения. Под объединением граждан понимаются юридические лица. Объединения граждан, не имеющие статуса юридического лица, не могут быть самостоятельными субъектами права собственности. В ст. 15 ЗК РФ круг субъектов права частной собственности конкретизирован и не предполагает расширительного толкования: частная собственность — собственность граждан и юридических лиц.

Еще одним аспектом данной нормы является признание и утверждение права граждан и юридических лиц иметь в частной собственности землю. Гарантия реализации данного права состоит в законодательном закреплении порядка и оснований для приватизации земельных участков. Первоначально право частной собственности в России может появиться только в связи с переходом права собственности от государства к частным лицам. Такое положение связано с особенностями исторического развития земельных отношений, что было отражено в Теме № 2. Так как земля и другие природные ресурсы в Советском Союзе находились в исключительной государственной собственности, то к России как правопреемнику СССР и РСФСР перешло право собственности на весь земельный фонд в границах возникшего государства. Признание Конституцией права граждан и их объединений иметь в частной собственности землю породило принцип государственного регулирования приватизации земли, зафиксированный в ст. 1 ЗК РФ. Государственное регулирование должно быть направлено на обеспечение права граждан и их объединений иметь в частной собственности землю и недопустимости необоснованного отказа со стороны органов государственной власти в предоставлении земельных участков в собственность. В то же время, закон должен установить такие основания для защиты публичных интересов в использовании земельных ресурсов.

В п. 2 ст. 36 Конституции РФ раскрывается содержание права собственности на земельный участок, а также определяются основания для его ограничения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Правомочия по владению, пользованию и распоряжению составляют содержание права собственности. Конституция устанавливает принцип свободы собственника в реализации своих правомочий. Свобода собственника означает, что он сам, по своей воле, руководствуясь собственным интересом, принимает решения и осуществляет их в отношении своего имущества. В то же время, свобода не может быть безграничной. Являясь имущественным объектом, земля не перестает быть частью природы. К тому же земля как природный объект не дробиться на земельные участки, а представляет единую взаимосвязанную природную среду. Поэтому свобода собственника заканчивается там, где его действия могут принести ущерб земле как природному объекту.

Еще одним основанием для ограничения права собственности на земельный участок являются охраняемые законом права других лиц. Прежде всего, собственник земельного участка должен учитывать интересы собственников соседних земельных участков, так как земля является абсолютной недвижимостью и не может быть перемещена для удобства использования. В связи с этим права собственника земельного участка могут быть ограничены в пользу конкретных лиц. Статья 9 Конституции дает нам основание ограничивать права собственника также в пользу неопределенного круга лиц, так как земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому публично-правовые ограничения прав собственника земельного участка также являются конституционно обоснованными. Опираясь на данное положение Конституции, в ЗК РФ сформулирован принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

В п. 3 ст. 36 Конституции РФ закрепляется: «Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона». Тем самым в Конституции заложен принцип приоритета земельного законодательства в регулировании отношений по охране и использованию земель в РФ. Таким федеральным законом в настоящий момент является Земельный кодекс РФ, вступивший в силу 30.10.2001 г. В Земельном кодексе РФ получили закрепление все институты земельного права. В статье 3 ЗК РФ отражен принцип приоритета земельного законодательства в регулировании отношений по использованию и охране земель, так как нормы других отраслей права применяются к земельным отношениям только в том случае, если в земельном законодательстве не установлено иное. Таким образом, гражданское, лесное, водное законодательство, законодательство об охране окружающей среды, об использовании недр и животного мира и др. применяется к земельным отношениям на субсидиарной основе.

Опираясь на конституционные нормы, ЗК РФ определил отраслевые принципы земельного законодательства, которые развили и конкретизировали положения Конституции РФ.

Земельное право. Краткий курc

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Земельное право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

  • 1. Земельное право: понятие, предмет, метод и система правового регулирования
  • 2. История развития земельного права
  • 3. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
  • 4. Принципы земельного законодательства
  • 5. Понятия и виды земельных правоотношений

Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Краткий курc предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. Принципы земельного законодательства

Все принципы земельного права отражены в ЗК РФ. Самая первая статья его говорит о земле как о «важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве…», в то же время «как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю».

Тем самым первый принцип земельного права состоит в том, что все действия с земельными ресурсами не должны противоречить положениям ЗК РФ в части природоохранных вопросов и бережного рационального использования земли. Приоритетность охраны земли делает необходимым некоторое ограничение свободы пользователей земельных ресурсов по хозяйственным вопросам с целью недопущения нанесения вреда окружающей среде.

Следующим принципом является приоритет охраны жизни и здоровья человека, предотвращение негативных воздействий на здоровье людей при использовании земельной собственности вне зависимости от необходимых для этого затрат. Эти затраты законодательно закреплены как обязанность землепользователей.

Важным принципом можно назвать общественный характер отношений земельной собственности, участие широких масс в решении земельных вопросов совместно с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Принцип единства судьбы земельных участков и недвижимости, которая на них находится, провозглашает главенство земельного участка по отношению к тем объектам, что построены на них. Любая загородная недвижимость (коттедж, дом, дача) наследует судьбу своих земельных участков, за небольшим исключением тех случаев, которые записаны в законе. Как приобретение земельного участка возможно только с приобретением всех строений на нем, так и покупка недвижимости влечет за собой право на земельный участок, на котором он стоит.

Принцип платного использования земли говорит о том, что все собственники или пользователи земельных участков выплачивают земельный налог или арендную плату. Земельный налог — это жесткое предписание собственнику земли от государства. Льготы по налогам могут предоставлять только уполномоченные государственные органы, если для того есть законные основания. Доходы от налога на землю идут в госбюджет в отличие от арендной платы, которая устанавливается по договору аренды земельного участка.

Принцип различия правового режима земель по их принадлежности к определенной категории в соответствии с принятыми принципами зонирования территорий и требований земельного законодательства. Каждая категория четко определяется ЗК РФ по разрешению на ее целевое использование и не может быть изменена без специального решения компетентных органов власти. Земельные ресурсы государства распределяются по своей принадлежности на федеральную и муниципальную собственность.

Общие нормы гражданского права в отношении норм земельного законодательства действуют только тогда, когда между ними нет противоречий, т. е. нормы земельного права носят специальный характер. Земельное право всегда имеет приоритет по отношению к своим объектам перед общими нормами гражданских законов.

Для земель любой формы собственности характерны действия государства по ведению земельной политики, по изучению и картографированию земель, их устройству, ведению государственного земельного кадастра, созданию служб со специальными функциями по оперативному управлению и надзору за всеми пользователями земли. Планирование, прогнозирование спроса на землю, создание государственного резерва земли — тоже важные принципы в земельном праве, которые провозглашают земельные законы и ЗК РФ.

Читайте также  Мошенничество с земельными участками судебная практика

Принципы земельного права

Принципы земельного права — это основополагающие начала, кото­рыми руководствуются участники земельных правоотношений. Особенностью принципов земельного права является их фиксация в отраслевом зе­мельном законе — Земельном кодексе Российской Федерации.

Ст. 1 Земельного кодекса РФ формулирует следующие основ­ные принципы земельного права:

  1. учет значения земли как основы жизни и деятельности человека;
  2. приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества;
  3. приоритет охраны жизни и здоровья человека;
  4. участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;
  5. единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;
  6. приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий;
  7. платность использования земли;
  8. деление земель по целевому назначению на категории;
  9. разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;
  10. дифференцированный подход к установлению правового режима земель;
  11. сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

При регулировании земельных отношений применяется

  • принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также
  • принцип государственного регулирования приватизации земли.

Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным п. 1 настоящей статьи принципам.

Учет значения земли как основы жизни и деятельности челове­ка означает регулирование отношений по использованию и охране земли исходя из представлений о земле как

  1. о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осу­ществления хозяйственной и иной деятельности на территории Рос­сийской Федерации;
  2. о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Конституция Российской Федерации (ст. 9) придает земле и дру­гим природным ресурсам значение основы жизни и деятельности рос­сийского общества. Поэтому Земельный кодекс и иные нормативные правовые акты, устанавливая нормы и требования рационального ис­пользования и охраны земель, учитывают ее особенности как природ­ного объекта, составной части природы, природного ресурса.

Предусматривая общие для всех обладателей земли (собственни­ков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов) права и обя­занности по использованию земельных участков, Земельный кодекс формулирует соответствующие статьи таким образом, чтобы в их со­держании присутствовали нормы о соблюдении экологических, строи­тельных, санитарно-гигиенических и иных специальных требований (ст. 40), чтобы использование земель любой категории осуществлялось способами, которые не должны наносить вред окру­жающей среде (ст. 42), чтобы проводились целенаправленные ме­роприятия по охране земель как природного объекта (ст. 42).

Если данный принцип устанавливает условие, чтобы при правовом регулировании земельных отношений земля рассматривалась как не­движимое имущество, то из этого не следует, что все правовые нормы российского законодательства о недвижимом имуществе обязательны и для регулирования земельных отношений. Так, не все нормы граж­данского законодательства, и в частности Гражданского кодекса, о не­движимом имуществе могут применяться к регулированию земельных отношений, а только те, которые не противоречат Земельному кодексу.То же можно сказать и по вопросу объекта права собственности и иных прав на землю.

Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окру­жающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лес­ном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества имеет в виду необходимое ог­раничение хозяйственной свободы пользователей земли в целях охра­ны окружающей среды. Это означает, что каждый обладатель земли (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор), органи­зуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен прежде всего предусмотреть конкретные эффективные меры по ее охране. Эти меры могут быть разными, так как они устанавливаются в соот­ветствии с особенностями самих земель и той или иной хозяйствен­ной деятельности, находя отражение в соответствующих статьях Зе­мельного кодекса.

Приоритет охраны жизни и здоровья человека подразумевает, что при осуществлении деятельности по использованию и охране зе­мель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека при лю­бой хозяйственной деятельности, связанной с использованием и охра­ной земель, логично вытекает из первого и второго принципов. Но если соблюдение первых двух принципов косвенно содействует охране жизни и здоровья людей, то третий принцип указывает на не­обходимость принятия таких специальных решений и выполнения та­ких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обес­печить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздей­ствие на его здоровье при использовании земли. Гарантией соблюдения названного принципа служит обращенная ко всем земле­пользователям обязанность нести необходимые затраты для достиже­ния целей названного принципа, причем даже если эти затраты ока­жутся большими.

Участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, устанавливает право граждан Российской Федерации, общественных организаций (объединений) принимать участие в подготовке реше­ний, реализация которых может оказать воздействие на состояние зе­мель при их использовании и охране, а органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Земельный кодекс предоставляет право гражданам и обществен­ным организациям (объединениям) принимать участие в подготовке решений экологического содержания.

Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов устанавливает, что все прочно связанные с земель­ными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за ис­ключением случаев, установленных федеральными законами.

В данном слу­чае земельный участок часто рассматривается как «главная вещь», а все, что прочно связано с ним (здания, сооружения и т. д.), является его принадлежностью (общеизвестное положение гражданского права: «принадлежность следует судьбе главной вещи»).

Вместе с тем ст. 35 ЗК РФ предусматривает и противопо­ложную ситуацию, когда приобретение здания или сооружения влечет за собой право на соответствующий земельный участок (сервитут).

Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых ле­сами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установлен­ном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.

Реализация принципа сохранения особо ценных земель и террито­рий обеспечивается не только ст. 27, 30, 31, 32, 79, 94, 101 ЗК РФ, но и Федеральным законом от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях».

Принцип платности использования земли устанавливает, что любое ис­пользование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Рос­сийской Федерации.

Земельный кодекс в ст. 65 под одним общим названием «Плат­ность использования земли» понимаетследующие формы платы:

  1. земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость);
  2. арендную плату.

Между тем правовая природа той и другой платы за землю имеет существенные различия.

Земельный налог есть властное предписание государства. От налога может освободить землепользова­теля только компетентный государственный орган, и то лишь на ос­новании закона. Земельный налог идет в государственный бюджет в тех суммах, которые установлены Налоговым кодексом РФ.

Арендная плата — предмет свободной договоренности сторон, заключающих договор аренды земельного участка. Средства от арендной платы поступают арендодателю в соответствии с условия­ми договора.

Принцип деления земель по целевому назначению на категории устанавливает, что правовой режим земель определяется исходя из их при­надлежности к той или иной категории и разрешенного использова­ния в соответствии с зонированием территорий и требованиями зако­нодательства.

Принадлежность земель к той или иной категории (ст. 7) предопределяет основное их целевое на­значение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории (с учетом зонирования и разрешенного использования). Отнесение земель к категориям и перевод их из од­ной в другую производится компетентными органами власти и опре­деляется ст. 8 ЗК РФ, но никак не самими пользователями земли.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Рос­сийской Федерации и собственность муниципальных образований, со­гласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.

Такое разграничение государственной собственности на землю — необходимое условие земельного строя страны.

Принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель устанавливает, что при определении их правово­го режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.

Без учета природных, социальных, экономических и иных факторов, влияющих на правовой режим земель, закон оказался бы безли­ким, неопределенным, а порядок использования и охраны земель был бы недифференцированным.

Принцип сочетания интересов общества и законных интересов граж­дан устанавливает, что регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении га­рантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Суть этого разграничения состоит в том, что

    • гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а
    • земельное законодательство устанавливает специальные нормы регу­лирования земельных отношений.

Поэтому если есть специальная норма, содержащаяся в Земельном кодексе или в каком-либо другом нормативном правовом акте, решающая какой-то вопрос земельного права, то общая норма гражданского законодательства не может при­меняться.

Перечень этих принципов не является исчерпывающим , как отмечено в п. 2 ст. 1 ЗК РФ.

Сравнительный анализ содержания других ста­тей Земельного кодекса позволяет сформулировать ряд принципов зе­мельного права, так или иначе нашедших также отражение в других актах земельного законодательства и в юридической литературе.

Так, независимо от своих прав на землю в качестве собственника, государство как суверен проводит и ряд принципов земельной поли­тики, обеспечивающих рациональное использование и охрану земель. К этим принципам относятся:

  1. принятие на государственный счет и осуществление работ по изучению и картографированию земель, их госрегистрации, земле- и лесоустройству;
  2. ведение государственного земельного кадастра;
  3. создание служб со специальными функциями по оперативному управлению в области рационального использования и охраны земель (почв) и надзору за всеми пользователями земли;
  4. плановость в использовании земель: изучение «спроса» на землю и ее распределение между претен­дентами; резервирование земель для государственных и муниципальных нужд будущих пользователей — с ограничением права застройки или иных трансформаций земель, налагаемым на наличных пользователей; обеспечение комплексного использования полезных свойств земли.
Мария Кравченко/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с покупкой, продажей и оформлением недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Мария Кравченко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AFINA-VOLGA.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: