Ограждение земельного участка закон
Статья 47. Порядок устройства ограждений земельных участков
Статья 47. Порядок устройства ограждений земельных участков
1. Настоящая статья регулирует вопросы устройства ограждений земельных участков, как выделенных в процессе градостроительной подготовки территорий, так и ранее сформированных.
2. Ограждения, проходящие по общей меже двух земельных участков, устраиваются на основании взаимной договорённости между правообладателями таких участков, которая может быть оформлена договором в соответствии с требованиями гражданского законодательства. При этом независимо от форм договорённости необходимо соблюдать условия, изложенные в части 10 настоящей статьи.
3. Ограждения земельных участков, отделяющие их от территорий общего пользования, устраиваются на основании эскиза ограждения, который должен соответствовать требованиям части 4 настоящей статьи и подлежит обязательному согласованию с органом архитектуры и градостроительства в соответствии с требованиями частей 5-8 настоящей статьи.
4. Эскиз ограждения, отделяющего земельный участок от территории общего пользования, должен включать в себя следующие материалы:
1) схему установки ограждения на участке (ситуационный план), на который наносятся границы земельного участка, место расположения строений на участке, граница территорий общего пользования;
2) графическое изображение фасада ограждения, выполненное в масштабе 1:200 (в одном сантиметре два метра), фрагменты в масштабе 1:50 (в одном сантиметре пятьдесят сантиметров);
3) графическое изображение цветового решения ограждения;
4) отдельные конструктивные узлы, элементы.
5. Для согласования эскиза ограждения лицо, являющееся правообладателем земельного участка, подаёт в орган архитектуры и градостроительства заявление с просьбой рассмотреть данный эскиз.
6. Орган архитектуры и градостроительства имеет право в течение трёх дней отклонить представленные для согласования материалы, в случае если они недостаточно полно отражают конструктивные и архитектурные решения ограждения.
7. Заявление подлежит обязательной регистрации в день приёмки, о чём заявителю выдаётся расписка. Орган архитектуры и градостроительства в течение десяти дней рассматривает эскиз ограждения, после чего выдаёт своё заключение о соответствии, либо несоответствии его эскиза требованиям части 10 настоящей статьи.
8. Согласование эскиза ограждения органом архитектуры и градостроительства осуществляется без взимания платы.
9. При выделении земельных участков на территориях, застроенных многоквартирными домами, устройство ограждений выделенных земельных участков не предусматривается, если иное не предусмотрено градостроительным регламентом данной территориальной зоны.
10. Любые ограждения земельных участков должны соответствовать следующим условиям:
1) ограждение должно быть конструктивно надёжным;
2) ограждения, отделяющие земельный участок от территорий общего пользования, должны быть эстетически привлекательными.
11. В случае, если проект ограждения земельного участка входит в состав проектной документации объекта капитального строительства (комплекса таких объектов), которая подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьёй 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проведение в отношении его действий, указанных в частях 5-8 настоящей статьи, не требуется.
12. Орган архитектуры и градостроительства может передавать свои полномочия по согласованию ограждений земельных участков уполномоченным органам административных районов города.
> Определения отдельных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства |
Содержание Постановление Главы муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области от 8 сентября. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Какой забор можно поставить на садовом участке?
Унаследовали участок с домиком. Хотим немного все обновить, чтобы летом можно было жить с семьей. Сам дом решили не трогать: с ним в целом все хорошо. А вот забор будем менять: старый совсем развалился и стоит неверно, это видно по межеванию. Выходит, что сосед частично залез на нашу территорию.
Какой высоты забор мы можем поставить и может ли он быть глухим? Нужно ли согласовывать забор с соседями и что делать с неверными границами? Должны ли мы ставить забор везде сами или какую-то сторону должны обновлять соседи? Какие вообще есть строительные нормы и правила о заборах?
Неправильно стоящие заборы — причина многолетних конфликтов между соседями. Поэтому если не хотите портить отношения сразу, то в идеале размеры и материал забора нужно согласовать с ними. Причем оформить договоренность лучше письменно. Еще желательно соблюдать строительные нормы и правила.
Какой забор можно поставить между соседними участками
По каким правилам устанавливать забор, зависит от категории земли. В вашем случае, вероятно, речь идет о садовом некоммерческом товариществе — СНТ. А значит, когда вы будете устанавливать забор, помимо строительных норм и правил нужно учитывать требования устава товарищества. Так, СНТ может установить, что заборы могут быть только из штакетника и не выше 1,5 метра. Такие нормы товарищества вводят по разным причинам: например, в районе в целом мало солнца, и глухие заборы будут давать лишнюю тень на участки.
Если у участка статус земель ИЖС, то помимо общих правил еще могут быть дополнительные требования местной администрации. Например, власти хотят выдержать единообразный облик улицы в частном секторе и обязывают всех собственников домов использовать типовой проект забора. Но может быть оговорка, что забор между соседями допускается делать каким угодно.
Все требования лучше узнать заранее: сходить в правление СНТ или посмотреть правила землепользования и застройки муниципалитета, если участок на землях ИЖС.
Как победить выгорание
Строительные и санитарные нормативы для заборов
В своде правил планировки и застройки в садоводствах рекомендована высота забора между соседними участками не менее 1,2 и не более 1,8 метра, а ограждения — из сетчатого материала, например из сетки-рабицы. По периметру со стороны улицы допускается глухое ограждение. Таким образом, в правилах нет жестких норм по высоте и материалам заборов. Все перечисленное — только рекомендация.
По негласному правилу опора ограждения должна находиться внутри участка, а лицевая сторона забора — смотреть на улицу и в сторону соседей. Опоры нужно вкапывать строго по границе или на территории соседа, который ставит забор.
Бывает, собственник завозит на свой участок землю, чтобы поднять его. Так улучшают плодородность почвы и делают участок более сухим. Получается, что с одной стороны забор нужной высоты, а фактически для соседей он выше за счет того, что участок поднимали. Сделать с этим ничего нельзя: рекомендации по высоте соблюдаются, а по закону поднимать участки не запрещено.
Если забор соседа не устраивает, лучше попытаться сначала договориться мирно. Если не получится, придется обращаться в суд. Но ссылаться на поднятый участок не получится. Претензии должны быть более конкретными, и лучше, если их несколько: например, вода стекает и топит более низкий участок, а из-за забора не сделать дренаж, к тому же забор полностью закрыл солнце на одной из сторон.
Противопожарные нормы при строительстве ограждения
Если будете ставить забор, следует также учесть противопожарные нормативы. Они касаются расстояния от забора до строений и деревьев. Вот эти нормы:
- Между забором из негорючих материалов, например из профлиста, и капитальным строением из негорючих материалов должно быть не менее 6 метров.
- Если в конструкции забора есть дерево, а рядом стоит капитальное строение с деревянными перекрытиями, то расстояние — не менее 8 метров. Это случай, когда и забор, и строение деревянные частично. Например, на бетонной ленте стоят металлические опоры, между опорами — доски, а рядом кирпичный дом, но мансарда сделана из дерева.
- Если и забор, и стоящее рядом капитальное строение полностью деревянные, то между ними должно быть не менее 15 метров.
Нормы регулируют только расстояние до капитальных объектов, то есть строений, которые стоят на фундаменте и зарегистрированы как объекты капитального строительства. Если рядом с забором деревянная собачья будка, сарай или другие хозпостройки, то расстояние до них должно быть не менее 1 метра.
Кустарники следует сажать не менее чем за 1 метр до забора, небольшие деревья — не менее чем за 2 метра, высокие деревья — не менее чем за 4 метра.
Можно ли установить забор выше норм
Нормы и правила, которые я указала выше, носят рекомендательный характер. То есть высокие заборы ставить можно, но в своде правил сделана оговорка: «Устройство ограждения других типов возможно по обоюдному письменному согласию владельцев соседних участков, согласованному с правлением товарищества». То есть перед тем, как устанавливать забор выше нормы, надо заручиться письменным согласием соседа и согласовать все с правлением СНТ.
Тыльную сторону забора со стороны улицы, оврага или дороги можно огородить забором выше норм, если это не запрещено локальными правилами СНТ или района. Согласовывать с соседями эту сторону не надо.
Кто должен ставить забор
В законе не сказано, кто из соседей должен оплачивать установку забора на смежных сторонах. Как правило, эти затраты делят пополам: например, один сосед платит за материалы, а второй оплачивает работу строителей. Здесь возможны любые схемы, при этом желательно закреплять договоренности письменно, а если передаете деньги, то брать расписки. Это нужно, чтобы в случае спора ссылаться на письменные документы, которые подтвердят вашу правоту.
Если сосед не согласен платить за установку забора, с этим ничего не сделать — придется тратить свои деньги или сидеть без забора. Обязать соседа платить за забор по закону нельзя.
Как согласовать постройку с соседом
Даже если в уставе СНТ есть четкие требования к заборам, лучше заранее все согласовать с соседями. Например, заключить письменное соглашение, где указать, какой высоты будет ограждение и из какого материала. Такое соглашение должны подписать оба соседа.
Если соседи против установки забора. Бывает, что один сосед хочет поставить забор между участками и готов все оплатить, а второй принципиально против. В таком случае тот, кто хочет поставить забор, все равно может это сделать. Главное — соблюдать нормативы и рекомендации.
Если хозяин участка нарушит нормы и соседи обратятся в суд, суд обяжет демонтировать забор и сделать его по правилам. Если не выполнить решение суда, приедут приставы с бригадой рабочих, которые демонтируют забор принудительно. При этом расходы возложат на хозяина-нарушителя.
Если забор стоит неправильно. Если считаете, что сосед прирезал землю, сначала нужно провести межевание. Это делает кадастровый инженер: он определит точные границы участка и составит межевой план — документ, который закрепит эти границы.
Сосед может согласиться с планом межевания, а может и нет. Если он будет настаивать, что забор стоит правильно, или начнет препятствовать его демонтажу, придется судиться. Нужно подать иск об истребовании своей территории из чужого незаконного владения. Суд изучит документы на землю, в том числе межевой план, и вынесет решение. Соседа могут обязать демонтировать забор, поэтому лучше дождаться решения суда. И только после того, как его исполнят, можно приступать к каким-либо работам.
Ответственность за нарушения правил установки забора
Если вы нарушите высоту или используете не те материалы, штрафов не будет. Такие споры разрешаются в гражданском суде.
Например, в Челябинской области дачница подала в суд на соседку, которая построила по смежной границе двухметровый забор из профлиста. Женщина указала, что забор не согласовали ни с ней, ни с правлением СНТ. Ей такой забор мешает: она собиралась продавать участок, но покупатели приходят, смотрят на забор и отказываются от сделки.
Соседка дачницы в суде заявила, что ее оппонентка захватила часть земли, постоянно ходила по чужому участку, поэтому ей и пришлось ставить забор. Высоту и материалы она согласовала с правлением СНТ. Суд изучил устав СНТ и не нашел нарушений, поэтому в иске отказал.
Если же сосед не согласится с межеванием и не захочет переставить забор, это можно считать самозахватом земли. За него предусмотрен штраф — от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5000 Р . Если кадастровая стоимость не определена, то от 5000 до 10 000 Р .
Куда обращаться, если сосед нарушил требования, и что делать, если требования нарушили вы
Если возник спор с соседом по поводу забора, стоит попытаться разрешить все миром. Как правило, это возможно, если стороны понимают перспективы судебного разбирательства: на земельные участки есть все документы, по плану межевания и без суда понятно, кто нарушил закон. Чтобы избежать прямого конфликта, можно попросить кого-то из правления СНТ принять участие в разговоре с соседом.
Когда мирные способы исчерпаны, обращаются в суд. Такие дела иногда доходят до Верховного суда.
Например, жительница Хабаровского края подала в суд иск, поскольку хотела восстановить границы своего земельного участка. Несколько инстанций ей отказали, но в итоге она добилась того, что соседа обязали передвинуть забор. Стороны судились больше двух лет.
На самозахват земли также можно пожаловаться в отдел государственного земельного надзора Росреестра. Но есть вероятность, что Росреестр не станет рассматривать конфликты между частными собственниками и отправит их в суд. Штраф за самозахват земельные инспекторы точно наложат, если прирезана не частная, а государственная земля, например забор вынесен дальше границ участка со стороны дороги.
Что в итоге
Если ваш участок в СНТ, сходите в правление и узнайте все требования к заборам. Если на землях ИЖС, посетите администрацию или посмотрите на сайте правила землепользования и застройки муниципалитета.
В правилах есть только рекомендации по высоте заборов и материалам. Но жестких требований нет. Если хотите поставить забор выше норм, согласуйте его письменно с соседями.
Кто ставит забор по смежным сторонам, определяют сами соседи. Никаких правил на этот счет нет.
Если забор соседа стоит на вашей территории, нужно провести межевание. Но если сосед не согласится с межеванием и не захочет переставить забор, то придется обращаться в суд.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ярославской области
Прокурор разъясняет
- 31 октября 2014, 11:35
Проведя, согласно со ст. 131 Гражданского кодекса РФ, и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрацию права собственности на землю; получив на неё свидетельство о праве собственности, собственники стремятся обособить принадлежащие им земли от смежных участков, проводя межевание.
Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Осуществляется межевание в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июня 2001 г. (ред. от 18.07.2011) N 78-ФЗ «О землеустройстве», «Правил установления на местности границ объектов землеустройства» (утв. постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688), с применением Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Федеральной службой земельного кадастра России 17.02.2003 в ред. от 18.04.2003), Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996.
Межевание осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ), собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством.
Межевые знаки — это материальные знаки, определяющие границы земельных участков, устанавливаются в поворотных точках границ земельных участков. Независимо от вида ограждения земельного участка поворотные точки границ и места примыкания соседних участков закрепляются межевыми знаками установленного типа. В качестве опорных межевых знаков применяются бетонный пилон, бетонный монолит, железная труба, деревянный столб, штырь в пне, марка (штырь, болт). Чаще всего в качестве межевых знаков используют деревянные колья высотой 75-80 см, диаметром 5-7 см, железные штыри и трубы, забитые в грунт на 0,4 — 0,6 м. При установке межевой знак ориентируют таким образом, чтобы его лицевая сторона (с надписями) была обращена к следующему межевому знаку при движении по границе по ходу часовой стрелки.
Эти знаки нельзя выкапывать, спиливать, сжигать, подрубать и т.п. Уничтожение межевых знаков границ земельных участков влечет административную ответственность по статье 7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К ответственности можно привлечь не только за их умышленное, но и за неосторожное уничтожение (например, случайный наезд автотранспортом).
Протоколы о данном административном правонарушении составляют должностные лица органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, а также органов внутренних дел (полиции). Рассматривать административные дела данной категории вправе:
1) главный государственный инспектор РФ по использованию и охране земель, его заместители;
2) главные государственные инспекторы субъектов РФ по использованию и охране земель, их заместители;
3) главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель, их заместители.
Уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Привлечение лица, виновного в уничтожении или повреждении межевых знаков границ земельных участков, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
Согласно п. 3 ст. 76 Земельного Кодекса РФ — восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в нарушении земельного законодательства.
Споры между собственниками (пользователями) смежных земельных участков должны разрешаться не путём уничтожения межевых знаков границ земельных участков, а путем обращения с исковым заявлением в суд.
Прокуратура
Ярославской области
Прокуратура Ярославской области
31 октября 2014, 11:35
Ответственность за уничтожение межевых знаков
Проведя, согласно со ст. 131 Гражданского кодекса РФ, и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрацию права собственности на землю; получив на неё свидетельство о праве собственности, собственники стремятся обособить принадлежащие им земли от смежных участков, проводя межевание.
Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Осуществляется межевание в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июня 2001 г. (ред. от 18.07.2011) N 78-ФЗ «О землеустройстве», «Правил установления на местности границ объектов землеустройства» (утв. постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688), с применением Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Федеральной службой земельного кадастра России 17.02.2003 в ред. от 18.04.2003), Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996.
Межевание осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ), собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством.
Межевые знаки — это материальные знаки, определяющие границы земельных участков, устанавливаются в поворотных точках границ земельных участков. Независимо от вида ограждения земельного участка поворотные точки границ и места примыкания соседних участков закрепляются межевыми знаками установленного типа. В качестве опорных межевых знаков применяются бетонный пилон, бетонный монолит, железная труба, деревянный столб, штырь в пне, марка (штырь, болт). Чаще всего в качестве межевых знаков используют деревянные колья высотой 75-80 см, диаметром 5-7 см, железные штыри и трубы, забитые в грунт на 0,4 — 0,6 м. При установке межевой знак ориентируют таким образом, чтобы его лицевая сторона (с надписями) была обращена к следующему межевому знаку при движении по границе по ходу часовой стрелки.
Эти знаки нельзя выкапывать, спиливать, сжигать, подрубать и т.п. Уничтожение межевых знаков границ земельных участков влечет административную ответственность по статье 7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К ответственности можно привлечь не только за их умышленное, но и за неосторожное уничтожение (например, случайный наезд автотранспортом).
Протоколы о данном административном правонарушении составляют должностные лица органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, а также органов внутренних дел (полиции). Рассматривать административные дела данной категории вправе:
1) главный государственный инспектор РФ по использованию и охране земель, его заместители;
2) главные государственные инспекторы субъектов РФ по использованию и охране земель, их заместители;
3) главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель, их заместители.
Уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Привлечение лица, виновного в уничтожении или повреждении межевых знаков границ земельных участков, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
Согласно п. 3 ст. 76 Земельного Кодекса РФ — восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в нарушении земельного законодательства.
Споры между собственниками (пользователями) смежных земельных участков должны разрешаться не путём уничтожения межевых знаков границ земельных участков, а путем обращения с исковым заявлением в суд.
Как доказать, что забор – не недвижимость?
Заборы и ограждения являются основными средствами и учитываются на соответствующих счетах бухучета. А относятся ли эти сооружения к недвижимости и нужно ли их облагать налогом на имущество? Будем разбираться.
Забор – основное средство
Минфин в письме от 6 мая 2020 г. № 02-07-05/37144 разъяснил, что заборы и ограждения являются основными средствами и должны учитываться на соответствующих счетах бухучета.
Принимаются к бухгалтерскому учету эти объекты основных средств по первоначальной стоимости. В процессе эксплуатации на них начисляется амортизация. То есть на каждую отчетную дату в бухучете по ним можно определить остаточную стоимость.
Объекты недвижимости, учитываемые на балансе в качестве основных средств, облагаются налогом на имущество. Налоговая база – среднегодовая стоимость.
Относятся ли к недвижимости заборы и ограждения?
Признаки недвижимости
По нормам ГК к недвижимости относятся, во-первых, подлежащие государственной регистрации объекты. Это земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей.
К объектам, которые прочно связны с землей, относятся капитальные строения. Это здания, сооружения, а также объекты незавершенного строительства. Эти объекты невозможно переместить без несоразмерного ущерба их назначению.
Если в отношении объекта, являющегося объектом капитального строительства, все эти условия выполняются, значит, он относится к недвижимости и облагается налогом на имущество организаций.
Статьи 130 и 131 ГК РФ гласят, что недвижимостью являются:
- подлежащие государственной регистрации (специальной регистрации, учету) земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей — объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно;
- здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Также недвижимостью по законодательству РФ являются воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Забор или ограждение тоже не всегда можно переместить на другое место без существенного повреждения. Означает ли это, что его нужно облагать налогом?
Не каждая постройка — недвижимость
В письме от 4 октября 2019 г. № 02-05-11/76518 Минфин признал, что заборы и ограждения не имеют прочной связи с землей, так как не относятся к объектам капитального строительства. Это утверждение основано на нормах Градостроительного кодекса (подп. 10.2 ст. 1 ГСК РФ).
Но что самое ценное, Минфин в этом прошлогоднем письме не ограничился приведением сухой нормы, а дал конкретику. Ведь любой объект, о котором в законе прямо не сказано, можно признать спорным.
Так вот, к объектам некапитального строительства, как указал Минфин, относятся киоски, навесы и другие малые архитектурные формы, а также ограждения (заборы), клумбы, скамейки и т. п. Это значит, что все они не являются недвижимым имуществом, а являются движимым имуществом и не относятся к объекту обложения налогом.
Действительно, взять хотя бы металлический забор или ограждение. Если его демонтировать, то он не перестанет быть забором. С точки зрения обывателя, он потеряет некоторые свои внешние качества, но поставить его на другое место возможно, и он будет продолжать служить по назначению.
А Минфин исходит в своих разъяснениях только из норм закона. В своем письме № 02-05-11/76518 он затронул также вопрос финансирования расходов на создание (строительство) некапитальных строений, сооружений, к которым он отнес и заборы с ограждениями.
Эти расходы относятся в учреждении не к расходам на создание объектов капитального строительства, а к расходам на прочую закупку товаров, работ и услуг.
То есть это еще одно подтверждение того, что такие основные средства, как заборы и ограждения, не являются недвижимостью и налогом имущество организаций не облагаются.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.
Выбор читателей
Что нужно помнить об уплате НДФЛ при оплате больничного
Компенсации за неиспользованный отпуск хотят рассчитывать по-новому
Подозрительные сделки, которые банк будет проверять
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Приобретение прав на земельные участки, занятые строениями, в контексте определения Конституционного суда от 11 февраля 2021 года № 186-О и Постановления 26.11.2020 г. № 48-П
В отношении недвижимого имущества, возникновение права на которое, по общему правилу, требует формального основания и регистрации в публичном реестре, длительное владение вещью, право на которую отсутствует, предполагает, что давностный владелец способен знать об отсутствии у него такого права. Таким образом в отношении объектов недвижимости один из критериев возникновения права собственности по давности владения – добросовестность заблуждения о наличия права собственности по сути возможен только в случае регистрации такого права собственности на основании ничтожной сделки, либо вследствие приобретения недвижимости у лица, получившего его по ничтожной сделки. В иных случаях возможность добросовестного заблуждения о наличии права собственности можно предполагать в случае получения вещи во владения до создания регистрационной системы.
Применение приобретательной давности в отношении земельных участков тем более имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность до Постановления КС № 48-П могла быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находились в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных пунктом 1 статьи 234 ГК РФ условий.
В пункте 16 постановления ВАС и ВС 10/22 отмечалось, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Тем не менее, как постановления 10/22 так и Постановление КС 48-П не внесли полной ясности в вопросе случаев применения приобретательной давности в отношении земель.
В российском земельном праве наряду с «классическими» формами и видами публичной собственности (федеральная, субъектов Российской Федерации, муниципальная) существует еще одна разновидность государственной собственности на землю — «неразграниченная государственная собственность», что, в том числе, признается и в свежем Определении КС от 11 февраля 2021 года № 186-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 234 ГК РФ.
При этом Конституционный суд вопреки ранее высказанной в постановлении № 48-П позиции, в определении отмечает, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка. Соответственно, для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными. Занятие без каких-либо правовых оснований несформированного земельного участка, заведомо для владельца относящегося к публичной собственности, не может расцениваться как не противоправное, совершенное внешне правомерными действиями, т.е. добросовестное и соответствующее требованиям абзаца первого пункта 1 статьи 234 ГК РФ. Следовательно, положения статьи 234 ГК РФ не могут рассматриваться как нарушающая конституционные права в конкретном деле с участием заявителя и в указанном им аспекте.
В настоящее время большинство случаев из судебной практики, когда суды принимали решение о передаче земельного участка в частную собственность (в том числе постановление КС 48-П) в силу приобретательной давности, касались земельных участков, занятых жилыми домами и прочими постройками граждан. Данные участки не были зарегистрированы в реестре в качестве федеральных или муниципальных земель, а находились в неразграниченной государственной собственности.
Представляется, что участки из таких земель и должны предоставляться в частную собственность не в силу приобретательной давности, а с целью реализации принципа единства судьбы земельного участка и здания расположенного на нем. Собственно можно предположить, что именно руководствуясь этим соображением Конституционный суд и применил статью 234 ГК РФ в постановлении КС 48-П.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд, природная связь земельного участка и находящихся на нем иных объектов недвижимости обусловливает принцип единства судьбы прав на земельный участок и находящиеся на нем объекты, являющийся одним из основных начал земельного законодательства, отраженным, в частности, в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (Постановление от 11 февраля 2019 года N 9-П).
Однако необходимо учитывать, что земельное законодательство содержит закрытый перечень оснований и процедур приобретения гражданами и юридическими лицами земельных участков в частную собственность за плату и бесплатно (на торгах и без торгов), однако среди таких случаев сохраняется значительное число, когда участок, занятый строением уже принадлежащим лицу на праве собственности, должен быть именно выкуплен у государства.
Такая ситуация в контексте принятия постановления Конституционного суда № 48 представляется абсурдной, поскольку такие земли в результате давностного владения так или иначе окажутся в собственности лиц, обладающих правом собственности на недвижимость расположенную на участке.
В Российской Федерации уже существует два федеральных закона, которые реализуют принцип единства судьбы земельных участков и зданий на них расположенных, наделяя правом собственности на землю правообладателей зданий.
Во-первых согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того Закон о введении в действие ЗК РФ содержит аналог гражданско-правовой конструкции приобретательной давности. Согласно п. 4 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ. Можно предположить, что в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ речь идет о частном случае приобретательной давности. Но можно ли тогда сказать, что Земельный кодекс РФ сужает сферу действия давности владения ГК РФ до частного случая (участка с домом)? Наверное, нет, поскольку изначально в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ ничего не говорилось ни про сроки, ни про добросовестность, ни про иные условия. Из этого следует, что в Законе о введении в действие ЗК РФ указана «автономная» процедура, не имеющая точек соприкосновения с ГК РФ и приобретательной давностью. Но тогда возникает вопрос о том, не следует ли расширить эту процедуру из Закона о введении в действие ЗК РФ, поскольку именно она и позволит реализовать принцип единства судьбы зданий и земельных участков.
В результате проведения «дачной амнистии» ощутимо упрощен механизм приобретения в частную собственность земельных участков и индивидуальных жилых домов. Однако в части бесплатного приобретения в собственность земельных участков законодатель до сих пор предполагает, что у граждан есть хоть какие-нибудь документы на земельный участок. Поэтому специальной законной процедуры для случаев, когда у гражданина отсутствуют вообще документы не на дом, а на земельный участок, все еще нет.
В настоящее в ГД РФ находится на рассмотрении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены», основной целью которого является оформление прав на объекты гаражного назначения и земельные участки, на которых они расположены.
Можно сделать вывод о том, что земельные участки, зарегистрированные в частную собственность, не должны передаваться другим лицам в силу приобретательной давности в силу того, что невозможно заблуждаться по поводу наличия права. Тем не менее, на такие участки должна распространяться статья 234 ГК в случае если право лица, которое заблуждается в вопросе наличия у него права собственности все же будет зарегистрировано в реестре, а у правообладателя истекут сроки предъявления виндикационного иска.
Аналогичным образом если земельный участок зарегистрирован в публичную собственность (например, федеральную собственность), то, учитывая цель использования находящихся на нем объектов, можно однозначно утверждать о невозможности их захвата гражданами по давности владения (даже если они и не ограничены в обороте) просто в силу их особой функциональной специфики.
Отсюда следует, что самый логичный выход из сложившейся ситуации состоит в том, чтобы нормативно закрепить возможность возникновения права частной собственности граждан и юридических лиц в силу «приобретательной давности» на участки исключительно из состава «неразграниченной государственной собственности», не имеющей конкретного публичного владельца в силу нахождения у граждан и юридических лиц на таких участках объектов недвижимости. Такое решение удовлетворит имеющийся запрос на оформление прав на землю, который выразился в постановлении КС 48-П, упорядочит землепользование и администрирование доходов бюджетов от поступления земельных платежей, переведя их в налоговую форму.
Ограждение земельного участка закон
Санитарно-бытовые и строительные нормы для участков ТСН (СНТ, ОНТ, ДНП) регулируются СП 53.13330.2011 (актуализированная версия СНиП 30-02-97) Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения (утв. Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 N 849).
Причем соблюдение этого Свода Правил внесено в «Список обязательных» — Распоряжением Правительства от 21 июня 2010 г. № 1047-р, которое обязывает соблюдать требования СП, ГОСТов или СНиПов. В этот перечень включены некоторые пункты предыдущей редакции CНиП:
СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения». Разделы 4 (пункты 4.1 – 4.6, 4.9), 5 (пункты 5.1 – 5.6, 5.10 – 5.13), 6 (пункты 6.1 – 6.4, 6.6 – 6.13), 7 , 8 (пункты 8.1 – 8.4, 8.6 – 8.16).
Согласно СНиП 30-02-97 Градостроительного Кодекса РФ, разрешенная высота разделительного забора между двумя участками не может превышать 1,5 метра. Нельзя устанавливать глухие заборы, ограждение должно иметь просветы, чтобы не создавать тени на участке соседей.
Дословно:
6.2. Индивидуальные садовые (дачные) участки, как правило, должны быть огорожены. Ограждения с целью минимального затенения территории соседних участков должны быть сетчатые или решетчатые (например — штакетник) высотой 1,5 м. Допускается по решению общего собрания членов садоводческого (дачного) объединения устройство глухих ограждений со стороны улиц и проездов.
Однако в новой редакции СП 53.13330.2011 нет указаний относительно высоты забора между соседними участками СНТ:
6.2. По периметру индивидуальных садовых, дачных участков рекомендуется устраивать сетчатое ограждение. По обоюдному письменному согласию владельцев соседних участков (согласованному правлением садоводческого, дачного объединения) возможно устройство ограждений других типов.
Допускается по решению общего собрания членов садоводческого, дачного объединения устройство глухих ограждений со стороны улиц и проездов.
Все необходимые требования к заборам участников ТСН (СНТ, ОНТ, ДНП) базируются на СП 53.13330.2011 и прописываются в уставе общества. Поэтому при планировании ограждения обязательно ознакомьтесь с Уставом Вашего товарищества!
Перед строительством забора рекомендуем согласовать высоту и параметры будущего забора с соседями и правлением в письменном виде и сделать отметку в соответствующих документах садоводческого или дачного объединения.
Что делать если Вы хотите установить высокий забор?
Вообще говоря ссориться и портить отношения с соседями — последнее дело, нужно избегать этого и стараться поддерживать хорошие добрососедские отношения. Однако с соседями может очень не повезти и тогда только высокий сплошной забор между участками решит Вашу проблему.
Есть способ сделать это вполне законно: по СП и уставам ТСН (СНТ, ОНТ, ДНП) забор должен соответствовать их требованиям и устанавливаться по границе участков. Поэтому, если Вы сделаете небольшой декоративный заборчик соответствующий всем правилам по меже между участками, а потом отступите от него на 1 метр или больше вглубь своего участка и соорудите там капитальный высокий сплошной забор, который назовете «сооружением или прочей постройкой» — то формально Вы ничего не нарушите и будете правы.
Пошаговый алгоритм установки высокого сплошного забора в ТСН (СНТ, ОНТ, ДНП) по закону следующий:
1. Отмежевать участок, сохранить все документы;
2. Сделать вынос границ участка в натуру. При этом обязательно потребуйте чтобы были установлены межевые знаки (колышки) и сделайте побольше фотографий, сохраните документы.
3. По границе участка устанавливаете заборчик по всем требованиям устава ТСН и СП. Можно заложить небольшое расстояние 10–20 см на погрешность измерений и отступить внутрь своего участка на это расстояние. После установки сделайте много фотографий с применением строительно – геодезисткой линейки так чтобы было видно расстояние по линейке между границей участка и заборчиком. Этот забор нужно делать обязательно, т.к. если его не будет — соседи могут воспользоваться кадастровым смещением и по суду установить кадастровую ошибку, которая исправляется по фактическому положению забора! В идеале заборчик желательно еще и застраховать!
4. Далее отступите на 1 метр от границы участков установленной геодезистами (можно больше, но ни на 1 см меньше!) и ставьте глухой забор нужной Вам высоты. Очень важно чтобы между любой частью конструкции сплошного забора и границей было расстояние не менее 1 метра. Все фиксируйте на фото.
5. Все чеки (а лучше именные договора) на материалы и монтаж установленного забора обязательно сохраните.
Судебная практика показывает, что в случае если от границы участков до забора есть расстояние не менее 1 метра и это можно доказать, т.е. все подтверждено документально (для этого мы делали межевание, вынос в натуру и много фотографий) — претензий к забору не будет.
Если возникнет спор по поводу расстояния в 1 метр — требуйте проведения экспертизы, ее стоимость оплатит проигравшая в суде сторона.
Если забор попытаются демонтировать без решения суда — обращайтесь в полицию и потом в суд за возмещением убытков (поэтому пригодятся все сохраненные документы и договора).
Соседям, которые скорее всего будут недовольны подобным решением вопроса, придется доказывать в суде что нарушены их права. В данном случае можно будет жаловаться только на нарушение инсоляции и вентиляции участка после установки забора. Но доказать это нарушение в суде — очень проблематично, как раз об этом следующий пункт статьи.
Что делать если высокий забор установил сосед?
Защищать свои права от действий соседа, который решил построить высокий забор — очень сложно. Теоретически можно упирать на то, что забор нарушает вентилируемость, затеняет Ваш участок и мешает выращивать урожай, но на сегодняшний день нет нормативной базы, чтобы определить минимальную и допустимую инсоляцию (освещенность, освещение солнечным светом) земельного участка.
Что же делать, в первую очередь Вам следует обратиться в правление садоводческого или дачного объединения с жалобой на нарушение норм ограждений, которые должны быть прописаны в уставе.
Если таким способом вопрос решить не удалось — обращайтесь в суд, но учтите что для положительного решения в Вашу пользу сослаться на нарушение существующих СП 53.13330.2011 и норм прописанных в уставе ТСН (СНТ, ОНТ, ДНП), для суда скорее всего будет недостаточно.
В суд с иском о сносе забора нужно будет обратиться не в порядке нарушения СНиПа, СП или закона, а в порядке статьи 304 Гражданского Кодекса «Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения»:
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Здесь самым сложным моментом будет доказать суду, что ответчик установкой забора действительно нарушил Ваши права и законные интересы.
Действующие законы не содержат нормативов освещенности и вентилируемости садоводческого или дачного земельного участка, поэтому доказать, что фактическая освещенность меньше нормативной, невозможно. Но если удастся доказать, что тень от чужого забора мешает выращивать урожай, то здесь, пожалуй, суд может занять сторону истца.
Измерить количество собранного урожая в прошлые годы, до установки забора, и в этом году, т.е. после его возведения, очень сложно, поэтому стоит заранее, еще до обращения в суд, запастись доказательствами, которыми могут выступать и фотографии, и показания свидетелей.
Таким образом, обращаясь в суд с подобными исками, не стоит надеяться исключительно на существующие строительные нормативы, нужно тщательно готовить доказательства в подтверждение нарушений своих прав.