Преобразование временного земельного участка
Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.
Статус «временный» означает, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, но права на него не зарегистрированы. Весной 2022 г. таких участков в ЕГРН не останется: права на них будут зарегистрированы либо их исключат из реестра. Дачники не лишатся прав на участки, но распоряжаться ими будет сложнее, да еще и мошенники смогут на них посягнуть
Что такое регистрация права на участок?
Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.
Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.
Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:
1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.
2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.
3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.
Для чего регистрация нужна и что будет, если право не зарегистрировать?
В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.
Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.
Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.
Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.
Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.
Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.
Государственный кадастровый учет: что это такое и зачем он нужен?
Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.
Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.
Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Три статуса участков: «учтенный», «ранее учтенный», «временный»
Внесенный в ЕГРН объект недвижимости может обладать одним из трех статусов: «учтенный», «ранее учтенный», «временный».
- Статус «учтенный» означает, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет позднее 1 марта 2008 г., права на него зарегистрированы и содержатся в ЕГРН. Собственник такого объекта недвижимости может совершать любые законные действия и сделки с ним.
- Статус «ранее учтенный» означает, что земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет до 1 марта 2008 г. 1 или на данный участок зарегистрированы права в ЕГРН и присвоен условный номер. Как отмечает Росреестр, в таком случае нужно убедиться, что участок прошел процедуру межевания и его границы зафиксированы на Публичной кадастровой карте. Если нет, то необходимо провести кадастровые работы для внесения сведений о границах.
- Статус «временный» предполагает, что земельный участок был образован и поставлен на государственный кадастровый учет в период с 1 марта 2008 г. по 1 января 2017 г., при этом права на него не были зарегистрированы. Этот статус влечет ограничения, в частности не допускается раздел таких земельных участков, их объединение, перераспределение или выдел из них новых.
Как проверить статус участка?
Определить статус земельного участка можно следующим образом:
- через сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра. Это бесплатный и наиболее простой способ. Необходимо только ввести кадастровый номер земельного участка. Информация о статусе участка будет отражена на второй строчке в графе «Статус объекта»;
- через публичную кадастровую карту. Это тоже бесплатно. Достаточно знать адрес или кадастровый номер земельного участка;
- получив выписку из ЕГРН в МФЦ, Росреестре, кадастровой палате или в электронном виде. Но за это взимается плата – от 300 руб. для физических лиц.
Данные ресурсы также позволяют узнать, зарегистрированы ли права и обременения на интересующий объект недвижимости.
«Временный» статус участка: что изменится после 1 марта 2022 г.?
Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.
С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.
«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):
- до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
- до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
- до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.
С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».
Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).
Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.
Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.
Как зарегистрировать участок со статусом «временный»?
Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?
1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.
2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.
В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.
3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.
4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.
В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
5. Получите документы после осуществления регистрации прав.
Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.
1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Росреестра от 28.04.2016 N 14-исх/05932-ГЕ/16
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
от 28 апреля 2016 г. N 14-исх/05932-ГЕ/16
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в целях упорядочения практики государственной регистрации прав на ранее учтенные и образуемые из них земельные участки, предоставленные для нужд Министерства обороны Российской Федерации, отмечает следующее.
Минобороны России обозначена проблема, связанная с государственной регистрацией прав на земельные участки, сведения о которых в государственном кадастре недвижимости имеют статус «ранее учтенные», границы которых не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением предусмотренных Законом о регистрации случаев (под которые, как правило, земельные участки, предоставленные для нужд Министерства обороны Российской Федерации, не подпадают).
При этом, по сведениям Минобороны России, при уточнении границ соответствующих земельных участков выявляется расхождение (в меньшую сторону) фактической площади таких земельных участков по сравнению с площадью, указанной в правоустанавливающих документах, оформленных до (введения в действие Закона о регистрации, в связи с чем Минобороны России высказываются опасения относительно возможного принятия регистрирующими органами решений об отказе в государственной регистрации прав на земельные участки с фактической площадью, отличной — меньшей — от указанной в правоустанавливающем документе.
В этой связи отмечаем следующее.
1. По мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, изложенному в письме от 16.06.2014 N ОГ-Д23-4587, ограничения, связанные с уменьшением площади земельного участка в связи с уточнением местоположения его границ, действующим законодательством не установлены.
Согласно части 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 67 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, при отсутствии указанных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:
описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор);
сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
В этой связи в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» должны быть отражены обоснования результатов соответствующих кадастровых работ с приложением (при наличии) к межевому плану документов, подтверждающих местоположение границ земельного участка.
Учитывая изложенное, полагаем возможным осуществление государственного кадастрового учета земельного участка в связи с уточнением местоположения его границ, когда в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о координатах характерных точек границ данного земельного участка, в результате которого фактическая площадь земельного участка меньше, чем площадь, указанная в правоустанавливающем документе, и государственной регистрации прав на такой земельный участок (с фактической площадью). Однако, на наш взгляд, площадь земельного участка после уточнения местоположения его границ не может быть меньше установленного в соответствии с федеральным законом минимального размера земельных участков, кроме того, такое уменьшение должно быть обусловлено объективными причинами и, соответственно, уточнение границ не должно приводить к значительному (несоразмерному) уменьшению площади земельного участка.
2. В соответствии с пунктом 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Если в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о границах исходного земельного участка, то их предварительное (не в связи с собственно образованием из него земельных участков) уточнение не требуется.
Более того, согласно части 3 статьи 25 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Соответственно, при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ (часть 4 статьи 27 Закона о кадастре).
Исключением из указанных правил для ситуации, когда сведения о границах исходного земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, являются случаи наличия кадастровой ошибки в сведениях о местоположении его границ. В этом случае образованию земельных участков должно предшествовать исправление кадастровой ошибки в сведениях о местоположении границ исходного земельного участка. При этом к данной ситуации не применяются положения части 5 статьи 27 Закона о кадастре относительно того, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, не должна быть больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Для ситуации, когда исходный земельный участок в результате его раздела сохраняется в измененных границах, Закон о кадастре не содержит обязательного требования о необходимости уточнения границ исходного земельного участка в связи с его разделом, если ранее (до раздела) такие границы не были уточнены (установлены).
Однако необходимо учитывать, что в силу пункта 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
В этой связи в случае, когда земельные участки образованы из земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (например, с учетом пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»), полагаем возможным осуществление государственного кадастрового учета соответствующих образованных земельных участков и государственной регистрации прав на них без уточнения местоположения границ исходного земельного участка, сохраняющегося в результате раздела в измененных границах (при этом в отношении такого исходного земельного участка орган кадастрового учета самостоятельно на основании части 3 статьи 24 Закона о кадастре внесет изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о его площади), если образуемые и исходный земельные участки (их площади) соответствуют установленным требованиям к предельным (в частности, минимальным) размерам земельных участков. Кроме того, суммарная площадь образованных земельных участков и исходного земельного участка, сохраняющегося в измененных границах, если площадь исходного земельного участка не уточнялась, так как не осуществлялось уточнение его границ, не может быть больше первоначальной площади исходного земельного участка.
Относительно раздела земельного участка, при котором исходный земельный участок не сохраняется в измененных границах либо может сохраняться в измененных границах, но заказчиком кадастровых работ принято решение об уточнении его границ одновременно с его преобразованием, а сумма площадей образованных земельных участков отличается от площади исходного земельного участка, отмечаем.
В соответствии с пунктом 20 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, если образование земельных участков сопровождалось проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границы исходного (измененного) земельного участка, оформляются: межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.
В этой связи в указанной ситуации разделу земельного участка, сведения о местоположении границ которого отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, должно предшествовать уточнение местоположения его границ. При этом, как указано выше, в силу части 5 статьи 27 Закона о кадастре при уточнении границ исходного земельного участка его площадь может увеличиться относительно содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений о ней на величину не более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину не более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости; суммарная площадь образованных земельных участков не может отличаться от уточненной с учетом части 5 статьи 27 Закона о кадастре площади исходного земельного участка.
Изложенное в настоящем письме мнение (рекомендация) согласовано Департаментом имущественных отношений Минобороны России (письмо от 05.04.2016 N 141/9539).
Снятие с государственного кадастрового учета временного земельного участка.
Виталий Иванов, Пермский край 25 марта 2019 года, 07:42 просмотров: 2423
Мой земельный участок носит статус «временный» (указан в выписке из ЕГРН). Подскажите, снимут ли этот участок «автоматически» с государственного кадастрового учета, если я его не оформлю? И могу ли я это сделать самостоятельно?
В соответствии с положениями федерального закона от 13.07.2015 г №218-ФЗ (Далее — Закон о государственной регистрации недвижимости) временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017 г.), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года.
По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости (Далее – ЕГРН) в порядке, предусмотренном порядком ведения ЕГРН.
В течение срока действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости.
В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Таким образом для снятия с кадастрового учета временного земельного участка собственнику объекта недвижимости, либо лицу, указанному в пункте 7 статьи 72 Закона о государственной регистрации недвижимости необходимо обратиться в орган регистрации прав или в любой офис МФЦ и предоставить следующие документы:
— заявление о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости;
— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя;
— копия документа о праве собственности на преобразуемый (исходный) земельный участок (земельные участки), в случае отсутствия данных сведений в ЕГРН.
Необходимо также учитывать, что ранее учтенные и учтенные земельные участки подлежат снятию с ГКУ только по решению суда.
Земельные участки, поставленные на кадастровый учет после 01.01.2017, имеют статус «актуальные». Если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства (пункт 15 статьи 41 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Как поменять категорию земельного участка
Проблемы с поиском?
Загрузка данных с сервера Росреестра.
Произошла ошибка при обмене данными
Сообщение о ошибке будет направлено администрации портала.
Вы можете воспользоваться ручной формой заказа: Отправить запрос специалисту
По вашему запросу ничего не найдено
Уточните запрос, укажите полностью ваш адрес и проверьте ошибки.
Если найти объект все равно не получается, вы можете воспользоваться ручной формой заказа и наш оператор сам найдет нужный Вам объект: Отправить запрос оператору
Найдено объектов
Кадастровый номер | Адрес объекта |
---|---|
Выбрать |
Перед тем, как изменить категорию земли, собственник должен определить к какой категории относится надел. Представленный материал помоет узнать, какие категории есть, как проходит процедура изменения статуса, какие документы нужны, когда могут отказать.
Если субъект выступает владельцем земельного участка, важно определить ее категорию. Согласно законодательству это может быть земля, предназначенная для сельскохозяйственных работ, участок социального назначения, для промышленных работ или земля, предназначенная для населенных пунктов.
Изменить категорию земельного участка можно не всегда, согласно закону этим правом наделены две категории – для населенных пунктов и сельскохозяйственного значения. Здесь можно возвести дом, другие постройки, беспрепятственно подключить нужные коммуникации, обустроить комфортабельную жизнь.
Если субъект запланировал индивидуальное строительство, нужно получить вид разрешенного использования.
Категории земельных участков
Использовать земельный фонд без получения разрешения – незаконные действия. В российском законодательстве категории определяются в зависимости от использования, предназначения.
Выделяют такие категории земельных участков:
- ИЖС.
- С/х земля.
- Промышленная.
- Охранная зона.
- Лесное хозяйство.
Также выделяют участки, необходимые для обеспечения безопасности, строительства дорог, транспорта, космической деятельности. Есть ЗУ запаса.
Особенности и порядок проведения процедуры
Смена категории земельного участка проводится после получения на это разрешения органов местного управления. Если субъекта интересует надел под сельское хозяйство, нужно обращаться в исполнительные органы Российской Федерации.
Все действия, выполненные как со стороны субъекта, так и со стороны государственных органов согласованы с действующим законодательством, Земельным Кодексом РФ, Конституцией.
Как поменять категорию земли – инструкция:
- Подготовить нужный пакет документов.
- Подать обращение в уполномоченный орган.
- Ожидать ответа от представителей государственной структуры.
Обращение субъекта рассматривается специальной комиссией, независимо от решения лицо, подавшее обращение уведомляется. Если решение положительное, в кадастровую документацию вносятся изменения.
Примите во внимание: земельный участок должен иметь четко определенные границы, если их нет, перед подачей обращения нужно пригласить специалиста по землеустройству для проведения межевания.
Внимание! Первый шаг — ван нужно заказать выписку из ЕГРН на земельный участок для определения границ и категории, на официальном сайте: rosreestor.com (можно в электронном виде)
Для того чтобы решение комиссии было положительным, важно подать все документы, подготовить основания для изменения категории земли. Все основания должны быть задокументированы.
Кто может изменять?
Все действия, как со стороны заявителя, так и со стороны государственных органов обосновываются законом, производятся в рамках закона, на основании принятых постановлений.
Можно ли изменить категорию земли определяет комиссия, внести изменения имеют право:
- Владельцы ЗУ при предъявлении документов, подтверждающих право собственности (Справка из ЕГРН).
- Уполномоченные лица органов местного самоуправления.
- Хозяева построек, расположенных на земельном наделе.
Правом обладают пользователи подземными недрами, во внимание берется конкретная территория.
Куда обращаться?
Установление категории земельного участка производится самостоятельно либо при помощи кадастрового инженера. Эксперты рекомендуют воспользоваться услугами специалиста по землеустройству, он подготовит заявление на изменение вида разрешенного использования, приложит к обращению копию документа градостроительного зонирования.
Собранный пакет документов направляется в кадастровую палату. Здесь при положительном решении вид разрешенного использования меняется.
Если субъект решил принять личное участие в сборе, подготовке, подачи документов, он должен являться собственником, иметь подтверждающие документы (Выпсика из ЕГРН заменяет право собственности с 1 января 2017 года). В этом случае документация подается в МФЦ.
Какие документы нужны?
Порядок изменения категории земельного участка начинается из подготовки документации, перечень бумаг регламентируется законом.
Какие документы нужны:
- Паспорт (оригинал, копия).
- Выписка из ЕГРН (подтверждающая право собственности ЗУ).
Если надел имеет нескольких собственников, необходимо получить согласие каждого. В ряде случаев может потребоваться разрешение экологической службы, проводящей экспертизу.
После подачи документации, комиссия может рассматривать ходатайство на протяжении двух месяцев.
Стоимость перевода
Можно ли поменять категорию земли без вложения денежных средств – нет. Стоимость перевода (изменение ВРИ) – бесплатно. На землю назначается налог, изменился статус надела – изменилась сумма налога.
Нужно заплатить за изменение кадастровой стоимости ЗУ, сумма может составлять 30% от стоимости надела.
Сроки
Специальная комиссия будет рассматривать заявление на протяжении двух месяцев. За этот период документы будут направлены в различные органы:
- Регистрация ходатайства – один день.
- Уведомление органа кадастрового учета – пять дней при одобрении изменения категории.
- Отправка уведомления заявителю – две недели.
Если участок земли находится в ведении субъекта Российской Федерации, к двухмесячному сроку добавляется еще один месяц.
Могут отказать в изменении статуса?
Если в документах на участок не прописана категория земли – это составит проблему. Для продвижения дела нужно отдельно запросить информацию о категории ЗУ. Для того чтобы это сделать, нужно иметь кадастровый номер, знать площадь надела (эту информацию выдает БТИ).
Если в будущем на территории участка планируется возведение построек, нужно предоставить схему их расположения.
Не всегда удается изменить статус земли, есть ситуации, когда заявитель может получить отказ:
- Нет всей необходимой документации.
- Федеральный Закон не позволяет внести изменения.
- Субъект не получил все нужные согласования.
- В документации допущена ошибка.
- Экологическая экспертиза после проведения проверки дала отказ.
Есть земли, которые можно использовать в определенной сфере – такое положение содержится в законе. Если надел относится к этой сфере, заявитель получит отказ в изменении статуса участка.
Получив отказ, ознакомьтесь с причиной, возможно, она кроется в недостающем документе. Собрав полный пакет, ходатайство подается повторно.
Статья 11.2 Земельного кодекса. Образование земельных участков
1. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
1.1. Земельные участки образуются при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Образование земельных участков из искусственно созданных земельных участков осуществляется в соответствии с настоящей главой.
2. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также — образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
3. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
4. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:
1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;
3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд;
4) образование земельных участков в связи с установлением границ вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее — военные городки).
5. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
6. Утратил силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.
7. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
8. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
Комментарии к ст. 11.2 ЗК РФ
1. Данный пункт разъясняет, какие действия следует понимать под образованием земельного участка. Действия по образованию земельных участков носят землеустроительный характер, так как образование участков, по сути, основано на установлении новых границ. В целом нормы данной главы весьма тесно связаны с нормами Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и Федерального закона «О землеустройстве». Глава I.1 ЗК РФ, как следует из ее содержания, ставит задачу уточнить юридические последствия, связанные с образованием земельных участков для правообладателей и иных лиц.
2. Комментируемый пункт устанавливает особую зависимость существования земельного участка от государственной регистрации права на него. Таким образом, земельный участок, уже прекративший свое существование, в кадастровых документах продолжает числиться в существующих до внесения изменений в ЕГРП. Следует также заметить, что согласно Федеральному закону о кадастре недвижимости кадастровый учет земельных участков считается временным вплоть до внесении записи в ЕГРП о правах на него. Таким образом, законодатель еще раз заявляет о намерении более тесно связать действия по кадастровому учету земельных участков и государственной регистрации прав на них.
3. Пункт 3 настоящей статьи подчеркивает, что все преобразования земельных участков, определенные в ст. 11.1 настоящего Кодекса не влекут изменения категории или разрешенного использования земельного участка.
4. Не может быть исключена возможность образования земельных участков по инициативе лиц, обладающих вещными правами на них. Причем это следует рассматривать как основной случай, поскольку, кроме установленных законом исключений, никто кроме правообладателя не вправе определить юридическую судьбу вещи, в частности осуществить ее раздел. Таким образом, п. 4 данной статьи указывает на то, что в случае образования участков (когда это возможно) не по инициативе правообладателей необходимо получение их согласия. Таким случаем является, например, приобретение права собственности на недвижимое имущество, расположенное на земельном участке. Согласно ст. 35 настоящего Кодекса к собственнику зданий, строений и сооружений переходит право на часть земельного участка под этой недвижимостью, необходимую для ее использования.
Другим случаем возможного раздела земельного участка может быть изъятие земель для государственных или муниципальных нужд по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Однако, поскольку изъятие осуществляется в принудительном порядке на основании решения суда, раздел (или иные действия с участком) должны быть осуществлены на основании п. 6 настоящей статьи, т.е. в судебном порядке. То, что настоящая статья допускает образование земельных участков без согласия таких правообладателей, как государственные или муниципальные унитарные предприятия и государственные или муниципальные учреждения, следует не из сущности права постоянного (бессрочного) пользования или права аренды, на основании которых осуществляется использование земельных участков этими организациями (содержание данных правовых титулов одинаково для всех правообладателей). Скорее такую возможность законодатель усмотрел в правовом статусе этих организаций, сущность которого заключается в том, что их имущество находится в собственности учредителей — Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
5. Как можно понять из содержания п. 5 настоящей статьи, он адресован прежде всего лицам, использующим земельные участки на основании права общей собственности. Особенности реализации права общей собственности установлены на любое имущество гл. 16 ГК РФ. В частности, общей нормой ст. 252 ГК РФ определено, что имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Специальные нормы о владении, пользовании и распоряжении земельными участками, находящимися в общей долевой собственности, установлены в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», к которому отсылает настоящая статья. Статьей 13 указанного Федерального закона, в частности, установлено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований о предельных размерах и требований, предъявляемых к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, определенных ст. 4 того же Федерального закона. Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении границ части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со ст. 14 указанного Федерального закона. Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности.
6. Случаи образования земельных участков на основании судебного решения могут быть самыми разными. В частности, это споры правообладателей о границах и площади принадлежащих им соседних земельных участков, решение суда об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, разногласия собственника недвижимости, расположенной на земельном участке, и правообладателя этого земельного участка о площади и границах участка, права на которые должны перейти собственнику недвижимости, и т.п.
7. Пункт 7 адресован к нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, которыми определяется порядок заключения договора о развитии застроенной территории. В частности, согласно его ст. 46.1 развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей. В свою очередь, в соответствии со ст. 46.2 этого Кодекса, по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить ряд обязательств, предусмотренных п. 3 той же статьи, в том числе: подготовить проект планировки застроенной территории; создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма; уплатить выкупную цену за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома. Другая сторона (орган местного самоуправления) по тому же договору обязуется создать необходимые условия для выполнения этих обязательств в соответствии с п. п. 7 — 9 ч. 3 ст. 46.2 Градостроительного кодекса. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с ч. 4 настоящей статьи. Сам договор заключается органом местного самоуправления с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с ч. ч. 25 и 28 ст. 46.3 названного Кодекса. Именно данное лицо, заключающее договор с органом местного самоуправления и является основным субъектом реализации п. 7 настоящей статьи.
Как внести изменения в договор аренды земельного участка для строительства и реконструкции
1. Когда и кому может потребоваться изменение цели предоставления земельного участка?
Земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, могут быть предоставлены на основании договора аренды для целей эксплуатации собственникам зданий, сооружений, расположенных на этом земельном участке.
В таком случае при предоставлении земельного участка в аренду в договоре предусматривается условие о запрете на возведение временных и капитальных зданий и сооружений. Это означает, что по условиям договора вы можете только эксплуатировать здания на участке.
Если же вы планируете строить новые или реконструировать существующие здания, то вам потребуется изменить целевое использование земельного участка, то есть перевести договор аренды земельного участка с «эксплуатации» на «строительство». В таком случае вам необходимо обратиться за государственной услугой «Внесение изменений в договор аренды, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке».
2. Кто может обратиться за государственной услугой?
За предоставлением государственной услуги могут обратиться собственники зданий, сооружений, которые расположены на земельных участках, находящихся в собственности Москвы. Это могут быть и физические лица, и индивидуальные предприниматели, и юридические лица, а также представители юридических лиц.
Обратите внимание, что если вам земельный участок предоставлен по договору аренды земельного участка с множеством лиц на стороне арендатора, то обратиться за государственной услугой необходимо всем арендаторам земельного участка одновременно, но запрос подается от каждого арендатора отдельно.
Технически это выглядит так: все арендаторы должны одновременно (в пределах нескольких дней) подать свои заявления на внесение изменений в договор аренды по обычной процедуре. Сотрудники Департамента городского имущества объединят их без вашего участия и будут рассматривать как единое совместное заявление.
В случае если кто-то из арендаторов заявление не подаст, подавшие арендаторы получат отказ во внесении изменений в договор аренды.
3. Какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы внести изменения в договор аренды?
У вас должны быть:
- действующий договор аренды земельного участка;
- право собственности на все объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке;
- оформленный в установленном порядке градостроительный план земельного участка.
4. Какие документы могут потребоваться?
В большинстве случаев при подаче заявления вам потребуется только внести в него данные вышеуказанных документов, однако иногда вам также могут понадобиться:
- документ, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя (при подаче запроса представителем заявителя);
- документ, подтверждающий согласие залогодержателя на внесение изменений в договор аренды земельного участка (при наличии залога);
- градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) (в случае если градостроительный план земельного участка выдан в администрации городских округов Троицк и Щербинка).
5. Как подать заявление на внесение изменений в договор аренды?
Подать запрос можно исключительно в электронном виде здесь.
Обратите внимание, что при предъявлении заявления от имени юридического лица нужно подавать заявление из личного кабинета юридического лица, а не физического. Это частый случай технической ошибки, приводящий к отказу в предоставлении услуги.
Заявление от имени юридического лица можно подать из личного кабинета физического лица, только будучи доверенным представителем юридического лица.
6. Как узнать, на каком этапе находится государственная услуга?
Информацию о результатах оказания государственной услуги можно увидеть в личном кабинете заявителя.
Общий срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти и организаций в процессе предоставления государственной услуги и не может превышать 31 рабочий день.
7. Каковы основные причины отказа во внесении изменений в договор аренды земельного участка?
В основном отказывают по следующим причинам:
- если заявление на оказание услуги подано лицом, которое не является арендатором земельного участка, и полномочия заявителя не подтверждены (нет нотариально заверенной доверенности);
- если на земельный участок не оформлен градостроительный план земельного участка;
- если нет согласия залогодержателя (при наличии залога);
- если не все арендаторы земельного участка подали заявление;
- если срок действия договора аренды истек;
- если на земельном участке расположен объект незавершенного строительства.
8. Что делать, если заявление подано от лица, не являющегося арендатором земельного участка, или же запрос поступил из личного кабинета лица-представителя?
Подавать запрос на предоставление государственной услуги могут только арендаторы земельных участков.
Подать запрос от имени юридического лица можно в личном кабинете физического лица на официальном сайте Мэра Москвы. При этом необходимо подтвердить полномочие действовать от имени юридического лица. Для этого вам потребуется нотариально заверенная доверенность.
9. Что делать, если на земельный участок не оформлен градостроительный план земельного участка?
Для предоставления государственной услуги необходим оформленный ГПЗУ, поскольку в ГПЗУ содержатся сведения о площади планируемого строительства и установлены виды разрешенного использования (ВРИ) земельного участка, которые не должны противоречить правилам землепользования и застройки города Москвы (ПЗЗ).
Этими правилами определяется принадлежность конкретного земельного участка к той или иной территориальной зоне, в них содержится информация о разрешенном использовании земельного участка, а также сведения о параметрах строительства.
Если в имеющемся ГПЗУ виды разрешенного строительства не соответствуют тому проекту, который вы хотите построить, то вам необходимо получить новый ГПЗУ, соответствующий ПЗЗ.
Получить ГПЗУ можно обратившись за оказываемой Москомархитектурой услугой «Подготовка и выдача ГПЗУ».
А в случае если ПЗЗ не соответствует вашему проекту, то необходимо внести изменения в ПЗЗ. Это можно сделать подав заявление в электронном виде. Электронная форма направления предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы доступна по ссылке.
10. Что делать, если объект недвижимости на участке находится в залоге, а согласия залогодержателя нет?
В случае если на объект недвижимости установлено обременение/ограничение в виде ипотеки, необходимо получить согласие залогодержателя. Такое согласие можно получить обратившись в банк или иное учреждение, предоставившее ипотеку на объект недвижимости.
11. Что делать, если не все арендаторы земельного участка подали заявление?
Подавать заявления заново — уже от лица всех арендаторов. Обратиться за государственной услугой необходимо всем арендаторам земельного участка одновременно, но запрос подается от каждого арендатора отдельно.
Технически это выглядит так: все арендаторы должны одновременно (в пределах нескольких дней) подать свои заявления на внесение изменений в договор аренды. Сотрудники Департамента городского имущества объединят их без вашего участия и будут рассматривать как единое совместное заявление.
12. Что делать, если срок действия аренды земельного участка истек?
В случае если на дату подачи заявления о внесении изменений в договор аренды срок действия договора аренды истек, то для изменения цели арендатору сначала необходимо переоформить договор аренды сроком на 49 лет для целей эксплуатации, а уже потом вносить в него изменения, разрешающие строительство. Для переоформления договора аренды воспользуйтесь услугой «Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке».
13. Что делать, если на земельном участке расположен объект незавершенного строительства?
Согласно действующему сейчас земельному законодательству, предоставление земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, возможно собственнику указанных объектов однократно для завершения их строительства сроком до трех лет на основании решения Градостроительно-земельной комиссии (ГЗК).
Для предоставления вам земельного участка для завершения строительства вам необходимо написать обращение в свободной форме в Департамент городского имущества о рассмотрении на заседании ГЗК вопроса о предоставлении земельного участка для завершения строительства через электронную приемную Департамента.