Штраф за нарушение границ земельного участка

Статья 66. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве

Штраф за нарушение границ земельного участка

Статья 66. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве

Статья 66. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве

1. За нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве устанавливается дисциплинарная, административная, уголовная и иная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительстве:

нарушение установленного порядка разработки и утверждения градостроительной документации —

влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;

разработка градостроительной документации без соответствующих лицензий —

влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;

нарушение прав граждан на участие в обсуждении градостроительной документации —

влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

предоставление земельных участков с нарушением требований градостроительной документации о застройке территорий городских и сельских поселений и правил застройки —

влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

строительство объектов недвижимости без разрешений на строительство (самовольная постройка) —

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний органов архитектуры и градостроительства —

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

предоставление недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности или непредоставление такой информации —

влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

нарушение установленного градостроительной документацией и градостроительными регламентами правового режима использования территориальных зон —

влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда;

нарушение разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости —

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

нарушение порядка выполнения инженерных изысканий для осуществления градостроительной деятельности —

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

нарушение установленного порядка разработки и утверждения проектной документации —

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

нарушение установленных параметров объектов инженерной и транспортной инфраструктур —

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

размещение временных объектов, предназначенных для торговли непродовольственными и продовольственными товарами, открытых стоянок автомобильного транспорта на территориях общего пользования без соответствующих разрешений —

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

незаконное размещение, нарушение установленных размеров вывесок и иной визуальной информации или их уничтожение —

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда;

уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур —

влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

самовольная вырубка многолетних зеленых насаждений на территориях общего пользования —

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

недопущение должностных лиц органов архитектуры и градостроительства на объекты недвижимости, находящиеся в стадии строительства, реконструкции или ремонта, для осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве —

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

3. Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве устанавливается законодательством об административных правонарушениях.

4. Штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве налагаются должностными лицами органов архитектуры и градостроительства или комиссиями, созданными соответствующими органами архитектуры и градостроительства, в пределах их компетенции, а также комиссиями, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо органами местного самоуправления.

Разграничение компетенции органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области градостроительства, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Штрафы, поступившие от граждан, должностных лиц и юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве, зачисляются в соответствующие бюджеты, а также в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления могут направляться в специальные фонды соответствующих органов архитектуры и градостроительства, средства которых используются на финансирование градостроительной деятельности и развитие материально-технической базы указанных органов архитектуры и градостроительства.

6. Уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации.

Сосед построил подпорную стену на моем участке

Я являюсь владельцем участка ИЖС. Сосед на соседнем участке выстроил монолитную бетонную стену высотой 3 м и отсыпал на своем участке грунт, т.е. поднял свой участок на 3 м. Свой участок я хочу продать, но уже три месяца не могу этого сделать. Всех пугает подпорная стена. Я почитал градостроительный план на свой участок. Там написано, что забор допускается возводить высотой до 1,8 м. Забор должен быть проветриваемым на высоту не менее 0,5 м от земли. Вся подпорная стена толщиной 35 см находится на моей территории. Еще в градплане указано, что изменять рельеф можно только с нотариально заверенного разрешения соседа. Сосед у меня ничего не спрашивал. Можно ли расценивать опорную стену как забор, есть ли какие-то нормативы на строительство подпорной стены и отсыпке участков?

В соответствии со ст. 260 Гражданского кодекса РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Пунктом 3 ст. 209 ГК РФ установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Собственник земельного участка может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

Земельные споры в соответствии с п. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ рассматриваются в судебном порядке.

Таким образом, в случае размещения опорной стены на принадлежащем вам земельном участке вы вправе обратиться к собственнику соседнего земельного участка, а в случае его отказа — в суд с требованием об устранении нарушений ваших прав, выразившихся в самовольном занятии части принадлежащего вам земельного участка.

Читайте также  Как часть земельного участка отделить и подарить другу?

Согласно п. 1 ст. 60 ЗК РФ в случае самовольного занятия земельного участка или его части нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.

Действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения (п. 2 ст. 60 ЗК РФ).

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (п. 3 ст. 76 ЗК РФ).

Одновременно в соответствии с п. 1 ст. 62 ЗК РФ могут быть взысканы убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, которые подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Кроме этого, в соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ строительство зданий, строений и сооружений, к которым относится опорная стена и (или) ограждение, должно выполняться на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Согласно ст. 43 Правил землепользования и застройки городского округа Новороссийск, утвержденных решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23.12.201 № 4394, в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками установлены следующие требования.

Изменение общего рельефа участка, осуществляемое путем выемки или насыпи, ведущее к изменению существующей водоотводной (дренажной) системы, к заболачиванию (переувлажнению) смежных участков или нарушению иных законных прав их владельцев, не допускается. При необходимости изменения рельефа должны быть выполнены мероприятия по недопущению возможных негативных последствий.

Изменение рельефа земельного участка допускается при наличии письменного согласия правообладателей соседних земельных участков, подпись которых должна быть удостоверена нотариально.

Требования к ограждению земельных участков:

высота ограждения земельных участков должна быть не более 1,8 ;

ограждения между смежными земельными участками должны быть проветриваемыми на высоту не менее 0,5 м от уровня земли.

Допускается устройство функционально оправданных участков сплошного ограждения (в местах интенсивного движения транспорта, размещения септиков, мусорных площадок и проч.).

По взаимному согласию смежных землепользователей допускается устройство сплошных ограждений из качественных и эстетически выполненных элементов. При общей толщине конструкции ограждения до 100 мм ограждение допускается устанавливать по центру межевой границы участка, при большей толщине конструкции — смещать в сторону участка инициатора ограждения на величину превышения указанной нормы.

Проектные и строительные работы следует вести в соответствии с установленными параметрами разрешенного строительства (реконструкции), а также требованиями технических регламентов, строительных норм и правил, других нормативных документов действующих на территории Российской Федерации.

Допускается отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства и размеров земельных участков в установленном Градостроительным кодексом порядке при предоставлении соответствующего обоснования (предоставлении расчета, выполненного проектной организацией на основании требований технических регламентов, строительных норм и правил, других нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации).

Контроль за соблюдением субъектами градостроительных отношений положений и требований, содержащихся в соответствующих нормативных правовых актах Краснодарского края и муниципальных нормативных правовых актах по вопросам градостроительной деятельности, и в соответствующих документах территориального планирования, региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, документации по планировке территории, названных правилах землепользования и застройки, а также градостроительных регламентах разрешенного использования земельных участков, планируемых для размещения объектов капитального строительства регионального и местного значения, согласно ст. 40 Правил землепользования и застройки осуществляет уполномоченный орган администрации муниципального образования города Новороссийск.

В соответствии с п. 2 ст. 40 Правил землепользования и застройки уполномоченные органы администрации муниципального образования город Новороссийск в целях осуществления контрольных мероприятий вправе:

производить с согласия правообладателей наружный и внутренний осмотр объектов недвижимости, получать от правообладателей недвижимости необходимую информацию, знакомиться с документацией, относящейся к использованию и изменению объектов недвижимости;

обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления с заявлениями об отмене принятых незаконных решений;

обращаться в суд с заявлением о сносе объектов капитального строительства, построенных с нарушением требований законодательства, технических регламентов, градостроительной документации;

направлять в установленном порядке материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства в области градостроительной деятельности, для привлечения к административной ответственности должностных, физических и юридических лиц, виновных в соответствующих нарушениях;

осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель городского округа;

осуществлять иные полномочия по контролю, не противоречащие законодательству.

Таким образом, в целях восстановления нарушенного права вы можете также обратиться в уполномоченный орган администрации муниципального образования город Новороссийск.

Земельный надзор: новое с 1 июля 2021 года

  • Чем занимаются органы земельного надзора?
  • Что изменится с 01.07.2021
  • Итоги

Чем занимаются органы земельного надзора?

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы подлежат использованию и охране. В системе госуправления в сфере землепользования важным звеном является государственный земельный контроль (надзор). Его проведение предусмотрено ст.71 Земельного кодекса РФ. Цель земельного надзора – сохранение земли как природного ресурса.

В компетенцию органов земельного надзора входит решение таких проблем, как:

  • захват соседями части земельного участка, принадлежащего другому собственнику;
  • размещение хозпостроек за границами участка;
  • открытие на территории СНТ объектов предпринимательской деятельности (авторазборов, шиномонтажей);
  • препятствие доступу спецслужб, проходу и проезду граждан по землям общего пользования;
  • нарушение правил благоустройства территорий и т.д

За подобные нарушения органы земельного надзора уполномочены штрафовать нарушителей в соответствии с КоАП РФ.

Так, за самовольное занятие участка или его части предусмотрен штраф (ст. 7.1. КоАП РФ):

  • на граждан от 1%-1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 000 руб.;
  • на должностных лиц от 1,5% до 2% кадастровой стоимости, но не менее 20 000 руб.;
  • на юридических лиц от 2% до 3% кадастровой стоимости, но не менее 100 000 руб.

За другие нарушения предусмотрены не менее солидные штрафы.

Как проводится государственный земельный надзор в отношении организаций, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатно пробный доступ к К+ и переходите к разъяснениям.

Что изменится с 01.07.2021

Законодателями подготовлен проект закона «О федеральном государственном земельном надзоре», который должен формализовать и разграничить зоны ответственности госорганов в сфере земельного надзора. Планируется, что закон вступит в действие уже с 01.07.2021.

В перечень органов земельного надзора официально войдут:

  • Росреестр;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);
  • Федеральная служба по надзору в сфере землепользования;
  • ФСБ.

Росреестр будет рассматривать жалобы касательно:

  • самовольного занятия участков;
  • использования земель не по целевому назначению;
  • исполнения обязательных требований, связанных с целевым назначением участков (строительство, садоводство, ЛПХ и т.д.);
  • выполнения администрациями требований Земельного кодекса РФ;
  • проверка ранее выданных предписаний по устранению нарушений.

Россельхознадзор будет рассматривать вопросы:

  • уничтожения плодородного слоя;
  • охраны и улучшения почв.

Также законом будет установлена:

  • категория риска нарушения в использовании земель;
  • частота плановых проверок в зависимости от категории установленного риска.

Органы земельного надзора смогут проводить:

  • профилактические мероприятия;
  • контрольные мероприятия;
  • надзорные мероприятия.

В том числе проверка может быть проведена без участия проверяемого лица.

Также в законе будет закреплен срок оформления предостережения, которое органы земельного надзора будут объявлять контролируемому лицу – не позднее 30 дней с даты получения органами сведений о готовящихся или возможных нарушениях лицом установленных требований. Предостережение будет направляться в виде:

  • бумажного документа;
  • по электронной почте.

О том, что грядет профилактический визит, контролируемого лица уведомят не позднее 5 рабочих дней до даты проверки.

Граждане, желающие поучаствовать в обсуждении законопроекта, смогут подать свои замечания до 01.06.2021 на портале проектов.

Все о проведении земельного контроля есть в системе КонсультантПлюс. Вы можете ознакомиться с ним совершенно бесплатно, получив пробный доступ к К+.

Итоги

Новым законом о земельном надзоре планируется разграничить зоны ответственности госорганов, занимающихся сферой земельных отношений. Также более детально прописывается процедура проведения проверок со стороны госорганов. Введение нового закона в действие планируется на 01.07.2021.

О том, как производится налогообложение земельных участков, узнайте в нашей рубрике «Земельный налог».

Статья за нарушение границ земельного участка

Каждый земельный участок, отнесенный к объектам недвижимости, имеет ряд обязательных характеристик, в том числе границы внешнего контура. Они определяются путем установления характерных точек границ, которые фиксируются в межевом плане и сведениях ЕГРН. В этой статье разберем, в чем заключается нарушение границ земельного участка, и какие меры ответственности могут быть приняты к виновным лицам.

Что это такое

Для определения точек границ проводится межевание – эта процедура относится к компетенции кадастровых инженеров. После оформления межевого плана, все характеристики земельного надела отражаются в ЕГРН, а собственнику выдается выписки из госреестра. В состав характеристик входят и границы участка, нарушение которых может заключаться в следующем:

  • самовольный захват части чужого участка соседом (при строительстве хозпостройки, при установке забора и т.д.);
  • наложение границ участков при проведении межевания и кадастрового учета (в этом случае кадастровым инженером или специалистов Росреестра выявляются реестровые или технические ошибки);
  • несоответствие фактических характеристик участка ранее выданной документации;
  • выход за пределы разрешенных зон строительства зданий и сооружений;
  • противоправное размещение строений или ограждений на участках общего пользования.
Читайте также  Порядок выделения земельного участка под строительство

Это только примерный перечень нарушений, которые могут быть связаны с границами участков.

Варианты устранения нарушений и способы урегулирования споров будут зависеть от множества факторов – характер нарушения, статус земельного участка и правообладателя, размер причиненного ущерба и наступивших последствий.

Виды и формы ответственности

В зависимости от вида спора и характера последствий, нарушения границ участка могут повлечь административную и гражданскую ответственность. Выделим наиболее распространенные способы урегулирования таких вопросов:

  • если нарушение выявляется в процессе межевания, кадастровый инженер проводит согласование границ с владельцами всех смежных участков – при возникновении спора этот вопрос решается в судебном порядке;
  • если сотрудниками Росреестра выявлено наложение или пересечение границ, а также их несоответствие кадастровым данным, будет устраняться техническая или реестровая ошибка – для этого проводится повторное межевание или дело рассматривается в суде;
  • если пересечение границ связано с нарушением прав собственника или иного законного владельца, виновное лицо привлекается ответчиком по гражданскому делу, а также возбуждается административное дело по КоАП РФ.

В рамках гражданских дел рассматриваются споры о сносе незаконной постройке или самовольного ограждения (забора) на чужом участке, о возмещении материального ущерба. Если спор возник при межевании нового участка, кадастровый инженер урегулирует его путем составления акта с участием всех владельцев смежных наделов, либо передаст дело в суд.

За нарушение границ участка может грозить и административная санкция. К ответственности по нормам КоАП РФ могут привлекаться граждане, должностные лица и предприятия. Разберем, как происходит назначение наказания, и куда обращаться для защиты прав.

Административное наказание

В Особенной части КоАП РФ содержится несколько составов, предусматривающих наказание за нарушение границ. Выделим наиболее распространенные виды проступков:

  • статья 1 КоАП РФ содержит признаки проступка, связанно с самовольным захватом чужого участка или его части, в том числе размещение построек или ограждений на чужой территории;
  • по ст. 7.2 КоАП РФ последует наказание за уничтожение или повреждение специальных знаков, установленных для обозначения границ участка – при проведении межевания собственник вправе вынести межевые знаки в натуре, а их противоправный снос или повреждение карается по закону;
  • в отдельные составы сгруппированы нарушения границ лесных и водных объектов – например, границы водного объекта включают в себя часть прибрежной зоны, пляжи и т.д.

На момент рассмотрения спора суд, либо иной уполномоченный орган, получат актуальные сведения о кадастровой стоимости путем запроса в ЕГРН.

Выявление фактов нарушения происходит по заявлениям собственников или иных законных владельцев земли, по итогам плановых или внеочередных проверок сотрудниками Госземконтроля, специалистами Росреестра и иными должностными лицами. При выявлении нарушения составляется протокол, а его рассмотрение может происходить непосредственно на месте, либо при направлении административного материала в суд, либо в иное учреждение.

Наиболее серьезные санкции грозят юридическому лицу за самовольное занятие чужого участка. В этом случае даже незначительное нарушение границ может повлечь штраф от 2 до 3% от кадастровой стоимости захваченной площади, либо в сумме от 100 до 200 тыс. руб.

Привлечение к административным санкциям не освобождает от гражданской ответственности, которая заключается в следующем:

  • понуждение к освобождению захваченной части участка, добровольному или принудительному сносу построек, ограждений и/или специальных знаков;
  • возмещение имущественного вреда, причиненного собственнику или иному законному владельцу участка;
  • восстановление плодородного слоя земли, либо возмещение вреда природной среде.

После устранения указанных разногласий, координаты характерных точек границ будут внесены в госреестр ЕГРН.

Дачный участок оказался больше официальных границ: чем это грозит и что делать?

Владельцам загородной недвижимости придется внимательней относиться к вопросу, соответствует ли фактическая площадь их земельных участков той, что значится в документах. Проще говоря — не допустил ли собственник самозахват земли, и если да, то насколько существенным оказалось это приобретение. Пресекать самовольное занятие земельных участков — одна из задач нового федерального закона (№ 150 «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), который опубликован 18 июня и вступит в действие в сентябре. Что грозит нарушителям и можно ли легализовать земельные излишки, рассказали эксперты.

Что понимается под излишками?

Конечно, в законе ни про какие «излишки» не написано. Но нововведение касается тех земельных участков, которыми их фактический владелец пользуется, считая своими, потому что они примыкают к его земельной собственности. Из закона следует, что значение имеет длительность пользования «лишней» землей: как своей собственник должен распоряжаться ею от 15 лет и дольше. Не обязательно права на этот участок должны быть обозначены забором (объектами искусственного происхождения): в качестве того, что позволяет определить границы «прирезанного» участка, в законе фигурируют и природные объекты. Это может быть, например, край леса или оврага.

Как узнать, что есть излишки?

Уточнение границ земельных участков — это результат кадастровых работ. Их может заказать и сам землевладелец, которому понадобилось свою землю, например, продать. Но важно, что в законе, о котором идет речь, регулируется совсем другой вид деятельности — комплексные кадастровые работы (ККР), поясняют в Управлении Росреестра по Свердловской области. Они выполняются одновременно в отношении всех участков, которые расположены на территории одного кадастрового квартала или нескольких смежных кадастровых кварталов. Заказчиком ККР выступают не частные лица или организации, а уполномоченные органы местной, региональной или даже федеральной власти — например, для уточнения границ муниципальных образований.

Таким образом, землевладельца, который «забыл» (а может, и действительно не знает), что его участок выполз за задокументированные границы, о наличии у него земельных излишков проинформирует «письмо счастья» из местной администрации или конторы, нанятой для проведения ККР.

Выявленные излишки отберут?

Совсем необязательно. Самой распространенной окажется ситуация, при которой фактическая площадь участка будет лишь ненамного больше, чем по документам. Допустимая погрешность составляет 10%: то есть, если по бумагам вы владеете 10 сотками, а фактически у вас их не больше 11, можно не переживать. Актуализированные сведения о границах вашей собственности будут внесены в кадастровые документы и единый государственный реестр недвижимости. Приятно и то, что все это будет сделано не за ваш счет.

Но если излишки площади, занимаемой вашей фазендой, окажутся более существенными, с ними, вероятнее всего, действительно придется расстаться. По крайней мере, на время.

Исполнитель ККР известит заказчика о возможности формирования на обследуемой территории нового земельного участка. У которого, по логике вещей, должен будет появиться собственник.

Как из дачи сделать жилой дом, чтобы оформить в нем прописку?

Не исключено, что им станете и вы — на тех условиях, которые вам предложит обладатель прав на новый участок. Собственно, механизм приобретения земли частными лицами у местных властей давно разработан и проверен, говорит Николай Хмелевский, партнер, руководитель практики строительства и недвижимости адвокатского бюро LOYS. Но вполне можно ожидать, что законодатель вскоре придумает особый порядок урегулирования вопроса о принадлежности «излишков», выявленных в ходе кадастровых работ. В том числе и проведенных по инициативе самого собственника.

Еще одним препятствием для того, чтобы земля осталась за вами, могут стать публичные ограничения: например, если прирезанный участок попал в водоохранную зону. И, наконец, могут обозначиться интересы третьих лиц. Присвоенную землю вам отдадут, если это окажется возможным с учетом интересов соседних землепользователей (это, кстати, к вопросу о том, как бывает важно жить мирно с соседями).

Получится ли легализовать самозахват?

Как уже было сказано, закон допускает присоединение дополнительной площади, незначительной по сравнению с исходным размером участка. При условии, что вы пользуетесь ею не менее 15 лет, не мешаете интересам третьих лиц и не нарушаете публичных запретов. Но не стоит рассматривать закон как новый механизм приобретения прав на самовольно занятую землю, предупреждает Николай Хмелевский из LOYS. Скорее наоборот — его приняли для борьбы с практикой самозахватов, которая всегда процветала в частном секторе и садовых товариществах. Когда-то излишняя площадь могла действительно стать результатом ошибки, которую можно понять и простить. Но для новых «самовольщиков» предусмотрены довольно суровые кары.

Это административная ответственность за самозахват (статья 7.1 КОАП РФ «Самовольное занятие земельного участка»: штраф от 1 до 1,5 размера кадастровой стоимости участка, но не менее 5 тыс. рублей). И, конечно, обязанность освободить землю.

Более того, серьезные отклонения по фактической площади земельного участка могут послужить основанием для приостановки кадастрового учета и регистрационных действий с этим объектом недвижимости. Иными словами, вы просто не сможете продать свою землю, а ваши наследники столкнутся с проблемами при вступлении в права.

Читайте также  Проверка по кадастру земельного участка

А если землевладелец считает, что он все-таки прав?

Риск возникновения разногласий и споров по ходу выполнения ККР есть почти всегда, поэтому предусмотрено создание согласительной комиссии, рассказали в Свердловском управлении Росреестра. В комиссию можно представить свои возражения, которые будут или отклонены, или признаны обоснованными. Во втором случае итогом согласительных процедур должен стать акт согласования местоположения границ участков. Если к вашим возражениям не прислушались, то должны, по крайней мере, уведомить о возможности разрешения земельного спора в суде. Понятно, что ваши возражения будут весомее, если причины несогласия будут подкреплены документами, которые могут подтверждать или хотя бы косвенно свидетельствовать о ваших правах на «лишний» земельный участок.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ярославской области

Прокурор разъясняет

  • 31 октября 2014, 11:35

Проведя, согласно со ст. 131 Гражданского кодекса РФ, и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрацию права собственности на землю; получив на неё свидетельство о праве собственности, собственники стремятся обособить принадлежащие им земли от смежных участков, проводя межевание.

Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

Осуществляется межевание в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июня 2001 г. (ред. от 18.07.2011) N 78-ФЗ «О землеустройстве», «Правил установления на местности границ объектов землеустройства» (утв. постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688), с применением Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Федеральной службой земельного кадастра России 17.02.2003 в ред. от 18.04.2003), Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996.

Межевание осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ), собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством.

Межевые знаки — это материальные знаки, определяющие границы земельных участков, устанавливаются в поворотных точках границ земельных участков. Независимо от вида ограждения земельного участка поворотные точки границ и места примыкания соседних участков закрепляются межевыми знаками установленного типа. В качестве опорных межевых знаков применяются бетонный пилон, бетонный монолит, железная труба, деревянный столб, штырь в пне, марка (штырь, болт). Чаще всего в качестве межевых знаков используют деревянные колья высотой 75-80 см, диаметром 5-7 см, железные штыри и трубы, забитые в грунт на 0,4 — 0,6 м. При установке межевой знак ориентируют таким образом, чтобы его лицевая сторона (с надписями) была обращена к следующему межевому знаку при движении по границе по ходу часовой стрелки.

Эти знаки нельзя выкапывать, спиливать, сжигать, подрубать и т.п. Уничтожение межевых знаков границ земельных участков влечет административную ответственность по статье 7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К ответственности можно привлечь не только за их умышленное, но и за неосторожное уничтожение (например, случайный наезд автотранспортом).

Протоколы о данном административном правонарушении составляют должностные лица органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, а также органов внутренних дел (полиции). Рассматривать административные дела данной категории вправе:

1) главный государственный инспектор РФ по использованию и охране земель, его заместители;

2) главные государственные инспекторы субъектов РФ по использованию и охране земель, их заместители;

3) главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель, их заместители.

Уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Привлечение лица, виновного в уничтожении или повреждении межевых знаков границ земельных участков, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Согласно п. 3 ст. 76 Земельного Кодекса РФ — восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в нарушении земельного законодательства.

Споры между собственниками (пользователями) смежных земельных участков должны разрешаться не путём уничтожения межевых знаков границ земельных участков, а путем обращения с исковым заявлением в суд.

Прокуратура
Ярославской области

Прокуратура Ярославской области

31 октября 2014, 11:35

Ответственность за уничтожение межевых знаков

Проведя, согласно со ст. 131 Гражданского кодекса РФ, и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрацию права собственности на землю; получив на неё свидетельство о праве собственности, собственники стремятся обособить принадлежащие им земли от смежных участков, проводя межевание.

Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

Осуществляется межевание в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июня 2001 г. (ред. от 18.07.2011) N 78-ФЗ «О землеустройстве», «Правил установления на местности границ объектов землеустройства» (утв. постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688), с применением Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Федеральной службой земельного кадастра России 17.02.2003 в ред. от 18.04.2003), Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996.

Межевание осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ), собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством.

Межевые знаки — это материальные знаки, определяющие границы земельных участков, устанавливаются в поворотных точках границ земельных участков. Независимо от вида ограждения земельного участка поворотные точки границ и места примыкания соседних участков закрепляются межевыми знаками установленного типа. В качестве опорных межевых знаков применяются бетонный пилон, бетонный монолит, железная труба, деревянный столб, штырь в пне, марка (штырь, болт). Чаще всего в качестве межевых знаков используют деревянные колья высотой 75-80 см, диаметром 5-7 см, железные штыри и трубы, забитые в грунт на 0,4 — 0,6 м. При установке межевой знак ориентируют таким образом, чтобы его лицевая сторона (с надписями) была обращена к следующему межевому знаку при движении по границе по ходу часовой стрелки.

Эти знаки нельзя выкапывать, спиливать, сжигать, подрубать и т.п. Уничтожение межевых знаков границ земельных участков влечет административную ответственность по статье 7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К ответственности можно привлечь не только за их умышленное, но и за неосторожное уничтожение (например, случайный наезд автотранспортом).

Протоколы о данном административном правонарушении составляют должностные лица органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, а также органов внутренних дел (полиции). Рассматривать административные дела данной категории вправе:

1) главный государственный инспектор РФ по использованию и охране земель, его заместители;

2) главные государственные инспекторы субъектов РФ по использованию и охране земель, их заместители;

3) главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель, их заместители.

Уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Привлечение лица, виновного в уничтожении или повреждении межевых знаков границ земельных участков, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Согласно п. 3 ст. 76 Земельного Кодекса РФ — восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в нарушении земельного законодательства.

Споры между собственниками (пользователями) смежных земельных участков должны разрешаться не путём уничтожения межевых знаков границ земельных участков, а путем обращения с исковым заявлением в суд.

Мария Кравченко/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с покупкой, продажей и оформлением недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Мария Кравченко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AFINA-VOLGA.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: