Максимальная площадь прирезки земельного участка

Законодательство - законы и кодексы Российской Федерации.Полные тексты документов в последней редакции. Аналитические профессиональные материалы. Новости законодательства РФ

Максимальная площадь прирезки земельного участка

Оформление «прирезок» к земельным участкам: новые возможности

1 марта вступил в силу закон, предоставивший гражданам возможность расширить границы своих земельных участков, соседствующих с государственными и муниципальными землями, за счет оформления «прирезок» (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Разберемся, из каких земель можно это сделать, насколько это дорого и как правильно оформить увеличение площади своего участка.

«Прирезка»: что это такое и с чем ее едят

«Прирезкой» называют увеличение фактической площади участка за счет самовольно занятых земель. Раньше такие действия были под запретом, однако это не мешало некоторым гражданам устанавливать свои заборы с захватом чужой территории. Со временем незаконно занятых земель стало так много, что законодатель принял решение позволить гражданам оформить данные «прирезки», а тем, кто только мечтает увеличить площадь своих участков и устранить изломанность их границ, – сделать это официально и за небольшую плату. Так в Земельном кодексе РФ появилась глава V.4, регулирующая порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель, которая вступила в силу 1 марта.

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Земля, за счет которой осуществляется «прирезка», не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы «красных линий» – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне. Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.

Обратиться за оформлением «прирезки» может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах. Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет «добавить» к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). «Для расчета итоговой цены «прирезаемого» земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за «прирезку», который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости», – объясняет заместитель генерального директора юридической компании «Прайм Лекс» Александр Агафонов.

Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online») и поискать кадастровую стоимость там. Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости). Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб. (платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб.

«Цена «прирезок», вероятно, окажется сравнительно ниже рыночной, поскольку иным способом эти участки задействовать в обороте проблематично, а по факту они давно используются гражданами в своих целях и зачастую даже огорожены», – рассуждает управляющий партнер Коллегии адвокатов Республики Татарстан SERGIS Тимур Сергеев. Действительно, при присоединении земельного участка из федеральных земель гражданину придется заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1308).

Порядок оформления «прирезок»

Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом. Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями. В Московской области это Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (Закон Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ). Именно в эти ведомства желающий расширить границы своего участка должен подать копии правоустанавливающих документов на него, заявление о перераспределении и проект межевания территории, на которой расположен участок (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). В случае отсутствия проекта межевания заявителю придется за собственный счет изготовить схему расположения земельного участка. Данный документ оформляется кадастровым инженером на основе данных геодезической съемки (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Средняя стоимость оформления схемы расположения земельного участка составляет около 5 тыс. руб.

Через 30 календарных дней после получения всех документов уполномоченный орган принимает решение об утверждении новой схемы расположения земельного участка либо об отказе в заключении соглашения о перераспределении. Заместитель генерального директора юридической компании «ИнвестКонсалт Системс», к. ю. н. Анастасия Митрохина считает, что именно на этом этапе могут возникнуть основные проблемы: например, может выясниться, что земельный участок переведен в категорию земель общего пользования либо включен в территорию под застройку в соответствии с планом развития территории. Узнать об этом можно также на сайте Росреестра.

БЛАНК

Примерный образец заявления о перераспределении земельных участков для гражданина
Все бланки

Земельный кодекс РФ содержит перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков (п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Например, гражданин не сможет «прирезать» землю, ограниченную в обороте, зарезервированную для государственных или муниципальных нужд или выставленную на аукцион. «Если же перераспределение затрагивает права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земли или залогодержателей, то оно должно быть осуществлено с их согласия. Например, если участок находится в ипотеке, то для оформления «прирезки» к нему потребуется разрешение банка», – разъясняет Александр Агафонов. Могут возникнуть и иные проблемы, которые во многом связаны с неопределенностью нового порядка. «Неизвестно, как поступать в ситуации, когда на один участок земли претендуют сразу несколько лиц – в Земельном кодексе РФ нет норм, по которым возможно разрешить данный спор», – сетует руководитель Управления правового консалтинга аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Виктор Демидов.

При положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (п. 11 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Как разъяснили порталу ГАРАНТ.РУ в Минэкономразвития России, речь идет не только об участке, который принадлежит гражданину и границы которого были расширены, но и о государственной (муниципальной) земле, за счет которой произошло такое расширение. При этом оплатить такие работы придется вне зависимости от площади государственного (муниципального) участка, использованного для перераспределения. «Стоимость услуг кадастрового инженера сильно разнится в зависимости от сложности работы и региона их выполнения. Например, в Можайском районе Московской области постановка участка на кадастровый учет обойдется примерно в 10 тыс. руб, а в Ленинградской области – уже в 30 тыс. руб. Данные траты – неизбежная для заявителя плата за возможность легально увеличить территорию и приобрести собственность на землю на льготных условиях», – отмечает Александр Агафонов.

После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган, который подписывает проект соглашения о перераспределении земельных участков, а затем направляет его заявителю для подписания. Гражданин обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Оплата приобретаемого участка осуществляется в течение месяца с момента подписания соглашения. Рассрочка и отсрочка платежа не предусмотрены.

Последствия оформления «прирезок»

Оформление «прирезок» выгодно как гражданам, так и государству, поскольку казна получит дополнительный приток денежных средств в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте. «А еще запуск такого механизма повлечет за собой актуализацию сведений государственного кадастра недвижимости», – добавляет руководитель практики недвижимости Юридической компании «Генезис» Артур Стариков. Александр Агафонов рассказывает, что на западе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует – в большинстве стран Европы все участки уже давно находятся в частной собственности. А в США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.

В целом эксперты ГАРАНТ.РУ положительно оценили новеллу Земельного кодекса РФ о перераспределении земли. Однако не все так гладко: в связи с отсутствием всех необходимых подзаконных актов и опыта применения новых норм на начальном этапе оформления «прирезок» у граждан и уполномоченных органов могут возникнуть некоторые сложности.

Прирезка земельного участка в 2021 году к основному, особенности оформления

Узаконить прилегающую площадь участка можно за счет оформления прирезки земельного участка. Какие существуют особенности оформления прирезки земельного участка к основному в 2021 году, подробно рассмотрим в данной статье.

Как оформить прирезку земельного участка в соответствии с земельным кодексом

Земельный кодекс не содержит такое понятие — прирезка земельного участка. Прирезкой принято называть перераспределение земельных участков. По общим правилам образования земельных участков (Ст. 11.2 Земельного кодекса) есть несколько видов образования новых земельных участков:

  • Выдел;
  • Объединение;
  • Перераспределение;
  • Раздел.

В статье не будем подробно рассматривать каждый из этих видов, но более подробно поговорим о перераспределении, а точнее о том, как происходит прирезка земельного участка в 2021 году за счет площади смежных земель, и как законно можно увеличить размер земельного участка.

Новый закон о прирезке земельных участков 2021

Законы в сфере землеустройства и кадастра в последние годы претерпели активные изменения. Новый закон о прирезке земельных участков, действующий в 2021 году – это целый пласт норм, затрагивающий образование земельных участков. С начала 2019 года вступил в силу 217-ФЗ о садоводстве, меняющий основные понятия и определения дачных участков. 17 июня 2019 года был принят новый закон 150-ФЗ, вносящий изменения в законы о кадастровой деятельности и регистрации недвижимости (218-ФЗ и 221-ФЗ). Изменения касаются комплексных кадастровых работ: порядок их проведения упрощается, при этом остается возможность увеличить земельный участок до 10 % от его общей площади, если во время проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что по факту участок больше, чем на бумаге. Также Госдума рассматривает еще ряд поправок, упрощающих процедуру оформления земельных участков и строений (дачную амнистию продлят до 2022 года).

Читайте также  Как найти собственника земельного участка?

Присоединить дополнительные сотки к своему участку может исключительно собственник. У арендаторов земельных участков, а также лиц, владеющих наделом на правах безвозмездного пользования, такой возможности нет.

Санкции за незаконный захват земли

Случаи незаконного захвата земли установлены ст. 7.1 КоАП. Если будут выявлены мошеннические моменты, дело может попасть под уголовный кодекс. При таком варианте правонарушение грозит куда более серьезными последствиями, чем просто штраф и изъятие участка. При отсутствии мошеннических действий нарушитель скорее всего заплатит штраф. Его размер зависит от нескольких факторов:

  • поставлен ли участок на кадастровый учет;
  • какова оценочная стоимость данного земельного надела.

Как бесплатно узаконить прирезку земельного участка

Прирезка земельного участка к основному – это увеличение размера земельного участка за счет смежных земель. Не каждый собственник в курсе, что он может на законных основаниях оформить прирезок к земельному участку и бесплатно получить в собственность дополнительные земли. Как бесплатно узаконить прирезку земельного участка спросите вы? На самом деле, закон разрешает увеличить земельный участок, не более чем на 10% от его площади за счет муниципальных земель. Но тут есть и оговорки. Важно чтобы земля не была в частной собственности и под обременением, кроме того, местные власти вправе законно устанавливать дополнительные ограничения в размерах прирезки земельных участков. В любом случае оформление прирезки земельного участка следует узаконить, предоставив в органы Росреестра необходимые документы.

Какие нужны документы для прирезки земельного участка

Одного желания увеличить земельный участок недостаточно, надо действовать. Для начала, выясните в органах местной власти нюансы по ограничениям в размерах прирезки земельного участка в вашем районе, и какие нужны документы для прирезки земельного участка, в вашем муниципалитете.

  • Заявление о прирезке (перераспределении)
  • Соглашение
  • Выписка из ЕГРН
  • Проект межевания или схема расположения участка
  • Правоустанавливающие документы на землю.

Сроки рассмотрения заявления о прирезке земельного участка

Земельный кодекс (ст. 39.29) устанавливает следующие сроки рассмотрения заявления о прирезке земельного участка:

  • общий срок 30 рабочих дней
  • увеличение срока до 45 рабочих дней (если нужны дополнительные документы)
  • срок возврата неполного комплекта документов – 10 дней.

После того, как заявление принято заключается соглашение о том, что муниципалитет не против увеличения ваших земель.

Увеличение площади земельного участка – это бесплатно или за деньги?

Бытует мнение, что увеличение земельного участка можно сделать совершенно бесплатно, но это не так. Бесплатно только можно получить прилегающие земли, то есть их не надо выкупать у государства, а само оформление новообразования в виде увеличенного земельного участка после прирезки – процедура, требующая денежных затрат. Ведь для того, чтобы документально оформить вновь созданные владения необходимо подготовить межевой план. Для этого, заключаем договор с кадастровым инженером, естественно на платной основе. Вновь созданный участок необходимо закоординировать и сдать готовый пакет документов на регистрацию в МФЦ. Все это время и деньги, но в результате вы получите законно оформленный участок с увеличенной площадью.

Узнать стоимость межевого плана вы можете при помощи бесплатного сервиса на сайте — онлайн калькулятора кадастровых работ, также предлагаем ознакомиться на сайте с каталогом компаний вашего региона, оказывающих услуги в сфере кадастра.

Вместо вывода, или мнение Путина о прирезке земельного участка

Владимир Путин разрешил россиянам регистрировать излишки земли. Это на руку как государству, так и обычному гражданину. Подписав 150-ФЗ от 17.06.2019 (закон вступил в силу 16.09.2019), президент тем самым высказал свое мнение о прирезке земельного участка и подтвердил необходимость упрощения кадастровых работ, что по словам замглавы кадастровой палаты Марины Семеновой положительно отразится на собственниках земельных участков. Оформленные прирезки теперь официально будут собственностью граждан – что повысит доходы в казну за счет земельного налога, а граждане, в свою очередь, смогут обладать участками не только в натуре, но и на законных основаниях.

Прирезки к участкам из муниципальных и государственных земель – требования к участкам и размерам прирезок

Содержание

Перераспределение земли и (или) земельных участков

В Земельный кодекс РФ введён новый раздел «Перераспределение земель и (или) земельных участков» – глава 5.4.

Именно она стала регулятором процесса оформления прирезок земли к зарегистрированным и находящимся в собственности участкам, предоставленным для ИЖС, ЛПХ, садоводства или огородничества.

Формулировка «перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и ЗУ, находящихся в частной собственности», очень точная в юридическом понимании.

Она отражает суть происходящих изменений в размерах:

  • надела, к которому добавляется кусок муниципальной или государственной земли
  • муниципального или государственного участка, из которого вырезается добавляемая площадь

Перераспределение участков – задача насущная. Оно необходимо в целом ряде случаев:

  • при увеличении/уменьшении площади ЗУ, выявленном при уточнении его границ участков, над площадью, зафиксированной в кадастре
  • при наложениях соседних участков друг на друга, выявившихся при уточнении их границ
  • при изломанности геометрического контура земельного участка, создающей массу неудобств при его застройке или обустройстве
  • для исключения чересполосицы/вклинивания/вкрапливания в другие участки

Условия для перераспределения земель и земельных участков

Законом установлены условия, при которых перераспределение земельных участков будет возможным, а также ограничения в размере прирезаемых площадей (статья 39.28 ЗК РФ).

Сформулировать их можно так:

  • наличие утверждённого проекта межевания территории (ПМТ)
  • разработка утвержденной схемы расположения ЗУ на кадастровом плане территории (КПТ) при отсутствии ПМТ
  • исходный участок стоит на кадастровом учёте:
    • на него оформлено право собственности
    • он отмежёван:
      1. зарегистрированы границы
      2. имеет конкретную площадь
  • «земельная добавка» и исходный участок должны относится к одной функциональной зоне

Для образуемого ЗУ должны быть исключены обстоятельства, нарушающие требования статьи 11.9 ЗК РФ:

  • площадь должна соответствовать установленным предельным размерам ЗУ
  • его границы не должны пересекаться с границами муниципальных образований и (или) границы населённых пунктов

Прирезка не должна создавать ситуации, когда обременения (ограничения), существующие на исходном и добавляемом участке, не позволяют эксплуатировать образуемый надел в соответствии с ВРИ исходного участка:

  • образуемый участок не должен иметь изломанных границ
  • в нём не должно быть вкраплений, вклиниваний и чересполосицы, приводящих к невозможности размещения объектов недвижимости, к недостаткам, создающим препятствия для использования и охраны земель или условия для нарушения требований земельного и иного законодательства
  • должны исключаться пересечения границ образованного участка:
    • с границами территориальных зон (зон, для которых в ПЗЗ определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ)
    • с границами лесничеств
    • с границами лесопарков

Для земельного участка, образуемого в целях:

  • ведения работ по геологическому изучению недр
  • разработки месторождений полезных ископаемых
  • размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений
  • водохранилищ
  • иных искусственных водных объектов

пересечение участка с границами территориальных зон, лесничеств и лесопарков исключено.

Размер участка, образуемого при распределении

Размер добавляемой площади к той площади, что фигурирует в государственных кадастровых сведениях, заслуживает отдельного внимания. Она не может быть любой.

  • Ситуация, не вызывающая проблем

В случае, когда размер превышения или уменьшения площади земельного участка, «уложится» в 10% от изначальной площади, отражённой в государственном кадастре недвижимости, никаких проблем нет:

(SОБР.УЧ.SИСХ.УЧ.)

(SОБР.УЧ.SИСХ.УЧ.) = 0.1 х SИСХ.УЧ.

Перераспределение не делается, если площадь участка, установленная при уточнении местоположения его границ окажется:

  1. меньше на 10% площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН (подпункт 2 пункта 3 статьи 42.8 ФЗ «О кадастровой деятельности» № 221-ФЗ )
  2. больше на 10% площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН (подпункт 3 пункта 3 статьи 42.8 ФЗ №221-ФЗ )
  • Большое расхождение между реальной и документальной площадями участка

Это понятие нужно соотносить с нормативами по предельным размерам ЗУ, установленным в муниципальных образованиях.

Площадь участка, образованного при распределении, не может больше установленного в поселении предельного максимального размера площади участка (пункты 1–3 статьи 39.28 ЗК РФ):

SОБР.УЧ. = SМАКС.ПРЕД. ПЛОЩ.

Если площадь участка, получаемого при распределении участков, окажется больше установленного предельного максимума площади:

придётся решать сразу 2 задачи:

  1. сформировать новый надел в соответствии с установленными предельными размерами участков
  2. зарегистрировать право собственности на новый участок:
    • через выкуп участка у муниципалитета на торгах по полной кадастровой стоимости, которая установлена в муниципальном образовании
    • на торгах в случае принадлежности прирезаемого участка государству (положения статьи статьи 39.3 ЗК РФ

Вопрос об оформлении участка с «земельной добавкой», общая площадь которого окажется меньше установленного предельного минимума, не может стоять в принципе. Причина – несоответствие градостроительному регламенту.

Градостроительный регламент – жёсткий порядок образования, землепользования и застройки участков с любым ВРИ (видом разрешённого использования). Он вводится Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), принимаемыми в каждом муниципальном образовании.

Источники и способы получения необходимых сведений об участках

  • предельные размеры ЗУ для конкретного ВРИ участка:
    • в отделе градостроительства и архитектуры местной администрации
    • в ПЗЗ на официальном сайте МО
  • схема функциональных зон:
    • в графическом разделе ПЗЗ:
      • можно зрительно определить к какой функциональной зоне относятся участок и планируемая «земельная добавка»
      • при «попадании» исходного участка в одну функциональную зону, а «добавки» в другую задача по перераспределению земель становится не решаемой

Если в поселении ПЗЗ ещё не приняты, то есть нет:

  • схемы функциональных зон
  • утверждённых градостроительных регламентов
  • установленных предельных размеров участков

нужно ознакомиться с региональными законами, решениями местных депутатских корпусов, устанавливающим предельные размеры участков.

Пример:

  1. областной закон Ленинградской области № 83-оз
  2. постановление МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области № 603

Консультационные услуги

Стоимость консультации, проводимой специалистами компании «Земельный вопрос» по вопросу по вопросу перераспределения земельных участков (пункт 8 раздела «Тарифы»):

3 000 руб. – для физических лиц

Внимание

Вы ознакомились с разделом №2 статьи.

Решение № 2А-220/2020 2А-220/2020(2А-5249/2019;)

М-4384/2019 2А-5249/2019 М-4384/2019 от 15 января 2020 г. по делу № 2А-220/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 января 2020 года

Ленинский районный суд в составе

председательствующего судьи Новожиловой И.Н.,

при секретаре Кешишян А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению муниципальной собственности администрации о признании незаконным решения, возложение обязанности,

административный истец обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями, указав, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: , находящегося в собственности ФИО1, и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Читайте также  Кто устанавливает сервитут на земельный участок?

По результатам рассмотрения заявления УМС приняло решение от ДД.ММ.ГГГГ №у об отказе в перераспределении земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

УМС в обоснование отказа от ДД.ММ.ГГГГ №у указало, что площадь земельного участка образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, составляет 195 кв.м. В связи с чем, земельный участок не может быть образован, поскольку площадь образуемого участка в 195 кв.м менее 300 кв.м -минимального размера земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», предусмотренного градостроительным регламентом территориальной зоны Ж2.

В соответствии с подп. 3 п. 16 ст. Глава I.1. Образование земельных участков > Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» target=»_blank»>11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. Глава I.1. Образование земельных участков > Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам» target=»_blank»>11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, к числу которых, в числе прочего, относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.

Согласно части 2 статьи 6 Решения Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа требование к предельному минимальному и (или) максимальному размеру земельных участков не применяется при образовании земельных участков путем раздела, объединения, выдела из земельных участков, а также перераспределения земельных участков.

Таким образом, при процедуре перераспределения земельных участков, один или несколько из которых уже находятся в частной собственности, учитываются только предельные максимальные размеры земельных участков, а требования к предельным минимальным размерам земельных участков учету не подлежат.

Просил признать незаконным решение Управления муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ №у об отказе в перераспределении земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Обязать Управление муниципальной собственности устранить допущенные нарушения прав ФИО1 путём повторного рассмотрения заявления ФИО1

Представитель административного истца, ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель администрации , ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представил суду письменный отзыв.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей Глава V.4. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности > Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» target=»_blank»>39.28 Земельного кодекса РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N № площадью 96 кв.м, с разрешенным использованием — для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: .

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010019:130, расположенного в границах участка, адрес ориентира: , находящегося в собственности ФИО1, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с подп. 3 п. 16 ст. Глава I.1. Образование земельных участков > Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» target=»_blank»>11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей Глава I.1. Образование земельных участков > Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам» target=»_blank»>11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, к числу которых, в числе прочего, относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.

Выделение законодателем основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в виде превышения предельных максимальных размеров земельных участков в качестве самостоятельного основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков свидетельствует о его специальном характере по отношению к общим нормам, определяющим порядок образования земельных участков.

По общему правилу применению подлежит специальная норма. При процедуре перераспределения земельных участков, один или несколько из которых уже находятся в частной собственности, учитываются только предельные максимальные размеры земельных участков, а требования к предельным минимальным размерам земельных участков учету не подлежат.

В силу положений подп. 3 п. 1 ст. Глава V.4. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности > Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» target=»_blank»>39.28 ЗК РФ, следует, что перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Условия о том, что образуемый в результате перераспределения земельный участок при этом не должен быть менее установленного предельного минимального размера земельных участков, приведенная статья не содержит.

Более того решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа. В соответствие с ч.2 ст.6 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, требование к предельному минимальному и (или) максимальному размеру земельных участков не применяется при образовании земельных участков путем раздела, объединения, выдела из земельных участков, а также перераспределения земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных ст. Глава V.4. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности > Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» target=»_blank»>39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, учитывая, что обстоятельства, положенные в основу оспариваемого решения административного ответчика, в ходе рассмотрения дела не нашли подтверждения и не могут служить основанием для отказа в перераспределении земельных участков, суд приходит к выводу, что требования административного истца о признании решения незаконным являются правомерными и подлежат удовлетворению.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца на административного ответчика надлежит возложить обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о перераспределении земельного участка в установленные законом порядке и сроки и принять по нему новое решение.

административное исковое заявление ФИО1 к Управлению муниципальной собственности администрации о признании незаконным решения, возложение обязанности удовлетворить.

Признать незаконным решение УМС администрации от ДД.ММ.ГГГГ № у.

Возложить на УМС администрации обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: , в установленные законом порядке и сроки и принять по нему новое решение.

Решение может быть обжаловано в вой суд через Ленинский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья И.Н. Новожилова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Не переходи черту: шесть дел о кадастре

Отсутствие информации об объектах, возведенных на участке, – это не повод отказать в уточнении его границ. На это указал ВС в деле № 18-КА19-51. Уточнить границы своего земельного участка хотела жительница Краснодарского края Светлана Соломина*. С таким заявлением она обратилась в администрацию города. Но там ей отказали и сослались на то, что Соломина не предоставила сведения обо всех строениях, какие есть на ее участке. Такого же мнения оказались и суды различных инстанций, но не ВС. Он посчитал, что перечень документов установлен регламентом, а требовать дополнительные бумаги было нельзя.

Суды не должны идти на поводу у собственников, которые с помощью разных хитростей пытаются увеличить площадь своего участка. Так произошло в деле № А41-18642/2019. История началась в 2006 году, когда Арсений Федоров* купил дом с земельным участком, а спустя 11 лет он обратился в местную администрацию с заявлением о перераспределении земель. Собственнику отказали. Тогда у кадастрового инженера он составил межевой план, заявив, что на момент покупки недвижимости забор был установлен не в официальных границах, а шире. После он зарегистрировал план в ЕГРН. Площадь его участка увеличилась на 10%. Администрация посчитала действия собственника незаконными и обратилась в суд. Все инстанции оказались единогласны: площадь участка следует уменьшить до прежних границ.

Механизм уточнения границ нередко используют для незаконного увеличения площади участка. Например, как в этом споре, после неудачной попытки перераспределения земель.

Юрий Водопьянов, Land Law Firm Land Law Firm Федеральный рейтинг. группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Управление частным капиталом 23 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 47 место По выручке Профайл компании ×

Собственник участка уточнил его границы, в результате чего территорию разделили на семь частей. Но при оформлении земли выяснилось, что произошло наложение границ на чужую землю. Ее владелец обратился с иском в суд, чтобы признать межевание незаконным, а сведения о новых участках исключить из ЕГРН. Арбитражный суд Северо-Западного округа направил дело на новое рассмотрение, указав, что ответчику нужно предоставить документы об исходном местоположении участка, которые не затребовали суды нижестоящих инстанций при рассмотрении спора. Не только истец должен доказать, что его права нарушены. Активным должен быть и ответчик – обосновывать корректность межевания. Позже эту позицию поддержал и Верховный суд. В рассматриваемом деле суд вскрыл важную проблему – использование механизма уточнения границ для «самозахвата» земель, говорит Водопьянов. Встречаются случаи, когда участок фактически «переезжает» в более удобное для владельца место: в соседний кадастровый квартал, из леса на облагороженный берег реки. При этом выявить смещение участка без землеустроительной документации очень сложно, заключил эксперт.

Читайте также  Вид разрешенного использования земельного участка предпринимательство

Нельзя формально походить к межевым спорам. Суды должны предложить альтернативное решение. К такому заключению пришел ВС, когда рассматривал дело № 9-КГ19-12. После уточнения границ произошло наложение участков. Один из соседей попытался признать результаты межевания недействительными, но суды ему отказали. Коллегия по гражданским спорам ВС указала, что суды нижестоящих инстанций не рассмотрели альтернативные варианты определения границ, чтобы обе стороны остались довольны.

По словам Водопьянова, суды часто подходят к решению подобных споров формально и занимают позицию одной из сторон только на основании экспертизы. Юрист полагает, что вопрос об альтернативных вариантах разрешения спора можно ставить при проведении судебной экспертизы.

Землю можно увеличить на площадь, которая не превышает предельный минимальный размер участка. На это указал Верховный суд, рассматривая дело № 2А-1106/2019. Иван Матвеев* еще в советское время получил участок, но на кадастровый учет его поставил только в 2014 году. Спустя четыре года он обратился в Росреестр, чтобы уточнить его границы по фактическому пользованию. Как объяснил собственник, в ЕГРН нет сведений о координатах характерных точек, то есть точные границы его не определены. Матвеев хотел увеличить площадь практически в два раза (с 600 кв. м до 1324 кв. м), но в управлении ему отказали.

Тогда владелец пошел в суд. Суд первой инстанции встал на его сторону, а вот апелляция и кассация отказали. ВС разъяснил, что просьба Матвеева законна, ведь при уточнении границ площадь можно увеличить на величину, не превышающую предельные минимальные размеры участка. Для Санкт-Петербурга, где расположен участок Матвеева, это 1200 кв. м. Заявитель в эти рамки уложился, поскольку просил увеличить на 724 кв. м.

Заявителю нужно учитывать, что в каждом регионе минимальные размеры участка могут отличаться, говорит Водопьянов. По словам эксперта, уточнение границ земельного участка с увеличением его площади встречается очень часто, а государственные органы выносят неправомерные решения из-за недостаточной компетентности.

Увеличить площадь земли можно, если собственник больше 15 лет пользовался участком в более широких границах. Об этой норме нижестоящим судам напомнил ВС, рассматривая дело № 2а-272/2018. Жительница Московской области во время межевания решила увеличить площадь участка с 920 кв. м до 1020 кв. м, объясняя это тем, что долгое время использовала землю именно в таких границах. Но на кадастровый учет его не поставили. Собственница попыталась обжаловать этот отказ. Суд первой инстанции встал на ее сторону, но апелляция решение отменила, посчитав, что истица не доказала пользование участком в более широких границах. С этим не согласился ВС. По его мнению, факты в деле подтверждают слова истицы. Например, в межевом плане указано, что на границах участка есть кирпичное ограждение, в другом месте проходит стена здания. А их возвели более 15 лет назад.

По словам Водопьянова, если межевой план подтверждает, что участок долгое время использовался в более широких границах, суд признает незаконным отказ регистрирующего органа в постановке на кадастровый учет. Подтвердить это могут забор, а также ландшафтные особенности участка: рвы, ямы, траншеи, реки и т. д. Это кадастровый инженер должен указать при составлении межевого плана. Если специалист не исследует эти обстоятельства должным образом, то в дальнейшем в иске могут отказать.

Какие излишки земли бесплатно оформляют в собственность по новому закону?

Президент РФ Владимир Путин в июне 2019 года подписал закон, который дает право оформить в собственность излишки площадей земельных участков, выявленные в результате комплексных кадастровых работ. Документ вносит изменения в федеральные законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости».

Как сказано в законе, если во время проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что гражданин использует больше земли, чем указано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), ему позволят оформить в собственность эти излишки. На сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) отмечается, что законопроект был разработан по инициативе Минэкономразвития России в результате анализа итогов выполнения комплексных кадастровых работ, которых были проведены в 2017-2018 годах на территории 16 регионов.

Что такое комплексные кадастровые работы и зачем они проводятся?

Кадастровые работы бывают индивидуальными и комплексными. В индивидуальном порядке они проводятся по заказу владельца дома, дачи или участка, чтобы провести обмер и узаконить собственность. Комплексные кадастровые работы (ККР) заказывают органы государственной власти или местного самоуправления и выполняют за свой счет.

«Комплексные кадастровые работы финансируются из бюджета. Поэтому, если территория, где расположен участок гражданина, попала в программу проведения комплексных кадастровых работ, ему не придется делать межевание за собственный счет. Точные границы участка будут определены в ходе ККР за счет государства», — объясняют в Росреестре.

Комплексные кадастровые работы проводятся, чтобы централизованно уточнить границы земельных участков, зданий и сооружений, исправить реестровые ошибки, а также сформировать земельные участки общего пользования (площади, улицы, набережные, скверы, бульвары, водные объекты, пляжи и др.). В Росреестре говорят, что сейчас для уточнения границ объектов недвижимости применяются самые современные технологии, в том числе аэрофотосъемка беспилотными летательными аппаратами.

В 2018 году комплексные кадастровые работы проводились в 13 регионах: республиках Башкортостан, Коми, Мордовия, Саха (Якутия), Тыва, Забайкальском, Камчатском, Пермском, Хабаровском краях, Амурской, Вологодской, Псковской областях, а также городе Севастополе. В 2019 году такие работы запланированы в 33 субъектах РФ, из федерального бюджета на них выделено 205 млн рублей.

«Комплексные кадастровые работы выгодны и гражданам, и бизнесу, и государству. Граждане уточняют границы своих участков и при необходимости легализуют излишки площади. Желающие развивать территорию инвесторы видят точные границы участков и охранных зон, их статус, понимают, где установлены ограничения на тот или иной вид деятельности. Государство получает дополнительные налоги», — отмечают в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Какие излишки земли можно бесплатно оформить в собственность по новому закону?

В документе сказано, что оформить в собственность участок с излишками можно, если его размер превышает площадь, которая указана в документах, в пределах величины минимального размера земельного участка либо не более чем на десять процентов (если предельный минимальный размер земельного участка не установлен).

«Так называемую бесплатную „прирезку“ можно оформить в пределах установленного минимального размера земельного участка. К примеру, если минимальный размер установлен в две сотки, то обладатель земельного участка площадью шесть соток может увеличить площадь при уточнении границ до восьми соток. Если муниципалитет не установил предельный размер, то допускается увеличение не более чем на десять процентов», — пояснили АиФ.ru в пресс-службе Росреестра.

Предельные максимальные и предельные минимальные размеры земельных участков устанавливаются органами местного самоуправления и указываются в градостроительных регламентах при утверждении правил землепользования и застройки.

Можно ли оформить излишки большего размера?

Да, но уже за плату. Если излишек земли превышает эти значения, нужно определить, какая именно площадь используется дополнительно. Для этого необходимо провести межевание и уточнить границы участка, если сведения о них отсутствуют в ЕГРН. «Если это не земли общего пользования и не земля, которая принадлежит другому собственнику, то нужно воспользоваться механизмом перераспределения. Это осуществляется за плату. Размер платы устанавливается регионами. Если же есть конкретный земельный спор между соседями, то он, конечно, должен решаться только в суде, об этом говорит Земельный кодекс. Если спора нет, то перераспределение осуществляется в пользу того соседа, который первым обратился в орган местного самоуправления за перераспределением», — сообщает пресс-служба Росреестра.

Если излишек представляет собой полноценный земельный участок, его нельзя оформить как «прирезку». В этом случае его нужно брать в аренду или покупать у муниципалитета на конкурентных условиях.

Какие излишки нельзя оформить в собственность?

По данным Росреестра, в собственность нельзя оформить участки, которые пересекаются с дорогой, проездом или проходом, относятся к землям общего пользования или землям, которые по закону не могут находиться в частной собственности (например, если это лесной фонд или береговая полоса водного объекта общего пользования).

Каким образом происходит процедура оформления излишков земельных участков?

В Росреестре говорят, что федеральное законодательство предусматривало возможность оформить излишки земли еще до подписания президентом закона, упрощающего комплексные кадастровые работы. Однако кадастровые работы нужно было заказывать самостоятельно.

«Такое право есть у граждан с 2006 года, с момента вступления в силу закона о дачной амнистии (93-ФЗ от 30.06.2006). Эта процедура применяется в отношении участков, где нет точных границ, то есть не определены координаты в современном виде. Владельцы таких участков при определении кадастровым инженером этих координат как раз и могут уточнить границы таким образом, чтобы оформить еще и так называемые излишки. Например, у гражданина в старом свидетельстве шесть соток, а по факту оказалось семь, хотя забор гражданин никогда не передвигал, с соседями споров нет, ничьи права он не нарушает, никакие проезды и проходы не занял. Просто так исторически сложилось, что в его документе была неточная площадь. Такая прирезка осуществляется бесплатно, оплачиваются только кадастровые работы», — говорится в сообщении пресс-службы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Владельцы участков, у которых определены точные границы, с 2015 года также могут оформить излишки в собственность. Но в данном случае сделать это можно платно. «Например, есть земельный участок с установленными границами, а рядом — никому не нужная полоска земли, которую в качестве самостоятельного участка невозможно образовать и вовлечь в оборот. Тогда гражданин может уже за плату увеличить площадь своего участка, заключив соглашение с муниципалитетом», — поясняют в Росреестре. В этом случае собственнику нужно подать заявление о постановке на кадастровый учет и регистрации прав на земельный участок через МФЦ или официальный сайт Росреестра. Также необходимо иметь правоустанавливающие документы на участок и межевой план земельного участка, составленный кадастровым инженером.

Когда закон вступит в силу?

Закон, который позволяет оформить в собственность излишки площадей земельных участков, выявленные в результате комплексных кадастровых работ, заработает через 90 дней после его официального опубликования. Документ был официально опубликован 18 июня 2019 года.

Мария Кравченко/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с покупкой, продажей и оформлением недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Мария Кравченко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AFINA-VOLGA.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: