Планирование застройки земельного участка

Основные правила планировки размещения строений на загородном участке

Планирование застройки земельного участка

Основные правила планировки размещения строений на загородном участке

После приобретения загородного земельного участка перед каждым собственником непременно встает вопрос планировки размещения на нем строений и иных объектов. Необходимо решить, где именно будут расположены дома, хозяйственные постройки, строения вспомогательного назначения, деревья, кустарники, забор и т. д. Важно не только разместить на земельном участке объекты так, чтобы в дальнейшем максимально эффективно использовать территорию, но и сделать это в соответствии со стандартами планировки.

Cтандарты введены в целях обеспечения соблюдения требований пожарной и санитарной безопасности, а также защиты прав и законных интересов третьих лиц. Одним из часто встречающихся нарушений стандартов планировки при возведении построек является несоблюдение минимально разрешенных расстояний от объектов до границ земельных участков, проездов и улиц – красных линий, а также иных строений. В рамках данной статьи мы и поговорим о дистанциях, предусмотренных стандартами, а также обозначим риски, возникающие вследствие несоблюдения этих требований.

Стандарты планировки для загородных участков утверждены в СП 53.13330.2011. «Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», а также в СП 30-102-99. «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства». Данные правила устанавливают минимальные противопожарные расстояния между крайними жилыми строениями и группами жилых строений на соседних участках. В данном случае лицо, планирующее возводить жилое строение, должно планировать место его расположения, исходя из того, где расположены жилые строения соседей. Ниже в таблице указаны минимальные значения необходимых дистанций в зависимости от материала несущих и ограждающих конструкций жилых строений:

Материалы несущих и ограждающих конструкций

Камень, бетон, железобетон и другие негорючие материалы

То же, с деревянными перекрытиями и покрытиями, защищенными негорючими и трудногорючими материалами

Древесина, каркасные ограждающие конструкции из негорючих, трудногорючих и горючих материалов

Также нужно учитывать, что жилое строение не должно располагаться ближе, чем на 5 метров от границы улицы, от границы проезда – на 3 метра, а расстояние от хозяйственных построек до границ начала улицы и проездов должно быть не менее 5 метров.

Под улицей следует понимать территорию общего пользования, предназначенную для движения транспорта и пешеходов, включающую двухполосную проезжую часть, обочины, кюветы и укрепляющие бермы. Проезд, в отличие от улицы, подразумевает однополосную проезжую часть.

Стандарты также предусматривают следующие минимальные расстояния до границы соседнего участка:

  • жилого строения (или дома) – 3 метра;
  • постройки для содержания мелкого скота и птицы – 4 метра;
  • других построек – 1 метр;
  • стволов высокорослых деревьев – 4 метра, а среднерослых – 2 метра;
  • кустарника – 1 метр.

Важно отметить, что расстояние между жилым строением, хозяйственными постройками и границей соседнего участка измеряется от цоколя или от стены постройки лишь в том случае, если элементы дома и постройки (эркер, крыльцо, навес, свес крыши и др.) выступают не более чем на 50 см от плоскости стены. Если элементы выступают более чем на 50 см, расстояние измеряется от выступающих частей или от проекции их на землю (консольный навес крыши, элементы второго этажа, расположенные на столбах, и др.). При планировании нового здания важно заблаговременно учесть данные обстоятельства.

Также не стоит забывать, что при возведении на участке хозяйственных построек на расстоянии одного метра от границы соседнего участка скат крыши следует проектировать таким образом, чтобы сток дождевой воды не был направлен на соседний участок.

Что касается санитарно-бытовых помещений, расстояния между постройками, расположенными на смежных земельных участках, должны быть:

  • от жилого строения до душевой кабины, бани (сауны), уборной – не менее 8 метров;
  • от колодца до уборной и компостного устройства – не менее 8 метров.

В случае примыкания хозяйственных построек к жилому строению расстояние до границы с соседним участком измеряется отдельно от каждого объекта блокировки, например:

  • дом-гараж (от дома – не менее 3 метров, от гаража – не менее 1 метра);
  • дом-постройка для скота и птицы (от дома – не менее 3 метров, от постройки для скота и птицы – не менее 4 метров).

Что касается гаражей для автомобилей, то они могут быть отдельно стоящими, встроенными или пристроенными к жилому строению и хозяйственным постройкам. По согласованию с правлением садоводческого, дачного объединения навес или гараж для автомобиля может размещаться на участке, непосредственно примыкая к ограде со стороны улицы или проезда.

Фото Дениса Яковлева, Кублог

Стоит отметить, что на садовых, дачных участках площадью 0,06–0,12 га под строения, отмостки, дорожки и площадки с твердым покрытием следует отводить не более 30% территории.

Последним ограничением на садовых участках является высота забора, а также требования к его светопропускной способности. Сводами правил установлено, что высота забора может быть не более 1,5 метров, и при этом он должен пропускать не менее 50% света. Требования можно соблюсти, например, с помощью использования сетки Рабица. В то же время по согласованию с собственниками смежных земельных участков может быть установлен более высокий забор с применением светонепропускаемых материалов. Во избежание возможных споров с соседями в случае, если они в будущем изменят свое решение, подобные договоренности следует оформлять в письменном виде.

Теперь, когда мы обозначили все ограничения по дистанциям, предусмотренным стандартами планировки, поговорим о рисках – какие меры ответственности предусмотрены за несоблюдение установленных правил.

Во-первых, нарушение стандартов планировки может повлечь за собой административную ответственность. Статья 9.4 КоАП РФ за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Во-вторых, нарушение стандартов планировки может повлечь признание постройки объектом самовольного строительства (ст. 222 ГК РФ) с последующим ее сносом. В суде при этом нужно будет доказать, что нарушение стандартов планировки повлекло причинение ущерба третьему лицу или объект, возведенный с нарушением правил планировки, создает угрозу жизни и здоровью человека. Чаще всего споры возникают из-за возведения на границе со смежным земельным участком высоких строений – зданий или заборов, вследствие чего на части соседнего земельного участка создается постоянная тень, пагубно влияющая на урожай или не позволяющая комфортно пользоваться жилым строением (помещение плохо освещается в светлое время суток). Подобных неудобств, доставляемых владельцу соседнего земельного участка, вполне достаточно для сноса объектов, которые их доставляют. Так, Самарский областной суд в своем апелляционном определении от 20.10.2015 г. по делу № 33-11575/2015 занял сторону истца, оставив без изменений решение Промышленного районного суда г. Самары от 31.10.2013 г. Данным актом суд обязал ответчика снести сплошной деревянный забор высотой от 3,5 метра до 4,5 метра и заменить его на сетчатый высотой 1,5 метра, мотивируя это тем, что возведенное ответчиком ограждение создает на участке истца тень, что делает невозможным использование истцом своего земельного участка по назначению – для выращивания растений.

Соблюдая вышеуказанные стандарты планировки расположения на земельном участке строений и иных объектов, вы сможете исключить риски привлечения вас к административной ответственности и сохранить не только возведенные объекты, но и хорошие отношения с соседями, что тоже немаловажно.

Как оформить градостроительный план земельного участка: ограничения, документы и причины отказа

Схема-чертеж строительного объекта

Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) отражает условия возможной застройки земельного участка, в том числе ограничения для размещения зданий, строений, сооружений. Он необходим для начала проектирования крупных объектов капитального строительства. О том, как оформить ГПЗУ, какие документы для этого понадобятся и сколько придется ждать результатов, читайте в материале портала mosreg.ru.

Что такое градостроительный план

Каска и схема строительства в Главгосстройнадзоре

Градостроительный план — документ, который необходимо получить до начала проектирования, строительства или реконструкции капитальных объектов на земельном участке. ГПЗУ содержит сведения о месте допустимого размещения будущего объекта капитального строительства, информацию об ограничениях использования земельного участка, в том числе:

  • если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий (охранные зоны инженерных сетей, приаэродромные территории, водоохранная зона, прибрежная защитная полоса, объект культурного наследия и др.),
  • иные сведения в соответствии с требованиями ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При этом для строительства линейных объектов (линий электропередачи, линии связи, линейно-кабельные сооружения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие аналогичные сооружения) ГПЗУ не требуется. Требования к ним устанавливаются в документации по планировке территории.

Госуслуга по выдаче ГПЗУ в Московской области с 2017 года переведена в электронный вид.

Кто может получить услугу

Подать заявление на получение ГПЗУ могут физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, которые являются правообладателями земельных участков на территории Московской области: собственники, владеющие и пользующиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения, по договору аренды, договору субаренды.

Читайте также  Конфликт с соседями по земельному участку

Как получить ГПЗУ

Для получения ГПЗУ можно подать электронное заявление на портале государственных и муниципальных услуг Московской области. Услуга предоставляется бесплатно.

Оформить заявление на портале госуслуг могут только зарегистрированные пользователи. Поэтому для начала необходимо пройти процедуру авторизации. После успешной регистрации среди доступных услуг нужно выбрать «Подготовку градостроительных планов земельных участков в Московской области». С 1 января 2019 года Мособлархитектура выдает градостроительные планы земельных участков, в том числе с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», «ведение садоводства», «ведение дачного хозяйства», «для индивидуального жилищного строительства».

Далее необходимо заполнить заявление и указать личные сведения:

  • ФИО, СНИЛС, адрес проживания,
  • контактную информацию,
  • статус (юридическое или физическое лицо),
  • способ получения результата услуги.

К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • паспорт;
  • доверенность, если заявитель представляет интересы правообладателя земельного участка.

По желанию заявитель может представить:

  • выписку (сведения) из Единого государственного реестра юридических лиц (при обращении юридических лиц) или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (при обращении индивидуальных предпринимателей);
  • выписку из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН);

На адрес электронной почты придет уведомление о регистрации заявления, как правило, на это требуется один рабочий день.

Статус рассмотрения заявления можно отслеживать в личном кабинете на портале госуслуг Московской области.

Максимальный срок оформления градостроительного плана составляет 20 рабочих дней.

Причины для отказа

Источник: РИАМО, Николай Корешков

Отказать в предоставлении услуги могут в следующих случаях:

  • в ЕГРН отсутствуют основные сведения о земельном участке;
  • отсутствует предусмотренная законодательством Российской Федерации и Московской области утвержденная документации по планировке территории;
  • заявитель не является правообладателем земельного участка.

Градостроительный план земельного участка как ребус, информация и риск

Признаться, среди специалистов по загородной недвижимости возникло напряжение, когда некоторые риэлторы стали публиковать наше «сокровенное знание», заключающееся в том, что градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) содержит много информации по ограничениям его использования. Советы от риэлторов по ГПЗУ были даже более категоричны: закажите градплан, и в нем будет все написано, что можно делать на участке, а что нельзя.

Тем не менее, более внимательно рассмотрев ситуацию, можно прийти к выводу, что «опасности разглашения» нет.

Сразу согласимся: действительно, ГПЗУ — это самый полный, официальный и во многом — достоверный источник информации об ограничениях в использовании земельного участка. Однако есть и множество «но».

Во-первых, сделать ГПЗУ можно только для участка с межеванием, т.е. оперативно — в 50 % случаев. Принуждать собственников к межеванию не всегда оправданно, а в некоторых случаях еще и вредно для покупателя.

Во-вторых, что делать, если собственник отказывается получить градплан? Предпложим, он боится: закажешь градплан, а окажется, что продал единственную квартиру через электронную регистрацию. Или не умеет пользоваться интернетом, и попросить некого.

В-третьих, у сторон может не быть времени ожидать ГПЗУ, надо быстро выйти на сделку.

В четвертых, покупатель не заинтересован демонстрировать интерес к участку в явном виде. Просьба к собственнику заказать ГПЗУ — это фактическое согласие на покупку. Уменьшаются возможности по торгу и отказу от сделки.

В-пятых, огромный риск для собственника участка заключается в том, что если он закажет ГПЗУ, а по нему окажется, что строить на участке нельзя. Собственник уже не сможет утверждать, в частности, в суде, по прошедшей сделке с иным покупателем, не потребовавшим ГПЗУ, что он не знал о существенном ограничении. Такая сделка по иску нового собственника, почти наверняка, будет расторгнута. Заказывать ГПЗУ собственникам можно только в случаях, когда в ходе «расследования», как шутят прокуроры, не выйдешь на самого себя. Как такие случаи отличить от иных — большой вопрос.

Традиционно градпланы готовят в такой стилистике, что не совсем ясно, можно ли строить и насколько серьезны затруднения. Читаем — и не понимаем. В подтверждение приведем некоторые выдержки из актуального градплана (курсив).

При проектировании объектов капитального строительства необходимо учитывать охранные зоны инженерных коммуникаций, в том числе подземных (при наличии). (Вы рассчитывали, что вам расскажут про подземные коммуникации на участке, а оказывается: «необходимо учитывать»).

Объекты капитального строительства разместить с учетом возможного негативного воздействия планируемого объекта на прилегающие территории . (Учесть всё).

Подготовку проектной документации осуществлять в соответствии с требованиями законодательства на основании результатов инженерных изысканий.(Для индивидуальных жилых и садовых домов проектная документация не требуется).

Проектирование выполняется в соответствии с законом РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах». (Поиск полезных ископаемых на участке, кроме деревень, никто не отменял).

Проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ. должны проводиться в соответствии со статьей 30 . № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия . «. (Если потребуется историко-культурная экспертиза, то ее стоимость может быть больше, чем стоимость участка).

Архитектурно-градостроительный облик объекта(ов) капитального строительства подлежит согласованию в случаях, установленных положением, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 30.12.2016 г. № 1022/47. (Для самостоятельного изучения, конкретики нет).

Расположение земельного участка в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения подлежит уточнению с учетом нормативных правовых актов по установлению зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Ограничения использования земельного участка в границах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения определены нормативными правовыми актами по установлению зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.(Если окажется, что участок расположен в первом или части второго пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, то строить здесь нельзя).

Земельный участок полностью расположен в границах водоохранной зоны реки . (сведения подлежат уточнению).Строительство, реконструкция объектов капитального строительства допускается при наличии письменного согласования с территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. ( А если не согласуют, значит, не возможно).

Самое неприятное в том, что градпланы с полным запретом и вероятным разрешением на строительство будут выглядеть практически одинаково. Как-то к нам обращалась юридическая фирма, специализирующаяся на получении разрешений на строительство, которая не верно прочитала градостроительный план, и в результате их клиент купил участок и получил отказ в строительстве дома на нем. И на старуху бывает проруха.

В некоторых случаях ГПЗУ и полученные на его основании документы содержат необоснованные отказы на строительство. Например, в СНТ Солнечногорского района, вблизи устья реки Истра, отказ в строительстве был вынесен на основании неверно определенного администрацией расстояния от уреза воды до места размещения дома. Перспективы административного или судебного обжалования — очень хорошие. В другом случае в одной из деревень Истринского округа для земельного участка в районе предстоящей в ближайшие десятилетия реконструкции автомобильной дороги по нашему представлению градостроительный план земельного участка по решению Межведомственной комиссии будет изменен, и строительство (уже построенного) дома будет разрешено.

Таким образом, не во всех случаях можно и нужно заказывать граплан. «Правильное» прочтение ГПЗУ требует определенных навыков. Какое-то время будут востребованы работы по выявлению рисков приобретения земельных участков без получения градостроительного плана. В небольшом проценте случаев «запретительные» градостроительные планы разработаны на основе неполной или недостоверной информации и могут быть оспорены.

По каким правилам строить, если изменилось градостроительное регулирование после выдачи градостроительного плана земельного участка

Правообладатели земельных участков могут осуществлять их застройку при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил (ст.263 ГК).

Однако процесс застройки занимает достаточно длительное время и требует весьма существенных капитальных вложений, а градостроительное регулирование подвержено изменениям, причем не всегда предсказуемым.

На портале zakon.ru уже поднимался вопрос о том, каким образом изменение градостроительных регламентов может повлиять на тех застройщиков, которые еще не получили разрешения на строительство (см.: https://zakon.ru/blog/2017/2/11/o_gradostroitelnom_plane_zemelnogo_uchastka). Однако, вопрос не утрачивает своей актуальности и требует дальнейшего обсуждения.

Одним из первых шагов, который совершают застройщики на пути к возведению объекта капитального строительства, является получение градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ).

В ГПЗУ включается информация обо всех существенных параметрах строительства, в том числе сведения о применимых градостроительных регламентах и об ограничениях использования земельного участка.

Ч. 10 ст. 57.3 Градостроительного кодекса оптимистично заверяет застройщика о том, что информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.

Казалось бы, никакой проблемы нет, и застройщик как минимум на 3 года надежно защищен броней ГПЗУ от всех ветров перемен.

Обращаясь за выдачей разрешения на строительство, застройщик рискует столкнуться с отказом, основанным на ч. 10 ст. 57.3. Градостроительного кодекса.

Читайте также  Как зарегистрировать строение на земельном участке?

Если разобраться в невероятно громоздких грамматических конструкциях, использованных в этой норме, то окажется, что уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство не только при несоответствии проектной документации градостроительным требованиям, указанным в ГПЗУ на дату выдачи этого документа, но и в случаях несоответствия проекта неким «иным ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство».

И вот эта фраза «и (или) иным ограничениям», не содержащимся в ГПЗУ, создает, как говорилось в старом анекдоте, «проклятую неопределенность», поскольку данная норма не конкретизирует, о каких же именно «ограничениях» идет речь. Подразумевал ли законодатель ограничения прав или ограничения использования территорий, а может быть так завуалировано право уполномоченных органов понудить застройщиков следовать любым изменениям, которым будет подвергнуто градостроительное регулирование? Цена ответа на этот вопрос во многих случаях – это временные и капитальные затраты застройщиков на стадии архитектурно-строительного проектирования, а также на проведение экспертизы проектной документации.

Так, например, застройщик, получив ГПЗУ на земельный участок, допускающий размещение на нем здания бизнес-центра, разработал проект, получил положительное заключение экспертизы проектной документации, выполнив все требования, указанные в ГПЗУ и вдруг, после обращения за выдачей разрешения на строительство, ему отказывают, ссылаясь на то, что «правила игры поменялись» и что теперь участок под застройку расположен на территории, скажем, исторического поселения, где планируется тишайшая жизнь без всяких бизнес-центров.

В связи с тем, что какие-либо разъяснения по этому вопросу отсутствуют, а цена ошибки весьма высока, попробую предложить решение с политико-правовых позиций.

Итак, ГПЗУ является документом информационного обеспечения градостроительной деятельности.

Основной целью подготовки и выдачи этого документа является наиболее полное информирование застройщика об установленных на дату выдачи ГПЗУ градостроительных регламентов и строительных нормах и правилах, соблюдение которых в силу требований ст. 263 Гражданского кодекса является необходимым условием реализации права застройки.

Очевидно, что за время разработки архитектурного проект могут измениться градостроительные регламенты, могут возникнуть и исчезнуть зоны с особыми условиями использования, а также может произойти множество иных событий, наличие которых существенным образом влияет на процесс строительства.

В связи с этим должны быть весьма четко и недвусмысленно определены те риски отказа в выдаче разрешения на строительство в силу изменения обстановки после выдачи ГПЗУ, которые должен принять на себя застройщик, и те риски, бремя которых не может быть возложено на застройщика.

Для этого необходимо проанализировать состав информации, включаемой в ГПЗУ. Такая информация не является однородной. В ГПЗУ отражаются сведения, содержащиеся как в нормативно-правовых актах (в частности, в Правилах землепользования и застройки), так и в документах, не имеющих нормативно-правового характера (например, сведения о санитарно-защитных зонах). Отдельно, в этой статье сказано, что в ГПЗУ должны содержаться сведения об ограничениях использования земельного участка.

Представляется, что не могут быть возложены на застройщика те риски изменения обстановки, которые связаны с изменением нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности. Такой подход может быть основан на том предположении, что, информируя застройщика о содержании нормативно-правовых актов, в частности о применимых градостроительных регламентах, органы публичной власти допускали возможность осуществления такого строительства с определенным архитектурным обликом, а следовательно, риск изменения таких допущений может и должен быть возложен именно на органы публичной власти, именно им придется смириться с тем, что их представления о прекрасном в области урбанистики изменились. В связи с этим, требования по обновленным градостроительным регламентам, требованиям к градостроительным регламентам, проектам планировок и т. п. должны быть направлены только в будущее, т. е. к тем проектам, для разработки которых ГПЗУ не были получены к моменту вступления в силу соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.

Но изменения могут коснуться не только нормативно-правового регулирования. Так, за период проектирования земельный участок, планируемый под застройку, может оказаться в границах санитарно-защитной зоны или недалеко от участка могут обнаружить редчайший памятник культуры, который всеми силами надо охранять. Возникновение таких ситуаций сложно спрогнозировать на стадии выдачи ГПЗУ и они охватываются правовым регулированием ст. 56 Земельного кодекса.

Однако статья 56 Земельного кодекса включает различные по своей природе ограничения прав – это изменение природоохранных требований, которые также, как и изменение градостроительного регулирования, зависят от органов публичной власти, а также изменения, обусловленные установлением зон с особыми условиями использования.

И хотя содержание ст. 56 Земельного кодекса тоже далеко от совершенства, поскольку норма содержит не исчерпывающий перечень ограничений, а включает туманную отсылочную формулировку об «иных ограничениях использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом, федеральными законами», которая может толковаться сколь угодно широко, данная норма оперирует более конкретным, чем в ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса, понятием — ограничение прав. Представляется, что после выдачи ГПЗУ на застройщика может быть возложен только риск, связанный с возникновением тех ограничений, которые обусловлены установлением режима зон с особыми условиями использования. Исчерпывающий перечень таких зон определен в ст. 105 Земельного кодекса. Необходимость их установления определяется не усмотрением органов власти и их представлением о должном градостроительном облике подведомственной им территории, а необходимостью защиты публично значимых интересов таких, как жизнь и здоровье граждан; безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечение сохранности объектов культурного наследия и др. И вот риск возникновения таких ограничений прав может быть возложен на застройщика. Можно предположить, что застройщик, выбирая площадку для будущего строительства, должен проявить достаточную степень осмотрительности, чтобы предвидеть возникновение подобных ситуаций. Кроме того, для тех случаев, когда зоны с особыми условиями исключают и ограничивают возможность застройки, Земельный кодекс предусматривает механизм компенсации убытков, причиненных установлением таких зон (ст. 57.1 Земельного кодекса). Таким образом, возложение на Застройщика риска невозможности получения разрешения на строительство по причине возникновения на участке застройки режима зон с особыми условиями использования будет компенсироваться правом на возмещение понесенных в результате возникновения такой невозможности убытков.

Анализируя поставленную проблему, становится ясно, что поставить точку в этом вопросе пока невозможно, поскольку предлагаемый автором подход ставит множество новых вопросов, требующих детального анализа положений Земельного кодекса и об ограничениях прав на землю, и о правовом режиме зон с особыми условиями использования, и о механизме компенсации убытков, возникающих от таких зон. Однако, решение данной проблемы имеет существенное практическое значение для справедливого распределения рисков в сфере градостроительной деятельности, а настоящая статья является, своего рода, приглашением обсуждать этот вопрос и обмениваться заинтересованных лиц опытом и имеющейся положительной и не очень практикой.

Генеральный план земельного участка

  • Разрешение на размещение объекта
  • Разрешение на строительство
  • Строительство склада
  • Строительство спортивных сооружений
  • Согласование строительства с аэропортом
  • Строительство конно-спортивных комплексов

Перед началом строительных работ необходимо определиться с расположением зданий и коммуникаций, правильно направить транспортные потоки. Для этого разрабатывается концепция развития территории или генеральный план застройки, в составе проектной документации он называется «Схема планировочной организации земельного участка», наличие данного раздела проектной документации является обязательным и регламентируется Постановлением Правительства РФ № 87 от 16 февраля 2008 года «О составе проектной документации».

Зачем нужен генплан участка?

Схема фактически представляет собой карту будущей застройки. Наши генпланисты при разработке генерального плана Вашего участка, учитывают:

  • особенности рельефа и окружающую застройку;
  • возможность подъездных путей и транспортное сообщение;
  • какие объекты будут возводиться на конкретной территории;
  • какие коммуникации будут подведены к объектам, как обеспечить их правильное подключение (канализация, газ, электричество, вода);
  • какие работы нужно провести, чтобы претворить схему в жизнь.

В документе будет представлена информация не только об объекте капитального строительства, но и о работах по благоустройству территории (в частности, о местах зеленых насаждений, расположении тротуаров, уличного освещения). В плане учитываются требования пожарной и санитарно-гигиенической безопасности. Объекты будут располагаться на безопасном расстоянии друг от друга, чтобы предотвратить распространение огня и защитить здоровье людей, живущих или работающих в определенном районе.

Составляющие генплана

Генеральный план земельного участка включает в себя ряд подразделов:

  1. Схему планировочной организации земельного участка с отображением:

— мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним;

— существующие здания и сооружения капитального и некапитального строительства;

— решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории;

— этапов строительства объекта капитального строительства;

— схемы движения транспортных средств на строительной площадке;

— схема инженерных коммуникаций, к которым после завершения строительных работ будет подключен объект.

  1. План земляных масс — включает мероприятия по выполнению минимального объёма земляных работ при возведении сооружений, зданий, а также автомобильных дорог.
  2. Сводный план сетей инженерных сетей.
Читайте также  Оценка дачного земельного участка

В нем обозначаются места подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения. В данный план также входит схема освещения (внутренняя, в помещениях, а также наружная, уличная);

  1. Ситуационный план размещения объекта капитального строительства.

В нем указываются границы земельного участка и границы населенных пунктов, непосредственно примыкающих к границам указанного земельного участка, границ зон с особыми условиями их использования

  1. Пояснительная записка — указывает на значимые моменты при реализации проекта, используемые технологии, последовательность проводимых работ.

Как заказать генплан земельного участка или концепцию развития территории?

Для заказа генплана достаточно оставить заявку на сайте, указав перечень объектов и территорий, на которых планируется проведение строительных работ. Компания INFOSTROY-mosreg возьмет на себя обязательства по разработке генерального плана земельного участка с концепцией развития с учетом всех требований законодательства. Документ поможет:

  • Определиться с местом расположения объектов на участке;
  • Генеральный план или концепцию развития можно использовать как презентационный материал в градостроительных управлениях и на публичных слушаниях;
  • Разработанный генеральный план будет являться готовым разделом проектной документации для получения разрешения на строительство.

Генеральный план земельного участка выдается клиенту как в электронном виде в формате PDF, так и в виде бумажного альбома.

Планирование застройки земельного участка

Обустройство земельного участка требует значительных временных, физических и финансовых затрат. Отдельное место занимает расположение построек на участке, ведь здесь следует учитывать множество факторов. Все сооружения на территории могут быть размещены исключительно согласно действующим требованиям по строительству. Знать список нормативных документов, регулирующий вопросы застройки принадлежащей Вам территории, необходимо заранее.

Общие требования к размещению построек на земельном участке.
Федеральные и местные правила застройки должны учитываться во всех критериях строительства: количество этажей, площадь, размеры, расстояния, инженерное оборудование, освещенность и пр. Площадь застройки регулируется с учетом от размера земельной территории, а также структуры района, типа сооружений, окружающих участок, рельефа местности и т.д. Установленные по периметру территории ограждения не должны пересекать «красную линию», т.е. границу, разделяющую дорогу (проезжу часть) и площадь застройки. Границы одного земельного пространства могут иметь ограждения в 1,5м высотой, созданные из сетчатого или решетчатого материалов. Использование каких-либо других материалов для отделения границ возможно только с разрешения и общего согласия соседей. Со стороны проезжей части можно оградить участок забором из любого материала, высотой не более 2 м. Расстояние от черты территории соседей до любого сооружения на Вашем участке должно составлять минимум 1м. Идеальным соотношением считается дистанция в 1,5-2м. Строения могут размещаться на расстоянии меньшем от положенной нормы только в случае отдельного письменного согласия соседей. Дистанции между постройками на одной землевладении соблюдаются на усмотрение владельца участка, так как в нормативных документах подобные указания имеют исключительно рекомендательный характер.
Что нужно для строительства сооружений на участке?
Строительство в пределах одного владения осуществляется согласно генеральному проекту застройки. Этот проект создается и утверждает в административном порядке. В лучшем случае – данная схема будет содержать расположение жилого объекта и всех хозяйственных сооружений, а также их описание. Однако, в настоящее время все активнее распространяется практика утверждения плана при наличии условий размещения только жилого объекта. Все хозяйственные блоки, включая гараж, уборную, душевую, баню и растительные участки располагаются на усмотрение владельца.
Для получения разрешения на строительство и утверждения проекта застройки, прежде всего, следует написать заявление, приложив к нему перечень необходимых документов, а именно:

— документ, удостоверяющий Ваши права на владение или аренду указанного участка

— генеральный план застройки

— постановление главы администрации о предоставлении данного земельного участка под ИЖС

— акт об установлении границ участка, красных линий и осей постройки.
После рассмотрения Вашего пакета документов, глава администрации должен дать разрешение на строительство. Затем будет составлен паспорт проекта частного жилого владения, который помимо вышеуказанного разрешения будет содержать:

— право владения данным земельным участком

— технические условия соединения построек с инженерными сетями

— акт об установлении границ участка, красных линий и осей постройки.
Помимо этого оформляется отдельный пакет документов, именуемый проектом индивидуального частного дома.
Нормативы расположения построек на участке.
Размещение построек на земельном участке основывается на определенной юридической базе. Существует ряд документов, который координирует этот вопрос. Все требования, рекомендации и указания по размещению построек любого вида на одном участке содержаться в строительных нормах и правилах РФ (СНиП). Правила размещения строений на территории участка также регулируются государственными санитарно-бытовыми нормами, актами и распоряжениями локальных властей и собственников. Расстояния между различными строениями, в том числе и относительно границ участка, также регламентируются данным сводом документов.
Перечень документов, с которыми необходимо ознакомиться перед началом строительства или при покупке участка с уже имеющимися сооружениями:

— Организация строительства (СНиП 12-01-2004),

— Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения (СНиП 30-02-97),

— Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства (СП 30-102-99).
Документы «Основные нормы проектирования территорий с застройкой различных категорий» и «Положения о садово-дачном и индивидуальном строительстве» регламентируют порядок размещения построек на участке, устанавливают санитарные и технические требования к планировке и застройке участка, регулируют непосредственно строительные работы. Эти документы содержат правила и рекомендации по расположению построек на земельном участке согласно технических и санитарных норм, правил пожарной безопасности и пр.
Правила расположения жилых построек на участке.
Согласно вышеперечисленным документам жилое помещение должно находиться на расстоянии не менее 5 м от «красной линии» и в отступе не менее 3м от жилых улиц.

С учетом правил пожарной безопасности, жилые дома на смежных участках должны находиться на безопасной дистанции, которая составляет 6-15 м. Эта разница зависит от уровня огнеустойчивости построек. От каменного жилого объекта до соседнего каменного дома должно быть расстояние, равное 6 м. От каменного жилого объекта на Вашем участке до деревянной постройки на смежном участке необходимо расстояние, равное 8-10 м. Если Ваш земельный участок находится на востоке, западе или юге по отношению к соседскому, то минимальная дистанция между жилыми постройками на земельных территориях должна быть равной высоте строения, включая крышу. Деревянные дома на смежных участках должны иметь расстояние междудруг другом, равное 10-15 м.

Настоятельно рекомендуется организовывать на участке расположение построек жилого назначения, учитывая промежутки в 1-1,5 м от забора до стены. Данное назначение необходимо для общего удобства эксплуатации дома и ремонтных работ. Если крыша сооружения выступает более, чем на 0,5 м, все замеры осуществляются не от стены или цоколя, а от крыши или ее проекции. Это касается как жилых, так и хозяйственных объектов. Также следует уделить внимание выводу сток дождевых вод. Жилой объект должен располагаться как минимум в 8 метрах от сауны, бани или душевой.
Нормы расположения хозяйственных построек.
Любые хозяйственные постройки рекомендуется размещать в глубине земельного участка. По отношению ктакого рода объектам также действует определенный регламент расстояний территории должно быть равным 1 м. Хозяйственные постройки также должны располагаться на расстоянии от 5 м от проезжей часть улицы. Нет каких-либо указаний против расположения хозяйственных построек рядом с жилым домом на Вашем землевладении. Если Вы хотите, например, спроектировать гараж, примыкающий к жилой постройке, так, чтобы ворота выходили на улицу, следует учитывать такие же расстояния до «красной линии», как и при постройке жилого объекта. На участке также разрешено проектировать уборные без канализации, с учетом размещения выгреба с гидроизоляцией с северной стороны данной постройки. Уборная на Вашем участке должна находиться на расстоянии от 12 м от сооружений на соседней территории.
Строения для содержания живности могут также присутствовать на земельном участке. Их можно пристраивать к жилым или прочим хозяйственным помещениям с соблюдением тех же требований, что и для жилых построек, при условии, что между жилым помещением и данной пристройкой будет как минимум три подсобных помещения. Высота сооружения для домашней птицы или скота не может быть меньше 2,4 м.
В качестве рекомендации также существует регламент расстояний для колодцев: он должен быть размещен на расстоянии 8 м от уборной или компостного устройства.

Мария Кравченко/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с покупкой, продажей и оформлением недвижимости. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Мария Кравченко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AFINA-VOLGA.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: