Замена земельного участка на другой
Как поменять категорию земельного участка
Проблемы с поиском?
Загрузка данных с сервера Росреестра.
Произошла ошибка при обмене данными
Сообщение о ошибке будет направлено администрации портала.
Вы можете воспользоваться ручной формой заказа: Отправить запрос специалисту
По вашему запросу ничего не найдено
Уточните запрос, укажите полностью ваш адрес и проверьте ошибки.
Если найти объект все равно не получается, вы можете воспользоваться ручной формой заказа и наш оператор сам найдет нужный Вам объект: Отправить запрос оператору
Найдено объектов
Кадастровый номер | Адрес объекта |
---|---|
Выбрать |
Перед тем, как изменить категорию земли, собственник должен определить к какой категории относится надел. Представленный материал помоет узнать, какие категории есть, как проходит процедура изменения статуса, какие документы нужны, когда могут отказать.
Если субъект выступает владельцем земельного участка, важно определить ее категорию. Согласно законодательству это может быть земля, предназначенная для сельскохозяйственных работ, участок социального назначения, для промышленных работ или земля, предназначенная для населенных пунктов.
Изменить категорию земельного участка можно не всегда, согласно закону этим правом наделены две категории – для населенных пунктов и сельскохозяйственного значения. Здесь можно возвести дом, другие постройки, беспрепятственно подключить нужные коммуникации, обустроить комфортабельную жизнь.
Если субъект запланировал индивидуальное строительство, нужно получить вид разрешенного использования.
Категории земельных участков
Использовать земельный фонд без получения разрешения – незаконные действия. В российском законодательстве категории определяются в зависимости от использования, предназначения.
Выделяют такие категории земельных участков:
- ИЖС.
- С/х земля.
- Промышленная.
- Охранная зона.
- Лесное хозяйство.
Также выделяют участки, необходимые для обеспечения безопасности, строительства дорог, транспорта, космической деятельности. Есть ЗУ запаса.
Особенности и порядок проведения процедуры
Смена категории земельного участка проводится после получения на это разрешения органов местного управления. Если субъекта интересует надел под сельское хозяйство, нужно обращаться в исполнительные органы Российской Федерации.
Все действия, выполненные как со стороны субъекта, так и со стороны государственных органов согласованы с действующим законодательством, Земельным Кодексом РФ, Конституцией.
Как поменять категорию земли – инструкция:
- Подготовить нужный пакет документов.
- Подать обращение в уполномоченный орган.
- Ожидать ответа от представителей государственной структуры.
Обращение субъекта рассматривается специальной комиссией, независимо от решения лицо, подавшее обращение уведомляется. Если решение положительное, в кадастровую документацию вносятся изменения.
Примите во внимание: земельный участок должен иметь четко определенные границы, если их нет, перед подачей обращения нужно пригласить специалиста по землеустройству для проведения межевания.
Внимание! Первый шаг — ван нужно заказать выписку из ЕГРН на земельный участок для определения границ и категории, на официальном сайте: rosreestor.com (можно в электронном виде)
Для того чтобы решение комиссии было положительным, важно подать все документы, подготовить основания для изменения категории земли. Все основания должны быть задокументированы.
Кто может изменять?
Все действия, как со стороны заявителя, так и со стороны государственных органов обосновываются законом, производятся в рамках закона, на основании принятых постановлений.
Можно ли изменить категорию земли определяет комиссия, внести изменения имеют право:
- Владельцы ЗУ при предъявлении документов, подтверждающих право собственности (Справка из ЕГРН).
- Уполномоченные лица органов местного самоуправления.
- Хозяева построек, расположенных на земельном наделе.
Правом обладают пользователи подземными недрами, во внимание берется конкретная территория.
Куда обращаться?
Установление категории земельного участка производится самостоятельно либо при помощи кадастрового инженера. Эксперты рекомендуют воспользоваться услугами специалиста по землеустройству, он подготовит заявление на изменение вида разрешенного использования, приложит к обращению копию документа градостроительного зонирования.
Собранный пакет документов направляется в кадастровую палату. Здесь при положительном решении вид разрешенного использования меняется.
Если субъект решил принять личное участие в сборе, подготовке, подачи документов, он должен являться собственником, иметь подтверждающие документы (Выпсика из ЕГРН заменяет право собственности с 1 января 2017 года). В этом случае документация подается в МФЦ.
Какие документы нужны?
Порядок изменения категории земельного участка начинается из подготовки документации, перечень бумаг регламентируется законом.
Какие документы нужны:
- Паспорт (оригинал, копия).
- Выписка из ЕГРН (подтверждающая право собственности ЗУ).
Если надел имеет нескольких собственников, необходимо получить согласие каждого. В ряде случаев может потребоваться разрешение экологической службы, проводящей экспертизу.
После подачи документации, комиссия может рассматривать ходатайство на протяжении двух месяцев.
Стоимость перевода
Можно ли поменять категорию земли без вложения денежных средств – нет. Стоимость перевода (изменение ВРИ) – бесплатно. На землю назначается налог, изменился статус надела – изменилась сумма налога.
Нужно заплатить за изменение кадастровой стоимости ЗУ, сумма может составлять 30% от стоимости надела.
Сроки
Специальная комиссия будет рассматривать заявление на протяжении двух месяцев. За этот период документы будут направлены в различные органы:
- Регистрация ходатайства – один день.
- Уведомление органа кадастрового учета – пять дней при одобрении изменения категории.
- Отправка уведомления заявителю – две недели.
Если участок земли находится в ведении субъекта Российской Федерации, к двухмесячному сроку добавляется еще один месяц.
Могут отказать в изменении статуса?
Если в документах на участок не прописана категория земли – это составит проблему. Для продвижения дела нужно отдельно запросить информацию о категории ЗУ. Для того чтобы это сделать, нужно иметь кадастровый номер, знать площадь надела (эту информацию выдает БТИ).
Если в будущем на территории участка планируется возведение построек, нужно предоставить схему их расположения.
Не всегда удается изменить статус земли, есть ситуации, когда заявитель может получить отказ:
- Нет всей необходимой документации.
- Федеральный Закон не позволяет внести изменения.
- Субъект не получил все нужные согласования.
- В документации допущена ошибка.
- Экологическая экспертиза после проведения проверки дала отказ.
Есть земли, которые можно использовать в определенной сфере – такое положение содержится в законе. Если надел относится к этой сфере, заявитель получит отказ в изменении статуса участка.
Получив отказ, ознакомьтесь с причиной, возможно, она кроется в недостающем документе. Собрав полный пакет, ходатайство подается повторно.
Как внести изменения в договор аренды земельного участка, находящегося в Москве
1. В каких случаях потребуется внесение изменений в договор аренды?
Вам понадобится внести изменение в договор аренды земельного участка в рамках госуслуги «Выдача дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в городе Москве» в случае, если вы арендуете землю у города и если:
- изменился собственник находящегося на участке сооружения, здания или помещения в нем;
- изменились название или организационно-правовая форма организации-арендатора;
- изменились границы или площадь земельного участка — после уточнения границ (межевания), раздела изменяются границы земельного участка, что требует внесения изменений в договор;
- изменился адрес земельного участка;
- изменился расчет арендной платы (применение льготы при расчете арендной платы, изменение доли арендатора, уменьшение ставки арендной платы после завершения строительства объекта);
- изменились цели предоставления земельного участка;
- изменился юридический адрес арендатора;
- договор аренды подлежит расторжению;
- необходимо внести иные изменения, в том числе изменения особых условий договора.
Обратите внимание, что в данном случае изменения вносятся в договор аренды земельного участка, предоставленного для целей, не связанных со строительством или реконструкцией и эксплуатацией объекта капстроительства, либо же в договор аренды земельного участка, предоставленного для целей, связанных со строительством или реконструкцией, но только в случае, если строительство или реконструкция завершены.
2. Кто может обратиться за изменением договора аренды?
Изменения в договор аренды вносятся путем подписания дополнительного соглашения к договору аренды. Для его получения нужно обратиться в Департамент городского имущества города Москвы за госуслугой «Выдача дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в городе Москве».
Обратиться за ней могут арендаторы земельных участков, принадлежащих городу, и участков, собственность на которые не разграничена, а также собственники зданий, сооружений и помещений, находящихся на этом участке. Это могут быть физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также их представители.
3. Куда обращаться за изменением договора аренды и какие документы для этого понадобятся?
Для внесения изменений в договор аренды необходимо подать заявление в электронном виде с помощью личного кабинета. Подробнее о том, как пользоваться личным кабинетом на mos.ru для юридического лица, вы можете прочитать в инструкции.
Вам понадобятся следующие документы:
- документ, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя (предоставляется при подаче запроса представителем заявителя);
- документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени заявителя или представителя заявителя, являющегося юридическим лицом, за исключением обращения за предоставлением государственной услуги лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица (в случае обращения за предоставлением государственной услуги лица от имени заявителя или представителя заявителя, являющегося юридическим лицом);
- копии документов, заверенные электронной подписью нотариуса, удостоверяющих или устанавливающих права заявителя на земельный участок, если права на земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (представляются при отсутствии сведений о правах на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости);
- копии документов, заверенные электронной подписью нотариуса, удостоверяющих или устанавливающих права заявителя на здания, сооружения, помещения, если права на такие здания, сооружения, помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (представляются при наличии на земельном участке зданий, строений, сооружений, помещений при отсутствии сведений о правах на такие здания, строения, сооружения, помещения в Едином государственном реестре недвижимости);
- копии документов, заверенные электронной подписью нотариуса, подтверждающие переход прав по договору аренды земельного участка, в случае если такие сведения не содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
- копия передаточного акта (представляется в случае реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения и преобразования до 1 сентября 2014 года либо реорганизации юридического лица в форме разделения и выделения с 1 сентября 2014 года);
- разделительный баланс (представляется в случае реорганизации юридического лица в форме разделения и выделения до 1 сентября 2014 года);
- разрешение залогодержателя права пользования земельным участком на внесение изменений в договор аренды земельного участка (представляется при наличии залога земельного участка).
Другие документы, имеющиеся в вашем распоряжении и подтверждающие право на внесение изменений в договор аренды, в том числе при обращении за установлением льготной ставки арендной платы, можно представить по собственной инициативе.
4. Как долго будут рассматривать заявление и в каком виде можно получить результат?
Время оформления дополнительного соглашения — 25 рабочих дней. Срок начинает идти со дня, следующего за регистрацией поданного заявления. Обратите внимание, что в этот срок не включаются дни, на которые приостанавливается предоставление этой государственной услуги.
Результат предоставления государственной услуги будет направлен в форме электронного документа в личный кабинет заявителя на портале mos.ru.
Для подписания дополнительного соглашения в виде электронного документа заявитель должен обладать электронной подписью. Подробную информацию об электронной подписи можно получить из нашей инструкции.
5. Какие проблемы могут возникнуть при попытке внести изменения в договор аренды и как их избежать?
Есть несколько распространенных причин, по которым Департамент городского имущества отказывает во внесении изменений в договор аренды земельного участка.
Вам откажут, если вы подали заявление на оказание услуги в электронном виде от юридического лица из личного кабинета физического лица. Да, физические лица тоже могут получить такую услугу, но только в случае, если арендатором выступает это самое физическое лицо. Вам же необходимо подать запрос от юридического лица, имеющего право на подачу заявления;
Вам откажут, если вы не указали все кадастровые номера зданий и помещений в них, принадлежащих вам как заявителю. При подаче запроса необходимо указать все кадастровые номера зданий и помещений в них, принадлежащих заявителю.
Вам откажут, если вы не представили согласие залогодержателя на внесение изменений в договор аренды в случае, когда земельный участок находится в залоге по договору ипотеки. В таком случае вам обязательно нужно представить согласие банка на такую операцию.
И конечно же, вам откажут, если у вас истек срок действия договора аренды. В таком случае внести изменения в истекший договор уже нельзя, необходимо заключить новый договор аренды участка, обратившись за соответствующей услугой. А если к тому же и границы земельного участка еще не соответствуют действующему законодательству (то есть они не уточнены, так как не проведено межевание), то до попытки взять в аренду земельный участок, по которому предыдущий договор аренды истек, нужно предварительно согласовать предоставление этого участка.
Изменить договор аренды в части, касающейся площади и границ участка возможно в случае, если ранее такие изменения были внесены в сведения Единого государственного реестра недвижимости. Справочную информацию о площади земельного участка можно получить онлайн на сайте Росреестра.
Изменить цель предоставления земельного участка по договору аренды возможно при условии соответствия запрашиваемой цели со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и правилах землепользования и застройки, в противном случае внести изменения будет нельзя. С правилами землепользования и застройки можно ознакомиться здесь.
Также важно помнить, что при смене собственника зданий или помещений в них запрос на смену должен поступать от текущего собственника, иначе вы получите отказ.
В случае если земельно-правовые отношения ранее не оформлялись собственниками зданий или помещений в них, то текущему собственнику необходимо обратиться за предоставлением государственной услуги «Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке».
В случае если земельный участок принадлежит городу, но при этом находится за пределами Москвы, необходимо обратиться в окно приема общей корреспонденции Департамента городского имущества или в электронную приемную Департамента городского имущества на портале mos.ru.
В случае если нужно внести изменения в договор аренды земельного участка, который предоставлен для строительства или реконструкции объектов капстроительства, но строительство еще не завершено, нужно не подавать заявление на услугу, а обратиться в окно приема общей корреспонденции Департамента городского имущества или в электронную приемную Департамента городского имущества на портале mos.ru.
Вопрос внесения изменения в договор на размещение некапитального объекта не рассматривается в рамках госуслуги по выдаче дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в Москве. Заключить договор на размещение некапитального объекта можно, воспользовавшись этой услугой.
Письмо Росреестра от 11.06.2020 N 13-5223-АБ/20 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
от 11 июня 2020 г. N 13-5223-АБ/20
ВИДА РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
Вопрос: Просим представить позицию по вопросам, связанным с установлением (изменением) видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности области, которые предназначены для строительства и (или) реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения области, легкорельсового транспорта, транспортно-пересадочных узлов регионального значения, либо уже занятых указанными объектами и сообщает
Ответ: В соответствии с Положением о Росреестре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (далее — Положение N 457), Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению N 457 Росреестр не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное, имеющее силу закона разъяснение (толкование) федерального закона, должно осуществляться, равно как и принятие, подписание и обнародование актов законодательного органа, то есть с обязательным соблюдением требований статей 105, 106 и 107 Конституции Российской Федерации, предъявляемых к принятию федеральных законов.
Вместе с тем по изложенным в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 (далее — Требования), вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН), о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в межевом плане на основании:
градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования;
разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (копия такого разрешения включается в состав приложения межевого плана, далее — Приложение);
акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН);
вступившего в законную силу судебного акта (копия такого документа включается в состав Приложения);
проектной документации лесных участков в отношении лесных участков.
Таким образом, вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Однако согласно пункту 3 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.
На основании статей 36 и 37 Градостроительного кодекса использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
В настоящее время федеральным законодательством не предусмотрен общий порядок установления, изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется.
Регулирование на системной и комплексной основе вопросов, связанных с установлением, изменением видов разрешенного использования земельных участков предусматривается проектом федерального закона N 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 9 октября 2018 года).
Вместе с тем федеральным законодательством предусмотрен ряд отдельных случаев определения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются:
в соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» вид разрешенного использования земельных участков устанавливается в соответствии с документацией по планировке территории опережающего социально-экономического развития;
в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 43-ФЗ) для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 Закона N 43-ФЗ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются и изменяются проектом планировки территории, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы. Документация по планировке территории, а также решения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, подготовленные на основании такой документации, являются основанием для внесения в ЕГРН сведений о видах разрешенного использования земельных участков;
в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса текстовая часть проекта межевания территории включает в себя вид (виды) разрешенного использования лесных участков (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ, образуемых и (или) изменяемых лесных участков);
в соответствии с подпунктом 10 пункта 9 статьи 39.15 Земельного кодекса в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка. Согласно подпункта 1 пункта 9 статьи 39.15 Земельного кодекса принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка допускается в числе прочего и в случае образования земельного участка на основании проекта межевания территории.
Таким образом, в настоящее время по общим правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации определение вида разрешенного использования образуемого земельного участка, на который не распространяется действие градостроительного регламента, может осуществляться при принятии решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка.
Одновременно отмечаем, что содержание вида разрешенного использования «автомобильный транспорт» (код 7.2) в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, предусматривает в том числе размещение зданий (код 7.2.2) и стоянок автомобильного транспорта (7.2.3), которые не являются линейными объектами.
Таким образом, указание вида разрешенного использования «автомобильный транспорт» не является однозначным указанием на размещение на соответствующем земельном участке именно линейного объекта.
По информации Управления Росреестра по Московской области в трех случаях (земельные участки с кадастровыми номерами , , ) к заявлениям об изменении вида разрешенного использования земельных участков были приложены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схема), утвержденные распоряжениями Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 11 сентября 2017 г. NN , , от 15 сентября 2017 г. N . Однако представление такого документа необходимо только в случае государственного кадастрового учета в связи с образованием земельных участков, но не в связи с изменением вида разрешенного использования существующего земельного участка. Кроме того, образование земельных участков для строительства или реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения, в том числе при изъятии для государственных или муниципальных нужд, осуществляется исключительно на основании проекта межевания территории (статьи 11.3 и 56.3 Земельного кодекса).
Дополнительно отмечаем, что согласно пункту 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Нижегородской области
Прокурор разъясняет
- 22 марта 2021, 14:44
Анализ проведенных проверок по обращениям в сфере землепользования показал, что граждане зачастую используют для личных нужд принадлежащие земельные участки с нарушением установленного вида разрешенного использования.
В ряде случав предусмотренный законодательством порядок изменения вида разрешенного использования участка не используется.
Виды разрешенного использование земельных участков подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные.
Вспомогательные виды допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования
При изменении вида разрешенного использования земельного участка необходимо руководствоваться правилами землепользования и застройки муниципального образования, в границах которого расположен участок.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.
Информацию о градостроительном регламенте можно получить в органах местного самоуправления, а также в сети «Интернет» на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ основной и вспомогательный виды использования участка можно изменить самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Для их изменения необходимо собственнику участка обратиться в органы Росреестра для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих изменений.
При этом согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 16.10.2020 № 42-П от 23.10.2020 сведения об использовании участка в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования могут не вносится в Единый государственный реестр недвижимости, что нарушением не является.
Статьей 39 Градостроительного кодекса РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка .
Лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования участка, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования участка в орган местного самоуправления в соответствии с установленным регламентом.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях или общественных обсуждениях, которые проводятся в течение одного месяца со дня оповещения об их проведении. Оповещение о проведении публичных слушаний (общественных обсуждениях) проводится путем его опубликования в официальных средствах массовой информации, на сайте администрации, информационных стендах.
На основании заключения о результатах публичных слушаний комиссия, созванная органом местного самоуправления, осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. Глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
После принятия решения информация в рамках межведомственного информационного взаимодействия направляется в органы Росреестра.
С учетом изложенного только предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре.
Указанная процедура обеспечивает соблюдение интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением вида разрешенного использования участка.
Нарушение указанной процедуры может привести к признанию изменения целевого назначения земельного участка недействительным.
Как изменить категорию земли в Подмосковье
Поле, пашня и лесополоса
Источник: © , Зарайское информационное агентство
В Московской области, как в других регионах страны, каждый участок земли относится к определенной категории. Эта категория определяет целевое назначение земли и, как следствие, вид разрешенного использования. В совокупности эти характеристики определяют возможности использования земель согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования. Категория земель устанавливается в соответствии с утвержденным генеральным планом муниципального образования. Отнесение и перевод большей части земель, находящихся в частной собственности, в Московской области осуществляется органами местного самоуправления по согласованию с региональным правительством. О том, как изменить категорию участка и какие для этого нужны документы, читайте в материале портала mosreg.ru.
Какие бывают категории земель
В Земельном кодексе Российской Федерации все земли разделены на следующие категории:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Из каких категорий можно осуществлять перевод
Органы местного самоуправления в большей степени предоставляют услугу по переводу частных земель следующих категорий: земли промышленности и иного специального назначения, а также земли особо охраняемых территорий и объектов.
Их можно перевести в следующие категории:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли промышленности и иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов.
Перевод земель из одной категории в другую для прочих категорий осуществляется Правительством Российской Федерации (в отношении земель, находящихся в федеральной собственности) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения).
В связи с этим перевод земель сельскохозяйственного назначения осуществляется правительством Московской области.
Порядок и сроки оказания услуги
Услуга оказывается как физическим, так и юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Максимальный срок оказания услуги составляет 28 рабочих дней.
Регистрация заявления и комплекта документов производится за 1 рабочий день. Заявление о предоставлении услуги можно подать через региональный портал государственных и муниципальных услуг (РПГУ).
Необходимые документы
Для получения услуги потребуются следующие документы:
- заявление о переводе земель из одной категории в другую (об отнесении земель к определенной категории);
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- согласие правообладателя земельного участка на его перевод из состава земель одной категории в другую (предоставляется в случае, если с заявлением о переводе земельного участка из одной категории в другую или отнесении земельного участка к определенной категории, право собственности на который зарегистрировано, обращается заявитель, не являющийся собственником этого участка, либо собственник, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок);
- правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок (в случае их оформления до 2 марта 1998 года. Это могут быть государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493, свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. № 177);
- документ, удостоверяющий полномочия представителя (если заявление подается представителем заявителя).
Сокращение сроков предоставления услуги
По словам министра имущественных отношений Московской области Андрея Аверкиева, данная услуга является одной из самых популярных в регионе, а срок ее предоставления в скором времени должен сократиться более чем в два раза.
В настоящее время услуга по изменению категории земли входит в тройку самых популярных у населения. Сейчас изменить категорию можно в течение 28 рабочих дней, но уже четвертом квартале текущего года этот срок планируют сократить до 13 рабочих дней.
Замена земельного участка на другой
В рамках рубрики «Вопрос – ответ» Росреестр еженедельно публикует материалы, посвященные разъяснению актуальных вопросов в сфере земли и недвижимости.
Нередко у владельцев земельных участков возникает неразбериха, к какому виду разрешенного использования (ВРИ) относится их участок, какую деятельность на нём можно осуществлять, а какую нет, и в каких случаях ВРИ следует менять. Вопросы крайне серьезные, так как ВРИ является главным фактором при определении кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, за использование земельного участка не по целевому назначению полагается административное наказание в виде штрафа.
В этом материале подробно расскажем, какие бывают виды разрешенного использования земельных участков, что стоит учитывать, если вы собрались строить на участке дом или разводить сельскохозяйственных животных, и как можно поменять ВРИ, если это все-таки необходимо.
Классификатор видов разрешенного использования
Разрешенное использование земельного участка – это характеристика, отвечающая на вопрос как именно можно использовать земельный участок, в частности, что на нем можно построить. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определенной категории земель и виду разрешенного использования.
Земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны. Территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены определенные градостроительные регламенты. Для каждой такой территориальной зоны местные власти устанавливают: виды разрешенного использования земельных участков, какие объекты недвижимости можно строить, их параметры по высоте и т.д.
ВАЖНО! Местные власти определяют виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны исходя из исторически сложившихся условий использования территории, а также исходя из результатов публичных слушания. Документы градостроительного зонирования регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земельных участков самостоятельно, какие — после получения разрешения, а для каких видов деятельности участки не могут быть использованы. Данные разграничения устанавливаются для обеспечения защиты населения и обеспечения комфортных условий проживания.
Существует Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года П/0412. На основании этого классификатора муниципалитеты устанавливают для каждой территориальной зоны основные виды разрешенного использования, вспомогательные и условно разрешенные.
Классификатор содержит 13 ВРИ:
1. Сельскохозяйственное использование (растениеводство, садоводство, пчеловодство, рыбоводство и т.д.);
2. Жилая застройка (для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, многоэтажная жилая застройка и т.д.);
3. Общественное использование объектов капитального строительства (здравоохранение, социальное обслуживание, образование и просвещение и т.д.)
4. Предпринимательство (объекты торговли, рынки, магазины и т.д.)
5. Отдых (рекреация) (спорт, туристическое обслуживание, охота и рыбалка и т.д.)
6. Производственная деятельность (тяжелая промышленность, энергетика, связь и т.д.)
7. Транспорт (железнодорожный транспорт, размещение автомобильных дорог, воздушный транспорт и т.д.)
8. Обеспечение обороны и безопасности (обеспечение вооруженных сил, охрана государственной границы РФ и т.д.)
9. Деятельность по особой охране и изучению природы (охрана природных территорий, санаторная деятельность и т.д.)
10. Использование лесов (заготовка древесины, лесные плантации и т.д.)
11. Водные объекты (гидротехнические сооружение и т.д.)
12. Земельные участки (территории) общего пользования (улично-дорожная сеть, благоустройство территории и т.д.)
13. Земельные участки общего назначения (ведение огородничества, ведение садоводства).
Основные виды разрешенного использования характеризуют основной вид деятельности, для целей ведения которой приобретается и используется земельный участок (например, жилая застройка или сельскохозяйственное использование).
Условно разрешенные виды использования земельных участков применяются при необходимости расширить способы использования земли — к примеру, если на участке, который предназначен для строительства магазина, вы планируете построить автомобильную заправку. Порядок получения разрешения на условно разрешённый ВРИ установлен Градостроительным кодексом РФ.
Вспомогательные ВРИ применяются, чтобы уточнить целевое назначение участка. К примеру, такой дополнительный вид разрешенного использования может понадобиться, если собственник захочет построить на участке забор, гараж, хозяйственную постройку.
Как узнать, какой ВРИ у вашего земельного участка
Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в ЕГРН. Это дополнительная характеристика участка.
Уточнить вид разрешенного использования земельного участка можно, заказав выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об основных характеристиках объекта недвижимости. Это можно сделать с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, в офисах МФЦ, на портале Госуслуг, а также на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра».
В этом случае информация будет указана в разделе «Виды разрешенного использования».
Также можно воспользоваться сервисом «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо знать адрес участка или его кадастровый номер.
Какой ВРИ подходит для строительства на участке индивидуального жилого дома
В данном случае подойдут следующие виды разрешенного использования:
· 2.1 — «Для индивидуального жилого строительства». На таких участках разрешено также строить гаражи и вспомогательные постройки, выращивать сельскохозяйственные культуры;
· 2.2 — «Для ведения личного подсобного хозяйства». Здесь можно не только строить жилой или садовый дом, но и производить сельхозпродукцию и разводить сельскохозяйственных животных;
· 13.2 — «Ведение садоводства». Такие участки предусмотрены для отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур. Также здесь можно строить дома — жилые и садовые.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если у вашего участка основной ВРИ 13.1 «Ведение огородничества», то строительство жилого и садового дома на нем запрещено. Разрешено лишь возведение хозяйственных построек для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур. Не стоит путать данный вид с 13.2 «Ведение садоводства», где строительство жилого дома допускается.
Аналогичная ситуация с ВРИ 1.16 «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», где разрешено только производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. При этом ВРИ 2.2 «Для ведения личного подсобного хозяйства» такое строительство разрешает.
ВАЖНО! Если вид разрешенного использования вашего земельного участка не соответствует обозначенным выше, то для того, чтобы построить на нем жилой или садовый дом, вам потребуется изменить ВРИ.
Чем следует руководствоваться при желании разводить на участке сельскохозяйственных животных
Согласно Классификатору, разведение сельскохозяйственных животных разрешено на землях сельскохозяйственного назначения. В частности, на участках с такими видами разрешенного использования, как 1.7 «Животноводство», 1.8 «Скотоводство», 1.10 «Птицеводство» и т.д.
В то же время многие садоводы и огородники интересуются, возможно ли заводить скот или домашнюю птицу на садовых и дачных участках. Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит запрет на содержание сельскохозяйственных животных на садовых земельных участках.
В то же время при желании завести сельскохозяйственных животных на земельных участках, предназначенных для садоводства, следует учитывать региональные и местные правовые акты, правила землепользования и застройки, а также санитарные и ветеринарные правила. В частности, в градостроительном регламенте для определенной территориальной зоны могут, к примеру, содержаться как ограничения на содержание скота и домашней птицы в личных целях, так и прямое указание на возможность вести такую деятельность.
Поэтому в первую очередь необходимо уточнить особенности регулирования данного вопроса в местной администрации.
Как поменять основной ВРИ земельного участка: порядок действий
Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Эти правила оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.
Для начала необходимо уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте.
В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.
В данном случае собственнику необходимо подать в любой удобный офис МФЦ заявление о выбранном виде разрешенного использования земельного участка из тех видов, которые установлены ПЗЗ. Форма такого заявления утверждена приложением № 2 к приказу Росреестра от 19.08.2020 № П/0310.
Обратите внимание: Изменение ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
ВАЖНО! Изменение вида разрешенного использования земельного участка может повлечь изменение его кадастровой стоимости, а также величины земельного налога.