Процедура отчуждения земельного участка
Отчуждение земельного участка
Юлия Меркулова Автор статьи Практикующий юрист с 2012 года |
Отчуждение земельного участка — это передача прав собственности владельцем данной территории иному лицу либо изъятие этого надела против воли собственника.
Отчуждение земельного надела может быть добровольным или принудительным. Оно может проводиться с возмещением стоимости земли или безвозмездно.
Закон гласит, что такое действие подразумевает прекращение права частной собственности на участок.
Если владелец решил передать свой надел, часть территории или долю другому лицу во временное пользование (сдав в аренду, оформив доверительное управление), это не является отчуждением. Ведь при таких действиях не передаются все права собственности на данную территорию.
Вот какие могут быть основания для отчуждения:
- административные акты;
- сделки;
- решения суда;
- нецелевое использование земли и т.д.
Отчуждение наделов бывает добровольным или принудительным
Добровольное действие подразумевает передачу земли по желанию собственника, например, по завещанию, в результате обмена, купли-продажи, дарения. При добровольном волеизъявлении прежнего владельца надела право собственности на этот участок переходит к другому лицу.
При принудительном отчуждении право собственности отбирают у прежнего хозяина земли без его согласия. Оно передается иному физическому или юридическому лицу, независимо от волеизъявления бывшего владельца. Это возможно, если надел подлежит конфискации, согласно решению органа правосудия, после проведения судебного процесса, если вверенная территория необходима для городских, региональных либо государственных нужд и т.д.
Также можно проводить отчуждение, используя безвозмездный или возмездный путь. Выбор не зависит от того, в принудительном или добровольном порядке проводится данная процедура.
Возместить полную или частичную стоимость владельцу участка могут как при изъятии этой территории в принудительном порядке, так и в том случае, если процедура проводится добровольно
Сделки без выплаты компенсации — это завещание и дарение. Помимо этих добровольных действий, безвозмездное отчуждение возможно при принудительном изъятии территории.
Отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности
При добровольной передаче, продаже, дарении участка соблюдаются интересы частного собственника. Если эта территория необходима для нужд государства, ее обладатель получит компенсацию в виде денежных выплат или другого надела.
Чтобы владелец не лишился своего надела, который у него заберут на безвозмездной основе, частный собственник обязан:
- использовать землю по назначению. Применяемые частным собственником способы эксплуатации вверенной ему территории не должны приводить к отрицательному влиянию на окружающую среду. Лучше, если от его деяний будет только польза;
- сохранять специальные знаки (геодезические, межевые и иные), которые были установлены ранее законным путем;
- пользоваться водными, лесными, иными природными объектами, соблюдая принципы охраны окружающих земель;
- эксплуатировать территорию, следуя нормам закона;
- если в договоре прописано, что частный собственник должен осваивать землю, нужно делать это в оговоренные сроки;
- вовремя вносить платежи за свой участок;
- не захламлять, не загрязнять территорию, не проводить мероприятий, которые способствуют ухудшению плодородия земель (касается некоторых категорий почв);
- при использовании частного надела соблюдать противопожарные, санитарные, гигиенические, градостроительные, экологические требования.
Также необходимо следовать другим регламентам, прописанным в договоре. Например, если на вверенном участке не предусмотрено сооружение дома, не следует возводить на нем такое строение.
Территория должна отчуждаться с использованием соответствующих законодательных актов гражданского права.
Как провести отчуждение земельного участка?
Данный процесс подразумевает выполнение следующих процедур:
- составление и последующее заключение договора, касающегося отчуждения земли;
- регистрацию документа в Управлении госрегистрации кадастра и картографии.
Если собственник нарушил пункты договора, ненадлежащим образом эксплуатирует участок, это может привести к отчуждению
Для судебного разбирательства достаточно написать заявление в суд, изложить суть дела, приложить документальные доказательства того, что территории наносится явный вред. Тогда отчуждение будет принудительным, и виновнику не только не выплатят компенсацию за отобранный надел, но еще и могут присудить штраф за нарушение закона. Поэтому нужно соблюдать порядок эксплуатации земельных участков, следовать нормам права.
На месте моей дачи государство собирается строить высокоскоростную магистраль
Недавно узнал, что одна из высокоскоростных пассажирских магистралей Москва — Смоленск — Красное пройдет рядом или прямо через садовое товарищество, где у меня и у многих других есть участок и дом.
Магистраль уже нанесли на генплан поселения. Пока не очень понятно, будут ли ее строить, и если будут, то в какой срок.
В связи с этим у меня есть вопросы:
- Какие права и возможности есть у собственников участков и домов?
- Будет ли государство что-то компенсировать в какой-либо форме собственникам?
- Если будет в материальном выражении, как будет рассчитываться компенсация?
- Как будет выплачиваться компенсация при полной и долевой собственности?
Если государство изымает какое-то имущество для своих нужд, оно компенсирует стоимость этого имущества. Расскажу подробнее.
Когда могут изъять землю
Иногда государству приходится изымать земли у собственников. Например, если это нужно для строительства важных для страны или населенного пункта объектов: коммуникаций, дорог и магистралей.
Поэтому, если высокоскоростная магистраль пройдет через ваше садоводческое товарищество или совсем рядом с ним, у вас действительно могут забрать землю и все, что на ней расположено. Но государство возместит вам рыночную стоимость участка, понесенные убытки и упущенную выгоду.
Как принимается решение об изъятии
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления.
До этого орган, который планирует изъять участок, должен установить собственника участка — направить запрос в Росреестр. Если ваше право собственности зарегистрировано до 1998 года — момента, когда появился единый госреестр, ЕГРН, — могут возникнуть проблемы. Власти просто не вычислят вас как собственника. В этом случае уполномоченный орган обратится в суд, чтобы признать право собственности Российской Федерации, субъекта или муниципального образования на участок и постройки на нем.
Чтобы избежать такой ситуации и последующих судебных разбирательств, лучше заранее проверить, есть ли в ЕГРН информация о ваших правах. Если право собственности вы регистрировали после 1998 года, информация точно есть. Если раньше — закажите выписку из ЕГРН на принадлежащий вам участок и дом. Сделать это можно в отделении Росреестра, через МФЦ или в электронном виде на сайте Росреестра. Стоимость обычной выписки — 400 рублей, электронной — 250 рублей. Документ будет готов через 3 рабочих дня.
Если окажется, что информации о вашем праве собственности в ЕГРН нет, подайте заявление на регистрацию ранее учтенного права в Росреестре или через МФЦ. Госпошлина — 350 рублей.
Еще один вариант заранее позаботиться о своих интересах — подать заявление об учете прав на земельные участки. Для этого надо внимательно отслеживать официальные публикации на сайте муниципалитета и региона — и, как только появится извещение об изъятии земель, сразу подать заявление. В публикации будет написано, куда и когда подавать такие заявления.
Когда орган власти установит собственников, он примет решение об изъятии. В нем будут указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, цель изъятия и ссылка на документы, на основании которых государство изымает землю. Например, постановление городской администрации или администрации области или края.
Уполномоченный орган должен сообщить о своем решении в течение 10 дней после его принятия: разместить информацию на официальном сайте и в печатных СМИ, направить копию в Росреестр, а также правообладателям изымаемой недвижимости.
Решение об изъятии действует в течение 3 лет со дня принятия. По закону его можно обжаловать в суде. У вас есть право обжаловать не только условия выкупа, но и сам факт принятия решения — его обоснованность, возможность построить гособъекты в другом месте.
Например, в Новороссийске администрация хотела изъять частный земельный участок, но строить объекты муниципального значения на этом месте не собиралась. Собственник участка оспорил постановление об изъятии, и суд признал постановление администрации недействительным.
Размер компенсации
Изымаемое имущество могут компенсировать деньгами или другой недвижимостью. Обмен возможен, только если вы на него согласитесь. Если предпочитаете получить деньги, настаивайте на таком варианте компенсации. Поскольку государство выкупает у вас землю, оно должно определить сумму, которую вам заплатит, — цену выкупа.
Цена выкупа включает в себя:
- Рыночную стоимость земельного участка.
- Рыночную стоимость расположенного на участке недвижимого имущества — жилого и нежилого.
- Убытки в связи с изъятием земельного участка.
Рыночная стоимость определяется при помощи оценки. Даже если госорган и собственник готовы договориться о цене самостоятельно, привлекать оценщика все равно придется. На компенсацию пойдут бюджетные деньги, и должно быть веское обоснование ее суммы.
Убытки — это расходы, которые понесет собственник из-за изъятия имущества, и неполученные доходы, которые собственник получил бы, если бы землю не изъяли. Расходы на юридическом языке называются реальным ущербом, неполученные доходы — упущенной выгодой.
Например, если у вас на участке есть многолетние насаждения, хозяйственные постройки, скважина, их тоже должны оценить и включить в выкупную цену. Расходы, которые вам придется понести в связи с переездом, тоже относятся к убыткам, и государство должно их компенсировать.
Государство не компенсирует стоимость недвижимости, которая не соответствует целевому назначению земельного участка. Например, если на участке, предназначенном для создания и развития личных подсобных хозяйств, построить гостиницу или автомойку — это нецелевое использование земли. Стоимость таких построек не войдет в компенсацию.
Также в компенсацию не войдут постройки, которые начали строить после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Соглашение об изъятии
Вам должны будут прислать на подписание проект соглашения об изъятии недвижимости. Порядок компенсации — сроки, порядок расчетов — будет прописан в соглашении. Вы можете согласиться с ним или предложить свой вариант.
Власти должны провести оценку и определить размер возмещения не позднее чем за 60 дней до направления соглашения об изъятии недвижимости.
На компенсацию при изъятии могут рассчитывать не только собственники, но и правообладатели, которым участки принадлежат на правах:
- Аренды от государства.
- Безвозмездного пользования.
- Постоянного (бессрочного) пользования.
- Пожизненного (наследуемого) владения.
Соглашение об изъятии недвижимости подписывается со всеми правообладателями земельного участка и расположенной на нем недвижимости. Если право собственности на объекты принадлежит нескольким собственникам, компенсацию выплатят пропорционально долям.
Если вы не согласны с размером компенсации, надо обосновать свои требования. Просто «хочу больше, потому что мне надо» не сработает. Приложите копию договора купли-продажи , по которому совсем недавно этот участок купили по более высокой цене, или заключение независимой экспертизы — это будет веским аргументом. Можете сделать свой проект соглашения, протокол разногласий к проекту или просто написать ответ: согласен подписать, если условия измените так-то и так-то .
За экспертизу придется платить из своего кармана. Но, если решить вопрос об изменении условий мирно не получится и дело дойдет до суда, можно попробовать взыскать стоимость экспертизы с органа власти.
Если предложенные условия вас устраивают, подпишите проект соглашения и отправьте один экземпляр обратно. Если вы получили проект, но в течение 90 дней со дня его получения не подписали и не отправили свои возражения, орган может обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.
Что делать с налогами
Деньги, которые вы получите за изъятое имущество, будут вашим доходом. А с полученных доходов вы обязаны платить налоги. Но в данной ситуации государство готово предоставить вам имущественный налоговый вычет в размере всей полученной компенсации.
Вычет вы сможете получить, если подадите в налоговую декларацию. Ее надо будет подать не позднее 30 апреля года, следующего за тем, в котором вам выплатили компенсацию. Если это произойдет в 2019 году, значит декларацию надо будет подать до 30 апреля 2020 года.
Если у вас нет льготы по уплате налога на имущество и вы платите налог на землю и строение, за тот год, в котором произойдет изъятие, налог вам должны насчитать пропорционально тому времени, которое вы владели этим имуществом. Например, если ваше право собственности на земельный участок прекратится на основании подписанного соглашения об изъятии в августе 2019 года, вы заплатите земельный налог на этот участок только за 8 месяцев 2019 года.
Что вам делать сейчас
Если ваш участок действительно решат изъять, посмотрите, какую цену вам предложат. Сравните с рыночной ценой и решите, честная ли это компенсация. Примерную рыночную стоимость вы можете посчитать самостоятельно, проанализировав стоимость аналогичных участков и домов. Или обратитесь за помощью в агентство недвижимости: многие оказывают такую услугу бесплатно или за небольшие деньги.
Сразу тратиться на экспертизу не стоит: вдруг удастся договориться и решить дело миром. Но если государство на контакт не пойдет, вы можете отстоять свои интересы в суде. Кстати, если соседи тоже решат обратиться в суд, можете подать коллективный иск.
Пока у вас нет точной информации, будут сносить ваш дом или нет, можно не делать расчеты: ситуация на рынке недвижимости может измениться внезапно и сильно. Получится, что вы впустую потратите время, а может, и деньги.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Без хозяина: как поступить с «ничьей» землей
Оказавшись в сельской местности, каждый из нас видит заброшенные, неухоженные земельные участки, в летнее время заросшие травой. Главное здесь – не эстетически неприглядная картинка, а то, что это может быть опасно для соседних владений: например, из-за сухой растительности спровоцировать пожар. Как узнать, кто хозяин такого участка, какие штрафы для него предусмотрены и могут ли изъять землю, если за ней не ухаживать, рассказывает автор блога «Юрист объясняет» Евгений Фурин.
Какой участок признается бесхозным
Бесхозными принято называть участки, которые давно заброшены владельцами, не обрабатываются и не используются. Однако с точки зрения закона бесхозный и неиспользуемый участок – два разных статуса.
В силу ст. 225 ГК, бесхозным признается любое имущество, которое не имеет или утратило владельца; если владелец неизвестен или отказался от имущества. У неиспользуемого же участка всегда есть собственник, который известен.
Закон требует, чтобы земельный участок использовался, в соответствии с целевым назначением земель (вида разрешенного использования) – для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства и проч. Если владелец этого не делает, такой участок может быть признан неиспользуемым или используемым с нарушением законодательства. Это может стать основанием для штрафов и даже привести к его изъятию.
Штрафы
Подавляющее большинство земельных участков, выделяемых гражданам, относятся к одной из двух категорий: земли населенных пунктов или сельскохозяйственного назначения. В зависимости от этой градации, а также вида разрешенного использования (узнать все параметры можно с помощью публичной кадастровой карты Росреестра) к участку будут применяться разные требования.
Если участок относится к землям сельхозназначения, на него действует Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельхозназначения…». В этом случае неиспользуемой считается земля, не меньше 50% площади которой заросло сорняками, а на оставшейся части деятельность не ведется или она используется не более, чем на 25%. Штраф рассчитывается следующим образом: в размере от 0,3% до 0,5% от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3 тыс. рублей.
Если участок имеет целевое назначение «для садоводства и огородничества» или «для личного подсобного хозяйства», за его неиспользование в течение 3 лет могут выписать штраф, руководствуясь ч. 3. ст. 8.8 КоАП РФ. Это до 1,5% от его кадастровой стоимости, но не менее 20 тыс. рублей. При неопределенной кадастровой стоимости – от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Также в дополнение оформляется предписание об устранении нарушений, не выполнив которое, можно получить еще один штраф – от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.
Когда участок относится к категории земель населенных пунктов, на него действуют местные правила благоустройства. Они есть почти во всех муниципалитетах. Правила могут регулировать максимально допустимую высоту травы и кустарников, расположение деревьев относительно границ участка; определять, какой участок считать неиспользуемым, а также вводить различные запреты: на складирование отходов, установку заборов выше определенных значений и т.д.
За нарушение этих правил устанавливается ответственность на уровне регионов. Например, согласно ст. 3.1(1) закона Вологодской области «Об административных правонарушениях в ВО», за нарушение муниципальных правил благоустройства собственникам участков грозят штрафы до 4 тыс. руб. А по всей Московской области действует штраф от 2 до 5 тыс. рублей, если с участка не будет убран борщевик (ст. 6.11 Кодекса Московской области об административных правонарушениях).
Куда обращаться
Участок с нарушениями может быть выявлен как в ходе самостоятельной проверки государственных или муниципальных органов, так и по жалобам соседей. Поэтому, если с соседней запущенной территории к вам проникают сорняки и борщевик, можно смело жаловаться местным властям.
Могут ли изъять бесхозный или неиспользуемый участок
За бесхозное имущество отвечают власти муниципалитета, на территории которого оно находится. В случае обнаружения такого земельного владения муниципалитет обращается в Росреестр, где участок ставят на учет в качестве «бесхозного». Если через год владельца не нашли, по решению суда он переходит в муниципальную собственность. В дальнейшем его могут продать на торгах или сдать в аренду заинтересованным лицам.
Участок, не используемый в течение 3 лет или используемый с нарушением закона, можно принудительно изъять у владельца, но до такого доходит крайне редко. Кроме того, отобрать собственность не всегда возможно – к примеру, участки с видом разрешенного использования «для ИЖС» не подлежат изъятию из-за неиспользования, так как сейчас законодательством не установлен обязательный срок, в течение которого должен быть построен дом.
Сроки и процедура изъятия участка
Закон требует, чтобы перед изъятием собственнику дали шанс устранить нарушения, а также предупредили о предстоящей процедуре. При этом владельцу должны дать разумный срок для приведения участка в порядок. Точный период времени не установлен, но схема такова: изъять участок можно, если он не используется минимум 3 года. Поскольку на момент обнаружения нарушений сложно сказать, сколько времени до этого он не использовался, отсчет этих 3 лет ведут, как правило, с момента первого обнаружения нарушения и вынесения первого предписания. Соответственно, максимальный разумный срок не может превышать 3 года.
Зачастую предписания выносятся несколько раз. Факт их неисполнения должен быть отдельно зафиксирован в ходе проверки. После этого в течение 30 дней муниципалитет принимает решение о дальнейшей судьбе участка.
Если решено его изъять, местные власти предлагают собственнику добровольно продать участок с торгов, а в случае несогласия обращаются в суд для принудительной продажи. В течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда муниципалитет обязан организовать публичные торги. Если участок находится в составе СНТ, он может быть продан без торгов членам этого товарищества (пп. 3 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ).
Вырученные с продажи деньги поступают бывшему собственнику за вычетом средств, потраченных на процедуру изъятия и продажи.
Можно ли занять бесхозный участок, и как это правильно сделать
Если по соседству с вами есть заброшенный участок, занимать его просто так нельзя – это могут счесть самозахватом земли и оштрафовать (при определенной кадастровой стоимости придется заплатить не менее 5 тыс. рублей; при неопределенной – до 10 тыс. рублей). Проще всего разыскать владельца и договориться о продаже земли. Узнать данные собственника можно с помощью выписки из Росреестра, отыскав интересующий участок на публичной кадастровой карте. Но это платная услуга.
Еще можно направить жалобу местным властям на бесхозный или неиспользуемый участок. В итоге он может быть передан в муниципальную собственность или продан на торгах. Тогда вы получите возможность завладеть им на законных основаниях.
Стоит помнить и про такой вариант, как приобретательная давность (ст. 234 ГК). По закону, если человек владеет чужим имуществом открыто и добросовестно, через 15 лет может оформить его на себя после решения суда.
Добросовестное владение – если, приобретая что-либо, лицо не знало о неправомерности завладения. Речь про те случаи, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако формально права собственности не оформлены. Открытое владение – когда лицо владеет вещью как своей собственной, ни от кого не скрываясь.
При таком положении дел в суд необходимо подавать через 18 лет после начала владения – 15 лет по закону плюс 3 года на истечение срока исковой давности, – чтобы бывший владелец не смог отсудить участок обратно.
К покупателю недвижимости переходят права и обязанности в отношении земельного участка в том же объеме, что принадлежали продавцу недвижимости // Обзор дела № А41-80395/2017
К покупателю недвижимости переходят права и обязанности в отношении земельного участка в том же объеме, что принадлежали продавцу недвижимости // Обзор дела № А41-80395/2017
Министерство обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании неосновательного обогащения — платы за пользование земельным участком в период между регистрацией права собственности индивидуального предпринимателя на здания, расположенные на земельном участке, и регистрацией договора аренды на данный земельный участок в размере, равном рыночной стоимости аренды.
Арбитражный суд Московской области решением от 06.02.2018, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2018 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13.09.2018, удовлетворил требование Министерства в части взыскания с предпринимателя неосновательного обогащения с учетом оплаченной предпринимателем суммы за аренду земельного участка в льготном размере (на условиях, существовавших для прежнего арендатора земельного участка – продавца зданий).
В связи с приобретением объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находившемся у продавца в аренде, к покупателю перешли права и обязанности арендатора по договору, в том числе обязанность платить за пользование участком в размере, установленном договором и пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, из расчета два процента кадастровой стоимости участка. Плату за пользование участком в указанном размере ответчик перечислил арендодателю.
С момента государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости предприниматель обязан платить за пользование публичным земельным участком, на котором эти объекты расположены; поскольку предприниматель в спорный период не платил за пользование, с него по правилам статьи 1102 ГК РФ и статьи 65 ЗК РФ надлежит взыскать неосновательное обогащение в размере арендной платы; так как предприниматель не относится к лицам, которым земельные участки могут предоставляться на праве постоянного (бессрочного) пользования, и он не является универсальным правопреемником продавца недвижимости, при расчете платы за пользование земельным участком не может быть применен льготный порядок определения арендной платы, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ для лиц, переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, и который был определен договором аренды для продавца недвижимости; Министерство правомерно произвело расчет платы за фактическое пользование предпринимателем спорным земельным участком в размере арендной платы в соответствии с Методикой исходя из рыночной стоимости права аренды.
Судебный акт суда второй кассационной инстанции:
Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.03.2019 по делу N 305-ЭС18-22413 решение Арбитражного суда Московской области от 06.02.2018, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.09.2018 по делу N А41-80395/2017 отменены, в иске Министерству отказано.
Доводы суда, положенные в основу судебного акта:
Нормами земельного законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 35 ЗК РФ и пункта 3 статьи 552 ГК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В абзаце 2 пункта 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» (далее — постановление Пленума ВАС РФ N 11) разъяснено, что покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования, на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее — постановление Пленума ВАС РФ N 73) подтверждена позиция, согласно которой к покупателю недвижимости переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды).
По смыслу названных норм и разъяснений Пленума ВАС РФ при отчуждении объекта недвижимого имущества его покупатель в силу прямого указания закона приобретает право пользования земельным участком, занятым объектом недвижимости, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний его собственник, и тем самым принимает права и обязанности арендатора земельного участка, а прежний собственник объекта недвижимости выбывает из обязательства по аренде данного земельного участка.
Таким образом, в связи с приобретением объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в аренде у продавца, к предпринимателю перешли права и обязанности арендатора по договору аренды, в том числе обязанность платить за пользование участком исходя из условий данного договора аренды (с применением льготной ставки в размере два процента кадастровой стоимости участка).
Суд второй кассационной инстанции, в общем-то, разъяснил прописные истины.
Подобное правило применяется и в случае, например, определения срока временного владения и (или) пользования недвижимым имуществом, указанного в статье 3 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которой арендатор (субъект малого и среднего предпринимательства) имеет преимущественное право на приватизацию арендуемого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Однако у арендатора такое право возникает только при наличии ряда условий, перечисленных в указанной статье. В частности, арендуемое имущество должно находиться во временном владении и (или) временном пользовании арендатора непрерывно в течение двух и более лет на день подачи заявления в соответствии с договором (договорами) аренды этого имущества.
В названный срок включается также срок владения и (или) пользования недвижимым имуществом лицом, являющимся предшествующим правообладателем по отношению к субъекту малого или среднего предпринимательства, заявившему о реализации права на приобретение. При этом переход права аренды к новому арендатору может основываться как на универсальном, так и на сингулярном правопреемстве (например, перенаем), а прежние арендаторы должны на момент осуществления ими временного владения и (или) пользования недвижимым имуществом соответствовать критериям малого или среднего предпринимательства.
По смыслу указанного закона допускается переход права на приобретение в порядке универсального правопреемства от субъекта малого или среднего предпринимательства, заявившего о реализации данного права, к другому лицу (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Процедура отчуждения земельного участка
Одним из основополагающих принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом (ст. 273 ГК РФ).
В соответствии со ст. 552 ГК РФ, по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом.
Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором.
При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:
1) отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
2) отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 ЗК РФ.
Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.
Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.
Если продавец (иной отчуждатель) доли в праве общей собственности на здание, строение, сооружение является также участником общей собственности на земельный участок, то по договору одновременно с долей в праве на недвижимость должна передаваться и доля в праве на участок.
При отчуждении недвижимости может быть передан как весь земельный участок, так и его часть, занятая недвижимостью и необходимая для ее использования. В любом случае определение земельного участка, передаваемого приобретателю недвижимости, является существенным условием договора отчуждения недвижимости — соглашением о предмете сделки.
В случае отчуждения вместе со зданием только части земельного участка, землеустроительные и кадастровые работы по формированию новых участков должны быть выполнены до совершения сделки, поскольку сделка должна заключаться по поводу четко обозначенных объектов — недвижимости и занятого ею участка. Речь идет либо о разделении участка на два новых участка и возникновении двух новых объектов права, либо о выделении нового участка и возникновении нового объекта права и изменении площади и границ существующего участка.
В соответствии со ст. 554 ГК РФ, в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
Таким образом, соглашение о предмете сделке — подлежащей передаче недвижимости и занятом ею земельном участке являются существенными условиями договора. Для того, чтобы зарегистрировать перехода права собственности не только на недвижимость, но и занятый ею участок, договор должен соответствовать требованиям статьи 18 Закона о регистрации: помимо имени (наименования) правообладателя правоустанавливающий документ должен содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права. В отношении земельного участка в договоре должны быть указаны кадастровый номер, категория, вид разрешенного использования, площадь и адрес.
Согласно п. 1 ст. 35 ЗК РФ, п. 3 ст. 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, в каком они принадлежали предыдущему собственнику.
При отчуждении недвижимости на участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, оформление земельных прав осуществляется после регистрации перехода права собственности на недвижимость.
Таким образом, любой собственник недвижимости является законным землепользователем: на него распространяются как права, так и обязанности по надлежащему использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением, требованиями строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных нормативов. Но имущественные права собственника недвижимости на земельный участок требуют надлежащего оформления.
Анализ норм действующего гражданского и земельного законодательства позволяет определить следующие особенности распоряжения земельными участками с расположенными на них объектами недвижимости:
— Отчуждение недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем отчуждателю на праве собственности, проводится только вместе с земельным участком (если этот участок не изъят или не ограничен в обороте). Это правило действует и в отношении таких частей здания, строения, сооружения, которые могут быть выделены в натуре вместе с частью земельного участка, а также в случае отчуждения доли в праве общей собственности.
— Право собственности на участок переходит на основании сделки, поэтому оно возникает по общему правилу с момента государственной регистрации права на земельный участок, а не с момента регистрации перехода права на недвижимость. Регистрация перехода права собственности на участок возможна только при наличии в договоре описания передаваемого участка.
— Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
— Перед отчуждением недвижимости с занятой ею частью земельного участка необходимо проведение землеустроительных и кадастровых работ по формированию нового участка путем выделения (разделения) из участка, остающегося у отчуждателя недвижимости.
— При отчуждении недвижимости на участке, принадлежащем на ограниченном вещном праве (постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения), права на землю не передаются, оформление имущественных прав на участок осуществляется в соответствии с земельным законодательством после регистрации перехода права собственности на недвижимость.
В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 24.03.2005г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, за исключением указанных случаев, проводится вместе с земельным участком. Отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу, не допускается.
государственный регистратор Н.С. Третьякова
В каких случаях и порядке допускается отчуждение земельных участков, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и (или) возведенных на них незавершенных законсервированных строений, жилых домов до истечения 8 лет со дня государственной регистрации таких домов?
В соответствии с пунктом 11 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 ”Об изъятии и предоставлении земельных участков“ (далее – Указ № 667) граждане, получившие земельные участки как состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее – граждане), до истечения 8 лет со дня государственной регистрации возведенных на них жилых домов не вправе отчуждать такие участки и (или) дома, а также объекты недвижимости, образованные в результате их раздела, слияния или вычленения из них (далее – земельные участки и (или) дома), за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам. Отчуждение гражданами незавершенных законсервированных строений, расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не допускается за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам.
В целях совершенствования законодательства об охране и использовании земель Президентом Республики Беларусь
16 июня 2015 г. подписан Указ № 244 ”О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь“ (вступит в силу по рассматриваемому вопросу 20 сентября 2015 г.) (далее – Указ № 244), предоставляющий право местным исполнительным комитетам давать согласие на отчуждение (купля-продажа, мена, дарение) названных объектов третьим лицам до истечения установленного законодательством 8-летнего срока в исключительных случаях (направление на работу (службу) в другую местность, потеря кормильца, получение I или II группы инвалидности и другие обстоятельства, объективно свидетельствующие о невозможности использования недвижимого имущества) в случае досрочного либо полного погашения льготного кредита и выкупа участка в частную собственность или аренду на 99 лет.
Гражданин, у которого возникли указанные обстоятельства и желающий произвести в связи с этим отчуждение недвижимого имущества, обращается в местный исполнительный комитет с заявлением, содержащим предложение о приобретении земельного участка и (или) дома, незавершенного законсервированного строения либо дачи разрешения на их отчуждение третьим лицам с соответствующим обоснованием.
При отказе от приобретения названных объектов местный исполнительный комитет вправе дать разрешение на отчуждение такого земельного участка и (или) дома, незавершенного законсервированного строения третьим лицам при предоставлении документов, подтверждающих уважительность причин (направление на работу (службу) в другую местность, потеря кормильца в семье, получение I или II группы инвалидности и другие обстоятельства, объективно свидетельствующие о невозможности использования недвижимого имущества) и полном погашении льготного кредита на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), выданного открытым акционерным обществом ”Сберегательный банк ”Беларусбанк“ (если такой кредит привлекался), а также при выполнении гражданином одного из следующих условий:
выкупа в частную собственность земельного участка, предоставленного в пожизненное наследуемое владение или аренду, либо внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка сроком на 99 лет, если земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение или аренду на срок меньший, чем 99 лет, в соответствии с законодательством не может быть приобретен в частную собственность;
внесения гражданином Республики Беларусь платы в размере 100, 80 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, если земельный участок был предоставлен в частную собственность соответственно без внесения платы, с внесением платы в размере 20 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка;
досрочного внесения платы за земельный участок, предоставленный в частную собственность, или платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставленного в аренду на 99 лет, если землепользователю предоставлялась рассрочка их внесения.
Согласно Указу № 244 внесение платы за земельный участок
(за право заключения договора аренды земельного участка) осуществляется без предоставления рассрочки ее внесения. При этом ранее внесенная плата (сумма внесенных плат) за право заключения договора аренды земельного участка подлежит зачету. Индексация ранее внесенной платы названным Указом не предусмотрена.
Копия решения (выписка из решения) местного исполнительного комитета о предоставлении земельного участка в частную собственность либо аренду сроком на 99 лет (об изменении вида вещного права на земельный участок, о продлении срока аренды земельного участка
до 99 лет) и (или) о разрешении отчуждения объектов направляется местным исполнительным комитетом землепользователю заказным письмом либо выдается под роспись в течение 10 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления и предоставления документов, подтверждающих совершение указанных выше действий.
При этом до удостоверения соответствующего договора (купли-продажи, мены, дарения) и его государственной регистрации необходимо осуществить в установленном законодательством порядке государственную регистрацию прекращения:
залога (ипотеки) открытому акционерному обществу ”Сберегательный банк ”Беларусбанк“ строящегося или построенного жилого помещения;
залога земельного участка местному исполнительному комитету (в случае предоставления рассрочки внесения платы за право заключения договоров аренды земельных участков или платы за земельные участки, предоставляемые в частную собственность);
запретов отчуждения земельного участка и (или) дома, незавершенного законсервированного строения, установленных в соответствии с законодательными актами.